Как вести себя с начальником: 3 важных совета
Часто на собеседованиях встречаю людей разных возрастных категорий, опыта работы и жизненных взглядов, которые, рассказывая о причинах ухода с предыдущих мест работы, говорят о своем недовольстве руководителем. В таких случаях я обязательно задаю наводящие и уточняющие вопросы и в большинстве случаев прихожу к выводу, что проблема не только в руководителе.
Дело еще и в том, что порой даже специалисты своего дела и профессионалы не могут наладить правильные отношения со своим непосредственным начальником. А с течением времени в результате получается безвыходная ситуация.
Встречаясь со схожими ситуациями в холдинге, членом совета правления которого я являюсь, а также в консультируемых мной компаниях, я понял, что как неопытные молодые, так и взрослые, вполне опытные в своей сфере люди, нередко не могут не просто наладить правильные взаимоотношения со своими руководителями – они не знают азов бизнеса.
Реалии бизнеса без розовых очков
Прежде чем перейти к основной теме статьи, я хочу разобраться с ложными мнениями о бизнесе. Часто люди, оценивая отношения с руководителями, не снимают розовые очки и живут с чересчур идеализированными представлениями о целях бизнеса, руководителях и собственниках. Подобные мысли обычно подогреваются книгами западных «специалистов», которые на самом деле ни дня не проработали в серьезных компаниях и не брали на себя огромную ответственность за большие обороты, карьеры людей и взаимоотношения с тысячами клиентов и госорганами.
Итак, каков же реальный бизнес? Вот что мы увидим, сняв розовые очки и взглянув реальным и трезвым взглядом на него:
- Цель бизнеса – это прибыль. Ценности, служение обществу, клиентоориентированность, командообразование – это все просто для того, чтобы получить максимальную прибыль.
- Мир бизнеса не идеален. Нельзя в мире бизнеса искать абсолютную справедливость – ее там нет и не было. Хотя бы потому, что компании могут продавать очень вредные продукты людям и еще создавать из этого образ жизни, к которому люди будут стремиться.
- Мир бизнеса полон кажущихся на первый взгляд несправедливостей: грамотные и знающие свое дело люди могут порой годами сидеть на одном месте, в то время как менее грамотные и слабые опытом могут продвигаться вперед и даже становиться начальниками.
- Нельзя работать много и ожидать, что начальник все оценит и предоставит возможность повышения. Часто бывает наоборот – того, кто работает много, еще больше нагружают, а повышают тех, кто работает эффективно, умеет организовать работу других и налаживает правильные отношения с руководителем;
- Руководители не всегда думают о работе
Теперь давайте посмотрим без розовых очков и на руководителя. Итак, каков же он, этот руководитель, о котором западные книги утверждают, что он должен быть лидером, всегда всех слушать, с пониманием относиться к ошибкам людей, терпеливо и долго разъяснять при делегировании и т.д.?
Посмотрев без розовых очков, мы увидим, что руководитель тоже человек. Обычный, из кожи, костей, нервов и обычных человеческих слабостей. Он тоже бывает грустным, злым, больным, нервным. У него тоже бывают проблемы в личной жизни, которые порой напрямую влияют на его настроение. У него тоже в работе бывает стресс и напряжение.
И естественно, руководитель может порой ввиду разных, в частности указанных выше причин, не суметь совладать собой или на какой-то момент времени быть эмоционально неустойчивым. И в результате сорваться на тех, кто ближе к нему или оказался не в тот момент или не в том месте.
Три основных момента в отношениях с руководителем
А теперь, когда мы сняли розовые очки относительно бизнеса и поняли, что руководитель – это не человек из железа и стальных нервов, можно перейти к основной части статьи.
Для налаживания правильных взаимоотношений с руководителем я советую обратить внимание на три основных момента.
1. Образ в глазах руководителя
Уверен, что немаловажное значение на качество взаимоотношений с руководителем влияет то, какой образ себя создал сотрудник в глазах своего начальника.
Представьте себе ситуацию: сотрудник каждый день приходит к своему непосредственному руководителю с проблемами, которые может сам же на месте решить; сотрудник постоянно пребывает в офисе в негативном настрое; на встречи и совещания с начальством ходит неподготовленным и отвечает на вопросы, придумывая ответы на ходу; придя в кабинет к руководителю с проблемой, ждет ответы и решения от начальства – то есть приходит к нему с голой проблемой, в то время как мог бы придумать три разных варианта решения и предложить шефу просто выбрать одно их них; происходящие деловые обсуждения и профессиональные конфликты переносит на личный уровень.
Как выглядит подобный сотрудник в глазах руководителя?
Вечно ноющий, жалующийся, недовольный, не умеющий решать проблемы и взваливающий свои дела и ответственность на руководителя, приходит к нему с вечно с негативными новостями.
Что я советую: обязательно продумать свой образ в глазах начальства и членов команды и в своем ежедневном поведении строго придерживаться этого образа.
- Запретить себе использовать негативные слова даже в ежедневном общении в коллективе. Даже ответ на вопрос «Как дела?» должен быть наполнен позитивом.
- Приходя с проблемой своей сферы к начальнику, обязательно продумать три возможных варианта решения ситуации и предоставить их ему, сэкономив ему время и энергию, чтобы он просто принял решение.
- На все встречи с руководством ходить полностью подготовленным и иметь под рукой все цифры предыдущих периодов, чтобы была возможность максимально точно и четко отвечать на вопросы.
- Отчитываться о своих делах не в негативном тоне, а быть энергичным. Даже говоря о проблемах и путях их решений, надо уметь передавать руководству полною владение ситуацией.
2. Уметь преподносить свои результаты
«Я много работаю, делаю, даю результаты, а он не видит» – это основная жалоба трудолюбивых сотрудников. Виноват ли руководитель? Частично. В основном же виноват сам сотрудник, который много работает и надеется, что у руководителя есть всевидящее око, и он, окинув взглядом фирму, отделения и департаменты, все увидит и поймет. Не надейтесь – не увидит. У него порой нет возможности увидеть всех. Даже увидев всех, у него нет времени выделить много работающих молчунов.
В подобных случаях я привожу цитату Марк Твена о читающих людях:
В нашем же случае можно утверждать следующее: «Человек, который много работает и не умеет преподносить руководству свои результаты, не имеет преимуществ перед человеком, который не работает».
Лично знаю много прекрасных специалистов, которые ввиду различных причин – природной застенчивости, которую они не могут или не стараются преодолеть, неумения говорить, нежелания показывать себя перед руководством, бывают вынуждены годами топтаться на одном месте и жаловаться на то, что руководство не может отделить работающих от неработающих.
Считаю, что умение «продавать» свои успехи, результаты и знания своему руководству имеет огромное значение как для карьеры, так и для качества взаимоотношений с ним.
Представьте ситуацию:
специалист в компании работает изо всех сил, ведет различные дела, постоянные переговоры, часть из которых дадут результаты в будущем, но отнимают время и энергию сегодня, пишет процессы и процедуры, составляет стандарты. А руководитель видит только то, что может увидеть в цифрах, а нижнюю часть айсберга, которая и является настоящим показателем того, как глубоко и детально человек относится к своей работе, руководитель видеть просто не сможет.Что я советую: регулярно, в месяц один раз отправлять руководителю четкий, конкретный отчет о проделанной работе за предыдущий месяц и план деятельности на следующий. Отправлять этот отчет надо даже в том случае, если руководитель этого отчета не требует.
Порой руководителям – по себе знаю – кажется, что они видят, как сотрудник работает. Встречаюсь раз в неделю, получаю основную информацию и ответы на свои вопросы – и мне этого достаточно. Если в конце месяца спросить меня, что делал конкретный специалист, я могу вспомнить всего лишь 3-4 пункта, в то время как он делал 15 пунктов. Но получив ответ о проделанной работе за месяц, я вижу всю и целостную картину работы за месяц. И если к этому отчету добавить короткий план работы на следующий месяц, то у меня сложится очень положительное представление об этом сотруднике, который планирует свою деятельности и ставит меня об этом в известность.
3. Сохранять дистанцию с руководителем
Порой сотрудники могут обманываться иллюзией о пользе близости отношений с руководителем и могут не видеть обратную сторону медали. А обратная сторона заключается в том, что близость отношений с руководством похожа на близость с солнцем: на дистанции греет, но если очень близко подойти, может обжечь.
Нередко становился свидетелем того, как сотрудник в надежде получит какие-то льготы и послабления в результате отношений с начальником сокращал дистанцию и….
и получал, как доверенное лицо, новые, дополнительные задания, отказать в выполнении которых он не мог в силу доверия руководства. Также существует вероятность, что руководитель может запрашивать информацию о коллегах и этим ставить близкого к себе человека в затруднительное положение.Что я советую: не зная ценностей и принципов руководителя, не пытаться сблизиться с ним, так как налаживание близких отношений с руководителем – это как бы билет в одну сторону. Сократив дистанцию, надо будет стараться выдерживать определенный баланс в отношениях.
Советую стараться избегать общения с руководителем в негативном или позитивном эмоциональном настрое, так как человек, будучи негативно настроенным, может жестко или грубо отреагировать на руководителя. А позитивный же эмоциональный настрой порой опаснее для самого же сотрудника – будучи в душевном подъеме, человек может дать какие-то общения, о которых будет жалеть весь период работы с этим начальником.
Ни в коем случае не общайтесь с руководителем на «скользкие» темы: политика, религия, обсуждение семейного положения. Если тема начата руководителем, необходимо избегать жестких суждений, так как мы не можем знать политические или религиозные убеждения человека, и какое-то неверно сказанное слово может глубоко задеть начальника.
По возможности надо избегать отношений и общения с начальником своего начальника, так как непосредственный руководитель может воспринять это общение как угрозу своей должности или передачу внутренней информации его руководству.
И последний совет относительно дистанции с руководителем – свободу отношений и короткую дистанцию с ним ни в коем случае нельзя путать с разболтанностью. Руководитель может и пошутить, и крепкое слово в разговоре использовать – это ни в коем не означает, что и сотрудник может так же себя вести. Сохранение дистанции в коммуникации с руководителем – это в первую очередь забота самого сотрудника.
Качество отношений с руководителем – слишком серьезная тема, чтобы ею не управлять. Как говорится в известной пословице, люди приходят в компанию, но уходят от руководителя. Да, темой данной статьи не являются начальники грубияны или самодуры, которые без оглядки портят жизнь всем, кто находится с ними рядом. Но есть немало случаев, когда сотрудники не могут наладить отношения с начальством, и негативное отношение руководителя к человеку может просто полностью отравить человеку пребывание в хорошей компании и коллективе.
Читайте также:
Прекрасная помощница для чудовища — ГЛАВА 2
Глубоко дышу, пытаясь унять волнение. Сейчас состоится моя первая встреча с Чудовищем.
Последние дни были весьма напряженными. Я вовсю готовилась ко вступлению в новую должность, избегала встреч с теперь уже бывшим начальником, вела переговоры с ребятами из разных отделов, договариваясь разными способами о помощи. На удивление, меня активно поддержали. До этого чаще в помощники лез кто‑нибудь из пришлых или те, кто чином крупнее — все же такой куш. И никто не договаривался о помощи, по незнанию ли, из гордости или из желания все делать самостоятельно. Не знаю. А я ‘выходец из народа’, еще и своя. Нет, были и такие, как я, простые работники компании, желающие попробовать себя, но тоже, подобной моей, инициативы не проявляли.
Вчера все‑таки начальник узнал о моем уходе — удивительно, но, несмотря на то, что сплетни у нас на работе разносятся с невероятной быстротой, он узнал обо всем в последний момент и от меня, когда принесла формальное заявление о переводе на подпись. Формальное, поскольку я уже принята к Чудовищу, а это значит, что уже и так все решено и у такой мелкой рыбешки, как Павел Дмитриевич, никто разрешения на мой уход спрашивать не станет.
Как он бесился — это что‑то. Полез опять руки распускать, но в этот раз я была подготовлена. Прямо при нем достала свой телефон и отправила в интернет запись его ора и угроз в мой адрес. Пригрозила, что если еще полезет и будет как‑то мешать мне жить — выложу запись на официальный сайт нашей фирмы. Там, конечно, ничего такого, просто начальник хамит, орет и угрожает, но и этого будет достаточно, чтобы создать Павлу Дмитриевичу проблемы. Можно было бы и дальше записывать, как он станет приставать, но я не выдержала бы еще прикосновений этого мужчины.
Прошла через приемную — если первое собеседование с Чудовищем пройдет удачно, эта большая просторная комната станет моим рабочим местом. Первый разговор с Виктором Гайне выдерживают далеко не все. Часто бывало, что вылетают именно сразу после встречи. Либо Чудовище выгоняет, либо сами пишут заявление об уходе. Я выпила успокоительное заранее, но что‑то оно не очень помогает.
Вхожу в кабинет. Я думала, что приемная просторная, но нет, это кабинет Гайне на самом деле такой. Размером, наверное, с половину футбольного поля и почти весь пустой. Панорамные большие окна вовсю стену — вид на небо и высотные здания по соседству просто шикарный. А если подойти, наверняка весь город как на ладони. Высоко я забралась. Раньше на четвертом этаже работала, а теперь на семьдесят пятом. Вот бы задержаться здесь подольше.
Иду по проходу к столу своего нового начальника и смотрю куда угодно, только не на Виктора Гайне. Волнуюсь невероятно.
Остановилась в паре шагов от дорогого современного стола изогнутой формы. Все, я собралась. Спина выпрямлена, подбородок поднят, взгляд на начальника, а точнее на его нос. В глаза смотреть не рекомендуется деловым этикетом. Мне стесняться нечего, я только недавно проверяла в зеркале — серый костюм сидит хорошо, белая блузка выглажена идеально. Волосы уложены в аккуратный пучок, волосок к волоску. Неброский макияж и маникюр. Юбка — карандаш по колено. Туфли на удобном невысоком каблучке.
— Здравствуйте, Виктор Эдуардович. Валерия Николаевна. Ваша помощница, — мой голос не дрожит. Удивительно, но сейчас я совершенно спокойна. Перегорела?
Нос, кстати, у моего начальника шикарный. Прямой, тонкий. Как пишут в книгах, аристократический. Ходят слухи, что среди иностранной родни Гайне затесались в предках аристократы, причем с высокими титулами. Наши кумушки поначалу даже звали Виктора Лордом, но про это прозвище быстро забыли, когда началась история с помощниками.
— Здравствуйте. Я не буду вас пока опрашивать. Позже, если, конечно, успеете справиться со всеми заданиями к двенадцати. Итак, ваши задания на первую половину дня… — незаметно включила маленький диктофон, припрятанный в рукаве, и стою спокойно, с милой дежурной офисной улыбкой. Одна из особенностей Чудовища. Мужчина дает указания в основном устно, а не на бумаге или через почту. Многие засыпаются на этом этапе. Чудовище говорит быстро, записать все в блокнот не успевают, запомнить трудно, если только памятью уникальной не обладаешь.
Продолжаю тихо стоять, и я, мягко, скажем, шокированна количеством заданий, а Чудовище все говорит и говорит… у меня стали появляться некоторые сомнения, что я справлюсь со всем до двенадцати.
— Вам все понятно? — сухо поинтересовался мой начальник. По имени не обратился, видимо, не считает нужным запоминать. Плохой знак.
— Да, Виктор Эдуардович.
— Тогда можете быть свободны. Если что‑то еще понадобится, я вас вызову.
Разворачиваюсь и на негнущихся ногах иду на выход. Даже разглядывать вблизи нашего чудовищно красивого Гайне нет желания. Тихо паникую.
Вышла за дверь.
Выдохнула.
Я справлюсь.
Выбегаю из приемной, где меня встречает целая команда девушек.
— Ну! Как? Прошла собеседование?! — сразу накинулись на меня знакомые и подруги. В стайку девушек даже затесался наш тихий долговязый и нежно любимый всеми нами за помощь с компьютерами админ и программист Женя.
— Отложил. Нестандартная схема. Сказал сначала задания выполнить.
— У — у-у! Значит, даже разговаривать не захотел? Ничего, прорвемся! Давай задания, поможем!
— Феи вы мои крестные, — хмыкнула я и достала диктофон, на ходу доставая из оставленной рядом с дверью сумки роликовые коньки. — Так, запись сейчас перекину в инет. Разбирайте задания, все нужно успеть до двенадцати. Общаемся через сеть. Пишите, что выполнено, а что нет. Я сейчас к замдиректора по финансовой части, надо забрать у него подписанные документы для Чудовища — надо самой, поскольку если придет кто‑то другой, не поймут, да и полномочия забирать подобные документы могут быть только у личного помощника.
— О — о-о, я просто улетаю от голоса Чудовища! Такой низкий, с хрипотцой, сексуальный. Фотографии Чудовища у меня есть, а вот голос ни разу не слышала. Я запись сохраню и буду слушать перед сном! — эмоционально воскликнула Маргарита, наша любительница властных мужчин. Подруга уже успела войти в интернет через телефон и открыть переданный мной файл. Надо же, а я и не обратила внимания на голос Гайне — слишком волновалась, видимо.
— Так, а я второе задание беру, с проверкой оформления чудовищной документации, зависшей на почте, — поправив очки на носу и вытащив из уха наушник от телефона, просветила Анастасия — сама серьезная и ответственная девушка в нашей веселой компании.
— А я беру то, где Чудовище сказал обратиться к админам насчет чистки и настройки базы, — довольно произнес Женя.
Дальше не слушала. Ролики уже надела. Скрестила пальцы наудачу и поехала к лифтам. Здание у нас большое. Пока из одной части в другую доберешься, много времени уйдет. Я видела, как на роликах ездят работники гипермаркетов. Сейчас мне важнее сохранить место, нежели репутацию, так что вперед.
Когда доехала до лифтов, включила диктофон и сделала себе устную заметку. Юбку перед катанием на роликах переодевать нужно. Завтра в брюках приду. Если все удастся.
Адреналин зашкаливает. Азарт невероятный. Поначалу коридоры были пустынны, но вот я вышла из лифта тремя этажами ниже, и началось — у финансистов всегда людно. На меня удивленно оборачиваются, что‑то спрашивают, но я не отвечаю, мчусь вперед и извиняюсь, если на кого‑то случайно наехала.
Нашла нужный кабинет, постучалась, въехала. Секретарь посмотрела на меня круглыми шокированными глазами.
— Роман Алексеевич у себя?
— Да, а вы кто?
— Помощница Виктора Эдуардовича Гайне, Валерия Николаевна. Мне нужно забрать документы для своего начальника, — во мне проснулась робкая надежда. — Они уже подписаны?
— Нет, документы на руках у Романа Алексеевича. Раз вы от Виктора Эдуардовича, то можете… проехать и попросить подписать их сейчас, если это срочно.
Это очень срочно.
Заехала к Роману Алексеевичу — дядечка за столом сидит вполне обычный, в особо скандальных слухах лично мной не замеченный. Лысеющий, круглый весь такой, усталый. Кажется, мужчина даже не заметил, что я на роликах.
— Что вам? — вопросил мужчина хмуро.
— Документы с вашей подписью нужны. Для Виктора Эдуардовича.
Мужчина пригляделся ко мне уже более внимательно и заинтересованно.
— Очередная помощница?
— Да, Роман Алексеевич, — с нетерпением сжимаю ручки прихваченной с собой сумки. Мысленно подгоняю финансиста.
— Та — а-ак. Интересно, — мужчина достал из ящика бумаги и стал нарочито неторопливо их подписвать, успевая при этом меня внимательно рассматривать.
— Красивая вы девушка. И зачем только в пасть к акуле лезете? Влюбились, видимо, в Чуд… десного Виктора Эдуардовича? Мой вам совет, бросайте это дело. Виктор Гайне не заводит романов на работе, это всем известно. Многие девушки уже пытались идти вашим путем, и у них ничего не вышло. Только нервы себе попортите, попомните мое слово. А так, когда из помощниц уйдете, можете заходить. У нас в отделе вечная нехватка инициативных трудолюбивых кадров, — произнес Роман Алексеевич, поглядывая в область моей груди, надежно прикрытой пиджаком. Вот если бы не недавняя ситуация с Павлом Дмитриевичем, даже не обратила бы внимания, куда смотрит финансист. Все мужики… в одну сторону смотрят, видимо.
— Спасибо, Роман Алексеевич, — сухо поблагодарила я.
Вышла из кабинета только минут через пятнадцать. Мужчина специально, кажется, все долго подписывал, найдя себе развлечение в моем лице.
— Спасибо, — вытащила из сумки шоколадку и положила на стол перед секретарем. Вот с кем контакты надо наводить. — Я, наверное, здесь часто теперь буду появляться. А вас зовут…
— Галина, — довольно улыбнулась худенькая девушка, пряча под стол шоколадку. Не балуют ее тут, что ли, сладким?
Выехала из кабинета. Так, какое задание выполнить дальше?
Заглянула в интернет. Девчонки уже все задания выписали отдельным списком. Кое‑что уже сделано, но осталось еще много. Сейчас съезжу, тут все равно недалеко, в кадры, возьму свое личное дело и еще нескольких сотрудников. Предполагаю, что мое дело Чудовищу нужно просто потому, что он даже не потрудился узнать, кто будет следующим его помощником, потому и собеседование не провел. Так, последним пунктом оставлю подать начальнику кофе, как раз в двенадцать. Двойной, крепкий, без сахара. Надо запоминать вкусы начальства.
Ну что, поехали!
Без двух минут двенадцать. Стою перед приемной в окружении своих добровольных помощников. Меня потряхивает от напряжения.
— Быстрее — быстрее! — Суетливо ворчат подруги, пока я снимаю роликовые коньки. Одна из девушек торопливо наливает из термоса кофе в кружку. — Одно задание не успели сделать — Ольгу напрягли в архиве, может успеет еще сделать. Если что, мы тебе сообщение кинем, если она успеет. Тяни время.
— Хорошо, я пошла. Может, вообще не заметит, что одно задание не сделано, — ответила я, надев туфли, и взяла гору папок с бумагами на руки. Сверху, на папки, мне поставили исходящую паром чашку кофе.
— Стоять! — вскрикнула вдруг наша красотка Марина. — Ты что, так пойдешь? У тебя же волосы из прически выбились и тушь размазалась.
— Нет времени.
— Тридцать секунд.
Девушка, вооружившись расческой, влажными салфетками и пудренницей, подскочила ко мне.
— Все, готово! Не придерешься. Порази его в самое сердце и отомсти за все разбитые женские сердца нашей компании!
— Кхм. Ну… ладно, — видимо, у Марины это что‑то личное.
Пошла. Дверь в приемную мне заботливо открыли, а вот дальше надо продвигаться как‑то самой. Папки обзор закрывают, еще и чашка эта… экстрим в чистом виде.
Чашка тревожно звенит о блюдце при каждом шаге. А может, это ложка звенит о чашку. Мне не видно. Балансирую. Зачем только ложку положили, если сахара нет? Или есть? Тогда конфуз.
Дверь бесцеремонно открыла с ноги. И даже не стыдно.
Иду, тщательно контролируя каждый шаг. Тишина.
Дошла до стола, аккуратно водрузила папки на стол. Кофе не разлила. С гордостью взглянула на Чудовище. Мужчина застыл в задумчивой позе, оценивающе меня оглядывая. Смотрит так, словно впервые увидел.
Все же взглянула на мгновение в глаза Чудовищу. Глаза цвета стали. Не серые, нет. Именно стальные. Виктор Гайне шатен, с тщательно уложенными и зачесанными назад волосами. Нравятся губы, четко очерченные, не тонкие. Такой «мужской» правильный овал лица. Идеален во всем. Слишком идеален. И это пугает. Мне кажется, что я не смогу соответствовать такой идеальности и совершенству.
— Все сделано, Виктор Эдуардович. Жду ваших дальнейших указаний, — ну а чего немного не покрасоваться и не подразнить Чудовище?
— Валерия Николаевна, значит? — запомнил! — Дайте мне ваше личное дело.
А вот теперь снова страшно.
Вытащила из стопки нужную папку. Чашка с кофе так и стоит на стопке принесенных мною документов. Передумал пить кофе?
— Вот, пожалуйста.
Виктор Эдуардович взял папку, раскрыл и стал неспешно вчитываться в мою анкету.
— Неплохое образование. Как раз по нашему профилю. Международные отношения. Хороший ВУЗ. Так, судя по копии диплома, учились вы тоже хорошо, — более чем. — В нашу компанию попали по распределению на практику. У нас и остались, причем на весьма скромной должности не по профилю. Пять лет вы спокойно работали, не делая попыток попасть в другой отдел, на повышение вас никто не выдвигал. И тут вопрос. С чего вдруг так кардинально решили все изменить? — острый взгляд на меня.
Мне надо что‑то ответить? Не про начальника же рассказывать. Или на жизнь пожаловаться? Нехватку денег? Нет. Мы гордые. Да и не стоит давать рычаги давления на себя.
— В жизни каждого человека наступает момент, когда требуется что‑то поменять, — вот так. И ответила вроде бы и ничего толком не сказала.
По глазам вижу, что мой ответ Чудовище не удовлетворил, но мужчина ничего не сказал, продолжив изучение моей анкеты. Наблюдаю за Виктором Гайне. Любуюсь мужчиной, как совершенной картиной. Удивительно, но внешность начальника меня совершенно не трогает. Видимо, все дело в страхе. Я так боюсь потерять эту возможность и работу, что Чудовище воспринимаю не как мужчину и вообще живого человека, а некий объект. Эдакую бомбу замедленного действия, которую мне нужно обезвредить и которая может рвануть в любой момент, если сделаю что‑то неправильно.
Виктор Эдуардович, листая бумаги, неожиданно вдруг остановился. Что‑то внимательно изучил, потом поднял удивленный взгляд на меня. Первая живая эмоция у начальника. Я была вновь внимательно с недоверием осмотрена, а после мужчина вновь углубился в бумаги.
Вытянула шею в попытке заглянуть, что же там за бумага так удивила начальника. Оказалось, не бумага, а фотография в моем деле. Теперь понятно. Фото у меня там старое, пятилетней давности, там я еще зеленая студентка, лохматая, веселая брюнетка без кредита за плечами и необходимостью соблюдать офисный дресс — код. Помню, делала это фотографию на утро после вечеринки по случаю защиты диплома. Да… хорошее было время.
Босс захлопнул папку с моим делом и воззрился на меня тяжелым немигающим взглядом. Да — да, я сама удивляюсь, что стою тут, и совершенно не понимаю, что я тут делаю и куда лезу. Ну не мой это уровень. Однако выбора, по сути, у меня нет. Либо выдержу, либо потеряю работу и порадую Павла Дмитриевича.
Сделала максимально нейтральное лицо. Этакий покер — фейс дилетантского исполнения. Приготовилась отвечать на любые вопросы, но их не поседовало.
— Хорошо. Теперь я хочу посмотреть, как вы справились с моими заданиями.
Давайте посмотрим, Виктор Эдуардович.
Вот тут начала проявляться вся чудовищная натура моего начальника. Педант, и еще какой. Босс, как выяснилось, прекрасно помнит каждое отданное им распоряжение.
Проверил все. Даже не поленился позвонить в бухгалтерию и еще пару мест, чтобы узнать, была ли я там и все ли сделала, что он просил. К счастью, я правильно выбрала задания, которые обязательно должна сделать сама, и подвоха с добровольными помощниками Гайне пока не выявил. Такое впечатление, что мужчина упорно ищет повод, чтобы отказать мне в работе. Чем‑то я Чудовищу не понравилась. Или это у меня паранойя. Даже то, как босс взял и придирчиво осмотрел кофе. А уж с каким лицом делал первый глоток… словно это и не кофе, а отрава в чистом виде. Я даже задержала дыхание, когда начальник пробовал напиток. И еще пообещала себе, что впредь, если останусь, напитки буду готовить сама, чтобы быть уверенной, что все в порядке и лишнего кусочка сахара никто не положил.
Дошла очередь и до единственного невыполненного задания.
— Так, а что по сводкам с китайской биржи? Вы подготовили краткий обзор?
Вот это вообще круто. Никогда подобного не делала и наверняка полдня бы провозилась с заданием. Замялась. Виктор Эдуардович хищно подобрался, глаза цвета стали, кажется, уже приготовились препарировать мою душу. Придется сознаваться.
Завибрировал телефон. Кинула извиняющийся взгляд на начальника, быстро достала гаджет и мельком взглянула на экран.
«Все сделала. Распечатать, сама понимаешь, не успела. Файл с обзором скинула в наш форум. Надеюсь, не поздно. Удачи. Ольга».
Душа воспарила к небесам.
— Виктор Эдуардович, а скажите, пожалуйста вашу почту. Я сейчас отправлю вам файл через телефон. Вы не говорили, что обзор нужен в бумажном виде, а распечатывать мне показалось нецелесообразным в плане затрат времени и бумаги.
Вот так. Я могла бы успеть распечать, но знаю понятия о таймменеджменте. Цените, какая у вас помощница, Виктор Эдуардович.
Начальник молча протянул мне визитку со своими данными. Ну, вот и все, отправила. Жду вердикта Чудовища.
Гайне задумчиво изучает отправленный мною файл. Вот кто в совершенстве умеет владеть собой. Не могу понять, нравится, как сделан обзор, боссу или нет.
Мужчина поднял на меня взгляд. Сразу начала смотреть на его переносицу, но потом не выдержала и опустила глаза на руки Виктора Гайне. Привлек внимание звук. Начальник задумчиво постукивает пальцами по поверхности стола.
— Значит, хотите у меня работать, Валерия Николаевна?
— Очень, Виктор Эдуардович.
— Вам придется очень тяжело. Может, стоит поберечь нервы и время? Я удивлен вашим рвением, но не думаю, что вы подходите для этой работы. Давайте так. Я выплачиваю вам недельную зарплату и премию за удачную попытку, и вы тихо — мирно уходите сейчас отсюда, возвращаетесь в свой отдел и делитесь впечатлениями с подружками от своего маленького приключения. Если же отказыветесь, то в случае, если не сможете проработать на меня месяц, — будете уволены из компании.
Жестко. Но на то Виктора Гайне и прозвали Чудовищем. Вот только мужчина не знает, что я уже знакома с другими местными чудовищами, и терять мне, по сути, нечего.
Решилась и прямо посмотрела в глаза цвета стали.
— Я хочу быть вашей помощницей, Виктор Эдуардович.
Пауза.
— Что же, это ваше решение. Валерия Николаевна Белова, вы приняты.
Как вести себя с начальником-перфекционистом | Work
Автор: Chron Contributor Обновлено 21 октября 2021 г.
Работа на босса-перфекциониста может быть сложной задачей, но быть перфекционистом может быть еще сложнее. Если ваш начальник перфекционист, он может быть требовательным, чрезмерно критичным и слишком сосредоточенным на тривиальных деталях повседневной офисной жизни. Скорее всего, она так же требовательна и критична к себе, как и к другим. Воспринимайте ситуацию как возможность стремиться к совершенству и расти профессионально.
Увидеть преимущества
Развить правильный настрой. Согласно Clarion Ledger, работа на перфекциониста с высокими стандартами может быть выгодной. Подумайте вот о чем: перфекционист захочет, чтобы каждый аспект вашей работы был как можно ближе к идеалу, и если вы хороший сотрудник, вы сделаете все возможное, чтобы достичь такого уровня компетентности для своего начальника. Конечным результатом, скорее всего, станет значительное улучшение ваших деловых навыков.
Что бы вы ни делали, не принимайте критику вашего босса на свой счет. Помните, что критическое отношение к другим является общей чертой личности перфекциониста. Просто делайте свою работу как можно лучше каждый день, и помните, что если ваш начальник чрезмерно критичен, он, вероятно, относится так же и ко всем остальным, включая себя.
Приложите все усилия
Покажите своему боссу, что вы так же преданы своему делу и мотивированы, как и он. Перфекционисты редко прилагают половинчатые усилия, и ваш начальник, вероятно, проводит в офисе больше, чем ему положено. Хотя, возможно, нет необходимости работать так много часов, как он, важно быть пунктуальным.
Приходите на работу на несколько минут раньше, чтобы подготовиться к предстоящему дню, и оставайтесь на несколько минут после работы вечером, чтобы привести себя в порядок и организовать работу на следующий день. Приходите на встречи на несколько минут раньше и не устраивайте обеды или перерывы дольше, чем вам положено. Начальник заметит вашу пунктуальность и оценит ее.
Внимание к деталям
Перфекционисты очень часто считают, что все должно быть идеально, включая мельчайшие детали в офисе. Позаботьтесь об этих мелочах, чтобы освободить своего босса для более важных задач. NBC News предполагает, что плохие боссы занимаются микроменеджментом из собственного чувства страха и беспокойства. Вы можете привлечь внимание своего босса, если будете последовательны, надежны и на него можно положиться.
Ищите способы держать своего босса в курсе, например, предлагая новое программное обеспечение для управления проектами. Перфекционисты, как правило, легко отвлекаются на мелочи, что может повлиять на их способность сосредоточиться на более крупных и важных деловых вопросах. Если вы будете помнить об этом факте, это может улучшить ситуацию на работе для вас обоих. Если вы покажете, что работаете в команде, работа на вашего босса-перфекциониста станет чуть менее сложной задачей.
Делайте комплименты
Время от времени делайте комплименты своему боссу. Это может показаться нелогичным, особенно если ваш начальник слишком критично относится к другим. Вероятно, она думает, что ее работа никогда не бывает достаточно хорошей. Представьте, как приятно получить похвалу от своего начальника! Поэтому, если вы поздравите ее с хорошо выполненной работой, это будет значить для нее не меньше. Просто убедитесь, что ваша похвала заслуженная и искренняя. Вам также может быть полезно прочитать книги по самосовершенствованию, посвященные перфекционизму, чтобы лучше понять психологию перфекционизма и то, как ладить с начальником-перфекционистом.
Ссылки
- Clarion Ledger: Никто не идеален ни на работе, ни в жизни
- Новости NBC: как вести себя с плохим начальником, по мнению карьерного тренера
Советы
- Что бы вы ни делали, не делайте этого принимайте критику вашего босса на свой счет. Помните, что критическое отношение к другим является общей чертой личности перфекциониста. Просто делайте свою работу как можно лучше каждый день, и помните, что если ваш начальник чрезмерно критичен, он, вероятно, относится так же и ко всем остальным, включая себя.
10 советов, как справиться с чрезмерно требовательным начальником
Любая работа время от времени требует больших усилий, и часто ответственность за то, чтобы ее сотрудники были на высоте, лежит на начальнике, но некоторые начальники заходят слишком далеко, оказывая чрезмерное давление на своих сотрудников.
«Чрезмерно требовательный начальник может потребовать от вас работать сверх установленного графика, даже если объем работы этого не требует; он может настоять на дополнительных отчетах, которые никогда даже не будут прочитаны; заказать множество «специальных проектов»; или хотите одобрять каждое ваше решение», — говорит Рита Фридман, карьерный коуч из Филадельфии и составитель резюме.
Райан Кан, карьерный коуч, основатель The Hired Group, звезда MTV Hired и автор книги Hired! Руководство по последнему выпуску , соглашается. Он говорит, что чрезмерно требовательный начальник — это тот, кто устанавливает чрезвычайно высокие стандарты и ожидания в отношении результатов работы или целей, которые могут быть нереалистичными или непостоянными. «Если вы обнаружите, что ваш список проектов быстро растет и меняется, а цели по производительности растут, возможно, у вас слишком требовательный начальник».
Чрезмерно требовательный начальник не сопереживает и не понимает, что от вас требуется для достижения результатов, и будет подталкивать вас до тех пор, пока вы не начнете действовать, добавляет Линн Тейлор, национальный эксперт по рабочим местам и автор книги 9. 0049 Приручите своего ужасного офисного тирана; Как справиться с детским поведением начальника и преуспеть в своей работе.
«Требоватое начальство ставит вам необоснованные сроки, не сообразуется с часами, необходимыми для достижения целей, не тратит время на то, чтобы заранее выяснить, что разумно, может мало интересоваться вашим благополучием, иметь проблемы расставляет приоритеты и мало признает вас, когда вы выполняете геркулесовы задачи, — говорит она. вариант вроде такой: просто сделай это .
Почему начальник может так себя вести? Желание все контролировать; страх за свой статус работы; стремление к совершенству; или чувство права, говорит Тейлор. «Какова бы ни была первопричина, боссы такого типа часто подобны непослушным малышам, которые ведут себя так, как будто мир действительно вращается вокруг них. Этим боссам не всегда приходит в голову вежливо просить, поэтому на вас лежит ответственность нарушить свое молчание и стать голосом разума».
С чрезмерно требовательным начальником может быть чрезвычайно трудно работать, и его поведение может вызвать всплеск уровня стресса и снижение морального духа и производительности.
«В то время как небольшое давление может вдохновить работников принять вызов, люди, работающие на чрезмерно требовательных начальников, обычно испытывают разочарование из-за того, что их усилия не вознаграждаются, и в результате они вряд ли будут продолжать выпускать продукцию высокого качества. работы», — говорит Фридман. «Плохой начальник также может заставить коллег настроиться друг против друга, когда они пытаются умиротворить руководство, и есть большая разница между здоровой конкуренцией и распрями на рабочем месте».
Этот тип требовательного начальника, скорее всего, будет властным микроменеджером. «Это не только негативно сказывается на моральном духе сотрудников и общей обстановке в офисе, но и может привести к эффекту, противоположному ожидаемому: когда на сотрудников постоянно оказывается давление, чтобы они работали на неустойчивом уровне, или требуют, чтобы каждое действие выполнялось через определенные промежутки времени. выше, производительность имеет тенденцию к падению. Также часто можно обнаружить, что чрезмерно требовательные начальники в конечном итоге имеют рабочие места с высокой текучестью кадров, а когда члены команды увольняются или их выгоняют, это ложится еще большей нагрузкой на оставшийся персонал, что приводит к еще большему выгоранию сотрудников».
Сюзанна Симич, менеджер службы карьеры в Институте компьютерных систем, добавляет: «Слишком требовательные начальники, похоже, считают своих сотрудников ненужным товаром, а не активом. При этом может быть чрезвычайно сложно помочь решить проблему или предотвратить ее возникновение, когда сотрудник чувствует себя увязшим в своих чрезмерно требовательных начальниках». По ее словам, сотрудники чрезмерно требовательного начальника также могут чувствовать, что ничего из того, что они делают, никогда не бывает достаточно. «Когда в комнату входит чрезмерно требовательный начальник, поведение сотрудников меняется на напряженное и настороженное. Сотрудники перегружены стремлением «угодить» чрезмерно требовательному начальнику, и они могут совершать ошибки, пытаясь быть совершенными».
Еще один возможный результат: вы можете быть больше расстроены собой, чем своим боссом, потому что вы застряли между желанием работать и не показаться некомпетентным и расстроить своего босса, заявив об этом, говорит Тейлор. «Это утомительно, потому что вы чувствуете, что не можете разжечь конфронтацию и требовать разумных ожиданий. Вы можете бояться возмездия, пассивно-агрессивных последствий, потери статуса работы или интересных проектов или даже увольнения, что является загадкой, пока вы не наберетесь способности столкнуться с проблемой лицом к лицу».
В конце концов внутренний конфликт с чрезмерно требовательным начальником может поглотить вас; это отвлекает от вашей лучшей работы. «В конечном итоге вы получаете двойной удар интенсивной рабочей нагрузки в сочетании с поведенческим конфликтом, снижающим вашу продуктивность. Властные, бесчувственные начальники контрпродуктивны для достижения самой цели, к которой они стремятся: получить от вас больше результатов».
Кан говорит, что чрезмерно требовательные начальники могут быть нетерпеливыми, чрезмерно прямолинейными и даже пугающими; вряд ли примут отговорки по поводу невыполненных сроков или целей; и могут даже иметь высокий уровень текучести среди своих сотрудников, поскольку они ищут людей, которые могут оправдать их высокие ожидания — работа на чрезмерно требовательного начальника не всегда плохо. «Во многих случаях это высокоэффективные сотрудники, которые быстро продвигаются по карьерной лестнице. Они возлагают большие надежды на свою команду, поскольку они возлагают большие надежды на самих себя. Хотя работа с чрезмерно требовательным начальником может быть сложной, она также может стать невероятным опытом обучения. Ключ к успеху — научиться справляться с этим типом личности».
Тейлор говорит, что если вы не научитесь справляться с требовательным начальником, вы будете страдать от последствий того, что никогда не будете чувствовать, что ваша работа приносит удовлетворение. «Качество и количество ваших результатов будут снижаться, как и ваша самооценка», — говорит она. «Вы должны научиться смело и четко сообщать детали своих заданий, чтобы ваш начальник был более осведомлен. Вы не можете предполагать, что ваш босс понимает часы, связанные с заданиями. Эти начальники должны быть осведомлены о важности приоритетов и ваших человеческих возможностях. Самое главное, вы должны взять на себя инициативу в создании взаимоприемлемых ожиданий».
Вот 10 советов, как вести себя с чрезмерно требовательным начальником:
Не принимайте это близко к сердцу. Требовательный начальник сосредоточен на достижении результатов для своего начальника, а не на негативных последствиях, которые могут показаться вам недостаточными, говорит Тейлор. «Изучите, как реагируют другие члены команды, и вы, вероятно, увидите, что ваш начальник постоянно добивается больших успехов или ожидает, что другие будут такими же».
Симик соглашается. «Поймите, что над чрезмерно требовательным боссом может быть свой собственный чрезмерно требовательный начальник. Не принимай вещи на свой счет».
Подумайте, почему ваш босс такой требовательный. Это просто проблема личности, или есть давление еще выше для достижения определенных целей? «Это может изменить ваш подход к ситуации», — говорит Фридман.
Кан соглашается. Он говорит, что важно «читать комнату». Если ваш начальник также работает над достижением цели или жонглирует несколькими сроками, убедитесь, что вы учитываете это в своих взаимодействиях. «Предоставляйте обновленную информацию высокого уровня о том, что им нужно знать, и избегайте болтовни, если они не инициируют».
Не будь боксерской грушей . «Не продолжайте принимать шишки с улыбкой на лице, будьте мучеником или берите на себя ответственность за вещи, которые находятся вне вашего контроля», — говорит Тейлор. «Ваш начальник потратил на вас время, поэтому у вас есть рычаги воздействия, чтобы сообщить ему о последствиях его стиля работы. У вас есть необходимый набор навыков, на вас полагаются и вы знаете культуру компании. Если вы работаете хорошо, заменить вас дорого и долго. Имейте это в виду, когда будете готовы подойти к своему боссу».
Осторожно сразитесь с боссом. «Подойдите к своему начальнику со спокойным, профессиональным и рациональным стилем, — говорит Тейлор. «Не поддавайтесь истерии и старайтесь сохранять чувство юмора, чтобы смягчить существующее напряжение». Немного легкомыслия поможет обезоружить напряженного и требовательного босса. И во многом ваш успех также зависит от подачи и времени вашего обсуждения.
Слушай и повторяй. Убедитесь, что вы всегда внимательно слушаете, так как идеи и указания могут прийти быстро, предлагает Кан. «Если вы в чем-то не уверены, задавайте уточняющие вопросы. В конце ваших встреч повторите результаты, за которые вы несете ответственность, чтобы убедиться, что вы находитесь на одной волне». И вы никогда не знаете: когда босс слышит, как вы болтаете о своих обязанностях, он может понять, насколько необоснованными на самом деле являются его ожидания.
Установите взаимные ожидания и приоритеты . «Когда начальник дает вам задание, проверьте, какое место оно занимает в списке приоритетов; оцените, сколько времени это займет и что вам нужно для завершения», — говорит Тейлор. Предложите реальную проверку того, как новое задание влияет на ваши другие, и потенциал других пропущенных сроков. «Приходите к соглашению, прежде чем вы сбежите и окажетесь в мешанине из неразумных задач».
Будьте позитивными . Ваше чувство спокойствия и приверженность достижению наилучших результатов будут оценены по достоинству и помогут направить вашего босса в правильном направлении, говорит Тейлор.
Решай проблемы, а не создавай их. Если вы собираетесь пропустить сроки, поднимите руку заранее. Подготовьтесь представить вашему боссу возможные решения, чтобы показать, что у вас такое же чувство срочности, как и у них в отношении проектов, говорит Кан. «Если вы сталкиваетесь с препятствиями на пути к завершению проекта, также сообщите об этом своему начальнику с потенциальными решениями. Возможно, это не самое правильное решение, но боссы такого типа оценят ваши усилия по решению проблемы».
Фридман говорит, что если есть цель корпоративного уровня, которую пытается достичь ваш босс, возможно, имеет смысл попытаться найти альтернативные способы достижения этой цели. «Он может даже знать, что то, о чем просит компания, является необоснованным, и может благодарить за дополнительную помощь в поиске способов повышения производительности. Если у вас есть идеи о том, как улучшить рабочий процесс или побудить команду повысить производительность, обратитесь к своему начальнику с сочувствием и предложите свои предложения в духе сотрудничества. Цель, вероятно, заключается не столько в том, чтобы получить признание за ваши идеи, сколько в том, чтобы улучшить рабочую среду».
Использовать положительное подкрепление . Хвалите своего босса, когда вы видите поведение, к которому вы стремитесь, например, совместное планирование и обеспечение того, чтобы ваши цели и сроки были разумными и согласованными, предлагает Тейлор. «Скажите что-то вроде: «Я ценю, что вы поняли, что нам придется отложить проект XYZ на пару дней, чтобы заняться этой новой инициативой».
Отмечайте успехи. Обязательно отмечайте свои успехи перед боссом, говорит Кан. «Поскольку они так сосредоточены на достижении целей, они могут непреднамеренно упустить некоторые из ваших достижений. Они оценят, что вы отметите их, поскольку, в конце концов, ваш успех — это и их успех».
Тейлор говорит, что вы можете сделать это, создавая регулярные отчеты о состоянии. «Ваш менеджер лучше поймет вашу работу за кулисами, если вы подробно расскажете об этом в обычных электронных письмах», — говорит она. «Это покажет вашему боссу, насколько вы продуктивны и чего для этого нужно. Не опаздывайте и не рискуйте выглядеть так, как будто вы прыгаете выше головы. Вы же не хотите, чтобы ваш отчет занимал по пять страниц через день, иначе вы будете выглядеть конфронтационно и пассивно-агрессивно. Будьте правдивы и лаконичны, чтобы ваш начальник мог сосредоточиться и расставить приоритеты».