Софисты. Все относительно. Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли]
Софисты. Все относительно. Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли]ВикиЧтение
Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли]
Гусев Дмитрий Алексеевич
Содержание
Софисты. Все относительно
Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем, умению при любых обстоятельствах воздействовать на слушателя и добиваться желаемого эффекта. Но для того чтобы во всех интеллектуальных ситуациях выходить победителем, надо иметь способности и доказывать, и опровергать все, что угодно. Платные учителя мудрости изобрели разнообразные
Но одних софизмов недостаточно.
Для того чтобы побеждать в любом споре, человек должен быть всегда прав. Однако если истина едина для всех, а спорящий не на ее стороне, тогда он никак не может быть прав. Значит, единственное, что остается софисту, – предположить существование не одной истины, а многих. Сколько людей, столько и мнений, каждый человек – сам себе истина. Знаменитый софист Протагор Абдерский предложил формулу такого воззрения: «Человек есть мера всех вещей». То есть как кому кажется, то для каждого и есть истина, которая, таким образом, совершенно субъективна (зависит от субъекта – человека). Ничего общего и обязательного для всех нет, никаких единых принципов или законов не существует. Каждый из нас сам себе устанавливает правила и ориентиры, по которым должна протекать его жизнь. Любое воззрение настолько же истинно, насколько ложно. Все можно и доказать, и опровергнуть, противоположные суждения совершенно равносильны.Обо всем можно сказать: «Это и так, и не так одновременно». И все в данном случае зависит только от конкретного человека, который и выступает критерием правды и лжи. Такой взгляд называется субъективизмом (от лат. subjectum – человек). Но если нет ничего общепринятого, тогда никто не может быть ни абсолютно прав, ни абсолютно не прав, вернее, что кажется истинным одному, для другого – ложно, важное для кого-то оставляет иного совершенно равнодушным, смешное для одного кажется грустным другому, и если нечто представляется кому-то добром, другой вполне может расценить его как зло. Получается, что ни о чем нельзя сказать определенно и все в мире относительно. Таким образом, из субъективизма софистов вытекает релятивизм (от лат. relativus – относительный) – положение об относительности всего.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.II. Софисты и Сократ
II. Софисты и Сократ По мере того как развивались греческая словесность, поэзия, красноречие, научный логос о природе вещей, – возникло формальное изучение «искусства слова» – как риторики, диалектики и впоследствии логики, т. е. как искусства речи, рассуждения и науки
3.2. Софисты: Протагор и Горгий
3.2. Софисты: Протагор и Горгий ПРОТАГОРCekct adv. math. VII, 60. Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующие, что они не существуют.Cekct Punt hypot. I, 216-219. Протогор мерой называет критерий, вещами же – дела (то, что делается). Таким образом, он утверждает,
СОФИСТЫ[78]
СОФИСТЫ[78] Протагор[79]Секст adv. math. VII 60 (В 1). Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют.Евсевий Ргаер. evang. XIV 3, 7 (В 4). О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду.
1. Софисты и софистическое искусство
1. Софисты и софистическое искусство Как известно, философия как сфера духовной культуры получила свое наименование («любовь к мудрости») у древних греков. Они же выдвинули множество философов и выдающихся деятелей в других областях культуры и общественной жизни, имена
Протагор и софисты
Протагор и софисты В V в. в Афинах появилась новая философия, которая полностью отличалась от философии природы того времени. Ее ориентация была гуманистической, а принципиальные позиции релятивистскими. Представителями ее выступали софисты, среди них наиболее
А. Софисты
А. Софисты Понятие, которое разум в лице Анаксагора нашел существенным, есть простое отрицательное, в котором утопает всякая определенность, все сущее и единичное. Перед понятием ничто не может устоять, так как оно есть именно беспредикатное абсолютное, для которого
5.
Софисты5. Софисты Человек и сознание – вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты – учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор (ок. 485 – ок. 410 до н. э.) и Горгий (ок. 483 – ок. 375 до н. э.).Эти философы углубляют критическое отношение ко
ГЛАВА X. СОФИСТЫ
ГЛАВА X. СОФИСТЫ Появление софистов в качестве профессиональных учителейПервоначально софистом называли всякого человека, посвящающего себя умственной деятельности, или искуссного в какой-либо премудрости и учености. Так, Геродот называет софистами Солона и Пифагора,
Протагор и софисты
Протагор и софисты В V в. в Афинах появилась новая философия, которая полностью отличалась от философии природы того времени. Ее ориентация была гуманистической, а принципиальные позиции релятивистскими. Представителями ее выступали софисты, среди них наиболее
Софисты. Все относительно
Софисты. Все относительно Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем, умениюСОФИСТЫ
СОФИСТЫ При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Из их сочинений практически ничего не сохранилось, а изучение при помощи непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создать определенную цельную систему знаний. При обучении они
Софисты
Софисты Первое, о чем размышляли греческие философы, была природа, physis.
3. Софисты
3. Софисты Поиски естественных основ права и закона в самой природе человека и человеческого общества были продолжены в V—IV вв. до и. э. софистами.Софисты были глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, этики, политики, риторики и целом ряде
Глава 11 Софисты
Глава 11 Софисты Первые греческие философы интересовались в основном Объективным, пытаясь найти единосущный принцип всех вещей. Однако их усилия не увенчались успехом, а появившиеся позже заявления о том, что все их теории – это плод воображения, возбудили определенный
Польза софистики
Ничего не проси, сами придут и все дадут. Если будешь правильно себя вести, конечно. Обойдемся без применения шантажа, пыток, приворотной магии. Тебе не придется осваивать искусство гейши или тайную активацию пятой точки по системе хатимон. Тебе понадобится – только-то и всего! – научиться грамотно использовать софизмы, как этому научилась я.Ошибка истории
В книгах написано, что софизмы изобрели – ни за что не догадаешься! – софисты. Это понятие появилось в V веке до н.э. в Древней Греции и означало «мудрый, искусный человек». Но времена изменились, нравы испортились, а софисты пошли в бизнес. Эти суровые бородатые мужчины стали обучать всех желающих (и платежеспособных) граждан искусству красноречия, а тогда это было прибыльно! Профессии адвоката не было, и каждый сам защищал свои интересы в суде. Кроме того, политические речи решали судьбу города и влияли на принятие законов. От остроумия и убедительности оратора часто зависел исход дела, поэтому софисты нашли своего покупателя.
Вернули в строй
По сути софизм – это заключение, которое кажется правильным, но в каком-то месте рассуждений была намеренно допущена логическая ошибка. Не заметив ее, слушатель приходит к неверному выводу, а оратор добивается цели. Самыми постоянными приверженцами софистики стали женщины. Мужчины окрестили это явление женской логикой, но что они понимают в философии! Итак, два самых популярных женских софизма это: «Я толстая» и «Ты меня не любишь!» Ситуации могут быть разными, но концовка всегда одна. Это ли не признак гениальности? Иногда особо талантливые софистки умудряются сочетать два в одном: «Дорогой, какое платье надеть – красное или алое?» – «Алое». – «А почему не красное?» – «Алое лучше на тебе сидит». – «Ты намекаешь, что в красном я толстая?» И контрольный в голову: «Ты меня не любишь!» Слушатель улавливает логическое несоответствие между цветом платья и фигурой оратора, но не успевает его оспорить, как его добивают вторым: причина, по которой любовь зависит от выбора одежды, останется непонятой. Но результат достигнут: слушатель бросается утешать оратора и готов купить новое синее платье, лишь бы того успокоить.
Шкурный интерес
По правде, приведенные выше софизмы чаще всего таковыми и не являются. Бедные девушки по наивности и незнанию используют свое оружие против себя и с помощью нелогичных выводов не только не приходят к успеху, но и портят себе настроение. Да и у мужчин со временем возникает иммунитет к таким высказываниям. Поэтому предлагаем тебе создать длинную цепочку здравых рассуждений, которым твой оппонент поразится, а в итоге согласится со сделанным выводом. Например, почти анекдотическая ситуация: ты хочешь шубу. Включай фантазию и своего «внутреннего» софиста. Даже если ты мечтаешь о розовом кролике или ноже для резки бумаги, шуба никому в хозяйстве не мешала.
Софистика для экологов: «Убивать зверей плохо, шуба – это убитый зверек! Значит, шуба – это плохо, а плохого должно быть меньше. Поэтому давай ее купим и избавим планету от зла. Ничего если я ее немного поношу перед избавлением?»
Софистика для романтиков: «Я всегда буду вспоминать нашу первую встречу, первый поцелуй, первую ночь, первую шубу… Ой, а шубы-то и не было! Неужели мне не о чем будет рассказать детям?»
Софистика для практиков: «Чтобы уговорить тебя купить мне шубу, я трачу 30 минут в день. В неделю это 210 минут, то есть 3,5 часа. Все это время ты мог бы смотреть футбол, пить пиво с друзьями или играть на компьютере, но ты слушаешь мои злобные нападки и позволяешь мне тебя пилить. Я делаю это уже месяц и не собираюсь останавливаться. И кто из нас окажется в большем выигрыше, если мы все-таки купим шубу?»
Где логика?
Примеры удачных софизмов
- Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. Чем больше забываешь, тем меньше знаешь. Так для чего учиться?
- Чем больше я пью, тем сильнее у меня дрожат руки. Чем сильнее у меня дрожат руки, тем больше я проливаю. Чем больше я проливаю, тем меньше я пью. Таким образом чем больше я пью, тем меньше я пью.
- Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
- Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.
- 10% всех автомобильных воров левши. 100% белых медведей левши. Вывод: когда у вас в следующий раз украдут машину, можете быть на 10% уверены, что это сделал белый медведь.
- 20% англичан лысые. 20% англичан говорят по-французски. Вывод: знание французского ведет к облысению.
Всех запутала Анна Ступенькова
Софисты — Истина, знание и риторика: греческая трилогия
Софисты об истине и знании
Софисты считали истину субъективной. Обратите внимание, что для софистов истина пишется с маленькой буквы «т».
Для софистов истина зависела от восприятия личности и использования языка и риторики для достижения истины. Они также считали, что знание субъективно; то, что один человек может считать правдой, другой знает иначе.
Короче говоря, каждый человек по-своему понимает, что является правдой, и мы используем язык, чтобы показать, что верно для нас, и поделиться своими знаниями.
Софисты об истине, знании и риторике
Софисты считали, что не существует ничего, кроме нашего понимания языка. Например, то, что мы узнали о науке, мы узнали из учебников и научных статей, а то, что мы знаем о философии, мы узнали из чтения философских произведений. Следовательно, язык является нашим источником и создателем знаний, и истина может быть изменена с помощью языка и убеждения.
Кроме того, софисты твердо верили в акт убеждения посредством речи: риторика. Для софиста язык — это сила. Язык — это метод убеждения и обучения кого-то. Они были сильными сторонниками использования риторики в церемониальных (эпидейктических) ситуациях. Эпидейктическая риторика используется для восхваления или порицания: так, речь на церемонии награждения может быть примером такого рода речи, потому что вы хвалите кого-то за что-то.
Очень известным софистом был Горгий. Он считал, что риторика невероятно влиятельна, а потому может и должна использоваться в политике и снятии вины, как в его «Экомии Елены». Он твердо верил, что риторика — это инструмент, который можно использовать для объединения общества. Он представил риторическую стратегию dissoi logoi; акт спорить две разные стороны. Например, принимая решение, вы аргументируете плюсы и минусы вариантов и смотрите, перевешивают ли плюсы минусы, в надежде усилить свою аргументацию. Подобно попытке убедить кого-то проголосовать за лидера, вы, очевидно, аргументируете его сильные стороны, но это помогло бы вашей аргументации, если бы вы упомянули их слабости, но рассмотрели способы, которыми плюсы голосования за них перевешивают минусы.
Кроме того, Горгий известен своей метафорой сходства между риторикой и наркотиками: риторика похожа на наркотики, потому что она может вызывать очень разные реакции, которые могут понравиться или не понравиться аудитории. Он считал, что риторика, как и наркотики, убеждает не только разум, но и все тело человека; полностью затронуты чем-то и выйти и что-то изменить. Он утверждал, что речь ближе к душе, чем письмо, потому что к речи нельзя прикоснуться, а ощущаешь действие речи в целом: «Речь есть могущественный владыка, который с помощью тончайшего и невидимейшего тела воздействует на божественные творения; оно может остановить страх и изгнать горе, создать радость и взрастить жалость». (Горгий) Это противоречит тому, что утверждал Платон: эта речь уводит вас еще дальше от Истины.
Так ли плохи были софисты? | Подкаст «Частично изученная философия жизни»
Общеизвестно, что Платон ненавидел софистов, и в нашем последнем выпуске мы рассмотрели его причины. Но действительно ли софисты были не чем иным, как аморальными искателями правды, не имеющими собственных достоинств? Софисты были обучены тому, как сделать более слабое более сильным, и многие восприняли это как обман и интеллектуальную неряшливость. Но в мире, где греки считали себя выше негреков, рабство считалось естественным, а женщины не имели политической власти, не могло ли быть так, что более слабый случай часто был более справедливым? Возможно ли, что софисты на самом деле были «хорошими парнями», а из-за извращенного поворота истории а-ля Борхес вместо этого мы идеализировали Сократа и Платона?
Хотя такая крайняя противоположность, вероятно, не имеет места, софисты обладали многочисленными качествами, которые по большей части остались незамеченными, несмотря на усилия некоторых уважаемых ученых-классиков. Бернард Нокс (1994) писал, что Платон незаслуженно опорочил софистов, поскольку они были первыми профессорами гуманитарных наук и учителями риторики — искусства, столь необходимого в зарождающейся демократии Древней Греции. В своих усилиях покончить с тем, что он считал недостатками афинской демократии — политической коррупцией, нестабильной политикой, подхалимством — Платон также был полон решимости устранить гуманитарные науки и их ключевых представителей, софистов (стр. 9).8). В отрывке, который немного напоминает Тему Предателя и Героя , Нокс пишет:
Часто говорят, что значение Сократа в истории западной мысли состоит в том, что он принес теорию с небес. , от космологических спекуляций, к человеческому миру, к моральным и политическим проблемам человечества. Но на самом деле это было достижением софистов, создавших образование, рассчитанное на первую великую демократию… Платон, конечно же, превратил слово «софисты» в ругательство, а также, хотя этот аспект его творчества упоминается редко, пытался подавить новые гуманитарные науки. (стр. 96–97)
Нокс считает, что тогда гуманитарные науки находились в осаде по тем же причинам, что и сейчас: их тревожное воздействие на разум и общество, их способность к подрывной деятельности и отсутствие точных ответов. Профессора гуманитарных наук того времени играли решающую роль в афинском обществе, и история доказала, что они были правы, бросив вызов по крайней мере некоторым идеям, которые казались более сильными в то время. Как отмечает Гэри Уиллс в рецензии на книгу Нокса:
Старая схема «Платон нравственный, софисты аморальные» может быть обращена вспять в некоторых вопросах, где Платон теперь выступает за ценности, которые мы не можем чтить… Софисты были уникальными в свое время, ставя под сомнение превосходство греков над варварами, мужчин над женщинами, свободных — рожденные рабами. Без сомнения, это было «релятивистским» для многих афинян…
Известный ученый У. К. К. Гатри более уравновешен в своих взглядах, но и он поддерживает некоторые положения Нокса. Он также признает многие качества софистов, но не считает, что Платон несет единоличную ответственность за их дурную славу. В своем третьем томе History of Greek Philosophy (1969), посвященный исключительно софистам, Гатри проливает свет на враждебный климат, установившийся против них не только из-за конкретных личностей, таких как драматург Аристофан или философ Сократ, но также из-за чистого духа времени пятый век до н. э.
В то время Древняя Греция переживала растущий агностицизм и атеизм, и софисты серьезно ставили под сомнение отношения physis-nomos (примерно переводится как природа против закона, условности). Известно, что Протагор сказал, что не может сказать, существуют боги или нет, а Критий думал, что боги были гениальным изобретением, чтобы их подданные не нарушали закон (9).0025 nomos ), когда они не находились под присмотром. Находясь под сильным влиянием монизма Парменида, софисты отказались от идеи постоянной, неизменной реальности, стоящей за видимостью, в пользу эмпиризма и релятивизма. Истина была случайной, а не универсальной и вечной, и их убедительность только укрепляла это убеждение, поскольку они постоянно демонстрировали, что любого можно убедить практически в чем угодно. Для софиста может быть вера, но не знание (Гатри, 1977, с. 47).
Умение менять убеждения людей, конечно же, было риторикой, и софисты были рады передать его за плату. Как следствие, они заработали много денег, и это увеличило недоверие людей к ним — Сократ дошел до того, что назвал их «проститутками мудрости» ( Memorabilia , I.6.13) — но, возможно, более важным, чем прибыльный аспект была идея, что риторика может быть передана любому .
Софисты пообещали научить любого, кто достаточно амбициозен, чтобы научиться столь желанной добродетели политика é арет é. « Areté … обозначал те качества человеческого совершенства, которые делали человека естественным лидером в своем сообществе» (Гатри, стр. 25). До сих пор все было хорошо, но до софистов считалось, что Aret é было делом physis , а не nomos — что это был дар, призвание, божественная привилегия класса. это был , «рожденный» , чтобы править — и поэтому, как и с любой привилегией, те, кто ее имел, не желали ее отдавать. Одним из таких сопротивляющихся консерваторов был драматург Аристофан, который, по словам Гатри, использовал слово «9».0025 sophistes подразумевал шарлатанство и обман и превратил его в ругательный термин (хотя этот термин по-прежнему не ограничивался профессиональным классом софистов, а скорее относился к тем, кого мы сегодня в основном назвали бы «экспертами»).
Софисты не только имели наглость учить кого угодно добродетелям политического лидерства, но они были еще и иностранцами! Как пишет Гатри, софисты были «провинциалами, чей гений перерос границы их собственных малых городов» (стр. 40). Они приехали в Афины, «центр эллинской культуры», как и многие мигранты, чтобы процветать и развивать свои навыки, но у них не было шанса самим стать политическими лидерами, поскольку они даже не были гражданами. Поэтому они учили других и преуспели в этом, что дало консервативным афинянам еще одну причину не любить их.
Возможно, из-за своего социального положения софисты сыграли центральную роль в развитии гуманизма. Как показывает Гатри, несколько софистов сделали первые шаги к «космополитизму и идее единства человечества» (стр. 24). Гиппий видит в различии между выходцами из разных греческих государств нечто отнюдь не естественное, а чисто вопрос nomos . Антифон дошел до того, что сказал, что между варварами и греками нет разницы в природе, а Алкидам писал, что Бог освободил всех людей, а природа не сделала никого рабом.
Все это были смелые и дальновидные заявления, но это не значит, что все софисты были интеллектуальными героями, принесенными в жертву на алтарь платоновской философии. Было бы принципиально неправильно изображать такой поляризованный взгляд, а также трудно говорить о софистах в столь обобщенных терминах, учитывая, что у них не было единого единого взгляда (и они, как известно, убедительно доказывали как 90 025, так и сторон любого вопроса).