10. Мотивация общения
Е. П. Ильин. «Мотивация и мотивы»
Общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний.
Но прежде чем говорить о мотивации общения, остановлюсь на понимании самого понятия «общение», поскольку, с моей точки зрения, сущность общения многими психологами понимается не совсем адекватно.
Общение – это частный вид коммуникации. Под коммуникацией понимается взаимодействие (связь) двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, приборами, и взаимодействию человека с другими людьми и животными. Последний вид (и только последний!) и относится мною к общению как специфический для высокоорганизованных живых существ. При взаимодействии людей и животных возникает психический контакт. Это значит, что в процессе общения происходит не просто получение информации или обмен ею, но и вызов эмоций, обмен эмоциями – сопереживание или проявление отрицательного отношения к партнеру общения. Поэтому человеческое общение – это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания.
Такое понимание общения означает, что некорректно говорить об общении с природой, искусством и т. п. Чтение литературы, просмотр телепередач тоже нельзя относить к общению, так как здесь процесс односторонний: от писателя или диктора – к субъекту, а обратный процесс отсутствует (именно поэтому мотивация читательской деятельности рассматривается мною отдельно).
212
Е. П. Ильин. «Мотивация и мотивы»
Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной (1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой книге.
Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964]; Е. Маккоби
иДж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow, М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационно-потребностнои основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:
1)в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2)в принадлежности к социальной общности;
3)в сопереживании и сочувствии;
4)в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5)в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6)в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
7)в постоянном обмене опытом, знаниями;
8)в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9)в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира
ивсего происходящего в нем.
Вотношении второго вопроса – о происхождении потребности в общении – имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл [D. Campbell, 1965]) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения.
Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.
Вдоказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и никому конкретно). Но уже
ввозрасте двух месяцев он способен отличить «добрую» мимику или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться.
Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица. В первый
213
Е. П. Ильин. «Мотивация и мотивы»
раз экспериментатор, как правило, встречал со стороны младенца обычную реакцию оживления, но намеренно сохранял безучастный вид. Во второй или последующие разы такой эксперимент вызывал плач – младенец протестовал против «необщения» с ним.
Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов становления потребности в общении и четырех критериев, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий – внимание и интерес ребенка к взрослому; второй этап и критерий – эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий – инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий – чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.
Однако и эти наблюдения не дают окончательного ответа на вопрос о происхождении потребности в общении, так как запаздывание проявления этой потребности у младенцев может быть связано с этапностью «созревания» мозговых структур и психики. По этому поводу М. И. Лисина ставит закономерный вопрос: не означают ли все указанные выше этапы становления потребности в общении, что она унаследована (точнее было бы – врожденная) и лишь «проявляется» после рождения ребенка?
Отвечая на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование М. Ю. Кистяковской (1970), которая наблюдала, что в условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2–3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко «продвинуть» его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру. Все это можно принять, если рассматривать только потребность детей в общении со взрослыми для познания этих взрослых и самих себя через взрослых (что соответствует пониманию потребности общения М. И. Лисиной). Неясно, однако, а как обстояли у этих детей дела с общением друг с другом (по данным М. И. Лисиной, такая потребность возникает в два года), с животными.
М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать (читай – нужду в общении со взрослым). Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М. И. Лисиной, потребность в новых впечатлениях (о которой говорят Л. И. Божович, 1972; М. Ю. Кистяковская, 1970; Д. Берлин [D. Berlyne, I960]; Г. Кантор [G. Cantor, 1963]; Р. Фантц [R. Fantz, 1966]). Однако стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение, пишет М. И. Лисина (действительно, как потребность может быть деятельностью?). Лишь когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении.
При этом М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.
Думается, что понимание потребности в общении и ее роли, данное М. И. Лисиной, слишком заужено и потому не очень удачно, впрочем, как и подмена понятия «потребность в общении» понятием «потребность в коммуникации», т. е. в получении и обмене информацией. С моей точки зрения, не всякая коммуникация является общением. Для последнего характерен не просто обмен или получение информации (ее можно получить
214
Е. П. Ильин. «Мотивация и мотивы»
и из газеты, телепередачи), а установление психического контакта между общающимися. Неясно, почему самопознание не может осуществляться без общения с другими людьми. Или к какому самопознанию и самооценке приводит общение с животными? Очевидно, что М. И. Лисина гиперболизированно рассматривает лишь одну из функций общения, которой она подменяет сущность потребности в общении. Более близко к сути этой потребности было бы понимание ее как потребности в контакте с другим реальным или воображаемым живым существом. Тогда можно говорить и о потребности ребенка в кукле, и о его любви к животным, и о стремлении кошек и собак к себе подобным, и о страданиях человека из-за нарушенных контактов с другими людьми (ведь в одиночной камере тюрьмы человек страдает не потому, что он не познает других и себя!)
В связи с этим вряд ли стоит искать причину прижизненного формирования потребности в общении только в совместной деятельности. Тогда надо признать, что у младенцев потребности в общении быть не может (как и у животных), так как совместная деятельность у них как таковая отсутствует. Между тем сама М. И. Лисина на основании исследований своих учеников делает вывод, что потребность в общении появляется у детей уже со второго месяца жизни.
Представление М. И. Лисиной, по существу, соответствует пониманию потребности в общении как вторичной, и возникновение ее не выходит за рамки концепции социального научения (именно так смотрят на эту потребность У. Бижу и Д. Байер, 1966: это нужда ребенка в помощи взрослого). Однако М. И. Лисина считает, что это не так. Рождение потребности в общении не сводится, по ее мнению, к надстройке новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене белья. В первые недели жизни у ребенка появляется именно новая, отсутствовавшая ранее потребность – в общении – для понимания себя и других. Это не корыстная нужда в полезном человеке, а (говоря словами К. Маркса) высокая духовная потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек, заключает М. И. Лисина.
Все это, может, и так, но не опровергает тезиса о вторичности этой потребности, на чем бы она ни базировалась. Даже если это потребность в познании себя и других, то все равно это частный случай проявления познавательной потребности. Если же понимать потребность в общении как потребность в психическом контакте, то взрослые (как и дети, животные), к которым ребенок привыкает, становятся просто средством удовлетворения потребности в контакте. А это значит, что и в данном случае потребность в общении со взрослыми – не базовая, а вторичная, наподобие потребности в ложке, вилке для удовлетворения потребности в пище.
Нужно подчеркнуть, что потребность в собственно общении, если таковая все же существует, – это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности.
Не случайно поэтому выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «мотив аффилиации», содержание которого отнюдь не однородно. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.
Таким образом, вопрос о наличии у человека собственно потребности в общении, специфичной по сравнению с другими социальными и духовными потребностями, остается открытым. Используемые при изучении этой потребности наблюдения за поведением младенцев не являются прямым доказательством наличия таковой. Регистрируемые параметры можно расценивать и как проявление любопытства, интереса к объекту, в роли которого выступает взрослый, и как операции общения. Более надежным критерием может быть
215
Е. П. Ильин. «Мотивация и мотивы»
изучение эмоциональных реакций в ответ на появление и особенно на исчезновение объекта общения, что позволило бы выявить у ребенка потребностное состояние в контакте с другим человеком, которое можно принять за чистую потребность в общении. Примером такой потребности, с моей точки зрения, является привязанность к другому человеку или животному (когда человек говорит: «я по тебе соскучился», то явно проявляется потребностное состояние, сопровождающееся соответствующей эмоцией). К сожалению, в этом плане можно сослаться только на исследование О. В. Баженовой, хотя жизненные ситуации показывают нам, что у детей эта потребность в контакте имеется. Так, уход родителей из дома по делам вызывает плач у ребенка, несмотря на то что он остается с бабушкой. Что же касается так называемой потребности в общении, о которой говорит М. И. Лисина, – это, с моей точки зрения, приобретаемое в онтогенезе знание о способе и средстве удовлетворения различных потребностей – путем общения (контакта) с другими людьми (или животными). Сам же мотив общения может строиться на совершенно различных основаниях (потребностях и целях).
Кстати, мотив общения понимается М. И. Лисиной по А. Н. Леонтьеву – как объект общения, т. е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению; критика такого понимания мотива дана мною выше (см. раздел 3. 2). Правда, почти тут же она пишет, что мотив – это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.
Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра– и интровертах. Однако, по данным Л. С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением к общению и экстра– и интровертностью не выявляется.
По ее же данным, стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. У лиц с адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, у лиц с неадекватным уровнем – либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.
Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции – надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
низкие надежды на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
высокие надежды на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.
И. В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.
Как показано О. А. Тырновой (1996) ведущими мотивами общения являются: у девушек – желание поделиться различными мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей – общность интересов и дел.
216
10. Мотивация общения. Мотивация и мотивы
10. Мотивация общения. Мотивация и мотивыВикиЧтение
Мотивация и мотивы
Ильин Евгений Павлович
Содержание
10. Мотивация общения
Общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, как правило, с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний.
Но прежде чем говорить о мотивации общения, остановлюсь на понимании самого понятия «общение», поскольку, с моей точки зрения, сущность общения многими психологами понимается не совсем адекватно.
Общение — это частный вид коммуникации. Под коммуникацией понимается взаимодействие (связь) двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, приборами, и взаимодействию человека с другими людьми и животными. Последний вид (и только последний!) и относится мною к общению как специфический для высокоорганизованных живых существ. При взаимодействии людей и животных возникает психический контакт.
Такое понимание общения означает, что некорректно говорить об общении с природой, искусством и т. п. Чтение литературы, просмотр телепередач тоже нельзя относить к общению, так как здесь процесс односторонний: от писателя или диктора — к субъекту, а обратный процесс отсутствует (именно поэтому мотивация читательской деятельности рассматривается мною отдельно).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Функции общения.
Значение общенияФункции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко
МОТИВАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений; это обстоятельство не позволяет говорить об «убеждениях чайлдфри» или, тем более, об «идеологии чайлдфри». В ходе
МОТИВАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ Творческая мотивация очень важна, потому что большинство творческих людей черпают свои идеи именно из этого источника.Она означает, что человек готов потратить пять часов в неделю на то, чтобы найти лучший способ действий, в то время как большинство людей
МОТИВАЦИЯ
МОТИВАЦИЯ Дэвид Таннер, руководитель Центра творчества фирмы «Дюпон», рассказал мне, как действует на людей обстановка, пронизанная идеей творчества.
Они начинают смотреть на любое привычное действие свежим взглядом. Очень часто такой новый взгляд приводит кДефицитарная мотивация и мотивация роста
Дефицитарная мотивация и мотивация роста В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста (Maslow, 1987). Первые (также называемые дефицитарными, или Д — мотивами) заключают в
Мотивация
Мотивация Необходимо изучить родительские инстинкты: почему мы любим наших детей, почему люди вообще хотят иметь детей, почему они приносят ради них такие жертвы? Почему жертва в глазах окружающих не представляется жертвой родителям? Почему маленькие дети такие
Мотивация
Мотивация Миллионы звёзд на небе, миллионы людей на земле… У каждого есть своя Звезда, но не каждый её находит. Люди предпочитают смотреть себе под ноги. Поэтому они и разучились видеть свой Путь…Ученик Великого Мага лежал на спине, чувствуя под собой тёплый песок. Он
Мотивация
Мотивация Чтобы совершить какое-то действие, мы нуждаемся в мотивации. Вы, конечно, слышали о методе кнута и пряника. Так вот, если вы приглядитесь к себе, то поймете, что в некоторых сферах жизни вас мотивирует кнут, то есть вы делаете что-то потому, что в противном случае
3.4. Мотивация
3.4. Мотивация Немалую роль в поднятии морального духа коллектива играет и мотивации работников. Под мотивациями здесь нужно рассматривать неудовлетворенные потребности. Как только одна потребность удовлетворяется, на сцену ей приходит другая, уже более высокая.Какие
5. Мотивация
5. Мотивация Устранение демотиваторовГлавная задача менеджера — включать рубильник, чтобы запустить энергию энтузиазма. Нельзя научить мудрости и ответственности, но их можно разбудить.Если лидер не будет жалеть времени, чтобы объяснять людям, что…1. Миссиялюбого
Мотивация
Мотивация Вы знаете, что будете заниматься спортом чаще и меньше пропускать тренировки, если ходите на них с партнером. А если вы договоритесь с подругой вместе сесть на диету, то реже будете срываться на нездоровое питание. Вы будете рано вставать или отказываться от
Мотивация
Мотивация Люди часто жалуются, что достичь поставленных целей им мешает недостаток мотивации. И это не просто отговорка (хотя зачастую именно так и бывает), а свидетельство недостаточной информированности. Самомотивация является вотчиной предлобной доли, с которой мы
Мотивация
Мотивация Мотивация – странный феномен. Мы склонны вспоминать о ней тогда, когда ее не хватает. Нам часто кажется, что мы не имеем власти над нею и временами она совершенно неуловима.Что же такое мотивация? Она имеет много общего с проактивностью, поэтому-то мы и начинаем с
5. Радость интимного общения или общения в компании
5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, неРоль коммуникации в мотивации сотрудников | Малый бизнес
Джордж Н. Рут III
Мотивация сотрудников имеет решающее значение для поддержания производительности. Есть несколько факторов, влияющих на мотивацию, в том числе заработная плата, возможности карьерного роста и позитивные отношения с коллегами. Владельцы бизнеса и менеджеры также должны понимать роль общения в мотивации сотрудников, поскольку иногда это могут быть самые основные ошибки общения, которые приводят к неудовлетворенности сотрудников. Содействие эффективному общению может помочь улучшить мотивацию сотрудников несколькими способами.
Распространение информации
Компания должна распространять информацию, которую сотрудники считают жизненно важной, например, изменения в сфере деятельности компании или планируемые изменения в штате сотрудников, за исключением случаев, когда эта информация является конфиденциальной для компании. Например, если сотрудники проверяют достоверность слухов о том, что компания закроется на дополнительный день во время зимних каникул, лучшим ответом для руководства будет немедленное распространение точной информации. Это не только заставляет сотрудников чувствовать уважение со стороны компании, но и помогает бороться со слухами, которые могут привести к проблемам с моральным духом.
Взаимоотношения
Рабочее место основано на эффективных отношениях, построенных между сотрудниками, руководителями, отделами и всеми уровнями компании. Четкое и честное общение помогает поощрять и укреплять эти отношения, которые могут помочь сотрудникам достичь максимальной производительности. Например, менеджеры компании могут поддерживать продуктивные отношения с сотрудниками, проводя регулярные собрания в отделах и спонсируя программы развития карьеры сотрудников, в которых управленческий персонал отслеживает и помогает в прогрессе сотрудников. Поддержание прочных отношений на рабочем месте помогает сотрудникам достигать высокого уровня производительности и поддерживает мотивацию персонала.
Принятие решений
Процесс принятия решений в компании включает активную коммуникацию во всей организации. Сотрудникам должно быть разрешено как можно больше способов предлагать свои идеи и мнения и участвовать в процессе принятия решений. Например, ящик предложений компании может активно контролироваться руководством, и когда используется предложение сотрудника, этот сотрудник получает кредит в ежемесячном информационном бюллетене компании. Открытое общение позволяет сотрудникам участвовать в принятии решений компанией и участвовать в ее успехе.
Повышение квалификации
Программы обучения набору навыков с менеджерами — это способ, с помощью которого большинство сотрудников получают помощь в развитии карьеры. Если менеджеры не следят за работой сотрудников и не разрабатывают обучающие программы для повышения производительности, набор навыков сотрудников начинает страдать. Общение между сотрудником и менеджером, а также между сотрудником и человеческими ресурсами имеет решающее значение при разработке программ обучения, которые улучшают профессиональные навыки сотрудника и мотивируют его на успех.
Ссылки
- Гарвардская школа бизнеса Практические знания; Почему ваши сотрудники теряют мотивацию; Дэвид Сирота и др. ; Апрель 2006 г.
Ресурсы
- Бесплатная библиотека управления; Помогая людям мотивировать себя и других; Картер Макнамара
Писатель Биография
Джордж Н. Рут III начал профессионально писать в 1985 году. Его публикации включают еженедельную колонку в «Lockport Union Sun and Journal», а также «Spectrum», «Niagara Falls Gazette», «Новости Тонаванды», «Ежедневные новости Уотертауна» и «Новости Баффало». Рут имеет степень бакалавра искусств по английскому языку Государственного университета Нью-Йорка в Буффало.
5 важных советов по внутренней коммуникации для повышения мотивации сотрудников
Надежные каналы внутренней коммуникации в бизнесе необходимы, когда речь идет о стимулировании и повышении мотивации сотрудников. Использование неадекватных коммуникационных стратегий может привести к потере таланта и снижению производительности, так как же их избежать?
Понятно, что любой бизнес требует крепких отношений между товарищами по команде. Эффективная коммуникация между отделами на нескольких уровнях поощряет сотрудничество для достижения общей бизнес-цели. Успех в этой области способствует формированию позитивной культуры, повышению мотивации и поддерживает благополучие сотрудников, не говоря уже о значительном повышении эффективности организации.
Иногда бывает сложно продуктивно общаться с персоналом. У организации может не быть надлежащих инструментов и программного обеспечения для реализации этого шага, или их отделы кадров и внутренних коммуникаций уже могут быть перегружены. Некоторые компании просто пребывают в иллюзии, что их существующая коммуникационная стратегия достаточна, несмотря на разрозненные команды и проблемы с удержанием персонала.
Предоставление сотрудникам пространства для совместной работы и инноваций чрезвычайно ценно; как организация, так и работники могут извлечь выгоду. Успешная коммуникационная и культурная стратегия дает ощущение принадлежности к тем, кто занимается бизнесом. Это повышает профессиональную мотивацию, особенно когда ею руководит команда высшего руководства, отдел кадров и другие назначенные коммуникаторы на рабочем месте.
Бесплатная электронная книга – 14 шагов к хорошим внутренним коммуникациям
Откройте для себя все основные элементы эффективных внутренних коммуникаций в этом руководстве.Получите БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу
Важность вашего основного внутреннего общения Счастливые и увлеченные сотрудники — лучший актив каждой организацииПотребности и желания сотрудников продолжают развиваться, и события 2020 года продвинули их еще дальше. Стратегии коммуникации должны быть концептуально переработаны для поддержки этого нового набора задач.
Привлекательная коммуникационная стратегия, соответствующая ценностям компании, является важной основой любого бизнеса
В связи с тем, что благополучие сотрудников и гибридная работа в настоящее время являются актуальными темами, которые обостряются в связи с требованиями недавнего глобального кризиса в области здравоохранения, многие сталкиваются с неузнаваемой рабочей средой. . Сегодняшний бизнес-ландшафт предлагает ранее невообразимые препятствия, которые должны преодолеть профессионалы в области коммуникаций.
Счастливая и преданная своему делу рабочая сила — лучший актив каждой организации, поощряющий инновации и помогающий сотрудникам сосредоточиться на общих бизнес-целях. Работники контента принимают более эффективные стратегические решения, сотрудничество в команде улучшается, а текучесть кадров в долгосрочной перспективе сокращается. Привлекательная коммуникационная стратегия, согласующаяся с ценностями компании, является важной основой любого бизнеса и внутренней структурой, которая объединяет все это.
Инвестирование в вовлечение сотрудников Информирование сотрудников о том, что они делают в повседневной жизни, чтобы дать им чувство гордости и недвусмысленное отношение к предстоящим командным задачамОрганизации, которые вкладывают время и деньги в свою стратегию коммуникации с сотрудниками, обнаруживают, что рабочая сила постоянно лучше информирована. Эта прозрачность в масштабах всего бизнеса приводит к более высокой мотивации и инновационному решению проблем во всех областях.
Незанятые сотрудники не имеют эмоциональной связи с действиями своих товарищей по команде. Они с большей вероятностью уйдут из бизнеса, возможно, к конкуренту. Более того, они изо всех сил пытаются воплощать ценности компании и не хотят выступать в качестве послов бренда.
Компании, которые не находятся на вершине своей игры, рискуют потерять лучшие таланты или создать враждебную среду, которая не способствует созданию или инновациям, а скорее стагнирует.
Итак, что можно сделать, чтобы исправить это? Что ж, очень важно убедиться, что каждый понимает свою ценность в бизнесе. Сообщите сотрудникам об их ежедневном влиянии, чтобы дать им чувство гордости и недвусмысленно говорить о любых предстоящих командных задачах.
Наем и удержание лучших специалистов неразрывно связаны с эффективной стратегией вовлечения сотрудников. Компании, которые не находятся на вершине своей игры, рискуют потерять лучшие таланты или создать враждебную среду, которая не способствует созданию или инновациям, а скорее стагнирует.
Бесплатная электронная книга – 14 шагов к хорошим внутренним коммуникациям
Откройте для себя все основные элементы эффективных внутренних коммуникаций в этом руководстве.
Получите БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу
Понимание основных внутренних коммуникаций имеет ключевое значение Участие имеет решающее значение для успешного общения сотрудников, и есть большая разница между информированием и вовлечениемИнвестирование в вовлеченность сотрудников не означает автоматически более счастливую рабочую силу, и это безусловно, более вовлеченный, чем просто отправка быстрого пятничного электронного письма с новостями о бизнесе. Необходимая внутренняя коммуникация между товарищами по команде так же важна, как и всеобъемлющая организационная стратегия. Вовлеченность сотрудников может быть такой же простой, как чтение кем-то из команды разработчиков продукта или дизайна соответствующего блога, опубликованного разработчиком, или же углубленной, например, в виде часового бизнес-обновления, размещенного генеральным директором. И все между ними.
Другим важным фактором любой стратегии взаимодействия является оценка. Без необходимой аналитики для ее поддержки может быть сложно получить реалистичное представление о деятельности сотрудников. Стрессовые моменты и любые проблемные области в бизнесе могут остаться непреднамеренно незамеченными.
Брошенный на произвол судьбы член команды может создать проблемы для и без того загруженных отделов, таких как отдел кадров и отдел внутреннего найма.
Участие имеет решающее значение для успешного общения сотрудников, и есть большая разница между информированием и вовлечением. В этом цифровом мире открытие каналов связи, которые поощряют обратную связь и ответы через интранет для настольных компьютеров или мобильное приложение, может иметь ощутимое значение для работы сотрудников.
Конечно, вполне возможно, что сотрудники в целом будут удовлетворены своей ролью из-за пакета заработной платы и льгот, но при этом не будут вовлечены в культуру организации или своих коллег в целом. Оставленный гноиться, дрейфующий член команды может создать проблемы для и без того занятых отделов, таких как HR и Internal Recruitment.
Протянуть руку помощи HR Очень важно, чтобы все сферы бизнеса были в равной степени вовлечены в это важнейшее участие, от высшего руководства до новых выпускниковHR-команды являются движущей силой многочисленных важных стратегий внутренней коммуникации и обеспечивают жизненно важную связь между различными командами в рамках бизнеса. Управление благополучием сотрудников, найм, начисление заработной платы и множество других задач оставляют им мало времени для создания целенаправленно разработанной тактики общения. Вот где на помощь приходит программное обеспечение для интрасети.
Но это не означает, что основные обязанности по внутренней коммуникации ложатся исключительно на плечи отделов кадров. Крайне важно, чтобы все сферы бизнеса были в равной степени вовлечены в это важнейшее взаимодействие, от высшего руководства до недавно принятых на работу выпускников. Предположение, что все задачи, связанные с внутренними коммуникациями и вовлечением сотрудников, находятся в компетенции HR, — это отличный способ подвергнуть сотрудников остракизму и демотивировать команды.
Все должны быть на одной волне, чтобы продвигать позитивную культуру, ориентированную на сотрудников, и избегать потенциальных катастроф из-за недопонимания. Не только это, но и помогает менеджерам сообщать о бизнес-целях, одновременно прислушиваясь к отзывам, чтобы внедрять политики, поддерживающие их команды.
В восторге от следующих шагов в вашей стратегии внутренней коммуникации? Вот 5 главных советов, как повысить мотивацию и вовлеченность сотрудников
1. Создавайте веселую и знакомую среду
Поощряйте разнообразное общение между сотрудниками, которое не связано исключительно с их профессиональными достижениями.Даже до пандемии многие из нас ежедневно подвергались цифровой коммуникации через социальные сети. Сохраняйте позитив в основе всего, что потребляют сотрудники. Постарайтесь сделать так, чтобы большая часть сообщений компании вдохновляла и мотивировала, даже если вы сообщаете сложные новости.
Создание среды, в которой используются знакомые социальные инструменты и в то же время предоставляется деловая информация в режиме реального времени, делает общение более увлекательным и менее трудоемким после напряженного рабочего дня. Поощряйте разнообразное общение между сотрудниками, не связанное исключительно с их профессиональными достижениями. Сотрудники могут быть в курсе любых значительных обновлений в масштабах всей компании, а также, например, наслаждаться фотографией новорожденного своего товарища по команде.
Бесплатная электронная книга – 14 шагов к хорошим внутренним коммуникациям
Откройте для себя все основные элементы эффективных внутренних коммуникаций в этом руководстве.
Получите БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу
2. Отмечайте и поощряйте выдающуюся работу
Своевременное признание заслуг создает в организации культуру празднования и способствует взаимовыгодному сотрудничеству.Благодарность коллег — это простой, но эффективный способ мотивации и оценки коллег за хорошо выполненную работу.
Нет лучшей мотивации, чем взаимное признание, будь то похвала от старшего руководства или благодарственное сообщение от благодарного коллеги. Отдавая должное, когда это необходимо, создается культура празднования внутри организации и поощряется поддерживающее сотрудничество. Это сильно мотивирует сотрудников помогать друг другу и делать все возможное, если это необходимо.
Когда товарищи по команде или более широкий бизнес публикуют признание сотрудников, это ценно и эффективно, что может привести к повторению поведения в другом случае. Благодарность коллегам — это простой, но эффективный способ мотивации и оценки коллег за хорошо выполненную работу.
3. Распространяйте позитив и сосредоточьтесь на благополучии
Сокрытие любых проблем с психическим здоровьем в конечном итоге приведет к большему стрессу в долгосрочной перспективеБлагополучие и мотивация сотрудников идут рука об руку. Положительный культурный сдвиг в сторону благоприятного рабочего места может оказать заметное влияние на мотивацию и производительность.
В частности, в условиях неопределенности текущего климата создание стрессоустойчивой профессиональной среды может мгновенно помочь сотрудникам почувствовать, что они могут быть открытыми и честными в отношении любого беспокойства, которое они могут испытывать, а не бояться искреннего разговора. Сокрытие каких-либо проблем с психическим здоровьем в конечном итоге вызовет еще больший стресс в долгосрочной перспективе, что приведет к отсутствию мотивации, прогулам или даже длительному отпуску по болезни.
Бесплатная электронная книга – 14 шагов к хорошим внутренним коммуникациям
Откройте для себя все основные элементы эффективных внутренних коммуникаций в этом руководстве.
Получите БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу
4. Прислушивайтесь к отзывам и при необходимости действуйте
Честное общение, основанное на беспристрастном слушании, может значительно помочь мотивировать сотрудников, когда они больше всего в этом нуждаютсясотрудники голос. Реакция на собранную обратную связь является явным признаком того, что организация ценит точку зрения своих сотрудников. В конце концов, чтобы улучшить культуру компании, в первую очередь необходимо понять, что эта культура влечет за собой для тех, кто в ней работает.
Наличие этих открытых каналов связи и двустороннего диалога обеспечивает поддержку работникам в трудные времена в личной или профессиональной жизни.
Обратная связь может быть получена в различных формах. Это может быть длинная анкета для сотрудников, рассылаемая всем сотрудникам ежеквартально или раз в два года. Существует возможность распространения более короткого и удобного опроса пульса. Это может быть даже просто беседа один на один между сотрудником и его руководителем.
В любом формате честное общение, основанное на беспристрастном слушании, может значительно помочь мотивировать сотрудников, когда они больше всего в этом нуждаются. Наличие этих открытых линий связи и двустороннего диалога обеспечивает поддержку работникам в трудные времена в личной или профессиональной жизни.
5. Публикуйте актуальные обновления компании
Поведение организации оказывает значительное влияние на степень вовлеченности сотрудниковИсследование, проведенное IBM, показало, что 80% сотрудников чувствовали себя более вовлеченными, когда они получали последовательную информацию об основных ценностях и миссии своего работодателя. Таким образом, очевидно, что поведение организации оказывает значительное влияние на степень вовлеченности сотрудников.
Интранет — это больше, чем просто инструмент вовлечения сотрудников или система управления контентом.