Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мировосприятие мироощущение миропонимание: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 

👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания» 


Лекция: 

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ).

Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному.  

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата.

Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:

👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 

Интеллект-карта по обществознанию №2



  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
    • Вконтакте
    • Сайт

    1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

    Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

    Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение ), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

    Мировоззрение — система взглядов, принципов , ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы ( структура) мир-я : потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

    Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

    Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

    Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

    Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т. д.

    Мировоззрение: Понимание концепции

    Мировоззрение — это термин, заимствованный у прусского философа 18-го века Иммануила Канта и выражающий идею о том, как люди находят смысл в том, что происходит вокруг них. Описывая наше мировосприятие, он писал:

    «Если человеческий разум способен тем не менее даже без противоречия мыслить данное бесконечное, то он должен иметь в себе сверхчувственную силу, чья идея ноумена не может быть созерцаемым, но все же может рассматриваться как субстрат, лежащий в основе того, что является простым явлением, а именно, нашей интуиции мира» [Weltanschauung]. (1790 [1987]:225)

    Мировоззрение: понимание концепции Click To Tweet

    Со времен Канта этот термин оказался полезным для описания точки зрения, которая дает людям смысл и понимание явлений, происходящих в их конкретных культурах или обществах. . Например, Дэвид Ногл утверждал, что мировоззрение строится на том, как люди рассуждают, интерпретируют и знают. Таким образом, он объясняет реальность, с которой сталкивается человек. Он заявил, что мировоззрение «лучше всего понимать как семиотический феномен, особенно как систему нарративных знаков, которая устанавливает мощную структуру, в рамках которой люди думают (рассуждают), интерпретируют (герменевтика) и познают (эпистемология)» (Naugle, 2002: хикс). Такие нарративные знаки характерны для трех основных черт мировоззрения. Таким образом, мировоззрение создается степенью, в которой культура, система убеждений (будь то религиозная или нерелигиозная) и этническая/расовая принадлежность взаимодействуют друг с другом, чтобы объяснить восприятие реальности (см. рис. 1).

    Культура, этническая принадлежность и религия — важные черты, влияющие на то, как люди осмысливают события в своем мире. Каждая особенность затрагивает вопросы конечного значения, а также личной и социальной идентичности. Они глубоко укоренены в личности и обеспечивают основу предположений, которые коллективно поддерживаются и управляют социальными отношениями, тем самым обеспечивая сплоченность и мир между группами людей. Другими словами, где мировоззрение разделяется, там и люди, которые живут в мире друг с другом. Таким образом, я предполагаю, что культура, этническая принадлежность и религия сливаются воедино, образуя основу, на основе которой люди понимают явления, происходящие вокруг них. Каждый в той или иной степени способствует тому, как мы воспринимаем реальность. Когда существуют конкурирующие мировоззрения, соперничающие за известность, взаимопонимание необходимо для поддержания мира.

    Культура и этническая принадлежность

    Согласно Клиффорду Гирцу и многим другим, культура — это «исторически переданный образец значений, воплощенных в символах, система унаследованных концепций, выраженных в символических формах, с помощью которых люди сообщают, увековечивают и развивают свои знания и отношение к жизни» (Гирц, 1973:89). Эти культурные паттерны или системы символов представляют собой паутину социальных и психологических процессов, придающих жизни смысл. Гирц утверждал, что эти культурные модели определяют, кем станут люди. Он отмечал: «Человек становится индивидуальным, и мы становимся индивидуальными под руководством культурных паттернов, исторически созданных систем значений, с помощью которых мы придаем форму, порядок, смысл и направление нашей жизни» (Гирц, 19).73:52).

    Фредрик Барт утверждал, что культура является результатом организации этнической группы, а не ее первичной характеристикой. Поэтому неадекватно думать о классификации людей как членов этнических групп в соответствии с определенными характеристиками культуры. Он предположил, что между этнической принадлежностью и культурой нет однозначной корреляции (Barth, 1969: 12-14). Однако Барт заявил, что некоторые культурные особенности сохраняют этнические границы. Этническая группа имеет «непрерывное организационное существование с границами», что отличает группу как разнообразную.

    Жорж де Восс определил этническую группу как «самоощущаемое включение тех, кто разделяет набор традиций, не разделяемый другими людьми, с которыми они контактируют» (De Voss, 1995:18). Как правило, эти традиции характеризуют общие религиозные убеждения, язык, общее происхождение и определенная степень исторической преемственности. Согласно Де Воссу, этническая идентичность — это субъективный социальный процесс, основанный на реальном или преднамеренном создании прошлого для оправдания социальной принадлежности (1995:17).

    В то время как достигается культура, приписывается этническая принадлежность. По мере того, как этническая группа реорганизуется и создает новые социальные реалии, культура меняется, оставляя нетронутой идентичность группы. Культурные характеристики могут быть разделены через этнические границы. Однако этническая принадлежность больше касается отношений между людьми, которые разделяют общую идентичность, как наследственную, так и культурную, а не структурированных моделей общества. Таким образом, этнические группы имеют общую историческую память, культурные особенности, которые служат ограничениями идентичности, и часто территориальные границы, которые укрепляют «нас» и «их».

    Религия и верования

    Помимо культуры и этничности значительную роль в формировании мировоззрения играют религия и верования. Эмиль Дюркгейм определял религию как систему верований и практик, связанных со священным, объединяющим сообщество (1994:44). Определение религии, данное Гирцем, пожалуй, более поучительно.

    Религия – это (1) система символов, которые действуют для (2) создания сильных, всепроникающих и длительных настроений и мотивов у людей посредством (3) формулирования представлений об общем порядке существования и (4) одежды эти концепции с такой аурой фактичности, что (5) настроения и мотивы кажутся исключительно реалистичными. (Geertz, 1973:90) 

    Несмотря на всеобъемлющий характер, понимание Гирца относительно сложно. Стив Брюс определял религию просто как состоящую из «верований, действий и институтов, которые предполагают существование сверхъестественных сущностей, обладающих способностями к действию, или безличных сил или процессов, обладающих моральной целью» (Bruce 1996:7). Все три определения — Дюркгейм, Гирц, Брюс — способствуют пониманию религии как системы верований и ритуалов, посредством которых индивиды, сконцентрированные в группах единомышленников, относятся к духовным существам.

    Религия связана с культурой и этнической принадлежностью, потому что она связана с тем, как люди относятся к окружающему миру и, в частности, к невидимому духовному миру. Это помогает людям найти смысл и решения для своих слабостей и неудач, поскольку обеспечивает основу, в которой человек может интерпретировать мир. При этом это дает практикующим уверенность в понимании вопросов о том, почему вещи такие, какие они есть. Религия — это аспект мировоззрения, который имеет дело с духовной сферой и ее проявлениями в человеческом мире.

    В обществах, где отсутствует религия, идеологические верования заменяют сверхъестественное другими догмами, которые столь же сильны в формировании и влиянии на мировоззрение. Хотя некоторые могут говорить о постмодернистском, марксистском, научно-материалистическом, политическом и даже христианском мировоззрении, они вполне правильно понимаются как идеологии, которые однозначно выражены у разных людей в разных культурах. Таким образом, идеологии, независимо от того, светские они или нет, составляют компонент мировоззрения человека. Другими словами, независимо от того, во что человек верит или как он ведет себя в обществе, к которому он принадлежит, у каждого есть какая-то форма мировоззрения. То есть мы часто можем идентифицировать различные мировоззрения, несмотря на то, что может существовать общая идеология.

    Таким образом, на пересечении религии (или убеждений), этнической принадлежности (или расы) и культуры мы находим мировоззрение. Говоря кратко, мировоззрение – это то, как люди (раса/этническая принадлежность) в обществе (культуре) объясняют (верования) явления, происходящие вокруг них (мировоззрение).

    Дополнительная литература

    Барт, Фредрик. 1969. «Введение», в этнических группах и границах , изд. Фредрик Барт (Бостон: Little, Brown and Company, 1969), 12–14.

    Брюс, Стив. 1996.  Религия в современном мире: от соборов к культам . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    де Восс, Джордж А. 1995. «Этнический плюрализм: конфликт и примирение», в Этническая идентичность: создание, конфликт и примирение , изд. Лола Романуччи-Росс и Джордж А. де Восс. Уолнат-Крик, Калифорния: AltaMira.

    Дюркгейм, Эмиль. 1912.  Элементарные формы религиозной жизни , пер. Карен Э. Филдс, 1995. Нью-Йорк: Free Press.

    Гирц, Клиффорд. 1973. Интерпретация культуры (Нью-Йорк: Basic Books.

    Кант, Иммануил. 1790. Критика суждения , пер. Вернер С. Плюхар, 1987. Индианаполис: Хакетт.

    Наугль, Дэвид. 2002. Мировоззрение: история концепции Гранд-Рапидс: Эрдманс

    Узнайте больше о вере и культуре

    Узнайте больше

    Конкурирующие мировоззрения влияют на современных христиан

    Мы живем в мире конкурирующих идей и мировоззрений. В мире, который становится все более глобализированным и взаимосвязанным, христиане лучше, чем когда-либо, осознают (и находятся под их влиянием) несопоставимые взгляды. Но насколько другие мировоззрения проникли в мировоззрение христиан? церкви регулярно на самом деле имеют библейское мировоззрение 1 . Итак, если христиане открыты для небиблейских взглядов, во что они верят?

    В сотрудничестве с Summit Ministries Барна провела исследование среди практикующих христиан в Америке, чтобы определить, насколько принципы других ключевых мировоззрений, включая новую духовность, секуляризм, постмодернизм и марксизм, повлияли на убеждения христиан о том, как устроен мир и как должно быть. Новое исследование Барны обнаружило сильное согласие с идеями, уникальными для небиблейских мировоззрений практикующих христиан. Это широко распространенное влияние на христианское мышление очевидно не только среди конкурирующих мировоззрений , но даже среди конкурирующих религий ; например, почти четверо из 10 (38%) практикующих христиан симпатизируют некоторым мусульманским учениям (этот аспект исследования Барна исследует в другом месте).

    Вот несколько примечательных открытий практикующих христиан:

    • 61% согласны с идеями, основанными на Новой Духовности.
    • 54% перекликаются с постмодернистскими взглядами.
    • 36% принимают идеи, связанные с марксизмом.
    • 29% верят идеям, основанным на секуляризме.

    Прежде чем углубиться в четыре мировоззрения, как показано на диаграммах ниже, есть несколько ключевых демографических тем, которые возникают из данных. Во-первых, миллениалы и представители поколения X, достигшие совершеннолетия в менее христианизированной среде, в некоторых случаях в восемь раз чаще принимают эти взгляды, чем представители поколения бумеров и старейшин. То же самое верно и для пола; мужчины, как правило, более открыты для этих взглядов на мир, чем женщины, часто в соотношении 2: 1. Другая тенденция заключается в том, что американцы, живущие в городах, где часто смешаны идеи и культуры, больше принимают эти взгляды, чем жители пригородов или сельских районов. И, наконец, если посмотреть на этническую принадлежность, цветные американцы примерно в половине случаев чаще, чем белые американцы, придерживаются этих мировоззрений.

    Другие мировоззрения влияют на христианские представления о том, каким устроен мир и каким он должен быть. Щелкните, чтобы твитнуть

    Новая духовность
    Практикующие христиане находят заявления Новой духовности одними из самых заманчивых, возможно, потому, что она придерживается положительного взгляда на религию, подчеркивает сверхъестественное и одновременно подпитывает растущее недовольство институтами. Например, почти трое из десяти (28%) практикующих христиан полностью согласны с тем, что «все люди молятся одному и тому же богу или духу, независимо от того, какое имя они используют для этого духовного существа». Кроме того, вера в то, что «смысл и цель исходят из единения со всем сущим», захватила умы более четверти практикующих христиан (27%).

    Мировоззрение Новой Духовности также проникло в христианскую этику; треть практикующих христиан (32%) полностью согласны с тем, что «если делаешь добро, получишь добро, а если делаешь зло, получишь зло». Это кармическое утверждение, хотя и не прямо из Писания, взывает к чувству абсолютной справедливости многих христиан. Например, другое исследование Барны показало, что 52 процента практикующих христиан полностью согласны с тем, что Библия учит: «Бог помогает тем, кто помогает себе сам».

    В целом, по крайней мере 61 процент практикующих христиан придерживаются хотя бы одной из идей, основанных на Новой Духовности.

    Светское мировоззрение
    Светское мировоззрение отдает приоритет научному методу в качестве основы для объяснения жизни и продвигает рациональный и материалистический взгляд на мир. По большей части практикующие христиане сопротивляются сциентизму и дарвиновской вере: только каждый десятый (10%) полностью согласен с тем, что «вера должна быть доказана наукой, чтобы знать, что она истинна». Веря, что люди созданы по образу Божию, а не только по образу высокоразвитой материи, христиане считают ценность неотъемлемым атрибутом; только 13 процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «жизнь человека ценна только в том случае, если общество считает ее ценной».

    Однако большая часть практикующих христиан более склонна к материализму, мнению, что материальный мир — это все, что существует. Для них «смысл и цель заключаются в том, чтобы усердно трудиться, чтобы заработать как можно больше, чтобы вы могли получать от жизни максимум», — такой точки зрения придерживается пятая часть практикующих христиан (20%). Чернокожие (24%) и латиноамериканцы (27%) практикующие христиане, а также католики (31%), которые склонны придерживаться более основанного на делах подхода к вере, наиболее открыты для этой точки зрения. Молодежь и горожане также имеют материалистические наклонности; Миллениалы и представители поколения X (34 % и 32 % соответственно) в три раза чаще полностью согласны с этим утверждением, чем представители поколения бумеров и пожилых людей (10 % и 11 % соответственно), а жители городов (31 %). в два раза чаще, чем их пригородные или сельские коллеги (14%).

    Исследователи обнаружили, что 29 процентов практикующих христиан верят хотя бы одному из светских заявлений, оцененных в ходе проекта.

     

    Постмодернизм
    Возникнув как критика рационализма — веры в то, что все можно объективно объяснить с помощью научного метода, — постмодернизм выдвигает идею о том, что объективности не существует. Постмодернистская мысль утверждает, что утверждения об абсолютной реальности субъективны в силу их контекста, то есть все мы ограничены нашим опытом, и в лучшем случае мы можем знать только то, что истинно для нас самих.

    Например, почти пятая часть практикующих христиан (19%) полностью согласны с тем, что «никто не может знать наверняка, в чем смысл и цель жизни». Подобная точка зрения также находит отклик у многих христиан, когда речь заходит о взглядах на мораль: почти четверть практикующих христиан (23%) полностью согласны с тем, что «то, что с моральной точки зрения правильно или неправильно, зависит от того, во что верит человек». Менее образованные американцы (со средней школой или ниже) с большей вероятностью подтвердят эту точку зрения, чем их коллеги с высшим образованием (31% по сравнению с 21%).

    23% христиан полностью согласны с тем, что «что правильно, а что нет, зависит от того, во что верит человек». Нажмите, чтобы твитнуть

    Стремясь к большей истории или метанарративу о мире, христиане более склонны защищать объективную истину, но в некоторой степени сочувствуют постмодернистскому настойчивому утверждению, что заявления об истине с большой буквы ведут к угнетению. Всего 15 процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «если ваши убеждения оскорбляют кого-то или задевают их чувства, они неправы». Чернокожие практикующие христиане, исторически подвергавшиеся воздействию пагубных идеологий, с большей вероятностью согласятся, чем белые практикующие христиане (22% по сравнению с 13%).

    В целом более половины (54%) практикующих христиан придерживаются хотя бы одного из постмодернистских утверждений, оцененных в исследовании.

    Марксизм
    Берни Сандерс был очень близок к тому, чтобы выиграть кандидатуру своей партии в прошлом году на демократических праймериз. Выступая на платформе демократического социализма, он завоевал большую поддержку (особенно среди молодых избирателей), вызвав глубокое недовольство экономическими реалиями капитализма. Марксизм как мировоззрение противостоит экономике капитализма и больше соответствует социалистическим или коммунистическим политическим идеологиям. Однако марксизм также основан на нерелигиозной — или даже религиозно враждебной — основе. Хотя ни один практикующий христианин не говорит, что на самом деле проголосовал бы за кандидата от коммунистической партии (0%), и только 3% — за социалистическую партию, некоторые ключевые экономические и политические принципы марксистского мировоззрения поддерживаются практикующими христианами, хотя и в меньшей степени. чем другие мировоззрения.

    Например, только каждый девятый (11%) полностью согласен с тем, что «частная собственность поощряет жадность и зависть». Это более заметно среди практикующих христиан-миллениалов (20%) и представителей поколения X (22%), которые в четыре-шесть раз чаще верят в это по сравнению с бумерами (4%) или пожилыми людьми (5%). Для социалистов обуздание жадности является прерогативой государства, и 14 процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «правительство, а не отдельные лица, должно контролировать столько ресурсов, сколько необходимо, чтобы гарантировать, что каждый получит свою справедливую долю». Черные американцы в два раза чаще поддерживают эту экономическую точку зрения, чем белые американцы (23% по сравнению с 12%). Кроме того, каждый шестой практикующий христианин (15%) категорически не согласен с тем, что «если правительство оставит бизнес в покое, он в основном будет поступать правильно». Другими словами, эта доля считает, что значительное государственное регулирование необходимо для блага общества. Опять же, отсутствие доверия к беспристрастности экономической политики или бизнеса более распространено среди чернокожих американцев, чем среди белых (26% по сравнению с 12%), хотя это можно рассматривать как сопротивление политической и экономической системе, которая их подвела. , а не отказ от библейской точки зрения.

    В целом Барна обнаружил, что 36 процентов практикующих христиан придерживаются хотя бы одного из марксистских утверждений, оцененных в ходе исследования.

    Что означает исследование
    «Это исследование действительно кристаллизует то, что Барна отслеживает в нашей стране, как продолжающийся отход от христианства как основы общего мировоззрения. Мы наблюдали и сообщали о растущем плюрализме, релятивизме и моральном упадке среди американцев и даже в церкви. Тем не менее поразительно, насколько широко распространены некоторые из этих верований среди людей, активно исповедующих христианскую веру», — говорит Брук Хемпелл, старший вице-президент по исследованиям Barna.

    «Больше всего нас поразило то, насколько резким был сдвиг между поколениями бумеров и представителей поколения X», — отмечает Хемпелл. «Мы ожидали, что на миллениалов больше всего повлияют другие мировоззрения, но самый резкий рост поддержки этих идеалов происходит с поколением до . Поэтому неудивительно, что влияние, которое мы наблюдаем сегодня в нашей социальной структуре, настолько широко распространено, учитывая, что эти идеи укоренялись на протяжении двух поколений.

    «Проблема с конкурирующими мировоззрениями заключается в том, что есть фрагменты сходства с некоторыми христианскими учениями, и некоторые могут признать и ухватиться за эти идеи, не понимая, что они являются искажениями библейских истин. Призыв к церкви, ее учителям и мыслителям состоит в том, чтобы помочь христианам проанализировать популярные верования, прежде чем позволить им утвердиться в своей собственной идеологии», — говорит Хемпелл. «Информированное мышление необходимо для развития и поддержания здорового библейского мировоззрения и веры, а также для возможности вести продуктивный диалог с теми, кто придерживается других верований».

    «Информированное мышление необходимо для развития и поддержания здорового библейского мировоззрения». Нажмите, чтобы твитнуть

    Прокомментируйте это исследование и следите за нашей работой:
    Twitter: @davidkinnaman | @roxyleestone | @barnagroup
    Facebook: Barna Group

    Об исследовании
    Исследование с участием практикующих христиан (которые посещают церковь хотя бы раз в месяц и считают свою веру очень важной в своей жизни) включало 1456 веб-опросов, проведенных среди репрезентативной выборки взрослых старше 18 лет в каждом из 50 штатов США. Опрос был проведен в марте 2017 года. Ошибка выборки для этого исследования составляет плюс-минус 2,4% на 95% уровень достоверности. Минимальное статистическое взвешивание использовалось для калибровки выборки по известному проценту населения по отношению к демографическим переменным.

    1 Барна отслеживает верования, составляющие «библейское мировоззрение» с 1995 года, и данные, включенные в эту статью (17% практикующих христиан имеют библейское мировоззрение), взяты из опроса OmniPoll, проведенного в ходе онлайн-исследования 1066 человек в США. взрослые в июле 2015 года. Барна определяет «библейское мировоззрение» как веру в существование абсолютной моральной истины; Библия абсолютно точна во всех принципах, которым она учит; Сатана считается реальным существом или силой, а не просто символической; человек не может заслужить себе путь на Небеса, стараясь быть хорошим или делать добрые дела; Иисус Христос прожил безгрешную жизнь на земле; и Бог — всезнающий, всемогущий творец мира, который до сих пор правит вселенной.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *