Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мотивация и мотив отличия: что это такое и какая между ними связь?

ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ. ВИДЫ МОТИВАЦИИ. ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Понятие мотива и мотивации

Мотив (лат. movere – приводить, в движение толкать) – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности.

В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах:

Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения.

Большинство психологов считают, что мотив — это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка — внутреннее осознанное побуждение.

В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив — это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности (Ковалев В.И., 1988).

Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос, «почему» осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

Мотив как цель (предмет) удовлетворения потребности. Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям — смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев)

Мотив как намерение. Исходя из того, что намерение является побудительной силой, волевым актом, можно предположить, что оно тесным связано с мотивацией и мотивом (Б.В. Зейгарник, К. Левин и др.).

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено.

Мотив как свойство личности. Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что устойчивые характеристики личности (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) обусловливают поведение в такой же мере, как и внешние стимулы.  (М. Мадсен, X. Мюррей, Дж. Аткинсон, К.

К. Платонов, B.C. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов и др.).

 Мотив как состояние. Р.А. Пилоян, Дж. Гилфорд, Е.Р. Хилгард под мотивом понимают любое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать.

Мотив как удовлетворенность. Удовлетворенность – это положительное эмоциональное состояние, выступающее одним из факторов, влияющих на продолжение деятельности (В.Г. Асеев, А.Г. Ковалев, П.М. Якобсон и др.).

Попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту — это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены.

Следовательно, мотив личности — это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека

Мотивация

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Термином мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1.Совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение.

2. Процесс образования, формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация — одна из главных движущих сил человеческого поведения и достижения поставленных целей.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности

, направленной на достижение определенной цели.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Виды мотивации

— Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

— Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

— Положительная и отрицательная мотивация.

Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной.

Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

— Устойчивая и неустойчивая мотивация.

Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Неустойчивая — которая постоянно требует дополнительное подкрепление.

Также различают:

— индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза: голод, жажда, избегание боли, стремление к температурному оптимуму и т. д.

— групповые: забота о потомстве,  поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.

— познавательные

— исследовательское поведение

— игровая деятельность

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы.

В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы.

К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды).

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных (биологических) потребностей.

Потребность — это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности).

В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Что же касается самого высокого класса способностей — самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.

Маслоу дал характеристику самоактуализирующейся личности:

1. Объективное восприятие действительности. Критическое отношение к собственным знаниям (интуитивное и случайное)

2. Реалистичное, позитивное отношение к миру, в сочетании с позитивным отношением к себе.

3. Отсутствие эгоцентризма. Ориентация при решении проблемы на объект, с которым взаимодействует.

4. Потребность периодически быть в одиночестве.

5. Креативность.

6. Естественность поведения.

7. Доброта, открытость, дружелюбное отношение.

8. Отсутствие постоянной безусловной враждебности к кому-либо, в сочетании с глубокой привязанностью, часто,  к немногим людям.

9. Нравственная определенность добра от зла.

10. Сознание различия между целью и средством

11. Отсутствие мелочности, поглощенности бытием.

12. Развитое чувство юмора как позитивное отношение к миру.

13. Склонность к перенесению вдохновений «пиковых переживаний» после которых личность чувствует себя обновленной.

Совокупность внутренних и внешних мотивов, потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационно — потребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества. В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут по-разному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов.

Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Иерархичность мотивации определяется на основании оценки «главенствования» различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, «присвоения», «принятия») потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере, большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы, как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности.

Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:

— развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;

— достаточная сила мотивов;

— устойчивость мотивов;

— определенная структура мотивации;

— определенная иерархия мотивов.

Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны. Наряду с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную. Все они важны и взаимозависимы.

Например, зависимость мотивационной сферы от интеллектуальной выражается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. Эмоциональная сфера влияет на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, ее динамика в процессе поведения и деятельности. От особенностей волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. В свою очередь, мотивационная сфера также влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную сферу проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. Мотивация влияет и на эмоции, задавая их характеристики. Например, одни и те же явления вызывают у одних людей радость, а у других — гнев и возмущение.

Воля как способность управлять своим поведением также пронизана мотивами, которые входят в волевое действие как одно из его важнейших составляющих.

Таким образом, сохраняя самостоятельность, мотивация тесно связана с другими сферами личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ. ВИДЫ МОТИВАЦИИ. ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ. ВИДЫ МОТИВАЦИИ. ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ПОНЯТИЕ МОТИВА И МОТИВАЦИИ. ВИДЫ МОТИВАЦИИ. ОБЩЕЕ СТРОЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

что это такое, примеры, виды, отличия от потребности

Что такое мотив?

Данный термин может принимать разные значения в разных областях знаний. В психологии мотив – это материальный или нематериальный объект, который определяет направление деятельности индивида, придаёт этой деятельности смысл. Сам индивид воспринимает мотив в виде особых переживаний, для которых характерны положительные эмоции, связанные с достижением цели, или отрицательные эмоции, связанные с текущим положением.

По сути, мотив представляет собой некую итоговую ценность деятельности, задаёт направление этой деятельности, придаёт ей личностный смысл.

Советские психологи Алексей Леонтьев и Сергей Рубинштейн в рамках разработанной ими теории деятельности определяли мотив как «предмет потребности» или «опредмеченную потребность». Предположим, человек заходит в магазин, чтобы купить бутылку воды. Его потребность – необходимость утолить жажду, цель – выпить воды, а мотив – бутылка холодной минеральной воды с газом. То есть, мотив в данном случае представлен конкретным материальным предметом, а деятельность человека направлена на то, чтобы получить этот предмет.

Как и любое другое животное, человек имеет определённый набор базовых мотивов, заданных природой (дети, жилище, еда и т.д.). При этом у животных этот набор зависит только от биологического вида и биологической роли внутри популяции. У человека же в течение жизни может происходить трансформация мотивов, на которую влияет общественный прогресс, появление в обществе новых ценностей, прочие личностные и социальные факторы.

Структура мотива

Российский психолог (доктор философских наук, кандидат психологических наук) Людмила Дмитриевна Столяренко выделяет в структуре мотива три ключевых составляющих:

  • Потребность. Сначала у индивида появляется нужда, потребность в чём-то, сопровождающаяся ощущением неудовлетворённости, эмоциональным беспокойством.
  • Осознание. Индивид осознаёт потребность и понимает причину чувства неудовлетворённости. У него формируется внутреннее стремление выполнить действие, которое удовлетворит потребность.
  • Реализация. Осознав потребность, индивид формулирует свою цель и определяет способ её достижения.

Эти три элемента всегда присутствуют в структуре мотива. Если индивид отчётливо понимает, что реализация желания невозможна, происходит блокирование мотива. После этого он может переключиться на другие задачи и забыть о неудовлетворённой потребности либо же продолжит страдать. Второй вариант может причинить ущерб психическому здоровью или стать причиной психосоматических расстройств, поэтому его желательно избегать.

Отличия мотива от потребности

В повседневном общении мотивом часто называют цель или потребность, однако это неправильное употребление данного термина. Согласно рассмотренной выше структуре мотива, потребность – это его часть, представляющая собой стремление получить что-то или устранить дискомфорт. Цель – это другая часть мотива, которая представляет собой выбранный индивидом способ удовлетворения потребности.

Мотив же можно рассматривать как личностное свойство индивида – потребность, воплотившуюся в цели и её реализации. Это фундамент, наделяющий действие смыслом. К примеру, сон – это потребность. Лечь спать – это цель, которую ставит перед собой человек. Если рассматривать мотив как опредмеченную потребность, то в данном случае его роль играет кровать, где человек сможет выспаться.

Механизм работы мотива

Мотив возникает благодаря опредмечиванию потребности и становится предметом данной потребности (речь может идти как о материальном объекте, так и о нематериальном). Другое определение подразумевает, что мотив – это терминальный (окончательный) смысл совершаемого действия. В любом случае, когда у индивида появляется мотив, вектор его деятельности резко меняется, и его действия обретают направленность.

Важный признак наличия мотива заключается в том, что возникает некое множество действий, собирающихся вокруг него. Все эти действия являются элементами одной вполне конкретной деятельности, которая направлена на реализацию этого мотива. То есть, для удовлетворения одного мотива индивид может выполнять много разных действий.

Не исключена и обратная ситуация, когда одно и то же действие одновременно служит для реализации нескольких разных мотивов. Такое явление называется «полимотивированностью». При этом, как правило, один из мотивов является основным (или ведущим), а остальные – второстепенными (или стимулами).

Примеры мотивов

Прежде всего, давайте вспомним о чем мы говорили в начале статьи — мотив может быть как материальным объектом (бутылка воды, кровать) так и нематериальным (самореализация).

Существует ряд фундаментальных мотивов, которые заложены в нас на уровне инстинктов и не могут меняться усилием воли. Их задача заключается в том, чтобы обеспечить выживание индивида, его потомства и популяции в целом. Некоторые из них являются циклическими. К примеру сон или приём пищи нам нужны ежедневно, но не непрерывно. Поэтому мы периодически удовлетворяем эти потребности и на некоторое время забываем о них. Но на их удовлетворение прямо или косвенно направлена значительная часть наших действий.

Существенная часть деятельности государства также направлена на то, чтобы удовлетворить базовые потребности граждан. Оно создаёт инфраструктуру, строит жильё или стимулирует его строительство, развивает медицину и технологии, укрепляет экономику и следит за порядком в обществе. Это всё необходимо для того, чтобы удовлетворить базовые потребности всех граждан, связанные с их личным выживанием, благополучием и комфортом.

Существенную роль в нашей повседневной жизни играют также мотивы, которым мы обычно вообще не придаём значения. К таковым относятся осознаваемые и неосознаваемые факторы, направленные на самосохранение и избегание опасных ситуаций. Такие мотивы заставляют нас, к примеру, устанавливать хорошие стальные двери и заменять замки на более современные.

По сути, каждая из потребностей, присутствующих в пирамиде Маслоу, лежит в основе какого-то мотива. К примеру, значительную роль в нашей жизни играет мотив развития личности и самоактуализации (высшая ступень пирамиды). Он заставляет нас прикладывать усилия, выделять время и тратить значительные ресурсы на то, чтобы становиться лучше в тех сферах жизни, которые мы считаем наиболее значимыми для себя.

Классификация мотивов

Классифицировать все существующие мотивы не так просто. Психологи используют 3 характеристики, каждая из которых позволяет разделить все возможные варианты на 2 группы: источник (внешние и внутренние), эмоциональное восприятие (положительные и отрицательные) и устойчивость (устойчивые и неустойчивые). Рассмотрим каждый из подходов подробнее.

1. Внутренние и внешние мотивы

Здесь критерием классификации является источник мотивации. Внутренняя мотивация, как несложно догадаться, определяется личностными свойствами индивида, его характером, интересами, увлечениями, отношением к жизни, самооценкой, чувствами к близким людям и множеством других аспектов, имеющих внутреннюю природу.

Как правило, внутренняя мотивация очень устойчива, поскольку обуславливающие её факторы почти не меняются или меняются очень медленно. Поэтому для успешного выполнения любого дела необходимы именно внутренние мотивы. К примеру, если у школьника появляется стремление учиться, обусловленное внутренними мотивами (жаждой знаний, интересом к конкретной информации или желанием повысить самооценку), он может добиться значительных успехов в учёбе.

Внешние мотивы определяются факторами, на которые человек повлиять не может. Таковыми могут быть рабочие обязанности, желание получить повышение или стремление лучше обеспечить семью. Ученик из примера выше может стараться не ради собственного удовольствия, а ради получения хорошей оценки или ради поощрения родителей. К примеру, если родители обещают ему новый компьютер при условии, что он закончит учебный год на «отлично», это внешняя мотивация в чистом виде.

Психологи говорят, что внешняя мотивация полезна, поскольку позволяет поощрять человека становиться лучше, заниматься важными делами. Но в то же время внутренняя мотивация гораздо эффективнее в плане влияния на развитие, самосовершенствование и самоактуализацию. Стоит отметить, что грань между внутренней и внешней мотивацией не всегда очевидна. К примеру, когда человек делает что-то, желая добиться общественного признания, в этом можно увидеть признаки как внешней, так и внутренней мотивации.

2. Положительные и отрицательные мотивы

Мотивом может служить нечто желанное – то, ради получения чего человек готов прикладывать усилия. Но точно так же мотивом может быть и нечто неприятное – то, от чего хочется избавиться или избежать этого в будущем. Таким образом, положительная мотивация включает то, что связано с радостью, удовлетворением, наслаждением и желанием обладать, а отрицательная – то, что связано со страданиями, страхом, дискомфортом и стремлением избежать этого.

Несложно догадаться, что известный метод «Кнута и пряника» – это комбинация положительной и отрицательной мотивации.

Психологи отмечают, что оба вида мотивов оказывают сильное влияние на поведение индивида и демонстрируют примерно одинаково высокую эффективность. Однако стоит принимать в расчёт, что отрицательные эмоции действуют на психику угнетающие, а в случае их избытка – разрушительно. В то же время положительные эмоции улучшают настроение, способствуют повышению самооценки и стимулируют развитие личности. Поэтому они предпочтительнее.

3. Устойчивые и неустойчивые мотивы

Как несложно догадаться, это разделение основано на устойчивости. Устойчивыми психологи называют мотивы, которые существуют продолжительное время, поддерживаются сами по себе и не требуют дополнительного подкрепления. Неустойчивые, наоборот, быстро меняются, особенно если их не подкрепляют никакие внешние факторы.

Как было отмечено выше, внутренние мотивы обычно очень устойчивы. Внешние же не обладают особой устойчивостью и продолжают существовать лишь при условии постоянного подкрепления (то есть, пока сохраняется фактор, определяющий мотивацию). К примеру, если ребёнок хорошо учится ради получения награды от родителей, это образец неустойчивой мотивации, подкрепляемой внешним фактором.

Функции мотива

Психологи выделяют три основные функции:

  • побуждение к действию;
  • придание направления деятельности;
  • смыслообразование.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Побуждение к действию

Мотив необходим для того, чтобы произвести запуск деятельности и обеспечить эту деятельность энергией. Стоит отметить, что данная функция «срабатывает» не всегда. Мотив может быть стимулом и побуждать к определённым действиям, однако это не гарантирует, что индивид не погрязнет в прокрастинации, а действительно начнёт действовать. В конце концов, мало у кого найдётся достаточно ресурсов для реализации всех имеющихся у него мотивов.

Поэтому некоторые авторы в рамках данной функции выделяют два элемента:

  • формирование потенциальной устремлённости, которая влияет на психоэмоциональное состояние личности, но не выражается в конкретных действиях;
  • реализованное побуждение (реально начатая деятельность).

2. Придание направления деятельности

Мало просто выполнять какие-то действия. Они должны быть упорядочены, у них должен быть общий вектор, благодаря которому они обеспечат достижение поставленных целей. Советский психолог Алексей Леонтьев писал в своих работах, что деятельность в таком случае направлена на её собственный предмет. Этим предметом становится мотив, делающий деятельность целенаправленной и за счёт этого эффективной.

3. Смыслообразование

Данная функция подразумевает, что мотив выходит на личностный уровень и формирует у индивида смысл деятельности. Цель могла присутствовать и до этого, но благодаря мотиву у человека есть ответ на вопрос, зачем ему нужна была эта цель и зачем он вообще занимался своей деятельностью. Для состоявшейся личности смыслообразующая функция является главной, ведь наша психика нуждается в наличии смысла. Полное отсутствие смысла может спровоцировать экзистенциальный кризис.

Заключение

Мотив – неотъемлемая часть любой деятельности. При наличии устойчивого мотива деятельность человека обретает вектор и становится гораздо более эффективной. Кроме того, мотивация является источником энергии, позволяющей нам продуктивно работать для достижения значимых целей.

Большинство мотивов, которыми руководствуется человек, обычно связаны с его персональными интересами. Но у состоявшихся личностей на передний план выходят смыслообразующие мотивы, побуждающие их заниматься творческой, созидательной и прочей общественно-полезной деятельностью, не имеющей эгоистической подоплёки.

Разница между намерением и мотивом (со сравнительной таблицей)

Намерение является основным элементом привлечения лица к ответственности за преступление, которое обычно противопоставляется мотиву. Хотя мы часто используем эти два термина взаимозаменяемо, с точки зрения закона они различны. В то время как намерение означает цель совершения чего-либо, мотив определяет причину совершения действия.

Основное различие между намерением и мотивом состоит в том, что намерение конкретно указывает на психическое состояние обвиняемого, т. е. на то, что происходит в его сознании в момент совершения преступления, тогда как мотив подразумевает мотив, т. е. то, что движет человеком делать или воздерживаться от чего-либо. Давайте посмотрим на статью, приведенную ниже, чтобы понять больше различий между ними.

Содержание: намерение и мотив

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Намерение Мотив
Значение Намерение относится к целенаправленному действию и сознательному решению совершить действие, запрещенное законом. Мотив намекает на скрытую причину, побуждающую человека совершить или воздержаться от совершения определенного действия.
Что это? Цель Движущая сила
Цель Выраженная Подразумеваемая
Уголовная ответственность Установление уголовной ответственности является существенным. Определение уголовной ответственности нецелесообразно.

Определение умысла

В уголовном праве умысел определяется как умышленная цель, которая приводит лицо к совершению преступления, запрещенного законом, или может привести к противоправному исходу. Применение конкретных средств, повлекшее за собой совершение преступления, выражает умысел подозреваемого.

Более точно, намерение описывает волю или план человека. Итак, когда действие совершается преднамеренно, оно подразумевает желание или цель человека совершить это, а не случайность или ошибку, когда он полностью осведомлен о последствиях действия. Вот почему умысел является первичным элементом для установления вины.

Независимо от того, совершено ли действие с добрыми или злыми намерениями. Если человек целенаправленно и сознательно делает что-то, что запрещено законом, это будет приравниваться к уголовной ответственности.

Определение мотива

Мотив можно описать как основную цель, лежащую в основе совершения действия, которое движет намерением человека. Короче говоря, это побуждение, то есть причина, побуждающая обвиняемого заниматься преступной деятельностью.

Мотив уголовного правонарушения считается не имеющим значения при установлении вины лица, поскольку он лишь разъясняет обвиняемому мотивы совершения определенных действий или воздержания от их совершения. Однако это необходимо для полицейского расследования и других стадий дела.

Ключевые различия между намерением и мотивом

Приведенные ниже пункты являются существенными, поскольку речь идет о различии между намерением и мотивом:

  1. действовать особым образом, не разрешенным законом. В отличие от этого, мотив определяется как имплицитная причина, которая побуждает человека делать или не делать что-либо.
  2. Умысел лица может быть определен применением тех или иных средств и обстоятельств, повлекших за собой уголовное правонарушение. И наоборот, мотив — это причина, которая побуждает человека совершить действие или воздержаться от действия определенным образом.
  3. В то время как намерение является прямо определенной целью преступления, мотивом является скрытая или подразумеваемая цель.
  4. Когда умысел лица является элементом привлечения к уголовной ответственности, он должен быть доказан вне разумных сомнений. Наоборот, мотив не является первостепенным элементом для установления вины, поэтому его не нужно доказывать.

Заключение

Если умысел определяет, совершил ли обвиняемый преступление умышленно или случайно, то мотив отвечает на вопрос, почему обвиняемый совершил преступление. Проще говоря, мотив побуждает намерение, так что последнее возникает из первого.

В любом уголовном деле умысел подсудимого превыше всего, потому что только с его помощью можно доказать виновность или невиновность. С другой стороны, мотив не играет существенной роли в определении виновности или невиновности.

мотивация — В чем разница между потребностью, стремлением и мотивом?

Задавать вопрос

спросил

Изменено 3 года, 3 месяца назад

Просмотрено 26 тысяч раз

$\begingroup$

Следуя теории снижения влечений Халла, изложенной в Психология , Чиккарелли, 4-е издание:

Потребность – это потребность в некотором материале (например, в пище или воде), необходимом для выживания организма. Когда у организма есть потребность, это приводит к психологическому напряжению, а также к физическому возбуждению, которое побуждает организм действовать, чтобы удовлетворить потребность и уменьшить напряжение. Это напряжение называется драйвом (Халл, 1943).

В аннотации к статье Махату (1989) «Мотивы следует отличать от потребностей, влечений, желаний: последствия стратегии» говорится следующее:

В предлагаемой модели мотивы предлагаются как особый мотивационный элемент, который направляет стремление потребителя к определенной реакции. Таким образом, в то время как потребности порождают склонность к ответу, мотивы определяют конкретное поведенческое действие.

Из этих двух источников информации я делаю следующие выводы:

1) Потребность – это физиологическая/психологическая потребность

2) Побуждение – это то, что побуждает организм устранять дисбаланс

3) Мотив – это образ действий, который организм предпринимает, когда сталкивается с побуждением.

Примером пункта 3 может быть случай, когда выздоравливающий наркоман, злоупотребляющий психоактивными веществами, чувствует стремление к рецидиву, он может не с помощью надлежащего клинического вмешательства, если его мотивом является достижение трезвости.

Мой вопрос: я прав? Если нет, я был бы признателен, если бы вы опубликовали исправление как для различий, так и для примера.

  • мотивация

$\endgroup$

$\begingroup$

Упомянутые вами источники и теория довольно старые и могут быть устаревшими. Я узнал о побуждениях, потребностях и мотивах в более современном контексте во время вводного курса промышленной и организационной (I/O) психологии. Общие влечения — это скорее нечеловеческая концепция, которая слишком упрощена, чтобы объяснить сложное человеческое поведение (Landy & Conte, 2013). В настоящее время приведенные ниже определения часто используются психологами.

Согласно Buchanan and Hyczynski (2013), потребность является врожденной и связана с выживанием, например потребность в воде, кислороде и т. д. Потребности, вызванные депривацией, известны как побуждения .

Buchanan and Hyczynski (2013) используют следующее описание мотива :

Социально приобретенная потребность, активизируемая желанием удовлетворения.

Побуждения и мотивы можно противопоставить, используя информацию, предоставленную Buchanan and Huczynski (2013): Диски 1. являются врожденными 2. иметь физиологическую основу 3. активируются депривацией 4. направлены на насыщение

Мотивы 1. выучены 2. иметь социальную основу 3. активируются окружающей средой 4. направлены на стимуляцию

Я знаю, что несколько приукрасил теорию, которую вы упомянули, но я посмотрел ее, и она кажется мне несколько устаревшей. Я надеюсь, что эта более свежая информация поможет ответить на ваш вопрос!

Дальнейшее чтение: Лэнди, Ф. Дж. и Конте, Дж.М. (2013). Работа в 21 веке: введение в промышленную и организационную психологию (6-е издание). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. (Глава 8) Бьюкенен, Д. и Хучински, А. (2013). Организационное поведение: вводный текст (8-е издание). Эссекс, Великобритания: Pearson Education. (Глава 9)

$\endgroup$

$\begingroup$

Хотите улучшить этот пост? Добавьте цитаты из авторитетных источников, отредактировав пост. Сообщения с неисходным содержанием могут быть отредактированы или удалены.

В этом контексте мотив относится не к всеобъемлющей цели, а к более непосредственной цели. Судя по приведенным вами выдержкам, вот пример:

1) Моему телу нужно питательных вещества, чтобы выжить. 2) Эта потребность приводит к психологическому и физиологическому дискомфорту, также известному как голод. 3) Из-за голода я заказываю еду на вынос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *