Пирамида потребностей Маслоу. Применение в жизни и маркетинге
Пирамида Маслоу — это модель, которая последовательно представляет все человеческие потребности, от простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням. При этом стремление к возвышенным потребностям возникает только тогда, когда человек удовлетворит низшие.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он в такой ситуации будет тратить много времени и сил на саморазвитие. Но если человек уже обеспечил себя питанием и проживанием, то у него возникает мотивация добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
- Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые необходимы для нормального существования организма.
- Безопасность. Далее возникает желание стабильности, стремление защитить себя от внешних угроз.
- Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
- Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих достижений.
- Самоактуализация. На самом высоком уровне у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей было опубликовано в 1975 году в учебнике У. Стоппа. С тех пор схему используют неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу, или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее отображаются более узкие следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Люди по-прежнему нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А вот далее на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновленная пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии.
Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — сильнее нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу объяснял особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в социологических исследованиях, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика пирамиды Маслоу
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными.
Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
- «Дефицитарные» (низшие). Это потребности, обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
- «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории. Это помогает узнать, какие потребности наиболее выражены у выбранной ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы узнаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят 24/7», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Главные мысли
▲ Пирамида потребностей Маслоу: иерархия потребностей
Содержание:Читайте также:
- Дефицитарная мотивация
- Физиологические потребности
- Потребности безопасности
- Потребности принадлежности и любви
- Потребности самоуважения
- Бытийная мотивация
- Потребность в самоактуализации
- Различия между D-мотивацией и B-мотивацией
- Опытная проверка иерархии потребностей
- Гуманистическая психология и теория личности
- Теория самоактуализации Маслоу
Маслоу постулировал начало человеческого развития с определения основных потребностей (мотивов), которые лежат в основе пирамиды потребностей и мало чем отличаются от животной мотивации. Когда люди взрослеют и их потребности низшего порядка удовлетворяются, у них развиваются мотивации, больше свойственные исключительно человеку. Таким образом, мотивация изменяется по мере нашего продвижения к вершине иерархии потребностей, или мотивов. Эта иерархия насчитывает пять уровней: четыре уровня дефицитарной мотивации и последний, высокоразвитый уровень, называемый бытийной мотивацией, или самоактуализацией.
Дефицитарная мотивация
Первые четыре уровня иерархии потребности можно рассматривать как мотивацию к преодолению ощущения дефицита, и потому все вместе они называются дефицитарной мотивацией. Если основная потребность на любом из этих четырех уровней остается неудовлетворенной, то она приводит к стремлению, которое направляет действие на удовлетворение данной потребности. Это удовлетворение приносит наслаждение. Разумеется, субъективные переживания «стремления» и «наслаждения» не удалось бы операционально измерить в тех опытах на животных, которые являлись главным исследовательским подходом бихевиористов, у которых учился Маслоу. Однако, по мнению Маслоу, людей можно и должно cпpашивать об их переживаниях.
Что такое эти основные потребности? Маслоу перечислил четыре из них и утверждал, что они проявляются в определенном порядке (рис. 1).
Каждая потребность должна более или менее адекватно удовлетворяться, прежде чем индивид освободится для перехода к «более высокой» потребности. «Более или менее адекватно» — определение не столь точное, как хотелось бы. Одни и те же события могут удовлетворять потребность одного, но никак не другого человека. Маслоу вносит некоторую определенность, предполагая, что угрожающая личности депривация — например, сексуальная фрустрация — оказывается серьезнее, когда интерпретируется: как отвержение или неполноценность (Maslow, 1941). Без этих дополнительных угроз чувству собственной значимости депривация переносится легче и чаще всего не препятствует продвижению в иерархии потребностей.
Рис. 1 Пирамида потребностей по Маслоу. Когда удовлетворяется потребность на одном уровне, человек переходит на следующую ступень иерархии. Если потребности не удовлетворяются, рост останавливается.Физиологические потребности в пирамиде потребностей Маслоу
Нa низшем уровне иерархии потребностей находятся физиологические потребности в пище, питье, сне и сексе. Эти потребности жизненно важны для выживания людей и животных. Если их не удовлетворять, то они определяют мотивацию независимо от того, удовлетворены ли также потребности более высокого порядка. Но утверждению Маслоу (Lowry, 1973) «Для отчаянно и опасно голодного человека не существует никаких интересов, помимо пищи».
Низшие животные могут жить неизменно на этом уровне, но люди, проживающие в нормальных условиях, предсказуемо удовлетворяют свои физиологические потребности. Если эти потребности удовлетворяются адекватно (хотя это не всегда приводит к полному удовлетворению), на первый план выступает следующий уровень потребностей. Если после перехода человек сталкивается с ситуацией, и которой физиологические потребности больше не удовлетворяются, то они снопа становятся господствующей мотивацией. В терминологии Маслоу потребности, которые господствуют в определенное время, называются преобладающими. До обеда преобладающей потребностью является голод, после еды — уже пет. Внимание захватывает нечто другое и, следовательно, оказывается преобладающим.
Маслоу (Maslow, 1943) считал, что история человека важна так же, как и существующий уровень удовлетворения потребностей. Он предполагал, что «именно те индивиды, в которых всегда удовлетворялась определенная потребность, оказываются лучше всего подготовленными к ее неудовлетворенности в будущем, а те… кто терпели лишения в прошлом, будут реагировать на существующее удовлетворение не так, как тот, кто никогда не терпел лишений» (Lowry, 1973). Исследование эффектов, которые оказывает на пищеварение диета, подкрепляет эту гипотезу на физиологическом уровне; у людей, которые раньше придерживались диеты, пища быстрее перерабатывается в жир, нежели у тех, кто не прибегал к диете. Можно ли думать, что лица, обделенные любовью или безопасностью, тоже накапливают эти удовольствия, когда те становятся доступными?
youtube.com/embed/KwLB9JHfoB8″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>Потребности безопасности в иерархии потребностей Маслоу
На следующем уровне преобладающей мотивацией человека становится обеспечение безопасной ситуации. Знакомая обстановка воспринимается как безопасная, поэтому маленькие дети ощущают угрозу при возникновении новых ситуаций (громкие звуки, незнакомые животные, родительские ссоры или развод). Физическое насилие, конечно, тоже угрожает безопасности и детей, и взрослых. В упорядоченном обществе потребности в безопасности удовлетворяются для большей части взрослых людей, но безопасности угрожают экстремальные ситуации — «войны, болезни, природные катастрофы, волны преступности, общественные беспорядки, неврозы, мозговые нарушения [и] хронически скверные ситуации» (Maslow, 1943; Lowry, 1973).
Маслоу интерпретировал некоторые неврозы как попытки гарантировать ощущение безопасности. Компульсивные и обсессивные невротики, стараются сделать жизнь абсолютно предсказуемой, хотя это мешает их функционированию на более высоких уровнях. Другим кажется, что безопасность гарантируется деньгами. Например, некто, чьи деловые предприятия приносят колоссальный доход, но мало любви, может продолжать стремиться к извлечению чувства безопасности из маниакальных финансовых операций.
Потребности принадлежности и любви в пирамиде потребностей
Если физиологические потребности и потребность в безопасности адекватно удовлетворены, то на следующем уровне начинает преобладать потребность в принадлежности и любви. На этом уровне человек ищет любви и дружбы. Маслоу включал сюда же потребность не только получать любовь, но и отдавать ее. Он описывал эти потребности как частый источник дезадаптации в нашем обществе.
На этом уровне секс оказывается проблемой в той мере, в какой он выражает любовь; но секс может функционировать и на чисто физиологическом уровне (то есть на первом уровне иерархии). Маслоу проявлял интерес к человеческой сексуальности, тем самым расширяя свои докторские исследования, в которых он наблюдал за сексуальным поведением животных. Он опросил 120 женщин по вопросам сексуальности — в контексте более широкого исследования их индивидуальных особенностей. Он также планировал изучить проституток, но не закончил эту работу. Позже он сказал: «Если бы я мог все начать сначала, я стал бы изучать гомосексуальность… как средство к глубокому пониманию человечности» (Maslow, 1968а). Его работа предшествовала бурному развитию сексологии и носила менее статистический характер, чем более поздняя деятельность Альфреда Кинзи и др. Он описал сексуальную неудовлетворенность как важную «дефицитарную потребность» и мечтал: «Если бы я смог открыть способ улучшить сексуальную жизнь хотя бы у одного процента нуждающихся, то сумел бы улучшить весь род».
Потребности самоуважения в иерархии потребностей
Следующей в иерархии проявляется потребность в самоуважении и уважении другими людьми. Уважение должно быть «стабильным [и] прочно основанным», что в понимании Маслоу означало следствие наших фактических способностей и достижений. Репутация, основанная на ложных предпосылках, не удовлетворит этой потребности.
Мы можем интерпретировать стремление к успеху как проявление потребностей самоуважения потому, что общество чтит преуспевших. Дональд Трамп, например, чьи физиологические потребности и потребности в любви и безопасности удовлетворялись благодаря финансово устойчивой и любящей семье, был высоко мотивирован к карьерному успеху. Иерархическая концепция Маслоу предполагает также, что люди, которые чувствуют себя нелюбимыми, возможно — отвергнутыми родителями, будут и впредь функционировать на третьем уровне иерархии и не будут мотивированы потребностями самоуважения. Быть может, именно в этом ключе можно понять трагическую историю жизни Мерилин Монро.
Если эти потребности не удовлетворяются, мы ощущаем неполноценность. Маслоу (Maslow, 1943) отмечал, что Адлер, который так много писал о чувстве неполноценности, уделял больше внимания потребностям самоуважения, чем делал это Фрейд. Если потребности удовлетворяются, мы испытываем «уверенность в себе, собственную значимость, силу, способность и умение быть полезным и востребованным в мире» (Lowry, 1973). Научное исследование подтверждает эту идею; студенты с более высокими показателями самоактуализации (Опросник личностной ориентации, рассматриваемый ниже) имели также большие оценки уверенной физической самопрезентации, чем менее самоактуализирующиеся студенты (Ryckman, Robbins, Thornton, Gold & Kuehnel, 1985).
Хотя потребности самоуважения являются высшими из дефицитарных мотиваций Маслоу, они все-таки соответствуют лишь четвертому этапу развития из пяти. Высший уровень, самоактуализация, настолько отличается от остальных, что поставлен отдельно как недефицитарный мотив.
Бытийная мотивация
Когда дефицитарные потребности оказываются более или менее адекватно удовлетворенными, человек функционирует на более высоком уровне, который Маслоу назвал бытийной мотивацией как противоположность дефицитарной мотивации. Этот уровень — кульминация развития и предмет основного внимания в теории Маслоу.
Потребность в самоактуализации
На этой высшей стадии человек больше не мотивирован лишениями и руководится потребностью «актуализировать» или реализовать свой потенциал. «Для полного счастья музыкант должен играть, художник — рисовать, а поэт — писать. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» (Maslow, 1943; Lowry, 1973). Это желание «сделаться всем, на что достанет способностей». Удовлетворив потребности низшего порядка субъективно человек ощущает скуку, но он от нее освобождается, стремясь к самоактуализации.
Поскольку люди обладают различным личностным потенциалом (по сравнению с их одинаковыми физиологическими потребностями), постольку отдельные модели поведения, мотивированные потребностями самоактуализации, варьируют от человека к человеку. Для Маслоу (Maslow, 1968b) «самоактуализация идиосинкратична, ибо каждый человек отличается от других». Похоже, что на этот шаг повлияло описание процесса индивидуации в зрелом возрасте, данное Карлом Юнгом (Schott, 1992).
Различия между D-мотивацией и B-мотивацией
Потребности низшего порядка проявляются раньше при развитии индивида и ниже — в филогенетической схеме (где сравниваются виды). Так как потребности низшего порядка обязательны для выживания, они не могут быть отложены с той же легкостью, как потребности высшего порядка, и если не удовлетворяются, то ощущаются более настоятельными. Маслоу (1954/1987) приводит пример: «По сравнению с едой или безопасностью уважение оказывается расточительной роскошью». Существование на уровне высших потребностей, роскошь они или нет, приводит к лучшему телесному здоровью и большему субъективному счастью и безмятежности.
Чтобы подчеркнуть их отличие от дефицитарной мотивации, Маслоу описывал людей, находящихся на уровне самоактуализации, как метамотивированных. На этом уровне они мотивируются «метапотребностями» или «B-ценностями» (В от becoming, становление) — такими как красота, истина и справедливость. Они не мотивированы в традиционном смысле слова, что означает, что они не ищу i способов ослабить потребность в поддержании гомеостаза. На этом высшем урок не меньше детерминизма (основанного на возможности удовлетворить потребность в данной среде) и больше психологической свободы (Maslow, 1955). Восприятие больше не сфокусировано и не ищет объектов для удовлетворения потребностей: оно может быть более пассивным и восприимчивым. Такова B-мотивация как противоположность D-мотивации (дефицитарной мотивации). На уровне B-мотивации межличностные отношения приобретают совершенно отличное качество. Маслоу описал B-любовь как несобственническую и приятную. Напротив, D-любовь часто омрачается ревностью и тревогой. B-любовь дает партнерам больше независимости и автономии и способствует развитию каждого из них (Maslow, 1955).
Можно поддаться соблазну и интерпретировать теорию Маслоу просто: каждая потребность преобладает, пока ее не удовлетворят, и потом исчезает. Однако эта интерпретация, которая означала бы, что самоактуализация не возникает как потребность, пока не будет пройдена вся иерархия, является сверхупрощенной (Maslow, 1968b). Сложность заключена в том, что элементы самоактуализации возникают даже на ранних уровнях иерархии — например, любопытство, а также креативные наклонности и таланты. Таким образом, тенденции самоактуализации могут обнаруживаться на протяжении всей жизни. Они, однако, не будут для нас господствующими до тех пор, пока и если мы не достигнем высшего уровня иерархии потребностей. Поскольку мы не попадаем на этот уровень прежде, чем будут достаточным образом удовлетворены потребности низшего порядка, постольку иерархия потребностей обеспечивает набор предпосылок для становления полно ценно развитыми человеческими существами. Опираясь на эту иерархию потребностей, мы можем заявить, что люди имеют определенные права — такие как право на безопасность и уважение, если они предполагают развиться до полной реализации потенциала даже в случае, когда эти люди страдают различными болезнями (Schultz, 1996). Такой перечень потребностей может направлять тех, кто занимается вопросами приспособления людей к инвалидизирующим условиям, и выявить психологические потребности, которые оказываются первостепенными для их пациентов (Calabro, 1997). Помимо этого, иерархия потребностей предлагает обществу модель для расстановки приоритетов в стремлении обеспечить своих членов, способствовать их развитию как людей: гарантировать им питание, безопасность, достойную работу и т. д.
Опытная проверка иерархии потребностей
Основной постулат теории Маслоу гласит, что пять потребностей проявляются в описанной им последовательности. Мы могли бы ожидать, что голод и нищета вое препятствуют высшему функционированию, но многие примеры говорят об обратном. Психиатр Роберт Коулс (Coles, 1971а, 1971b) наблюдал за людьми, находившимися в отчаянном материальном положении, которые, с очевидностью противореча концепции иерархии потребностей, казались функционирующими на высших уровнях человеческого потенциала. Вопреки иерархической теории Маслоу, при всем зверстве, царившем в нацистских концентрационных лагерях, не все их узники регрессировали к низшим уровням человеческого функционирования. Люди совершают самоубийства, что явно расходится с их потребностями в безопасности; голодающие отказываются от людоедства или от поедания мяса священных коров, если их вера не разрешает подобные действия. Солдаты умирают за политику. Кое у кого эти примеры, как и данные эмпирических исследований (обзор которого предложен Wahba & Bridwell, 1976), вызывают желание отказаться от иерархии потребностей (Fox, 1982).
Тем не менее другими изысканиями постулат иерархии потребностей подтверждается. Уильям Грэхем и Джо Бэллоун (Grahem & Balloun, 1973) провели опрос людей из разных слоев общества. Высшие потребности в иерархии были расценены как удовлетворенные меньше, чем низшие, а потребности, воспринимавшиеся как менее удовлетворенные, расценивались как более желательные для удовлетворения. Исследователи интерпретировали эти находки как доказательство иерархической модели. Опросы студентов колледжей показывают, что те почувствовали бы себя хуже, если бы не смогли достичь целей, стоящих внизу, а не вверху иерархии. И наоборот: их чувства были бы позитивнее, если бы они достигли целей, расположенных в иерархии не ниже, а выше (Wicker et al., 1993). Межкультурологические антропологические отчеты также согласуются с моделью: люди сначала прислушиваются к своим физиологическим потребностям и только после — к потребностям безопасности (Davis-Sharts, 1986). Анализ китайской истории и литературы согласуется с концепцией Маслоу об иерархии потребностей; на протяжении 2000 лет крупнейшие литературные достижения соответствовали периодам мира, дававшим писателям большую безопасность, хорошую жизнь и свободу (Kuo, 1987).
Другие исследователи измеряли удовлетворенность на некоторых или на всех пяти уровнях иерархии Маслоу (Haymes & Green, 1982; Lester, 1990; Lester et al., 1983; Pierson, Archambault & Iwanicki, 1985; Poole & Evans, 1989; Strong & Fiebert, 1987; Williams & Page, 1989). Результатом этой стратегии явилось некоторое подтверждение того, что потребности, как и предполагает иерархическая теория Маслоу, последовательно важны для различных возрастных групп; физиологические потребности важнее в детстве, тогда как принадлежность — в подростковом и зрелом возрасте (Haymes & Green, 1982). Сообщалось, что самоактуализация повышается с возрастом (Hyman, 1988). Пожилые люди с большей, чем молодые, готовностью исповедуют гуманистические ценности (Prager, 1998). Однако есть и данные, говорящие о некоторых несоответствиях в возрастной последовательности. В одном исследовании было установлено, что лица весьма преклонного (68-84 лет) возраста по некоторым субшкалам демонстрировали меньшие показатели самоактуализации, чем лица не столь пожилые (56-67 лет) (Plouffe & Gravelle, 1989). Впрочем, с позиции теории Маслоу такую находку можно объяснить возрастными изменениями, которые снижают удовлетворение основных потребностей у очень старых людей.
Другие исследования показывают, что психическое здоровье крепче, когда удовлетворяются основные потребности. У студентов, сообщающих об удовлетворении своих потребностей более низкие показатели нейротичности (Lester, 1990), больше убежденность во внутреннем локусе контроля, чем у тех, кто сообщает о меньшем удовлетворении потребностей (Lester et al., 1983). Оценки удовлетворения потребностей по Оценочному опроснику Маслоу (MAS) положительно связаны с самоуважением и негативно — с нейротичностью и депрессией (Williams & Page, 1989).
Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу
Читайте также:
Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу
Самоактуализация по Маслоу
Нефтегазовая организация будущего
Статья (PDF-444KB)
Современные нефтегазовые организации были созданы во времена нехватки ресурсов. Чтобы получить доступ к этим труднодоступным и трудноразрабатываемым ресурсам, компании создавали большие сложные организации с сильными централизованными функциями. Эта модель позволяла им справляться с огромными техническими проблемами, управлять большими политическими и операционными рисками и по мере необходимости использовать дефицитные кадры по всему миру.
Хотя все эти причины были актуальны в течение десятилетия быстрого роста, этот организационный путь также привел к существенным сложностям для крупных игроков — добавлению затрат, подавлению инноваций и замедлению процесса принятия решений (Иллюстрация 1). В то же время независимые компании, такие как BG Group, Devon Energy и EOG Resources, становились все более успешными в разведке и разработке нетрадиционных месторождений, но они все еще пытались масштабировать операции, не копируя бюрократические операционные модели крупных компаний.
Экспонат 1
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
Три тенденции, меняющие правила игры, меняют структуру отрасли
Эта организационная модель больше не является устойчивой при ценах на нефть ниже 50 долларов за баррель. Но что более важно, в этом больше нет необходимости. Сейчас мы вступаем во время больших перемен, когда основные социальные, технологические и политические тенденции меняют среду, в которой работают нефтегазовые компании. Мы видим три потенциально революционных прорыва, которые заставят нефтегазовые компании коренным образом переосмыслить свои операционные модели:
1. Мир изобилия ресурсов ведет к устойчивому снижению цен на нефть и сосредоточению внимания на затратах, эффективности и скорости. Таланты больше не являются недостатком, возможности разведки уже не являются отличительной чертой, мегапроекты — не единственный способ роста, а рыночные возможности могут быть экономически выгодны только для самых первопроходцев в бассейне. В то же время для традиционных, глубоководных, нетрадиционных и возобновляемых активов требуется отдельная операционная модель, которая не может быть оптимально реализована из одного корпоративного центра.
2. Глубокие технологические достижения разрушают старые методы работы и позволяют постепенно повышать производительность. Рабочие места, в том числе умственная работа, заменяются автоматизацией в больших масштабах, а те, которые остаются, требуют более активного взаимодействия человека и машины. Генерация данных продолжает расти в геометрической прогрессии, так как каждый физический элемент оборудования хочет подключиться к облаку. Этот взрыв данных — в сочетании с передовой аналитикой и машинным обучением для их использования — создает возможности для фундаментального переосмысления того, как и где выполняется работа.
3. Демографические сдвиги означают, что сотрудники требуют изменений в рабочей среде и выражают озабоченность по поводу роли нефтегазовых компаний в обществе. Миллениалы составят большинство рабочей силы США к началу 2020-х годов и уже начали свое восхождение на руководящие и даже руководящие должности. «Цифровые аборигены» на водительском сиденье принесут свои собственные ожидания в отношении технологий, совместной работы, скорости и ответственности. Нефтяным и газовым компаниям могут потребоваться более глубокие изменения, чтобы удовлетворить потребности в значимой работе и социальной ответственности, чтобы привлечь следующее поколение лучших инженеров и руководителей.
Пять больших идей для нефтегазовой организации будущего
В ответ на эти сбои мы видим пять больших идей о том, как организации могут адаптироваться:
1. Организационная гибкость. Неумолимый темп изменений требует от вас способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, другими словами, быть гибким. На наш взгляд, гибкость сочетает в себе две различные концепции: динамические способности , такие как способность быстро формировать кросс-функциональные команды и перераспределять задачи для быстрой адаптации, и 0019 стабильная основа основных процессов, добавляющих ценность, и культурных норм, которые обеспечивают устойчивость, надежность и неустанную эффективность.
В то время как многие компании склонны думать, что они должны найти компромисс между динамичностью и стабильностью, наше исследование показывает, что agile-организации одновременно справляются и с тем, и с другим. Однако это не простой переход. Гибкая нефтегазовая организация будет выглядеть и ощущаться совсем иначе, чем сегодня (Иллюстрация 2):
Экспонат 2
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
Жидкое объединение. Команды могут формироваться и распускаться еженедельно, собираясь вместе для достижения быстрого успеха, прежде чем двигаться дальше; люди могут работать во многих командах в течение года.
Свободные иерархии. Организация будет строиться вокруг задач и проектов, а не жесткой иерархии; команды могут не иметь формального лидера, вместо этого оставляя принятие решений тому, кто обладает соответствующим опытом.
Быстрое прототипирование. Команды будут разрабатывать прототипы новых проектов с быстрым и итеративным мышлением «тестировать и учиться», а не проходить каскадные уровни проверки.
Мгновенная обратная связь. Управление эффективностью может стать краудсорсингом в режиме реального времени, а не путем ежегодной беседы с одним менеджером.
Хотите узнать больше о нашей нефтегазовой практике?
В то время как другие отрасли находятся дальше по кривой гибкости, многие нефтяные и газовые компании уже имеют очаги маневренности. Одна нефтегазовая компания, например, черпала вдохновение в мире разработки программного обеспечения и использовала подход «Scrum», чтобы упростить стандарты бурения с 1000 страниц до менее 100. Компания выполнила это задание за считанные недели и сократила стоимость бурения. на 30 процентов. Точно так же Statoil предоставила команде инженеров полную свободу в управлении собственным временем и местом работы. Это не только привело к забавным экспериментам, таким как дистанционно управляемая подводная лодка, построенная из пустого пивного ящика, но и дало прототип новой подводной системы Cap-X от Statoil, которая снижает затраты на разработку и эксплуатацию до 30 процентов.
В то же время ловкость не должна быть хаосом. Чтобы динамические элементы были успешными, они должны быть связаны со стабильной основой. Это будет включать в себя небольшое количество простых, но обязательных процессов, которым следуют повсеместно, общую культуру, позволяющую ускорить сотрудничество, а также мгновенный доступ к надежным данным и полной базе знаний компании. Активная стандартизация и упрощение процессов может позволить компаниям быстро реагировать на непредвиденные события, одновременно повышая безопасность и производительность. Например, Schlumberger определила перемещение своих сотрудников в качестве одного из своих центральных процессов, поскольку это гарантирует, что компания сможет максимально быстро использовать таланты в любой точке мира. Благодаря строгой стандартизации процесса время развертывания сократилось с двух-трех месяцев до двух-трех недель.
Возможно, самое большое изменение, которое требуется в магистральной сети, — это переупаковка и структура работать, чтобы позволить небольшим командам формироваться, брать определенную задачу и быстро ее выполнять. В качестве примера можно привести стандартное использование отраслевых стандартов — с приложениями, адаптированными к типу активов — для создания и обеспечения простой, но надежной магистрали. Такие идеи набирают обороты в отрасли: 17 международных нефтяных компаний (МНК) и национальных нефтяных компаний (ННК) в настоящее время работают вместе через Всемирный экономический форум, чтобы согласовать стандартизированные спецификации закупок и пилотные проекты для шаровых кранов, подводных клапанов и распределительное устройство низкого напряжения.
2. Цифровая организация. Организации занимаются оцифровкой уже несколько десятилетий, но цифровая революция только начинается. Через несколько лет Интернет вещей будет состоять из более чем триллиона датчиков, которые генерируют данные и обмениваются ими. Искусственный интеллект и машинное обучение больше не являются научной фантастикой, а взаимодействие человека и машины становится все более частым явлением. Эти инновации изменят методы работы нефтегазовых компаний по трем существенным причинам:
Ступенчатое изменение в области безопасности и производительности произойдет в результате оцифровки как технической, так и нетехнической работы таким образом, чтобы автоматизировать от 60 до 90 процентов рутинной ручной работы при выявлении подлинных передовых методов. Это означает лучшую безопасность, поскольку меньше людей будет подвергаться риску, а автоматизация снижает риск человеческой ошибки. Это также означает значительное повышение производительности труда. Например, одна фирма, занимающаяся проектированием, закупками и строительством (EPC), смогла использовать расширенную аналитику, чтобы просмотреть тысячи капитальных проектов, и обнаружила несколько простых методов, которые повысили производительность проектирования более чем на 20 процентов. Цифровые технологии также являются важным фактором организационной гибкости, например, за счет мгновенного доступа к информации для лиц, принимающих решения, или за счет развертывания в режиме реального времени групп технического обслуживания, связанных с алгоритмами профилактического обслуживания — модель Uber для нефтяного месторождения.
Появятся новые классы должностей и профили способностей, и многие из них (например, специалисты по данным, статистики и специалисты по машинному обучению) сегодня просто не существуют в нефтегазовых компаниях. В течение десяти лет нефтяные и газовые компании могли бы нанять больше специалистов по данным с докторской степенью, чем геологов, либо внутри компании, либо благодаря партнерству со все более продвинутыми поставщиками. При этом существующие роли будут переопределены. Например, автоматизация повторяющихся технических решений позволит инженерам сосредоточиться на более сложных анализах.
Появятся новые способы управления людьми и производительностью. Многие отделы кадров уже вкладывают средства в расширенную аналитику для сбора больших наборов данных о своих сотрудниках — история обучения, производительность, календарь и электронная почта, опросы, профили в социальных сетях и т. , удержание и вовлеченность сотрудников.
3. Организация, управляемая миллениалами. Миллениалы больше не являются небольшой группой новых выпускников университетов; во многих нефтяных и газовых компаниях они занимают руководящие должности и начинают подниматься на руководящие должности. По мере продвижения по службе миллениалы будут привносить свои собственные идеи о сотрудничестве, ответственности и использовании технологий. Ведущие компании разработают среду, соответствующую ожиданиям лидеров поколения миллениалов:
Более гибкие структуры занятости. Они могут включать в себя удаленную работу с использованием технологий и гибкий график работы, допускаемый мышлением, ориентированным на результат. Еще одна тенденция — это творческие отпуска по требованию, которые поддерживают личное развитие через образование, отдых или время, проведенное с семьей. Кроме того, привлекательное рабочее место будет включать в себя альтернативные карьерные пути с более быстрыми циклами продвижения (40% миллениалов ожидают повышения каждые один-два года), горизонтальные карьерные перемещения и гибкий подход к карьерному росту с временными понижениями.
Новая рабочая среда и культура. Это может включать применение инструментов социальных сетей в корпоративной среде. Например, НАСА, Королевский банк Шотландии и Virgin уже используют социальные сети, такие как Facebook, Slack и Yammer, вместо традиционных интранет-инструментов и инструментов для обмена файлами.
Положительный внешний след. Миллениалы хотят не только личного карьерного роста; они рассчитывают внести положительный вклад в общество. Однако 14% миллениалов говорят, что не хотели бы работать в нефтегазовой отрасли из-за ее негативного имиджа — это самый высокий процент среди всех отраслей. Если компании хотят привлечь лучших и умнейших, они должны разработать способы, с помощью которых сотрудники смогут оказывать влияние за пределами компании.
4. Децентрализованная компания. За последние 15 лет корпоративные центры большинства нефтяных и газовых компаний значительно расширились, что стало способом управления рисками, увеличения масштаба и обмена дефицитными техническими кадрами. Однако многие силы, лежащие в основе стремления к централизации, в настоящее время ослабли. Падение цен на нефть сделало большие накладные расходы недоступными, а медленное принятие решений стало угрозой долгосрочной жизнеспособности.
Параллельно с этим рост менее рискованных видов активов, таких как легкая сланцевая нефть, изменил представление о роли корпоративного центра. В частности, успех в нетрадиционных и поздних операциях требует локальной координации и комплексного принятия решений на передовой, а не многоуровневого контроля со стороны корпорации.
В результате мы ожидаем, что некоторые нефтегазовые компании изменят 15-летнюю тенденцию, децентрализовав деловую и техническую работу, создав корпоративное ядро, которое будет значительно меньше, чем сегодня. Например, МНК уже поняли, что они должны копировать успешных независимых американских компаний, чтобы с выгодой использовать нетрадиционные ресурсы, и создали отдельные подразделения для управления этими активами.
Однако это не будет постоянно ощущаться для всех активов. Управление рисками — техническими, коммерческими и операционными — по-прежнему является веским аргументом в пользу централизации и особенно очевидно для высокосложных месторождений, таких как глубоководные, пограничные активы и активы по производству сжиженного природного газа (СПГ). Скорее всего, мы увидим две доминирующие модели: активы с низким уровнем риска, использующие очень компактный корпоративный центр с высоко автономными командами по управлению активами, и активы с более высоким риском, более капиталоемкие, использующие гораздо более сильный центр с глубокими функциональными возможностями и сильным акцентом на управление рисками (Приложение 3).
Экспонат 3
Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему веб-сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Пожалуйста, напишите нам по адресу: [email protected]
Следовательно, фирмы с широким портфелем почувствуют напряжение, пытаясь приспособить быстро меняющиеся, рискованные операционные модели к более медленным, более склонным к риску. Мы ожидаем продолжения экспериментов с моделями, учитывающими различия, включая отдельные бизнес-единицы или структуры холдинговых компаний. Для достижения успеха требуются действительно дифференцированные показатели управления и производительности. В крайних случаях мы можем даже рассматривать полное разделение или побочное производство как лучший способ справиться со сложностью — во многом так же, как мы видели долгосрочное разделение нижнего и верхнего потоков.
Получение стоимости от слияний и поглощений в сфере разведки и добычи нефти и газа
5. Новое определение сути. Компании снова задумались о том, какие виды деятельности им необходимо контролировать собственными силами, а не те, которыми они управляют через партнерские отношения и отношения в цепочке поставок. Мы считаем, что будущая нефтегазовая компания будет больше похожа на сегодняшних промышленных производителей, отходя от тактических договорных отношений к долгосрочному стратегическому партнерству с сетью поставщиков первого и второго уровня. Например, перед приобретением компанией Shell компания BG Group подписала долгосрочный стратегический альянс в области предварительного проектирования с KBR, компанией, занимающейся проектированием и снабжением. Точно так же в мире изобилия ресурсов доступ больше не является ключевым стратегическим отличием, и крупные нефтяные компании могут все больше полагаться на специализированных геологоразведчиков, а не на собственные геологоразведочные группы для восполнения запасов.
Эти изменения отчасти обусловлены затратами и давлением рынка, поскольку затраты выросли до неприемлемого уровня, и операторам приходится искать более дешевые способы работы. Более того, текущий рынок подталкивает игроков рынка нефтепромысловых услуг и оборудования (OFSE) к агрессивному маркетингу комплексных пакетов услуг, что приводит к формированию новых партнерских отношений по взаимной необходимости. Наконец, передовые цифровые технологии внедряются в основные операции по добыче, разрушая бизнес-модель и создавая точки входа в цепочке создания стоимости для производителей оригинального оборудования и OFSE. В результате нефтяные и газовые компании должны более внимательно изучить свои факторы относительной стоимости, чтобы определить, где играть.
Любая из этих идей может иметь далеко идущие последствия для нефтегазовых организаций. Однако многие из этих идей могут быть самоусиливающимися. Например, по мере того, как нефтяные и газовые компании переходят на более гибкий подход к работе, они могут стать магнитом для лучших талантов поколения миллениалов; поколение миллениалов ускорит внедрение цифровых технологий, что может облегчить ликвидацию крупных корпоративных центров, что, в свою очередь, позволит сделать рабочее место еще более гибким.
Темпы изменений нарастают по многим направлениям. Хотя трудно предсказать, куда приземлится отрасль, ясно одно: нефтяные и газовые компании, которые быстро готовят свои организации к новому миру, окажутся намного впереди своих коллег.
Иерархия карт для аудиторного обучения
- Программа выездного обучения
- Иерархия карточек для обучения в классе
Иерархия карточек для обучения в классе
Выдано до 01.03.16 или для онлайн-обучения
Выдано после 29 февраля 2016 г. в рамках программ информационно-пропагандистского обучения OSHA. На вершине иерархии находятся карточки тренера, отражающие наивысший уровень достижений и мастерства.
Карта тренера . Означает право преподавать 10- и 30-часовые выездные курсы и получать удостоверения об окончании OSHA. Физические лица получают авторизацию после прохождения обучения и требований к опыту в области промышленной безопасности. Чтобы обеспечить гибкость, инструкторам разрешается адаптировать темы 10- и 30-часового обучения в соответствии с потребностями своей аудитории. OSHA определяет обязательные темы наряду с гибкими требованиями к темам для каждой отрасли. Курсы для инструкторов предлагаются образовательными центрами OSHA Training Institute (OTI). Тренеры должны обновлять свою подготовку каждые 4 года.
30-часовая карта . Студенты, прошедшие 30-часовой курс, получают эту карту. 30-часовой курс предназначен для супервайзеров или работников, ответственных за безопасность. Он обеспечивает более глубокое и разнообразное обучение по расширенному списку тем, связанных с опасностями на рабочем месте, чем 10-часовой курс. Обратите внимание, что эти карты не выдаются для прохождения курсов OSHA #510 или OSHA #511.
Карта на 10 часов . Студенты, прошедшие 10-часовой курс, получают эту карту. 10-часовой курс предназначен для работников начального уровня. Этот курс предоставляет информацию о правах работников, обязанностях работодателя и о том, как подать жалобу, а также обеспечивает базовое обучение по распознаванию, предотвращению, уменьшению и предотвращению опасностей на рабочем месте.
Карточка работника места стихийного бедствия . Эту карточку получают учащиеся, прошедшие 7,5- или 15-часовой курс для работников аварийных зон. Эти курсы предназначены для информирования работников на месте стихийных бедствий об опасностях для безопасности и здоровья, с которыми они могут столкнуться, а также о важности респираторных и других средств индивидуальной защиты и надлежащих процедурах обеззараживания, которые могут использоваться для снижения опасностей.
Стать авторизованным аутрич-тренером — высшее достижение в программе аутрич-тренинга. Инструкторы уполномочены преподавать курсы для 10- и 30-часовых студентов. OSHA не считает какие-либо курсы эквивалентными курсам, проводимым в образовательных центрах OTI.