Профессиональное самоопределение школьников в старшем возрасте (8 и 9 класс)
Содержание
- Профессиональное самоопределение в школьном возрасте
- Этапы профессионального самоопределения
- Основы профессионального самоопределения в 8 и 9 классах
- Психология профессионального самоопределения школьников
- Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение
- Влияние темперамента на профессиональное самоопределение обучающихся
- Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Этапы профессионального самоопределения человека – достаточно актуальный предмет исследования ученых. В мире насчитывается около 50 тыс. профессий, причем 1 процент из них ежегодно исчезает, и появляется столько же новых. Одни специальности уходят в прошлое, другие полностью меняются по своему содержанию и существу. Наряду с этим, появляются профессии, не имевшие ранее аналогов. Эти перемены происходят в кратчайшие сроки на наших глазах. Естественно, среди молодежи возникают определенные трудности, связанные с выбором будущего вида деятельности.
Профессиональное самоопределение в школьном возрасте
… Я интересуюсь своим будущим потому, что собираюсь провести там всю свою остальную жизнь.
К. Чарлз
Профессиональное самоопределение – это избирательное поведение личности в отношении мира профессий.
Самоопределение учащихся – процесс становления у ученика профессионального интереса, личного отношения к профессиональной деятельности, который осуществляется через согласование личностных потребностей и социально-профессиональной ориентации.
Этапы профессионального самоопределения
Профессиональное развитие личности невозможно рассматривать отдельно от общего жизненного пути человека. Это процесс, который сопровождает деятельность от возникновения у индивида первых интересов до его выхода из трудовой деятельности.
Большинство из нас, преодолевают стадии профессионального развития в соответствии с определенными возрастными периодами.В науке существует несколько классификаций основных этапов профессионального самоопределения. Обобщая имеющиеся данные, можно условно выделить:
1. До-профессиональное развитие.
Складывается личность ребенка, как субъекта труда. Закладываются основы поведения, интерес к разным проявлениям жизнедеятельности, мотивационная сторона личности.
К этому этапу ученые относят стадии:
2. Развитие в период выбора профессии. (11-18 лет)
Происходит овладение системой жизненных ценностей в отношении профессионального пути, формирование основ социальной направленности, оценка собственной пригодности путем анализа собственных возможностей, степени выраженности личностных качеств. Осуществляется проба самоорганизации, совершенствования, собственного воспитания и самообразования.
3. Период подготовки и становления профессионала.
-
Обучение. Освоение знаний, умений и навыков выбранной профессии, формирование профессионально важных качеств, структур личности, имеющих прямое отношение к будущей профессиональной деятельности (мышления, памяти, внимания, и пр.)
-
Адаптация. Приспособление к процессу труда, нормам и условиям деятельности, развитие профессиональных способностей и личностных качеств.
4. Стадии развития и реализации профессионала.
Основы профессионального самоопределения в 8 и 9 классах
Около 50 процентов школьников в возрасте 12-14 лет впервые всерьез задумываются о своей будущей работе. Интерес к определенным профессиям на этом этапе часто связан с учебными предметами или внеурочной деятельностью в секциях и кружках. Школьники на данном этапе начинают анализировать профессии, не только по типу нравится — не нравится, а различить определённые стороны и аспекты профессий.
Этапы профессионального самоопределения школьников хорошо изучены многими авторами. В трудах Ретивых М.В. и Симоненко В.Д. достаточно полно отражаются все ступени развития личности со стороны профессионального самоопределения на этапе выбора подростком профессии.
Психология профессионального самоопределения школьников
Е.А. Климов описал основную типологию профессий, которая широко применяется в психологии труда по сей день. Согласно ей, субъектом труда всегда является человек, а объектом, на который направлена трудовая деятельность, может быть:
-
Человек. К этому типу относятся все профессии, требующие плотного взаимодействия с людьми: обучение, воспитание, оказание услуг и пр. (педагог, актер, продавец).
-
Знак. Используются активно знаковые системы: буквенные, числовые, нотные (копирайтер, аналитик, брокер).
-
Художественный образ. Творческие профессии, предполагающие создание или сотворение нового, изучение искусства и пр. (художник, модельер).
-
Техника. Обслуживание, создание, а также эксплуатация техники (автомеханик, машинист, пилот).
-
Природа. Изучение, охрана и использование природных объектов, их преобразование (эколог, аранжировщик цветов, ветеринар).
Особенности человека, непосредственно включённые в процесс реализации профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения, называют термином «профессионально важные качества».
В многочисленных исследованиях убедительно доказана зависимость профессионализма от уровня развития качеств личности, определяющих требования к выполняемой деятельности.
Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение
В старших классах учебная деятельность подростков превращается в учебно-профессиональную. Ключевую роль у старшеклассников играют мотивы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни, самообразованием и самоопределением.
Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте, выбор профессии и типа учебного учреждения, по мнению Е.А Климова, обусловлен влиянием следующих факторов:
-
Склонности личности
-
Способности человека
-
Престижность выбранной профессии
-
Информированность о профессии
-
Мнение родителей
-
Мнение одноклассников и друзей
-
Учет запросов рынка труда
-
Личная перспектива в профессии (наличие предполагаемой программы действий для достижения успеха в избранной профессиональной сфере)
На формирование личности человека значительным образом влияет система внутренних ценностей и образ мышления человека.
Самопознание и самооценка являются необходимым условием выбора человеком будущей профессии. Осознать себя означает дать себе отчет относительно собственных способностей, сил, личных качеств и уровня их развития.
Выбор профессии предполагает осознание человеком, что он хочет (предпочтения, жизненные планы), что может (способности и личностные качества), и что ждет от него будущая профессия.
Адекватная и правильная самооценка (совпадающая с оценкой взрослых) доступна очень малому количеству учеников. Чаще всего подростки переоценивают собственные возможности, что влечет за собой неизбежное разочарование в профессии. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на профессиональной деятельности и развитии личности.
Влияние темперамента на профессиональное самоопределение обучающихся
Темперамент, как одно из основополагающих качеств личности, играет немаловажную роль в становлении человека как профессионала.
Выделяют 4 типа темперамента, согласно каждому из них рекомендуют типы профессий:
-
Сангвиник. Хорошая работоспособность, наличие коммуникативных навыков позволяют реализоваться в любой сфере труда.
-
Флегматик. Способны к реализации любой монотонной работы, решению проблем, уравновешены, вследствие чего имеют высокую работоспособность. Эмоциональная стабильность флегматика позволяет ему трудиться на производстве, требующем высокой концентрации внимания.
-
Холерик. Стрессоустойчивость и умение приспосабливаться к ситуации позволяют холерикам легко менять деятельность. Активная коммуникация располагает трудиться в сфере человек-человек.
-
Меланхолик. Такие люди успешны в деятельности, связанной с наблюдением, точным изучением, наукой. Объект их труда – информация, художественный образ, техника.
Система сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Учащиеся определяются с выбором профессии в процессе игры, школьного обучения основным наукам, приобретения жизненного опыта, однако исследования и практика показывают, что молодые люди часто ошибаются в выборе профессии. Чтобы этого избежать, все этапы профессионального самоопределения школьника должны сопровождаться поддержкой педагогов и родителей.
Самыми распространенными причинами трудностей и ошибок выделяют:
-
Использование недостоверных или неадекватных источников информации о профессиях. Дефицит правильных знаний формирует неверные представления.
-
Неправильная самооценка, и отсутствие умения соотносить собственные способности и возможности с требованиями определенного типа профессий.
-
Искажение выбора по причине личной симпатии к определенным людям, занимающимся этой деятельностью.
Оказание помощи подросткам с выбором необходимо, и включает в себя организацию психолого-педагогической поддержки, реализацию специальной деятельности, направленной на осознанный выбор профессии.
Такая деятельность предполагает получение юношами и девушками знаний о профессиональной деятельности и соотнесение их с информацией о себе и о мире.
Помочь ученику ответить на вопросы «Кем я хочу?», и «Кем я могу стать?» должна профориентационная работа в школе, которая включает в себя:
-
Информирование. Формирование знаний о профессиональном образовании, современном рынке труда, видах востребованной трудовой деятельности, учебных заведениях, требуемых личностных качествах в определённых сферах труда.
-
Диагностика. Применение психологических тестов для оценки личностных качеств и способностей, черт характера и профессиональных намерений и предпочтений подростка.
-
Консультация. Обсуждение результатов диагностики, с целью адекватного соотнесения их с требованиями в желаемой профессиональной сфере.
Итогом профессионального самоопределения школьников является выбор профессии. Задача школы в этом случае сосредоточить внимание юношей и девушек на:
-
развитии профессионально важных качеств, относящихся к конкретной деятельности
-
построении и коррекции профпланов
-
самоподготовке и саморазвитии в выбранной профессии
Профессиональная ориентация – процесс становления профессиональной стороны личности, осознания и принятия выбора кем стать, какой принадлежать социальной группе, где и с кем трудиться.
Профессиональное ориентирование в быстро изменяющихся условиях рынка труда призвано помочь молодежи разобраться в мире профессий, понять свои способности и возможности, соотнести собственные «хочу» и «могу» с запросами общества.
Современный мир диктует новые профессии, и новые требования к ним. Развитие сети интернет в наше время стерло границы государств, и породило явление удаленной работы. Находясь в одной стране, можно работать в другой, и это не единственный парадокс, с которым сталкиваются современные школьники.
Возврат к списку
Пока нет комментариев
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы
В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3, 4].
При таком понимании профессиональное самоопределение – это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
Неотъемлемой составляющей профессионального самоопределения является информированность школьника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией (профессионально важным качествам), об аспектах профессии (заработная плата, процесс и особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и готовностью к осуществлению выбора.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни) [2, 3, 4].
Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии. Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Вне урока возможна организация бесед, экскурсий, встреч с представителями той или иной профессии.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения старшеклассников нередко являются следствием их личностной незрелости, в основе которого лежат трудности семейного воспитания – непонимание родителей своих задач в отношении взрослеющих детей, склонность родителей к авторитарному давлению и к гиперопеке, что тормозит развитие личности, и главное мешает профессиональному самоопределению. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу, как для самих учащихся, так и их родителей.
С целью изучения профессиональных намерений школьников в октябре 2012 года было проведено исследование с использованием метода социологического опроса, который выступил в качестве сбора первичной информации, основанной на вербальном взаимодействии интервьюера и респондента, в форме анкеты.
Объектом исследования выступили учащиеся 11-ых классов общеобразовательных школ г.Новый Уренгой. Всего было опрошено 371 человек.
Результаты анкетирования позволяют установить (рис. 1), что общее количество школьников, определившихся с выбором профессии, составляет 286 человек или 77% от общего числа респондентов. Среди опрошенных больше определившихся с выбором профессии девушки (47%), чем среди юношей (30,2%).
Рис. 1. Соотношение численности девушек и юношей в разрезе выбора профессии
Распределение популярных профессий среди юношей и девушек представлено на рис. 2 и рис. 3.
Самыми популярными профессиями среди юношей, определившихся с выбором профессии, являются: нефтегазовая промышленность (21%), информационные системы, информационные технологии (21%), транспорт (12%), юриспруденция (10%), управление (менеджмент) (7%).
Рис. 2. Распределение популярных профессий среди юношей
Из рис. 3. видно, что самыми популярными профессиями среди девушек, определившихся с выбором профессии, являются: экономика и финансы (23%), управление (менеджмент) (20%), юриспруденция (16%), медицина (13%).
Стоит отметить, что самыми популярными сферами среди школьников обоих полов является юриспруденция, эту сферу выбрали 11% респондентов из общего числа опрашиваемых, а также управление (менеджмент) – 12% соответственно.
Рис. 3. Распределение популярных профессий среди девушек
Следует заметить, что наиболее востребованными специальностями в г. Новый Уренгой на сегодняшний день являются инженеры-сметчики, инженеры-проектировщики, а также техники, стропальщики и педагоги. Это и подтверждается количеством безработных на 15.08.2011 по г.Новый Уренгой, что составляет 325 человек (0,4% от числа экономически-активного населения), из которых 88 человек с высшим профессиональным образованием, по таким направлениям как менеджеры, экономисты, юристы.1 Наиболее востребованными на рынке труда автономного округа являются профессии (специальности): машинисты различных установок, монтажники, электрогазосварщики, водители автомобиля, слесари, электромонтеры, инженеры строительной индустрии и нефтегазового комплекса, каменщики, газорезчики, штукатуры, врачи различной специализации, воспитатели, медицинские работники среднего и младшего звена, учителя, бухгалтеры, уборщики производственных помещений, подсобные рабочие и другие [1, С. 128]. Результаты исследования также показывают, что выбор будущей профессии также обозначен выбором учебного заведения. С этой целью был задан вопрос «Определись ли Вы с учебным заведением?». Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 57% из общего количества опрошенных точно знают, где в будущем будут получать профессиональные знания и умения. Однако следует заметить, что профессиональный выбор школьников выглядит весьма убедительно по сравнению с выбором учебного заведения. На вопрос «Где Вы планируете получать образование?» были получены следующие ответы: 38% респондентов из числа определившихся с учебным заведением планируют получать образование в г.Новый Уренгой в таких учебных заведениях как Ямальский нефтегазовый институт (филиал) ТюмГНГУ (54%), филиал Тюменского государственного университета (35%), 62% респондентов соответственно из числа определившихся решили на время обучения выехать за пределы города, при этом самыми популярными городами были Тюмень (19%), Санкт-Петербург (15%), Москва (9%), Уфа (7%). Главными причинами выбора учебных заведений стали: желание получить высшее образование (32%), интерес к выбранной профессии (32%), престижность учебного заведения (16%), советы знакомых, родителей (11%), что указывает на желание будущих выпускников школ получить высшее профессиональное образование, при этом интерес к профессии и престижность учебного заведения также играет немаловажную роль.
Среди источников получения информации о возможностях получения образования и трудоустройства первое место занимает интернет 77% ответов от общего числа опрошенных. На втором месте «рассказывают родители» — 19% ответов от общего числа опрошенных выпускников. 17% респондентов соответственно информирует школа, однако телевидение и газеты как источник информации в этих целях рассматриваются крайне редко.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты опроса, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Поднятие качества профориентационной работы на должный уровень является первостепенной и главной задачей не только средних общеобразовательных, но и высших профессиональных учреждений, при этом возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.
Литература:
Абдрахманов, М.Ш. Формирование трудового потенциала молодежи северного региона [Текст]. – Салехард: Красный Север, 2011.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Ожерельева И.Г., Сыромятников И.В. Теоретическое обоснование методологии оценки профессионального самоопределения субъекта деятельности // Инновации в образовании [Текст]. 2005. №1.
Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников [Текст]. – М.: Академия, 2000.
1 По данным Государственного Казенного учреждения ЯНАО Центра Занятости населения г. Новый Уренгой
Самоопределение — Национальный родительский центр по переходу и занятости
Поделиться:
Что такое самоопределение?
Самоопределение — это вера в то, что вы можете управлять своей судьбой. Самоопределение — это сочетание взглядов и способностей, которые побуждают людей ставить перед собой цели и проявлять инициативу для достижения этих целей. Речь идет о том, чтобы быть ответственным, но это не обязательно то же самое, что самодостаточность или независимость. Это означает делать свой собственный выбор, учиться эффективно решать проблемы и брать на себя контроль и ответственность за свою жизнь. Практика самоопределения также означает, что человек испытывает последствия своего выбора.
Дополнительное чтение
- Рассмотрите альтернативы: варианты принятия решений для молодых людей с ограниченными интеллектуальными возможностями
Этот брифинг, написанный партнерами Think College в Pacer Center, посвящен альтернативам опеке. В нем объясняются различные варианты, доступные семьям, и последствия этих вариантов. В частности, в этой публикации разъясняются детали и возможные последствия для доверенности, поддержки принятия решений и опекунства. Примеры являются общими, а также многие дополнительные ресурсы.
Развитие навыков самоопределения
Развитие навыков самоопределения – это процесс, который начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Самоопределение важно для всех людей, но особенно важно и часто труднее научиться этому для молодых людей с ограниченными возможностями. Иногда благонамеренные люди «защищают» детей-инвалидов, принимая за них все решения. Кроме того, иногда люди предполагают, что инвалиды не могут думать самостоятельно.
Самоопределение включает в себя множество отношений и способностей, в том числе: самосознание, настойчивость, творчество и гордость, а также навыки решения проблем и самозащиты. Чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь, вы должны уметь ставить цели, оценивать варианты, делать выбор, а затем работать над достижением своих целей.
Поскольку навыки самоопределения наиболее эффективно усваиваются и развиваются путем их применения, учащимся с ограниченными возможностями следует предоставить широкие возможности для использования своих навыков самозащиты, принятия решений и социализации задолго до окончания средней школы, чтобы подготовить себя к работе и жизни в их сообщества.
Наставничество
Пожилые и более опытные взрослые с инвалидностью могут сыграть полезную роль в этом процессе, не только выступая в качестве образцов для подражания, но и активно и непосредственно работая с молодежью в качестве наставников. Делясь опытом и стратегиями, которые привели к их собственному успешному трудоустройству и независимости, наставники могут помочь молодежи пройти трудный переходный период, предложить советы по решению проблем, с которыми родители не имеют непосредственного опыта (или которые молодежь может не захотеть обсуждать открыто). со своими родителями) и обеспечить необходимое поощрение.
Многие агентства предлагают программы наставничества, которые подбирают молодежь к взрослому наставнику. Некоторые из них специально ориентированы на молодежь с ограниченными возможностями. Узнайте, какие программы могут быть доступны в вашем сообществе, сверившись с центрами независимой жизни для людей с ограниченными возможностями, родительскими центрами в вашем штате, общественными организациями (такими как программы YMCA, YWCA, клубы для мальчиков и клубы для девочек) и программами профессиональной реабилитации вашего штата. агентства.
Поддержка семьи
Семьи могут оказывать поддержку своим молодым людям с ограниченными возможностями в развитии навыков самоопределения. Родители могут помочь подготовить своих молодых людей с ограниченными возможностями, предоставляя им все больше возможностей для принятия собственных решений. Семьи также должны предоставить своему подростку возможность изучить варианты трудоустройства, жилья и программы общественного отдыха в своем сообществе, используя свою собственную сеть родственников и друзей, а также официальные системы обслуживания. Самое главное, семьи должны подготовиться к тому, чтобы принять своего ребенка в его или ее новой взрослой роли и позволить своим взрослым детям играть активную роль в решениях, которые определят их будущее, даже если это означает позволить им совершать ошибки.
Ресурсы PACER по самоопределению
- Термины и описания самозащиты
- «Как мой ребенок может быть вовлечен в процесс IEP?»
- Навыки самостоятельной жизни: родители помогают развивать социальные навыки
- Навыки самостоятельной жизни: навыки личной гигиены
- Навыки для самостоятельной жизни: это «общественное» или «частное»?
Другие онлайн-ресурсы по самоопределению
- «Самоопределение: поддержка успешного перехода»
Краткое изложение Национального центра среднего образования и переходного периода. - Самоопределение учащихся средних и старших классов
Национальный центр среднего образования и перехода. - Самоопределение для старшеклассников
Национальный центр среднего образования и Переход.
Для получения разрешения на перепечатку, пожалуйста, заполните и отправьте PACER’s бланк запроса на повторную печать.
Развитие профессиональной идентичности у студентов-фармацевтов: роль в теории самоопределения
1. Френк Дж., Чен Л., Бхутта З.А., Коэн Дж., Крисп Н., Эванс Т., Файнберг Х., Гарсия П., Ке Ю., Келли П. и др. Медицинские работники для нового века: преобразование образования для укрепления систем здравоохранения во взаимозависимом мире. Ланцет. 2010;376:1923–1958. doi: 10.1016/S0140-6736(10)61854-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Хаммер Д.П., Бергер Б.А., Бердсли Р.С., Истон М.Р. Студенческий профессионализм. Являюсь. Дж. Фарм. Образовательный 2003; 67: 1–29. doi: 10.5688/aj670396. [CrossRef] [Google Scholar]
3. Раттер П.М., Дункан Г. Можно ли измерить профессионализм?: Данные из аптечной литературы. фарм. Практика. 2010; 8:18–28. doi: 10.4321/S1886-36552010000100002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Круесс С.Р., Круесс Р.Л. Профессионализм и общественный договор медицины. Фокус здоровья Профессор образования. Мультидисциплинарность. Дж. 2014; 16:16. doi: 10.11157/fohpe.v16i1.52. [CrossRef] [Google Scholar]
5. Национальный закон штата Квинсленд о практикующих врачах (Квинсленд) [(по состоянию на 5 февраля 2017 г.)]; Доступно в Интернете: https://www.legislation.qld.gov.au/LEGISLTN/CURRENT/H/HealthPracRNatLaw.pdf
6. Ступанс И., Оуэн С. Студенческий опыт: материалы 32-й ежегодной конференции HERDSA, 6 -9Июль 2009 г., Университет Чарльза Дарвина, Северная территория, Австралия. Под редакцией Хелен Возняк и Сони Бартолуцци. Общество исследований и развития высшего образования Австралии; Дарвин, Австралия: 2009 г. Всестороннее планирование учебной программы для улучшения обучения учащихся в экспериментальных учебных заведениях; стр. 398–406. [Google Scholar]
7. Круесс Р.Л., Круесс С.Р., Будро Дж.Д., Снелл Л., Штайнерт Ю. Рефрейминг медицинского образования для поддержки формирования профессиональной идентичности. акад. Мед. 2014;89: 1446–1451. doi: 10.1097/ACM.0000000000000427. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Ноубл К., О’Брайен М., Кумбс И., Шоу П.Н., Ниссен Л., Клаварино А. Стать фармацевтом: восприятие учащимися своего учебного опыта и формирование профессиональной идентичности. Курс. фарм. Учить. Учиться. 2014; 6: 327–339. doi: 10.1016/j.cptl.2014.02.010. [CrossRef] [Google Scholar]
9. Голди Дж. Формирование профессиональной идентичности у студентов-медиков: соображения для преподавателей. Мед. Учить. 2012; 34: e641–e648. дои: 10.3109/0142159X.2012.687476. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Монру Л.В. Идентичность, идентификация и медицинское образование: почему нас это должно волновать? Мед. Образовательный 2010;44:40–49. doi: 10.1111/j.1365-2923.2009.03440.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Тейлор К.М., Хардинг Г. Фармацевтическая степень: студенческий опыт профессиональной подготовки. фарм. Образовательный 2007; 7: 83–88. doi: 10.1080/15602210601149383. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Уилсон И., Коуин Л.С., Джонсон М., Янг Х. Профессиональная идентичность студентов-медиков: педагогические проблемы медицинского образования. Учить. Учиться. Мед. 2013;25:369–373. doi: 10.1080/10401334.2013.827968. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Вивекананда-Шмидт П., Кроссли Дж., Мердок-Итон Д. Модель формирования профессиональной самоидентификации студентов-врачей и стоматологов: исследование смешанного метода. БМС Мед. Образовательный 2015;15:83. doi: 10.1186/s12909-015-0365-7. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Скориков В. Б., Вондрачек Ф. В. Профессиональная идентичность. В: Schwartz SJ, Luyckx K., Vignoles VL, редакторы. Справочник по теории идентичности и исследованиям. Спрингер; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 2011. стр. 69.3–714. [Google Scholar]
15. Треде Ф., Маклин Р., Бриджес Д. Развитие профессиональной идентичности: обзор литературы по высшему образованию. Стад. Высокая. Образовательный 2012; 37: 365–384. doi: 10.1080/03075079.2010.521237. [CrossRef] [Google Scholar]
16. Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психол. Расследование. 2000; 11: 227–268. doi: 10.1207/S15327965PLI1104_01. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Деси Э.Л., Райан Р.М. Теория самоопределения применительно к образовательным учреждениям. В: Деси Э.Л., Райан Р.М., редакторы. Справочник по исследованиям самоопределения. Университет Рочестера Пресс; Рочестер, штат Нью-Йорк, США: 2002. стр. 183–203. [Академия Google]
18. Круесс Р.Л., Круесс С.Р., Штайнерт Ю. Внесение поправок в пирамиду Миллера для включения формирования профессиональной идентичности. акад. Мед. 2016;91:180–185. doi: 10.1097/ACM.0000000000000913. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Dawodu P., Rutter P. Как фармацевты создают, поддерживают и укрепляют свою профессиональную идентичность? Аптека. 2016;4:23. doi: 10.3390/pharmacy4030023. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Оуэн С.М., Ступанс И. Экспериментальные размещения и опоры для размышлений. Учиться. Здоровье Соц. Уход. 2009 г.;8:272–281. doi: 10.1111/j.1473-6861.2009.00220.x. [CrossRef] [Google Scholar]
21. Health Workforce Australia . Картирование клинических мест: использование возможностей для роста — исследование спроса (университетское). Медицинские работники Австралии; Аделаида, Австралия: 2011. [Google Scholar]
22. Марриотт Дж., Стайлз К., Макдауэлл Дж. Сообщество фармвилля: Платформа учебных ресурсов, объединяющая контекст и теорию. Являюсь. Дж. Фарм. Образовательный 2012;76:178. doi: 10.5688/ajpe769178. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Schafheutle E.I., Hassell K., Ashcroft D.M., Hall J., Harrison S. Как студенты-фармацевты учатся профессионализму? Междунар. Дж. Фарм. Практика. 2012;20:118–128. doi: 10.1111/j.2042-7174.2011.00166.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Рейд А., Абрандт Дальгрен М., Петок П., Дальгрен Л.О. От опытного студента до начинающего профессионала. Спрингер; Дордрехт, Нидерланды: 2011. [Google Scholar]
25. Далл’Альба Г. Учимся быть профессионалами. Том 4 Спрингер; Дордрехт, Нидерланды: 2009 г.. [Google Scholar]
26. Джарвис-Селинджер С., Пратт Д.Д., Регер Г. Компетентности недостаточно: интеграция формирования идентичности в дискурс медицинского образования. акад. Мед. 2012;87:1185–1190. doi: 10.1097/ACM.0b013e3182604968. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Рейд А., Дальгрен Л.О., Петоч П., Дальгрен М.А. Идентичность и вовлеченность для профессионального становления. Стад. Высокая. Образовательный 2008; 33: 729–742. doi: 10.1080/03075070802457108. [CrossRef] [Google Scholar]
28. Адамс Р.С., Дейли С.Р., Манн Л.М., Далл’Альба Г. Быть профессионалом: три точки зрения на дизайн-мышление, действие и существование. Дес. Стад. 2011; 32: 588–607. doi: 10.1016/j.destud.2011.07.004. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
29. Кизер Дж., Далл’Альба Г., Ливингстон В. Влияние учебной программы на понимание профессиональной практики: лонгитюдное исследование студентов, начинающих стоматологическое образование. Доп. наук о здоровье. Образовательный 2009; 14:303–314. doi: 10.1007/s10459-008-9114-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Branch WT Преподавание профессиональных и гуманистических ценностей: предложение практической и теоретической модели. Образовательный пациент. Счетчики 2015; 98: 162–167. doi: 10.1016/j.pec.2014.10.022. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
31. Schafheutle E., Hassell K., Ashcroft D., Hall J., Harrison S. Профессионализм в фармацевтическом образовании. Фонд исследований аптечной практики; Лондон, Великобритания: 2010. [Google Scholar]
32. Международная фармацевтическая федерация (FIP) Обеспечение качества фармацевтического образования: The Fip Global Framework. [(по состоянию на 16 января 2017 г.)]; Доступно в Интернете: http://fip.org/files/fip/PharmacyEducation/Quality_Assurance/QA_Framework_2nd_Edition_online_version.pdf
33. Всемирная организация здравоохранения. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2006 г.: Работая вместе ради здоровья. [(по состоянию на 10 января 2017 г.)]; Доступно в Интернете: http://www.who.int/whr/2006/en
34. Агилар А.Э., Ступанс Л., Скаттер С. Оценка профессионализма студентов: рассмотрение различных определений профессионализма. Образовательный Здоровье. 2011;24:599. [PubMed] [Google Scholar]
35. Хардинг Г., Тейлор К. Почему фармацевты нужны для формирования профессиональной идентичности студентов. фарм. Дж. 2006; 277:766. [Google Scholar]
36. Ронфельдт М., Гроссман П. Становление профессионалом: Эксперименты с возможными «я» в профессиональной подготовке. Учить. Образовательный В. 2008; 35: 41–60. [Академия Google]
37. Ибарра Х. Временные личности: эксперименты с имиджем и идентичностью в профессиональной адаптации. Адм. наук. Q. 1999; 44: 764–791. дои: 10.2307/2667055. [CrossRef] [Google Scholar]
38. Элви Р., Хасселл К., Холл Дж. Как вы думаете, кто вы? Представления фармацевтов о своей профессиональной идентичности. Междунар. Дж. Фарм. Практика. 2013;21:322–332. doi: 10.1111/ijpp.12019. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Cruess R.L., Cruess S.R. Педагогический профессионализм: Общие принципы. Мед. Учить. 2006; 28: 205–208. дои: 10.1080/01421590600643653. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Голди Дж., Доуи А., Коттон П., Моррисон Дж. Преподавание профессионализма в первые годы медицинского обучения: качественное исследование. Мед. Образовательный 2007; 41: 610–617. doi: 10.1111/j.1365-2923.2007.02772.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Венгер Э. Практикующие сообщества: обучение, значение и идентичность. Издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания: 1998. [Google Scholar]
42. Шон Д.А. Рефлексивный практик: как думают профессионалы в действии. Основные книги; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1983. [Google Scholar]
43. Де Вердт С., Боуэн Р., Кортутс Ф., Мартенс Х. Трансформация идентичности как межконтекстный процесс. Инд. Высокий. Образовательный 2006; 20: 317–326. doi: 10.5367/000000006778702373. [CrossRef] [Google Scholar]
44. Мертон Р.К., Ридер Г.Г., Кендалл П.Л. Студент-врач; Введение в социологию медицинского образования. Издательство Гарвардского университета; Cambridge, MA, USA: 1957. [Google Scholar]
45. Holden M.D., Buck E., Luk J., Ambriz F., Boisaubin E.V., Clark M.A., Mihalic A.P., Sadler J.Z., Sapire KJ, Spike J.P., et al. др. Формирование профессиональной идентичности: создание лонгитюдных рамок во времени (трансформация в медицинском образовании) акад. Мед. 2015;90: 761–767. doi: 10.1097/ACM.0000000000000719. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Деси Э.Л., Райан Р.М. Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. пленум; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: 1985. [Google Scholar]
47. Ryan R.M., Deci E.L. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Являюсь. Психол. 2000; 55: 68–78. doi: 10.1037/0003-066X.55.1.68. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Деси Э.Л., Эграри Х., Патрик Б.К., Леоне Д. Содействие интернализации: перспектива теории самоопределения. Дж. Перс. 1994;62:119–142. doi: 10.1111/j.1467-6494.1994.tb00797.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Cruess RL, Cruess S.R., Steinert Y. Профессионализм преподавателей. Издательство Кембриджского университета; Кембридж, Великобритания: 2008. [Google Scholar]
50. Гаравалиа Л.С., Шойер Д.А., Кэрролл К.А. Сравнительный анализ представлений студентов-фармацевтов первого и третьего курсов о регулируемых студентами стратегиях обучения и мотивации. Являюсь. Дж. Фарм. Образовательный 2002; 66: 219–223. [Google Scholar]
51. Деси Э.Л., Райан Р.М. Содействие оптимальной мотивации и психологическому благополучию во всех сферах жизни. Можно. Психол./Psychol. Можно. 2008;49: 14–23. doi: 10.1037/0708-5591.49.1.14. [CrossRef] [Google Scholar]
52. Уэллс Б.Г. Руководство для подтверждения профессионализма. Являюсь. Дж. Фарм. Образовательный 2002; 66: 334–335. [Google Scholar]
53. Целевая группа AACP по профессионализму Отчет целевой группы AACP по профессионализму. Являюсь. Дж. Фарм. Образовательный 2011 г.: 10.5688/ajpe7510S4. [CrossRef] [Google Scholar]
54. Кодекс поведения Аптечного совета Австралии. [(по состоянию на 10 марта 2017 г.)]; Доступно в Интернете: http://www.pharmacyboard.gov.au/Codes-Guidelines/Code-of-conduct.aspx
55. Кодекс этики фармацевтов Австралийского фармацевтического общества. [(по состоянию на 10 марта 2017 г.)]; Доступно на сайте: http://www.psa.org.au/membership/ethics
56. Ten Cate T.J., Kusurkar R.A., Williams G.C. Как теория самоопределения может помочь нашему пониманию процессов преподавания и обучения в медицинском образовании. Руководство Amee № 59.