Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нехватка денежных средств: Дефицит денежных средств и способы решения

Как компании справиться с нехваткой денег во время кризиса

Варвара Гранкова для Ведомостей

В ответ на пандемию коронавируса государства приняли меры, которые обрушили мировую экономику. Многие компании столкнулись с нехваткой средств, когда долговая нагрузка на корпоративный сектор небывало велика. Экономические спады 2001 и 2008 гг. тоже приводили к проблемам с ликвидностью, но лишь у ограниченного числа организаций – у тех, у которых было много долгов, а доходы зависели от фазы экономического цикла. Нынешний кризис заставил множество компаний лихорадочно искать деньги.

В этой ситуации план А для большинства предприятий – действовать в рамках ограничений, обусловленных их финансовыми соглашениями. Это означает, что компании вынуждены брать столько, сколько можно, из имеющихся у них возобновляемых кредитных линий. Но когда эти ресурсы иссякают, многие обнаруживают, что при постоянно низком доходе потребность в ликвидных средствах делает структуру их капитала, в которой и так велика доля заемных средств, несостоятельной, особенно в условиях постепенного возвращения к жизни мировой экономики. Поэтому единственный выбор для множества компаний – реструктуризация.

Что входит в реструктуризацию

На самом базовом уровне реструктуризация – процесс пересмотра ключевых контрактов фирмы. Ключевые контракты могут быть операционными (договоры о создании совместного предприятия, контракты с сотрудниками и поставщиками и т. д.) или финансовыми (о сроках и условиях краткосрочных кредитов, ссудах, выпуске облигаций и разного рода акций). Пересмотр финансовых контрактов позволяет перераспределить финансовую и договорную нагрузку, связанную с финансовыми обязательствами организации, так, чтобы эта нагрузка соответствовала ценностям и потокам денежных средств компании. Кроме того, пересмотр облегчает приток в бизнес нового капитала.

Роль совета директоров в этом начинании будет зависеть от платежеспособности компании. Если она платежеспособна, совет поставит на первое место интересы акционеров. В противном случае ему придется рассматривать интересы кредиторов. Ключевая цель совета директоров – максимально повысить ценность предприятия. Для этого, скорее всего, понадобится упростить доступ к ликвидности, необходимой компании для финансирования доходной операционной деятельности и проектов.

Кредиторы компании, которые рискуют потерять капитал, могут смягчить потери: можно позволить компании принять меры, которые поднимут ее стоимость, и потребовать увеличить свою долю в этой стоимости или настоять на изменении структуры этой доли, с тем чтобы выросла вероятность окупить инвестиции.

В каком бы положении ни находилась компания, у нее будет один и тот же набор инструментов для достижения цели. Я называю его «реструктуризационный инструментарий». Расскажу только о самых эффективных инструментах, которые компания или ее кредиторы могут применить, чтобы изменить финансовое положение. Инструменты делятся на две категории: те, что используются во внесудебном контексте, и те, что нужны во время судебного процесса.

Внесудебная реструктуризация

Внесудебные реструктуризации обычно обходятся дешевле, чем судебные, но для них нужно почти единодушное согласие кредиторов на изменения, затрагивающие, например, проценты по кредиту или срок его возврата. Добиться такого единодушия бывает трудно, особенно если интересы акционеров и кредиторов расходятся. Ниже описаны основные инструменты для внесудебной реструктуризации.

50% компаний

по всему миру, судя по их корпоративной отчетности за 2019 г., не имеют денежных средств для обслуживания своих долгов в 2020 г., кризис, связанный с коронавирусом, еще больше усугубляет эту ситуацию, сообщается в информационном бюллетене Банка международных расчетов за апрель 2020 г. 

Отмена или пересмотр договоров займа. Обычно на первом этапе реструктуризации, особенно если у предприятия не слишком острые экономические проблемы, компания пытается получить временное освобождение от части обязательств по договорам займа или же пересматривает соглашения с кредиторами, чтобы изменить их ключевые условия. Можно получить поблажки по условиям обслуживания (например, освободиться от обязательства сохранять определенное соотношение долг / EBITDA) или послабление ограничений на сумму нового долга, если он у компании появится.

Замена одного долга другим. Если пересмотр условий договора займа невозможен, есть другой способ изменить структуру капитала – заменить один долг другим. Компания договаривается с кредиторами о замене долга на другой, с более низкой номинальной стоимостью или процентной ставкой либо более долгим сроком погашения. Такие замены часто подразумевают и кнут, и пряник. Новый долг с более долгим сроком погашения может, например, иметь приоритет перед предыдущим старым в случае банкротства.

Новое финансирование за счет заемных средств или путем выпуска акций. Благодаря недавнему вмешательству американского Федерального резерва в происходящее на долговых рынках многие компании, чтобы удовлетворить потребность в ликвидности, реструктурировали финансы посредством привлечения нового долгового капитала. Это усугубило их долговую нагрузку, но позволило избежать размывания акций (уменьшения долевого участия акционеров в распределении чистого дохода).

Снижение долговой нагрузки посредством выкупа долговых обязательств. Вместо того чтобы просто влить в компанию дополнительный капитал в денежной форме, акционеры могут договориться о выкупе долговых обязательств компании – обычно дешевле их номинальной стоимости, – а затем погасить их в обмен на дополнительную долю в капитале, тем самым снижая долговую нагрузку на компанию и позволяя ей использовать средства, сэкономленные на выплате процентов, для финансирования операционной деятельности.

Обмен долга на акции. Некоторые кредиторы могут согласиться на конвертацию всех или некоторых долговых облигаций в долевые ценные бумаги. Это тоже позволяет снизить долговую нагрузку на компанию, как и выкуп долговых обязательств, но приводит к уменьшению долевого участия акционеров в распределении чистого дохода.

Продажа активов, в том числе с одновременной арендой. Если актив не нужен для воплощения бизнес-плана компании, его можно просто продать, а поступления от его реализации использовать для облегчения долговой нагрузки. Вырученные средства можно потратить на выплату зарплаты или покупку необходимых расходных материалов для продолжения операционной деятельности. Компания также может продать актив, необходимый для ее операционной деятельности, и одновременно взять его в лизинг у приобретателя.

Продажа компании. Наконец, совет директоров может прийти к выводу, что лучший способ повысить ценность предприятия и обеспечить его денежной подпиткой – продажа третьей стороне, у которой больше ресурсов. Фонды прямых инвестиций, у которых сейчас много свободных средств, конечно, могут выступить в качестве покупателей в таких ситуациях. Однако у многих частных компаний серьезный недостаток денежных средств, и вряд ли они схватятся за возможность выгодных приобретений, возникшую вследствие кризиса.

Судебная реструктуризация

Если компания и ее кредиторы не могут достичь соглашения о реструктуризации вне суда, им, возможно, придется урегулировать спор в суде.

Реорганизация. В рамках процесса банкротства по американскому законодательству компания может договориться о «плане реорганизации», который, по сути, представляет собой утвержденную судом реструктуризацию по внесудебным схемам, но без полного согласия кредиторов. Компания и ее кредиторы договариваются об одной или нескольких из описанных выше мер – например, о замене или конвертировании долга.

Продажа активов и всей компании. Согласно разделу 363 Кодекса США о банкротстве банкротящийся должник может продать некоторые – или даже все – активы своей компании на более выгодных, чем вне банкротства, условиях для их покупателей. Так, те приобретают активы свободными и чистыми от всех обязательств и избегают риска отмены сделки впоследствии в связи с выявлением отчуждения имущества во вред кредиторам. Эти преимущества могут побудить покупателя заплатить больше, чем вне банкротства, или вступить в сделку, в которую он иначе не вступил бы.

Отклонение контракта. Американское законодательство также дает должнику возможность аннулировать некоторые контракты, даже если он не может полностью компенсировать подрядчикам их расторжение. Например, розничная сеть с убыточными магазинами может отказаться от их аренды, повышая прибыльность предприятия в целом. Арендодатель, конечно, получит свою недвижимость обратно, но может не суметь сдать ее в аренду по той же цене. Ему придется взять на себя этот убыток.

Многие считают, что реструктуризация только еще один способ разрезать пирог. В результате, если смешать метафоры, этот пирог становится яблоком раздора для компаний и их разных кредиторов. Каждая сторона старается откусить побольше в ущерб остальным. Но во многих случаях реструктуризация задолженности может действительно повысить ценность активов. И произойдет это благодаря:

снятию или отсрочке долговых обязательств, которые могут препятствовать инвестициям и росту;

созданию условий для притока капитала в бизнес;

появлению возможности прекратить убыточные контракты;

облегчению продажи невыгодных активов и перенаправлению ресурсов в более продуктивные сферы деятельности.

Эти преимущества получает не только компания. Кредиторам тоже выгодна реструктуризация, повышающая ценность активов, на которые у них есть права.

Об авторе: Майк Хармон – управляющий партнер в Gaviota Advisors, LLC, до этого более 20 лет работал специалистом по инвестициям в особых обстоятельствах Oaktree Capital Management

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия»​. Оригинал статьи здесь.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте

что делать при нехватке денег — РБК

Одним из основных «убийц» роста средних компаний является кризис ликвидности. Выживание в условиях спада иногда требует от лидера компании непопулярных мер

​​В рубрике «Книга» РБК знакомит читателей с новыми нон-фикшн книгами, выходящими в России и мире, публикуя выбранные редакцией отрывки из них. Эта статья — фрагмент из книги Роберта Шера «Сильный средний бизнес: Как справиться с семью основными препятствиями роста», которая вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

Как выглядит финансовое благоразумие

Для того чтобы компании, имеющие прибыль и положительный баланс, смогли избежать кризиса ликвидности, им стоит откладывать достаточное количество денег в хорошие годы, чтобы купить себе время на исправление проблем в плохие. Это значит, что вы должны постоянно держать ногу на педали тормоза корпоративных расходов. Сильные механизмы контроля финансов помогают создать сигналы, заставляющие компанию действовать поэтапно, замедляя утечку наличных или прекращая ее на самых ранних стадиях. Такие действия помогут бизнесу избежать неприятностей типа массовых увольнений или отказа от стратегически важных инициатив.

adv.rbc.ru

Когда показатели ликвидности компании достаточно хороши и продолжают улучшаться, у нее появляется пространство для маневра. Однако в определенной контрольной точке финансовая дисциплина должна вынуждать руководство отказываться от самых рискованных и забирающих слишком много денег проектов.

К сожалению, существует изрядное число компаний, которые не разрабатывают систему таких сигналов. Они верят, что все получится и что победа встретит их за ближайшим углом. Руководствуясь надеждами, они пропускают вторую контрольную точку, а затем и третью. Зачастую деньги у компании заканчиваются на уровне пятого или шестого сигнала. К этому времени варианты действий сужаются, и бизнес оказывается на грани кризиса ликвидности.

adv.rbc.ru

Надежда — это не стратегия. Стратегия — это выстраивание пригодных механизмов финансового контроля.

Превратите свой бухгалтерский баланс в крепость

Подумайте о своем бухгалтерском балансе как о наборе дорожных отбойников. Если ваша компания сталкивается с проблемами, имея сильный бухгалтерский баланс, то вполне может замедлить утечку средств путем привлечения краткосрочных банковских кредитов, а затем, если потребуется, — несколько увеличить объемы своей кредиторской задолженности. После этого компания может заняться снижением складских запасов и дебиторской задолженности, потом — воспользоваться денежными резервами и т.

 д. Однако после преодоления каждого «отбойника» вам стоит немного снижать скорость, поскольку второй раз он уже вам не поможет.

Экономический спад 2008 года стал серьезным тестом для имевшихся у разных бизнесов «отбойников». Казалось, что многие компании находятся в нерискованной и защищенной позиции. Однако когда продажи упали (в ряде случаев на 40% за считаные дни), а банки изменили свою политику в области кредитов на крайне консервативную, сигналы тревоги начали звучать один за другим. Это время было по-настоящему пугающим.

Некоторые компании способны использовать свои «отбойники» для того, чтобы пережить влияние кризиса ликвидности. Но стоит всегда помнить, что эти защитные приспособления — одноразовые. Потому для компаний критически важно быстро перестраивать свою работу после преодоления каждого из них.

Это означает, что вы должны управлять бизнесом внимательным и консервативным образом, пока вновь не начнется приток денежных средств, достаточный для восстановления той несокрушимой крепости, которую должен представлять собой ваш бухгалтерский баланс. Я обнаружил, что управление компанией в подобные времена не самое приятное дело. Я не мог заниматься творческими проектами или завоевывать крупных клиентов (работа с которыми связана с большими рисками). Однако… это жизнь, и порой после кризиса приходится провести какое-то время в реанимации.

Следите за потоком денежных средств

В долгосрочной перспективе единственный надежный способ избежать кризиса ликвидности состоит в том, чтобы зарабатывать деньги, а не терять их. Тем не менее многие компании слишком спокойно относятся к проблеме убытков. Они пытаются найти инвесторов и занять деньги. Такие действия будут помогать им в течение некоторого времени, но не бесконечно. Компании, неспособные зарабатывать, не могут и выживать. Я знаю, что это звучит слишком просто. Потому что так оно и есть.

Цель любого бизнеса проста — снабжать владельцев деньгами. Иногда компания может тратить имеющиеся средства на инвестиции, однако многие успешные генеральные директора настаивают на положительных результатах в каждом квартале. Они не просто надеются получить прибыль, а буквально требуют ее. Они предпринимают агрессивные действия и, если целей не удается достигнуть, урезают расходы или стимулируют рост продаж всеми доступными способами. Они устанавливают показатели по прибыльности и начинают реагировать на возможные проблемы значительно раньше, чем обнаруживается нехватка денег. А когда средства действительно заканчиваются, такие генеральные директора приступают к сокращению расходов, но при этом ведут себя стратегически правильным образом.

Урезайте расходы вдумчиво

На протяжении многих лет компания MBH Architects контролировала показатель использования своих ресурсов — количество часов, реально выставленных в счетах клиентам, в сравнении с общим числом доступных оплачиваемых часов. В период драматического спада экономики, продолжавшегося с 2008 по 2010 год, генеральный директор компании Деннис Хит и один из ее основателей, Джон Макнолти, заблаговременно и часто производили сокращение персонала, стремясь к тому, чтобы значение контрольного показателя не выбивалось за установленные пределы.

Как только это случилось в первый раз, Хит приступил к быстрым действиям. Он начал увольнять людей. Он прекратил выплату бонусов. В августе 2008 года он урезал зарплаты себе и своим партнерам на 50%, а персоналу — на 15–20%. Основатели компании залезли в собственные карманы. Они заблаговременно закрыли несколько региональных офисов и урезали ряд других расходов, чтобы снизить величину постоянных издержек. Владельцы бизнеса и сотрудники сами занимались уборкой помещений. Они даже закрыли один из этажей штаб-квартиры, чтобы сэкономить на коммунальных расходах.

Однако этого было недостаточно. Во вторник 16 декабря 2008 года банк заморозил кредитную линию MBH, оставив компанию без какой-либо возможности выдать персоналу зарплату в пятницу. В тот же день крупнейший клиент MBH, ведущий национальный ретейлер, с которым она сотрудничала в течение 16 лет, остановил работу над всеми совместными проектами, поскольку сам оказался в непростой ситуации. MBH теперь уже просто не могла содержать 113 штатных сотрудников.

В том месяце Хит и Макнолти решили, что им стоит отложить все увольнения на период после Нового года и сообщить команде плохие новости во время рождественских каникул. Владельцы бизнеса и финансовый контролер компании Оли Меллоуз встретились во время каникул, чтобы подготовиться к увольнениям. «Написав имена всех сотрудников на небольших карточках, мы отправились в конференц-зал, — вспоминает Хит. — Мы доставали одну карточку за другой и спрашивали: «Он нам нужен? С кем из этих людей мы хотим перестраивать компанию?» Мы могли позволить себе оставить не более 50 человек, только лучших из лучших. Даже при самом скверном сценарии у нас имелось несколько проектов, которые мы считали достаточно стабильными. С их помощью мы могли загрузить 50 человек и заработать денег на покрытие своих ежемесячных расходов».

Лучший способ избежать платы по счетам во время кризиса ликвидности (типа того, с которым столкнулась MBH) состоит в том, чтобы не доводить до этого. Для компании, оказывающей профессиональные услуги, основные затраты — зарплата сотрудников. Поскольку рабочая нагрузка в MBH снизилась, руководству компании предстояло с умом подойти к вопросу сокращения персонала. Это было важно с точки зрения перспективы, так как MBH рассчитывала вернуться к прежним успехам, пусть и не сразу. Потому владельцы бизнеса приняли решение оставить только тех, кто сумеет помочь бизнесу отвоевать былые позиции, а не тех, кто просто проявлял лояльность к компании в прошлом. Эта задача сложна для большинства лидеров, но они при необходимости обязаны ее выполнить.

Никто, кроме лидеров, не способен привести нас в будущее. Для компании крайне важно быстро реагировать на спады в бизнесе. Ситуация может ухудшиться в любой момент, однако очень многие надеются на то, что их репутация позволит им остаться на плаву в любой ситуации. Прибыль — это кислород для бизнеса, и, когда предприятие начинает задыхаться без денег, для его оживления нужна немалая дисциплина. Экономический кризис 2008 года был необычайно суровым, особенно в строительной отрасли. Проблемы у MBH случились не из-за ошибок самой компании, а из-за состояния экономики.  И, несмотря на все старания компании, в ее арсенале просто не было никаких краткосрочных инструментов, чтобы исправить ситуацию.

Один из самых неприятных аспектов кризиса ликвидности​ <…> состоит в том, что он отвлекает внимание руководства от вопросов управления бизнесом и его развития. И пока оно пытается решать самые актуальные проблемы с ликвидностью компании, основы его​ бизнеса могут пошатнуться. По этой причине будет правильным ограничить состав антикризисной команды несколькими топ-менеджерами компании. Это позволит остальным руководителям заниматься обычными делами и избавит их от эмоциональных травм. Тем не менее всей команде нужно знать, что происходит, и вследствие этого в компании должна быть налажена регулярная коммуникация. В то же самое время руководство должно поддерживать в коллективе высокий моральный дух, балансируя между тем, что должны знать сотрудники, и тем, как может выглядеть их будущее, — это позволит принимать правильные решения в отношении каждого из них.

К концу 2010 года доходы MBH начали расти. К 2012 году они составили 84% от докризисного пика. Количество сотрудников увеличилось до 177 человек, а прибыль превысила уровень 2007 года. Для выживания MBH пришлось проделать непростую работу, однако эта работа оказалась удачной.

отсутствие словосочетания финансирования | значение и примеры использования

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с недостатком.

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Эти отклонения указывают на слабые проблемы с планированием и финансированием (особенно из-за колебаний грантов), а не на общее отсутствие из финансирование .

Из Кембриджского корпуса английского языка