Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мышление характеристика: Общая характеристика мышления

Общая характеристика мышления

21.05.2011

Ощущения и восприятия ограничивают познание мира лишь чувственной, поверхностной картиной. Погружение в сложный окружающий мир невозможно без мышления.

Мышление охватывает сферу умственного оперирования образами, идеями, словами, суждениями, воспоминаниями, убеждениями, намерениями и т.п. Оно присутствует везде, где требуются принятие решений, творческие преобразования, теоретические разработки, прогнозирование недоопределенных в информационном плане событий и др.

Сложность этого психологического феномена является причиной того, что в современной психологии до сих пор отсутствует единое определение мышления. Как тонко подметил один из психологов: «Мышление, определяемое широко, это почти вся психология; определяемое узко — оно, кажется не имеет к ней никакого отношения».

Мышление — социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс

самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т. е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы (по С. Рубинштейну).

Мышление — это высший психический познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека нечто недоступное непосредственному ощущению и восприятию.

С этих позиций мышление по сути своей всегда поиск и открытие чего-то нового. По мнению Сергея Рубинштейна, мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается противоречие, возникающее между условиями и требованием задачи, когда появляется новая цель, а старые средства и способы ее достижения неэффективны.

Подтверждения этой позиции можно найти и в работах психолога Г. Кучинского, разрабатывавшего проблемы мыслительной деятельности. В частности, в содержании фаз мыслительной деятельности в качестве обязательных он выделял явления возникновения противоречий, процессы выдвижения гипотез, доказательства или опровержения и рефлексию как процесс познания субъектом самого себя.

Мышление формирует новое знание через отражение и преобразование реальной действительности.

Мышление — форма психического отражения в сознании человека связей и отношений между познаваемыми объектами, процессами и явлениями.

Мышление — специфический вид деятельности с элементами исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В этом плане оно рассматривается как процесс решения актуальных для человека задач.

Самым тесным образом мышление «сотрудничает» с другими познавательными процессами (восприятием, воображением, памятью, вниманием, речью). Эти чувственные процессы «добывают» исходную информацию для мыслительной деятельности. Используя эту информацию, мышление преобразует ее к такому виду, который невозможно получить с помощью чувственного опыта.

Вместе с тем мышление имеет свои собственные; «обязанности, статус и характер», выделяющие его из других познавательных процессов. Так, образы восприятия возникают в результате непосредственного воздействия внешних сигналов на органы чувств. Мышление же формирует то, что в данный момент не оказывает такого воздействия. От воображения оно отличается своей близостью к реальности. Более того, воображение порождает образ, а мышление — мысль.

Существенное отличие мышления от памяти заключается в том, что задача памяти — сохранить среди изменений все то, что туда поступило (включая мысли). Мышление же предназначено для внесения инновации в мысли, для получения нового знания

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», — отмечал Л. Толстой.

Мышление изучается многими науками. Так логика занята разработкой форм, правил и операций мышления; кибернетика — моделированием мыслительных операции в связи с задачами проектирования сложных систем управления; философия — определением отношения мышления к бытию; социология — увязкой развития мышления с социальной структурой различных человеческих обществ; физиология — изучением физиологических механизмов мышления и т. д.

Психологию мышление интересует со стороны процесса познания мира. Здесь на первый план выступает задача изучения мышления как специфической деятельности индивида, мотивированной его потребностями и направленной на цели, которые имеют для него личностную значимость. Мышление — это идеальный компонент реальной деятельности индивида, познающего и преобразующего не только внешний мир, но и самого себя.

Ключевые слова: Мышление

Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Материалы по теме

Мышление и творчество, как ценности культурной деятельности

Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. — Москва : ИИУ МГОУ, 2016. — 328 с.

Закономерности мышления

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Особенности мышления младших школьников

Дубровина И.

В., Младший школьник

Методы активизации мышления

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Методы исследования мышления

Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3

Понятие мышления и теории умственной логики

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Нарушения и расстройства мышления: что относится, какие есть по форме

Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит…

Формы мышления

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Мышление Общая характеристика мышления

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы

Специфика мышления

Дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования

Лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира

Позволяет предвидеть будущее, оперировать возможным, планировать практическую деятельность

Установление всеобщих взаимосвязей

Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений

Обобщение свойств однородной группы явлений и т.д.

Рис

Особенности мыслительного процесса

Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти

Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах развития природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира

Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Человек всегда отражает связи и отношения между явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для конкретного наблюдаемого явления

Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстрагирования и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме

Мышление человека связано с практической деятельностью (человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его). В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Мыслительные операции

Анализ

Мысленное расчленение объекта на составляющие его части

Мысленное объединение частей или свойств в единое целое

Синтез

Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам

Обобщение

Сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними

Сравнение

Распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними

Классификация

Абстрагирование

Отвлечение существенных свойств предмета от несущественных

Конкретизация

Сосредоточение на частных аспектах предметов или явлений

7 наиболее распространенных черт высокоэффективных критически мыслящих людей

Уже давно мы говорим о том, насколько важны навыки критического мышления для современных учащихся (и для всех ), на которые они могут опираться. Каждый педагог знает, как важно культивировать их в наших классах и на протяжении всей нашей жизни. Но как выглядит идеальный критический мыслитель? Каковы наиболее важные определяющие характеристики эффективных критических мыслителей?

Давайте начнем наше исследование с того, что вспомним, что эффективные критические мыслители функционируют посредством различных мыслительных процессов в различных обстоятельствах. В конце концов, выяснение того, как заставить его работать вовремя, когда ваша машина ломается в час пик, требует приложения критического мышления так же, как и переговоры о мире во всем мире. Оба сценария облегчают такие навыки в совершенно разных условиях, с разными ставками и результатами, но, тем не менее, они требуют этих навыков.

Вопрос в том, какими универсальными чертами будут обладать эффективные критические мыслители в каждом конкретном случае и во всех промежуточных условиях. Вот загадку, которую мы намерены здесь разгадать, предлагая предположения о том, какими должны быть наиболее важные определяющие характеристики критического мыслителя.

1. Любознательность

Эффективные критические мыслители по своей природе любопытны по широкому кругу тем и обычно имеют широкий круг интересов. Они, как правило, имеют здоровую любознательность в отношении мира и людей. Понимание и оценка разнообразия культур, верований и взглядов, которые охватывают человечество, являются одним из отличительных признаков великого критического мыслителя. Это также часть того, что делает их учащимися на протяжении всей жизни.

2. Сострадание

Стремясь одарить наших учеников этими незаменимыми навыками, мы не должны забывать, что они охватывают эмоции и инстинкты в той же степени, что и интеллектуальные. Эффективные критически мыслящие люди действуют не только разумом, но и сердцем. В мире достаточно осуждения и разделения, в основном из-за отсутствия ясного понимания тайной истории стойкости друг друга через часто невообразимые страдания.

Эффективные критически мыслящие люди по своей природе любопытны по широкому кругу тем и, как правило, имеют широкий круг интересов.

У каждого из нас есть собственная история, которая делает нас теми, кто мы есть, а также личные испытания и трудности, которые сформировали нас. Критически мыслящие люди признают это и с сочувствием отмечают уникальность каждого и готовы помочь нам увидеть лучшее в себе и других.

3. Осведомленность

Возможности применить навыки критического мышления окружают нас каждую минуту. Эффективные критически мыслящие люди остаются настроенными на это и всегда готовы использовать свои лучшие мыслительные привычки в любой ситуации. Желание критически осмыслить даже самые простые вопросы и задачи указывает на стремление к конструктивным результатам.

Эффективные критически мыслящие люди тоже ничего не принимают за чистую монету. Они никогда не перестают задавать вопросы и с удовольствием исследуют все стороны проблемы и более глубокие факты, скрывающиеся во всех режимах данных. Таким образом, те, кто мыслит критически, склонны решать проблемы инстинктивно. Это считается, вероятно, самым важным навыком, который мы можем помочь нашим учащимся развивать.

4. Решительность

Многие ситуации, требующие критического мышления, также требуют быстрых и решительных действий. Когда мы думаем критически, мы взвешиваем наши варианты и представляем результаты в данный момент быстро и ясно, и можем отбросить страх, когда дело доходит до принятия решений. По сути, критически мыслящих людей любят двигаться вперед, а не двигаться назад или откладывать дела на потом, потому что они процветают в прогрессе.

Кроме того, часто приходится делать выбор, даже если у нас нет всей необходимой информации, чтобы сделать его с уверенностью. Столкнувшись с какой-либо проблемой, часто кто-то должен брать на себя инициативу и принимать трудные решения, от которых другие уклоняются. Эффективные критические мыслители понимают, что чаще всего необходимо проявлять инициативу и принимать решение, даже если оно оказывается неверным. Для них это предпочтительнее, чем вообще не принимать никаких решений.

5. Честность

Честность важна в любом смысле, но особенно важна для критического мышления. Моральная честность, этическое рассмотрение и действия, а также практика глобального гражданства — все это отличительные черты эффективных критических мыслителей. Неудивительно, что в основе всех этих вещей лежит честность. Мы видим в таких людях сильное стремление к гармонии и самореализации в мире, и часть достижения этого включает стремление к честности во всех начинаниях и отношениях.

Многие ситуации, требующие критического мышления, также требуют быстрых и решительных действий.

Практика честности в критическом мышлении также распространяется на то, как человек смотрит внутрь себя, чтобы охватить то, что там находится. Он учитывает процессы, лежащие в основе управления нашими эмоциями, контроля наших импульсов и распознавания любых попыток самообмана. Критически мыслящие люди в равной степени осознают и принимают себя, как и других.

6. Готовность

Готовность и гибкость включают в себя ряд ключевых соображений для критического мышления. Они включают, но не ограничиваются такими вещами, как способность:

  • учиться на своих личных ошибках и недостатках
  • бросить вызов статус-кво, когда возникнет необходимость
  • непредубежденно принимают другие мнения и взгляды, которые бросают вызов их собственным
  • пересмотреть и пересмотреть свое мнение в связи с появлением новых улик
  • активно слушают, а не просто ждут своей очереди говорить
  • постоянно улучшайте, учитесь и совершенствуйтесь

7. Креативность

Нет никаких сомнений в том, что эффективные критические мыслители также в значительной степени являются творческими мыслителями. Креативность, несомненно, определила себя как необходимый навык для совместной работы современной рабочей силы. Критическое мышление в бизнесе, маркетинге и профессиональных союзах в значительной степени зависит от способности к творчеству. Когда компании творчески подходят к продуктам и способам их рекламы, они процветают на мировом рынке.

Путь к критическому мышлению

Обучение наших учащихся эффективному критическому мышлению не требует бесчисленных часов планирования урока. Вам не нужны специальные учебные курсы или приглашенные докладчики, чтобы сделать это за вас. Все, что вам нужно, это то, что и у вас, и у ваших учеников уже есть в избытке: любознательный и открытый ум, преданное сердце, разнообразные интересы и способности и желание быть лучше, чем вы были вчера.

Чтобы помочь вам развить навыки критического мышления ваших учащихся, мы предлагаем нашего Помощника по критическому мышлению, идеального руководства по обучению и оценке навыков критического мышления. Когда вы используете инструменты и упражнения внутри, подумайте о том, какие из вышеперечисленных качеств в изобилии демонстрируют ваши ученики, и о множестве различных способов, которыми вы можете помочь им развить других. Работая вместе, вы все можете достичь большего, чем вы себе представляете.

Примечание редактора: этот пост был первоначально опубликован в 2018 году и обновлен для полноты.

Первоначально опубликовано 13 сентября 2018 г., обновлено 19 сентября 2021 г.

Критическое мышление и решение проблем | Университет Теннесси в Чаттануге

Что такое критическое мышление?

При изучении обширной литературы по критическому мышлению появляются различные определения критического мышления. Вот несколько образцов:

  • «Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действие» (Скривен, 1996).
  • «Большинство формальных определений характеризуют критическое мышление как преднамеренное применение рациональных навыков мышления более высокого порядка, таких как анализ, синтез, распознавание и решение проблем, вывод и оценка» (Анджело, 19 лет). 95, с. 6).
  • «Критическое мышление — это мышление, которое оценивает себя» (Центр критического мышления, 1996b).
  • «Критическое мышление — это способность думать о своем мышлении таким образом, чтобы 1. распознавать его сильные и слабые стороны и, как следствие, 2. переделывать мышление в улучшенной форме» (Центр критического мышления, 1996с).

Пожалуй, самое простое определение предлагает Бейер (1995): «Критическое мышление… означает вынесение обоснованных суждений» (стр. 8). По сути, Бейер рассматривает критическое мышление как использование критериев для оценки качества чего-либо, от приготовления пищи до заключения исследовательской работы. По сути, критическое мышление — это дисциплинированный способ мышления, который человек использует для оценки достоверности чего-либо (утверждений, новостей, аргументов, исследований и т. д.).

Назад       


Характеристики критического мышления

Уэйд (1995) выделяет восемь характеристик критического мышления. Критическое мышление включает в себя задавание вопросов, определение проблемы, изучение доказательств, анализ предположений и предубеждений, избегание эмоциональных рассуждений, избегание чрезмерного упрощения, рассмотрение других интерпретаций и терпимость к двусмысленности. Стром и Баукус (1995) также рассматривают работу с двусмысленностью как неотъемлемую часть критического мышления: «Двусмысленность и сомнения выполняют функцию критического мышления и являются необходимой и даже продуктивной частью процесса» (стр. 56).

Еще одна характеристика критического мышления, выявленная во многих источниках, — это метапознание. Метапознание — это размышление о собственном мышлении. Более конкретно, «метапознание — это осознание своего мышления при выполнении определенных задач, а затем использование этого осознания для управления тем, что он делает» (Jones & Ratcliff, 1993, стр. 10).

В книге «Критическое мышление» Бейер подробно объясняет, что он считает важными аспектами критического мышления. Это:

    • Характер: Критически мыслящие люди скептичны, непредубеждены, ценят беспристрастность, уважают доказательства и рассуждения, уважают ясность и точность, рассматривают разные точки зрения и меняют позицию, когда разум побуждает их к этому.
    • Критерии: Чтобы мыслить критически, необходимо применять критерии. Нужно иметь условия, которые должны быть соблюдены, чтобы что-то было оценено как правдоподобное. Хотя можно утверждать, что каждая предметная область имеет разные критерии, некоторые стандарты применимы ко всем предметам. «…утверждение должно… быть основано на релевантных, точных фактах, основано на достоверных источниках, точно, беспристрастно, свободно от логических ошибок, логически последовательно и сильно аргументировано» (с. 12).
    • Аргумент: Утверждение или предложение с подтверждающими доказательствами. Критическое мышление включает выявление, оценку и построение аргументов.
    • Рассуждение: Способность делать выводы из одной или нескольких предпосылок. Для этого необходимо изучить логические связи между утверждениями или данными.
    • Точка зрения: то, как человек смотрит на мир, который формирует его смысловое построение. В поисках понимания критические мыслители рассматривают явления с разных точек зрения.
    • Процедуры применения критериев: Другие типы мышления используют общую процедуру. Критическое мышление использует множество процедур. Эти процедуры включают в себя задавание вопросов, вынесение суждений и выявление предположений.

Назад       


Зачем учить критическому мышлению?

Oliver & Utermohlen (1995) считают, что студенты слишком часто являются пассивными приемниками информации. Благодаря технологиям объем информации, доступной сегодня, огромен. Этот информационный взрыв, вероятно, продолжится и в будущем. Учащимся нужно руководство, чтобы отсеивать информацию, а не просто пассивно ее принимать. Учащимся необходимо «развить и эффективно применять навыки критического мышления в своих академических исследованиях, при решении сложных проблем, с которыми они столкнутся, и при важном выборе, который им придется сделать в результате информационного взрыва и других быстрых технологических изменений» ( Oliver & Utermohlen, стр. 1).

Как упоминалось в разделе «Характеристики критического мышления», критическое мышление включает в себя вопросы. Важно научить студентов задавать правильные вопросы, критически мыслить, чтобы продолжать продвигаться в тех областях, которые мы преподаем. «Каждое поле остается живым только в той мере, в какой возникают и воспринимаются всерьез свежие вопросы» (Center for Critical Thinking, 1996a).

Бейер считает преподавание критического мышления важным для самого состояния нашей нации. Он утверждает, что для успешной жизни в условиях демократии люди должны уметь критически мыслить, чтобы принимать обоснованные решения в личных и гражданских делах. Если учащиеся научатся мыслить критически, то они смогут использовать правильное мышление в качестве ориентира в своей жизни.

Назад       


Стратегии обучения, способствующие развитию критического мышления

Том 22, выпуск 1 журнала «Преподавание психологии» за 1995 г. посвящен обучению критическому мышлению. Большинство стратегий, включенных в этот раздел, взяты из различных статей, составляющих этот выпуск.

      • CATS (методы оценивания в классе): Анджело подчеркивает важность использования непрерывного оценивания в классе как способа контроля и содействия критическому мышлению учащихся. Примером CAT может быть просьба к учащимся написать «Протокол», отвечая на такие вопросы, как «Что было самым важным, что вы узнали на сегодняшнем уроке? Какой вопрос, связанный с этим занятием, остается в вашем уме?» Учитель выбирает некоторые из работ и готовит ответы к следующему собранию класса.
      • Стратегии совместного обучения: Купер (1995) утверждает, что размещение учащихся в ситуациях группового обучения — лучший способ развить критическое мышление. «В правильно структурированной среде совместного обучения учащиеся проявляют больше активного критического мышления при постоянной поддержке и обратной связи со стороны других учащихся и учителя» (стр. 8).
      • Метод тематического исследования/обсуждения: McDade (1995) описывает этот метод как представление учителем случая (или истории) классу без вывода. Затем, используя подготовленные вопросы, учитель ведет учащихся к обсуждению, позволяя учащимся сделать вывод по делу.
      • Использование вопросов: Кинг (1995) определяет способы использования вопросов в классе:
      • Взаимный опрос сверстников: после лекции учитель показывает список основ вопросов (например, «Каковы сильные и слабые стороны…»). Учащиеся должны написать вопросы по лекционному материалу. В небольших группах учащиеся задают каждому Затем весь класс обсуждает некоторые вопросы от каждой небольшой группы
      • Вопросы читателей: Требуйте, чтобы учащиеся написали вопросы по назначенному чтению и сдали их в начале урока. Выберите несколько вопросов, которые послужат стимулом для обсуждения в классе.
      • Обучение в стиле конференции: Учитель не «учит» класс в смысле чтения лекций. Преподаватель является ведущим конференции. Студенты должны тщательно прочитать весь необходимый материал перед занятием. Заданные показания должны находиться в зоне ближайшего развития. То есть чтение должно быть не только понятным для учащихся, но и сложным. Класс состоит из студентов, задающих вопросы друг другу и обсуждающих эти вопросы. Учитель не остается пассивным, а скорее помогает «направлять и формировать дискуссии, задавая стратегические вопросы и помогая учащимся основываться на идеях друг друга» (Underwood & Wald, 19).95, с. 18).
      • Использование письменных заданий: Уэйд считает, что использование письма является основой для развития навыков критического мышления. «Письменными заданиями преподаватель может стимулировать развитие диалектического мышления, требуя от студентов аргументировать обе [или более] стороны проблемы» (стр. 24).
      • Диалоги: Робертсон и Ране-Шостак (1996) определяют два метода стимулирования полезных дискуссий в классе:
        • Письменные диалоги: Дайте учащимся письменные диалоги для анализа. В малых группах учащиеся должны определить различные точки зрения каждого участника диалога. Необходимо искать предвзятость, наличие или исключение важных доказательств, альтернативные интерпретации, искажение фактов и ошибки в рассуждениях. Каждая группа должна решить, какое мнение является наиболее разумным. Придя к заключению, каждая группа разыгрывает свой диалог и объясняет свой анализ.
        • Спонтанный групповой диалог: одной группе учащихся назначаются роли, которые они будут играть в обсуждении (например, лидер, информатор, искатель мнения и несогласный). Четыре группы наблюдателей формируются с функциями определения того, какие роли кто играет, выявления предубеждений и ошибок в мышлении, оценки навыков рассуждения и изучения этических последствий содержания.
      • Неоднозначность: Стром и Баукус выступают за то, чтобы в классе возникала большая двусмысленность. Не давайте студентам четкий материал. Дайте им противоречивую информацию, которую они должны обдумать.

Назад       


Ссылки и ресурсы

      • Анджело, Т. А. (1995). Начало диалога: Мысли о развитии критического мышления: Оценка критического мышления в классе. Преподавание психологии, 22(1), 6-7.
      • Бейер, Б.К. (1995). Критическое мышление. Блумингтон, Индиана: Образовательный фонд Phi Delta Kappa.
      • Центр критического мышления (1996а). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
      • Центр критического мышления (1996c). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Купер, Дж. Л. (1995). Совместное обучение и критическое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 7-8.
      • Джонс, Э.А. и Рэтклифф, Г. (1993). Навыки критического мышления для студентов колледжа. Национальный центр послесреднего обучения, обучения и оценки, Юниверсити-Парк, Пенсильвания. (Eric Document Reproduction Services No. ED 358 772)
      • Кинг, А. (1995). Разработка учебного процесса для улучшения критического мышления в учебной программе: Пытливые умы действительно хотят знать: Использование вопросов для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22 (1), 13-17.
      • McDade, SA (1995). Педагогика тематического исследования для развития критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 9-10.
      • Оливер, Х. и Утермолен, Р. (1995). Инновационная стратегия обучения: использование критического мышления для предоставления учащимся ориентира в будущее. (Eric Document Reproduction Services № 389 702)
      • Робертсон, Дж. Ф. и Ране-Шостак, Д. (1996). Использование диалогов для развития навыков критического мышления: практический подход. Журнал подростковой и взрослой грамотности, 39(7), 552-556.
      • Скривен, М. и Пол, Р. (1996). Определение критического мышления: проект заявления для Национального совета передового опыта в области критического мышления. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Стром, С. М., и Баукус, Р. А. (1995). Стратегии развития навыков критического мышления. Педагог журналистики и массовых коммуникаций, 50 (1), 55-62.
      • Андервуд, М.К., и Уолд, Р.Л. (1995). Обучение в стиле конференции: метод развития критического мышления сердцем. Преподавание психологии, 22(1), 17-21.
      • Уэйд, К. (1995). Использование письма для развития и оценки критического мышления. Преподавание психологии, 22(1), 24-28.

Назад       


Другое Показание

      • Бин, Дж. К. (1996). Привлекательные идеи: руководство профессора по интеграции письма, критического мышления и активного обучения в классе. Джосси-Басс.
      • Бернштейн, Д. А. (1995). Модель переговоров для обучения критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 22-24.
      • Карлсон, Э. Р. (1995). Оценка достоверности источников. Недостающее звено в обучении критическому мышлению. Преподавание психологии, 22(1), 39-41.
      • Facione, P.A., Sanchez, CA, Facione, N.C., & Gainen, J. (1995). Склонность к критическому мышлению. Журнал общего образования, 44 (1), 1-25.
      • Халперн, Д.Ф., и Наммедал, С.Г. (1995). Заключительные мысли о том, как помочь учащимся улучшить свое мышление. Преподавание психологии, 22(1), 82-83.
      • Исбелл, Д. (1995). Обучение письму и исследовательская деятельность неразделимы: преподаватели-библиотекари. Обзор справочных служб, 23(4), 51-62.
      • Джонс, Дж. М. и Сафрит, Р. Д. (1994). Развитие навыков критического мышления у взрослых учащихся с помощью инновационного дистанционного обучения. Доклад, представленный на Международной конференции по практике образования взрослых и социального развития. Цзинань, Китай. (Эрик Служба воспроизведения документов № ED 373 159)
      • Санчес, Массачусетс (1995). Использование принципов критического мышления в качестве руководства к обучению на уровне колледжа. Преподавание психологии, 22(1), 72-74.
      • Спайсер, К.Л. и Хэнкс, В.Е. (1995). Множественные меры навыков критического мышления и предрасположенность к оценке критического мышления. Документ представлен на ежегодном собрании Ассоциации речевой коммуникации, Сан-Антонио, Техас. (Эрик Служба воспроизведения документов № ED 391 185)
      • Терензини, П. Т., Спрингер, Л., Паскарелла, Э. Т., и Нора, А. (1995). Факторы, влияющие на развитие навыков критического мышления учащихся. Исследования в области высшего образования, 36(1), 23-39.

Назад       


В Интернете

      • Карр, К. С. (1990). Как научить критическому мышлению. Эрик Дайджест. [В сети]. Доступный HTTP: http://ericps. ed.uiuc.edu/eece/pubs/digests/1990/carr90.html
      • Центр критического мышления (1996). Домашняя страница. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/
      • Центр критического мышления (1996a). Роль вопросов в мышлении, преподавании и обучении. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Центр критического мышления (1996b). Структуры самооценки учащихся. [В сети]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univclass/trc.nclk
      • Центр критического мышления (1996с). Три определения критического мышления [Онлайн]. Доступный HTTP: http://www.criticalthinking.org/University/univlibrary/library.nclk
      • Эннис, Боб (без даты). Критическое мышление. [On-line], 4 апреля 1997 г. Доступен по протоколу HTTP: http://www.cof.orst.edu/cof/teach/for442/ct.htm
      • .
      • Государственный университет Монклера (1995). Учебный ресурсный центр. Ресурсы критического мышления: аннотированная библиография.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *