§ 21. Нравственные нормы
Возникновение нравственных норм. Наверное, вам доводилось слышать, как о ком-то говорят: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?
Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития общества.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период требовала выполнения определённых правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т. д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.
Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют своё значение в наши дни.
Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись всё более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно исчезали, отбрасывались те нормы и установки, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.
Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. Надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.
Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов.
Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определённым образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь любому из нас неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола со стороны других людей.
Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели) и плохие (пороки). Ещё древнегреческие мудрецы выделяли четыре основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам, поскольку обладающий нравственными качествами индивид способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый отвечает за то, чтобы воспитывать в себе и в окружающих добродетели и отвергать пороки. Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нём есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить безнравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет её для себя, вырабатывая некоторые собственные
Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми.
Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать её.
Верность избранной положительной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек никогда не сойдёт с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносили в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.
Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.
В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек, в дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает более обобщённый характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования, помогает каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.
Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы не действуют самостоятельно, изолированно друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Некоторые выводы
1. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории общества. Одна из таких норм известна под названием «золотое правило нравственности».
2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.
3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.
4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует своё поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.
Вопросы и задания
Что понимают под нравственными нормами? В чём состоит значение нравственных норм для человека и для общества?
Есть ли такие нормы морали, которые вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?
Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?
Иногда на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Правильно ли это?
Зачем соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?
Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?
Человек с твёрдыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?
17.
Морально-нравственные нормы жизни. О смысле жизни17. Морально-нравственные нормы жизни
«Не имей друзей, которые уступали тебе в моральном отношении»
(Конфуций).
«Низменное привлекает и усваивается быстрее, чем возвышенное»
(автор).
Чаще люди думают только о том, как нажиться, считая, что весь смысл жизни в деньгах, в их количестве, причём ради наживы часто пренебрегают морально-нравственными устоями общества.
Устранять последствия создавшегося положения, носящих как единичный, так и глобальный характер, принимающий порой хронический и кажущийся безысходный характер, всегда труднее причин, вызвавших эти порой необратимые негативные и глубоко необдуманные действия, влекущие за собой плачевные последствия, построенные на сенсациях, сомнительных передачах, аморальных фильмах, компьютерных играх, на игровых автоматах, на шоу-бизнесе.
Никто даже не пытается призадуматься о том, какой непоправимый ущерб наносится общественному, духовному, морально-этическому и нравственному развитию общества, страны, государства.
Какой непоправимый урон наносится еще не сформировавшей психике подрастающего поколения и его моральному воспитанию, правильному видению жизни, выработке моральных и нравственных норм жизни.
На экранах возросло количество фильмов, где уже как норма поощряются и постоянными атрибутами сценариев являются гомосексуальные отношения, а сейчас еще добавился обязательный показ и отношений между женщинами.
К сожалению, нельзя не согласиться с режиссером Кшиштофом Занусси, считающим свою работу в кино за счастье и сетующим на то, что зачастую награды на любом кинофестивале получают, как он выразился, только за развал.
Он уверен, что если в кино показать, что человек хуже, чем от него ожидали, то получите приз, а если покажете, что человек должен бороться против себя, скажут – «Не то». Это и есть распад нашей цивилизации. И это трудно отрицать.
66-й Каннский фестиваль 2013 года завершился очередным сюрпризом в подобном духе. Лучшей картиной Каннского фестиваля признана кинолента режиссёра Абделатифа Кешиша «Жизнь Адель», рассказывающая о любви двух девушек. Председатель жюри, знаменитый Стивен Спилберг, похвалил режиссёра за смелость в создании киноленты и посчитал, что показана «прекрасная история любви».
В Интернете появилось «радужное» сообщение о том, что кинокомпания «Кино без границ» приобрела фильм и скоро «сможем насладиться этой красивой и чувственной кинолентой». Непонятно, зачем вместо осуждения ещё содействовать распространению и пропаганде деградационных отношений в других странах, в том числе в России?
Но это ещё не всё. Американский режиссёр Стивен Содерберг представил в рамках основного конкурса 66-го Каннского фестиваля свой новый фильм «За канделябрами» вместе с исполнителями главных ролей Майклом Дугласом, сыгравшим знаменитого пианиста и шоумена Валентино Либераче, и Мэттом Дэймоном, исполнявшим роль его юного любовника.
Все, наверное, помнят фильмы-призеры предыдущих кинофестивалей – «Чёрный лебедь» и «Стриптизёрша». После получения «достойной» премии полноватая и раскрепощённая главная героиня со сцены призывала женщин раздеваться. И, как говорится, «за что боролись, на то и напоролись». Провозглашенный стриптизёршей лозунг получил стремительное распространение и находит всё больше почитателей!
Журналист Л. Филопенко считает, что без кинематографа и литературы человечество было бы обречено на стремительную деградацию. Да, насчёт литературы – сомнений нет и не может быть, но такой кинематограф, увы, – уже самая стремительная и настоящая деградация! Я бы добавила – просто катастрофа для человечества!
В связи с вышеизложенным Британский Совет по классификации фильмов (BBFC) объявил о существовании ослабления цензурных правил, и ещё – британские цензоры смягчают отношение к сексу в фильмах?!
Такое представить и переварить очень трудно, а ещё труднее понять действия Президента Франции Франсуа Олланда, подписавшего закон о легализации однополых браков в стране, вызвавший обоснованную бурю протестов и митинговых шествий по центральным улицам Парижа. Я не понимаю, как может порядочный человек с гражданской позицией на таком уровне потворствовать деградирующей части населения и принимать подобные решения, не думая, как негативно это отразится на мировом сообществе в целом.
Странно, что из всех своих обещаний в предвыборной кампании президент выполнил пока только обещание, данное сексуальным меньшинствам. Это же полная деградация и падение нравов, и это в одной из самых цивилизованных стран Европы.
Палата лордов Британского парламента одобрила законопроект о разрешении однополых браков. А все эксперты в один голос твердили: законопроект через палату лордов не пройдёт – консервативные пэры не захотят менять вековой устой в стране и ставить под удар королеву, которая при вхождении на престол клялась защищать законы Божьи в своём королевстве. Но лорды оказались непредсказуемыми.
Это странно для страны джентльменов, теперь уже, наверное, в прошлом. Среди них – лорд Хилтон, который сказал, что сожалеет, что старая добрая Англия и её соседка Франция попали под власть громкоголосого общества людей нетрадиционной ориентации. Да как можно таких назвать обществом – это боль, нарыв, который надо удалить любыми способами. Это – обречение на гибель человечества и полная деградация!
В настоящее время однополые браки легализованы в 9 американских штатах. Неужели никто не задумывается всерьёз, куда катится общество? Неужели совсем перевелись порядочные, достопочтенные и высоконравственные люди, которым небезразличны нормы морали, нравственные устои общества? Кому и что хотят доказать эти примеры, решения, законы – главное, это попирание и полное отрицание Божьих законов, нравственных устоев семьи и браков, распад цивилизации. Это может обернуться гибелью человечества, Божьей карой. Вы только посмотрите – к чему мы пришли и чем гордимся?! Это же – деградация общества и падение нравов, какой низкий уровень морали!
Старый Свет, похоже, сошёл с ума и делает свой выбор по 3. Фрейду, считающему: «Это влечение к смерти. Культ гомосексуализма, отказ от понятия греха, предательство религии и традиций семьи, порча детей в однополых браках – всё это разрушение собственной идентичности, путь к самоликвидации».
Об этом написано и во всех Божьих Писаниях и Заветах и считается смертным грехом.
Вседозволенность не должна и не может быть нормой жизни и методом воспитания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ Вот о чем хотелось бы сказать. В «Заметках о русском» и в «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не
Морально чистый человек
Морально чистый человек В Санкт-Петербурге, в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, в мемориальной квартире Михаила Зощенко (Малая Конюшенная, 4/2, кв. 119) развёрнута выставка «Записки офицера», посвящённая одновременно двум событиям — 120-летию писателя и
Этические нормы
Этические нормы Японская этика представляет собою синтез древнейших воззрений, идеалов, конфуцианства, буддизма и в известной степени христианства. Этот синтез отражается в японском общественном сознании в виде специфической доктрины до (Пути), в некотором смысле
НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА 330
НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА330 В данной работе я хотел бы рассмотреть смысловую структуру биографической деятельности и?формы осознания ее биографом. В?качестве материала использованы отечественные биографии XVIII—XX вв.Жанр биографии в?России весьма консервативен
III. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания
III. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания Первое чувство ребенка есть любовь к самому себе, а второе, вытекающее из первого, – любовь к тем, кто его окружает; ибо при том состоянии слабости, в котором он находится, он знакомится с другими лишь
Сталин «морально и физически уничтожал» несогласных
Сталин «морально и физически уничтожал» несогласных Хрущёв: «Он [Сталин] действовал не путем убеждения, разъяснения, кропотливой работы с людьми, а путем навязывания своих установок, путем требования безоговорочного подчинения его мнению. Тот, кто сопротивлялся этому
Нравственные аспекты спроса и предложения
Нравственные аспекты спроса и предложения Цивилизация велит идти вперед. Теперь прогресс с собой и черта двинул. Гёте, «Фауст» Древняя истина о том, что спрос рождает предложение, в эпоху глобализации канула в Лету. Спрос в этой цепочке утратил миссию субъекта управления
Терминология и нравственные устои общества
Терминология и нравственные устои общества Появившись на свет Божий, каждый человек через глаза формирует свое мировоззрение, как представление о мире в образах, и миропонимание, как те же представления, но уже в лексических формах, на основе понятий. Понятие
Морально-психологический кризис
Морально-психологический кризис Разделить идеологическое и морально-психологическое состояние коммунистического общества практически невозможно. Если читатель отнесет то, о чем я скажу ниже, точно так же к идеологическому кризису, я не буду возражать против
Национальная принадлежность морально и физически потерпевших от расизма и ксенофобии
Национальная принадлежность морально и физически потерпевших от расизма и ксенофобии По данным ООН, как выше было сказано, народом, в числе которого особенно велика доля расистов, являются евреи. Русские во всей своей истории отличались терпимостью и к национальности, и
Глава V Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения
Глава V Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения «Жизнь определять нечего: всякий ее знает, вот и все, и давайте жить»,
Без нормы
Без нормы Некоторое время назад мне пришлось отсмотреть — не говорю «посмотреть», ибо это слово предполагает удовольствие от процесса или хоть вовлеченность в него — два десятка новых документальных лент. Я попал в жюри одного хорошего конкурса. Честно вам скажу, это
Нравственные вершины
Нравственные вершины ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫПамять — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок лягут по прежним
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЛЮДЕЙ
НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЛЮДЕЙ Я всегда с недоумением относился и буду относиться к тем критикам, которые настойчиво делят советских писателей на группы и касты: вот это деревенщики, это производственники, это представители интеллектуальной литературы… Дело это, по моему
К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНО — ДЕФЕКТИВНЫХ ДЕТЯХ
К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНО — ДЕФЕКТИВНЫХ ДЕТЯХ «Морально-дефективные»… как этот гнусный буржуазный термин пробрался в нашу советскую педагогику и завоевал в ней довольно прочное право гражданства?Термин «морально-дефективный» предполагает, что существуют какие-то
Считать ли морально приемлемым самоубийство при посторонней помощи?
Считать ли морально приемлемым самоубийство при посторонней помощи? Мне нелегко говорить о самоубийстве, поскольку деяние это противоречит всему, что я думаю о жизни и благой кончине. Суть учения об эвтелии — надеюсь, это ясно из содержания книги — заключается в том, что
Как общество может подготовиться к моральным нормам завтрашнего дня?
Фотоиллюстрация: Жаки ВанЛью; Getty Images
Джон Данахер
Идеи
Моральные устои будущих поколений могут радикально отличаться от прошлого и настоящего. Аксиологическая непредубежденность могла бы помочь преодолеть этот разрыв.
Оглядываясь назад на верования и обычаи наших предков, мы часто поражаемся тому, что они считали морально приемлемым: публичные пытки преступников, торговля рабами и порабощение женщин.
История моральных изменений — изменений в том, что считается морально приемлемым, а что нет — побуждает к большему скептицизму в отношении наших нынешних моральных убеждений и практик. Нам хотелось бы думать, что мы достигли состояния великого нравственного просвещения, но есть основания полагать, что нас ждут дальнейшие нравственные революции. Наши праправнуки вполне могут оглядываться на нас так же, как мы оглядываемся на своих прапрадедов: со смесью шока и разочарования. Могли ли они действительно поверить и сделать что ?
Серьезное отношение к этой возможности приводит к двум вопросам. Во-первых, мы должны исследовать механизмы моральных изменений и революций. Во-вторых, мы должны учитывать последствия будущих моральных революций для тех из нас, кто живет сегодня. Хотя элементы обоих исследований разбросаны по существующим академическим дисциплинам, предпринимались ограниченные усилия для проведения их единого последовательного и систематического исследования.
Так почему же происходили исторические нравственные революции? И что может привести к их повторению? В его Краткая история этики , философ Аласдер Макинтайр описывает относительно простую мораль гомеровских эпосов, где добродетель и добродетель (в той мере, в какой эти термины имеют синонимы у Гомера) связаны с выполнением определенной роли в иерархической воинской культуре. Но к тому времени, когда Сократ досаждает афинским властям, ситуация резко меняется. Жители греческих городов-государств, зависящих от мореплавания и торговли, гораздо менее уверены в моральных концепциях и идеях, и им приходится перекраивать свои моральные практики, чтобы приспособиться к новым социальным реалиям.
Сравнение морали, проведенное Макинтайром, согласуется с выводом о том, что наши моральные практики часто формируются геологическими, экологическими и экономическими реалиями. Например, антропологи давно заметили, что эгалитарные нормы распределения ресурсов более распространены в племенах охотников-собирателей, чем в традиционных сельскохозяйственных обществах. Они также отметили, что моральное разрушение более распространено в открытых, зависимых от торговли обществах, чем в закрытых, самодостаточных, как это было в случае с греческим примером. Действительно, история этики во многих отношениях является одной из революций, вызванных изменениями в том, насколько открытые и закрытые общества были по отношению к другим образам жизни.
Технологии также играют ключевую роль в изменении моральных убеждений и обычаев. Технологии дают нам новые возможности и выбор, изменяя баланс затрат и выгод, связанных с принятием решений. Это может иметь глубокие моральные последствия. Ярким примером этого является влияние эффективных противозачаточных средств на отношение к внебрачному (особенно добрачному) сексу. По оценкам исследований Джереми Гринвуда и Незиха Гунера, в 1900 году менее 6 процентов незамужних женщин в США занимались сексом; к 2002 году примерно 75 процентов незамужних женщин занимались сексом. Исследователи утверждают, что это изменение в сексуальной практике может быть в значительной степени объяснено влиянием противозачаточных технологий, особенно оральных противозачаточных таблеток, на предполагаемые затраты и преимущества внебрачного секса. Согласно последующему исследованию Гринвуда, этот вызванный технологиями сдвиг в моральных убеждениях и практиках преобладает над уравновешивающим эффектом традиционных моральных институтов, таких как религия и закон; Гунер; и их коллега Хесус Фернандес-Вильяверде. Другими словами, даже там, где религиозные организации осуждают сексуальную свободу или правительства ограничивают ее законом, внебрачная сексуальная активность остается обычным явлением и широко подвергается стигматизации среди молодежи из-за влияния технологий на моральный выбор.
Самые популярные
Это лишь один пример из многих. Медицинские и цифровые технологии оказали значительное и разрушительное воздействие на наши моральные убеждения и обычаи. Например, исследование Роберта Бейкера и Филипа Никеля показало, как изобретение механических вентиляторов нарушило моральные нормы, связанные со смертью и умиранием. С помощью этой технологии стало возможным поддерживать чье-то тело живым после того, как его мозг перестал функционировать. Это привело к новому определению того, что значит умереть (смерть мозга), и потребовало решения нового набора моральных вопросов. Можно ли выключать аппарат ИВЛ после смерти мозга? Будет ли это равносильно убийству человека? Можем ли мы искусственно поддерживать жизнь людей, чтобы извлекать органы для донорства?
Точно так же смартфон не только изменил наше повседневное поведение, но и повлиял на существующие ценности и нормы. Давление, оказываемое на ценность конфиденциальности, и связанное с этим заявление о том, что конфиденциальность «мертва», являются наиболее очевидными примерами этого. Более тонким примером может быть то, как смартфоны и социальные сети изменили нашу оценку повседневного опыта. Например, обед в ресторане — это уже не просто удовольствие, которым можно наслаждаться в данный момент. Для некоторых людей это момент, который нужно запечатлеть, поделиться и монетизировать.
Нет формальных оценок скорости моральных революций в обществе. Действительно, термин «революция» может вводить в заблуждение. Некоторые революции могут быть больше похожи на эволюции, происходящие медленно и постепенно и проявляющиеся только в ретроспективе. Другие могут быть резкими и внезапными. Тем не менее тот факт, что моральное разрушение, как правило, связано с более открытыми обществами и большими технологическими инновациями, предполагает, что в будущем мы можем ожидать увидеть его больше, чем в прошлом.
Это подводит нас к другому вопросу, вызванному фактом морального изменения. Каковы последствия будущих моральных революций для тех из нас, кто живет прямо сейчас? Большинству из нас небезразличен мир, который мы оставляем нашим детям. Это центральное моральное послание экологических и природоохранных движений. Это послание нашло поддержку среди сторонников «долгосрочного подхода» — философии, которой придерживаются различные гуру Силиконовой долины и члены эффективного альтруистического движения, такие как Ник Бекстед и Уильям Макаскилл. Лонгтермизм утверждает, что позитивное влияние на долгосрочное будущее человечества является ключевым моральным приоритетом нашей нынешней эпохи.
Некоторые люди утверждают, что долгосрочность — опасная идея, потому что она может побудить нас отдавать приоритет спекулятивному будущему, а не реальному настоящему, но вам не нужно принимать самые крайние версии этой философии, чтобы согласиться с тем, что будущие поколения являются источником настоящего. моральная забота. Если мы признаем это, мы также должны согласиться с тем, что важен не только физический мир, в котором они будут обитать, но и моральный мир. Если их моральные устои будут радикально отличаться от наших, нам нужно учитывать это при планировании будущего и действиях, которые необходимо предпринять сейчас.
Самые популярные
Это можно сделать двумя способами. Первый состоит в том, чтобы принять прогрессивистский взгляд на будущее, другими словами, предположить, что будущие поколения будут жить в лучшем нравственном мире — по крайней мере, в соответствии с некоторыми нынешними ценностями — чем наш собственный. Они будут более просвещенными, терпимыми, эгалитарными и так далее. Наша работа в настоящем состоит в том, чтобы ускорить переход к этому более прогрессивному будущему. Типичный прогрессистский аргумент может быть сосредоточен на необходимости расширения морального круга. («Моральный круг» относится к совокупности индивидуумов, животных или вещей, перед которыми у нас есть моральные обязательства и существование которых мы рассматриваем как предмет моральной заботы. ) Историю морали можно в какой-то степени изложить как рассказ о постоянном расширении круга моральных забот от семьи к племени, к нации и, в конце концов, ко всему человечеству. Некоторые прогрессисты, такие как Джейси Рис Антис и Эза Паез, утверждают, что мы должны продолжать эту внешнюю экспансию, включая всех разумных животных и, возможно, когда-нибудь, разумные машины.
Другой вариант — использовать консервативный или предупредительный подход, предполагая, что будущая мораль, вероятно, будет хуже нынешней. Сторонники этой точки зрения могут оправдать свою осторожность, указав на исторические примеры, когда общества во имя прогресса поступали ужасно неправильно. Например, заигрывание 20-го века с авторитарным коммунизмом, часто преследуемое людьми, которые считали себя моральными революционерами, привело к ряду моральных катастроф (голод, массовое заключение, драконовский контроль над мышлением). Зачем рисковать повторять эти ошибки?
Консервативная точка зрения заманчива: кажется, что есть больше способов получить неправильные значения, чем правильные. На это часто обращают внимание те, кто обеспокоен рисками сверхразумного ИИ, такие как Ник Бостром и Элиезер Юдковски. Они утверждают, что набор систем ценностей, «дружелюбных» по отношению к людям, узок и хрупок. Слишком легко выйти за пределы этого диапазона ценностей и сделать то, что противоречит человеческому процветанию. Учитывая историю моральных ошибок и хрупкость ценностей, наша работа должна заключаться в максимально возможном сохранении существующего морального порядка, а не в стремлении к прогрессивным изменениям. Современное регулирование новых технологий часто руководствуется этим принципом предосторожности. У нас есть нынешняя система ценностей — свобода, достоинство, равенство и т. д. — и мы должны гарантировать, что эти ценности не будут повреждены или подорваны морально разрушительными технологиями.
Прогрессивизм и консерватизм не исключают друг друга, по крайней мере, не во всем спектре моральных проблем. Мы можем занять прогрессивное отношение к определенным ценностям, думая, что нам нужно расширить их или отказаться от них, и консервативный подход к другим, которые кажутся слишком ценными, чтобы рисковать их потерей. Но как прогрессивизм, так и консерватизм, как правило, подразумевают большую уверенность в отношении будущей морали. Они предполагают, что мы можем предсказать, будет ли будущее правильным или неправильным. Такая уверенность не гарантируется. Если мораль радикально меняется со временем, возможно, нам следует быть скромнее в отношении наших нынешних моральных убеждений и взглядов.
Самые популярные
Один из способов принять эту неопределенность — занять позицию аксиологической непредвзятости по отношению к будущему. Мы можем получить представление о том, что это может повлечь за собой, рассмотрев, как это работает сегодня.
В своей книге « География ценностей » Оуэн Флэнаган исследует моральные различия между культурами и утверждает, что мы можем извлечь уроки из этого разнообразия. В качестве примера он указывает, что многие западные культуры привержены этике индивидуализма, в то время как буддийские культуры отвергают эту идеологию, утверждая, что зацикленность на себе и ее процветании часто является источником страданий и разочарований. Поначалу эти системы ценностей могут показаться чуждыми друг другу, но обе они поддерживают осмысленный образ жизни. Более того, представители этих культур часто экспериментируют с элементами обеих культур. Фланаган утверждает, что у них часто есть веские причины для этого, и предполагает, что мы по-прежнему готовы экспериментировать с различными моральными взглядами.
Там, где Фланаган фокусируется на географическом моральном разнообразии, мы можем сосредоточиться на временном моральном разнообразии. Другими словами, мы можем подходить к нравственному будущему с некоторым любопытством и волнением, не как фанатики, продвигающие перемены, и не как реакционеры, выступающие против них, а как туристы, желающие экспериментировать с ними.
Как мы можем это сделать, если не знаем, что нас ждет в будущем? Представляются две стратегии. Во-первых, мы можем вспомнить часто цитируемую фразу Уильяма Гибсона: «Будущее уже здесь, просто оно распределено неравномерно». Сегодня в нашем мире, возможно, в зарождающихся субкультурах и воображении авторов научной фантастики, разбросаны семена будущей морали. Если мы захотим исследовать их, мы сможем понять, куда мы можем двигаться.
Во-вторых, мы можем спроектировать наши социальные институты так, чтобы они обеспечивали большую нормативную гибкость. Один из способов сделать это — использовать абстрактные стандарты, а не точные правила, при принятии законов на будущее. Например, мы можем создать законы, которые сосредоточены на транспорте и связи в целом, а не на конкретных видах транспорта и связи, таких как автомобиль и телефон. Другим вариантом может быть возможность легкого изменения любых формальных правил (законов, нормативных кодексов или руководств) для упрощения адаптации.
Однако более важным было бы принятие более экспериментального подхода к социальной морали. Вместо того, чтобы просто ждать, что произойдет, мы должны активно создавать пространства (возможно, мы могли бы назвать их «моральными песочницами») для субкультур, чтобы проверить моральные воды, не привязывая все общество к новому моральному кодексу. Например, появляются технологические разработки в области связи между мозгами, которые могут позволить людям чувствовать то, что чувствуют другие люди, видеть то, что видят они, или делиться своими мыслями. Некоторых эта зарождающаяся технология ужасает, она является атакой на нашу этику индивидуализма и шагом к обществу, подобному Боргу. Других это волнует, открывая возможность большей близости, эмпатии и совместного решения проблем. Вместо того, чтобы придерживаться любой из этих точек зрения прямо сейчас, мы могли бы провести контролируемые и тщательно наблюдаемые эксперименты, чтобы изучить влияние этой технологии на существующие ценности, такие как автономия, самоконтроль, близость и эмпатия.
Конечно, есть пределы тому, с чем мы должны экспериментировать. Нацисты были моральными революционерами, но не в хорошем смысле. Мы не можем быть настолько открытыми, чтобы утратить всякое чувство правильного и неправильного. Возможно, некоторые ценности должны оставаться основополагающими, но необходимо найти баланс между крайностями прогрессивизма и консерватизма.
Джон Данахер — старший преподаватель юридического факультета Университета Голуэя, Ирландия. Он является автором книги «Автоматизация и утопия» (издательство Гарвардского университета, 2019 г. ).) и соавтор «Гражданского руководства по искусственному интеллекту» (MIT Press, 2021). В настоящее время он пишет книгу о том, почему и как… Читать дальше
Темыбиоэтикапсихологиярелигияфилософантропология
Еще из WIREDЭкзогенный тестостерон повышает чувствительность к моральным нормам в суждениях о моральных дилеммах
Браннон С. Э. С., Джозефс Р. А. и Гавронски Б. Влияние тестостерона на суждения о моральной дилемме. ОСФ https://osf.io/rysbe/ (2019).
Уитлок, К. Немецкий суд отменяет закон, разрешающий сбивать захваченные авиалайнеры. Служба иностранных дел Washington Post https://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/02/15/AR2006021501333.html (16 февраля 2006 г.).
Грин, Дж. Д., Соммервиль, Р. Б., Нистром, Л. Э., Дарли, Дж. М. и Коэн, Дж. Д. Исследование фМРТ эмоциональной вовлеченности в моральные суждения. Наука 293 , 2105–2108 (2001).
Артикул КАС Google Scholar
Грин, Дж. Д., Нистром, Л. Э., Энгелл, А. Д., Дарли, Дж. М. и Коэн, Дж. Д. Нейронные основы когнитивного конфликта и контроля в моральном суждении. Нейрон 44 , 389–400 (2004).
Артикул КАС Google Scholar
Грин Дж. Д., Морелли С. А., Ловенберг К., Нистром Л. Э. и Коэн Дж. Д. Когнитивная нагрузка избирательно мешает утилитарному моральному суждению. Познание 107 , 1144–1154 (2008).
Артикул Google Scholar
Кант, I. Grundlegung zur Metaphysik der Sitten (Harknoch, 1785).
Mill, JS Утилитаризм 7-е изд. (Longman, Green, and Co. 1879).
«>Мур, А. Б., Кларк, Б. А. и Кейн, М. Дж. Кто не убьет? Индивидуальные различия в объеме рабочей памяти, исполнительном контроле и моральных суждениях. Психология. науч. 19 , 549–557 (2008).
Артикул Google Scholar
Патил, И. Психопатия черт и утилитарное моральное суждение: опосредующая роль отвращения к действию. Дж. Когн. Психол. 27 , 349–366 (2015).
Артикул Google Scholar
Сутер, Р. С. и Хертвиг, Р. Время и моральный суд. Познание 119 , 454–458 (2011).
Артикул Google Scholar
«>Кенигс, М. и др. Повреждение префронтальной коры увеличивает утилитарные моральные суждения. Природа 446 , 908–911 (2007).
Артикул КАС Google Scholar
Арноки, С., Тейлор, С. М., Олмстед, Н. А. и Карре, Дж. М. Влияние экзогенного тестостерона на принятие моральных решений мужчинами. Адаптировать. Гум. Поведение Физиол. 3 , 1–13 (2017).
Артикул Google Scholar
Bernhard, R. M. et al. Изменение гена рецепции окситоцина ( OXTR ) связано с различиями в моральных суждениях. Соц. Познан. Оказывать воздействие. Неврологи. 11 , 1872–1881 (2016).
ПабМед ПабМед Центральный Google Scholar
Карни, Д. Р. и Мейсон, М. Ф. Моральные решения и тестостерон: когда цель оправдывает средства. Дж. Экспл. соц. Психол. 46 , 668–671 (2010).
Артикул Google Scholar
Чен К., Десети Дж., Хуанг П.-К., Чен С.-Ю. & Cheng, Y. Администрация тестостерона у женщин модулирует моральные суждения и модели активации мозга и функциональные связи. Гул. Карта мозга. 37 , 3417–3430 (2016).
Артикул Google Scholar
Монтойя, Э. Р. и др. Введение тестостерона модулирует моральное суждение в зависимости от соотношения второй и четвертой цифр. Психонейроэндокринология 38 , 1362–1369 (2013).
Артикул КАС Google Scholar
«>Хайдт, Дж. Эмоциональная собака и ее разумный хвост: социальный интуитивистский подход к моральному суждению. Психология. Ред. 108 , 814–834 (2001).
Артикул КАС Google Scholar
Сакко Д. Ф., Браун М., Лустграаф С. Дж. Н. и Хугенберг К. Адаптивная полезность деонтологии: принятие деонтологических моральных решений способствует восприятию доверия и симпатии. Эволюция. Психол. науч. 3 , 125–132 (2017).
Артикул Google Scholar
Нарваес, Д. Нейробиология и развитие человеческой морали: эволюция, культура и мудрость (Нортон, 2014).
Хайдт, Дж. Мораль. Перспектива. Психол. науч. 3 , 65–72 (2008).
Артикул Google Scholar
Стэнли, М. Л., Догерти, А. М., Ян, Б. В., Хенне, П. и Де Бригар, Ф. Причины, вероятно, не изменят вашего мнения: роль причин в пересмотре моральных решений. Дж. Экспл. Психол. Быт. 147 , 962–987 (2018).
Артикул Google Scholar
Гавронски Б., Армстронг Дж., Конвей П., Фрисдорф Р. и Хюттер М. Последствия, нормы и общее бездействие в моральных дилеммах: модель CNI принятия моральных решений. Ж. Перс. соц. Психол. 113 , 343–376 (2017).
Артикул Google Scholar
Томсон, Дж. Дж. Убить, позволить умереть и проблема тележки. Monist 59 , 204–217 (1976).
Артикул Google Scholar
Конуэй, П. и Гавронски, Б. Деонтологические и утилитарные склонности в принятии моральных решений: подход диссоциации процесса. Ж. Перс. соц. Психол. 104 , 216–235 (2013).
Артикул Google Scholar
Кроун, Д. Л. и Лахам, С. М. Утилитарные предпочтения или предпочтения действия? Распутывание действия и морального кодекса в жертвенных дилеммах. чел. Индивид. Диф. 104 , 476–481 (2017).
Артикул Google Scholar
Гавронски Б. и Бир Дж. С. Что делает суждения о моральной дилемме «утилитарными» или «деонтологическими»? Соц. Неврологи. 12 , 626–632 (2017).
ПабМед Google Scholar
«>Spranca, M., Minsk, E. & Baron, J. Упущение и ошибка в суждении и выборе. Дж. Эксп. соц. Психол. 27 , 76–105 (1991).
Артикул Google Scholar
Батчелдер, У. Х. и Рифер, Д. М. Теоретический и эмпирический обзор моделирования полиномиального дерева процессов. Психон. Бык. 6 , 57–86 (1999).
Артикул КАС Google Scholar
Хюттер, М. и Клауэр, К. С. Применение деревьев обработки в социальной психологии. Евро. Преподобный Соц. Психол. 27 , 116–159 (2016).
Артикул Google Scholar
«>Зиоли, С. и Бёрд, Б. М. Функциональное значение реакции мужского тестостерона на социальные раздражители. Перед. Нейроэндокринол. 47 , 1–18 (2017).
Артикул Google Scholar
Германс, Э. Дж., Путман, П. и Ван Хонк, Дж. Введение тестостерона снижает эмпатическое поведение: исследование мимики лица. Психонейроэндокринология 31 , 859–866 (2006).
Артикул КАС Google Scholar
Stanton, S.J., Wirth, M.M., Waugh, C.E. & Schultheiss, O.C. Уровни эндогенного тестостерона связаны с реакцией миндалевидного тела и вентромедиальной префронтальной коры на гневные лица у мужчин, но не у женщин. Биол. Психол. 81 , 118–122 (2009).
Артикул Google Scholar
«>Gleichgerrcht, E. & Young, L. Низкий уровень эмпатической заботы предсказывает утилитаристское моральное суждение. PLoS ONE 8 , e60418 (2013).
Артикул КАС Google Scholar
Бартельс, Д. М. и Писарро, Д. А. Неверная оценка морали: антисоциальные черты личности предсказывают утилитарные ответы на моральные дилеммы. Познание 121 , 154–161 (2011).
Артикул Google Scholar
Кахане Г., Эверетт Дж. А. К., Эрп Б. Д., Фариас М. и Савулеску Дж. «Утилитарные» суждения в жертвенных моральных дилеммах не отражают беспристрастной заботы о высшем благе. Познание 134 , 193–209 (2015).
Артикул Google Scholar
Мехта, П. Х. и Бир, Дж. С. Нейронные механизмы отношения тестостерона к агрессии: роль орбитофронтальной коры. Дж. Когн. Неврологи. 22 , 2357–2368 (2010).
Артикул Google Scholar
Максвелл, С. Э., Лау, М. Ю. и Ховард, Г. С. Страдает ли психология кризисом репликации? Что на самом деле означает «невозможность воспроизведения»? 901:12 утра. Психол. 70 , 487–498 (2015).
Артикул Google Scholar
Баттон, К. С. и др. Сбой питания: почему небольшой размер выборки подрывает надежность нейронауки. Нац. Преподобный Нейроски. 14 , 1–12 (2013).
Google Scholar
«>Hermans, E.J. et al. Влияние экзогенного тестостерона на вентральную полосатую реакцию BOLD во время ожидания вознаграждения у здоровых женщин. Нейроизображение 52 , 277–283 (2010).
Артикул КАС Google Scholar
Ван Хонк, Дж. и др. Тестостерон изменяет баланс между чувствительностью к наказанию и вознаграждению у здоровых молодых женщин. Психонейроэндокринология 29 , 937–943 (2004).
Артикул Google Scholar
Коутс, Дж. М. и Герберт, Дж. Эндогенные стероиды и принятие финансового риска на лондонской торговой площадке. Проц. Натл акад. науч. США 104 , 6167–6172 (2008 г.).
Артикул Google Scholar
Энтер, Д., Спинховен, П. и Рулофс, К. Облегчение социального избегания: влияние введения однократной дозы тестостерона на действие приближения-избегания. Горм. Поведение 65 , 351–354 (2014).
Артикул КАС Google Scholar
Эндрю, Р. Дж. и Роджерс, Л. Дж. Тестостерон, поисковое поведение и настойчивость. Природа 237 , 343–345 (1972).
Артикул КАС Google Scholar
Феникс, Ч. Х., Гой, Р. В., Гералл, А. А. и Янг, В. К. Организующее действие пренатально вводимого пропионата тестостерона на ткани, опосредующие брачное поведение самки морской свинки. Эндокринология 65 , 369–382 (1959).
Артикул КАС Google Scholar
Liening, S.H., Stanton, S.J., Saini, E.K. & Schultheiss, O.C. Тестостерон, кортизол и прогестерон в слюне: двухнедельная стабильность, межгормональные корреляции и влияние времени суток, менструального цикла и использования оральных контрацептивов на уровень стероидных гормонов. Физиол. Поведение 99 , 8–16 (2010).
Артикул КАС Google Scholar
Селлерс, Дж. Г., Мел, М. Р. и Джозефс, Р. А. Гормоны и личность: тестостерон как маркер индивидуальных различий. Дж. Рез. Перс. 41 , 126–138 (2007).
Артикул Google Scholar
Travison, T.G. et al. Наследуемость циркулирующего тестостерона, эстрадиола, эстрона и концентраций глобулина, связывающего половые гормоны, у мужчин: исследование сердца Framingham. клин. Эндокринол. 80 , 277–282 (2014).
Артикул КАС Google Scholar
Велкер, К. М., Лозоя, Э., Кэмпбелл, Дж. А., Нойманн, К. С. и Карре, Дж. М. Тестостерон, кортизол и психопатические черты у мужчин и женщин. Физиол. Поведение 129 , 230–236 (2014).
Артикул КАС Google Scholar
Эйзенеггер, К., Хаусхофер, Дж. и Фер, Э. Роль тестостерона в социальном взаимодействии. Тенденции Познан. науч. 15 , 263–271 (2011).
Артикул КАС Google Scholar
Эверетт, Дж. А. К., Пиццаро, Д. А. и Крокетт, М. Дж. Вывод о надежности на основе интуитивных моральных суждений. Дж. Экспл. Психол. Быт. 145 , 772–787 (2016).
Артикул Google Scholar
«>Джин, Э. С. и Джозефс, Р. А. Фармакокинетика экзогенного интраназального спрея тестостерона. OSF https://doi.org/10.17605/OSF.IO/86Y3N (2018 г.).
Ван Хонк, Дж. в Methods in Social Neuroscience (под редакцией Harmon-Jones, E. & Beer, JS) 45–69 (Guilford Press, 2009).
Moshagen, M. multiTree: компьютерная программа для анализа полиномиальных моделей дерева обработки. Поведение. Рез. Методы 42 , 42–54 (2010).
Артикул Google Scholar
DRG International DRG Тестостерон слюны ELISA SLV-3013. Диагностика DRG https://osf.
Бартельс, Д. Принципиальные моральные чувства и гибкость моральных суждений и принятия решений. Познание 108 , 381–417 (2008).
Артикул Google Scholar
Вальдесоло, П. и ДеСтено, Д. Манипуляции с эмоциональным контекстом формируют моральное суждение. Психология. науч. 17 , 476–477 (2006).
Артикул Google Scholar
Terbeck, S. et al. Блокада бета-адренорецепторов снижает утилитарные суждения. Биол. Психол. 92 , 323–328 (2013).
Артикул Google Scholar
Кушман Ф., Янг Л. и Хаузер М. Роль сознательного мышления и интуиции в моральном суждении: проверка трех принципов вреда. Психология. науч. 17 , 1082–1089 (2006).
Артикул Google Scholar
Блэр, Дж., Митчелл, Д. и Блэр, К. Психопат: эмоции и мозг (Блэквелл, 2005).
Гленн А. Л., Рейн А., Шуг Р. А., Гао Ю. и Грейнджер Д. А. Повышенное отношение тестостерона к кортизолу при психопатии. Дж. Ненормальный. Психол. 120 , 389–399 (2011).
Артикул Google Scholar
Campbell, B.C. et al. Воздействие тестостерона, дофаминергическое вознаграждение и поиск ощущений у молодых мужчин. Физиол. Поведение 99 , 451–456 (2010).
Артикул КАС Google Scholar
Ром, С. К. и Конвей, П. Стратегическое моральное я: самопрезентация формирует суждения о моральной дилемме. Дж. Эксп. соц. Психол. 74 , 24–37 (2018).
Артикул Google Scholar