Тест-лестница по ИКТ на тему: «Ощущение и восприятие».Тестовое задание альтернативных ответовИнструкция. Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да», а если не согласен – обведи «нет».) Задание 1. Ощущение – это … Варианты ответа.
Правильный ответ: да; нет; да; да; нет. Тестовое задание множественного выбора Инструкция. В заданиях 2-5 обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа. Задание 2. Выберите номер ответа, содержащий отличительный признак ощущения. Варианты ответа. А) Субъективное отражение внешнего мира. Б) Отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету. В) Результат совместной деятельности ряда анализаторов. Г) Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира. Д) Искажённое отражение окружающего мира. Правильный ответ: Б. Задание 3. Выберите номер ответа, содержащий отличительный признак восприятия. Варианты ответа. А) Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира. Б) Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире. В) Отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету. Г) Отнесение конкретного предмета к определённой категории предметов. Д) Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету. Правильный ответ: Г. Отметьте недостающий элемент. Варианты ответа. А) экстероцептивные Б) интернальные В) экстернальные Г) перцептивные Правильный ответ: А. Задание 5. Кто изображён на портрете? Варианты ответа. А) Шеррингтон Ч. С. Б) Вундт Вильгельм В) Г. Мюнстерберг Г) Э. Титченер Правильный ответ: А. Инструкция. В заданиях 6-7 впиши пропущенное слово в отведенное место. Одному пропуску соответствует одно слово. Правильный ответ: первичны. Правильный ответ: Вебера-Фехнера. Тестовое задание на восстановление соответствия Инструкция. В заданиях 8-9 установите соответствия. Задание 8. Установите соответствия между особенностями, которые характерны для ощущения и восприятия. Варианты ответа. 1. Ощущения. А. Этот психический процесс, который включает в себя моторный компонент. 2. Восприятия. Б. Это отражение отдельных свойств предметов. В. Он представляет собой систему специальных психических действий и овладение ими требует обучения и практики. Г. Эта способность дана с рождения. Д. Этот процесс связан с мышлением. Е. Этот процесс требует работы нескольких анализаторов. Правильный ответ: 1А, 1Б, 2В, 1Г, 2Д, 2Е. Задание 9. Установите соответствия между формой чувственного отражения и его свойствами. Варианты ответа.
Правильный ответ: 1А, 1Б, 2В, 2Г, 2Д, 2Е. Тестовое задание на восстановление последовательности Инструкция. В заданиях 10-11 восстановите правильную последовательность. Задание 10. Восстановите правильную последовательность возникновения ощущений. Варианты ответа. А) проводящие пути Б) кора головного мозга В) раздражитель Г) орган ощущений Правильный ответ: В, Г, А, Б. Задание 11. Восстановите правильную последовательность этапов процесса восприятия. Варианты ответа. А) проба Б) интерес В) оценка Г) восприятие Д) осведомлённость Правильный ответ: Д, Б, В, А, Г. Тестовое задание множественного выбора Инструкция. В заданиях 12-13 выберите несколько вариантов ответа Задание 12. Какие свойства восприятия вы знаете? Варианты ответа. А) продолжительность Б) константность В) целостность Г) пространственная локализация Д) осмысленность Правильный ответ: Б, В, Д. Задание 13. Какие свойства ощущения вы знаете? Варианты ответа. А) качество Б) интенсивность В) структурность Г) предметность Д) длительность Правильный ответ: А, Б, Д. Тестовое задание переноса теории в практику. Инструкция. Приведите в соответствие теоретическое положение и конкретный пример. 1) Физические 2) Физиологические 3) Психические Какие из приведенных ниже примеров соответствуют каждому виду иллюзий? Варианты ответа: А. Галлюцинации Б. Сломанная ложка в стакане В. Раздвоение Правильный ответ: 1Б, 2В, 3А. Тестовое задание-группировка Инструкция. Составьте текст из фрагментов А, Б, В. Задание 15. А. 1. Ощущение – простейший психический процесс,… 2. Восприятие – познавательный процесс,… 3. Иллюзия восприятия – искажённое восприятие… Б.1. … реально существующего объекта или явления,… 2. … представляющий собой психическое отражение отдельных свойств предметов…3. … заключающийся в отражении предмета или явления в целом… В.1. … допускающее неоднозначную интерпретацию. 2. … при его непосредственном воздействии на рецепторы органов чувств.. 3. … возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Правильный ответ: А1 Б2 В3; А2 Б3 В2; А3 Б1 В1. Тестовое задание свободного изложения Инструкция. В заданиях 16-18 закончи предложение. Вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений. Задание 16. Сенсибилизация – это … Правильный ответ: Ответ считается правильным, если, если содержит следующие ключевые слова или их синонимы: «взаимодействие», «повышение/снижение чувствительности». Правильный ответ: Задание 18. Константность восприятия цвета – это … Ответ считается правильным, если, если содержит следующие ключевые слова или их синонимы: «неизменность», «постоянство». Тестовое задание-дискуссия Инструкция. Обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа. Правильный ответ обоснуйте сами в свободной форме. Задание 19. Можно ли сказать, что восприятие без ощущения не существует? А. да, так как … Б. нет, так как … В. ни то, ни другое, так как … Правильный ответ: А, если содержит ключевые слова или их синонимы: «взаимосвязь», «познавательные процессы». Обобщающая таблица Задание 20.
Прямые вопросы:
Обратные вопросы:
В пустые ячейки впишите ответы. Вопросы на них придумайте самостоятельно. Каталог: images Скачать 116 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Ощущение, восприятие и их нарушения
Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии в данный момент материальных раздражителей на органы чувств.
При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести, температуре окружающих нас предметов, о свойствах их поверхности (шероховатость, гладкость), о звуках, которые они издают. Мы ощущаем также изменение в нашем собственном теле: положение и движение отдельных его частей, состояние внутренних органов (боль, неприятные ощущения и т. д).
Ощущения — начальный источник, первая ступень познания, всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле. «Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». На основе ощущений формируется восприятие.
Но если ощущение есть отражение только отдельных свойств предметов и явлений материального мира, то восприятие всегда имеет целостный характер и отражает различные свойства в их совокупности.
Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. При восприятии, например, легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т. д.
Важную роль в процессе восприятия играет прошлый опыт человека. На основании своего жизненного опыта человек может узнать ряд предметов и явлений: животных, предметы домашнего обихода, орудия производства, явления природы и др. При этом целостный характер восприятия, опора на выделение существенных признаков позволяют человеку узнавать такие предметы и явления, которые несколько отличаются от образцов, воспринимавшихся им ранее.
Если человеку показать, например, изображение собаки неизвестной для него породы, он, тем не менее, легко узнает, что это собака, хотя и необычной формы или окраски.
Зависимость восприятия от жизненного опыта человека, его образования, воспитания, профессии, потребностей и мотивов приводит к тому, что полнота и точность восприятия одних и тех же предметов и явлений могут отличаться у разных людей.
Восприятие, будучи, как и всякий процесс познания, отражением материального мира, зависит и от особенностей личности воспринимающего субъекта, его прошлого опыта, знаний, интересов. Особенности личности и организма, потребности и мотивы восприятия, побуждения оказывают влияние на процесс восприятия, выделяя наиболее важные для воспринимающего человека стороны, качества и особенности объекта восприятия.
Так же, как и ощущение, возникающее восприятие есть вместе с тем отражение того, что существует объективно, независимо от субъекта. Ощущение и восприятие являются субъективным образом объективного мира.
Признание влияния особенностей воспринимающего субъекта на ощущения и восприятия не означает, однако, что может быть принято субъективно-идеалистическое учение, утверждающее, будто бы реально существуют лишь ощущения и весь мир есть только совокупность ощущений. Диалектический материализм отвергает эту точку зрения. Согласно теории познания, разработанной В. И. Лениным, критерием правильности ощущений и восприятий, как и всякого процесса познания, является практическая деятельность человека, в ходе которой проверяется соответствие ощущений и восприятий реальной действительности. Критерием истинности ощущений и восприятий является практика.
При проверке результатов своей практической деятельности, ощущений и восприятий человек руководствуется не только своим личным практическим опытом, но и общественной практикой, опытом других людей, с которыми он общается с помощью языка. Поэтому восприятие тесно связано с языком, со словесно выраженными понятиями и мышлением.
Важной особенностью восприятий и особенно ощущений человека является их связь с эмоциями. Одним из наиболее ярких примеров связи ощущений и эмоций является боль. Эмоциональный момент резко выступает в ощущениях, относимых к так называемому общему чувству, широко охватывающему раздражения, идущие от организма.
В некоторых случаях восприятия и ощущения отличаются особенно сильной эмоциональной окрашенностью. Некоторые люди, например, не переносят вида крови, даже на рисунке. Хорошо освещенная комната нередко улучшает настроение, но в некоторых случаях яркий свет вызывает неприятное чувство, беспокойство.
Воспринимаемое событие или явление в ряде случаев оставляет после себя впечатление, обычно отличающееся эмоциональной окраской. Сила впечатления зависит как от характера объекта восприятия, так и от особенностей личности. Особенно выраженная склонность личности к образованию глубоко эмоциональных впечатлений называется впечатлительностью. Впечатлительность обнаруживает себя, конечно, не только при чувственно-образном восприятии, но и при восприятии речи.
Проекция, откровение и функция восприятия | Феноменальные качества: чувство, восприятие и сознание
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Феноменальные качества: чувство, восприятие и сознание, метафизика, книги, журналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Феноменальные качества: чувство, восприятие и сознание, метафизика, книги, журналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Процитируйте
Коутс, Пол,
«Проекция, откровение и функция восприятия»
,
у Пола Коутса и Сэма Коулмана (редакторы)
,
Сознание
(
Оксфорд,
2015;
онлайн-издание,
Оксфорд Академический
, 17 сентября 2015 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198712718.003.0007,
, по состоянию на 14 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Феноменальные качества: чувство, восприятие и сознание, метафизика, книги, журналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Феноменальные качества: чувство, восприятие и сознание, метафизика, книги, журналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе отстаивается проективистское понимание восприятия. Проводятся различия между теориями восприятия, философскими картинами, которые мотивируют такие теории, и функциями восприятия в нашей жизни. Согласно Навигационное изображение , центральной функцией восприятия является предоставление знаний об объектах, которые позволяют субъектам ориентироваться в окружающей их среде и использовать ее с пользой. Ничто из этого не требует раскрытия внутренней природы чувственных свойств внешних объектов. Картинка противостояния лежит в основе прямого реализма. Утверждается, что эта теория восприятия не может дать положительного объяснения эмпирических отношений, которые она постулирует, или объяснить, как определяется индивидуальное содержание переживаний. Эти соображения поддерживают каузальную теорию восприятия, согласно которой феноменальные качества находятся на стороне наблюдателя, а не в воспринимаемых нами объектах. Они проецируются на объекты, которые мы считаем присутствующими.
Ключевые слова: каузальная теория восприятия, картина конфронтации, навигационная картина, прямой реализм, дизъюнктивизм, внутренние свойства, инвертированный спектр, феноменальные качества, проективизм, откровение
Тема
Метафизика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Эпистемология | Определение, история, типы, примеры, философы и факты
оптическая иллюзия: преломление света
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Аристотель Платон Джон Локк Святой Августин Иммануил Кант
- Похожие темы:
- чистая доска врожденная идея сенсационность когерентизм фундаментализм
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
эпистемология , философское исследование природы, происхождения и пределов человеческого знания. Термин происходит от греческого epistēmē («знание») и logos («причина»), и соответственно эту область иногда называют теорией познания. Эпистемология имеет долгую историю в западной философии, начиная с древних греков и продолжаясь до наших дней. Наряду с метафизикой, логикой и этикой это одна из четырех основных ветвей философии, и почти каждый великий философ внес свой вклад в нее.
Природа эпистемологии
Эпистемология как дисциплина
Почему должна существовать такая дисциплина, как эпистемология? Аристотель (384–322 гг. до н. э.) дал ответ, сказав, что философия начинается с удивления или замешательства. Почти все люди хотят понять мир, в котором они живут, и многие из них строят различные теории, чтобы помочь себе понять его. Однако, поскольку многие аспекты мира не поддаются простому объяснению, большинство людей, вероятно, в какой-то момент прекратят свои усилия и удовольствуются той степенью понимания, которой им удалось достичь.
В отличие от большинства людей, философы увлечены — некоторые сказали бы одержимы — идеей понимания мира в самых общих чертах. Соответственно, они пытаются построить теории, которые были бы синоптическими, дескриптивно точными, объяснительно сильными и во всех других отношениях рационально обоснованными. Поступая таким образом, они продвигают процесс исследования дальше, чем обычно делают другие люди, и именно это подразумевается, когда они говорят, что развивают философию по таким вопросам.
Как и большинство людей, эпистемологи часто начинают свои рассуждения с предположения, что они обладают огромным знанием. Однако, размышляя над тем, что они предположительно знают, они обнаруживают, что это гораздо менее надежно, чем они думали, и действительно приходят к выводу, что многие из их самых твердых убеждений сомнительны или даже ложны. Такие сомнения возникают из-за определенных аномалий в восприятии мира людьми. Две из этих аномалий будут подробно описаны здесь, чтобы проиллюстрировать, как они ставят под сомнение общепринятые притязания на знания о мире.
Две эпистемологические проблемы
Большинство людей заметили, что зрение может обманывать. Прямая палка, погруженная в воду, выглядит согнутой, хотя это не так; железнодорожные пути как бы сходятся вдали, но это не так; и страницу англоязычной печати, отраженную в зеркале, нельзя читать слева направо, хотя во всех других обстоятельствах это возможно. Каждое из этих явлений каким-то образом вводит в заблуждение. Тот, кто думает, что палка согнута, что железнодорожные пути сходятся и т. д., ошибается относительно того, каков мир на самом деле.
Хотя на первый взгляд такие аномалии могут показаться простыми и не вызывающими проблем, более глубокое их рассмотрение показывает, что верно как раз обратное. Откуда известно, что палка на самом деле не согнута и что дорожки на самом деле не сходятся? Предположим, кто-то говорит, что знает, что палка на самом деле не согнута, потому что, когда ее вынимают из воды, можно увидеть, что она прямая. Но дает ли вид прямой палки, вытащенной из воды, серьезное основание думать, что, когда она находится в воде, она не согнута? Предположим, кто-то говорит, что пути на самом деле не сходятся, потому что поезд проезжает по ним в точке, где они, кажется, сходятся. Но откуда знать, что колеса поезда не сходятся и в этой точке? Что оправдывает предпочтение одних из этих верований другим, особенно когда все они основаны на том, что видно? Видишь, что палка в воде согнута, а палка вне воды прямая. Почему же тогда палка объявлена действительно прямой? Почему, в сущности, предпочтение отдается одному восприятию над другим?
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Один из возможных ответов — сказать, что видения недостаточно, чтобы дать знание того, как обстоят дела. Зрение необходимо «исправлять» с помощью информации, полученной от других органов чувств. Итак, предположим, что человек утверждает, что веская причина полагать, что палка в воде прямая, состоит в том, что, когда палка находится в воде, можно почувствовать руками, что она прямая. Но что оправдывает веру в то, что осязание более надежно, чем зрение? В конце концов, осязание порождает неправильные восприятия так же, как и зрение. Например, если человек охлаждает одну руку и согревает другую, а затем опускает обе в ванну с чуть теплой водой, вода будет казаться теплой для холодной руки и холодной для теплой. Таким образом, трудность не может быть решена путем обращения к другим органам чувств.
Другой возможный ответ может начаться с утверждения, что ни одно из чувств не может гарантировать представление вещей такими, какие они есть на самом деле. Вера в то, что палка действительно прямая, поэтому должна быть оправдана какой-либо другой формой осознания, возможно, разумом. Но почему разум должен считаться непогрешимым? Он часто используется несовершенно, например, когда кто-то забывает, просчитывает или делает поспешные выводы. Более того, зачем доверять разуму, если его выводы противоречат выводам, полученным из ощущений, если, конечно, чувственный опыт лежит в основе большей части того, что известно о мире?
Ясно, что здесь есть целый ряд трудностей, и придется хорошенько подумать, чтобы прийти к убедительной защите кажущегося простым утверждения о том, что палка действительно прямая. Человек, принявший этот вызов, по сути, будет решать более крупную философскую проблему познания внешнего мира. Эта проблема состоит из двух вопросов: как можно узнать, существует ли реальность, которая существует независимо от чувственного опыта, учитывая, что чувственный опыт, в конечном счете, является единственным имеющимся свидетельством существования чего-либо; и как можно узнать, каково что-либо на самом деле, учитывая, что различные виды сенсорных свидетельств часто противоречат друг другу.