Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нейтральные чувства: Положительные, отрицательные и нейтральные эмоции

Содержание

Положительные, отрицательные и нейтральные эмоции

Содержание

Положительные и отрицательные эмоции

Вы можете подумать, что позитивная психология это только о положительных эмоциях. Но дело не только в них. Негативные и нейтральные эмоции — это неотъемлемая составляющая, которую мы должны ощущать, чтобы жить ярко и насыщенно. Зачем нужны отрицательные эмоции в комплексе с положительными, и почему нейтральное состояние это неотъемлемый атрибут повседневной жизни, читайте дальше.

Взгляд со стороны психологии

Люди изучали эмоции в течение многих лет. Учитывая сложность концентрации на чувствах, неудивительно, что мы знаем о них немного. У большинства людей отсутствует понимание необходимости обеих эмоций для здорового функционирования и полноценной гаммы чувств. Давайте начнем с определений и выясним виды чувств и впечатлений, когда возникают определенные эмоции, что является их источником и как их создавать самостоятельно.

Определение и значение положительных эмоций

Положительные — это эмоции, которые мы обычно находим приятными для переживания. Оксфордский справочник позитивной психологии определяет их как «приятные или желательные ситуативные реакции, отличные от приятных ощущений и не дифференцированного положительного аффекта».

По сути, это определение утверждает, что положительные эмоции — это приятные реакции на наше окружение (или наш собственный внутренний диалог), которые являются более сложными и целенаправленными, чем простые ощущения.

Определение и значение отрицательных эмоций

С другой стороны, негативные эмоции — это те, которые нам обычно не нравятся. Отрицательные эмоции могут быть определены как «неприятные или несчастные эмоции, которые вызываются людьми, чтобы выразить негативное влияние на событие или человека».

Если эмоция понижает эмоциональное состояние и ухудшает настроение, то, скорее всего, это отрицательная эмоция.

Подробнее о противоречивых чувствах и когнитивном диссонансе.

25 примеров: список положительных и отрицательных эмоций

Примеры положительных и отрицательных эмоций будут зависеть от того, как вы их переживаете. Даже определение эмоции может варьироваться в зависимости от того, кто отвечает на вопрос. Как бы вы ни определяли эмоции, различение между ними является интуитивным процессом — мы, кажется, «просто знаем», какие эмоции положительные, а какие отрицательные.

Список положительных эмоций

Общие положительные эмоции включают в себя:

  • Любовь;
  • Радость;
  • Удовлетворение;
  • Интерес;
  • Развлечение;
  • Счастье;
  • Безмятежность;
  • Трепет;
  • Заинтересованность.

Список отрицательных эмоций

Вот некоторые из негативных эмоций:

  • Страх;
  • Ненависть;
  • Гнев;
  • Презрение;
  • Опустошенность;
  • Стыд;
  • Отвращение;
  • Печаль;
  • Злость;
  • Зависть;
  • Грусть;
  • Одиночество;
  • Меланхолия;
  • Досада;
  • Обида.

Узнайте подробный список опасных чувств и эмоций, которые вредят человеку.

Нужны ли нам отрицательные эмоции наравне с положительными

Посмотрите на список негативных эмоций. Хотите ли вы добровольно испытать какие-либо из них? Вероятно — нет, и это не удивительно! О вреде негативных эмоций на физическое здоровье мы уже рассказывали в статье о психосоматике.

Вот некоторые примеры выявленных закономерностей между негативными эмоциями и заболеваниями человека.

Теперь обратитесь к списку примеров положительных эмоций. Легко заметить, что этот перечень полон приятных переживаний, которые люди стремятся найти и продлить. Нам нужны положительные эмоции, чтобы эффективно функционировать, расти и процветать.

Так что, если нам в принципе неприятно испытывать отрицательные эмоции, а нравится переживать положительные, нужны ли нам вообще негативные впечатления? Как оказалось, да. Далее разберем подробнее, почему так происходит.

Зачем нужны отрицательные эмоции

Хотя они и неприятны для переживания, негативные эмоции действительно необходимы для полноценной жизни. Это происходит по двум причинам:

  1. Негативные эмоции дают нам противоположность позитивным ощущениям.
  2. Без негатива, будут ли позитивные эмоции такими же приятными?

Отрицательные эмоции служат эволюционным целям, побуждая нас действовать таким образом, чтобы повысить шансы на выживание и помочь расти и развиваться как личности.

Как отмечают психологи, для каждой из основных эмоций, как положительной, так и отрицательной, есть веская причина:

  • Гнев — стимул бороться с проблемами;
  • Страх — позволяет уберечь от опасности;
  • Ожидание — помогает смотреть в будущее и планировать;
  • Неожиданность — сосредоточиться на новых ощущениях;
  • Радость — напомнить, что для нас действительно важно;
  • Грусть — соединить с теми, кого любим;
  • Доверие — общаться с людьми, которые помогают;
  • Отвращение — отказаться от того, что вредно для здоровья.

Без страха вы бы были здесь сегодня? Или вы занимались опасными для жизни делами, подвергая себя ненужному риску? Без отвращения, смогли бы воздержаться от употребления каких-либо вредных веществ, к которым у вас есть доступ?

Какими бы неприятными они ни были, нельзя отрицать, что негативные эмоции служат важным целям в нашей жизни.

Действительно ли человек испытывает стресс только в негативных ситуациях

Хотя вы можете думать о стрессе как о чисто негативной эмоции или реакции, на самом деле люди часто испытывают стресс в нейтральных и позитивных ситуациях.

На самом деле, многие события, которые обычно считаются положительными, могут вызвать огромное напряжение в нашей жизни.

Вот лишь несколько примеров положительного опыта, который может принести стресс:

  • Планирование предстоящей свадьбы;
  • Переезд или новая работа;
  • Ожидание ребенка;
  • Начало захватывающего путешествия.

Вполне естественно чувствовать стресс во всех этих ситуациях, даже если они классифицированы как счастливые и позитивные. Это еще один пример взаимодействия между положительными и отрицательными чувствами, которые дают нашей жизни баланс.

Положительные и отрицательные эмоции: взгляд на различия

Как мы теперь знаем, положительные и отрицательные эмоции жизненно важны для здоровой, полноценной жизни. Давайте посмотрим, как эмоции в обеих категориях влияют на нас.

Как они влияют на мозг? Позитивные и негативные ощущения играют важную роль, когда речь идет о мозге, но в целом это разные роли.

Положительно окрашенные чувства

Они влияют на мозг следующим образом.

  • Повышают эффективность в выполнении познавательной задачи, поднимая дух, улучшая концентрацию внимания и работу мозга.
  • Запускают мотивацию и пути вознаграждения в мозге, способствуя снижению уровня гормона стресса и улучшению самочувствия.
  • Помогают расширить кругозор и возможности нашего мозга.

Отрицательно окрашенные чувства

Они влияют на мозг следующими способами:

  • Облегчают обработку эмоциональных конфликтов, помогая понять противоречивую информацию и не впасть в прокрастинацию;
  • Помогают решить сложные эмоциональные проблемы;
  • Содействуют обработке когнитивных конфликтов, участвуя в понимании противоречивой когнитивной информации.
  • Снижают эмпатию и помогают избежать чрезмерной связи с другими, а сосредоточиться на своих целях.

Оба эти чувства играют важные роли в психологии и работе мозга, и эти роли дополняют друг друга, а не конкурируют между собой.

Роль обоих чувств в позитивной психологии

Учитывая влияние позитивных и негативных ощущений на мысли и поведение человека, можно понять, почему позитивная психология пристально следит и за негативными эмоциями. Для нас также важно научиться повышать свои положительные эмоции и использовать возможности, которые они предоставляют. Столь же важно научиться адаптироваться к отрицательным переживаниям и эффективно справляться с ними.

Когда мы в состоянии принять и использовать все эмоции, мы даем себе лучший шанс жить сбалансированной, осмысленной жизнью. Вот почему область позитивной психологии не сосредотачивается на одних только положительных эмоциях.

Также важно понимать, как превратить отрицательные эмоции в полезный опыт, и применять его на практике.

Как можно лучше отслеживать эмоции

Теперь мы знаем о важности принятия и управления нашими эмоциями — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Следующий вопрос — как мы на самом деле это делаем.

Первым шагом к эффективному управлению эмоциями является выявление, понимание и поиск закономерностей в эмоциональных переживаниях.

Если вам нужна помощь в выявлении положительных и отрицательных эмоций или отслеживании переживаний, вам могут помочь несколько диаграмм.

 

ОтрицательныеПоложительные
ОгорчениеУдовлетворение
ПечальСпокойствие
ЗавистьБезмятежность
ДепрессияУмиротворенность
НенавистьДоверие
ПорицаниеВосторг
СожалениеСчастье
СтраданиеУдовольствие
ОбидаРадость
УгрозаБеззаботность
ГневУверенность
ОпасностьОптимизм
НенавистьСтрасть
СтыдГармония
КонфузАзарт
НеуверенностьБлагодарность
ПессимизмПризнательность
УсталостьДоброжелательность
БольПривязанность

Колесо эмоций

Суть нейтральных эмоций

В то время как положительно и отрицательно окрашенные чувства получили значительное внимание со стороны исследователей и практиков психологии, есть еще одна категория эмоций, которые почти игнорируются. Это нейтральные эмоции.

Вы не услышите много об этих чувствах среднего уровня от психологов, но они являются широко обсуждаемой темой в некоторых кругах буддизма. Эти эмоции называются адукхамасухами, что может означать нейтрально (ни больно, ни приятно). Они ссылаются на «диапазон в средней части спектра ощущений.  Это нечто между болью и удовольствием, не явно болезненно, но и не явно приятно.

Поскольку нейтральные чувства являются достаточно обыденной темой для большинства из нас, мы редко уделяем им много внимания. Однако они могут быть эмоциональной категорией, где мы проводим большую часть нашего времени. Подумайте о своем дне: сколько его было потрачено на радость и удовлетворение, гнев или грусть. Вероятно, гораздо меньше времени, чем на нейтральные эмоции, которые вы испытывали в остальное время.

Хотя нейтральные ощущения не обладают валентностью — положительной или отрицательной, — некоторые говорят, что нейтральные чувства можно считать положительными, поскольку они характеризуются отсутствием боли и страданий.

Что бы вы ни думали о негативных чувствах, имейте ввиду, что это важный, хотя и часто забытый, элемент вашего эмоционального опыта.

Как негативные эмоции делают нас бесчувственными к чужой боли

  • Мелисса Хогенбум
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, iStock

У наших эмоций есть одно опасное свойство, которому мы не всегда придаем значение, а зря. От них зависит, как мы реагируем на чужую боль, предупреждает обозреватель BBC Future.

В романе-антиутопии Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» физические и моральные страдания героини изображены так реально, что читатели почти ощущают ту боль, которую она испытывает от удара электрошокером, и удручены несправедливостью происходящего.

И что расстраивает еще больше — так это то, что мы понимаем: все происходящее в этом художественном произведении имеет корни в истории человечества, и поэтому нам легко представить себя на месте Фредовы.

Как написала сама Этвуд в New York Times, «если мне нужно создать воображаемый сад, я постараюсь, чтобы в нем были реалистичные лягушки».

Мы сочувствуем героине ее романа, это одна из базовых человеческих способностей — разделять чьи-то чувства. Когда мы видим чьи-то страдания, наш мозг тут же связывает это с нашей собственной болью, когда-либо испытанной.

  • Когда в последний раз вы чувствовали мбуки-мвуки?
  • Почему мы улыбаемся, когда нам плохо
  • Зачем люди научились плакать
  • Слушай свое сердце. Телесная чувствительность как признак альтруизма

Все это так, но оказывается, наше эмоциональное состояние влияет на степень сопереживания, эмпатии. Наши эмоции в буквальном смысле меняют то, как наш мозг реагирует на переживания и страдания других.

В частности, когда у нас плохое настроение, когда мы сами чувствуем себя плохо, мы иначе относимся к людям.

Очевидно, что наше настроение может влиять на наше поведение миллионом разных способов, от выбора блюда за обедом (когда нам плохо, мы выбираем менее здоровую пищу) до отношений с родными и близкими.

Когда наши друзья чем-то расстроены и мрачны, их состояние может быть заразительно и отразиться на нашем настроении. Как утверждается в одном из исследований 2017 года, плохое настроение может также распространяться через соцсети.

На самом деле наши эмоции — это настолько мощная штука, что, например, если у нас отличное настроение, это может даже уменьшать боль, которую мы ощущаем.

Положительные эмоции имеют эффект анальгетика. И наоборот: если настроение плохое, боль ощущается еще сильней.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Отрицательные эмоции влияют на степень сочувствия, которое мы испытываем к тем, кому плохо

Хуже того, недавнее исследование, опубликованное в декабре 2017 года, показывает: когда нам плохо, это влияет на нашу «встроенную способность» реагировать на чужую боль. Это буквально приглушает нашу эмпатию.

Эмили Кьяо-Тассери из Женевского университета и ее коллеги решили понять, как наши эмоции влияют на нашу реакцию на чужую боль.

Подопытные испытывали болезненные ощущения, когда специальное устройство, прикрепленное к их ноге, повышало температуру в этом месте. Участникам эксперимента также показывали разные по настроению отрывки из кинофильмов (в том числе такие, где боль испытывают другие люди), сканируя при этом их мозг.

Выяснилось, что у тех, кому показывали «болезненные» отрывки, а затем — человека, испытывающего реальную боль, активность участков мозга, отвечающих за болезненные ощущения, была выражена слабее, чем обычно.

«Другими словами, негативные эмоции могут подавлять способность нашего мозга чувствовать чужую боль», — объясняет Кьяо-Тассери.

Результаты этого исследования очень красноречивы. Они демонстрируют, что эмоции способны буквально изменить состояние нашего мозга — а это, в свою очередь, влияет на то, как мы воспринимаем чувства других людей.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Плохое настроение мешает нам понимать чувства других

Другое исследование Кьяо-Тассери и ее коллег выявило, что люди, посмотрев отрывок фильма, ухудшающий настроение, склонны воспринимать вполне нейтральное выражение чужого лица как враждебное.

Что это означает для реальной жизни? Когда человек, обладающий властью — скажем, начальник, — испытывает нечто, негативно воздействующее на его эмоции и мысли (даже если это всего лишь фильм или книга), он становится куда менее восприимчивым к проблемам коллег по работе и даже начинает испытывать к ним негативные эмоции.

  • Так ли плохо быть по-британски сдержанным?
  • Каково это — жить, не испытывая эмоций?

Наше плохое настроение мешает нам понимать чувства других.

У отсутствия эмпатии могут быть и другие последствия. Исследования показывают, что результатом может, например, стать снижение пожертвований на благотворительность.

Результаты сканирования мозга демонстрируют: мы испытываем меньше сочувствия к тем, кто не из нашего ближайшего окружения, скажем, к знакомым, но — не близким друзьям.

Почему негативные эмоции уменьшают способность сопереживать? Возможно, в таких ситуациях в игру вступает специфический тип эмпатии — эмоциональное перенапряжение.

Как объясняет Ольга Климецки из Женевского университета, это ощущение, что ты не можешь справиться с эмоциями, когда с другим случается что-то плохое, и поэтому инстинктивно пытаешься защитить себя, отстраниться от негатива.

Такие эмоции совершенно по-другому проявляют себя в нашем мозге, если сравнивать с обычной эмпатией. Подобное эмоциональное перенапряжение естественным образом снижает степень сопереживания.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Испытывать сочувствие к проигравшему — это нормально

Возможно также, что любая ситуация, вызывающая негативные эмоции, побуждает нас сосредоточиться прежде всего на себе и на собственных проблемах.

«Пациенты, которые страдают беспокойством и депрессией, которых захлестывают негативные эмоции, с большей степенью вероятности фокусируются на собственных проблемах и все больше изолируют себя от общества», — отмечает Кьяо-Тассери.

В одном из исследований Климецки и ее коллег (2016 г.) было выявлено, что эмоциональное перенапряжение может повышать агрессивность.

Во время экспериментов участникам предлагались состязательные ситуации, где их оценивали несправедливо, а затем предоставляли возможность либо наказать, либо простить соперников.

  • Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен
  • Почему музыка так сильно влияет на наши эмоции

Перед тем как участвовать в эксперименте, всем участникам предлагалось пройти тестирование личных качеств. Климецки выяснила, что те, кто изначально был более предрасположен к сочувственному отношению к другим людям, в ходе эксперимента оказывались менее склонны унижать других.

Это говорит о многом, считает Ольга Климецки. В своем масштабном исследовании проявлений эмпатии она продемонстрировала: развить у людей способность к сочувствию возможно.

Она обнаружила, что такие чувства можно натренировать. Наши эмоциональные реакции на состояние других, таким образом, — не что-то, сформировавшееся раз и навсегда.

Мы можем вновь активировать глубоко запрятанную способность к сопереживанию — даже если чье-то страдание кажется нам слишком тяжким.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Нормальные отношения между людьми — главный фактор удовлетворенности жизнью

А когда мы мыслим в более позитивном ключе, это помогает более внимательно относиться к нуждам других. «Результатом будут более нормальные отношения между людьми, а это — главный фактор удовлетворенности жизнью», — подчеркивает Эмили Кьяо-Тассери.

Так что следующий раз, когда у вас будет скверное настроение, подумайте, как это скажется на людях, с которыми вы общаетесь в течение дня. В таком состоянии будьте осторожней с чтением антиутопических романов и просмотром фильмов ужасов — это только усилит эффект вашего плохого настроения.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Как насчет нейтральных чувств?

На симпозиуме Веданы, организованном Мартиной Бэтчелор и проходившем в BCBS с 13 по 16 июля 2017 года, природа нейтрального чувства была одной из нескольких обсуждаемых тем. См. обзор всех презентаций Му Соенга здесь. В этой статье я продолжаю дискуссию, в частности вопрос о том, признают ли ранние дискурсы нейтральные чувства как отдельную категорию.

«Чувство» стало стандартным переводом термина на пали  ведана . Несмотря на то, что означает английский термин, ведана не относится к «эмоциям». Вместо этого ведана означает аффективный тон, гедонистическое качество, тональность опыта. Это может быть приятное, болезненное или adukkhamasukha , буквально «не болезненное, не приятное», также переводимое как «ни приятное, ни болезненное», как «безразличное» или как «нейтральное».

Тип чувственного тона adukkhamasukha (здесь переводится как «нейтральный») охватывает диапазон в средней части спектра чувственного опыта. Между болью и удовольствием область аффективной тональности опыта кажется относительно мягкой и ни явно болезненной, ни явно приятной. Срок adukkhamasukha  относится к этой области.

На симпозиуме поднимался вопрос, в какой степени нейтральные чувства действительно признаются отдельной категорией в раннем буддийском дискурсе. Впечатление, что это не обязательно так, создается двумя отрывками из «Беседы о многих типах чувств», Бахуведания-сутта (MN 59), и из «Краткой беседы с вопросами и ответами», Кулаведалла- сутта  (МН 44).

Многие типы чувств

Беседа о многих типах чувств начинается с разногласий между двумя учениками относительно того, скольким типам чувств учил Будда. Плотник Панчаканга утверждает, что Будда учил двум типам; монах Удайин утверждает, что Будда учил трем типам. Узнав об их разногласиях от Ананды, Будда поясняет, что он учил различным способам анализа чувств посредством двух типов, трех типов, шести типов и т. д. Учитывая такие разные типы представления ( pariyaya ), заключает Будда, его ученикам неуместно догматически настаивать только на одном способе представления.

Отрывок, касающийся вопроса о природе нейтрального чувства, встречается в ответе плотника Панчаканги на предложение Удайина о том, что Будда учил трем чувствам. Панчаканга утверждает:

Благословенный не научил трем чувствам, почтенный Удайин, Благословенный научил двум чувствам: приятному чувству и болезненному чувству. Почтенный, Благословенный учил этому нейтральному чувству, как принадлежащему к мирному и возвышенному виду удовольствия.

Утверждение такого типа может легко создать впечатление, что нейтральное чувство на самом деле не является отдельной категорией, так как в конце концов оно оказывается своего рода удовольствием. В последующей части речи Будда, кажется, поддерживает это утверждение Панчаканги, говоря:

Представление плотника Панчаканги, на которое Удайин не дал согласия, действительно существует.

На первый взгляд это может быть прочитано так, будто Будда одобряет идею о том, что на самом деле существует только два типа чувств. Однако более пристальное рассмотрение говорит об обратном.

Во-первых, вышеупомянутому заявлению предшествует Будда, делающий такое же заявление относительно представления Удайином трех чувств:

Ананда, представление Удайина, на которое плотник Панчаканга не дал согласия, действительно существует.

Это показывает, что Панчаканга был не совсем прав в том, что он сказал, поскольку он разделил анализ на три типа чувств. Тем не менее, это явно допустимый способ анализа. Более того, одобрение Будды одобряет тип «представления» (9).0003 pariyaya ) двояких чувств. Фактически это главная тема оставшейся части его изложения, которое касается существования различных способов представления и необходимости избегать догматического цепляния за какой-либо конкретный способ.

Согласно комментарию на пали, два типа чувств, которым учил Будда, — телесные и ментальные. Таким образом, по крайней мере, с точки зрения комментаторской традиции, двойной анализ чувств Буддой касался не приятных и болезненных типов, а, скорее, различия между телесными и ментальными типами. На самом деле представление Панчаканги двойного анализа гедонистической тональности чувства уникально для ранних дискурсов. Тройственный анализ в значительной степени стандартен, и различие между телесными и ментальными чувствами повторяется и в других местах.

Конечно, объяснения, найденные в палийской традиции комментариев, не обязательно должны точно отражать ранние дискурсы. Поэтому отождествление двух типов чувств как телесных и психических еще не решает вопроса.

«Беседы о многих типах чувств» имеют параллель, сохранившуюся в китайском переводе, который иногда отличается от версии на пали. Например, вместо того, чтобы Ананда рассказал им о дискуссии, два спорщика сами идут к Будде, чтобы разрешить свои разногласия.

Кроме того, в китайской параллели Будда не только перечисляет различные типы чувств, которым он учил, но и сам объясняет, что представляют собой эти различные представления. Таким образом, в то время как в палийской версии он просто заявляет, что обучал двум типам чувств, в китайской версии он также объясняет эти два типа. Это объяснение согласуется с комментарием на языке пали в том смысле, что есть два типа чувств: телесные и ментальные:

Каким образом я учил двум чувствам? Я учил телесным чувствам и душевным чувствам; это считается двумя чувствами.

Учитывая соответствие комментария на пали и китайской версии, принадлежащих к другой школе и линии передачи, можно с уверенностью заключить, что это действительно предпочтительный способ интерпретации ссылки на два чувства.

Окончательное подтверждение приходит из речи в Samyutta-nikaya  (SN 36.22). Дискурс излагается в терминах, очень похожих на Бахуведания-сутту , перечисляя различные способы анализа чувств, включая два типа и три типа. Аналогично китайской параллели с Бахуведания-сутта , эта беседа Самьютта-никая продолжается беседой Будды, объясняющей, к чему относятся эти типы. Согласно этому объяснению, анализ на два типа действительно означает телесные и душевные чувства:

Монахи, что это за два чувства? Они телесны и ментальны; монахи считают, что это два чувства.

Это сближение палийского комментария, китайской параллели и другого палийского дискурса подразумевает, что в случае0003 Bahuvedaniya-sutta  Подтверждение Буддой «представления» Панчаканги должно быть связано с идеей существования двух чувств как таковых. На самом деле в китайской версии Будда даже не поддерживает изложение Панчаканги. Вместо этого он прямо указывает, что обучал различным способам анализа чувств.

Это не означает, что нейтрального чувства как мирного и возвышенного вида удовольствия не существует. Но если так считать все нейтральные чувства, то все они были бы похвальны.

Этическое измерение чувств

Проблема презентации Панчаканги заключается в том, что она может создать впечатление, что нейтральное чувство, будучи «мирным» и «возвышенным», неизменно похвального типа. Такой вывод не согласовывался бы с анализом чувства в других дискурсах. Это можно увидеть, например, в Беседе в Китагири, Китагири-сутта (MN 70).

Поводом для этой беседы послужил отказ группы монахов следовать наставлению Будды не принимать пищу вечером. Будда упрекает их за такое поведение, а затем объясняет, что его наставления основаны на его личном понимании этических последствий чувств. В случае нейтральных чувств он поясняет:

Когда кто-то испытывает определенное нейтральное чувство, нездоровые состояния усиливаются, а благотворные уменьшаются. Когда кто-то испытывает нейтральное чувство другого рода, нездоровые состояния уменьшаются, а благотворные состояния усиливаются.

Далее Будда объясняет, что именно поэтому он рекомендует отказаться от определенных нейтральных чувств, а именно тех, которые усиливают неблаготворные состояния, и почему он одобряет те нейтральные чувства, которые усиливают благотворные состояния.

Эта презентация отражает всеохватывающую этическую озабоченность, столь распространенную в раннем буддийском дискурсе. Что действительно важно, так это различие между благотворным и нездоровым.

Применение этого различия к чувствам, по-видимому, было решающим осознанием Будды во время его поисков пробуждения:
Важен не аффективный тон чувств, а скорее их этические последствия.

До своего пробуждения Будда вел жизнь, полную снисходительности, как принц, преследуя приятные чувства чувственного типа. Выйдя и приступив к практике аскезы, он отказался от любых потворств чувственным удовольствиям.

Рассуждения, которые часто питают аскетизм, переворачивают средний подход к чувству. Вместо погони за удовольствиями и избегания боли аскетическая практика, как правило, основана на погоне за болью и избегании удовольствий. В конце концов Будда обнаружил, что этот подход не предлагает реального решения проблемы подчинения самсаре .

Вместо того, чтобы причинять себе боль в надежде, что это очистит, требуется этический взгляд на чувства. Некоторых приятных чувств действительно следует избегать, а именно чувственных. Но к другим, таким как радость глубокой концентрации, следует стремиться. То же основное различие справедливо для болезненных и нейтральных чувств. Другими словами, ключевой вопрос заключается в том, вызывает ли конкретное чувство лежащую в его основе склонность (9).0003 анусайя ) в уме.

Основные тенденции

Отношение чувства к основным тенденциям является одной из нескольких тем, затронутых в «Краткой беседе с вопросами и ответами», Culavedalla-sutta  (MN 44). С этой беседой я перехожу ко второму отрывку, поднятому на симпозиуме в BCBS, относительно того, существуют ли нейтральные чувства как отдельная категория.

Эта беседа состоит из серии вопросов, заданных мирской последовательницей Вишакхой монахине Дхаммадинне. Соответствующий отрывок сообщает об одном из объяснений, данных мудрой монахиней, следующим образом:

Друг Вишакха, с приятным чувством настойчивость приятна, а изменение болезненно. При болезненном чувстве настойчивость болезненна, а изменение приятно. При нейтральном чувстве знание приятно, а незнание болезненно.

Можно задаться вопросом, не подтверждает ли это представление предположение о том, что нейтральных чувств на самом деле не существует. В конце концов, когда тебя узнают, это, по-видимому, становится приятным.

Тем не менее, это не похоже на смысл этой презентации. Вместо этого учение, данное в этом отрывке, указывает на необходимость знать нейтральные чувства такими, какие они есть на самом деле, и это знание приятно.

Прохождение — это не просто смена одного чувства на другое. Это видно и по приятным ощущениям. Изменение удовольствия болезненно (или, по крайней мере, «неприятно»), даже если такое изменение приводит только к нейтральному переживанию. Тем не менее такое изменение будет восприниматься как неприятное; это не приветствуется. То же самое относится и к болезненным чувствам, когда переход к нейтральной гедонистической тональности опыта будет приятным просто потому, что боль прошла.

В случае нейтрального чувства удовольствие исходит от его знания. С практической точки зрения, простое знание чувств в настоящий момент может стать источником радости. Это довольно тонкая форма радости, которую можно культивировать посредством постоянной практики внимательности.

Нейтральное чувство является особенно полезной отправной точкой для такой практики из-за его мягкого характера. Хорошим примером является осознание дыхания. Обычно ощущаемое ощущение вдохов и выдохов будет нейтрального гедонистического тона. Именно эта аффективная нейтральность и является причиной того, что обычное дыхание обычно не регистрируется в уме и почему требуются намеренные усилия и тренировка, чтобы осознавать его; дыхание само по себе просто не может привлечь наше внимание.

Направляя осознанность на дыхание и мягко удерживая ее там, возникают удовольствие и радость. Это не чувства, вызванные самим дыханием. Наоборот, это приятные ощущения, возникающие в результате развития внимательности.

Без внимательности мягкость нейтрального чувства склонна побуждать к поиску чего-то другого, более стимулирующего. Уму становится скучно, и он хочет чего-то более захватывающего.

Именно это делает незнание нейтральных чувств болезненным или, лучше сказать, «неприятным» в том смысле, что скука на самом деле является формой неудовольствия.

Именно по этой причине монахиня Дхаммадинна связывает нейтральное чувство со скрытой тенденцией к невежеству. В то время как приятные чувства связаны с лежащей в основе тенденцией к похоти, а болезненные (или неприятные) чувства — с лежащей в основе тенденцией к отвращению, при столкновении с мягкой гедонистической тональностью нейтральных чувств средняя реакция сводится именно к следующему: игнорируйте это!

Отношения между нейтральными чувствами и лежащей в их основе тенденцией к невежеству снова поднимаются в «Рассуждении о шести шестерках», Чачакка-сутта (MN 148). Соответствующий отрывок описывает следующее затруднительное положение:

Будучи затронутым нейтральным чувством, если не понять, что это возникновение, исчезновение, удовлетворение, неудобство и бегство в отношении этого чувства, тогда лежащее в его основе в основе лежит склонность к невежеству.

Напротив, когда человек понимает эти аспекты нейтрального чувства, скрытая тенденция к невежеству не активируется. Следовательно, знание возникновения и исчезновения нейтральных чувств (а также их удовлетворения и вреда) позволяет осознать бегство от нейтральных чувств и лежащей в их основе склонности к невежеству.

Невежество является отправной точкой для зависимого возникновения дуккха . Это наделяет любую практику, которая противостоит основной тенденции к невежеству, выдающимся потенциалом. Из этого следует, что нейтральные чувства вовсе не являются несколько не относящейся к делу категорией чувств, которые можно было бы игнорировать, а заслуживают медитативного внимания как благодатная почва для взращивания освобождающего прозрения.

***

PDF-версию этой статьи с диакритическими знаками и аннотацией можно скачать здесь.

 

Ценность нейтральных чувств

Ссылки в некоторых сообщениях блога могут принести комиссию тренеру по очистке мозга.

 

Когда дело доходит до спектра эмоций, человеческий мозг предпочитает гнаться за «позитивными» чувствами и избегать «негативных».

Положительное и отрицательное зависит от восприятия, и для некоторых людей отрицательная эмоция может ощущаться более комфортно, чем положительная, в зависимости от их мышления и взглядов на жизнь. Например, если кто-то всегда ожидает, что что-то пойдет не так, ему может быть неудобно быть счастливым, потому что он просто ждет, когда упадет другой ботинок. Отрицательные эмоции подтверждают их мышление и, таким образом, более удобны на постоянной основе.

Эмоции разнообразны, имеют нюансы и сильно влияют на то, кем мы себя идентифицируем.

А как же нейтральные эмоции? Я не уверен, что эмоция действительно может быть нейтральной, но в человеческом репертуаре определенно есть эмоции, которые попадают в середину спектра.

Я думаю об эмоциях как о бесконечной петле, постоянно движущейся вперед и назад по спектру. В зависимости от вашего эмоционального склада дальние концы вашей петли могут быть экстремальными, как при биполярном расстройстве. Или они могут быть менее экстремальными, но эмоции основаны на химических веществах в вашем теле, а количество химических веществ ограничено. Они создаются, расходуются, снова создаются. Каждая эмоция подходит к концу, прежде чем она начнется снова, перемещаясь вперед и назад по всему спектру.

Обратите внимание на среднюю область, отмеченную как нейтральная. Я думаю об этой области как о месте, где мы чувствуем эмоции, которые мы определяем такими словами, как:

  • штраф
  • хорошо
  • О.К.
  • обычный
  • просто подключил
  • ничего нового

Нет ничего особенного в том, чтобы находиться в этой нейтральной эмоциональной зоне, но в этом нет и ничего плохого. Это просто устоявшееся, не драматичное пространство.

Когда люди начинают терапию или коучинг из-за негативного эмоционального состояния, которое влияет на то, как они справляются с определенными обстоятельствами в своей повседневной жизни, их разум обычно говорит им, что что-то не так, и им нужно чувствовать себя лучше. И наше общество застряло на счастливом, радостном и удовлетворенном качестве показателей того, что мы чувствуем себя «лучше».

Но если вы находитесь на отрицательном конце этой бесконечной петли, любое движение к другому концу спектра заставит вас чувствовать себя лучше, и вы будете путешествовать через нейтральную область, прежде чем доберетесь до положительный.

Итак, вот вам вопрос для размышления. нейтральная область достаточно хороша? Вместо того, чтобы испытывать все негативные эмоции по поводу того, что вы воспринимаете как проблему, достаточно ли хорошо себя чувствовать по этому поводу?

Часть вашего мозга всегда будет гнаться за приятными ощущениями, потому что, когда мы переживаем моменты счастья и радости, мы можем на мгновение отпустить чудовищность бытия живым существом на динамичной планете в огромной вселенной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *