Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мотив самоутверждения: 1. Мотив самоутверждения. Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием

1. Мотив самоутверждения. Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации


Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.Виды мотивов в психологии:
1. Мотив самоутверждения. Данный мотив тесно переплетается с чувством собственного достоинства индивида, его самолюбием и честолюбием. Личность пытается доказать социуму, что он чего-то стоит, хочет, чтобы его ценили и уважали, стремится к определенному статусу в обществе. Мотив самоутверждения представляет собой достаточно эффективный побудительный фактор, который еще с самого маленького возраста с личности пытаются активизировать воспитатели, учителя, тренеры и руководители.
2. Мотив идентификации. Данный мотив основывается на желании быть похожим на кумира, героя, определенную авторитетную личность. Мотив побуждает к развитию и работе над собой. Мотив идентификации особенно распространен среди молодежи и детей, пытающихся быть похожими на других людей в своих определенных действиях.
3. Мотив власти основывается на стремлении субъекта заполучить власть и возможность влиять на окружающих людей. Потребности во власти во все времена была одной из основных, движущих человеческими действиями, сил. Данный мотив достаточно сильный. Он позволяет индивиду преодолевать значительные трудности и прикладывать к достижению цели огромные усилия.
4. Процессуально-содержательные мотивы представляют собой побуждение к активности человека посредством содержания и процесса деятельности. Человек любит выполнять именно эту деятельность, он проявляет инициативу и свою физическую или интеллектуальную активность. Процессуально-содержательные мотивы – это то, когда человеку нравится содержание и процесс выполняемой работы.
5. Мотив саморазвития – это один из главных мотивов, который заставляет личность к работе над собой и развитию.
Движение вперед и саморазвитие часто достаточно тесно связаны с внутриличностными конфликтами, но не являются насилием над самим собой.
6. Мотив достижения – стремление к достижению отличных результатов и высокого мастерства в своей деятельности. Такое стремление обычно проявляется в том, что индивид выбирает достаточно сложные задания и пытается их выполнить. Человек, который наделен высоким уровнем мотивации достижения, настойчиво работает над собой ради достижения поставленной цели.
7. Просоциальные мотивы – это мотивы, связанные с собственным осознанием общественного значения деятельности, с ответственностью перед обществом. Когда действуют такие мотивы, происходит идентификация группы с индивидом.
8. Мотив аффилиации представляет собой стремление к поддерживанию взаимоотношений с другими людьми, к общению и контакту с ними. Смысл аффилиации заключается в самоценности общения.
9. Негативная мотивация является побуждением, которое вызвано осознанием возможных неприятностей, наказаний, неудобств, которые имеют место в случае невыполнения деятельности.
Потребности и мотивы психологии напрямую зависят от окружающего человека общества. Потребности всегда выступают лишь источниками побудительной силы мотивов. Мотив и мотивация в психологии определяются выбором направленности деятельности, которая определяется актуальными потребностями, ограничениями и возможностями, которые заложены в определенной ситуации.

Диагностические методики, тесты, опросники в виде карточек, содержащих информацию об изучаемых психологических характеристиках, возрастные особенности испытуемых, включают описание методик и рекомендации по их использованию, содержат рецензии ведущих специалистов, описание преимущества или недостатков тех или иных диагностических методик, отражают области применения, а также перечень рекомендованной научной литературы

Концепция о внешней и внутренней мотивации гласит: о внутреннем типе мотивации (ВМ) можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т. п.), то это внешняя мотивация. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные.  Внешняя положительная мотивация (ВПМ) связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ и т.п.   Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) связана с потребностью самозащиты, характеризуется стремлением избежать осуждения со стороны дирекции и т.п

Скачать 19.27 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Мотивы | Кинезиолог

Мотив 1. Самоутверждение/самоуничижение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Потребность в признании можно удовлетворить и без самоутверждения. Например, такое признание может получать любимый ребёнок от своих родителей. А вот неудовлетворённая потребность в признании порождает мотив к самоутверждению. За счёт самоутверждения можно получить признание и в собственных глазах, не обязательно со стороны окружающих. В таком случае человек с удовлетворением может произнести: «Я сделал это!» Здесь уместно также вспомнить удивительное парадоксальное высказывание Ф. Ницше: «Человек, презирающий самого себя, всё же чтит себя при этом как человека, который презирает!» Самоутверждение через презрение к другим — довольно частая форма проявления данного мотива.

Итак, мотивация на самоутверждение основана на честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания (однако, «почитание» ближе к мотиву власти). Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой. Мотив самоутверждения широко используется в манипуляции человеком в различных вариантах: «взять на слабо» (т.е. усомниться в возможностях человека), или наоборот, выразить уверенность в способности человека на что-либо. Как принижение, так и превышение возможностей человека в равной степени могут породить мотив на самоутверждение. Желание исправить ошибку или искупить вину (реальную или мнимую) также основаны на мотиве самоутверждения. Этот мотив подпитывает такие чувства, как гордыня и гордость.

Мотив 2. Идентификация (отождествление)/оригинальность

Идентификация (отождествление, подражание) – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный деятель) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, кинофильма). Идентификация проявляется в подражании. Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим с кумиром часто присутствует в ювенальном (юном) периоде, под её влиянием подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает смелость. Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации личности, особенно в подростковом периоде.

Мотив 3. Власть (синонимы: доминирование, доминация, влияние)/подчинение

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. Главное стремление властных людей — расширение и/или усиление своего влияния. И этим можно пользоваться для их мотивирования. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, данный мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности. Стремление господствовать (доминировать) в социуме –отличается от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

На наш взгляд, представляет интерес вопрос о том, распространяется ли мотив власти на вещи, предметы, явления, — или он направлен только на людей. Это требует отдельного рассмотрения.

Мотив власти, как мы считаем, связан с понятиями ответственности и безответственности.

Напомним также, что с точки зрения Т. Лири, мотив доминирования имеет противоположный полюс — подчинение. Поиск покровителя, лидера, потребность и готовность подчиняться, или наоборо, отказ от лидерства, власти, ответственности — также могут быть самостоятельным мотивом. Избегание ответственности — не редкость для поведения людей в любом обществе.

Мотив 4. Процессуально-содержательный/результативный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия. Также такое психическое явление как послепроизвольное внимание обеспечивает процессуальный мотив. Оно вовлекает человека в сам процесс деятельности и не позволяет ему бросить эту деятельность. Этот мотив широко используется в компьютерных играх. Игрок вовлекается в процесс игровой деятельности и не может оторваться от него. Используя фактор новизны, игровая программа поддерживает его интерес. Дозированное соотношение успехов и неудач обеспечивает поддержание интереса и внимания к самому процессу игры.

Мотив 5. Саморазвитие/деградация

Мотив саморазвития основан на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей, усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. У нас возникает вопрос: является ли саморазвитие на самом деле лишь способом самоутверждения? Ответ, скорее всего, будет отрицательным. Саморазвитие, несомненно, дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть, как можно сейчас говорить, «самим собой» и предполагает наличие смелости «бытия». Но мы добавим к этому: саморазвитие помогает человеку стать «лучше самого себя». И это — очень важный и принципиально особенный мотив!

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерять достигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно опираться на имеющееся и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личной истории и личного статуса – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить привычное положение вещей и безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не обязательно требует насилия над собой.

Понятие саморазвития близко понятию самореализации. Эти мотивы привлекают человека ощущением полноты жизни и целесообразности его существования. Полнота бытия требует саморазвития и самореализации.

Мотив 6. Достижения/избегание

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Но это, на наш взгляд, не совсем точное понимание мотива достижения. Достижение связано с осуществлением какой-то намеченной цели. И не обязательно эта цель будет соответствовать «наилучшим результатам выполняемой деятельности». Цель может быть даже негативной, но порождать мотив к её достижению. Высокая эффективность такой мотивации обычно основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. В связи с этим вспоминается мотив самоутверждения. Мотив достижения – движущий фактор успехов и успешности в любой сфере деятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на с тремлении к этому успеху, на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Следует отметить, что по представлениям нейролингвистического программирования у мотива достижения есть противоположный полюс — мотив избегания неприятностей, и мы считаем, что его нужно рассмотреть как отдельный самостоятельный мотив наряду с другими.

Мотив 7. Просоциальный/асоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, которая основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед социальной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем. Примером проявления просоциального мотива является патриотизм, защита отечества. В основе стремления принести пользу коллективу, оказать помощь своим товарищам, заниматься благотворительством — также лежит просоциальный мотив.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация/отчуждение

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива аффилиации: высокая ценность принадлежности к социальной группе, а также общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Однако, вспомнив о представлениях Т. Лири, следует наряду с дружелюбием (аффилиацией) рассматривать и противоположный полюс данной эмоциональной оси — враждебность.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/motivatsiya/motivatsiya-istochnik…

 

Мотив 9. Избегание

 

Мотив 10. Дружелюбие/Враждебность

 

Мотив 11. Поиск ощущений (впечатлений)/поиск стабильности

Поиск ощущений является элементом мотивационно-потребностной сферы, который, на наш взгляд, вполне резонно следует относить к мотивам. Он реализуется в форме поиска новых впечатлений, опасностей и приключений, переживаний, раскованности поведения и повышенной восприимчивости к скуке. Это понятие было введено в психологию М. Цукерманом, который описал его как общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску впечатлений, основанной на «потребности в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому социальному риску ради этих впечатлений» (Zuckerman M. Sensation Seeking: Beyond the Optimal Level of Arousal. Erlbaum. Hillsdale. N.Y. 1975. 327 p.; Zuckerman M. Sensation Seeking the endogenous deficit theory of drug abuse./ National Institute on Drug Abuse: Research Monography Series. Mono 74. 1986. P.59-70.).

В словаре этот мотив определяется как «генерализованная тенденция к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физическому риску ради такого чувственно-эмоционального опыта» (Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. С. 344-345). Неудовлетворённая потребность, лежащая в основе этого монива, переживается как «сенсорный голод». Идентифицирован даже «ген авантюризма» (DRD4, аллель 7R), контролирующий степень склонности людей к поиску новых впечатлений, импульсивности и гиперактивности. Ген DRD4 кодирует структуру белкового дофаминового рецептора D4, находящегося на мембране нейронов и определяющего их восприимчивость к дофамину (http://elementy.ru/news/431393).

Поиск ощущений является важным и мощным мотивом, направляющим поведение как людей, так и животных. Он побуждает к поисковой и исследовательской деятельности, к игровому поведению, к поиску развлечений и участию в них. Множество форм отдыха построено именно на реализации этого мотива. В частности, на эксплуатации мотива поиска ощущений строится целая индустрия туризма, организации развлечений и проведения досуга.

Мотив 12. Самосохранение/саморазрушение

На первый взгляд саморазрушение кажется совершенно неприемлемым мотивом. Однако З. Фрейд в качестве одного из ведущих мотивов рассматривал «стремление к смерти» (танатос). Стремление к риску тоже можно отнести к мотиву саморазрушения. И чем, как не мотивом саморазрушения, можно объяснить стремление к причинению вреда себе, своему телу, своему организму, своему здоровью?

Мотив 13. Творчество (сотворение)/Унификация

 

Мотив 14. Уменьшение неопределённости

Неопределённость связана с понятием энтропии. Она вызывает эмоциональное напряжение и стремление понизить его, уменьшив уровень неопределённости. Определённость связана с понятием негэнтропии, она вносит упорядоченность в информационные модели внешнего и внутреннего мира, которые создаются нервной системой. Поэтому данный мотив можно считать генерализованным и универсальным. Поисковая, исследовательская, познавательная деятельность, интерес к изменениям в окружающем мире — всё это проявления мотива уменьшения неопределённости.

50 самоутверждений, которые помогут вам сохранять мотивацию каждый день

Вопреки распространенному мнению, самоутверждение поможет вам мотивировать себя, но есть одна загвоздка: оно эффективно только в том случае, если у вас высокая самооценка.

Согласно исследованию 2009 года, положительные аффирмации в настоящем времени оказывали положительное влияние на людей с высокой самооценкой, но отрицательно на людей с низкой самооценкой. Исследователи обнаружили, что люди с уже низким уровнем самооценки, которые делали позитивные утверждения в настоящем времени («Я…»), на самом деле чувствовали себя хуже, чем люди, которые делали позитивные утверждения, но им также разрешалось обдумывать, как эти утверждения могут быть использованы. быть неточным.

Следовательно, если у вас низкая самооценка, постоянно повторяя себе, какой вы замечательный, вам не помогут, потому что в глубине души вы не верите в то, что говорите. Важно помнить об этом, прежде чем вы начнете выкрикивать аффирмации каждое утро.

Однако, если у вас все в порядке, и вы уверены в себе и своих способностях (т. е. в самооценке), то выбор положительного самоутверждения из списка ниже может стать отличным способом повысить вашу мотивацию. .

50 позитивных самоутверждений

Думайте об этом как о меню вариантов. Каждое утро, сразу после подъема, выберите несколько и произнесите их вслух и/или запишите. Это задаст тон вашему дню и поможет вам двигаться в позитивном направлении.

  1. Я успешен.
  2. Я уверен.
  3. Я могуч.
  4. Я сильный.
  5. Мне с каждым днем ​​становится все лучше и лучше.
  6. Все, что мне нужно, находится внутри меня прямо сейчас.
  7. Я просыпаюсь мотивированным.
  8. Я непреодолимая сила природы.
  9. Я живой пример мотивации.
  10. Я живу в изобилии.
  11. Я оказываю положительное и вдохновляющее влияние на людей, с которыми вступаю в контакт.
  12. Я вдохновляю людей своей работой.
  13. Я поднимаюсь над мыслями, которые пытаются меня разозлить или испугать.
  14. Сегодня феноменальный день.
  15. Я УМЕНЬШАЮ уровень негатива в своей жизни, одновременно увеличивая уровень позитива.
  16. Я полон концентрации.
  17. Мои проблемы не мешают мне; Меня ведут мои мечты.
  18. Я благодарен за все, что у меня есть в жизни.
  19. Я независим и самодостаточен.
  20. Я могу быть кем захочу.
  21. Я не определяюсь своим прошлым; Мной движет мое будущее.
  22. Я использую препятствия, чтобы мотивировать себя учиться и расти.
  23. Сегодня будет продуктивный день.
  24. Я умный и сосредоточенный.
  25. С каждым днем ​​я чувствую себя все более благодарным.
  26. Я становлюсь здоровее с каждым днем.
  27. С каждым днем ​​я приближаюсь к своим целям.
  28. Благодаря силе моих мыслей и слов во мне и в моей жизни прямо сейчас происходят невероятные преобразования.
  29. Я постоянно расту и становлюсь лучше.
  30. Я освобождаюсь от всех разрушительных сомнений и страхов.
  31. Я принимаю себя таким, какой я есть, и создаю мир, силу и уверенность в уме и сердце.
  32. Я собираюсь простить себя и освободиться. Я заслуживаю прощения и быть прощенным.
  33. Я исцеляюсь и укрепляюсь каждый день.
  34. У меня уже были трудные времена, и благодаря им я стал сильнее и лучше. Я собираюсь пройти через это.
  35. Я не теряю ни дня своей жизни. Я выжимаю каждую унцию ценности из каждого моего дня на этой планете — сегодня, завтра и каждый день.
  36. Я должен помнить о невероятной силе, которой я обладаю, чтобы достичь всего, чего пожелаю.
  37. Я не общаюсь с людьми, которые пытаются проникнуть в мой разум бесполезными мыслями и идеями — я ухожу, когда человек или ситуация нездоровы для меня.
  38. Я принадлежу этому миру; есть люди, которые заботятся обо мне и моей ценности.
  39. Мое прошлое может быть уродливым, но я по-прежнему прекрасен.
  40. Я совершал ошибки, но я не позволю им определять меня.
  41. Моя душа светится изнутри и согревает души других.
  42. Я не сравниваю себя с другими. Единственный человек, с которым я себя сравниваю, это тот, кем я был вчера. И пока человек, которым я являюсь сегодня, хоть немного лучше, чем человек, которым я был вчера, я соответствую своему собственному определению успеха.
  43. Примечание для себя: я заставлю тебя гордиться.
  44. Я заканчиваю то, что имеет значение, и отпускаю то, что не имеет значения.
  45. Я питаю свой дух. Я тренирую свое тело. Я сосредотачиваюсь. Это мое время.
  46. Моя жизнь имеет смысл. То, что я делаю, имеет смысл. Мои действия осмысленны и вдохновляют.
  47. То, что я сделал сегодня, было лучшим, на что я был способен сегодня. И за это я благодарен.
  48. Одна маленькая позитивная мысль утром может изменить весь мой день. Итак, сегодня я встаю с мощной мыслью, чтобы задать тон и позволить успеху отразиться в каждом моменте моего дня.
  49. Я ставлю цели и иду к ним со всей решимостью, на которую способна. Когда я это сделаю, мои собственные навыки и таланты приведут меня в места, которые меня поразят.
  50. Счастье — это выбор, и сегодня я выбираю быть счастливым.

https://www.lifehack.org/863537/self-affirmation

45 мотивационных аффирмаций для достижения любой цели

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *