Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мировоззрение его: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

история формирует мировоззрение человека и его ценностный каркас

Об этом глава Минобрнауки России сообщил на Первом национальном форуме преподавателей истории, который прошел в Тобольске. Участие в нем приняли более 100 педагогов из разных регионов страны, представители научного сообщества, а также руководители органов власти в сфере высшего образования.

Пленарное заседание форума и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России открыл председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. По его словам, форум объединил участников из разных регионов нашей огромной России — от Южно-Сахалинска до Калининграда и от Владивостока до Херсона.  

«Это свидетельствует о растущей потребности педагогов-историков в профессиональном общении, обмене опытом, обсуждении ключевых вопросов развития высшего образования», — отметил он.

Также Сергей Нарышкин обозначил некоторые результаты совместной работы Минобрнауки России и Российского исторического общества.

В частности, это распределение бюджетных мест по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», увеличение количества часов по преподаванию истории на неисторических направлениях подготовки до 144 (80% из которых отводится на аудиторную работу), а также разработка Концепции преподавания истории.

Председатель Российского исторического общества поблагодарил главу Минобрнауки России Валерия Фалькова за неизменное внимание к вопросам исторического образования. 

«Главное помнить, что цель у нас одна, а именно — воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность, ее настоящее и будущее», — подчеркнул Сергей Нарышкин.

Валерий Фальков отметил, что проделана большая работа по поддержке исторической науки и развитию исторического образования. 

По его словам, вузами реализуется более 250 образовательных программ по направлениям подготовки группы «История и археология», самые популярные из них — «История», «Историческая политология», «История России».

Программы бакалавриата и магистратуры по профилю «История» открыты в 184 вузах. 

Кроме того, глава Минобрнауки России рассказал о том, что издательство «Наука» разработало национальную электронную историческую библиотеку, чтобы обеспечить равный доступ всем ученым, преподавателям и студентам к актуальной исторической информации.

Завершая выступление, Валерий Фальков отметил, что история играет огромную роль в формировании специалиста. 

«Это не только само образование и гуманитарная компонента, пусть даже в подготовке специалистов в области инженерно-технических или точных наук. Роль истории и исторического знания — это то, что делает человека уникальным. Наряду с его профессиональными знаниями формирует мировоззрение, ценностный каркас и, конечно, формирует личность», — отметил Министр.

Председатель Правления Российского исторического общества Константин Могилевский назвал эффективной совместную работу с Министерством науки и высшего образования РФ.

Нам уже удалось вернуть историческое образование в те регионы, где оно велось раньше, а затем по тем или иным причинам прекратилось. Это Калужская и Рязанская области, это Сахалин. Теперь будем двигаться дальше, может быть, туда, где исторического образования прежде вообще не было — в регионы Севера и Дальнего Востока», — сказал Константин Могилевский.

Губернатор Тюменской области Александр Моор отметил символичность того, что Форум проходит впервые именно в Тобольске — городе, имеющем огромное значение для истории Сибири и всей страны.

Пленарному заседанию предшествовала работа тематических круглых столов, где преподаватели и представители исторической науки обсудили проекты, которые изменят подход к преподаванию предмета в вузах. Например, директором Института российской истории РАН Юрием Петровым и директором Тобольского педагогического института имени Д. И. Менделеева (филиалом) Тюменского государственного университета Сергеем Шиловым участникам был представлен новый стандарт для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе. Концепция предполагает увеличение количества часов на изучение истории, что будет способствовать более глубокому осмыслению исторических событий и процессов, происходивших в России, в том числе в контексте мировой истории.

 

На втором круглом столе преподаватели истории рассмотрели современные подходы к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Участники ознакомились с результатами экспертизы учебников и пособий по истории для высшей школы. Рабочая группа Экспертного совета при Минобрнауки России провела мониторинг учебных материалов 597 вузов, по результатам которого 20 учебников и пособий рекомендованы к использованию для обучения студентов неисторических специальностей.

Эксперты обсудили основы российского мировоззрения и его ДНК: Общество: Россия: Lenta.ru

Завершилась Всероссийская научно-просветительская конференция «Проблемы мировоззрения и общественных наук. ДНК России».

Организаторами выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское общество «Знание», Экспертный институт социальных исследований и МГУ им. М.В. Ломоносова. В мероприятии приняли участие свыше 200 деканов, заведующих кафедрами, профессоров и преподавателей вузов. По итогам конференции были предложены проекты по разработке учебно-методических материалов гуманитарных дисциплин и корректировке системы оценки эффективности профессорско-преподавательского состава, а также сформировано общее понятийное пространство общественных наук, отвечающее национальным интересам, идейным и ценностным основам России.

Подведению результатов конференции был посвящен круглый стол Экспертного института социальных исследований на тему: «ДНК России: мировоззрение и ценности нашей страны». Так же приглашенные эксперты попытались сформулировать ответы на такие вопросы как: Что в нашем историческом опыте является ресурсом будущего развития? Каково место России в будущей модели мироустройства? Как можно в целом охарактеризовать современное «российское мировоззрение»?

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин отметил что по итогам проекта был разработан курс повышения квалификации для сотрудников университетов: в том числе было записано 20 видео лекций, а до сентября 2023 года будет подготовлено еще 80. Была создана программа дополнительного образования «Школа экспертов общественных наук» для преподавателей университетов, в рамках которой для них проводят образовательные интенсивы, онлайн-консультации по организационным и содержательным проектам. Обучающиеся по специальному курсу педагоги защищают проекты, которые предусматривают готовые практические решения по взаимодействию со студентами. В первом потоке программы, который прошел с 26 сентября по 1 октября, приняли участие 52 преподавателя из 21 вуза. До 1 сентября 2023 года обучение пройдут 6 тысяч преподавателей. А уже на данный момент 17 человек получили защитили свои дипломы в рамках программы дополнительного образования.

«Для кого живет человек? В европейских и англосаксонских культур модель подразумевает активное действие человека в интересах себя», — указал эксперт.

То, что касается группировки культур Востока, Азии — это действия в отношении принятого, признанного коллектива, действия для других. Во многом это перекликается с периодом социализма в России, подчеркнул Полосин. В российской ментальности и мировоззрении цели человека иные. «В России — жизнь для другого. Вынесено ли это в отношении метафизических субъектов, касается ли и другого человека, и вообще другого, нежели человек, но именно жизнь для другого является ведущим основанием для культурных кодов, которые мы имеем», — подчеркнул Андрей Полосин.

«Вопрос признания России как самостоятельной цивилизации случился в ходе конференции. Мы пытались найти наши соидентичности с европейскими и азиатскими культурами, практиками, социальными институтами. При описании дихотомий мы случайно вышли на то, что для нас не подходит ни одна, ни другая категория», — добавил ученый.

Профессор кафедры философии, социологии и психологии управления, руководитель программы «Социальная и политическая философия» Нижегородского института управления РАНХиГС Андрей Дахин отметил что. в ходе конференции на первый план вышло такое понятие как «державность». Именно следование этой идеи достаточно сильно объединяет граждан России. По мнению ученого, «крайне важен посыл наших граждан для остального мира что мы хотим жить в своем государстве, а не копировать чей-то путь». Так же он добавил, что вскрылась проблема высокой конкуренции между регионами России, но при этом в достаточно малой степени происходя процессы интеграции. Одним из способов решения этой ситуации, по мнению Дахина, может стать программа «Кольца развития макрорегионов» разработка которой также началась во время конференции. Также по мнению эксперта у жителей нашей страны есть потребность суверенитета на уровне менталитета.

«В разные периоды мы брали разное. Что-то из Европы, что-то из Азии. Но мы не мост, так как мостом пользуются, и он не имеет своей позиции. А мы деятельны и скорее претендуем на роль лидера, но никак не гегемона индивидуалиста, как например США», — сказал проректор Государственного академического университета гуманитарных наук Вячеслав Сутырин. По его мнению, защита здоровых ценностей при сохранении равенства культур и цивилизаций может и должна стать миссией России в современном и расшатывающимся мире.

«Если ты служишь России — ты русский. Мы народ, которому нужна не просто мечта или цель, а именно сверхцель, которая требует сверх усилий. Тогда мы справляемся с любыми задачами», — добавила преподаватель кафедры публичной политики и истории государства и права юридического института РУДН Дарья Сорокина.

Еще одним моментом, в котором сошлись все участники стала мысль что мы слишком долго не занимались своими детьми И борьба за будущее страны это в первую очередь борьба за молодежь. Так как государство это в первую очередь — семья семей. И сохранение привычных ценностей позволит сохранить собственную идентичность. «Хочешь победить врага, научи его детей», — напомнила заместитель исполнительного директора по стратегии и прогнозированию Экспертного института социальных исследований Екатерина Соколова.

В заключение модератор круглого стола политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва», член Общественной палаты города Москвы Александр Асафов, принимавший также активное участие в конференции, подчеркнул важность проведенной работы для будущего развития и жизни нашей страны. Подготовка четкого понятийного аппарата и терминологии крайне важно для того, чтобы остаться самими собой и развиваться, а не плестись в хвосте.

Ваше мировоззрение? — Сосредоточьтесь на семье

Сюжет: Африканская равнина оживает, когда собираются зебры, газели, жирафы, слоны и все животные, совершающие величественное паломничество, чтобы увидеть своего будущего короля, милого новорожденного львенка Симбу. Получив благословение Рафики, обезьяны-шамана львиного прайда, все животные, большие и маленькие, преклоняют колени, поклоняясь поднятому детенышу. На заднем фоне звучит песня «Круг жизни» – «Это круг жизни/ И он движет всеми нами/ Сквозь отчаяние и надежду/ Через веру и любовь/ Пока мы не найдем свое место/ На раскручивающемся пути/ В круг, круг жизни».

Любой родитель с детьми старше 8 лет хорошо знает сцену, описанную выше, и большинство из них все еще может спеть эту песню. Таковы и диснеевские фильмы — полные удивительно творческих персонажей, захватывающих сюжетных линий и запоминающейся музыки. Миллионы семей по всей Америке смотрели популярный фильм «Король Лев », когда он вышел в 1993 году, восхищаясь Симбой и выходками его друзей Пумбы и Тимона, поющих «Акуна Матата». Настоящий гений Диснея. Но какое мировоззрение усваивали миллионы впечатлительных дошкольников? Верно ли понятие «круг жизни» в соответствии со Словом Божьим? Соответствуют ли идеи фильма христианскому мировоззрению?

Как и все, что мы смотрим, слушаем или читаем, Король Лев содержит мировоззрение. И если вы не знаете, что ищете, если у вас нет четкого понимания собственного мировоззрения, часто бывает трудно различить.

Так какое мировоззрение у Король Лев ? Несмотря на несколько хороших нравственных уроков, это не библейское христианство. Представление о «круге жизни», о том, что история циклична, а настоящее находится под сильным влиянием духов предков, ближе к восточному пантеизму или туземному спиритуализму, чем к линейному взгляду на историю, представленному в Библии. Но как обычному родителю узнать и различить мировоззрение и как родители могут научить своих детей оценивать мировоззрение самостоятельно?

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Мировоззрение — последнее модное слово в христианских кругах. Нам всем говорят, что он нам нужен, и знаем мы об этом или нет, он у всех есть. Но что такое мировоззрение? Буквально, конечно, мировоззрение – это то, как человек смотрит на мир . Мировоззрение человека состоит из ценностей, идей или фундаментальной системы убеждений, которые определяют его отношения, убеждения и, в конечном счете, действия. Как правило, это включает его взгляд на такие вопросы, как природа Бога, человека, смысл жизни, природа, смерть, правильное и неправильное.

Мы начинаем формировать свое мировоззрение в раннем детстве, сначала через общение в семье, затем в социальных условиях, таких как школа и церковь, а также благодаря нашим товарищам и жизненному опыту. Наша медиакультура все больше играет ключевую роль в формировании мировоззрения. Мы — культура, насыщенная мощными медийными образами в фильмах, телевидении, рекламе и музыке. И, как в забавном и, казалось бы, добром Короле Льве, то, что мы смотрим, слушаем и читаем, влияет на то, как мы думаем. Постоянное потребление развлечений с ложными идеями неизбежно исказит наше представление о мире.

Хотя в Библии никогда не используется слово «мировоззрение», в Колоссянам 2:6-8 нам велено уметь различать и отбрасывать ложную философию, которая по сути является мировоззрением. «Итак, как вы приняли Христа Иисуса Господом, так и живите в Нем, укореняясь и созидаясь в Нем, укрепляясь в вере, как вы научены, и преисполняя благодарения. Смотрите, чтобы никто не увлек вас в плен пустой и обманчивой философией, которая зависит от человеческой традиции и основных принципов этого мира, а не от Христа».

Джефф Болдуин, научный сотрудник Академии мировоззрения в Техасе, говорит, что мировоззрение «похоже на пару невидимых очков — очков, которые вы надеваете, чтобы ясно видеть реальность. Если вы выберете правильную пару очков, вы сможете четко видеть все и вести себя синхронно с реальным миром. … Но если вы выберете неправильную пару очков, вы можете оказаться в худшем положении, чем слепой — думая, что видите ясно, когда на самом деле ваше зрение сильно искажено». Чтобы выбрать «правильные» очки, нужно сначала понять и принять истинное мировоззрение.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Будучи взрослым, у вас уже есть мировоззрение. Задача состоит в том, чтобы формализовать его, задавая наводящие вопросы, которые помогут вам понять, во что вы верите и почему вы в это верите. Во время этого процесса, если ваше мышление несовместимо с библейским учением, вы можете отбросить ложные идеи и заменить их истиной. Ряд ресурсов мировоззрения доступны, чтобы помочь вам в этом процессе формализации. Различные ресурсы используют несколько разные подходы, но все они дают фундаментальные ответы на важные вопросы жизни.

В моем преподавании мировоззрения и Великих Книг ученикам домашнего обучения в возрасте от 12 до 18 лет я использовал серию из семи вопросов, чтобы помочь им формализовать свое собственное мировоззрение и помочь им оценить конкурирующие мировоззрения.

Эти семь вопросов являются общими для многих мировоззренческих ресурсов и представляют собой эффективный инструмент как для взрослых, так и для подростков, особенно для оценки мировоззрения книг, музыки и фильмов:

  • Есть ли бог и какой он?
  • Какова природа и происхождение Вселенной?
  • Какова природа и происхождение человека?
  • Что происходит с человеком после смерти?
  • Откуда берутся знания?
  • Что является основой этики и морали?
  • В чем смысл истории человечества?

Аналогичный подход из семи вопросов можно найти в отличном ресурсе мировоззрения The Universe Next Door: A Basic Worldview Catalog Джеймса В. Сира, а также в Worldviews of the Western World , трехлетнем мировоззрении и Учебная программа для школьников, написанная Дэвидом Куайном. Чак Колсон

Как теперь нам жить использует подход с четырьмя вопросами. Неважно, сколько вопросов вы используете, просто вы начинаете задавать большие вопросы жизни в четырех ключевых областях — божестве, происхождении, природе и правилах, — а затем отвечаете на них, основываясь на Писании.

Поиск ответов с помощью Библии обеспечивает основу христианского или библейского мировоззрения. Например, человек, придерживающийся библейского мировоззрения, ответил бы на вопрос: «Есть ли бог и какой он?» используя то, что он знает как истину о характере Бога согласно Писанию. Библия учит, что Бог суверенный, личный, бесконечный, трансцендентный, справедливый, всеведущий, имманентный и добрый. Эти атрибуты никоим образом не являются исчерпывающими, но они устанавливают основной характер Бога. Этот контрольный список служит отправной точкой для выявления ложных или конкурирующих мировоззрений. Ответы на другие вопросы также могут быть получены из Писания и представлены в многочисленных мировоззренческих книгах или работах по христианской апологетике.

Как только вы сможете четко ответить на эти вопросы, опираясь на Писание, вы сможете применить их ко всему, что смотрите, читаете или слушаете. Например, в прошлом году премию «Оскар» за лучший фильм получил фильм « Гладиатор ». В ответ на вопрос «Есть ли в фильме бог и какой он? «-был не только бог, но много богов, что было преобладающим религиозным воззрением в Древнем Риме. Кроме того, в начале фильма главный герой Максимус устанавливает святилище в своей палатке и ежедневно молится этим богам, чтобы они присматривали за его женой и ребенком. Однако эти боги не могли предложить истинную надежду на спасение или избавление через Иисуса Христа.

А как насчет этики и морали в кино? Он действительно изображает добродетель в верности и преданности Максима умирающему императору Рима. Тем не менее, его мораль и этический кодекс управляются его железной волей, чтобы выжить, чтобы отомстить за убийство своей жены и сына. Мы видим, что, как и у Максимуса, у каждого персонажа есть свой собственный набор моральных принципов или этических принципов, в зависимости от их индивидуальной ситуации. Мораль тренера Максимуса руководствуется его жадностью и стремлением к известности, основанной на выступлениях его гладиаторов. У него нет этических проблем, отправляя невинных людей на кровавую насильственную смерть, чтобы получить прибыль или повысить свое социальное положение. Точно так же сестра императора Коммодия доверилась Максимусу в заговоре с целью отомстить за убийство его семьи, но позже предала его, чтобы спасти собственного сына. Мораль и этика в фильме основываются не на вере в трансцендентную истину, как в библейском мировоззрении, а на том, что целесообразно для обстоятельств каждого персонажа, — на утилитаризме или моральном релятивизме. Точно так же и другие вопросы можно применить к фильму, а затем сравнить с библейским мировоззрением. Несмотря на части фильма, которые поддерживают добродетель и самопожертвование, мировоззрение

Гладиатор в целом не соответствует библейскому мировоззрению. Мощные образы, привлекательная упаковка ложных идей и эмоциональные манипуляции, распространенные во всей индустрии развлечений, демонстрируют потребность христиан в ясном мировоззрении.

Трейси Ф.

Мунсил работала в Центре политики штата Аризона, когда писалась эта статья. Она преподавала мировоззрение в средней школе.

Ваше мировоззрение? — отзыв

CYOA. Это не аббревиатура, с которой вы сталкиваетесь в повседневной жизни, но держу пари, вы знаете концепцию. Это означает «выбери свое собственное приключение» и описывает книгу, в которой ты участвуешь в том, как развивается история. В разных местах будет сказано: «Если вы выберете X, перейдите на страницу 43; если вы выберете Y, перейдите на страницу 64». Джеймс Н. Андерсон Каково ваше мировоззрение? — это книга CYOA. Предпосылка проста: используя формат CYOA, Андерсон подводит читателя к ярлыку, который лучше всего описывает его фундаментальные представления о реальности — его мировоззрение.

Андерсон начинает с самых общих вопросов о нашем восприятии реальности, например: «Есть ли у вас возможность делать свободный выбор?» и «Есть ли объективная истина?» Отсюда мы переходим к несколько более конкретным вопросам об источнике и природе самой реальности — «Все ли в конечном счете материально в природе?» и «Есть ли Бог?» Если вы дойдете до этого места, то следующими будут вопросы о природе Бога («Является ли Бог личным существом?», «Общался ли Бог с людьми?»), а затем, наконец, мельчайшие вопросы, которые отличают одну религиозную веру от другой. далее – «Воскрес ли Иисус из Назарета из мертвых?», «Был ли Мухаммед истинным пророком Бога?» Конечно, вы можете пойти по другому пути задолго до того, как доберетесь до них, но в какой-то момент в середине описанного выше процесса вы будете направлены к одной из пяти основных категорий (например, «атеистические мировоззрения» и «теистические мировоззрения»). ), которые затем уточняются с помощью более поздних вопросов.

В конце концов, тропа приведет вас к одному из не менее чем 21 мировоззрения! Они варьируются от привычных религиозных ярлыков («христианство», «ислам») и других теистических точек зрения («политеизм», «пантеизм», «платонизм») до разнообразных атеистических позиций («материализм», «атеистический идеализм») и взглядов, которые вообще не имеют отношения к Богу («релятивизм», «нигилизм»), не говоря уже об одном или двух, о которых вы, возможно, никогда даже не слышали («конечный богизм», «пелагианство», «монизм»)!

Жаль, что я не прочитал это, когда я был в школе, или вскоре после

Пожалуй, самый большой комплимент, который я могу сделать этой книге, это то, что я жалею, что не прочитал ее, когда учился в школе или, по крайней мере, вскоре после нее. В том возрасте я был слепо наивен к разнообразию существующих верований, думая, что есть просто христианство, атеизм и другие религии. В течение многих лет, даже во время учебы в университете, я не мог понять, почему люди верят в определенные вещи. Эта книга просто (но не упрощенно) помогает объяснить «верования, стоящие за убеждениями». Это лежащие в основе убеждения, которых многие (если не большинство) люди даже не осознают, что они придерживаются, которые определяют убеждения, которых они придерживаются сознательно.

Андерсон пишет очень ясно. Почти каждое резюме из 21 перечисленного мировоззрения начинается с предложения, в котором прямо указывается, из чего состоит убеждение в своей основе. Например, «Скептицизм — это мнение о том, что даже если существует объективная истина, никто из нас не может знать, что это за истина». После небольшого расширения этого, нам затем дается небольшой исторический и/или социальный контекст относительно его происхождения и практики, прежде чем он завершает, бросая несколько оставшихся без ответа вопросов, которые, по его мнению, представляют собой самые большие проблемы мировоззрения.

Несколько недостатков книги очевидны, настолько очевидны, что Андерсон предвосхищает их в своем полезном приложении. В основном это (1) то, что она явно написана с иудео-христианской точки зрения и, таким образом, исключает конкретное обсуждение многих так называемых «восточных» религий, и (2) что она достаточно проста, тогда как содержание ее обсуждать, безусловно, очень сложно. Действительно, одна из похвал книги на внутренней стороне обложки начинается с «Не последнее слово о мировоззрениях, но, вполне возможно, первое!» Должен признаться, когда я впервые прочитал это, я подумал, что рецензент был довольно груб. По правде говоря, он просто цитирует приложение, где Андерсон защищает тот факт, что материал неизбежно несколько упрощен.

Андерсон пишет для любого человека с любым мировоззрением

Однако то, что это может быть «вполне возможно, первым» словом о мировоззрениях, заслуживает большего внимания, под которым я подразумеваю, что эта книга является идеальным введением в концепцию мировоззрения .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *