Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нарративы это: Нарратив — что это такое? Определение, значение, перевод

Содержание

какие истории растущие компании рассказывают себе и окружающими — Руслан Серазетдинов на vc.ru

Как я искал типовые истории у компаний-газелей и что вы можете использовать в своем бизнесе

828 просмотров

Прочитав несколько статей о том, что «истории правят экономикой», а «мемы распространяются подобно вирусам» я задумался — а есть ли истории, которые транслируют растущие компании? Ведь рост, особенно динамичный, требует идеологии, а идеология основывается на историях.

Поэтому я выдвинул гипотезу: динамично растущие компании рассказывают особенные истории (нарративы).
Эти истории связаны с целями (амбиции), разделяемыми ценностями (shared purpose), ДНК бренда.
В растущих компаниях особо выделяются инновационные нарративы, которые показывают отношение к риску и стремление к инновациям.

Я провел небольшое исследование, в котором эту гипотезу ни подтвердил, ни опроверг, зато нашёл устойчивые нарративы, которые вы можете использовать у себя.

Дисклеймер: текст вышел длинный, с примерами и пояснениями, поэтому если хотите сразу «полезной пользы», добро пожаловать в конец — там есть резюме.

Что такое нарратив

Очень часто нарратив понимается как обычная история (жизни, хронология событий). Но нобелевский лауреат Роберт Шиллер трактует нарратив немного иначе:

«Нарратив не ограничивается обычной хронологией. Это может быть и песня, шутка, теория, объяснение, которое имеет эмоциональный резонанс и может быть легко передан в обыденной беседе…
Нарратив – это рассказывание истории, которое придает еи смысл и значимость и зачастую направлено на то, чтобы преподать урок или извлечь мораль.
Будучи сравнен с историеи (story), нарратив может стать интерпретациеи происходящих событии».

Роберт Шиллер

Шиллер приводит классные нарративы из экономики и предупреждает, что они могут быть ошибочными — например, нарратив «абсолютная эффективность свободного рынка» или «стратегия “купи-и-держи” как лучшая инвестстратегия на фондовом рынке».

Кому стало интересно — добро пожаловать в книгу Шиллера Narrative economics.

Ну и личный пример: полгода назад ко мне подошёл сосед с вопросом: «Правда ли, что открыть ИП — очень сложно и нужны взятки?» Я аж задохнулся от неожиданности. Для меня понятия «открыть ИП» и «сложно» вообще находятся в разных вселенных! А сосед вот работает на стройке, общается, соответственно, со строителями. Задумался он о приобретении трактора, узнал про лизинг, стал спрашивать «за бизнес» у друзей-знакомых. Те ему и рассказали, что и открыть сложно, и вести трудно.

Вот и нарратив «бизнес — это сложно». Вбейте в гугл «сложно ли вести бизнес в России» и зацените заголовки

Примеры нарратива «вести бизнес в России — сложно»

В ходе перебора поисковых запросов про «сложности бизнеса в России» я обнаружил целый пласт историй под общим названием «Малый бизнес в России уничтожают».

Пример нарратива «малый бизнес в России уничтожают»

Этот нарратив всплывает в различных околоинформационных источниках аж с 2014 года.

Как работают нарративы

Кратко: в сложных, неизвестных или непрогнозируемых системах человек не может опираться на собственный опыт. Фондовый рынок, бизнес, кризисы — если этого опыта не было у человека, ему негде найти варианты решений. Поэтому он начинает искать истории, которые помогают ему эти вариации. А уже из них относительно легко можно сделать выбор.

Старт собственного бизнеса для человека, у которого нет подобного опыта — решение в условиях недостатка информации. Поэтому человеку свойственно опираться на истории, которые он неосознанно черпает из медиа, культуры и окружения. Поэтому и «ИП в России сложно открыть», и «малый бизнес уничтожают».

Теперь то же самое, только умными словами из ВШЭ:

«Для адаптации к сложности и преодоления эффекта «иррационального» поведения индивиды используют индуктивное мышление, основанное на опыте (Arthur, 1994). Нарративы могут рассматриваться как один из способов такои адаптации, в результате которои осуществляется коммуникация, контекстуализирующая деиствия в сложных сетях.

Поэтому нарративы могут рассматриваться как средства познания и медиации коллективных деиствии в сложных адаптивных системах (Herrmann-Pillath, Bau Macedo, 2019: 4–5)».

Самая классная фишка в нарративах

Исследователи, изучающие нарративы как факторы экономики, прямо заявляют — то, что рассказывается, становится нормой. Внутри нарратива как в неком «контейнере идей» содержатся легко усваиваемые гипотезы и поведенческие паттерны. А упаковка идеи в хороший («заразный» по Р. Шиллеру) нарратив способствует её более быстрому распространению.

Сама структура нарратива отражает причинные связи действий и последствий («создашь успешный бизнес — отберут»). Это схоже со структурой принятия решений («если — то»). Более того, человеческий мозг эволюционно приспособлен к восприятию нарративов! Передача информации в этом «нарративном контейнере» помогает убеждать других, причём независимо от того, является ли его содержание информацией или дезинформацией.

Нарративы растущих компаний

Я предположил, что в растущих компаниях есть некие нарративные шаблоны, которые они транслируют. Это позволяет самим компаниям и рынку верить лидерство, впоследствии опираясь на эту установку.

Российские аналитики, наблюдая за растущими компаниями, определили одно из их ключевых отличий от других, не растущих, бизнесов: эти компании планировали свой рост. То есть они заявляли о нём. Рост чаще всего строится на инновациях и на команде.

Исходя из этих исследований, я предположил, что растущие компании должны транслировать вот такие темы:

  • Амбициозные цели («стать лидером на рынке Х», «сломать рынок У», «первыми выйти на IPO»). Этому же блоку соответствуют регулярные публикации ключевых показателей компаний (выручка, прибыль, количество открытых точек и т.д.)
  • Открытость и предсказуемость образа лидера (истории из личной жизни с переносом выводов на бизнес).
  • Инновационность.
  • Общие (разделяемые) ценности. За рубежом это называется Shared purpose. Трансляция таких ценностей позволяет окружающим присоединиться к идее бизнеса и помогать его продвижению со своей стороны.
  • Кейсы (клиентские истории).
  • Команда

Для анализа я взял рейтинг компаний-газелей от СПАРК-Интерфакс. К сожалению, рейтинг опубликован в 2018 году, да ещё и основывается на данных за 2016 год. Однако этот список ценен тем, что включает темпы роста за 4 года, выручка анализируемых компаний превышает 1 млн евро, и в списке нет компаний, аффилированных с крупными субъектами и госструктурами.

Я выбрал 10 компаний сверху списка и провёл контент-анализ содержания сайта. Анализировалась главная страница сайта, страница «О компании» по темам нарративов (см. выше).

У 8 из 10 наиболее динамично растущих компаний обнаружились эти нарративы — на страницах подробно говорилось об амбициях, инновациях, команде.

Приводилась история компании, кейсы и др. Однако у двух компаний показатели были по нулям. Более того — все элементы транслировались на сайтах всего лишь двух компаний, у остальных было 3-4 нарратива (подробнее — в таблице). Это исследование не подтвердило, но и не опровергло мою гипотезу.

Может быть, в случае личного бренда предприниматели более ярко транслируют эти нарративы? Я выбрал несколько предпринимателей на слуху и проанализировал их 50 последних постов в инстаграме. Федор Овчинников (Dodo), Ильназ Набиуллин (Чио-Чио) — динамично растущие предприниматели, увеличивающие выручку компаний в разы на протяжении нескольких лет. Для сравнения я взял двух предпринимателей, чьи бизнесы растут менее динамично (имена не раскрываю).

Вот какие показатели получились — все предприниматели транслируют нарративы растущих компаний, но растущие намного больше внимания уделяют амбициозным целям. Возвращаясь к началу этого раздела, это подтверждается тезисом «растущие компании планируют свой рост».

Сравнение нарративов в соцсетях предпринимателей

При этом отмечу, что даже в постах про команду или прочих постах представители наиболее динамично развивающихся компаний (Федор, Ильназ) часто говорили о лидерстве, амбициях.

Из интересного: обратите внимание на посты Федора Овчинникова. По сравнению с другими, он гораздо меньше внимания уделяет своему образу лидера, распределяя этот объём между инновационностью и командой.

Безусловно, исследование 4 инстаграм-аккаунтов не может быть релевантной выборкой. Впоследствии я планирую провести глубинные интервью как с владельцами компаний, так и с их сотрудниками, чтобы проверить выдвинутые гипотезы.

Резюме

  • Динамично растущие компании и предприниматели планируют свой рост и заявляют о нём в публичном пространстве — на сайте, в соцсетях, СМИ и других каналах коммуникации;
  • Ключевыми темами нарративов растущих компаний являются: Амбициозные цели, Открытость и предсказуемость лидера, Инновационность, Общие (разделяемые) ценности, Кейсы, Команда;
  • Наиболее часто растущие бизнесы транслируют нарратив «амбициозные цели»;
  • Форматы нарративов: кейсы; публикация показателей роста/динамики/выручки; рефлексия лидера; рассказывание истории бизнеса.

Жизнь как сказка. Нарративы — это то, что определяет нашу личность, нашу жизнь и нашу реальность — Нож

Из чего состоят истории

«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». «Однажды Гензель и Гретель заблудились в темном-претемном лесу». Центр истории — проблема, которая мешает героям добиться того, чего они хотят. История, которая начинается с проблемы, сразу приковывает наше внимание. Если в истории нет конфликта, нам неинтересно за ней следить. В жизни мы стремимся избегать неприятностей, но в хорошей истории без них не обойтись.

Едва начав говорить, мы сразу же начинаем рассказывать друг другу о вымышленных людях, которым очень не повезло. Как указывает исследователь игр Брайан Саттон-Смит, детские устные истории обычно включают в себя следующие события: герои теряются, их похищают, они убегают или падают, их избивают, они умирают.

Мир детских рассказов — это мир анархии, насилия и беспорядка. В одном сборнике популярных детских стишков критики насчитали больше эпизодов насилия, чем в вечерних телепередачах.

Конечно, в конце концов обычно побеждает добро, но сначала нужно хорошенько пострадать.

В лекции 1995 года Курт Воннегут выделил восемь основных сюжетных типов. По его мнению, любая история — это история падения или возвышения. Поэтому базовый тип сюжета таков: «человек попадает в яму, человек выбирается из ямы». Если речь о трагедии, то в конце истории человек остается в яме. Другой описанный им сюжет: «парень встречает девушку, парень теряет девушку, парень возвращает девушку».

Вдохновившись схемами Воннегута, ученые из университета Вермонта в 2016 году с помощью математических методов и семантического анализа выделили в книгах мировой литературы 6 базовых сюжетов: возвышение героя («Гарри Поттер»), падение героя («Анна Каренина»), «падение — взлет» («Волшебник страны Оз»), «взлет — падение» (миф об Икаре), «взлет — падение — взлет» («Золушка»), «падение — взлет — падение» («Герой нашего времени»). В основе каждой истории — определенная последовательность падений и возвышений.

Истории имеют дело с базовыми фактами и проблемами человеческого существования: это одиночество и стремление его преодолеть, муки выбора, непознаваемость жизни и неизбежность смерти.

Ученые когнитивной и эволюционной направленности рассматривают истории как виртуальные системы, в которых мы можем попрактиковаться в решении реальных проблем.

Истории отвечают на вопрос «что будет, если?» И нам всегда интересно узнать, что же будет.

Человеческая любовь к историям универсальна и неистребима: антропологи встретились с ней во всех обществах, в которых им довелось побывать.

История — это не только то, о чем рассказывается в книжках. Это форма восприятия мира, которая характерна для всех людей. Истории о том, кто я такой, говорят мне, чем я должен заниматься и во что я должен верить.

История обо мне — это и есть единственный источник того, что мы называем «личностью». Это не что-то поверхностное и дополнительное к реальности. Без согласованных историй не было бы никакого «меня» и никакой «реальности».

Реальность больных с синдромом Корсакова течет и расплывается: из-за частичной или полной амнезии они больше не могут рассказывать связные истории о себе и своем опыте. Мистер Томпсон из книги Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу» не мог соединить свои воспоминания в единую историю — он тут же забывал о том, что с ним происходило. Чувство, которое можно испытать при пробуждении, когда мы еще не совсем понимаем, кто мы такие и где очутились, — это чувство мистер Томпсон испытывал постоянно. В результате он придумывал то одну историю, то другую: его личность менялась непрерывно и совершенно непредсказуемо.

В эту секунду он бакалейщик, к которому пришли покупатели, в следующую — послушный пациент, а еще через миг готов пойти на скачки со своим воображаемым другом. Жизнь для него предстает каскадом вымыслов, фантасмагорическим театром, в котором актеры не помнят своей роли и вынуждены бесконечно импровизировать. Но даже если наши истории вымышлены и плохо согласуются друг с другом, мы не можем от них избавиться до конца.

Отсутствие памяти больные с синдромом Корсакова компенсируют потоком конфабуляций — честными, но ошибочными попытками объяснить происходящее. Даже если больной не знает ответа на вопрос, его мозг не желает с этим мириться и компенсирует нехватку знания воображением.

Британский врач Хью Варденер, проверяя состояние одного больного, спросил: «Вы помните, как мы познакомились в Брайтоне? Мы ехали вдоль пляжа — я на белой лошади, а вы на черной». Больной ответил, что прекрасно всё помнит, и дополнил описание врача новыми красочными деталями.

Впрочем, то же самое делают и абсолютно здоровые люди. В знаменитом эксперименте Элизабет Лофтус родственники рассказывали участникам об одном событии из их детства. Им рассказывали, как в возрасте пяти лет они потерялись в торговом центре, были очень напуганы, но в конце концов кто-то из взрослых помог им добраться к родителям. Некоторые побочные детали рассказа были реальными, но само событие от начала и до конца выдумали экспериментаторы. Тем не менее четверть участников удалось убедить в обратном: через две недели они уже сами рассказывали ученым, как страшно и одиноко им было в супермаркете, какие усы были у прохожего, который им помог, и даже какой на нем был пиджак (хотя изначально им не говорили об этом ни слова).

Наша память подвижна и изменчива. Многие истории, в которые мы свято верим, являются плодом коллективной фантазии — скорее литературным произведением, чем хроникой или отчетом.

В отличие от больных с синдромом Корсакова нам удается сохранять более-менее единое и устойчивое самосознание. Но это единство и устойчивость — не более чем полезная и приятная фикция.

Почему мы не можем «не выдумывать»

Главная героиня романа Иэна Макьюэна «Искупление», начинающая писательница Брайони Таллис, видит из окна своего дома странную сцену: ее сестра, будто бы повинуясь приказу приятеля, раздевается до нижнего белья и залезает в фонтан, из которого только что набирала воду. Брайони не понимает, что происходит, но долго это не длится. Она тут же выстраивает подходящую историю: приятель ее сестры на самом деле — опасный маньяк, который обладает над ней странной властью. Брайони не знает механизма событий, но готова его сочинить. На первый взгляд, случайные и незначащие детали соединяются в сюжет, в центре которого стоит насилие и тайна.

Наше сознание не любит мириться с неопределенностью: лучше ужасная интерпретация, чем вообще никакой. Мир полон случайных совпадений, но мы не можем ни на секунду расстаться с идеей причинности.

Мы уверены, что события, которые следуют одно за другим, связаны друг с другом каузальными силами. Если мы видим перед собой электронные лампочки, мигающие в определенной последовательности, то не можем отделаться от мысли, что это шары, которые сталкиваются друг с другом и отскакивают в стороны. Если мы видим, что человек энергично жестикулирует, то думаем, что он чем-то взволнован. Если нам что-то не удается, нам очень легко предположить, что за этим скрывается чья-то злая воля. Иногда наши предположения верны. Но нередко любовь к нарративам и причинно-следственным связям делает наше представление о мире искаженным до неузнаваемости.

Больные с синдромом Клерамбо уверены, что в них влюблен избранный ими человек — и ничто не переубедит их в обратном.

Французский психиатр Гаэтан де Клерамбо описал случай француженки, влюбленной в короля Георга V. Пятидесятитрехлетняя женщина часто выслеживала монарха у Букингемского дворца: поднимание и опускание штор она интерпретировала как знак любви и была уверена, что о чувствах монарха к ней уже знает вся Англия.

Наше сознание — это интерпретатор, который непрерывно рассказывает истории о том, что мы делаем. В экспериментах Роджера Сперри и Майкла Газзанига с пациентами, у которых два полушария мозга были отделены друг от друга, функцию интерпретатора удалось локализовать в левом полушарии — там же, где ранее была локализована функция языка. Когда пациенту показывали картинку с курицей, и об этом знало только левое полушарие, он выбирал из предложенных картинку с куриной лапой по очевидной логике, которую легко мог объяснить. Затем пациенту показывали картинку с домиком, который занесен снегом, но об этом знало уже только правое полушарие. Пациент выбирал картинку с лопатой. Левое полушарие видело только курицу, но тут же правдоподобно объяснило выбор лопаты: она нужна, чтобы подбрасывать курице корм или убирать за ней помет.

Когда правому полушарию показывали картинку с надписью «иди», человек вставал и выходил из-за стола. Когда его спрашивали, почему он встал, он говорил, что ему захотелось попить, или приводил другое объяснение.

Человек делает выбор, но объясняет его теми причинами, которые к этому выбору совершенно непричастны. Если у нас нет наготове нужной истории, мы готовы тут же ее сочинить.

Интерпретатор отказывается признавать, что он чего-то не знает. Каждый наш поступок он хочет представить как результат осознанного решения, и ничего не желает знать о сомнениях и случайности.

Осознанный выбор играет не такую большую роль в нашей жизни, как было принято считать несколько десятилетий назад. Но истории — это не просто поверхностные объяснения событий, которые даются задним числом.

Хорошая история может перевернуть наше сознание и направить наши поступки в новую сторону. Иногда не литература подстраивается под жизнь, а жизнь подстраивается под литературу. Волна самоубийств, которая прокатилась по Европе после публикации «Страданий юного Вертера» — яркий пример явления, которое происходит вокруг нас постоянно. Мы воспринимаем героев романов и фильмов как реальных людей и — часто неосознанно — им подражаем. История убеждает сильнее фактов и риторических приемов, которые специально направлены на то, чтобы убеждать.

Незадолго до предвыборной гонки Дональда Трампа спросили, как он представляет себе своего идеального президента. Трамп ответил, что идеальный президент для него — это Харрисон Форд из фильма Air Force One, который вышвыривает террористов из своего самолета.

Адольф Гитлер был страстным поклонником Вагнера: согласно воспоминаниям Августа Кубичека, который в юности был его другом, осознание своей великой миссии пришло к Адольфу после прослушивания оперы «Риенци». Страдания негров под гнетом рабства многим стали очевидны после выхода «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Встретившись с ней в середине Гражданской войны, Авраам Линкольн якобы произнес: «Эта маленькая леди начала нашу великую войну».

Писатель Генри Джеймс, брат знаменитого психолога Уильяма Джеймса, сравнивал литературу с огромным домом. У этого дома есть множество окон, у каждого из которых стоит наблюдатель. Окно — это литературная форма; наблюдатель — это сознание художника. Мы смотрим на мир через рамку истории: иногда зрение нас обманывает, но совсем отделаться от рамок мы всё-таки не можем. Без историй не было бы ни «реальности», ни «наблюдателей».

Как говорил Виктор Пелевин, «реальность» — это оксюморон из одного слова, самое абстрактное из понятий. Факты сами по себе не имеют смысла — они обретают его только в истории, в которую мы их помещаем.

Говорят, что литература умерла. Попытки похоронить жанр романа продолжаются уже около столетия, но новость о его смерти раз за разом оказывается преждевременной. Длинные нарративы перешли из литературы в кино, а из кино — в сериалы и интерактивные игры. Меняются формы повествования, но любовь к историям никуда не исчезает. Эта любовь указывает на нашу внутреннюю потребность, которую не может удовлетворить ничего, кроме повествования.

Что такое повествование в литературе? Определение, примеры литературного повествования – Woodhead Publishing

Главная / Литературные приемы / Что такое повествование в литературе? Определение, примеры литературного повествования

Повествование относится к рассказываемой истории. Рассказы могут быть созданы для поддержки определенных идей, точек зрения и тезисов. Нарративы любого типа содержат центральную идею, которую поддерживают все остальные аспекты истории.

Что такое повествование?

Повествование — это рассказ о связанных событиях в связном формате, сосредоточенном вокруг центральной темы или идеи. Все литературные элементы повествовательной истории поддерживают и усиливают эту центральную идею. История часто считается синонимом повествования. Как правило, повествование рассказывает рассказчик того или иного типа, который рассказывает читателю обо всех действиях и деталях по мере развития истории.

Рассказы могут быть как художественными, так и научно-популярными, устными или письменными. Нарративные истории так же стары, как человечество, начиная с устных традиций, передававшихся из поколения в поколение, которые рассказывали истории, выражающие моральные учения и связанные с ними истины о жизни. В современной жизни мы реже видим нарративы в устной форме и больше в книгах, на телевидении и в кино. Кроме того, новые медиа привносят нарративы в такие форматы, как социальные сети, видеоигры и комиксы.

Популярные примеры повествования

  Написание повествования встречается в различных форматах. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Автобиография Я знаю, почему птица в клетке поет Майя Энджелоу представляет собой повествование, в котором рассказывается от первого лица и следует за событиями, рассказанными Анжелу, которые рассказывают историю ее жизни. Она передает важные детали и темы через структуру повествования, которая показывает, как любовь к литературе и искусству может помочь кому-то преодолеть большие трудности, такие как расизм и травмы.

Личные эссе Дэвида Седариса , такие как его сборник Me Talk Pretty One Day , представляют собой короткие эссе, в которых рассказывается об одном событии или единой теме с помощью обычных методов повествования. Выступая в качестве рассказчика каждого из своих эссе, Седарис расскажет о конкретных событиях и/или чувствах всего в нескольких сотнях слов. Затем его сборники объединяются одной связной темой, которая объединяет все эссе, чтобы читатели могли легко связать их друг с другом.

Цель повествования

Техники повествования, по своей основной цели, рассказывают истории. Рассказ истории — это инстинктивное человеческое желание, и читатели, как правило, больше вовлечены в писательскую работу, если они делают именно это. Рассказы могут служить как для развлечения, так и для информирования, в зависимости от центральной идеи или сообщения.

Кроме того, нарративы, как правило, раскрывают культурные истины, и иногда читатели будут целенаправленно искать нарративы из культур, отличных от их собственной, чтобы расширить свои взгляды и узнать о других образах жизни. Нарративы помогают объединять людей разных культур.

Читатели могут легко увлечься повествованием, и это побуждает их к участию. Более активное взаимодействие с идеями через рассказывание историй означает, что можно охватить более широкую аудиторию, чем если бы информация была представлена ​​в более сухом методе выражения без сюжетной линии. Нарративы обращаются к социальным инстинктам людей, поэтому по своей сути нарративы являются социальным инструментом, побуждающим людей думать, обсуждать и пересказывать.

Примеры повествований в литературе


Сула Тони Моррисон — это рассказ, рассказывающий историю о том, что значит расти в деревне, афроамериканке и женщине во времена, когда расовая сегрегация все еще была приемлемой. Повествование служит для того, чтобы подчеркнуть эмоции девочки, когда она становится взрослой и познает глубину человеческой связи. Роман проливает свет на сокровенные мысли и чувства главного героя, обращаясь к преимущественно белому литературному полю, которое показывает богатство и сложность афроамериканского опыта.

Дж.Р.Р. В романе Толкина «Хоббит » используется повествовательная структура, чтобы рассказать хронологическую фантастическую историю о существе, которое должно отправиться в мучительное приключение, несмотря на его большое желание остаться дома и жить уютной жизнью. Рассказанный от первого лица, повествовательный сюжет следует за взлетами и падениями этого квеста от начала до конца.

Резюме: что такое повествование в литературе?

Повествование является синонимом истории и представляет собой совокупность деталей и событий, поддерживающих центральные темы, мотивы, идеи и т. д. Повествование рассказывается рассказчиком, который раскрывает то, что происходит в истории, и любые другие важные детали, которые усиливают вовлеченность и понимание.

Что такое повествование? 5 Типы и примеры повествования

Повествование и нарратив — два ключевых термина в написании художественной литературы. Читайте дальше, чтобы узнать, что такое повествование, а также пять типов повествования с примерами:

Что такое повествование?

Нарратив — это письмо, связывающее идеи, концепции или события. Приведенные ниже определения показывают три важных аспекта повествования в сторителлинге:

  1. Он связывает событий, показывая их закономерности, соотнося их друг с другом или с конкретными идеями, темами или концепциями.
  2. Это практика и искусство , когда мы рассказываем историю, мы формируем повествование — связь между событиями.
  3. Рассказ истории включает в себя формирование событий вокруг всеобъемлющего набора целей или эффектов (сознательно или бессознательно). Например, в комедийном повествовании главная цель состоит в том, чтобы удивить/шокировать или иным образом развлечь аудиторию или читателя.

Вот три определения нарратива через Оксфордский словарь английского языка , иллюстрирующий приведенные выше идеи:

  1. Устный или письменный отчет о связанных событиях; история.
  2. Практика или искусство рассказывать истории.
  3. Представление конкретной ситуации или процесса таким образом, чтобы отражать или соответствовать всеобъемлющему набору целей или ценностей.

Теперь, когда мы выяснили, что такое повествование, вот несколько типов повествования с примерами и советами по их правильному использованию:

Обычные типы повествования:

  1. Описательный повествование
  2. Повествование о просмотре
  3. Исторический повествование
  4. Линейный повествование
  5. Нелинейный повествование

Let’s Explow’s Envolorge Snalsive Tips:

Let’s Explow’s Everysing Snarfive Tips с примером:

. образы, идеи и детали, чтобы передать ощущение времени и места.

Цель описательного повествования

Описательное повествование преследует две основные цели:

  1. Чтобы создать ощущение обстановки, времени и места.
  2. Чтобы передать настроение и тон указанного времени и места (например, угрожающий, мирный, веселый, хаотичный).

Когда мы описываем пасторальную сцену в сельской местности, например, мы можем задержаться на конкретных образах (таких как широкое пустое поле, брошенный трактор), чтобы создать всеобъемлющее настроение (например, мирную простоту).

Сделайте сильный старт своей книге

Присоединяйтесь Дайте толчок своему роману и получите профессиональные отзывы о своих первых трех главах и синопсисе рассказа, а также о рабочих тетрадях и видеороликах.

Узнать больше

Примеры описательного повествования

Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес является мастером такого типа повествования. В «Любовь во время холеры» (1985) рассказчик от третьего лица описывает безымянный приморский город на Карибах, где происходит большая часть романа. Маркес рассказывает о происшествии глазами доктора Урбино, одного из самых выдающихся врачей города:

Город, его город стоял неизменным на краю времени: тот же выжженный сухой город его ночных ужасов и уединенных удовольствий половой зрелости, где ржавели цветы и разъедалась соль, где за четыре столетия не происходило ничего, кроме медленного старения среди увядших лавров и гниющих болот. Зимой внезапные опустошительные ливни заливали уборные и превращали улицы в тошнотворные болота. (стр. 16-17)

На протяжении абзаца Маркес показывает, как город меняется (или не меняется) на протяжении веков. Это делает сеттинг Маркеса более ярким и реальным. Повествование переходит от показа истории города к сегодняшнему быту его горожан. Рассказчик переходит к описанию жизни бедных жителей:

На выходных они танцевали без пощады, напивались   вслепую самогоном, занимались дикой любовью среди растений икако, а в воскресенье в полночь разогнали собственную вечеринку кровавой фри-фор-мой. (с. 17)

На протяжении двух страниц Маркес мастерски передает настроение города, культуру, неповторимый дух. Затем его повествование приближает жизнь отдельных людей. Несколько временных масштабов в его повествовании — прошлое и настоящее — объединяются, чтобы дать богатое ощущение времени и места.

2: Повествование с точки зрения

Часто явной целью раздела повествования является помочь нам понять взгляды и чувства рассказывающего персонажа или «рассказчика с точки зрения». Точка зрения или POV, таким образом, является ключевым элементом повествования (о различных типах POV читайте здесь и определение повествования здесь).

Цель повествования с точки зрения

Рассказ с точки зрения представляет нам события или сцены так, чтобы мы могли понять их через чувства, желания, убеждения или ценности рассказчика.

Во всеведущем повествовании рассказчик может поделиться личными мыслями нескольких персонажей даже в одной сцене. Напротив, в ограниченном повествовании мы можем видеть события только глазами одного человека в каждый момент времени. [Подробнее о различных точках зрения можно прочитать здесь.]

Повествование точки зрения имеет силу. Мы можем интерпретировать сюжетные события так, как это делает рассказчик. Потому что у нас нет другой точки зрения для сравнения, или потому что их голос сильный, уверенный в себе. Тем не менее, рассказчик с точки зрения сцены может быть ненадежным (он может лгать о том, что произошло на самом деле, или замалчивать детали, которые, например, делают его хуже для других).

Такие авторы, как Владимир Набоков, написали романы с участием неэтичных или даже оскорбительных главных героев. В таких романах, как « Лолита » Набокова, читатель должен помнить, что у рассказывающего голоса есть свои планы.

Пример повествования с точки зрения

Вирджиния Вулф — мастер фильтрации событий через восприятие отдельных персонажей. Она часто переключается между точками зрения нескольких персонажей на одной странице. Этот подход (называемый «потоком сознания») позволяет ей раскрывать различные пристрастия и характеры персонажей.

Возьмем, к примеру, эту сцену в Миссис Дэллоуэй (1925). Септимус Смит — ветеран Первой мировой войны, чье психическое здоровье рушится. Его итальянская жена Резия чувствует беспокойство и тоскует по своей родине. Вульф переключается от абзаца к абзацу между точками зрения Септимуса и Реции, от третьего лица:

Короче говоря, человеческая природа была на нем — отвратительное животное с кроваво-красными ноздрями. Холмс был на нем. Доктор Холмс приходил довольно регулярно каждый день. Как только вы споткнетесь, написал Септимус на обороте открытки, человеческая природа на вас. Холмс на вас. Их единственный шанс состоял в том, чтобы сбежать, не сообщая Холмсу; в Италию – куда угодно, куда угодно, подальше от доктора Холмса.

Вирджиния Вульф, Миссис Дэллоуэй (1925), с. 81

Затем к POV Реции в ограниченном третьем лице:

Но Реция не могла его понять. Доктор Холмс был таким добрым человеком. Он так интересовался Септимусом. Он только хотел помочь им, сказала она.

Вульф, с. 81.

Талант Вулф к повествованию означает, что она может рассказать о страхах и навязчивых идеях людей на одной странице, не прерывая потока. Вульф передает слова Резии в повествовании, вместо того, чтобы использовать диалог. Это позволяет повествованию Вулф (и меняющимся точкам зрения) плавно перетекать друг в друга.

3: Историческое повествование

В таких жанрах, как биография, автобиография и различные исторические поджанры (например, исторический роман или художественная литература о Второй мировой войне), во многих повествованиях рассказывается о событиях прошлого. Конечно, автор может изложить военную историю в бурном настоящем времени. Нет единственного способа рассказать о прошлом. Тем не менее, он служит общей цели:

Пример исторического повествования

Исторический нарратив разных жанров объединяет то, что он показывает исторический процесс. Он связывает причинно-следственную связь от события к событию, показывая цепные реакции, которые приводят к тому, как все происходит.

Вот почему в историческом повествовании, таком как повествование, рассказывающее предысторию персонажа, у нас часто есть слов, показывающих порядок событий . Например, слова, выделенные жирным шрифтом в этом примере:

Во-первых, город был молодой вещью. В первые дни был один светофор, и если вы оформляли свои водительские права, вы могли быть чертовски уверены, что вам придется проезжать мимо него. В последующие годы, по мере роста местной издательской индустрии, она стала рассадником талантливых журналистов-стажеров. Таким образом, городу нужно было еще светофоров (и связанная с этим коррупция на тендерах, чтобы написать о ней).

Ощущение исторической причины и следствия, сжатых длинных отрезков времени, типично для исторического повествования.

Историческое повествование и слова времени

Роман Арундати Рой « Бог мелочей» (1997) о трагедиях, постигших братьев-близнецов, родившихся в Айеменеме в Индии, и их семьи, полон богатого исторического повествования. Обратите внимание на фразы и слова, которые передают течение времени, например: «Полгода спустя…».

Впервые Рахель была занесена в черный список в Назаретском монастыре в возрасте одиннадцати лет , когда ее поймали у садовых ворот ее воспитательницы, когда она украшала узелок свежего коровьего навоза маленькими цветами. На следующее утро на собрании ее заставили найти разврат в Оксфордском словаре и прочитать вслух его значение.

Арундати Рой, Бог мелочей (1997), с. 16

Рой продолжает рассказ об изгнании Рахели, раскрывая пытливый ум Рахели в процессе:

Через полгода была отчислена после неоднократных жалоб   старших девочек. Ее обвиняли (совершенно справедливо) в том, что она пряталась за дверьми и умышленно сталкивалась со старшими. Когда директор расспросил ее о ее поведении (уговаривал, избивал палкой, морил голодом), она в конце концов призналась, что сделала это, чтобы узнать, не болит ли грудь.

Рой, с. 16.

Рассказывая о событиях прошлого, когда Рахель училась в школе, Рой раскрывает ее характер. Она показывает свою любознательную, нарушающую правила натуру, а также демонстрирует строгий социальный фон, который ей противоречит. Рассказывая историю или предысторию Рахели, Рой предвещает будущие конфликты между индивидуализмом Рахели и ожиданиями общества.

4: Линейное повествование

Линейное повествование — это повествование, в котором вы рассказываете события в том порядке, в котором они произошли, т. е. в определенной последовательности. Этот тип повествования типичен для реалистической фантастики, где автор хочет создать ощущение жизни, разворачивающейся по мере того, как персонаж переживает день за днем ​​или год за годом.

Цель линейного повествования

Линейное повествование ясно показывает причинно-следственную связь. Когда мы видим, что случилось с персонажем вчера, потом сегодня, потом завтра, часто легче заметить закономерности и цепочки причин и следствий.

Истории, рассказанные в линейных временных рамках, могут быть рассказаны в основном с использованием прошедшего, настоящего или даже будущего времени. Однако каждое событие вытекает просто из предыдущего описанного инцидента. Часто это помогает создать то, что Уилл Селф называет «текстурой прожитой жизни», когда мы видим, как персонажи переживают то, то это, то следующее.

Пример линейного повествования

Генерирующий жанр Облачный атлас  (2004) Дэвида Митчелла охватывает несколько эпох, мест действия и персонажей и в целом является нелинейным. Тем не менее, один раздел его книги под названием «Период полураспада — первая тайна Луизы Рей» написан как детектив/триллер. Этот раздел сам по себе представляет собой линейное повествование, рассказанное в настоящем времени.

Луиза Рей — молодая журналистка, которая становится мишенью влиятельных людей, когда расследует проблемы с охраной труда и безопасностью на атомной электростанции.

Митчелл создает интригу и напряжение, помещая повествование Луизы в третьем лице и в настоящем времени. Повествование в настоящем времени создает ощущение непосредственного действия, разворачивающегося теперь . Митчелл также создает напряжение, отделяя внутренний монолог Рей от событий, происходящих вокруг нее:

Луиза Рей слышит стук с соседнего балкона. «Привет?» Никто . Ее желудок предупреждает ее, чтобы она выпила тонизирующую воду. Это была ванная, которая тебе была нужна, а не свежий воздух , но ей не терпится вернуться через вечеринку да и времени нет – вниз по стене здания она вздымается: раз, два, видение жирной курицы и в третий раз.

Дэвид Митчелл, Cloud Atlas (2004), с. 90.

Линейная цепочка событий — чувство неловкости и недомогания на вечеринке, болезнь — происходят на простой временной шкале «это происходит, затем это».

5: Нелинейное повествование

Различные типы повествования включают повествование, которое не следует за событиями в том порядке, в котором они произошли.

Хронологические событий (например, то, что происходит в 1990 году, а затем то, что происходит в 1991 году) не обязательно должны совпадать с порядком нарративных событий. Автор может поделиться ключевыми подробностями из 1990 года, прежде чем вернуться к событиям 1987 года в рассказе.

Однако, как говорит тренер по писательскому мастерству Роми Соммер, не делайте первые несколько глав своего романа полностью предысторией:

Проблема, которую я вижу у многих начинающих писателей, заключается в том, что они склонны писать предысторию как саму историю. Если вы обнаружите, что пишете первые несколько глав, посвященных предыстории […], вам, возможно, придется отказаться от первых нескольких глав.

Роми Соммер, «Понимание арок персонажей: как создавать персонажей», предварительный просмотр вебинара здесь.

Цель нелинейного повествования

Нелинейное повествование имеет различные применения:

  1. Он может представлять эмоциональное состояние или сознание рассказчика. Например, сильно травмированный рассказчик, у которого есть воспоминания, может рассказывать события в беспорядке глав, происходящих в разные годы, вне последовательности, пытаясь собрать воедино фрагменты и воспоминания.
  2. Он может показывать истории со связанными арками или темами, разворачивающимися в разных местах и ​​в разное время. В пересказе Майкла Каннингема (своего рода) романа Вулф « миссис Дэллоуэй » персонажи, живущие в разные периоды времени, имеют личный опыт и трагедии, которые перекликаются с событиями из книги Вульф, а также с собственной жизнью Вулф.
  3. Он может вызвать напряжение. Например, Донна Тартт открывает Тайную историю , рассказывая читателю об убийстве. Затем мы встречаем жертву убийства живой, поскольку история возвращается к событиям, приведшим к его убийству.

Пример нелинейного повествования

Пролог Донны Тартт к «Тайная история» (1992) — мастерски выполненный образец нелинейного повествования. На первой странице мы знаем, что произошло убийство, и рассказчик от первого лица каким-то образом замешан в нем. Начальный абзац Тарт раскрывает многое, но все же вызывает предвкушение:

‘Снег в горах таял, и Банни был мертв уже несколько недель, прежде чем мы осознали серьезность нашего положения. Знаешь, он был мертв уже десять дней, прежде чем его нашли. Это была одна из самых масштабных розысков в истории Вермонта — солдаты штата, ФБР, даже армейский вертолет; колледж закрыт, красильная фабрика в Хэмпдене закрыта, люди приезжают из Нью-Гемпшира, северной части штата Нью-Йорк, даже из Бостона» (стр. 1)

Но следующее, что мы знаем, это то, что мы вернулись в те дни, когда рассказчик впервые встретил Банни, и Банни Коркоран очень даже жив. Это нелинейное припоминание событий дает нам драматический момент перед его нарастанием. И все же Тартт все еще задерживает наше полное удовлетворение, заставляя нас ждать полного понимания того, что произошло и почему.

Используйте примеры повествования, чтобы улучшить собственное повествование

Прочитайте приведенные выше примеры повествования и выполните упражнения, основанные на стилях и приемах повествования этих авторов:

1. Напишите абзац  исторического повествования Родной город и как он изменился за эти годы. В следующем абзаце опишите, как персонаж или часть населения обычно проводит выходные в городе, демонстрируя больше уникальных деталей города.

2. Напишите сцену , используя повествование с точки зрения  , показывающее двух персонажей, занятых разными заботами, от третьего лица. Напишите сцену полностью в повествовании. Любая речь должна сообщаться речью, а не диалогом. Например: «Он сказал ей, что устал от города и подумывает о переезде за границу». В первой половине фильтруйте повествование через мысли первого персонажа, но затем переключитесь на точку зрения другого персонажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *