Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мораль и гуманизм: нормы морали и «золотое правило нравственности»

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность — 4ЕГЭ

7 октября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

ОГЭ по обществознанию

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его члeнов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см.

ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

Гуманизм как нравственный критерий права и морали

В современном обществе, которое переживает эпоху чрезвычайных потрясений, гуманизм должен быть главным требованием и критерием человеческого поведения, права и морали. Отметим, что глубинная суть гуманизма это определять человека как высшую ценность, создавать такие условия существования, чтобы обеспечить соблюдение прав и свобод человека, поддерживать веру человека в его уникальность как микрокосмоса.

Одной из основных требований гуманизма является спрямовування деятельность общества на создание комфортных условий для полноценного развития личности как в физическом так и в духовном плане, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Принцип гуманизма — это основополагающий принцип морали и права.

Под моралью, как правило, понимают неписаные нормы поведения в обществе, предусматривающие особый способ социальной регуляции и саморегуляции человеческих поступков. Право тоже представляет собой систему регулирования общественных отношений, но также и тех, которые выходят за пределы межличностных и поэтому подлежат внешнему контролю. В свою очередь, мораль, прежде всего является внутренним регулятором поведения человека.

Отметим тот факт, что право и мораль тесно переплетаются, ведь нравственные нормы, которые воплощаются в законодательных актах становятся правовыми нормами. Но, если за нарушение норм права предусмотрены санкции в соответствии с действующим законодательство, то за нарушение норм морали человек получает общественное осуждение и критику.

Поскольку и право, и мораль выступают регуляторами межличностных и общественных отношений, то, как было отмечено выше, одним из основных критериев их функционирования и обеспечения справедливости в обществе принцип гуманизма. Можно сказать, что гуманизм отвечает за духовное измерение права и морали. Право должно перевести идеалы и принципы, присущие гуманизма в юридическую плоскость, предоставляет гуманности статуса правового понятия. Это является важным фактором, поскольку традиционное определение права видится заурядным человеком как обещание человечности, которая гарантируется законом.

Стоит также отметить, что принцип гуманизма нашел свое практическое отражение в Конституции Украины и в международных нормативно-правовых актах (Декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека).

Принцип гуманизма проходит красной нитью через всю правовую систему Украины и цивилизованных стран мира. Подтверждением гуманистической направленности правовых систем является то, что наибольшее количество статей Основных Законов посвящено именно правам и свободам гражданина.

Можем утверждать, что юридическая доктрина, которая царит в современном информационном обществе, в идеале тяготеет к антропоцентристская мировоззрения, в основных принципах которого отражается отношение к человеку как к высшей социальной ценности, уважаются ее естественные права и достоинство, стремление к счастью и благополучия, а также право на духовное, интеллектуальное и физическое развитие.

Итак, гуманизм как нравственный критерий права и морали признает благо человека как основной высокий принцип оценки существования любого общественного института. Важно то, что право концентрируется вокруг интересов и потребностей человека, оно призвано обеспечивать защиту лица в правовом поле. Утверждение гуманистических идей и нравственных норм в жизни развитого общества должно быть приоритетом не только правовой системы (юриспруденции), но и государственной политики в других сферах жизни.

Хочется также отметить, что существует универсальная формула выведена в философии и этике, так называемый фундаментальный моральный принцип (категорического императива Иммануила Канта): «Действуй только по той нормой, которую хочешь видеть универсальным императивом — нормой для всех людей и также для тебя … Действуй так , чтобы всегда относиться к людям и к себе тоже — как к цели и никогда — только как к средству ». Как по мне данный моральный принцип выступает ярким свидетельством гуманизма, ведь он дает человеку свободу, при этом создавая всеобщий моральный закон для общества.

Поскольку человек в гуманистическом учении выступает как цель, как высшая ценность, то ведущей доктриной современного права, конституционного государства и гражданского общества является обеспечение достоинства человека. Именно уважение к человеческому достоинству и свободы личности является базовым принципом права и морали.

Можем резюмировать, что гуманизм является неотъемлемой аксиологической чертой любой правовой системы, которая призвана отстаивать и защищать права и свободы личности.

Секуляризм и гуманистическая мораль | Информационно-справочный центр

21 июня 2010 г.

Джон Шук

Приглашенные участники

Говоря о гуманистической морали, необходимо провести различие. Общественную мораль следует отличать от космической морали, с одной стороны, и личной морали, с другой. Космическая мораль задает такие вопросы, как «Для чего все это?» и «Для какой высшей цели мы здесь?» Личная мораль задает такие вопросы, как «Почему я должен быть нравственным?» и «Как ваша этика может быть оправдана для меня?»

Вместо этого социальная мораль связана с тем, как мораль существует и функционирует в реальном мире.

С светской точки зрения, в отличие от любой сверхъестественной точки зрения, мораль является прежде всего социальным вопросом. Где в реальном мире существует мораль? Он существует во всех наших повседневных жизнях, поскольку мы научились их проживать. Прежде чем можно будет задать или ответить на какие-либо космические или личные вопросы, человек усваивает общественную мораль в детстве и живет ею во взрослой жизни. Вы живете социальной моралью каждую минуту каждого дня, в своем обычном поведении по отношению к другим и в своем выборе того, как вести свой образ жизни. Но это все личные дела, скажете вы. Однако в ваших социальных отношениях со всеми другими людьми, с которыми вы постоянно взаимодействуете, нет ничего личного. Попробуйте сказать тому, кого вы предали или обидели, что это просто личная проблема. Попробуйте сказать это судье, затем.

Вы компетентный взрослый, потому что живете в соответствии с социальной моралью, набором (очень большим) соображений и правил, которыми вы руководствуетесь в своем отношении к другим.

Ваша социальная мораль меняется со временем, и нет двух одинаковых социальных моральных устоев. Вот почему мы все замечаем личное измерение социальной морали — иногда мой выбор социального взаимодействия отличается от выбора других. Это личное измерение вряд ли делает мораль полностью личной или субъективной — больше, чем тот факт, что все бейсболисты играют немного по-разному, означает, что не существует социальных правил игры в бейсбол.

Мораль может иметь и космическое измерение. Каждый из нас живет в обществе, имеющем много общих моральных устоев, но в других обществах мораль может быть разной. Когда мы замечаем, что наша социальная мораль дрейфует и развивается с течением времени, и когда мы задаемся вопросом о столь многих видах морали по всему миру, мы занимаем космическую позицию. Мы можем взглянуть на вещи с длинной точки зрения, а затем с широкой точки зрения, задаваясь вопросом, почему человеческая мораль вообще существует такой, какая она есть, и заботится ли космос о той или иной морали.

Есть ли лучшее соответствие между путями космоса и путями людей? Если бы мы могли знать, «для чего все это», то, возможно, мы могли бы приспособить мораль к гармонии с большим целым или с творцом, создавшим целое. Если бы мы могли узнать, каковы на самом деле в конечном счете действительные принципы этики, то мы могли бы легко определить, какая социальная мораль является наиболее правильной.

Глубокие вопросы личной морали и космической морали не должны смешиваться с юрисдикцией социальной морали. Особенно когда гуманизм объясняет и защищает социальную мораль, гуманизм не должен чувствовать, что он должен сначала ответить на такие глубокие вопросы. Ведь общественная мораль издавна существовала и служила человечеству без единого мнения по этим глубоким вопросам. Эти личные и космические вопросы естественным образом возникают у любого вопрошающего ума, хотя некоторым людям нравятся сверхъестественные ответы. Религии предлагают разные ответы на вопрос, почему мы должны стараться быть нравственными и почему весь космос или его создатель нуждаются в нас, чтобы мы соответствовали его образу жизни.

Мы настолько привыкли слышать от религий о космической и личной морали, что гуманисты могут предположить, что они должны сначала решить эти вопросы, прежде чем обсуждать какие-либо конкретные проблемы, например, что происходит вокруг нас сегодня и как мы можем улучшить ситуацию.

Я слышал, слишком много атеистов попали в эту ловушку чрезмерного философствования, что этот единственный философ должен громко предупредить и протестовать. Нет, гуманизму не нужно сначала объяснять, как светская этика «соответствует» или не «соответствует» какой-то великой космической перспективе. Никакого общего космического плана нигилизм найти не может, поэтому возвещает: «Все есть страдание и смерть» и «Все напрасно!» Но нигилизм просто ставит религиозные вопросы, не достигая религиозных ответов. Нигилизм предполагает личную мораль: «Только я создаю ценность, смысл и мораль» и «Заботиться о том, чтобы быть моральным, все зависит от меня!» но и эта противоположная крайность уже впала в чуждые предпосылки.

Нет, гуманизм не должен оправдывать, почему у человека вообще должна быть мораль. Если вы сомневаетесь, стоит ли иметь какую-либо мораль, вам не нужен гуманизм — вам нужно больше друзей и, возможно, профессиональная помощь.

И нет, у гуманизма нет исключительно «истинных» этических принципов, заверенных космическим одобрением или чистым Разумом. Атеисты, требующие, чтобы им сначала рассказали о таких гарантированных этических принципах, снова встают на религиозную позицию. Гуманизм предлагает миру несколько мудрых этических принципов, проверенных многолетним человеческим опытом. Такая практическая мудрость объективна, но не абсолютна — достойна глобального рассмотрения, но заслуживает лишь дальнейшей экспериментальной проверки. Это эмпирический научный дух, примененный к морали реального мира.

Гуманизм — это прежде всего социальная мораль. Социальная мораль не строится на надежных и определенных ответах ни на космические, ни на личные вопросы. Опять же, спортивная аналогия: игра в бейсбол и размышления о хороших способах игры в бейсбол не зависят от заранее гарантированных ответов о том, одобряет ли космос спорт в целом или есть ли доказательство того, что каждый человек должен хотеть играть в бейсбол.

Гуманизм не уверен в том, существует ли какой-либо космический смысл, и вместо этого сосредотачивается на всех ценных смыслах, которые мы можем искать здесь и сейчас. Гуманизм не знает, как убедить кого-то быть нравственным в первую очередь, оставляя это родителям, воспитывающим детей, и профессиональным экспертам по психическому здоровью, если в дальнейшей жизни дела пойдут плохо. Гуманизм имеет дело с полезностью морали в этом мире и решает сложные этические вопросы о том, как заставить моральные правила (и юридические законы) работать лучше для всех. Гуманизм позитивен и прогрессивен и требует от нас всех усилий.

Все мы игроки в игре жизни. Социальная мораль уже здесь, и вы на ее поле. Вместо этого вы можете уединиться, чтобы созерцать свой пупок или попытаться пообщаться с Богом. А гуманизм может предложить способы осмысления космических смыслов или личной этики. Но пока вы здесь с нами, гуманизм здесь для вас.

 

Приглашенные участники

Мораль и этика

Мораль – это система поведения и верований, которая направляет человечество в обычаях, табу и культурных нормах в обществе. Хотя моральные кодексы одного общества могут отличаться от кодексов другого, моральные идеалы и императивы большинства цивилизованных обществ во многом совпадают.

 

 

Например, сострадание, забота, внимание, доброта, надежность и честность являются действительными моральными принципами в большинстве обществ, в то время как убийство, обман, жадность и насилие являются моральными табу в большинстве обществ. Многие философы и моральные мыслители используют термины «мораль» и «этика» почти как взаимозаменяемые, но для тех, кто использует эти термины по-разному, моральные принципы возникают в результате повседневного решения ситуаций, которые приводят к гармонии. Честность и обмен нравственно хороши, потому что они хорошо работают в большинстве обществ, большую часть времени.

С другой стороны, этика использует более продуманный подход к определению принципов, которым лучше всего следовать. Этика ищет более абстрактные универсальные принципы, такие как справедливость, истина и беспристрастность, в то время как мораль больше связана с повседневными кодексами и правилами, которые необходимы для установления и поддержания гармонии в обществе.

Проще говоря, мораль играет важную роль в жизни общества в практических повседневных решениях, которые мы делаем, когда имеем дело с другими людьми. С другой стороны, стремление к этическим принципам часто является заботой теологов и философов, которые склонны думать о таких ценностях в более абстрактных терминах. Однако, в конце концов, эти различия иногда больше связаны с подходом, чем с содержанием. Моральная система философа 18-го века Иммануила Канта делала упор на долг, ответственность и обязательство, и эта точка зрения хорошо согласуется с моральными кодексами традиционных религий, которые также подчеркивают долг, санкции и награды. Взгляд Канта на его категорический императив также тесно связан с «золотым правилом», лежащим в основе большинства мировых религий и верований. Религиозным верующим вместо того, чтобы концентрироваться на чисто интеллектуальных поисках высших этических принципов справедливости, справедливости и истины, часто рекомендуется обращаться к Богу через Священные Писания или молитвы, чтобы направлять их в поисках хороших нравов.

Более светский взгляд на мораль можно найти в некоторых философиях, таких как утилитаризм, прагматизм и гуманизм. Целью этих трех является достижение наибольшей социальной гармонии, наибольшего счастья или наибольшего блага и благополучия в обществе. Акцент делается на том, чтобы прийти к хорошему нравственному поведению, наблюдая и практикуя те действия, которые приносят пользу обществу. Гуманисты верят, что, хотя священные писания могут направлять людей в нравственных принципах, такие писания иногда могут вызывать разногласия и разрушения, как в случае оправдания священных войн, отказа от переливания крови для спасения жизней или веры в то, что Бог благоволит одной религии или этническая группа над другими. Таким образом, в то время как священные писания являются руководством к нравственному поведению, верующие также должны знать, что слишком буквальное или слишком узкое толкование писания может привести к аморальному поведению, ведущему к экстремизму.

Одним из великих даров, которыми мы обладаем как людьми, является наша способность размышлять о нашем собственном человеческом состоянии и использовать нашу собственную свободную волю, чтобы делать выбор в отношении наших действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *