Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Митька помирает ухи просит: «Брат Митька помирает, ухи просит». История казака из фильма «Чапаев» | Персона | Культура

Содержание

«Брат Митька помирает, ухи просит». История казака из фильма «Чапаев» | Персона | Культура

Андрей Сидорчик

Примерное время чтения: 6 минут

81562

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино

Степан Шкурат в фильме «Чапаев», 1934 г. Кадр из фильма

«Брат Митька помирает, ухи просит», — многим поколениям жителей бывшего СССР знакома эта фраза, ставшая символом отчаянной мольбы. Но молодые поколения зачастую не помнят, откуда она.

У тех же, кто постарше, перед глазами встает колоритный казак с бородой и глазами, полными отчаяния: «Брат Митька помирает… ухи просит». Так в фильме «Чапаев» говорил весельчаку Петьке, ординарцу Василия Ивановича, пойманный им у реки солдат Белой армии. Сжалившись над казаком, Петька отпускает его…  Но освобожденный не успевает принести уху: брат умер раньше.

И возненавидевший своего командира казак уходит к красным.

Самородок из самодеятельности

Картина братьев Васильевых стала легендой не только в СССР. Национальный совет кинокритиков США в 1935 году признал «Чапаева» «Лучшим фильмом на иностранном языке». В 1937 году фильм получил Гран-при Парижской Всемирной выставки. «Чапаева» включают в топ-100 лучших картин за всю историю мирового кинематографа.

Неудивительно, что актеры, сыгравшие в ленте, что называется, проснулись знаменитыми.  Исполнивший главную роль Борис Бабочкин на всю оставшуюся жизнь стал «Чапаевым».

Имя актера, сыгравшего казака, отчаянно пытавшегося добыть ухи для брата Митьки, вряд ли вспомнит сегодня кто-то, кроме историков кино. Степан Иосифович Шкурат — уникальный человек. Не имея актерского образования, он добился успеха, о котором многие профессионалы могут только мечтать.

Родился Степан Шкурат в декабре 1885 года на Полтавщине, в городе Кобеляки, в бедной семье. С ранних лет он стал батраком, затем освоил ремесло каменщика и печника. В 1905 году Степан поселился в городе Ромны. Там он присоединился к народным постановкам, которые организовывали местные энтузиасты. В 1910 году его пригласили в Роменский народный музыкально-драматический театр. При этом участие в спектаклях он продолжал совмещать с основной работой.

Ему было уже за 40, когда режиссер Иван Кавалеридзе, работавший в свое время в Роменском театре, вызвал Шкурата на киносъемки в Одессу.  Дебютом в кино стала картина «Ливень». Дебютантом заинтересовался Александр Довженко, пригласив его в свою картину «Земля». Ему предстояло сыграть Опанаса Трубенко, отца главного героя. Своей игрой Шкурат потряс и режиссера, и всю съемочную группу. Он так вжился в образ, что по-настоящему рыдал на съемках «похорон сына» и его никак не могли успокоить.

Степан Шкурат в роли Опанаса. Кадр из немого фильма «Земля» режиссера Александра Довженко. 1930 год. Фото: РИА Новости

Ему покорилась и опера

Довженко считал, что нашел настоящий бриллиант. По его мнению, Шкурат идеально умел передавать образ настоящего украинского крестьянина.

У Довженко Шкурат снялся в картинах «Иван», «Аэроград» и «Щорс».

А в 1934 году братья Васильевы пригласили его в фильм «Чапаев». Эта роль оказалась самой известной в карьере актера. «Брат Митька помирает, ухи просит», — повторяли за Шкуратом зрители, смотревшие «Чапаева» по десять раз и больше. В 1935 году Степану Иосифовичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

В 1937 году на экраны вышла картина «Запорожец за Дунаем». Это был не просто фильм, а фильм-опера, и Иван Кавалеридзе, снимавший картину, сомневался в том, что Шкурат, никогда не учившийся музыке, справится с задачей. Но природа одарила Степана Иосифовича прекрасным голосом, а владеть им его научили преподаватели в ходе ускоренного курса. В итоге Шкурат блестяще сыграл роль Ивана Карася.

В 82 года Шкурат снялся в «Вие»

Свой образ жизни Степан Иосифович не менял: по-прежнему играл в Роменском театре, вместе с женой Гликерией воспитывал сначала детей, которых у них было 13, а затем и внуков.

В 1950-х на счету Шкурата было немало фильмов, но практически все роли были эпизодическими. Самой заметной оказалась его последняя кинороль: в 1967 году на экраны вышел знаменитый «Вий» режиссеров Константина Ершова и Георгия Кропачева. В фильме, где Леонид Куравлев рисовал «свят круг», а Наталья Варлей летала в гробу, Степан Шкурат сыграл Явтуха. К тому времени актеру было уже 82 года, сказывались болезни. Тем не менее он продолжал выезжать на выступления с местным хором.

В 1971 году Степану Шкурату было присвоено звание Народного артиста Украинской ССР.

Подкосила Степана Иосифовича смерть жены. Он пережил ее всего на полгода. Актер умер в феврале 1973 года в возрасте 87 лет и был похоронен на главной аллее кладбища города Ромны.

Артист ушел, а роли остались. В том числе и та самая, с крылатой фразой на все времена: «Брат Митька помирает, ухи просит».

Степан Шкурат в фильме «Вий», 1967 г.  Кадр из фильма

легендарные актеры и режиссеры кино

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Андрей Краско. Жить мучительно хорошо
  • Слесарь, рабочий, директор, писатель. Сколько лиц было у Василия Шукшина?
  • «Спасти его было невозможно». Как закатилась звезда Андрея Харитонова
  • «Бубликов у-у-умер… А потом он не умер». Как любил и предавал Петр Щербаков
  • Взбалмошная, сильная и ранимая. Детьми Татьяны Лиозновой были ее фильмы

Новости СМИ2

Брат Митька помирает, ухи просит. История казака из фильма Чапаев

Автор:

Димон

27 августа 2019 14:50

Метки: актеры   кино   фильмы   

3306

3

2

Степан Шкурат, гениально сыгравший казака в Чапаеве, не имел актерского образования. Профессионально он клал печи и ставил дома.

Источник:

«Брат Митька помирает, ухи просит», — многим поколениям жителей бывшего СССР знакома эта фраза, ставшая символом отчаянной мольбы. Но молодые поколения зачастую не помнят, откуда она.

Источник:

У тех же, кто постарше, перед глазами встает колоритный казак с бородой и глазами, полными отчаяния: «Брат Митька помирает… ухи просит». Так в фильме «Чапаев» говорил весельчаку Петьке, ординарцу Василия Ивановича, пойманный им у реки солдат Белой армии.
Сжалившись над казаком, Петька отпускает его… Но освобожденный не успевает принести уху: брат умер раньше. И возненавидевший своего командира казак уходит к красным.

Самородок из самодеятельности

Источник:

Картина братьев Васильевых стала легендой не только в СССР. Национальный совет кинокритиков США в 1935 году признал «Чапаева» «Лучшим фильмом на иностранном языке». В 1937 году фильм получил Гран-при Парижской Всемирной выставки. «Чапаева» включают в топ-100 лучших картин за всю историю мирового кинематографа.

Неудивительно, что актеры, сыгравшие в ленте, что называется, проснулись знаменитыми. Исполнивший главную роль Борис Бабочкин на всю оставшуюся жизнь стал «Чапаевым».

Имя актера, сыгравшего казака, отчаянно пытавшегося добыть ухи для брата Митьки, вряд ли вспомнит сегодня кто-то, кроме историков кино. Степан Иосифович Шкурат — уникальный человек. Не имея актерского образования, он добился успеха, о котором многие профессионалы могут только мечтать.


Родился Степан Шкурат в декабре 1885 года на Полтавщине, в городе Кобеляки, в бедной семье. С ранних лет он стал батраком, затем освоил ремесло каменщика и печника. В 1905 году Степан поселился в городе Ромны. Там он присоединился к народным постановкам, которые организовывали местные энтузиасты. В 1910 году его пригласили в Роменский народный музыкально-драматический театр. При этом участие в спектаклях он продолжал совмещать с основной работой.

Ему было уже за 40, когда режиссер Иван Кавалеридзе, работавший в свое время в Роменском театре, вызвал Шкурата на киносъемки в Одессу. Дебютом в кино стала картина «Ливень». Дебютантом заинтересовался Александр Довженко, пригласив его в свою картину «Земля». Ему предстояло сыграть Опанаса Трубенко, отца главного героя. Своей игрой Шкурат потряс и режиссера, и всю съемочную группу. Он так вжился в образ, что по-настоящему рыдал на съемках «похорон сына» и его никак не могли успокоить.

Ему покорилась и опера

Источник:

Довженко считал, что нашел настоящий бриллиант. По его мнению, Шкурат идеально умел передавать образ настоящего украинского крестьянина.

У Довженко Шкурат снялся в картинах «Иван», «Аэроград» и «Щорс».

А в 1934 году братья Васильевы пригласили его в фильм «Чапаев». Эта роль оказалась самой известной в карьере актера. «Брат Митька помирает, ухи просит», — повторяли за Шкуратом зрители, смотревшие «Чапаева» по десять раз и больше. В 1935 году Степану Иосифовичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

В 1937 году на экраны вышла картина «Запорожец за Дунаем». Это был не просто фильм, а фильм-опера, и Иван Кавалеридзе, снимавший картину, сомневался в том, что Шкурат, никогда не учившийся музыке, справится с задачей. Но природа одарила Степана Иосифовича прекрасным голосом, а владеть им его научили преподаватели в ходе ускоренного курса. В итоге Шкурат блестяще сыграл роль Ивана Карася.

В 82 года Шкурат снялся в фильме «Вий»

Источник:

Свой образ жизни Степан Иосифович не менял: по-прежнему играл в Роменском театре, вместе с женой Гликерией воспитывал сначала детей, которых у них было 13, а затем и внуков.

В 1950-х на счету Шкурата было немало фильмов, но практически все роли были эпизодическими. Самой заметной оказалась его последняя кинороль: в 1967 году на экраны вышел знаменитый «Вий» режиссеров Константина Ершова и Георгия Кропачева. В фильме, где Леонид Куравлев рисовал «свят круг», а Наталья Варлей летала в гробу, Степан Шкурат сыграл Явтуха. К тому времени актеру было уже 82 года, сказывались болезни. Тем не менее он продолжал выезжать на выступления с местным хором.

В 1971 году Степану Шкурату было присвоено звание Народного артиста Украинской ССР.

Подкосила Степана Иосифовича смерть жены. Он пережил ее всего на полгода. Актер умер в феврале 1973 года в возрасте 87 лет и был похоронен на главной аллее кладбища города Ромны.

Артист ушел, а роли остались. В том числе и та самая, с крылатой фразой на все времена: «Брат Митька помирает, ухи просит».

Источник:

Ссылки по теме:

  • 15 фотографий актёров в гриме и без: самые яркие перевоплощения
  • 12 актеров, которые не получили наград за свои знаковые роли
  • 11 самых горячих актеров-мужчин из фильмов ужасов
  • 30 актёров, которые кардинально изменились ради роли
  • 16 актеров, которые как две капли воды похожи на своих героев

Метки: актеры   кино   фильмы   

Новости партнёров

За горизонтом сознания

ЗА ГОРИЗОНОМ СОЗНАНИЯ. 0014 ЗА ГОРИЗОНОМ СОЗНАНИЯ вопросы о нашем нынешнем понятии сознания и его связи до смерти.

Проект представляет собой «сверхъестественное» отрицание Токио — города, который заливает светом и шумом каждое «темное пространство», города, который ведет к разрушению мифов и иррациональности. Пространство самовыражается через подражание пещере, архитектуре, не имеющей плана и помещений. Сайт представляет собой поле взаимодействия с пользователями. Поверхность горных пород служит колумбарием, хранилищем современных «урн», созданных в результате разделения ДНК. Дно пещеры состоит из основного отражающего пространства. Меньшие, личные расположены на всем протяжении от входа в озеро.

ОБЪЕКТ 
Со станцией, одними из самых высоких зданий Токио и энергичными пейзажами района Кабукичо Синдзюку идеально подходит для исследования архитектуры мертвых в царстве живых. «Сверхъестественное» сайта основано на открытии новых, искаженных форм вещей, когда-то считавшихся «хитрыми».
Вместо того, чтобы создавать разрыв между нами и нашей духовностью, что так часто происходит в нашем современном мире, технический прогресс должен сделать нас более чувствительными и более склонными к пониманию нашей собственной природы.
В Токио становится все меньше темных, неочевидных пространств. Духовность исчезает в водовороте цветов, неонов, света и движения. Проект основан на возвращении к истокам, к ДНК, к основному коду нашей жизни.

ПЕЩЕРА
Глядя на предмет тьмы или смерти, мы всегда боимся одного и того же — неизвестности. Странное возникает, когда воображение сталкивается с незнакомыми данными. Тьма всегда воздействует на нас напрямую, проходит мысль нас. Вот почему эго проницаемо для тьмы.

Вы спросите: пещера в самом сердце Токио — это абсурд? Современная архитектура еще не выработала языка для точного описания дома мертвецов — кладбища. Город и кладбище считаются двумя отдельными средами. Чтобы попытаться связать их, мы должны сначала обратиться к природе. Условия в пещере позволяют нам утратить дифференциацию между окружающей средой и организмом — здесь наши чувства приглушены.

Основное пространство для отражения находится на дне пещеры. Большая площадка для сбора расположена у озера, первозданного супа. Эта жидкость богата органическими соединениями, обеспечивающими благоприятные условия для возникновения и роста форм жизни. Органические соединения в первичном бульоне, такие как аминокислоты, могли быть получены в результате химических реакций, происходивших в ранней атмосфере Земли. Поверхность скал служит колумбарием, хранилищем для современных урн. Тусклый свет освещает большое пространство, отражается на мокрых камнях и освещает корни гигантского дерева — биокомпьютера.

Интерьер пещеры создает идеальные условия для работы корпуса биокомпьютера – высокая влажность и низкие температуры.

БИОКОМПЬЮТЕР
Врачи и коронеры обычно обращаются к «смерти мозга» или «биологической смерти», когда определяют человека как мертвого. Современное определение смерти гласит: «Человек мертв, когда прекращается электрическая активность в его мозгу». Достаточно ли этого определения? В условиях стремительно развивающейся науки и в свете последних открытий мы считаем, что необходимо предложить новое определение смерти: необратимая потеря всякого следа сознания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *