Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мышление конкретное и абстрактное: «Чем отличаются конкретное и абстрактное мышление? » — Яндекс Кью

Какое мышление лучше — абстрактное или конкретное? | Психология

Например, в реальности существует конкретная береза, растущая под вашим окном. Но ее можно абстрагировать вместе со всеми остальными деревьями в абстрактном слове «дерево». Далее можно сделать еще большую абстракцию — «растение». И еще большую — «живое существо». И еще большую — «материальный объект». И даже еще большую — просто «объект».

То есть абстракция — это некое обобщение конкретных явлений. Множество разных деревьев можно назвать словом «дерево». По сути, бесконечное множество деревьев можно назвать таким словом. Но в реальности «дерева вообще» нет. Ни одного «дерева вообще» в реальности не существует.

Собственно, в абстракциях нет ничего плохого. Они нужны для решения определенных сложных задач. Проблемы начинаются тогда, когда в нашем мышлении абстрактного становится больше, чем конкретного.

В этом случае оказывается, что наше мышление ушло из реального мира в мир абстракций. Который, собственно, только в мышлении и существует. И начинает человек безуспешно решать абстрактные задачи, страдать от нерешенных абстрактных проблем, задаваться абстрактными, а значит заведомо не имеющими правильного ответа вопросами…

Самый известный пример запредельно абстрактного вопроса, ошибочно принимаемого за реальность: «В чем смысл жизни?» Здесь оба слова — и «смысл», и «жизнь» — запредельные абстракции. Смысл вообще? Жизнь вообще? Как это?

Собственно, если понаблюдать за своим мышлением, таких абстрактных понятий, вопросов и рассуждений наблюдается запредельное множество. Люди страдают от абстрактной депрессии, пытаются преодолеть абстрактную лень, ищут абстрактное счастье, мучаются от несоответствия абстрактным идеалам, озабочены проблемами абстрактного добра и абстрактного зла (не замечая конкретного добра и конкретного зла, которые творят они сами и другие люди), пытаются абстрактно улучшить свою абстрактную жизнь, стараясь найти абстрактное призвание… Список можно продолжать бесконечно.

Собственно, человек, думающий исключительно абстракциями, просто перестает быть живым. О чем-то живом, настоящем, реальном он подумать уже не может — мысли переполнены абстракциями. А конкретика кажется чем-то мелким, неважным и незначительным. Хотя на самом деле, разумеется, все в точности наоборот.

Поэтому очень важно уметь отличать, где конкретика, а где абстракция.

Конкретные явления — они наблюдаемы, находятся в конкретном месте и времени, их можно увидеть, услышать, ощутить, они единичны и уникальны, они изменчивы, с ними, как правило, можно что-то сделать. Абстракции, напротив, находятся исключительно в наших рассуждениях, обозначают сразу бесконечное множество явлений, вечны и постоянны, и сделать с ними ничего нельзя, потому что они просто нереальны. Это просто мысли. Их можно или думать, или не думать. И всё.

Конкретное — это трава на лужайке. Абстрактное — «жизнь во Вселенной». По лужайке можно, например, пройтись. А что делать с «жизнью во Вселенной» — непонятно. Непонятно даже, что это вообще такое.

(Кстати, понятие «я» — тоже абстракция. Вы об этом не задумывались? Попробуйте.)

Причем, что самое смешное — абстрактное просто не может существовать без конкретного. Как я уже написал, абстрактные понятия — это просто обобщения конкретных явлений. И если перестать думать о конкретных явлениях — абстрактные тоже очень быстро закончатся. И тогда подумать вообще ничего будет нельзя. Наступит мыслительный ступор.

Итого. Мышление, чтобы оно приносило пользу, должно быть как можно более конкретным. Абстракции, разумеется, тоже можно использовать, но только в контексте решения конкретных задач. И любые абстрактные рассуждения обязательно должны проверяться на конкретных экспериментах. То есть абстрактное должно начинаться из конкретного и в конкретном же заканчиваться.

Потому что только конкретное — реально. А все абстрактное — нереально.

Теги: самоанализ, мышление, личностная психология, абстрактное мышление, мысли

Конкретное и абстрактное мышление

Правило, предписываемое учителям «переходить от конкретного к абстрактному», может считаться более привычным, чем вполне понятным. Не многие из тех, кто его читает и слышит, получают ясное понятие об исходном пункте, о конкретном, о природе цели абстрактного и о точной природе пути, который должен быть пройден от одного к другому. Иногда предписание понимается прямо ложно: считается, что воспитание должно переходить от вещей к мыслям, как будто бы какое бы то ни было отношение к вещам, при котором не захватывается мышление, может иметь воспитательное значение.

Понятое таким образом правило поддерживает механическую рутину и возбуждение чувств на одном конце воспитательной лестницы — на низшем, а академическое и неприменимое обучение — на верхнем конце.

В действительности всякое обращение с предметами даже у ребенка полно выводов, вещи покрываются вызываемыми ими представлениями и получают знание как поводы к толкованию или как доказательства для утверждения мнения. Не может быть ничего более противоестественного, чем преподавание вещей без мысли, чувственных восприятий без основанных на них суждений. И если абстрактное, к которому мы должны стремиться, означает мысль отдельно от вещей, то рекомендуемая цель формальна и пуста, так как действительная мысль всегда более или менее прямо относится к вещам.

Но правило имеет значение, которое, будучи понято и дополнено, устанавливает путь развития логической способности. Какое это значение? Конкретное обозначает понятие определенно выделенное от других понятий так, что оно прямо воспринимается само собой.

Когда мы слышим слов стол, стул, печь, платье, мы не должны думать, чтобы понять, что они означают. Термины настолько непосредственно вызывают понятие, что не надо усилия для перехода. Но понятия некоторых терминов и вещей схватываются только после того, как сначала вызываются в уме более привычные вещи, а потом приводятся связи между ними и тем, чего мы не понимаем. Выражаясь короче, понятия первого рода — конкретные, последние — абстрактные.

Для человека, чувствующего себя совершенно в своей области в физике и химии, понятия атома и молекулы, очевидно, конкретны. Ими постоянно пользуются, что не требует работы мысли для понимания того, что они означают. Но человек не посвященный и новичок в науке должен сначала вспомнить о вещах, хорошо ему знакомых, и идти путем процесса медленного перехода; кроме того, термины атом и молекула теряют слишком легко свое с трудом добытое значение, если привычные вещи и путь перехода от них к неизвестному вылетели из ума. Та же разница может быть иллюстрирована любым специальным термином: коэффициент и показатель в алгебре, треугольник и квадрат в геометрии, как отличные от общепринятых понятий; капитал и ценность, как они употребляются в политической экономии и т.

д.

Указанное различие чисто относительное в связи с интеллектуальным развитием индивидуума; что является абстрактным в одном периоде роста, то является конкретным в другом, или, наоборот, человек открывает, что вещи, считавшиеся вполне известными, заключают в себе странные факторы или неразрешимые проблемы. Существует, однако, общий путь для подразделения, который, решая вообще, какие вещи находятся в границах привычного знания и какие вне их, отмечает конкретное и абстрактное более постоянным образом. Эти границы устанавливаются единственно требованиями практической жизни. Такие вещи, как палка и камни, мясо и картофель, дома и деревья, являются настолько постоянными чертами окружающего, с которым мы должны считаться, чтобы жить, что эти существенные понятия скоро усвоятся и неразрывно ассоциируются с предметами.

Наоборот, абстрактное явление оказывается теоретическим или тем, что не связано тесно с практическими требованиями. Абстрактный мыслитель (человек чистой науки, как его иногда называют) свободно отвлекает от применений в жизни, т. е. он не считается с практической пользой. Однако это только отрицательное определение. Что же останется, если исключить связь с пользой и применением? Очевидно, только то, что относится к познанию, рассматриваемому, как самоцель. Многие понятия в науке абстрактны не только потому, что не могут быть поняты без долгого ученичества в науке (что так же справедливо относительно технических приемов в искусствах), но также потому, что все их содержание было построено с единственной целью облегчения дальнейшего познания, исследования и умозрения. Когда мышлением пользуются для какой-нибудь цели, хорошей или низкой по значению, оно конкретно; когда им пользуются просто как средством для дальнейшего мышления, оно абстрактно. Для теоретика идея адекватна и завершена в себе именно потому, что возбуждает и вознаграждает мысль, для практика-медика, инженера, артиста, купца, политика она совершенна только в том случае, если употребляется для развития какого-нибудь жизненного интереса, здоровья, благосостояния, красоты, пользы, успеха или чего-либо другого.

Для большинства людей при обычных условиях практические требования жизни по большей части, если не вполне, принудительны. Их главной заботой является должное ведение своих дел. То, что имеет значение только как доставляющее запас материала для мышления, является бледным, чуждым, почти искусственным. Отсюда пренебрежение практика и успешного дельца к «пустому теоретику», отсюда его убеждение, что известные вещи могут быть очень хороши в теории, но не годятся на практике; вообще пренебрежительный тон, с которым он относится к терминам абстрактный, теоретический и интеллектуальный, далек от разумного.

Это отношение оправдывается, конечно, при известных условиях. Но пренебрежение к теории не содержит полной истины, как признает здравый практический смысл. Даже с точки зрения здравого смысла можно быть «слишком практичным», т.е. обращать такое внимание на непосредственное практическое следствие, чтобы не видеть дальше кончика носа или подрубить сучок, на котором сидишь. Вопрос идет о границах, о степенях, о соразмеривании, скорее, чем о полном разделении. Истинно практичный человек дает свободу уму при рассмотрении предмета, не требуя слишком настойчиво в каждый момент приобретения выгоды; исключительная забота о делах полезных и прикладных настолько суживает горизонт, что в дальнейшем приводит к разрушению. Не окупается, если привязывать свои мысли слишком короткой веревкой к столбу полезности. Способность деятельности требует известной широты взгляда и воображения. Люди должны, по крайней мере, достаточно интересоваться мышлением ради мышления, чтобы выйти за границы рутины и привычки. Интерес к знанию ради знания, к мышлению ради свободной игры мысли необходим для эмансипации практической жизни, чтобы сделать ее богатой и прогрессивной.

Теперь мы можем обратиться к педагогическому правилу перехода от конкретного к абстрактному.

1. Если конкретное означает мышление, прилагаемое к поступкам для того, чтобы действовать успешнее по отношению к затруднениям, возникающим на практике, то «начинать с конкретного» значит, что мы сначала должны дорожить деятельностью, особенно занятиями не рутинного и механического характера и поэтому требующими разумного выбора и применения приемов и материалов. Мы не «следуем порядку природы», когда умножаем простые ощущения или собираем физические объекты. Преподавание арифметики не является конкретным только потому, что пользуются щепками, бобами или точками; между тем, если ясно восприняты употребление и свойства числовых отношений, идея числа конкретна, даже если пользовались одними цифрами. Каким именно сортом символов лучше воспользоваться в данный момент, — чурбанчиками, линиями или цифрами, — всецело зависит от применения к данному случаю. Если физические предметы, употребляемые при преподавании арифметики или географии, или чего-либо другого, не освещают ум знакомством со скрывающимся за ними значением, то преподавание, которое ими пользуется, так же абстрактно, как то, которое наделяет готовыми определениями и правилами, так как отвлекает внимание от идей к простым физическим раздражениям.

Представление, что достаточно поместить перед чувствами отдельные физические объекты, чтобы запечатлеть в уме известные идеи, доходит почти до суеверия. Введение предметных уроков и воспитания чувств отметило значительное движение вперед сравнительно с прежним методом словесных символов и это движение ослепило воспитателей относительно того факта, что пройдено только полпути. Вещи и ощущения действительно развивают ребенка, но только потому, что он пользуется ими, чтобы владеть своим телом и намечать свои поступки. Подходящие продолжительные занятия или деятельность заключают в себе пользование естественными материалами, орудиями, видами энергии таким образом, что вызывают размышление о том, что они значат, как относятся друг к другу и к достижению цели, в то время как простое показывание вещей остается бесплодным и мертвым. Несколько поколений тому назад величайшим препятствием на пути реформы первоначального образования была вера в почти магическое действие символов речи (включая числа) для воспитания ума; в настоящее время путь преграждает вера в действенность объектов именно как объектов. Как часто случается, лучшее является врагом наилучшего.

2. Интерес к результатам, к удачному проведению деятельности постепенно переходит в изучение объектов, их свойств, последовательности, строений, причин и следствий. Взрослый, работая по призванию, редко бывает свободен от траты времени и энергии вне необходимости непосредственной деятельности на изучение того, чем он занимается. Воспитательная деятельность в детстве должна быть так организована, чтобы прямой интерес к деятельности и ее результату создавал потребность во внимании к вещам, имеющим все более и более косвенное и отдаленное отношение к первоначальной деятельности. Прямой интерес к плотничному ремеслу или торговле органически и постепенно вызовет интерес к геометрическим и механическим проблемам. Интерес к стряпне разовьется в интерес к химическим опытам и к физиологии и гигиене телесного роста. Рисование картин превратится в интерес к технике воспроизведения и к эстетике и т.д. Это развитие и является тем, что обозначается термином переходить в правиле «переходить от конкретного к абстрактному», оно представляет динамику и истинно воспитательный фактор процесса.

3. Результатом является то, что абстрактное, к которому должно привести воспитание, представляет собой интерес к интеллектуальному содержанию ради него самого, наслаждение мышлением ради мышления. Давно известно, что поступки и процессы, которые в начале зависят от чего-либо другого, развивают и поддерживают поглощающее собственное значение. Так это обстоит с мышлением и знанием. Сначала являясь побочными по отношению к результатам и проверке вне их, они все более и более привлекают к себе внимание, пока становятся целями, а не средствами. Дети постоянно погружены без всякого принуждения в рефлективное исследование и проверку ради того, что в их интересе сделать хорошо. Привычки мышления, развиваясь таким образом, могут увеличиваться в объеме и распространяться, пока получат самостоятельное значение.

Три примера, приведенные в шестой главе, представляли восходящий цикл от практического к теоретическому. Мысль сдержать данное обещание — очевидно конкретного рода. Стремление выяснить значение известной части лодки является примером промежуточного рода. Основание для существования и положение шеста — основание практическое, так что для архитектора проблема была чисто конкретной именно поддержание определенной системы действия. Но для пассажира лодки проблема была теоретическая, более или менее умозрительная. Для его переезда не представляло разницы, выяснит ли он значение шеста. Третий случай, появление и движение пузырьков, является примером чисто теоретического, абстрактного случая. Нет преодоления физических препятствий, приспособления внешних средств к целям. Любопытство, интеллектуальное любопытство вызвано, по-видимому, исключительным явлением и мышление просто старается выяснить кажущееся исключение в терминах признанных принципов.

Следует указать, что абстрактное мышление является одной из целей, а не конечной целью. Способность поддерживать мышление на вопросах, отдаленных от прямой пользы, выросла из практического и непосредственного способа мышления, но не заменяет их. Целью воспитания не является разрушение способности мыслить так,чтобы преодолевать затруднения и согласовать средства и цели, воспитание не имеет в виду заменить эту способность абстрактной рефлексией. Не является также теоретическое мышление более высоким типом мышления, чем практическое. Лицо, владеющее по желанию обоими типами мышления, выше, чем то, которое владеет только одним. Методы, которые, развивая абстрактные интеллектуальные способности, ослабляют привычку практического или конкретного мышления, так же далеки от воспитательного идеала, как те методы, которые, развивая способность проектировать, приобретать, устраивать, предусматривать, не доставляют наслаждения от мышления независимо от его практических последствий.

Воспитатели должны также отмечать существующие громадные индивидуальные различия, они не должны стараться подводить всех под один лад и один образец. У многих (вероятно, у большинства) склонность к выполнению, привычка ума мыслить для целей поведения и деятельности, а не ради знания, остается преобладающей до конца. Инженеры, юристы, доктора, купцы гораздо многочисленнее среди взрослых, чем исследователи, ученые и философы. Пока воспитание будет стремиться создавать людей, которые как бы ни были специальны их профессиональные интересы и цели, не исключают духа ученых, философов и исследователей, воспитанию нет основания считать один умственный навык по существу выше другого и умышленно стараться превращать тип из практического в теоретический. Разве наши школы не были односторонне посвящены более абстрактному типу мышления, будучи, таким образом, несправедливы к большинству учеников? Разве не приводила на практике идея «либерального» и «гуманитарного» воспитания очень часто к созданию технических (как слишком специализировавшихся) мыслителей?

Целью воспитания должно быть достижение уравновешенного взаимодействия обоих умственных типов, когда обращается достаточно внимания на склонности индивидуума, а не стесняются и не калечатся способности, которые у него от природы сильны. Узость индивидуумов строго конкретного направления должна быть освобождена от предрассудков. Следует ловить всякий удобный случай, встречающийся в их практической деятельности, для развития любопытства и склонности к интеллектуальным проблемам. Естественная склонность не насилуется, но расширяется. Что касается до меньшего числа тех, кто имеет склонность к абстрактным, чисто интеллектуальным вопросам, то должно быть приложено старание умножить благоприятные случаи и увеличить потребность применения идей, превращения символических истин в условия социальной жизни и ее цели. Каждое человеческое существо обладает обеими способностями, и каждый индивидуум будет деятельнее и счастливее, если обе способности разовьются в свободном и тесном взаимодействии.

Что это такое, ограничения и преимущества

Представьте себе: шумный класс средней школы, в котором учитель только что дал указание: «Все вставайте и меняйтесь местами со своим соседом».

Большинство учеников встают, переходят на другое место и снова садятся. Но один ребенок действительно прыгает. Он на самом деле собирается занять стул своего соседа. Этот ребенок может быть классным клоуном, но он также может быть конкретным мыслителем. Он воспринимает указания учителя буквально.

Конкретное мышление — это рассуждение, основанное на том, что вы можете увидеть, услышать, почувствовать и испытать здесь и сейчас. Его иногда называют буквальным мышлением, потому что это рассуждение, сосредоточенное на физических объектах, непосредственном опыте и точных интерпретациях.

Конкретное мышление иногда описывается как его противоположность: абстрактное мышление. Это способность рассматривать понятия, делать обобщения, мыслить философски.

Конкретное мышление является необходимым первым шагом в понимании абстрактных идей. Сначала мы наблюдаем и обдумываем то, что говорит нам наш опыт, а затем мы можем обобщать.

Раннее детство

Все люди обладают конкретным мышлением. По словам известного психолога Жана Пиаже, младенцы и маленькие дети проходят предсказуемые стадии когнитивного развития, в ходе которых они постепенно переходят от конкретного к абстрактному мышлению.

С самого раннего детства младенцы постоянно наблюдают за окружающей их обстановкой, обучаясь в основном с помощью своих пяти органов чувств.

По мере взросления они узнают, что могут взаимодействовать с предметами и людьми, получая предсказуемые результаты: встряхните погремушку, и раздастся шум. Бросьте ложку на пол, и кто-нибудь поднимет ее.

На этой ранней стадии развития — от рождения до примерно двухлетнего возраста — младенцы и дети младшего возраста думают с точки зрения того, что они могут наблюдать.

Младенцам не хватает постоянства объекта — представления о том, что объект продолжает существовать, даже если мы не можем его видеть или слышать. Если мячик упадет за диван младенцу или малышу, он пропал .

Повзрослев, дети начинают мыслить символически. Сигнал рукой представляет идею «еще» или «молока». Они учатся выражать свои желания словами, которые являются слышимыми символами мысли.

Постепенно, в возрасте от 2 до 7 лет, у них начинают развиваться способности рассуждать и предсказывать.

Годы начальной школы

Примерно в возрасте от 7 до примерно 11 лет дети по-прежнему в значительной степени полагаются на конкретное мышление, но их способность понимать, почему другие действуют так, как они, расширяется. Детские психологи считают этот этап началом абстрактного мышления.

С 12 лет и до подросткового возраста дети постепенно развивают способность анализировать, экстраполировать, обобщать и сопереживать.

Подростковый возраст и взрослость

По мере взросления мы приобретаем опыт. Мы все больше способны обобщать то, что видели и слышали. Мы используем наш конкретный личный опыт и наблюдения, чтобы формировать гипотезы, предсказывать, рассматривать альтернативы и планировать.

Именно на этом этапе большинство людей приобретают навыки делать выводы о том, что другие люди будут думать и чувствовать в той или иной ситуации.

Некоторые состояния могут вызывать задержку развития абстрактного мышления. Люди с этими состояниями могут в значительной степени полагаться на конкретное мышление, что ограничивает их способность мыслить абстрактно и, возможно, влияет на то, как они общаются. Некоторые из этих условий включают:

  • расстройство аутистического спектра
  • шизофрения
  • слабоумие
  • черепно-мозговая травма, будь то травматическая или медицинская
  • умственная отсталость

язык — может быть более трудным для учащихся с синдромом Клайнфельтера, некоторыми умственными нарушениями и расстройствами аутистического спектра.

Эти исследования не обнаружили и не подразумевали, что интеллект был ниже, просто эти конкретные навыки абстрактного мышления были проблемой.

Людям с очень конкретным мышлением некоторые ситуации или задачи могут в результате оказаться сложнее. Это могут быть:

  • Эмпатия. Способность понимать, что другие люди чувствуют и в чем нуждаются, требует, чтобы вы могли смотреть и интерпретировать выражения лица, язык тела, слова, тона и поведение в социальном контексте. Некоторые люди, которые мыслят конкретно, могут неточно понимать эти социальные сигналы.
  • Творчество. У людей с конкретным мышлением могут возникнуть трудности с решением проблем или созданием вещей, поскольку может потребоваться абстрактное мышление и воображение.
  • Гибкость. Люди с конкретным мышлением иногда придерживаются буквального толкования и жесткого поведения, и эта негибкость может вызвать конфликт с другими людьми.
Как общаться с конкретным мыслителем

Если у кого-то в вашей жизни есть заболевание, которое делает его склонным к конкретному мышлению, вы можете более эффективно общаться с помощью этих советов:

  • Избегайте идиом, метафор и аналогий. Человек, мыслящий конкретно, например, может не понять таких выражений, как «мяч на твоей стороне» или «не клади все яйца в одну корзину».
  • Будьте как можно более конкретными. Лучше сказать: «Это нужно закончить к 17:00». в среду», чем сказать: «Мне нужно это как можно скорее».
  • Используйте фотографии или иллюстрации. Эти буквальные объекты могут помочь вам объяснить.
  • Ограничьте шутки и сарказм. Эти формы общения трудно объяснить, потому что они часто основаны на абстрактных идеях и игре слов.
  • Предвидеть различия в способности сравнивать, классифицировать и сопоставлять. Конкретный мыслитель может сгруппировать вещи конкретным образом: Глядя на фотографии тачки, граблей и мотыги, конкретный мыслитель может указать на общую характеристику вместо описания общей функции: «У всех у них деревянные ручки». а не «Вы можете использовать их все в саду».

Исследователи обнаружили, что обучение людей мыслить конкретно может действительно помочь в некоторых ситуациях.

Например, одно исследование показало, что лица, оказывающие первую помощь, и другие лица, чья работа связана с повторным воздействием травм, имеют меньше навязчивых воспоминаний, когда их обучают использовать конкретное мышление во время травмирующих событий.

Во время травмы ваша способность справляться с ней может повыситься, если вы научились обдумывать то, что на самом деле происходит, исследовать конкретные причины и повторять шаги, которые необходимо предпринять, чтобы решить проблему или избежать опасности. .

Было показано, что после травмы конкретные размышления об этих же вещах помогают людям повысить устойчивость и уменьшить количество навязчивых воспоминаний.

В ходе исследования, проведенного в 2011 году, людей с депрессией попросили подумать о недавнем неприятном событии. Исследователи поручили участникам исследования разбить событие на конкретные детали и рассмотреть, как эти детали повлияли на результат.

Участники, которые использовали эту конкретную стратегию мышления, впоследствии уменьшили симптомы депрессии. Исследователи пришли к выводу, что тренировка конкретного мышления помогла противодействовать депрессивной склонности к размышлениям, беспокойству и приходу к нездоровым, неверным выводам.

Если вы считаете, что более конкретное мышление может помочь вам размышлять и меньше беспокоиться, поговорите с терапевтом об упражнениях, которые вы могли бы выполнять для укрепления своих способностей к конкретному мышлению.

Ваш терапевт может вместе с вами разработать пошаговый процесс наблюдения за предупреждающими знаками, сенсорными подробностями, решениями и конкретными действиями, имевшими место во время негативного события.

Анализируя конкретные детали, вы можете обнаружить возможности изменить исход будущих событий. Столкнувшись с подобными обстоятельствами, вы можете активировать процесс конкретного мышления, чтобы лучше справиться с событием.

Конкретное мышление может:

  • помочь вам обработать и извлечь уроки из травматического опыта
  • уменьшить симптомы депрессии, не допуская чрезмерного обобщения как юмор, ирония, идиомы и образный язык
  • ограничить вашу способность сочувствовать другим

Конкретное мышление — это тип рассуждений, который в значительной степени опирается на то, что мы наблюдаем в физическом мире вокруг нас. Иногда его называют буквальным мышлением.

Маленькие дети мыслят конкретно, но по мере взросления у них обычно развивается способность мыслить более абстрактно.

Конкретное мышление является одним из признаков расстройств аутистического спектра, деменции, шизофрении, черепно-мозговых травм и некоторых умственных нарушений.

Люди, которые мыслят исключительно конкретным образом, могут иметь некоторые трудности в социальных ситуациях, но конкретные рассуждения имеют некоторые преимущества. На самом деле это может помочь некоторым людям справиться с депрессией и травмой.

Абстрактное и конкретное мышление: понять разницу

Что вы видите, когда смотрите на флаг страны?

Если ваш ответ был чем-то вроде куска ткани с разными формами и цветами на нем, то, скорее всего, вы мыслите конкретно.

Принимая во внимание, что если вы думали, что это символ свободы и суверенитета страны и представление страны как независимого государства на международном уровне, то, скорее всего, вы мыслите абстрактно. В то же время многие могут задаться вопросом, могут ли какие-либо нарушения обучаемости, такие как дислексия, влиять на абстрактное мышление.

Этот блог посвящен различиям между двумя стилями мышления, абстрактным и конкретным. Также будут показаны различные преимущества и недостатки, которые могут возникнуть при использовании одного из этих стилей в различных условиях.

Абстрактное мышление и конкретное мышление: понимание через значения

Жан Пиаже говорил о концепции абстрактного и конкретного мышления в своей теории когнитивного развития [1] .

Он показал, что дети младшего возраста и младенцы могут воспринимать и думать только о предметах и ​​людях, которые находятся прямо перед ними. У детей младше 6-7 месяцев еще нет того, что известно как постоянство объекта. Поэтому для них все, что не находится в их поле зрения, не существует в мире [2] . Он назвал этот тип мышления, который является только поверхностным и фокусируется на объектах, присутствующих в «здесь и сейчас», конкретным мышлением [1] .

Абстрактное мышление, по его словам, является мышлением более высокого порядка, которое включает в себя размышления на более глубоком и философском уровне о различных идеях, концепциях и символах. Здесь человек занимается аналитическим и критическим мышлением, используя метафоры, и больше сосредотачивается на «почему» решения проблем, а не на «как» [1] .

Итак, если дается математическая задача, конкретные мыслители просто пытаются выучить формулу и условия, при которых она применяется. С другой стороны, абстрактные мыслители попытаются понять, как выводится формула, каковы могут быть ее приложения в реальной жизни, в каких гипотетических условиях ее можно применять и т. д.

Согласно Пиаже, навыки абстрактного мышления развиваются с течением времени. и обычно полностью присутствуют у подростков или подростков. Хотя в зависимости от индивидуальных и культурных различий они могут проявляться раньше или позже у некоторых детей [3] .

По мере того, как люди растут, их способности к конкретному мышлению не искореняются. На самом деле, почти все, даже будучи взрослыми, занимаются конкретным мышлением, выполняя обыденные повседневные дела, такие как чистка зубов или завязывание шнурков.

Не обязательно, чтобы кто-то был просто мыслителем конкретным или абстрактным. Стили мышления на самом деле попадают в континуум, где люди могут переходить со своими мыслями на конкретный уровень к абстрактному.

Различные ситуации и контексты требуют разного стиля мышления, и люди, будучи адаптивными по своей природе, адаптируют свой стиль мышления в соответствии с требованиями окружающей среды. Однако разные люди могут сильнее отдавать предпочтение разным стилям мышления.

Изучение преимуществ абстрактного и конкретного мышления

Такие концепции, как абстрактное мышление и конкретное мышление, могут быть познавательными и полезными для юных учащихся. Однако, чтобы взвесить, что лучше, важно знать положительные стороны концепций. Следовательно, вот несколько преимуществ, которые один имеет над другим.

1. Гибкость

Люди с конкретным мышлением склонны следовать инструкциям Т, но люди с абстрактным мышлением более гибки в своих моделях мышления и поведения. Они находят новые способы решения проблемы и, если их блокируют, могут придумать несколько других способов сделать то же самое.

2. Креативный

Абстрактные мыслители, как правило, более творчески подходят к миру. В то время как конкретные мыслители любят следовать проверенным путем, абстрактные мыслители часто блуждают по менее проторенным. Они склонны искать новые способы смотреть на мир и различные значения, закономерности и отношения в происходящем вокруг них.

3. Выход за пределы

Конкретные мыслители склонны воспринимать вещи на уровне лица и принимать их так, как они представлены. Принимая во внимание, что абстрактные мыслители, как правило, выходят за рамки того, что показывают и говорят, и пытаются понять лежащие в их основе значения и механизмы.

4. Сложные отношения

Из-за того, что они предпочитают думать на более глубоком уровне и рассматривать нюансы, абстрактно мыслящие люди склонны делать выводы о сложных отношениях между различными процессами. Было обнаружено, что многие известные философы и ученые предпочитают заниматься абстрактным мышлением.

5. Эмоции высшего порядка

Такие эмоции, как сочувствие или способность поставить себя на место другого, легче воспринимаются абстрактно мыслящими. Благодаря своим способностям к воображению и творческому мышлению они могут относиться к более сложным эмоциям и понимать их, а также смотреть на мир с чужой точки зрения.

Есть ли ограничения?

Ограничения могут быть единственным фактором, благодаря которому можно быть более полезным. Следовательно, знание недостатков абстрактного и конкретного мышления может помочь учащимся решить, что лучше, чем другое. Вот несколько недостатков абстрактного мышления и конкретного мышления.

1. Ошибочные обобщения

Абстрактные мыслители часто занимаются поиском закономерностей между различными ситуациями и событиями и обобщают их причины. Но иногда эта тенденция может иметь неприятные последствия, и они могут в конечном итоге приписать чему-то ложную причину. Например, только потому, что покупка продуктов занимает около 7-10 минут каждый день, не обязательно означает, что это произошло из-за вашей лени, что сегодня это заняло 15 минут. Может быть несколько других причин, таких как увеличение количества покупателей, загруженность касс, изменение планировки магазина и т. д. В то же время, это не происходит в случае конкретного мышления, поскольку мыслители рассуждают на основе того, что они делают. можно увидеть, почувствовать или испытать.

2. Затраты времени и энергии 

Постоянное глубокое размышление обо всем и обо всех может оказаться сложной задачей. Это может отнять много дополнительного времени и энергии и помешать быстрому и своевременному принятию решений. Люди с конкретным мышлением, как правило, лучше и быстрее принимают решения, которые не требуют тщательного обдумывания и не имеют долгосрочных и долгосрочных последствий.

3. Обнаружение скрытого смысла там, где его нет

Поскольку абстрактно мыслящие люди склонны выходить за рамки очевидного и заниматься более глубоким мышлением, иногда они могут приписывать значения ситуациям или действиям, которых нет. . Например, абстрактно мыслящие люди могут подумать, что только потому, что их друг не остановился и не обнял их, они на что-то злятся. Когда на самом деле друг мог просто куда-то спешить или просто забыл его обнять. С другой стороны, конкретные мыслители мыслят фактами и не видят ментального процесса, стоящего за чем-то промежуточным.

4. Неприятные эмоции 

Хотя люди с склонностью к абстрактному мышлению, как правило, лучше понимают эмоции других людей, им также трудно остановиться. Это приводит к постоянному беспокойству о том, что чувствует другой человек. Кроме того, они также склонны застревать в петле собственных неприятных эмоций, потому что проводят много времени, думая обо всем. Эта склонность, известная как руминация, не так сильно проявляется у конкретных мыслителей, которые не склонны к аналитическому мышлению о каком-либо аспекте своей жизни или жизни других людей, приятном или неприятном9.0161 [4] .

5. Психологические состояния

Склонность все время заниматься более глубоким мышлением и не знать, когда остановиться и отключиться, может иметь серьезные последствия для психологического и физического здоровья. Хотя это может быть не так для всех абстрактно мыслящих людей, исследования действительно показывают связь между абстрактным мышлением и различными психологическими состояниями, такими как депрессия [5] и тревога [6] .

Основные различия между ними: Сравнительная таблица
Конкретное мышление Аннотация
. символы и отношения, о которых можно только подумать
Природа прямолинейна и буквальна аналитична и метафорична
Глубина Обдумывание на уровне поверхности Подумав о более глубоком уровне
Focus 22. и концепции

Один лучше другого?

Как показано выше, как абстрактное, так и конкретное мышление имеют свои плюсы и минусы. Пиаже называл абстрактное мышление высшим уровнем мышления, символом роста и развития человека. Но это означает, что абстрактное мышление всегда лучше и превосходит конкретное мышление.

Способность к абстрактному мышлению не означает отказ от конкретных мыслей. Есть несколько контекстов и ситуаций, таких как ошибочные обобщения или поиск более глубокого смысла там, где его нет, где конкретное мышление могло бы послужить гораздо лучше.

Как абстрактный, так и конкретный стиль мышления являются важными способами восприятия мира. Еще более важным является умение знать, какая ситуация требует какого стиля мышления.

Вердикт

Абстрактные и конкретные стили мышления, хотя и почти полностью противоположны друг другу, создают взаимодополняющих партнеров, которые помогают человеку эффективно справляться с миром. В то же время есть ряд реальных примеров абстрактного мышления, которые могут быть использованы для того, чтобы просветить человека о том же.

Проблемы и вызовы, с которыми приходится сталкиваться в жизни, часто многочисленны и разнообразны. Поэтому полезно иметь разные инструменты и способы их решения.

Важно, чтобы независимо от предпочтительного стиля мышления человека, он понимал преимущества и недостатки обоих. Это также помогает иметь адекватный уровень как абстрактных, так и конкретных навыков мышления, чтобы человек мог адаптировать свой стиль мышления в соответствии с требованиями ситуации.

Ссылки

  1. Джинн, В.Ю. (1995). Жан Пиаже-интеллектуальное развитие. Проверено 4(20) января 10.
  1. Хьюитт, В., и Хаммел, Дж. (2003). Теория когнитивного развития Пиаже. Педагогическая психология интерактивная, 3 (2).
  1. Возны, К.Д., и Кокс, Д.Л. (1973). Влияние культуры и образования на приобретение формального операционного мышления.
  1. Уоткинс, Э. Д., и Молдс, М. (2005). Различные способы руминативной самофокусировки: влияние абстрактных и конкретных размышлений на решение проблем при депрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *