Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Мышление по возрастам: Стадии развития мышления

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте

Этапы развития мышления. Особенности мышления в раннем детстве.

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?». Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия. Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств. Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький. Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле. В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок».

Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.

Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления. Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой «помощи» маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее. И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной «развивающей» игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи. В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких «поделок» и любых других результатов.

Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень — тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» — например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее?

В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель. Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент. К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет «диван» – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа. Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы. Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный. Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.

Марина Озерова .

Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Как память и мыслительные способности меняются с возрастом

Раньше ученые считали, что мозговые связи развиваются быстрыми темпами в первые несколько лет жизни, пока вы не достигнете своего умственного пика в возрасте 20 лет. Ваши когнитивные способности выровняются примерно в среднем возрасте, а затем начнут постепенно снижаться. Теперь мы знаем, что это неправда. Вместо этого ученые теперь считают, что мозг постоянно меняется и развивается на протяжении всей жизни. В жизни не бывает периода, когда мозг и его функции просто стабильны. Одни когнитивные функции с возрастом ослабевают, другие улучшаются.

Некоторые области мозга, в том числе гиппокамп, уменьшаются в размерах. Миелиновая оболочка, которая окружает и защищает нервные волокна, изнашивается, что может замедлить скорость связи между нейронами. Некоторые из рецепторов на поверхности нейронов, которые позволяют им общаться друг с другом, могут работать не так хорошо, как раньше. Эти изменения могут повлиять на вашу способность кодировать новую информацию в память и извлекать информацию, которая уже находится в памяти.

С другой стороны, увеличивается ветвление дендритов и укрепляются связи между отдаленными областями мозга. Эти изменения позволяют стареющему мозгу лучше определять взаимосвязь между различными источниками информации, улавливать общую картину и понимать глобальные последствия конкретных проблем. Возможно, это основа мудрости. Как будто с возрастом ваш мозг лучше видит весь лес и хуже видит листья.

Возраст также является самым большим фактором риска для многих заболеваний головного мозга, большинство из которых влияет на структуру и функции мозга. Болезнь Альцгеймера и другие формы деменции вызывают слипание аномальных белков и образование бляшек и сплетений, которые повреждают ткани головного мозга. Другие заболевания, которые чаще встречаются у пожилых людей, такие как диабет и болезни сердца, также могут нарушать когнитивные функции. Лекарства, плохое зрение и слух, недосыпание и депрессия также могут нарушать работу мозга и, следовательно, когнитивные способности.

В результате этих изменений вы, вероятно, начнете замечать небольшие провалы в памяти в среднем возрасте и старше. Вот почему имя старого друга может вертеться у вас на языке, но вы не можете его вспомнить, или почему вы не можете придумать именно то слово, которое ищете. Возможно, вы не уверены, отражают ли эти промахи нормальное возрастное ухудшение памяти или более серьезное заболевание мозга, такое как слабоумие.

Если не считать полного неврологического обследования, существуют способы помочь определить признаки более серьезной когнитивной потери и определить, когда следует обратиться к врачу (см. Таблицу ниже).

Потеря когнитивных способностей: стоит ли волноваться?

Если вы не уверены, есть ли у вас нормальные возрастные когнитивные изменения или что-то более серьезное, вот руководство.

ВОЗМОЖНО НОРМАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ

ПОГОВОРИТЕ С ВРАЧОМ

Иногда вы ищете слова.

Вы используете неправильные слова — например, «плита» вместо «стол».

Выполнение задач на работе занимает немного больше времени, чем обычно, но вы все равно можете их закончить.

Вы изо всех сил пытаетесь выполнять свои рабочие обязанности. У вас возникли проблемы с выполнением ряда шагов или инструкций.

Вы не можете найти ключи от машины.

Вы не можете вспомнить, как водить машину.

Вам нужно немного больше сосредоточиться на разговорах в шумной обстановке.

Вы вообще не можете следить за разговорами, если есть фоновый шум или другие отвлекающие факторы.

Вы немного легче выходите из себя во время спора.

Вы часто и без причины кричите на своего партнера.

Время от времени вы теряете ключи от дома.

Вы постоянно теряете ключи и другие предметы быта, и они появляются в странных местах — например, в холодильнике.

Вы забываете, что ели вчера на ужин, но вспоминаете, как только кто-то намекает.

Вы забываете, что ели на ужин прошлой ночью, и никакие напоминания не могут освежить вашу память.

Вам трудно решить, какое блюдо выбрать в ресторане, но в конце концов вы делаете свой выбор.

Вы не можете решить, что есть, что надеть или принимать другие повседневные решения.

Вы едете немного медленнее, чем раньше.

Вы очень медленно реагируете за рулем и часто пропускаете знаки остановки или красный свет.

Вам потребуется немного больше времени, чтобы ответить на звонок.

Вы не понимаете, когда звонит телефон, и что вам нужно ответить на звонок.

Чтобы узнать больше об оценке своей памяти и узнать, как улучшить здоровье мозга и когнитивную способность сегодня, купите «Руководство по когнитивной подготовке», специальный отчет о состоянии здоровья Гарвардской медицинской школы.

Как меняются ваши мыслительные способности в возрасте 9 лет0001

Мы знаем, что наши тела меняются с возрастом, поэтому неудивительно, что наши мыслительные способности тоже меняются.

  • Как нормальное когнитивное старение влияет на нас
  • Все ли стареют одинаково?
  • Что влияет на наши мыслительные способности с возрастом?
  • Повышение устойчивости

Наши мыслительные способности меняются на протяжении всей жизни. Это длительный период постепенных изменений, начинающийся в юности и продолжающийся в более позднем возрасте.

В ходе этого процесса, продолжающегося всю жизнь, мы сталкиваемся с относительно небольшим ухудшением некоторых наших мыслительных навыков. Это известно как «нормальное когнитивное старение» . С ним сталкивается большинство из нас, и обычно он не влияет на нашу независимость или качество жизни.

Навыки мышления, на которые

влияет нормальное когнитивное старение

Навыки мышления, на которые

не влияет нормальное когнитивное старение

Кратковременная память

Рассуждение

Скорость обработки информации

Общая лексика

Знание

В среднем в пожилом возрасте мы знаем больше, чем молодые люди, но не так быстро разбираемся в проблемах или выполняем задания.

 

В более позднем возрасте мозг менее эффективно создает новые воспоминания, поэтому вспомнить, где мы что-то оставили вчера (кратковременная память), может быть труднее, чем вспомнить что-то из детства (долговременная память).

Ваш мозг хранит историю вас самих, вашей семьи и вашего сообщества

Большинство из нас переживают «нормальное когнитивное старение», но у некоторых из нас наблюдается другой опыт из-за различий между нами как личностями. Мозг каждого человека сложен и уникален, поэтому неудивительно, что возраст наших мыслительных навыков у разных людей разный.

Исследования показывают, что у некоторых людей навыки мышления улучшаются по мере взросления — они работают лучше, чем обычно. Некоторые другие люди испытывают более «нормальное» снижение, что в некоторых случаях может привести к более серьезной потере навыков мышления или слабоумию.

Но это снижение не является неизбежной частью старения, и исследования показывают, что есть способы защитить наши мыслительные способности с возрастом.

Узнайте, как вы можете защитить свои мыслительные способности, когда станете старше.

Узнать больше

Ученых очень интересует, почему у одних людей умственные способности стареют лучше, чем у других.

Гены

Гены отвечают за многие вещи, включая физические черты, такие как цвет глаз и волос. Они также влияют на мыслительные способности. Факты говорят нам, что на гены приходится почти четверть (24%) изменений в навыках мышления на протяжении всей нашей жизни. Другими словами, они являются частью истории, но не полной историей.

Гены и мыслительные способности

Образ жизни и факторы окружающей среды

Поскольку на гены приходится четверть изменений мыслительных способностей на протяжении всей нашей жизни, три четверти изменений зависят от других факторов. Многие из них связаны с выбором образа жизни, который мы можем контролировать или изменить, а это означает, что мы можем влиять на то, как наши мыслительные способности меняются с возрастом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *