Наблюдение: метод исследования в психологии
Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
- непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
- пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
- сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.
Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюденияПредмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
- Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
- Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
- Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
- Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
- Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
- Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
- Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии
Библиографическое описание:Кабакова, Д. В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии / Д. В. Кабакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 16-19. — URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/17/366/ (дата обращения: 08.03.2023).
Факты – это воздух ученого.
И. П. Павлов
К концу ХХ века место биологии в системе наук изменилось, как и отношения биологии с практикой. Биология становится лидером естествознания. Это выражается в укреплении связи биологии с точными и гуманитарными науками, развитии комплексных и междисциплинарных исследований, взаимосвязи с глобальными проблемами современности.
Эти изменения не могли не отразиться на методологии биологической науки. Современные ее установки предполагают, в частности, установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов, как то: «единство описательно-классифицирующего и объяснительно-номотетического подходов; единство эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания, включающим его формализацию, математизацию и аксиоматизацию» [8, с. 11].
В современном биологическом исследовании роль методов как инструментов познания состоит, с традиционной стороны, в «усилении естественных познавательных способностей человека, а так же в их расширении и продолжении», с другой, синергетической – в «коммуникативной функции», посредничестве между субъектом и объектом исследования [1, с.18].
Наблюдение – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Уже в школе на уроках зоологии, ботаники, анатомии детей учат проведению самых простых биологических исследований путем наблюдения за ростом и развитием растений и животных, за состоянием собственного организма. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, а точнее, еще ее предшественницы – естественной истории. И это неудивительно, так как наблюдение опирается на чувственные способности человека (ощущение, восприятие, представление). Классическая биология — это биология по преимуществу наблюдательная. Но, как мы увидим, этот метод не утратил своего значения и по сей день.
Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона; гистолог наблюдает с помощью микроскопа зафиксированный и окрашенный срез ткани, а, скажем, для молекулярного биолога наблюдением может быть фиксация изменения концентрации фермента в пробирке.
Важно понимать, что научное наблюдение, в отличие от обыденного, есть не простое, но целенаправленное изучение объектов или явлений: оно ведется для решения поставленной задачи, и внимание наблюдателя не должно рассеиваться.
Например, если стоит задача изучить сезонные миграции птиц, мы будем замечать сроки их появления в местах гнездования, а не что-либо иное. Таким образом, наблюдение — это выделение из действительности определенной части, иначе говоря, аспекта, и включение этой части в изучаемую систему.В наблюдении важна не только точность, аккуратность и активность наблюдателя, но и его непредвзятость, его знания и опыт, правильный выбор технических средств. Постановка задачи предполагает также наличие плана наблюдений, т.е. их планомерность.
Эксперимент представляет собой воссоздание выделенного аспекта действительности в специально создаваемых и контролируемых условиях, что обеспечивает критерий воспроизводимости, то есть позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост будет наибыстрейшим.
Будучи более сложным, чем наблюдение, этот метод обладает рядом важных особенностей. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Кроме того, исследователь при желании имеет возможность устранять затрудняющие процесс факторы. Исследуемый биологический объект можно изолировать от каких-либо влияний окружающее среды, создать искусственные (в том числе экстремальные) условия его изучения, вмешиваться в течение процессов.
Все это позволяет изучить биологический объект глубже, чем посредством наблюдения, выявить его скрытые свойства, стороны, связи. Экспериментальный метод неоднократно использовался в ходе развития биологической науки. Так, считается, что еще В. Койтер (1534-1576) внедрил в эмбриологию основы методологии экспериментального исследования, систематически изучая развитие эмбриона курицы, а Р. Я. Камерариус (1665-1721) привнес экспериментальный метод в область ботаники [4, с.33].
Основы теории эксперимента заложил английский философ Френсис Бэкон (1561–1626), видя в нем «одну из основ познания природы» [4, с. 34]. Он предложил схему элиминативной индукции, т.е. очищения прафеномена от затемняющих его черт других феноменов. Прафеномен Бэкона достигается путем обобщения (дифференциального обобщения) и является теоретическим конструктом, применяемым для объяснения свойств феноменов (подведение под закон). Другое понимание индукции было выдвинуто Гете: у него прафеномен не исключал все частные феномены, а наоборот, суммировал их свойства таким образом, что данный природный феномен становился основой понимания целого ряда других феноменов [3, с.172]. Хотя эксперимент применялся в классической биологии, он еще не рассматривался в качестве ведущего метода и стал завоевывать позиции в основных биологических науках лишь в прошлом столетии. Современная теория эксперимента обычно следует традиции Бэкона.
Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования, плана, базируется на предустановках, т. е. исходных положениях. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен. Кроме того, эксперимент требует определенной квалификации проводящих его исследователей.
На втором этапе выбираются конкретные приемы и средства технического воплощения и контроля. В последние полвека в биологии широко используются методы математического планирования и проведения экспериментов. Результаты проведенного опыта затем интерпретируются, что дает возможность истолковать их. Таким образом, замысел, план проведения и интерпретация результатов эксперимента в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиски и интерпретации данных наблюдения.
Методологически все разнообразие возможных экспериментов классифицируется по познавательной цели, объекту познания и используемым средствам. Согласно этому, в гносеологии выделяется шесть видов эксперимента: поисковый, контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный и количественный [4, с. 48]. Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов.
Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть интерпретированы и проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.
Таким образом, наблюдение и эксперимент являются первоисточниками всех научных данных. Однако «увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом» [6, с.225].
Собрав фактический материал, необходимо, прежде всего, описать его. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Под эмпирическим описанием понимается «фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении» [4, 68]. Это означает, что описывать результат наблюдения можно и в числовом выражении, формулами, а также наглядным образом – с помощью рисунков, схем. Факт, полученный в результате наблюдения, может быть многозначным, так как зависит от многих привходящих обстоятельств и несет на себе отпечаток наблюдателя, места и времени события. Поэтому, строго говоря, только из наличия факта еще не следует его истинность. Иными словами, факты нуждаются в интерпретации.
Описание и есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении.
Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное значение для ее развития. Она открыла пути к систематизации животных и растительных организмов, показав все их разнообразие. Кроме того, эта деятельность значительно расширила сведения о формах и внутреннем устройстве живых организмов. И, наконец, следствием работы описательного периода является начало развития биологической теории – понятийно-категориального аппарата, принципов методологии, а также первые попытки объяснения сущности и выявления основополагающих характеристик жизни.
Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. Находя закономерности, общие для разных явлений, имея в своем распоряжении соответствующие описания, биолог может сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре и так далее. Поэтому сравнительный метод получил распространение еще в XVIII веке. На его принципах была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений – создана клеточная теория.
Сравнительный метод, хорошо показавший себя в решении проблем эволюционизма, впоследствии перерос в исторический. Но он не потерял своего значения и сейчас. Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. С введением этого метода в биологии произошли качественные изменения: из чисто описательной науки она стала трансформироваться в науку объясняющую. Сегодня «исторический подход служит наиболее общим принципом, объединяющим в себе все другие принципы и подходы теоретической биологии» [7, с.4].
Тем не менее, нужно отметить, что «нынешние сложности в развитии биологии связаны именно с трудностями компактного описания того громадного материала, который легко накапливается в результате наблюдений» [2, с. 45].
Научные утверждения должны быть доступны для проверки и воспроизведения, т.е. содержать «принципиальную возможность опровержения» [5, 154]. Для этого описание научного исследования должно быть полным и однозначным. В биологии это требование соблюдается особенно тщательно: ограниченность существования биологических объектов во времени и пространстве, их высокая адаптивность, то есть способность к изменчивости под влиянием внешних условий, превращает даже простое описание эксперимента в логически стройную последовательность.
На основе обработки первичной информации, полученной путем целенаправленных наблюдений, а также экспериментов возникают научные факты – как правило, это достоверные и объективные данные, относящиеся к той или иной конкретной проблеме, установление которых требует применения теоретических положений.
При накоплении эмпирических знаний традиционная биология пользуется, по большей части, методом наблюдения, для функционально-химической биологии, напротив, характерно использование эксперимента как основного эмпирического метода. Эволюционная же биология использует исторический и сравнительный методы, которые базируются на описании. Единая теоретическая биология сможет естественно и успешно развиваться в том случае, если будет направляться мировоззренческими и гносеологическими принципами, которые станут играть роль «методологических регулятивов», обеспечивая взаимодействие различных наук и предотвращая абсолютизацию того или иного из путей и методов познания.
Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными. Это выдвигает на первый план экспериментальный метод, хотя наблюдение и описание никогда не потеряют своей актуальности для биологического исследования.
Литература:
Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: Ин-т философии РАН, 1999. – 203 с.
Воронов Л. Н. Введение в теоретическую биологию. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 70 с.
Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. – 320 с.
Концепции современного естествознания. Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Приор, 2001. – 428 С.
Фролов И. Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. – М.: ЛКИ, 2007. – 288 с.
Хлебосолов В. Е. Актуальные проблемы теоретической биологии. // Экология, эволюция и систематика животных: Сб. научн. трудов каф. зоологии РГУ. – Рязань, 2006. – С. 3-21.
Ярилин А. А. «Золушка» становится принцессой, или Место биологии в иерархии наук. // «Экология и жизнь» №12, 2008. – С. 4-11.
Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, биология, эксперимент, описание, результат наблюдения, сравнительный метод, экспериментальный метод, биологическая наука, живая природа, исторический метод.
Observation Methods: Naturalistic, Participant and Controlled
By
Saul Mcleod, PhD
Updated on
Updated on
Сол Маклеод, доктор философии
Преподаватель, исследователь
Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, доктор философии, Университет Манчестера
Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в более высоких и высоких образование.
Узнайте о нашем редакционном процессе
, рассмотрено
Olivia Guy-Evans
Olivia Guy-Evans
Ассоциированный редактор для простого психологии
BSC (Hons), Psychology, Psychology
Olivia Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.
Узнайте о нашем редакционном процессе
Наблюдение (наблюдение за тем, что делают люди) может показаться очевидным методом проведения исследований в области психологии. Однако существуют разные типы методов наблюдения, и необходимо различать:
1. Контролируемые наблюдения
2. Натуралистические наблюдения
3. Наблюдения участников
В дополнение к вышеуказанным категориям, наблюдения также могут быть либо открытыми/раскрытыми (участники знают, что их изучают), либо скрытыми/нераскрытыми (исследователь держит свою настоящую личность в секрете от испытуемых, действуя как подлинный член группа).
В общем, наблюдения относительно дешевы в проведении, и исследователю требуется немного ресурсов. Однако они часто могут быть очень длительными и длительными.
Содержание
Контролируемое наблюдение
Контролируемое наблюдение (обычно структурированное наблюдение), как правило, проводится в психологической лаборатории.
Исследователь решает, где будет происходить наблюдение, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, и использует стандартную процедуру. Участники случайным образом распределяются в каждую группу независимых переменных.
Вместо подробного описания всего наблюдаемого поведения часто бывает проще закодировать поведение в соответствии с заранее согласованной шкалой, используя график поведения (т. е. провести структурированное наблюдение).
Исследователь систематически классифицирует наблюдаемое поведение по отдельным категориям. Кодирование может включать числа или буквы для описания характеристики или использование шкалы для измерения интенсивности поведения.
Категории в расписании закодированы таким образом, чтобы собранные данные можно было легко подсчитать и превратить в статистику.
Например, Мэри Эйнсворт использовала график поведения для изучения реакции младенцев на короткие периоды разлуки с матерью. Во время процедуры «Незнакомая ситуация» измерялось поведение ребенка при взаимодействии с матерью, т.е.
- Близость и поиск контактов
- Поддерживающий контакт
- Избегание близости и контакта
- Устойчивость к контакту и удобство
Наблюдатель записывал поведение, отображаемое в течение 15-секундных интервалов, и оценивал поведение по интенсивности по шкале от 1 до 7.
Иногда поведение участников наблюдают через двустороннее зеркало или они снято. Альберт Бандура использовал этот метод для изучения агрессии у детей (исследование куклы Бобо).
Много исследований было проведено и в лабораториях сна. Здесь электроды прикрепляются к скальпу участников. Наблюдаются изменения электрической активности головного мозга во время сна (аппарат называется электроэнцефалограмма – ЭЭГ).
Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет цель исследования группе, чтобы участники знали, что за ними наблюдают.
Контролируемые наблюдения также обычно не включают участников, поскольку исследователь избегает любого прямого контакта с группой, сохраняя дистанцию (например, наблюдая за двусторонним зеркалом).
Сильные стороны
- Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другими исследователями с использованием того же графика наблюдений. Это означает, что его легко проверить на надежность.
- Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, легче и быстрее анализировать, поскольку они являются количественными (то есть числовыми), что делает этот метод менее трудоемким по сравнению с естественными наблюдениями.
- Контролируемые наблюдения проводятся довольно быстро, что означает, что многие наблюдения могут быть проведены за короткий промежуток времени. Это означает, что может быть получена большая выборка, в результате чего результаты будут репрезентативными и их можно будет обобщить на большую совокупность.
Ограничения
- Контролируемые наблюдения могут быть недостоверными из-за эффекта Хоторна/характеристик спроса. Когда участники знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя иначе.
Естествознательное наблюдение
Естествознательное наблюдение — метод исследования, обычно используемый психологами и другими социологами.
Этот метод включает в себя наблюдение и изучение спонтанного поведения участников в естественной среде. Исследователь просто записывает то, что он видит, любым возможным способом.
При неструктурированных наблюдениях исследователь записывает все релевантное поведение без системы. Записывать может слишком много, и записанное поведение не обязательно может быть самым важным, поэтому этот подход обычно используется в качестве пилотного исследования, чтобы увидеть, какой тип поведения будет записан.
По сравнению с контролируемыми наблюдениями это как разница между изучением диких животных в зоопарке и их изучением в их естественной среде обитания.
Что касается людей, Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образа жизни различных племен, живущих на островах в южной части Тихого океана. Кэти Сильва использовала его для изучения играющих детей, наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшире.
Сильные стороны
- Благодаря возможности наблюдать поток поведения в его собственной обстановке, исследования имеют большую экологическую достоверность.
- Как и тематические исследования, натуралистическое наблюдение часто используется для генерации новых идей. Поскольку это дает исследователю возможность изучить ситуацию в целом, оно часто предлагает пути исследования, о которых раньше не думали.
Ограничения
- Эти наблюдения часто проводятся в микро (малом) масштабе и могут не иметь репрезентативной выборки (предвзятой по возрасту, полу, социальному классу или этнической принадлежности). Это может привести к тому, что результаты не смогут быть распространены на более широкое общество.
- Естественные наблюдения менее надежны, так как другие переменные не поддаются контролю. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.
- Еще одним недостатком является то, что исследователь должен быть обучен тому, чтобы уметь распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми и заслуживают дальнейшего внимания.
- При наблюдениях у нас нет манипуляций с переменными (или контроля над посторонними переменными), то есть невозможно установить причинно-следственные связи.
Участник наблюдения
Совместное наблюдение — это вариант описанного выше (естественное наблюдение), но здесь исследователь присоединяется и становится частью группы, которую он изучает, чтобы глубже понять свою жизнь.
Если бы это были исследования животных, мы бы сейчас не только изучали их в их естественной среде обитания, но и жили бы рядом с ними!
Леон Фестингер использовал этот подход в известном исследовании религиозного культа, считавшего, что конец света вот-вот наступит. Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировали, когда пророчество не сбылось.
Наблюдения участников могут быть скрытыми или открытыми. Тайное — это когда исследование проводится «под прикрытием». Настоящая личность и цель исследователя скрыты от изучаемой группы.
Исследователь принимает фальшивую личность и роль, обычно изображая из себя настоящего члена группы.
С другой стороны, открытый — это когда исследователь раскрывает свою истинную личность и цель группе и просит разрешения понаблюдать.
Ограничения
- Может быть сложно получить время/конфиденциальность для записи. Например, исследователи не могут делать заметки открыто при скрытых наблюдениях, так как это раскроет их прикрытие. Это означает, что они должны ждать, пока они останутся одни, и полагаться на свою память. Это проблема, поскольку они могут забыть детали и вряд ли запомнят прямые цитаты.
- Если исследователь будет слишком вовлечен, он может потерять объективность и стать предвзятым. Всегда существует опасность, что мы «увидим» то, что ожидаем (или хотим) увидеть. Эта проблема заключается в том, что они могут выборочно сообщать информацию вместо того, чтобы записывать все, что они наблюдают. Тем самым снижая достоверность их данных.
Запись данных
В исследованиях с контролируемым/структурированным наблюдением исследователь должен принять важное решение о том, как классифицировать и записывать данные. Обычно это включает метод выборки. Три основных метода выборки:
- Выборка событий . Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (события) его интересуют, и фиксирует все случаи. Все остальные типы поведения игнорируются.
- Выборка времени . Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет происходить только в течение определенных периодов времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день), и записывает возникновение указанного поведения только в течение этого периода.
- Мгновенная (целевое время) выборка . Наблюдатель заранее определяет заранее выбранные моменты, когда будет происходить наблюдение, и фиксирует происходящее в этот момент. Все, что происходит до или после, игнорируется.
Что такое обсервационное исследование? — Спуск
Наблюдение — это метод исследования, при котором вы наблюдаете за участниками и явлениями в их наиболее естественных условиях. Это позволяет исследователям видеть, как их испытуемые делают выбор и реагируют на ситуации в их естественной среде, в отличие от структурированных условий, таких как исследовательские лаборатории или фокус-группы.
Какие бывают виды наблюдательных исследований?
Натуралистическое наблюдение
При натуралистическом наблюдении наблюдение происходит непосредственно в среде, где происходит явление. Наблюдения производятся максимально ненавязчиво, при этом исследователь никаким образом не взаимодействует напрямую с участниками.
Включенное наблюдение
При включенном наблюдении исследователи активно участвуют в самом исследовании. В дополнение к наблюдению за поведением исследователь может проводить интервью, делать заметки, просматривать документы и делать фотографии.
Структурированное наблюдение
При структурированном наблюдении исследователи наблюдают не в естественных условиях, а в лаборатории или смоделированной среде. Структурированное наблюдение предназначено для наблюдения за определенным, ограниченным набором моделей поведения. Этот метод менее естественен, но позволяет учитывать меньшее количество переменных.
Когда мне следует проводить наблюдательное исследование
Вы должны проводить наблюдательное поведение, когда хотите:
Посмотреть, как участники ведут себя в естественных условиях
Посмотреть, как факторы реального мира влияют на поведение
Описать явление
Какие существуют наблюдательные методы исследования?
Методы наблюдения в исследованиях используются во многих методологиях качественных исследований, таких как тематический анализ и обоснованная теория. Оба метода могут включать этапы сбора данных с помощью методов наблюдения в естественных условиях.
Каковы преимущества и недостатки наблюдательных исследований?
Прежде чем приступить к процессу наблюдения в исследованиях, подумайте о его преимуществах и недостатках.
Преимущества
Проводя наблюдательные исследования, вы можете наблюдать, что происходит в естественных условиях. Это позволяет вам находить информацию, которую вы обычно не можете получить с помощью других методов исследования, таких как фокус-группы или опросы. Поведение, которое вы наблюдаете, может быть более естественным и точным, чем если бы вы наблюдали за ним в контролируемой обстановке.
Недостатки
Когда вы проводите наблюдательные исследования, может быть сложно контролировать переменные, поскольку вы не можете контролировать окружающую среду. Кроме того, проведение обсервационных исследований может занимать много времени и средств.
Что нужно учитывать при проведении обсервационных исследований?
Получить разрешение
Убедитесь, что у вас есть необходимые разрешения для проведения исследований.