Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Наблюдение является процессом: 3. Метод наблюдения в психологии

Содержание

Процесс реализации наблюдения — Исследования маркетинга (Менеджмент и маркетинг)

7.2. Процесс реализации наблюдения

Процесс проведения наблюдений, как и все, должно планироваться. При планировании должны быть четко установлены сроки проведения наблюдений и определены средства сбора информации, затраты, время, помощники и их квалификация.

Выделяют следующие этапы проведения наблюдения:

· определение цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения;

· обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми;

· выбор способа наблюдения и разработка процедур на основе предварительно собранных материалов.

Прежде, чем приступить к наблюдению, нужно заранее выбрать признаки, единицы наблюдения, по которым можно судить о ситуации и которая интересует исследователя. В качестве единицы наблюдения (со стороны наблюдаемого – это единица поведения) можно выделить и фиксировать любой сложный набор действий различного характера, например, покупатель может просто посмотреть на определенный товар, а может взять его в руки.

Для того, чтобы данные наблюдений были понятны другим исследователям, а результаты однотипных исследований были сопоставимы, необходимо разработать язык, систему понятий, при помощи которых описываются результаты наблюдений. Очень важным также является подготовка технических документов и оборудования, тиражирования карточек, протоколов, инструкций для наблюдений, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и т.п.

После разработки плана осуществляется наблюдение, сбор данных, накапливание информации.

В этом случае необходимо подобрать наблюдателей, которые должны обладать не только вниманием, терпением и способностью фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, но и быть очень добросовестными.

Наблюдатель должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным. Необходимо знать, что в каждый определенный момент человек способен воспринимать от 5 до 10 дискретных единиц одновременно. Если сфера наблюдений очень широкая, то целесообразно поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределяя при этом функции.

Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка инструкции, где даются точные указания относительно того, по каким критериям, правилом будет вестись регистрация событий. Например, наблюдатель не может отметить проявление агрессивности, если эта категория не присутствует в коде.

Инструкция должна содержать также требования к способу фиксации наблюдаемых событий: она может содержать пояснения, как и когда пользоваться применяемыми шкалами измерений.

Наблюдатели по возможности должны стремиться одинаково оценивать наблюдение, для этого в инструкции следует указать принципы, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить свои суждения.

Важным этапом наблюдения является фиксация его результатов и  выполняется это в виде:

· кратковременной записи;

· карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений;

· дневника наблюдений, в котором систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, поведение отдельных лиц, собственные размышления и трудности;

· фото-, видео-, звукозаписи.

Большое значение имеет контроль наблюдения  и осуществляется он разными способами:

· проведением разговора с участниками ситуации;

· обращением к документам, связанным с данным событием;

· сертификацией, проверкой результатов собственного наблюдения, наблюдений, сделанными другими;

· посылкой рапортов о наблюдении к другим исследователям с целью повторения наблюдений.

Завершающим этапом наблюдения является отчет, который должен содержать:

· полную документацию о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения;

· информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способа наблюдения;

· характеристику наблюдаемых лиц;

· собственные заметки и интерпретацию наблюдателя;

· оценку надежности полученных результатов.

Обычно применяют один из трех видов оценки надежности:

Рассмотрим пример наблюдения. Фирма, производящая апельсиновые соки определенной марки, дает задание Вам провести скрытое наблюдение покупателей.

Ниже показаны примерные формы регистрации наблюдений.

Структура группы наблюдаемых

Использование

                       _________________тележки для продуктов

                       _________________продуктовой корзины

                       _________________ничего

Регистрация поведения в магазине

Использование

                       ________________списка покупок

                       ________________калькулятора

                       ________________купонов

Время совершения покупки_________________

Купленное количество        _________________

Также желательно разбить покупателей на категории:

· один покупатель,

· двое взрослых покупателей,

· один взрослый покупатель с детьми.

Возможна классификация покупателей и по иным признакам:

· пол, возраст,

· использует или не использует для покупок тележку и т.д.

В указанном выше наблюдении осуществлена сначала классификация, а затем проведено наблюдение. Но можно и наоборот, но первый вариант лучше.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение наблюдению как методу сбора маркетинговой информации.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные виды наблюдения.

3. Что необходимо для того, чтобы наблюдение прошло успешно?

4. Какие преимущества наблюдения перед опросом?

5. Какие сложности возникают при проведении наблюдения?

Вместе с этой лекцией читают «6.8 Удаление затеняемых ребер».

6. Охарактеризуйте основные этапы проведения наблюдения.

7. Каким образом осуществляется фиксация процесса наблюдения?

8. В какой форме осуществляется контроль за процессом наблюдения?

9. Что должен в себя включать отчет по завершению наблюдения?

10. Составьте лист наблюдения для исследования одного из товаров: зубная паста, детские игрушки, пылесосы.

Наблюдение как метод изучения природы в начальной школе

В последние годы в начальной школе наметилась тенденция к интеллектуализации природоведческого образования. Акцент на увеличение объема все более абстрактных, теоретических знаний без опоры на развитие эмоциональной и познавательной сферы приводит к равнодушию детей к объектам окружающего мира Природы. Давно известно, что для познания окружающего мира нужна культура восприятия. Эта задача решается в процессе систематических наблюдений. В литературе по методике естествознания можно найти разные определения наблюдения. Вот только некоторые из них:

Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира [1, 201].

Наблюдение- это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы, обобщения [4, 137].

Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность всесторонне рассматривать объект окружающего мира, увидеть происходящие в нем изменения, определить их причины и условия протекания [3, 142].

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения природоведению известен давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобретает все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

В процессе наблюдения у детей формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдение в процессе естественнонаучной подготовки младших школьников это важнейший метод познания природы, с помощью которого учащиеся готовятся к наиболее сложным научным исследованиям — постановке и проведению опытов.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий. Школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов и объяснять принципы их действия.

В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научиться осязать, видеть, слышать и т. д. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Минарта: “От вас самих зависит прозрение — вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием “знай, на что смотреть” [5, 45]. Действительно, успех в наблюдениях в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен “компас”, указывающий направление наблюдения. Таким “компасом” и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения и должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся.

В ходе наблюдений у младших школьников начинает формироваться целостный материалистический взгляд на окружающую природную среду:

1) окружающий мир реально существует и познается человеком;

2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

3) окружающий мир не является чем — то статичным, он постоянно изменяется.

Умения наблюдать, как интеллектуальные умения, можно оценить с помощью критериев [2, 46]:

  • умение выделять главное, существенное;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой;
  • умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Критерии оценки становления научного мировоззрения так же применимы для оценки становления у младших школьников наблюдательности [2, 46]:

  • наличие доказательств, что окружающий мир познаваем;
  • наличие доказательств об изменяемости мира;
  • наличие доказательств о целостности и неразрывности окружающего мира;
  • отношение человека к окружающему миру и роли в нем.

Наблюдения способствуют накоплению у младших школьников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В ходе наблюдений учащиеся получают и специальные практические умения и навыки. К.Д. Ушинский обращался к учителям: “Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли. И эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми, пытливыми, любознательными людьми” [6, 89].

Наблюдение при изучении курса естествознания применяется широко, потому что способствует наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы. Наблюдение как метод естествознания тесно связано со словесными и наглядными методами и применяется тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения. Наблюдения за предметами и явлениями сопровождают проведение лабораторных опытов, практических работ в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Поскольку основным методом является непосредственное наблюдение ее различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям [2, 67]:

  • содержание наблюдений должно быть систематизировано;
  • все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны с курсом природоведения по годам обучения;
  • наблюдения от класса к классу должны усложняться, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;
  • объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий — этой специальной формы организации обучения или как часть урока, который проводится в классе. Используются они и эпизодически, как наглядный метод обучения. На основе обзора методической литературы [1, 3, 4 и др.] можно выделить несколько видов наблюдений.

По дидактической направленности:

  • наблюдения предваряющие изучение нового материала.
  • наблюдения проходящие в процессе изучения нового материала.
  • наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.

По технической “оснащенности” восприятия:

  • качественные наблюдения.
  • количественные наблюдения.

По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:

  • самостоятельные наблюдения.
  • коллективные наблюдения.

Выводы и сообщения.

По длительности:

  • кратковременные наблюдения.
  • длительные наблюдения.
  • фенологические наблюдения.

Необходимость учить детей видеть, наблюдать возникла не только сейчас, в XXI веке. Истоки уходят к концу XVIII века. Именно в это время было введено преподавание естествознания в русских школах. И вопросам организации наблюдений уделяли внимание такие известные учёные как В.Ф. Зуев, А.Я. Герд, В.П. Вахтеров, И.И. Полянский и др.

Не обходят вниманием вопрос о наблюдениях и наблюдательности современные ученые. Так, построение программы Зои Александровны Клепининой позволяет и предполагает наблюдать живую природу. Это могут быть задания учебника или учителя. Порядок наблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные наблюдения фиксируются в тетрадях и календарях природы и являются основой формирования знаний о природе, важным условием развития ребенка.

Большое место в своей программе отводит наблюдениям и Андрей Анатольевич Плешаков. Он считает, что большое значение следует уделять целенаправленной работе по формированию у детей экологической культуры. Одним из средств является наблюдение. Он рекомендует проводить по возможности как можно большее экскурсий. Кроме того, им разработан “Научный дневник”. Заполнение его позволяет проводить как краткосрочные, так и длительные наблюдения уже с первоклассниками.

Таким образом, наблюдения – один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников практических методов получения знаний о природе. Объекты для наблюдений младших школьников должны быть доступными, а сами наблюдения – систематическими и целенаправленными Полученные в ходе наблюдений знания о природных объектах, явлениях, закономерностях для младшего школьника конкретны, убедительны, при этом образовательная эффективность наблюдений, тем выше, чем больше органов чувств участвуют в восприятии.

Использованная литература.

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов. М.: Владос, 2001.
  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А Наблюдения и опыты на уроках природоведения. М.: Просвещение, 1988.
  3. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учебник для пед. ин-тов. М., 1990.
  4. Петросова Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб, заведений. М., 1999.
  5. Скаткин М.Н. Методика естествознания в начальной школе Л. 1953.
  6. Федорова В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России. М., 1958.

Что такое процедура наблюдения?

Последнее обновление: 21 июня 2018 г.

Что означает процедура наблюдения?

Процедура наблюдения — это процесс, используемый для наблюдения и записи набора действий или поведения. В общем, процедура или метод наблюдения относится к любому исследованию, основанному либо на формальном, либо на неформальном наблюдении. Подкатегории наблюдения включают контролируемые наблюдения, естественные наблюдения и включенные наблюдения.

Процедуры наблюдения обычно организуются и проводятся в соответствии с заранее установленными правилами, чтобы информацию, собранную в ходе процесса, можно было проанализировать и сравнить. Независимо от того, наблюдаете ли вы за людьми, объектами или экспериментами, запись сделанных наблюдений также является важной частью процесса.

Процедуры наблюдения могут называться процедурами наблюдения или методом наблюдения.

Реклама

WorkplaceTesting объясняет процедуру наблюдения

Процедуры наблюдения используются в профессиональной подготовке и реабилитации, чтобы помочь консультантам и профессиональным специалистам в оценке и трудоустройстве людей на подходящие рабочие места. Знание физических способностей человека, личных реакций на стимулы и других характеристик, полученных в результате наблюдения, может помочь профессиональным консультантам и / или терапевтам при определении того, готов ли человек к профессиональному трудоустройству и когда.

Метод наблюдения может также использоваться психологами и другими специалистами для оценки и регистрации поведения и способностей человека. Чтобы сохранить полезность собранной информации, разные наблюдатели следуют одним и тем же процедурам. Например, при оценке вероятности наличия у человека аутизма или расстройства аутистического спектра часто используется определенный набор процедур наблюдения. В рамках более широкой оценки психолог или социальный работник может наблюдать за социальными взаимодействиями человека либо один на один, либо в группе и записывать свои выводы.

В некоторых случаях участники процедуры наблюдения не знают о проведении исследования. В других случаях участники принимают активное участие в процессе.

Связанный вопрос
Какое обучение требуется для SAP (специалиста по злоупотреблению психоактивными веществами)?

Реклама

Синонимы

Метод наблюдения, процедуры наблюдения

Поделись этим термином

Связанные термины
  • Обучение психосоциальным навыкам
  • Наблюдаемое тестирование
  • Немедицинская оценка
  • Тестирование личности
  • Отчет о профессиональной оценке
  • Процесс реабилитации
  • Диаграмма рассеяния
  • Текущая процедурная терминология
  • Плановое тестирование
Похожие материалы
  • Действительно ли опиоиды, отпускаемые по рецепту, на рабочем месте являются проблемой?
  • Поддержка психического здоровья сотрудников на рабочем месте
  • 8 Признаки и симптомы дефицита магния
  • Низкоударное кардио: 7 эффективных тренировок для суставов
  • 5 растительных источников белка, которые следует включить в свой рацион
  • Что работодатели могут ожидать от расследования OSHA
Теги
Тестирование на пригодность к работеТестирование на рабочем месте 101Тестирование функциональных возможностейТестирование личностиАнализ физических требованийПредварительная оценкаТрудоустройство

Актуальные статьи

Тестирование на наркотики

Понимание недействительного теста на наркотики: 7 вопросов, которые нужно ответить на

Мониторинг здоровья работников

FEME мочи: чем он отличается от других анализов мочи и почему это важно

Подходит для работы

Тестирование пригодности к работе: что это такое и почему оно является критически важным элементом для создания сильной культуры здоровья и безопасности

Эргономика

10 эргономических опасностей на рабочем месте, на которые следует обратить внимание

Что такое наблюдение за процессом и как его лучше всего реализовать? Информация о производстве

Наблюдение за процессом, по сути, просто это. Это метод сбора данных, используемый в методологиях Lean и Six Sigma. Это способ точного подтверждения того, что происходит. во время любого конкретного процесса. Одним из самых больших затрат времени при изучении любого типа процесса является сбор данных. Бесценным способом сбора данных является беспристрастное наблюдение за процессом.
Хотя каждый проект по улучшению имеет свои собственные уникальные данные, полезно знать некоторые показатели, которые можно использовать в ваших наблюдениях для количественной оценки результатов. определить воздействие. Если измеряемый процесс требует много времени и работы, попробуйте сначала измерить образец. Некоторые из этих вещей, которые вы должны принять к сведению в своих наблюдениях:

• Незавершенное производство: объем работы, который вошел в процесс, но не был завершен.
• Средняя скорость завершения: среднее количество рабочих элементов, выполненных за определенный период времени (день, час и т. д.).
• Изменение спроса: Величина колебаний спроса на выходе процесса.
• Выход с первого прохода: процент незавершенного производства, который проходит весь процесс с первого раза без необходимости каких-либо исправлений или повторной обработки. Это хороший показатель качества процесса. функционирует. Он также отражает ваши цели в области бережливого производства и шести сигм. Чтобы иметь высокий выход продукции с первого прохода, процесс должен иметь хороший технологический поток и выполняться с небольшим количеством ошибок.
• Утверждения до того, как работа может быть завершена, или передачи туда и обратно между группами или людьми: большое количество любого из них может указывать на то, что ваш процесс работает медленнее, чем необходимо. Бережливые процессы обычно работают при небольшом количестве утверждений и передач и высоких уровнях качество.
• Дефекты/возможности сигмы: Уровень сигмы в методе «шесть сигм» — это количество дефектов, возникающих в расчете на одну возможность дефекта. Вам нужно иметь четкое определение дефекта и возможности дефекта, чтобы все сотрудники четко понимали это. Это облегчит отслеживание. Кроме того, убедитесь, что это то, что важно для вашего клиента.
• Цикл или время выполнения: количество времени, которое требуется любому рабочему элементу для прохождения процесса от начала до конца.
• Настройка, время простоя: любые задержки или потери производительности, возникающие при переключении задач между людьми.
При сборе данных беспристрастное наблюдение за текущим процессом имеет решающее значение для выявления потерь времени, материалов и т. д. Вы можете многое наблюдать, просто наблюдая, хотя в некоторых условиях может быть трудно наблюдать за самой работой. Это связано с тем, что существует так много виртуальных рабочих продуктов, например электронная почта, телефон, компьютерные данные и отчеты. В этих случаях наблюдение за процессом часто осуществляется один на один с добровольцами и обученными наблюдателями.
Обученный наблюдатель будет следить за сотрудником и наблюдать за тем, что он делает от одного вида деятельности к другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *