Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мировосприятие это: МИРОВОСПРИЯТИЕ | это… Что такое МИРОВОСПРИЯТИЕ?

Мировосприятие — Психологос

Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.

Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка — какой мир в целом. Дружественный или враждебный, трудный или легкий. Мир ясный, простой и просторный — или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Мир Арены или Детский сад. Джунгли или Мир человеческих встреч… Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал — или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.

Любой сюжет жизненного мира описывает не только мир, но и меня в этом мире. Я в нем большой или маленький, герой или ничтожество, победитель или неудачник.

В связи с этим Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. Не менее важно — общее представление о людях рядом со мной и вокруг меня. Они — друзья или враги? Они хорошие или плохие? Картинка «Я-окей — Ты окей» характерна для позитивных людей с высоким душевным здоровьем, ощущение «Я не-окей — ты не-окей» характеризует проблемную личность и проблемное мироощущение.

Зачем про все это знать?

Тот, кто узнает себя в том или ином мире, имеет возможность или утвердить себя в нем, или предпринять усилия, чтобы переключить себя в другое состояние и жизнь в другом мире.

Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.

Позитивное и реалистичное мировосприятие

Позитивное мировосприятие — восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее↑. К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично. Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой — это лудоманы: игроки, подсевшие на игровые автоматы.

Они категорически уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное мировосприятие характерно для человека-ребенка. У взрослого человека позитивное мировосприятие — реалистично↑.

Восприятие мира как дружественного или враждебного

Люди — друзья или враги? Мир — дружественен или враждебен? Ответы на эти вопросы составляют важнейшую часть любого мировоззрения. В зависимости от того, насколько большим и сильным (или маленьким и слабым) чувствует себя человек, он в своем мировосприятии видит мир по шкале эмоциональных тонов в пяти основных картинках: мир прекрасен, мир хорош, мир обычен, мир враждебен или мир страшен.

Мужское и женское мировосприятие

Мир мужчины — внешний, предметный мир. Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначально, по своей природной сути, мужская задача — создавать предметы, чинить предметы, разбираться в предметах. В центре внимания мужчины — внешний мир. Внимание мужчины всегда вовне и ищет то, что может стать его, после чего следует действие захвата.

В центре внимания женщины — она сама. Задача женщины — привлечь к себе, ее внимание всегда на себе, она сделает все, чтобы быть привлекательной, чтобы оказаться в центре внимания и чтобы мамонта принесли именно ей! Мир женщины — мир чувств и человеческих отношений. Женщина может великолепно ориентироваться в природном мире, но ее природная женская стихия — не предметный мир, а отношения. Женская задача — создавать отношения, выстраивать отношения, управлять отношениями…↑

Реликтовое мировосприятие / Концепции, философия / Независимая газета

Ирина Бескова. Природа сновидения (эпистемологический анализ). – М: Издательство ИФ РАН, 2006. – 240 с.

В книге Ирины Бесковой рассматриваются особенности отношения к сновидениям, сложившиеся в разные исторические эпохи в разных сообществах, включая традиционные примитивные культуры. Объемный анализ, выдержанный в монографии, позволяет по-новому отнестись к опыту смерти, который может эмоционально переживаться человеком в сновидении: «Так, если его убивают, он будет переживать, как если бы снящееся происходило с ним в действительности. (В этом-то и ужас кошмарных сновидений!)».

Специальное внимание в книге уделяется техническим характеристикам сна и сновидения, полученным в рамках многочисленных исследовательских программ в нейрофизиологии, медицине и психологии. Ключевым понятием в изучении сновидений является фаза быстрого движения глаз (БДГ). Оказывается, сновидения видят даже дети в утробе матери! Однако возникают закономерные вопросы: что может видеть во сне неродившийся ребенок, ведь его зрительный аппарат еще не имел опыта восприятия реальных объектов окружающего мира? Какие же «киноленты» он просматривает? В какой форме тогда предстают перед ним образы сновидений, о наличии которых однозначно свидетельствует электрическая активность мозга? Если принять гипотезу о сновидениях как о побочном продукте нормального функционирования мозга, то «можно сказать, что младенец, еще не родившийся на свет, находящийся в утробе матери, во время сновидения ничего не видит (не видит – в нашем понимании). Его головной мозг просто функционирует в определенном режиме».

Авторская часть книги содержит гипотезу об антропологических границах – внешней и внутренней. Внешняя граница телесности начинается с кожи, а внутренняя – с неспособности контролировать работу собственных органов. Бескова предлагает трехуровневую структуру человека, включающую сознание, подсознание и бессознательное: «Сознание – это то, что имеет своей областью определения человека как целое, подсознание – человека как совокупность подсистем и бессознательное – человека как отдельные системы, входящие в его организм». Согласно Бесковой, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное и представителям древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников. Одной из важных особенностей реликтового мировосприятия является наличие ненарушенной связи между Эго, а также внешним и внутренним миром.

Нашим предкам был доступен больший диапазон каналов приема и отдачи информации. Мы же привыкли делить бытие на внутренний и внешний мир. Поверхностной структурой для нас является пресловутое Я, которое Бескова считает не субстанциональным, а функциональным (и по сути – пустым). Внешний мир мы считаем враждебным для себя, поскольку не можем перерабатывать всю обволакивающую нас информацию. Мы живем отнюдь не в ноосфере (или инфосфере), а в окружении физических явлений, не выразимых в опыте. Аналогично обстоит дело с нашим организмом (анатомическим внутренним миром) в совокупности всех его подсистем. О происходящем внутри себя мы осведомлены не меньше. Многие процессы протекают безболезненно, а когда что-то ломается, правильный диагноз можно установить только при наличии сданных анализов, хотя в языке по-прежнему бытуют такие выражения, как «всем телом почувствовать», «кожей ощутить опасность», «затылком (спиной) почувствовать чей-то пристальный взгляд», «нутром чуять» и т.п.

Мыслецентризм homo sapiens обусловлен тем, что мысль – это всего лишь еще одна система репрезентации поступившей информации, тогда как каналов восприятия намного больше.

Иногда их называют интуицией или шестым чувством. Мы считаем систему мысли универсальным средством, хотя и сознаем ограниченность ее возможностей, настаивая на том, что не всякий опыт выразим в языке. Несмотря на то что мы принимаем ее за интегральную, своего рода метауровневую по отношению ко всем прочим, возможно, что она – того же порядка, что и прочие репрезентативные системы, для выражения которых никак не обойтись без помощи антиязыка.

Что такое христианское мировоззрение? — Сосредоточьтесь на семье

Недавний общенациональный опрос, проведенный Исследовательской группой Барна, показал, что только 4 процента американцев придерживаются «библейского» мировоззрения. Когда Джордж Барна, изучающий культурные тенденции и христианскую церковь с 1984 года, посмотрел на «рожденных свыше» верующих в Америке, результаты оказались удручающими — 9 процентов.

Опрос Барны также связал мировоззрение человека с его или ее моральными убеждениями и действиями. Барна говорит: «Хотя большинство людей владеют Библией и знают часть ее содержания, наше исследование показало, что большинство американцев имеют слабое представление о том, как интегрировать основные библейские принципы, чтобы сформировать единый и осмысленный ответ на вызовы и возможности жизни».

1. Что такое мировоззрение?

Мировоззрение — это основа, с которой мы смотрим на реальность и понимаем жизнь и мир. «[Это] любая идеология, философия, теология, движение или религия, которые обеспечивают всеобъемлющий подход к пониманию Бога, мира и отношений человека с Богом и миром», — говорит Дэвид Нобель, автор книги «Понимание времени».

Например, двухлетний ребенок считает себя центром своего мира, светский гуманист считает, что материальный мир — это все, что существует, а буддист считает, что он может освободиться от страданий путем самоочищения.

Кто-то с библейским мировоззрением считает, что его основной целью существования является любовь и служение Богу.

Сознательно или подсознательно, у каждого человека есть определенный тип мировоззрения. Личное мировоззрение — это комбинация всего, что вы считаете правдой, и то, во что вы верите, становится движущей силой каждой эмоции, решения и действия. Следовательно, это влияет на вашу реакцию во всех сферах жизни: от философии до науки, от теологии и антропологии до экономики, права, политики, искусства и общественного устройства — всего.

Например, давайте предположим, что вы усвоили идею о том, что красота — в глазах смотрящего (светская относительная истина), а не красота, определяемая чистотой и творчеством Бога (абсолютная истина). Тогда любое произведение искусства, каким бы вульгарным или абстрактным оно ни было, будет считаться «искусством», творением красоты.

2. Что такое библейское мировоззрение?

Библейское мировоззрение основано на непогрешимом Слове Божьем. Когда вы верите, что Библия полностью истинна, вы позволяете ей быть основой всего, что вы говорите и делаете. Это означает, например, что вы серьезно относитесь к наказу в Римлянам 13 уважать власть, исследуя кандидатов и проблемы, делая голосование приоритетом.

У тебя библейское мировоззрение? Ответьте на следующие вопросы, основанные на утверждениях из Библии, которые Джордж Барна использовал в своем опросе:

  • Существуют ли абсолютные моральные истины?
  • Библия определяет абсолютную истину?
  • Жил ли Иисус Христос безгрешной жизнью?
  • Является ли Бог всемогущим и всезнающим Творцом вселенной, и правит ли Он ею по сей день?
  • Является ли спасение даром от Бога, который нельзя заслужить?
  • Сатана реален?
  • Должен ли христианин делиться своей верой во Христа с другими людьми?
  • Точна ли Библия во всех своих учениях?

Вы ответили утвердительно на эти вопросы? Только 9 процентов «рожденных свыше» верующих сделали это. Но что более важно, чем ваше «да» на эти вопросы, так это показывает ли это ваша жизнь. Конечно, все мы грешники и ошибаемся, но большая часть наших внутренних реакций будет отражать то, что мы в глубине души, честно говоря, считаем реальным и истинным.

3. Как разбавляется библейское мировоззрение?

Вот большая проблема. Небиблейские мировоззренческие идеи не лежат где-то в книге и ждут, пока люди их изучат. Они постоянно бомбардируют нас телевидением, фильмами, музыкой, газетами, журналами, книгами и научными кругами.

Поскольку мы живем в эгоистичном, падшем мире, эти идеи соблазнительно взывают к желаниям нашей плоти, и мы часто в конечном итоге включаем их в наше личное мировоззрение. К сожалению, мы часто делаем это, даже не подозревая об этом.

Например, большинство христиан согласятся с 1 Фессалоникийцам 4:3 и другими местами Писания, которые предписывают нам избегать сексуальной безнравственности, но как часто христиане впадают в похоть или добрачные и внебрачные половые грехи? Просто потому, что они слабы перед искушением, или это началось намного раньше, с обольстительной лжи нашего сексуализированного общества?

4. Какое значение имеет библейское мировоззрение?

Если мы на самом деле не верим в Божью истину и не живем по ней, то наше свидетельство будет сбивать с толку и вводить в заблуждение. Большинство из нас проживает жизнь, не осознавая, что мир сильно повлиял на наше личное мировоззрение. Благодаря средствам массовой информации и другим влияниям секуляризованный американский взгляд на историю, право, политику, науку, Бога и человека влияет на наше мышление больше, чем мы думаем. Затем мы попадаем «в плен через пустую и обманчивую философию, которая зависит от человеческих традиций и основных принципов этого мира, а не от Христа» (Колоссянам 2:8).

Однако, усердно изучая, применяя и доверяя Божьим истинам во всех сферах нашей жизни — будь то просмотр фильма, общение с супругами, воспитание детей или работа в офисе — мы можем начать развивать глубокую всеобъемлющую веру в то, что будет противостоять неумолимому потоку небиблейских идей нашей культуры. Если мы поймем и примем больше Божьего мировоззрения и доверимся ему с непоколебимой верой, тогда мы начнем принимать правильные решения и формировать соответствующие ответы на вопросы об абортах, однополых браках, клонировании, исследованиях стволовых клеток и даже о выборе средств массовой информации. Потому что, в конце концов, именно наши решения и действия показывают, во что мы действительно верим.

«Не сообразуйтесь более с образом мира сего, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Римлянам 12:2).


Нашим первым приоритетом в семейном служении должно быть знакомство людей с автором семьи — Он — величайшая надежда для здоровых, процветающих семей. Мы верим, что родители должны стремиться показать своим детям, как смиренно следовать учениям и духу Иисуса дома и в обществе.


Как определить истинное или ложное мировоззрение

Примечание редактора. Это пятая статья из серии о том, что христианам следует знать о мировоззрениях и их анализе. Другие статьи этой серии можно найти по номеру здесь .

Как определить, лучше ли одно мировоззрение, чем другое?

Основной способ ответить на этот вопрос — определить, является ли мировоззрение истинным или ложным. Верное мировоззрение, то есть мировоззрение, соответствующее действительности, было бы лучше, чем неверное. В более ранней статье мы обсуждали, что существует (по крайней мере) 10 основных мировоззрений, таких как христианский теизм, натурализм и духовность Нью Эйдж. Поскольку эти мировоззрения выдвигают утверждения, противоречащие друг другу, не все они могут быть истинными (хотя возможно, что все они могут быть ложными). Таким образом, мы могли бы ранжировать мировоззрения от лучшего к худшему в зависимости от того, являются ли они более правдивыми, чем их соперники.

Для этого нужен тест на истинность или ложность мировоззрения. Христианский философ и апологет Норман Гейслер предположил, что критерием ложности мировоззрения является «неутверждаемость», а соответствующим критерием истинности мировоззрения — «неопровержимость».

Два теста

Неутверждаемость означает, что утверждение или убеждение не могут быть подкреплены доказательствами или что они противоречат сами себе. Он основан на самом основном законе логики, законе непротиворечия. Этот закон гласит, что противоречивые утверждения не могут быть одновременно истинными в одном и том же смысле. Или, проще говоря, если что-то истинно, то противоположное ему ложно.

Возьмем, например, утверждения «В моем доме сейчас идет снег» и «В моем доме сейчас нет снега». Если «мой дом» относится к одному и тому же, то оба утверждения не могут быть истинными (хотя, опять же, оба они могут быть ложными). Причина, по которой они оба не могут быть истинными, заключается в том, что это нарушило бы закон непротиворечия, который является основным предположением о природе реальности.

Все ложные мировоззрения содержат утверждения или убеждения, сходные в том, что они не подтверждаются. Давайте рассмотрим пантеизм, мировоззрение, которое отождествляет Бога со вселенной или рассматривает вселенную как проявление Бога. Основное утверждение пантеизма состоит в том, что Бог или Абсолют — это все, что существует, и что отдельных сущностей не существует. Как отмечает Гейслер, строгий пантеист должен утверждать: «Бог есть, а меня нет». Но это обречено на провал, поскольку индивидуальная сущность — «я» — должна существовать, чтобы утверждать, что ее не существует. Таким образом, утверждение «я не существую» неопровержимо. Поскольку это существенное утверждение, на котором основывается пантеизм, пантеизм должен быть ложным.

Заявление о том, что утверждение неутверждаемо, не означает, конечно, что оно невыразимо или нестабильно. Например, мы могли бы сделать утверждение: «Зеленый на вкус как желтый». Несмотря на то, что это высказывание может быть и произнесено, и констатировано, оно совершенно бессмысленно. Оно также неутверждаемо, но только потому, что утверждает нечто бессмысленное.

Что делает большинство неутверждаемых утверждений неутверждаемыми, так это то, что то, что утверждается, отрицается в процессе или акте утверждения. Если бы вы утверждали, что вам не хватает способности утверждать что-либо, то вы бы сделали неопровержимое утверждение. То, что неутверждаемо, обречено на провал, а то, что обречено на провал, не может быть истинным, потому что нарушает закон непротиворечия.

Вторым критерием истинности мировоззрения является неопровержимость, то есть утверждение или убеждение настолько верно, что мы не можем последовательно отрицать их истинность. Закон непротиворечия является примером убеждения, которое неоспоримо. Еще одно утверждение: «Я существую». Для того, чтобы сделать это заявление, вы должны были бы существовать — иначе вы не смогли бы отрицать («Я не существую»). Таким образом, утверждение «я существую» неоспоримо.

К сожалению, немногие истины так очевидны и неоспоримы, как существование и закон непротиворечия. Но, как мы увидим в следующей статье, христианский теизм содержит наиболее последовательно неоспоримые убеждения любого мировоззрения.

Более убедительный подход

Вооружившись этим двойным тестом — неутверждаемость и неопровержимость — теперь мы сможем убедить нехристиан в ошибочности их мировоззрения, не так ли?

К сожалению, это не так просто. Как указывал Апостол Павел, нечестивые подавляют истину неправедностью своей (Рим. 1:18). Нечестивые могут найти способ отрицать даже неоспоримое.

Рассмотрим, например, знаменитый спор доктора Сэмюэля Джонсона со своим биографом Джеймсом Босуэллом. Спор касался утверждения философа Джорджа Беркли о том, что существует только разум, а материя не реальна. Как пишет Босуэлл в Жизнь Сэмюэля Джонсона :

После того, как мы вышли из церкви, мы некоторое время стояли и беседовали о гениальной софистике епископа Беркли, доказывающей отсутствие материи и то, что все во Вселенной просто идеально. Я заметил, что, хотя мы убеждены, что его учение неверно, опровергнуть его невозможно. Я никогда не забуду поспешности, с которой Джонсон ответил, с огромной силой ударив ногой по большому камню, пока не отскочил от него: «Я опровергаю это».0007, таким образом, ».

Джонсон утверждал, что существование материи бесспорно, и он был прав. Но он не был полностью убедителен. Его обращение к камню определенно не убедило бы епископа Беркли в его неправоте. Некоторые люди могут — и будут — подтверждать неопровержимое и отрицать бесспорное. Некоторые отказываются признавать логику или реальность, в то время как другие просто признают, что они противоречивы. Как беззастенчиво заявил поэт Уолт Уитмен: «Разве я противоречу самому себе? Хорошо, тогда я сам себе противоречу (я велик, я вмещаю множество)» 9.0003

Непримиримость неправедных не должна вести нас к отказу от неопровержимости и неутверждения. Но мы должны быть готовы принять более убедительный подход, когда нужно убедить кого-то в том, что христианское мировоззрение лучше.

Как объясняет Сэм Чен, когда культура была обращена в христианство, мы спорили и учили в такой последовательности: (1) то, что я говорю, верно; (2) если это правда, то вы должны в это поверить; и (3) если вы верите в это, вы должны жить этим.

Это ИСТИНА ВЕРИТЬ ЖИТЬ

Это логическая последовательность, но то, как наши постхристианские друзья обнаруживают ее, часто бывает противоположной: (1) то, что вы видите, — это более мудрый образ жизни; (2) но если так жить мудрее, то и правдоподобнее; (3) но если это правдоподобно, вам нужно учитывать, что это также может быть правдой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *