Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Наблюдение психология: 3. Метод наблюдения в психологии.

8. Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемогообъекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдения считается одним из старейшим психологических методов. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Ме́тод опро́са – психол-ий вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Департамент психологии – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет социальных наук приглашает на новую онлайн-программу повышения квалификации «Управление изменениями. Лидер как коуч». Елена Наумцева, старший преподаватель Департамента психологии НИУ ВШЭ, организационный консультант и практикующий бизнес-коуч, представляет программу и рассказывает об актуальных компетенциях руководителя в условиях социальной турбулентности.

Научная группа под руководством проф. Нартовой-Бочавер С.К. подготовила российскую адаптацию Опросника аутентичности М. Керниса и Б. Голдмана, который был разработан в рамках экзистенциального понимания аутентичности.

Сотрудники университета могут подать заявку до 30 ноября

Во главу угла развития общества сегодня ставится психологическое благополучие человека, то есть его удовлетворенность жизнью, способность видеть ее смысл и цель. Как понимают психологическое благополучие гедонисты и кто такие эвдемонисты, как работает персонология — эти темы обсудили на объединенном научном семинаре «Психологические интервенции, психологическое благополучие и развитие субъектности». HSE daily публикует тезисы доклада руководителя департамента психологии Марии Чумаковой.

«Ананьевские чтения» — традиционная ежегодная научная конференция, проводимая факультетом психологии СПбГУ. На юбилейной конференции в 2022 году были рассмотрены ключевые направления теоретического анализа и прикладного применения результатов фундаментальных психологических исследований.

Исследователи из департамента психологии НИУ ВШЭ разработали рекомендации по преодолению языковой тревожности для изучающих второй иностранный язык. Они рекомендуют уделять больше внимания звуковому, грамматическому и словарному сходству изучаемых языков. Результаты исследования опубликованы в «Вестнике РУДН».

23 октября в Еврейском центре и музее толерантности состоялась открытая лекция проф. департамента психологии С.К. Нартовой-Бочавер. Что такое чувство дома? Обсудили этот предмет с точки зрения антропологии и психологии. Дом — это просто ночлег или символ? Если символ, то символ чего? Как дом определяет нашу личность, какими обладает функциями и значением? Откуда возникает привязанность к месту и что дает тяга к путешествиям? Быть домоседом — это хорошо или плохо? Почему какие-то народы предпочитают оседлый образ жизни, а другие — кочевой? Что теряют люди, когда расстаются с домом? Как обрести чувство дома на новом месте? Все эти вопросы обсудили на открытой лекции.

За четыре года в Вышке Анна Иванова прошла путь от ведения семинаров у первокурсников до авторского курса об автобиографической памяти.

Преподаванию она отдает очень много времени, а параллельно дописывает диссертацию и ведет психологическую практику. В интервью «Ровесникам Вышки» Анна рассказала о гендерных исследованиях, первых впечатлениях от своего департамента и пользе дисциплин общего цикла.

19 октября состоялась защита кандидатской диссертации стажера-исследователя центра социокультурных исследований Екатерины Дмитриевны Васильевой по теме «Роль стратегий сохранения «лица» в межкультурном и монокультурном деловом взаимодействии». Комиссия единогласно проголосовала на присуждение Екатерине степени кандидата психологических наук, отметила актуальность разрабатываемой темы и пожелала интересного научного пути.

В томе 19 № 3-2022 читателям представлен спецвыпуск, позволяющий ответить на вопросы: как личность реагирует на неопределенность, какие особенности и ресурсы саморегуляции наиболее адаптивны, каковы конкретные стратегии адаптации к ситуации пандемии, вызванной к COVID-19 с учетом государственных мер профилактики и самостоятельных субъективных способов снижения биогенной опасности, как измерить личностные расстройства дезадаптированных людей? Предлагаемый авторами специального выпуска диагностический инструментарий может помочь исследователям, которых волнуют эти проблемы.


Во втором номере также представлены теоретико-эмпирические статьи общего раздела и статьи раздела «Рецензии и обзоры».

Психология наблюдения — Мир психологов

Психология наблюдения

Психология наблюдения — это междисциплинарная система изучения, которая обычно подпадает под знамя психологии обучения. Психология обучения — это особая ветвь психологических исследований, которая пытается сделать выводы о том, как люди учатся, что значит научиться поведению и как это понимание обучения может быть применено в профилактическом или терапевтическом контексте.

Психология наблюдения, в частности, должна сказать, что обучение происходит непосредственно из процесса наблюдения. Подобно бихевиоризму, он опровергает врожденную или инстинктивную основу (большинства) человеческого поведения и вместо этого утверждает, что объединенные силы поведения, которое мы наблюдаем, и культура, в которой мы растем, ответственны за поведение, которое мы в конечном итоге изучаем и проявляем. Поскольку наблюдательная психология так много внимания уделяет обучению в раннем детстве, она также имеет некоторое отношение к психологии развития — поэтому ее называют «междисциплинарной» системой.

Бандура и теория социального научения

В центре наблюдательной психологии находится «теория социального научения», выдвинутая Альбертом Бандурой. Первоначально исследователь в поддержку лагеря бихевиористов, Бандура в конечном итоге сыграл важную роль в популярном переходе от поведенческой к когнитивной психологии, который начался в конце 1950-х годов в Соединенных Штатах. Его «изменение взглядов», каким бы оно ни было, произошло после знаменитой серии экспериментов, называемых сегодня «экспериментами с куклой Бобо».0005

Изучая группу маленьких детей, Бандура обнаружил, что после просмотра видео, на котором один из его коллег избивает «куклу Бобо» (утяжеленную надувную куклу, предназначенную для того, чтобы вставать обратно после того, как ее опрокинули), дети были склонны повторять такое поведение сами. Примечательно, что подобное поведение повторялось даже без подкрепления или даже предложения вознаграждения.

Впервые обусловливание, классическое или оперантное, было поставлено под сомнение. Может быть, все-таки были и другие объяснения генезиса поведения?

Теория социального научения утверждает именно это: при достаточном наблюдении для обучения не требуется никакого режима обусловливания или подкрепления. Вместо этого субъекты приобретают знания и демонстрируют поведение после прохождения трехэтапного процесса «наблюдения», «сохранения» и «воспроизведения».

Современный вопрос в психологии наблюдения…

Очевидно, что психология наблюдения по-прежнему является весьма актуальной областью изучения. Вспомните все разговоры всего этого десятилетия о насилии в средствах массовой информации и о том, какое влияние это насилие оказывает на поведение детей, подвергающихся его воздействию, если таковое имеется. Последствия такого вопроса важны для всех нас. Всего за последние несколько лет наше общество стало свидетелем установки V-Chips в телевизорах, чтобы помочь родителям контролировать просмотр своих детей, а также введения строгих рейтинговых систем в музыке, телевидении и видеоиграх.

Большая часть этой реакции связана с исследованиями, проведенными психологом-наблюдателем Отто Ларсоном. В 1968 году Ларсон провел несколько исследований детских телевизионных программ и обнаружил, что в целых 56% случаев герои этих шоу добивались своих целей с помощью актов насилия. Хотя в значительной степени неясно, достаточно ли воздействия такого программирования, чтобы вызвать повторение поведения, тем не менее это было очень популярное исследование, получившее широкую поддержку населения.

… и его опровержение!

Когда наблюдательная психология описывается как междисциплинарная область, это отчасти означает, что фундамент самой области все еще находится в некотором движении. Выводы тех, кто работает психологами-наблюдателями, еще предстоит систематизировать, хотя, взятые по отдельности, они пользуются значительной институциональной поддержкой.

Вот почему, чтобы найти опровержение утверждения, сделанного в наблюдательной психологии, часто не нужно заглядывать дальше наблюдательной психологии! Ставя под сомнение заявления, сделанные Отто Ларсоном в его 1968, Сесилия Хейс попыталась сама закрыть этот вопрос в 1994 году.

Исследование Сесилии должно было определить, является ли человеческий фактор важным фактором в обучении через наблюдение. Для этого она провела эксперименты, в которых одних испытуемых заставляли наблюдать, как люди взаимодействуют с объектами, а других заставляли наблюдать за теми же объектами, которыми дистанционно управляют роботы. Хотя с объектами манипулировали точно так же, испытуемые, которые видели человеческое взаимодействие, были гораздо более склонны к повторению поведения, когда они подвергались воздействию одного и того же объекта. Это называется «призрачным состоянием» — принцип, который научно подтвердил важность человеческого агента в обучении через наблюдение.

Это важно для ответа на вопрос, влияет ли насилие в СМИ на тех, кто его смотрит. Казалось бы, в случаях явной оторванности от реальности, таких как мультфильмы, мало опасности повторения детьми наблюдаемого поведения. Естественно, открытие имеет последствия не только для этого вопроса, но исследование, тем не менее, остается прекрасным примером того, как наблюдательная психология напрямую взаимодействует с проблемами, с которыми мы сталкиваемся как общество.

Оценка
  • Психология наблюдения является междисциплинарной областью, которая включает в себя некоторые элементы психологии обучения, а также психологии развития.
  • Он пытается определить, что подразумевается под обучением, как приобретается обучение и какую роль играет наблюдение в приобретении и выполнении поведения субъектом.
  • Он отличается от бихевиоризма тем, что утверждает, что для облегчения поведения не требуется никакого обусловливания или графика подкрепления, если имеет место достаточное наблюдение.
  • Теория социального обучения, одна из основных теорий, возникших в этой области, утверждает, что обучение происходит в три этапа: наблюдение, сохранение и воспроизведение.
  • Наблюдательная психология несколько раз высказывалась по текущим вопросам, последний раз в вопросе о том, влияет ли насилие в средствах массовой информации на поощрение агрессивного поведения у зрителей этих средств массовой информации.
  • Отто Ларсон в 1968 году сделал некоторые заявления о том, что это так, тогда как Сесилия Хейс в 1994 году подтвердила, что наблюдение за человеческим актером принципиально важно для обучения поведению. Люди склонны не повторять поведение, которое они наблюдают у других видов, по крайней мере, не с такой готовностью, как в противном случае.

Самонаблюдение в психологии | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/9780190236557. 001.0001/acrefore-9780190236557-e-479

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.479
  • Опубликовано в Интернете: 31 марта 2020

8 Summary

.104.104.104. 104.104.104.104.104.104.104.104.104.104.104.104.104.104.104. методов, связанных с описанием умственной деятельности первого порядка (например, самоанализом) и отчетами от первого лица, были частью исследовательских процедур психологии с момента зарождения дисциплины. Это остается неотъемлемым, хотя и оспариваемым, инструментом, который психологи могут использовать практически во всех областях. В таких областях, как феноменология, исследование памяти, психологическая оценка и этнография, среди прочего, самонаблюдение использовалось для доступа к информации, которую нелегко получить с помощью альтернативных методов. Другие названия интроспективных методов включают самоотчет, ретроспективу, внутреннее восприятие и саморефлексию.

Ключевые слова

  • Self-поддержка
  • Интроспекция
  • Сознание
  • Методы исследований
  • Ретроспекция
  • Самоуборник

Субъекты

  • 7888 9003 9003 9003 и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психологические и психические и психологические и психологические и психические и психологические.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *