Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Называем буквы или звуки: Звуки и буквы | Развивайка

Звуки речи и буквы.

Звуки речи — класс звуков, образуемых в результате произносительной деятельности человека.
Это — часть того множества акустических колебаний, которые воспринимаются слуховой системой человека. В отличие от других звуков живой и неживой природы, они используются для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц — морфем или слов.

Все буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
A Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Согласных букв 21:
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Ч Ц Ч Ш Щ

Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке называется алфавитом. Слово “алфавит” происходит от названий двух первым букв греческого алфавита: a – альфа, b – бета (по-новогречески – вита).

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет печатный или рукописный, прописной и строчный варианты.

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).

В русском алфавите 33 буквы
Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».


Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

То есть все буквы русского язык делятся на три группы:
1) буквы, которые звуков не обозначают;
2) буквы, обозначающие два звука;
3) буквы, обозначающие один звук. К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день – [д’эн’], объем – [/\бй’ом]. Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я. К третьей – все остальные.

В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] — и (милый).
[ы] – ы (мыло).
[а] – а (май) и я (моя).
[о] – о (мой) и ё (ёлка).
[э] – э (это) и е (мeл).
[у] – у (куст) и ю (юла).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у;
2) я, ё, е, ю.

Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук.

После гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:

Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].
Например:
1. после гласных: жуёт
2. после разделительных ъ и ь
3. в начале слова

Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
после гласных и на конце слова – буквой й;
в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.

Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
Неразделительный ь:
1) указывает на мягкость предшествующего согласного
2) выполняет грамматическую функцию.
Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Кроме того, одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква м может обозначать звуки [м] и [м’]: мил – [м’ил], мыл – [мыл]. Буквой б могут быть обозначены звуки [б], [б’], [п], [п’]: буду – [буду], бить – [б’ит’], дуб – [дуп], Обь – [оп’].
Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им глухие согласные: будка – бу[т]ка, приказ – прика[с]. Такое явление называется оглушением.  
Глухие согласные перед звонкими (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им звонкие согласные: молотьба – моло[д’]ба, просьба – про[з’]ба. Такое явление называется озвончением .  
Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения перед гласными и перед р, л, м, н, й, в. Орфографические ошибки чаще всего допускаются, когда согласный находится в слабой позиции.

Один звук может обозначаться и сочетаниями букв, например:
— [ш’] – сч, зч, жч: счёт – [ш’]ёт, счастье – [ш’]астье, возчик – во[ш’]ик, мужчина – му[ш’]ина;
— [ц] – тц, дц, тс, тьс: отца – о[ц]а, тридцать – три[ц]ать, умывается – умывае[ц]а, договориться – договори[ц]а;
— [ц] – тс, дс: братский – бра[ц]кий, городской – горо[ц]кой:
— [н] – нн: удивленный – удивле[н]ый.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Обозначение звуков речи буквами на письме называет графика (от греч. «графа» — пишу).
Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] и т.д

Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом – д[о]м, дома – д[а]мА (мн.ч.) буква о обозначает звуки [о] и [а].

Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот  в конце слова произносим один и тот же звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т.
Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.
Так, звуковой и буквенный состав слова дом соответствует друг другу, а в форме дома есть несоответствие: пишем букву о – произносим звук [а]: в слове винегрет в безударных слогах пишем буквы и и е – произносим почти одинаковый звук [и].
Количество букв и звуков в слове иногда не совпадает. Например, в слове честный пишется 7 букв, а произноситься 6 звуков. Буква т не обозначает звука (непроизносимый согласный). По нормам орфоэпии при стечении согласных в некоторых словах звуки [и] [д] [л] [т] не произносятся, а буквы пишутся: солнце, сердце и др.

В соответствии со способом производства, получаемым эффектом и воспринимаемыми характеристиками говорят об артикуляции (физиологии), акустике и восприятии (перцепции) 3.

р Артику-ляционно каждый 3. р. образуется в результате сложных движений произносительных органов. Акустически 3. р., как и всякие другие звуки, могут быть определены как колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Источниками звука служат: модуляция выдыхаемого воздуха колебаниями голосовых связок — голосовой источник; препятствия, создаваемые воздушной струёй в речевом аппарате,- полное смыкание артикулирующих органов (смычка) или их значительное сближение (щель) — шумовые источники. В образовании каждого 3. р. участвуют один, два или три источника: гласные образуются при участии только голосового источника, глухие взрывные согласные — при участии шумового импульсного источника (шумовой импульс возникает при резком раскрытии смычки, в результате к-рого выравнивается давление за местом смычки и атмосферное), звонкие взрывные — при участии голосового и импульсного источника, глухие щелевые — при участии турбулентного шумового источника (турбулентный шум — шум трения воздушной струи, вызванного сужением артикулирующих органов), звонкие щелевые — при участии турбулентного и голосового источника и т.
д. Акустические свойства 3. р. зависят не только от характеристик источника, но и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонаторов: в зависимости от того, какое положение занимают язык, губы, мягкое нёбо, в надгортанных полостях возникают и усиливаются колебания различной частоты и интенсивности, так что слышимые нами 3. р.- это сложные акустические образования, возникающие в результате наложения акустических характеристик надгортанных полостей на акустические характеристики источников звука.

Дата публикации:





Теги:

правила русского языка :: звуки речи :: буква


Следующие учебники и книги:

  • Ударение.
  • Слог. Правила переноса слов.
  • Графика. Буквы. Алфавит.
  • Фонетическая транскрипция.

Предыдущие статьи:

  • Буквы е (ё) — о после шипящих в корне.
  • Гласные после шипящих и Ц.
  • Правописание гласных в корне. Чередующиеся гласные в корнях.
  • Правописание гласных в корне. Непроверяемые безударные гласные.

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>


Звуки и буквы

Звуки и буквы.

Обозначение звуков буквами на письм

е♦ Чем различаются между собой звуки и буквы?

В устной речи слова состоят из звуков. B письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы Пишем и видим, называем. На письме звуки Обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название. В слове

дом звуки [д], [о], [м], а буквы д (дэ), о (о), м (эм).

♦ Что такое алфавит, или азбука? Почему так называют?

Слова алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из назва-ний двух греческих букв; альфа и вита. Азбука— из названий двух славянских букв: аз, буки.

Алфавит — это буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

В русском алфавите 33 буквы.

АБВГДЕЁЖЗИ Й

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и

краткое

КЛМНОП РСТУФХ

ка эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха

ЦЧШЩ ъ ы ь ЭЮЯ

пэ че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я

знак знак

♦ Чем гласный звук отличается от согласного!

Гласный звук

  1. При произношении не встречает преград: [а], [о], [и], [ы], [у], [э].

  2. Произносится только с голосом.

  3. Гласный звук образует слог: у-рок, о-во-щи.

Согласный звук

1.При произношении встречает преграду: губы, зубы, язык,

  1. Произносится с шумом и голосом или только с шумом.

Слог образует только вместе с гласным: стра-на, му-зей.

♦ Сколько основных (ударных) гласных звуков в русской речи!

В ударных слогах шесть гласных звуков: [о], [и], [ы], [у], [э]. ;

♦ Сколько гласных букв в русском алфавите!)

В русском алфавите десять гласных букв:

[ a, j ё, а, о, у, э, ы, ю, я.

Не все гласные звуки русской речи можно обозначить буквами а, о, и, ы, у, э. Буквы е, е, ю, я служат для обозначения мягкости соглас­ных и для обозначения гласных звуков: мяч — [м’а]ч, люк — [л’у]к» а в некоторых словах — сразу двух звуков: якорь — [йа]коръ, южный — [йу]жньй, ёжик — [йо]жик. Поэтому в рус­ском алфавите 10 гласных букв.

♦ Что такое слог!

Слоги — это части слова, на которые оно де­лится при произношении: вё-тер, по-го-да, дождь, край.

♦ Как узнать, сколько в слове слогов!

В слове столько слогов, сколько в нём глас­ных звуков: дом,

у-чеб-ник, но-вый.

♦ Как нужно переносить слова!

Правила переноса слов

  1. Слово переносится по слогам: мир-ный. Слово, состоящее из одного слога, не перено­сится: день, шью, вьёт.

  1. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую: идут, стою, Юлия, язык.

  2. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы: писъ-мо,строй-ка, подъезд.

  3. При переносе слов с двойными согласны­ми одна согласная остаётся на строчке, а дру­гая переносится: кас-са, кол-лекция.

♦ Когда гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

Буквы е, ё, ю, я в ударных слогах обозна­чают два звука — согласный звук [й] и гласные звуки [э], [о], [у], [а]: е = [йэ], ё = [йо], ю — [йу]; я = [йа] в следующих трёх случаях:

  • в начале слова: ель [&э]ль> ёлка — [йо]лка, юный — [йу]иый, ягода [&£\года;

  • после гласных звуков: поют по[йу]т, стоят сто[йа]т, поём по[йо]м;

  • после разделительных мягкого и твёрдо­го знаков: друзья друзъ[йа], вьюга — въ[яу]га, подъезд — подъ[йэ]зд, подъём- подъ[йо]м.

♦ Когда буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость со­гласного звука и гласный звук! f

Буквы е, ё, ю, я после согласного звук; обозначают мягкость этого согласного звука и гласный звук: мяч [м’а]ч, огонёк \ого[п*о\к, букет бу[к’э]т, люди [л’у]ди, ребята ре[б’а]та.

[♦ Как обозначается на письме твёрдость и мяг­кость согласных звуков в середине слова?

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, у, ы, э: музыка, школа, мэр.

Мягкость согласных звуков обозначается гласными буквами

е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ъ): земля, орёл, люди, пальцы.

В середине слова мягкость согласного зву­ка [л] всегда обозначается мягким знаком: рельсы, мыльница.

Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком: жизнь жи[з’]нь, есть е[с’]ть, если — е[с’]ли, Настя \На[с]тя, песня пе[с’]ня, гость го[с’]тъ, червь че[р’]въ. Написание таких слов нужно проверять по словарю.

Как обозначается мягкость согласного звука на конце слова?

На конце слова мягкость согласного звука обозначается ь: тетрадь, день, портфель, здесь, голубь, сентябрь.

Мягкость шипящих согласных звуков ч, щ на конце слов мягким знаком не обозначается: врач, товарищ.

Мягкий знак на конце слов речь, вещь и им подобных не обозначает мягкость шипящих со­гласных ч, щ. Он является показателем жен­ского рода этих имён существительных.

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа не обозначает мягкости согласного, звука, но всегда пишется: что делаешь? что сделаешь? бежишь, напишешь.

♦ Какие шипящие согласные звуки являются всегда твёрдыми, а какие — всегда мягкими!

[ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые шипящие со­гласные звуки;

[ч*], [щ’] — всегда мягкие шипящие соглас­ные звуки.

♦ Какие гласные буквы не пишутся после шипящих ж, ш, ч, щ?

После букв ж, ги, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

пишутся с буквами и, а, у:

жить, счастье, чудесный,

шить, пища, щука.

Исключения: жюри, парашют, брошюра.

В сочетаниях жи, ши в ударных слогах всегда пишется буква и: ошибка, житель.

В безударных слогах гласные нужно прове­рять: шесть шестой, шерсть шерстяной, но ширь широкий.

♦ В чём особенность написания сочетаний чк, чн, чт?

В сочетаниях чк, чн, чт не пишется мягкий знак: ручка, девочка, точка, сказочный, песочный, молочный, почта, что.

♦ Когда пишется разделительный мягкий знак (ь)?

Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, и, ю, я, если в словах слышится звук [й]: варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья.

Ь

показатель мягкости разделительный

согласных

письмо счастье

соль вьёт

льдина соловьи

зверь вьюга

редька обезьяна

♦ Чем различаются звонкие и глухие согласные звуки?

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки состоят только из шума.

♦ Какие согласные звуки являются парными по звонкости, а какие — непарными?

В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.

Парные согласные

твёрдые мягкие

звонкие: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [б*] [в’] [г*] [д’] [з’З

глухие: [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [п’] [ф’] [к*] [т>] [с’]

Непарные согласные

звонкие глухие

[л] [м] [н] [р] [л’].[м’] [н’] [р’][й] [х] [х’] [ц ] [ч>] [щ’]

♦ Почему слова с парным по звонкости согласным звуком на конце нужно проверять?

На конце слова парный звонкий согласный звук заменяется парным глухим. Поэтому сло­ва с парным согласным звуком на конце нужно проверять: хлеб, поезд, гвоздь, круг, крюк.

♦ Какие слова являются проверочными?

Слова, в которых после парного согласного произносится гласный, являются проверочны­ми: города город, флаги флаг.

♦ Как проверить парный согласный звук на конце слова’

Для проверки парных согласных на конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук: чиж чи­жи, ёрш ерши.

♦ Какие гласные звуки называются ударными, а какие — безударными!

Гласные звуки в ударных слогах называют­ся ударными, а гласные в безударных слогах называются безударными.

Гласные звуки в ударных слогах иначе на­зываются гласными в сильной позиции. Глас­ные звуки в безударных слогах иначе называ­ются гласными в слабой позиции.

названий букв или звуков сначала?

Вопрос учителя:

Я работаю в детском саду. Мы пытаемся следовать науке чтения. Мы считаем, что это лучший путь. Однако мы с коллегой расходимся во мнениях по одному аспекту нашей программы. Должны ли мы сначала учить буквы, сначала звуки, или мы должны учить их вместе?

Ответ Шанахана:

Это такой практический вопрос, и часто исследования не могут ответить на такие вопросы. Это не должно быть слишком удивительным, поскольку исследователи подходят к чтению немного иначе, чем школьный учитель. Значительная часть психологических исследований букв и слов за последнее столетие была связана не столько с тем, как лучше всего научить читать, сколько с попыткой понять, как работает человеческий разум.

В этом случае есть запись исследования, которая, по крайней мере, дает некоторые важные подсказки относительно того, каким может быть наилучший подход.

Были некоторые разногласия по поводу того, стоит ли вообще учить названия букв. Еще в 1970-х С.Дж. Сэмюэлс провел несколько небольших исследований с искусственной орфографией и обнаружил, что «буквенные» имена не были ни нужны, ни полезны для студентов колледжей, изучающих эту новую систему правописания. Позже Дайан МакГиннес (2004) в своей популярной книге выступила против обучения названиям букв, потому что в некоторых ситуациях они могут мешать. Примером этого были мои первоклассники, которые решили, что «что» должно начинаться со звука /д/ (используя название буквы «ш» в качестве подсказки к ее звуку, подход, который работает часто, но не всегда).

Тем не менее, новые и более актуальные исследования показали, что названия букв могут играть важную роль в раннем обучении грамоте. Такая путаница действительно имеет место, но чаще названия букв облегчают изучение звуков букв, потому что названия и звуки обычно лучше согласуются, чем в случаях, вызывающих путаницу (Treiman, et al., 2008; Venezky, 1975), и названия букв кажутся быть более эффективным, чем звуки, в поддержке обучения на ранних этапах развития (Share, 2004; Treiman, 2001). Одно учебное исследование с участием дошкольников показало, что обучение названиям букв вместе со звуками букв приводит к лучшему запоминанию звуков букв по сравнению с обучением только звукам (Piasta, Purpura, & Wagner, 2010) — и это преимущество было явно связано с комбинацией, а не с к любым различиям в экспозиции печати, учебном времени или интенсивности. Другое исследование (Kim, Petscher, Foorman, & Zhou, 2010) показало, что знание названий букв оказывает большее влияние на усвоение букв и звуков, чем наоборот, и что фонологическая осведомленность оказывает большее влияние на изучение звуков букв, когда названия букв уже известны. .

Однако это преимущество в обучении может быть чем-то специфически американским. В США дети, как правило, учат названия букв довольно рано — посмотрите на количество игрушек, которые подчеркивают это знание (наберите в Google «игрушки с буквами для младенцев», и вы получите более 8 миллионов просмотров) или учебную программу Head Start. Старомодные игрушки, такие как деревянные кубики, делают упор на буквенное обозначение, как и новейшие технологические гаджеты. Это означает, что многие дети начинают ходить в школу, зная по крайней мере некоторые названия букв, и это знание может быть причиной того, что буквы больше способствуют правильному обучению, чем наоборот.

В ходе одного классного естественного эксперимента детей в США сравнивали с детьми в Англии, где названия букв вводятся позже, чем звуки букв. Там дети используют свои знания звуков, чтобы помочь в освоении названий букв (Ellefson, Treiman, & Kessler, 2009). По сути, исследователи пришли к выводу, что изучение первого списка букв или звуков — это просто произвольное запоминание. Затем, когда дети пытаются выучить второй список, они используют то, что уже знают, чтобы упростить задачу. Если я знаю свои названия букв, и они дают мне подсказку, которая поможет мне выучить звуки, я так и делаю. С другой стороны, если я уже усвоил звуки, то их можно использовать для облегчения изучения названий букв.

Если бы английский язык был больше похож на финский, когда все произносили бы этот язык достаточно последовательно, а для каждой фонемы в языке был бы письменный символ, я бы из всего этого сделал вывод, что нам нужно учить только звуки букв. Английский язык более сложен, чем с точки зрения диапазона диалектов и условности написания — определенные звуки часто представлены несколькими буквами (подумайте о букве «s» в больной, уверенный, корабль, и используйте ). ). Полезно иметь имя для буквы отдельно от набора звуков, которые она будет представлять, — это обеспечивает некоторую стабильность в работе. Даже в Англии к тому времени, когда дети осваивают английскую орфографию во всей ее сложности, названия букв обычно уже выучены. (Следует также отметить, что согласованные имена букв также обеспечивают полезную согласованную привязку для визуальных форм букв:

 

Учитывая, что в США многие дети приходят в школу, зная хотя бы несколько названий букв, имеет смысл начать именно с этого. Исследования показывают, что буквы являются лучшей основой для звукового обучения в американских школах, но они не показывают, превосходит ли эта последовательность комбинированный подход, когда одновременное обучение буквам и звукам. Ни одно из исследований не сравнило это.

Как я это понимаю как учитель? Если дети приходят в школу, зная кучу названий букв — в любом возрасте я бы сосредоточился на звуках букв — это доступное знание названий букв будет благом. С другой стороны, если они знают мало букв, когда мы начинаем, я могу немного изменить свой подход… с дошкольниками я бы какое-то время больше сосредоточился на названиях букв, а не на звуках. В детском саду и в 1 классе я пыталась вместе учить имена и звуки. Я думаю, что было бы меньше шансов, что я запутаю этих детей с комбинированным подходом — их продолжительность концентрации внимания немного больше. Я ожидаю, что услышу от воспитателей дошкольных учреждений рассказы об их успехах в обучении буквам и звукам в сочетании, а учителя К-1 одерживают победу в их навыках… но это просто означает, что это, вероятно, не будет иметь большого значения, так или иначе. или другой, если вы можете заставить свой подход работать эффективно.

Я определенно не стал бы начинать сначала со звуков, хотя это не кажется проблемой в Великобритании. Я считаю, что объединяющее значение буквенных названий является фундаментальным знанием, поэтому я чувствую себя более комфортно, начиная с него. Этот подход, однако, является мнением, а не основанной на данных наукой о чтении утверждений. Это мнение основано на моем опыте обучения детей и на моей оценке собственных педагогических навыков (те, у кого больше навыков, могут добиться успеха с менее вероятными ставками).

Наконец, я бы добавил то, о чем вы не спросили. При обучении буквенным названиям или звукам я учил студентов печатать буквы. Нет причин исключать распечатку из этого уравнения — это дополнительное требование требует от учащихся более тщательного изучения букв, получения информации об их отличительных чертах, и это может увеличить шансы того, что буквы и звуки попадут в долговременную память. Дети заняты… им нравится складывать кубики, рисовать пальцами, украшать рождественское печенье, сидеть в воде (не спрашивайте) и браться за вещи, о которых я даже не хочу думать… им тоже нравится рисовать на бумаге , и физически привлечь их к обучению грамоте — это неплохо. Буквы затем звучат, или буквы и звуки вместе, но письмо включено в любой подход. Для меня это выигрышная рука.

Ссылки

Эллефсон, М. Р., Трейман, Р., и Кесслер, Б. (2009). Учимся обозначать буквы звуками или именами: сравнение Англии и США. Журнал экспериментальной детской психологии, 102 (3), 323–341. doi: http://dx.doi.org.proxy.cc.uic.edu/10.1016/j.jecp.2008.05.008

Пиаста С.Б., Пурпура Д.Дж. и Вагнер Р.К. (2010). Содействие развитию знаний алфавита: сравнение двух учебных подходов. Чтение и письмо: междисциплинарный журнал, 23 ( 6), 607-626. doi: http://dx.doi.org.proxy.cc.uic.edu/10.1007/s11145-009-9174-x

Share, DL (2004). Знание названий букв и изучение звуков букв: причинно-следственная связь. Журнал экспериментальной детской психологии, 88 ( 3), 213–233. doi:http://dx.doi.org.proxy.cc.uic.edu/10.1016/j.jecp.2004.03.005

Трейман Р., Пеннингтон Б. Ф., Шриберг Л. Д. и Боада Р. ( 2008). Какие дети извлекают пользу из названий букв в изучении звуков букв? Познание, 106 (3), 1322-1338. doi: http://dx.doi.org.proxy.cc.uic.edu/10.1016/j.cognition.2007. 06.006

Трейман Р., Сотак Л. и Боуман М. (2001). Роли названий букв и звуков букв в соединении печати и речи. Память и познание, 29 (6), 860–873. doi: http://dx.doi.org.proxy.cc.uic.edu/10.3758/BF03196415

Venezky, RL (1975). Любопытная роль названий букв в обучении чтению. Видимый язык, 9, 7-23.

Названия букв или звуки? — Блог грамотности

Этот пост был написан в ответ на дебаты в Твиттере о том, должны ли учителя обучать буквам или звукам, или тому и другому, маленьких детей, которые только начинают учиться читать и писать по буквам.

 

Пока маленькие дети (Рецепция/Y1) не освоятся со звуками, т. е. не поймут, что буквы представляют звуки в словах, их не следует знакомить с названиями букв. Обучение маленьких детей названиям букв (а также звуков) обязательно вызовет у многих детей путаницу. Более того, эта путаница очень часто продолжается до средней школы, где ученики, которые не умеют хорошо читать и писать, часто полностью путаются в том, что представляет собой этот код. Как обучение детей названиям букв < m > < a > < t > помогает им читать и писать слово «мат»? Это не так! Что позволяет им читать и писать по буквам «мат», так это учить их тому, что — это /m/, — это /a/, а — это /t/. Оттуда мы можем построить базовый или исходный код, который имеет правильную ориентацию. Все высококачественные программы SSP на английском языке преподают эту ориентацию.

 

Но поймите, что учить названия букв с самого начала — это не то же самое, что говорить о звуковых символах в совокупности как о «буквах»! Так, например, учитель может учить двухбуквенному правописанию [сс] и говорить: «Это», указывая на [сс], «две буквы, но это один звук. Это /с/. Скажи /с/ здесь». Почему это отличается от того, чтобы сказать ученику, что это написание «дабл-эсс»? По двум очень веским причинам: во-первых, алфавитный код — это код звуков нашей речи, а двухбуквенное написание [ ss ] в примере представляет звук /s/; во-вторых, потому что мы хотим сориентировать учеников в направлении понимания того, как работает код: мы можем записывать звуки одной, двумя, тремя или четырьмя буквами.

 

Возьмем другой пример: ученик читает книгу и спотыкается на правописании [ еа ] в слове «поток». Предполагая, что учащийся все еще работает с однозначными орфографическими соответствиями, а также что его учат сегментировать и смешивать до высокой степени мастерства, учитель просто проводит карандашом по орфографии и говорит: Это /ee/. Скажи /ее/ здесь». Вот и все! Действительно просто! И бонусом является то, что ученик становится «сенсибилизированным» к тому, что вскоре будет преподаваться формально.

 

Если ученик пишет, учитель должен поощрять учеников думать о том, как произносятся звуки в словах, когда они пишут. Высококачественная фонетическая программа будет делать это с самого начала. Неизбежно ученики придут к областям сложности, которые пока еще превышают их компетенцию. Опять же, когда ученик говорит, что не может произнести конкретное слово, возникает суждение. Если ребенок все еще находится на ранних стадиях изучения кода и хочет написать относительно сложное слово, такое как «вкусно», очевидно, что существует слишком много различных сложностей, чтобы ребенок мог их понять. В этом случае учитель может и должен дать слово. Однако, если трудность связана со словом, таким как, например, «яркий», учителю следует спросить ученика, что является трудным в слове. Как и прежде, если ученик работает с один на один и может сегментировать и смешивать, немного за пределами его нынешних знаний будет правописание /ie/. В этом случае учитель пишет на доске написание [ igh ] и говорит: «Вот как мы пишем /ie/ в слове «яркий»». Опять же, что может быть проще?

 

Когда учащиеся узнают, что звуки могут быть записаны более чем одним способом и что большинство написаний могут представлять более одного звука, формулировка меняется. К настоящему времени учащиеся должны понимать природу алфавитного кода: то есть, что буквы, по отдельности или в комбинации, представляют звуки в нашем языке. И это когда учителю больше не нужно писать орфографию на доске, а можно просто ответить на вопрос: «Как правильно написать /ie/ в слове «яркий»?» с «Это написание i g h (произносится как название буквы)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *