Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
-
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
-
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
-
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.
д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция |
Сущность |
Пример |
Сравнение |
Умение находить общее в различном и различное в похожем. |
Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение |
Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. |
Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ |
Выделение свойств или частей предметов и явления. |
Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез |
Объединение частей или свойств предмета в одно целое. |
Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом.
Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Наглядно образное мышление дошкольников: особенности развития, методы
Содержание
- 1 Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте
- 1.1 Наглядно действенное
- 1.2 Наглядно образное
- 2 Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников
- 3 Формирование наглядно образного мышления
- 4 Почему важно развивать образное мышление
- 5 Способы развития наглядно образного мышления
- 5.1 Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте
Развитие дошкольников происходит стремительно. С каждым годом они проходят несколько этапов, которые позволяют им оценивать не только окружающий мир, но и собственную роль в окружении. Формируется важнейший процесс познавательной сферы – наглядно образное мышление у детей дошкольного возраста, закладывающее фундамент для последующих мыслительных операций.
Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте
В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых всесторонне развивается уже в более взрослом возрасте.
До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:
- наглядно действенное;
- наглядно образное;
- словесно логическое мышление.
Перечисленные виды мышления последовательно развиваются в дошкольном возрасте. В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.
Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.
Наглядно действенное
Наглядно действенное мышление полноценно формируется к 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.
Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.
Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно-действенным. Освоение действия – например, складывание кубиков в нечто похожее на сооружение, – происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.
Наглядно образное
Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти.
Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый предмет, информация о котором осела в памяти. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.
Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будут ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.
Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.
Это может быть:
- аппликация из цветной и блестящей бумаги;
- игры с конструкторами;
- рисование карандашами, мелками, красками;
- лепка из глины и пластилина.
Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников
Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей – не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.
Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детский ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.
Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.
Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.
Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.
Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.
Формирование наглядно образного мышления
Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.
Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходимо тактильное восприятие, подразумевающее контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.
Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.
Почему важно развивать образное мышление
Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.
Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.
Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.
В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.
Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:
- Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач.
- Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления.
- Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.
Способы развития наглядно образного мышления
В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.
В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.
Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.
Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте
В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:
- наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
- сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
- сбор картинок из пазлов с постепенным усложнением задачи;
- рисование по памяти;
- творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
- экскурсии в музеи, на выставки;
- отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
- создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.
Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:
- демонстрация;
- описание или объяснение;
- совместная деятельность;
- самостоятельная работа по образцу;
- творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.
Любое занятие не должно утомлять ребенка. Едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или конструктивным творчеством.
Harvard Education Publishing Group
Стратегии визуального мышления для дошкольников
Использование искусства для повышения грамотности и социальных навыковФилип Йенавин
ткань, 192 страницы
Паб. Дата: март 2018 г.
ISBN-13: 978-1-68253-158-7
Цена: $56. 00
добавить в корзину
бумага, 192 страницы
Паб. Дата: март 2018 г.
ISBN-13: 978-1-68253-157-0
Цена: $31,00
добавить в корзину
Стратегии визуального мышления для дошкольных учреждений показывает, как учителя могут добавить стратегии визуального мышления (VTS) в свою существующую учебную программу, чтобы стимулировать речь, критическое мышление и социальные навыки у детей в возрасте от трех до пяти лет. В этом продолжении своей популярной книги « Стратегии визуального мышления » автор Филип Йенавин описывает использование искусства и другого визуального опыта для создания увлекательной и мощной среды, ориентированной на учащихся, для маленьких детей, только начинающих свой официальный школьный опыт.
Похвала
VTS мастерски поощряет детей видеть, думать, говорить и анализировать, расширяя словарный запас и развивая творческое мышление. Филип Йенавин предлагает пошаговое руководство по внедрению VTS в классе с маленькими детьми, а также дает подробный обзор теории, лежащей в основе этого метода. — Кейт Уайтскарвер, исполнительный директор Национального центра Монтессори в государственном секторе
Стратегии визуального мышления для дошкольников — замечательный ресурс для воспитателей дошкольного возраста! Опираясь на теоретиков от Пиаже до Выготского, методы Монтессори и Реджо-Эмилии, а также практику дошкольных учреждений по всей стране, Йенавин предлагает инновационные стратегии создания среды, богатой языком и визуальными стимулами, для обучения маленьких детей. — Марта Бэрри МакКенна, профессор университета, директор Creativity Commons, Университет Лесли
С удовольствием можно многому научиться из этой книги. Йенавин показывает, что дети в дошкольном возрасте узнают, что изображения можно интерпретировать с помощью простых цепочек слов, которые, когда дети понимают, что их слушают, становятся предложениями, описывающими их собственные интерпретации и, следовательно, их собственные истории. — Лелла Гандини, представитель США по распространению подхода Реджо-Эмилии
БольшеМеньше
об авторе
Филип Йенавин является соучредителем Visual Understanding in Education (VUE), некоммерческой образовательной исследовательской организации, которая разрабатывает и изучает способы обучения визуальной грамотности и использования искусства для обучения навыкам мышления и общения. Учебная программа VUE «Стратегии визуального мышления» (VTS) используется в школах США и других стран. Директор по образованию Музея современного искусства с 19С 83 по 1993 год Йенавин также руководил образовательными программами в Метрополитен-музее и Чикагском музее современного искусства в начале своей карьеры. Он был директором-основателем Художественного музея Аспена и куратором-консультантом Института современного искусства в Бостоне. Он преподавал художественное образование в Школе Института искусств в Чикаго и Массачусетском колледже искусств. Он получил премию Национальной ассоциации художественного образования за выдающиеся заслуги в 1993 году, был приглашенным научным сотрудником Джорджа А. Миллера в Университете Иллинойса в 1993 году.96, и был первым преподавателем-резидентом в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в 2012 году, среди других наград. Он входит в совет фонда Art Matters. Йенавин — автор книг « Как смотреть на современное искусство», «Ключевые термины в искусстве для начинающих» и шести детских книг об искусстве. Он помогает с выбором изображения, а также выступает в качестве модератора функции «Обучающая сеть NYTimes.com» «Что происходит на этой картинке?»
Йенавин училась в Принстонском университете с 19 лет. с 60 до 1963 года, имеет степень бакалавра в Университете штата Губернатор в Парк-Форест-Саут, штат Иллинойс, и степень магистра в Годдард-колледже в Плейнфи-филде, штат Вермонт. В 2003 году Институт искусств Канзас-Сити присвоил ему звание почетного доктора.
Развитие изобразительного мышления ребенка средствами оригинальной детской анимации
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция SHS. Том 98, 2021 Третий ежегодный международный симпозиум «Образование и город: образование и качество жизни в городе» (Education and City 2020) | |
---|---|---|
Номер статьи | 05002 | |
Количество страниц) | 6 | |
Раздел | Медиапространство и цифровые технологии в образовании | |
ДОИ | https://doi. org/10.1051/shsconf/20219805002 | |
Опубликовано онлайн | 09 марта 2021 г. |
SHS Web of Conferences 98 , 05002 (2021)
Sergey Averin 1 , 2 , Svetlana Karpova 3 , NatalaEnJAVANJEVANJEVANJEVANJAVANJEVANJAVANJEVANJAVANJAVANJAVANJAVANJEVANJAVANJAVANJAVANJAVANJAVANJAVANJAVANJAVANJAVEN0132 3 и Ольга Цаплина 4
1 Московский городской университет, Гуманитарный институт, кафедра методики преподавания истории, обществознания и права, Москва, Россия
2 ООО «ЭЛТИ-КУДИЦ», Москва, Россия
3 Московский городской университет, Институт педагогики и психологии образования, факультет педагогики, Москва, Россия
4 Московский городской университет, Институт педагогики и психологии образования, факультет психологии, Москва, Россия
* Автор, ответственный за переписку: murodhodjaeva@yandex. ru
Реферат
Современная социокультурная ситуация вызывает необходимость использования дистанционных технологий обучения даже на уровне дошкольного образования, а также более широкое использование информационных технологий как средство работы с дошкольниками. Целью настоящей статьи является не анализ положительных и отрицательных сторон информационных технологий в дошкольном образовании, а поиск и обоснование механизма их эффективного внедрения. Один из самых действенных механизмов представлен техникой оригинальной детской анимации. Потенциальная эффективность указанного процесса рассматривается в контексте развития наглядного мышления детей. Таким образом, в статье представлена попытка авторов обосновать разработку методики оригинальной детской анимации, определяющей развитие изобразительного мышления детей с учетом требований современного информационного общества, и предложить конкретные рекомендации по программному обеспечению детской анимационной студии. Поставленная цель достигается с использованием методов контент-анализа, методов сравнительного анализа научно-методических материалов и системного анализа, методов математико-статистической обработки данных, экспертного оценивания, обобщения результатов исследования.