Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Необихевиоризм в социальной психологии: Необихевиоризм в современной социальной психологии:

Необихевиоризм. Основные понятия, теории, представители и проблематика их работ.

В самом общем плане необихевиоризм в социальной психологии представляет собой экстраполяцию принципов, разработанных в традиционном бихевиоризме и необихевиоризме, на новый круг объектов — объекты социально-психологического знания. Не рассматривая здесь бихевиоризм во всех его аспектах, коснемся лишь отдельных его положений и характеристик, релевантных именно анализу социально-психологических явлений.

Отмеченное большое влияние, оказанное и оказываемое на западную социальную психологию неопозитивистской философской традицией, особенно ярко проявляется на примере необихевиоризма. Рассматривая необихевиористскую ориентацию, следует с самого начала подчеркнуть, что именно необихевиоризм наиболее полно реализует в социальной психологии методологические принципы философии неопозитивизма.

Неопозитивистский методологический комплекс, на который объективно ориентирован необихевиоризм, включает следующие основные принципы: абсолютизацию стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках, — в этом смысле все науки должны развиваться по образу и подобию естественных наук; верификацию (или фальсификацию) и операционализм; натурализм, т.

е. игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; принципиальный разрыв связей с философией. Социально-психологическая реализация этих общих гносеологических положений может быть естественно прослежена лишь при изложении конкретных вопросов. Сейчас важно только отметить, что авторы, представляющие необихевиористскую ориентацию в социальной психологии, различаются между собой, в частности с точки зрения жесткости следования вышеуказанным методологическим принципам.

Известно, что еще в

30-е годы произошло своего рода размежевание в психологической школе бихевиоризма. Наряду с ортодоксальной линией развития выделилась линия развития «смягченного» бихевиоризма, или необихевиоризма, связанная в первую очередь с именами Э. Толмена, К. Халла и отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—R за счет введения промежуточных переменных, так называемых медиаторов.  И в области социальной психологии мы сталкиваемся с этими двумя тенденциями: радикальная линия наиболее четко представлена оперантным подходом Скиннера и его последователей, так называемая медиаторная линия развития представлена в социальной психологии наиболее широко и связана с такими авторами, как Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Р. Уолтере и др.

Как известно, психологические принципы, лежащие в основе необихевиористского подхода, являются современной разновидностью психологического ассоцианизма. Кроме того, для этой позиции характерно активное включение

принципа психологического гедонизма, согласно которому стремление к удовольствию, к избежанию боли (в широком смысле) рассматривается в качестве основной мотивационной силы, основного фактора, детерминирующего поведение.

Что касается методического обеспечения данного направления, то его представители работают по преимуществу в рамках лабораторного эксперимента, причем культура эксперимента является традиционно развитой и высокой. Однако наметилась и тенденция сочетать лабораторный эксперимент с полевым исследованием. Она связана, в частности, с работами А. Бандуры. С его же именем в рамках данной ориентации ассоциируется переключение внимания на эксперименты, испытуемыми в которых выступают люди, а не животные, что всегда было характерно для представителей бихевиоризма.

Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение. Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован ряд законов, принципов, относящихся к переменным ситуации научения. Пытаясь ответить на вопрос о том, как происходит научение, авторы фокусируют внимание на условиях окружения (среды) — стимулах, которые «ответственны» за приобретение, модификацию, ослабление определенных поведенческих образцов. Научение представляют как установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его.

Обычно проводится разграничение между двумя типами научения — научением типа S и научением типа R— соответственно двум вычлененным схемам научающего эксперимента. Схема так называемого классического обусловливания заимствована бихевиористами у И. П. Павлова. В этом случае экспериментатор воздействует на организм условным раздражителем (например, звонком) и подкрепляет его безусловным (например, подачей пищи), т.е. безусловный стимул используется для вызывания безусловной реакции в присутствии поначалу нейтрального стимула. После ряда повторений реакция ассоциируется с этим новым стимулом. Продуктом научения по такой схеме оказывается респондентное поведение — поведение, отвечающее на определенный стимул. Подача подкрепления здесь связана со стимулом, отсюда и обозначение данного научения как «научение типа 5».

Схема так называемого оперантного, или инструментального, обусловливания разработана Скиннером. Суть научения по данной схеме состоит в том, что вместо предложения стимула, вызывающего определенную реакцию, экспериментатор, наблюдая за организмом, ждет случайного появления реакции в интересующем его направлении.

Ее проявление сразу же подкрепляется. Продуктом научения по данной схеме оказывается оперантное поведение, или оперант. Скиннер так определяет разницу между респондентным и оперантным видами поведения: респондентное поведение вызвано стимулом, «предшествующим ему. Оперант — это поведение,вызванное стимулом, следующим за ним». В данном случае подкрепляется уже не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул. Отсюда обозначение такого научения, как «научение типа  ». Схема оперантного обусловливания занимает ведущее место в исследованиях необихевиористов в области социальной психологии.

Общность и различия между представителями современного бихевиоризма наиболее полно проявляются в категориальном аппарате.

Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Сторонники скиннеровского подхода определяют стимул как физическое, или материальное, событие, которое должно быть наблюдаемым и манипулируемым.

Сторонники медиаторного подхода уделяют основное внимание разделению стимулов и реакций на внутренние и внешние. Схему S— R они заменяют схемой S—r—s—R. Внутренние, имплицитные г и s выступают как медиаторы (посредники).

Весьма важным в этом словаре является понятие дискриминативного, или дифференцирующего, стимула. Это стимул, не вызывающий прямо условной реакции, но как бы сигнализирующий организму о ней. Лишь при наличии в экспериментальной ситуации этого стимула происходит оперантная реакция.

Другим важным термином в словаре бихевиоризма является термин драйв (drive) — побуждение. В скиннеровском подходе драйв определяется совокупностью операций, используемых для его установления. Здесь мы имеем как раз один из ярких примеров проявления операционализма. Драйв — это не реакция, не стимул, ни в коем случае не психологическое состояние, а просто термин для выражения отношения между некоторыми предшествующими операциями экспериментатора и силой ответа организма в результате. По мнению сторонников медиаторного подхода, драйв — это некая сила внутри организма (но не потребность), которая, достигая оптимума, активизирует поведение в направлении подкрепления и, следовательно, редукции драйва, иначе говоря, это импульс к действию.

Таким образом, для представителей медиаторного подхода характерен акцент на энергизирующей и, можно сказать, директивной функциях драйва.

Важной парой категорий выступают категории генерализации (обобщения) и дискриминации (различения). Если определять кратко сущность принципа генерализации, то это тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с другим, новым, но похожим стимулом. Чем более подобны стимулы, тем успешнее генерализация. Это весьма важное объяснительное понятие в теории научения: генерализация оказывается основой объяснения, в частности быстрого овладения языком у ребенка. В социально-психологическом контексте для бихевиоризма встает сложный вопрос о генерализации двух или более стимулов, которые не имеют общих стимульных свойств. Например, внешние физические свойства слов могут быть различны, но их характеризует эквивалентность значений.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Дискриминация (дифференциация) имеет место, когда индивид научается различать подобные стимулы и отвечать на один, но не на другой вследствие дифференцированного подкрепления. «Подобно тому как организмы научаются «экономить» поведение, обобщая стимулы, они научаются специфически реагировать на отдельные стимулы». Дискриминация затрудняется, когда стимулы становятся слишком похожими. Оба процесса — генерализация и дискриминация — рассматриваются как весьма функциональные и адаптивные для организма.

Следующим важным понятием в бихевиористской традиции является понятие подкрепления. Определения подкрепления в скиннеровском подходе по сути представляют тавтологию. Позитивные подкрепления определяются как стимулы, которые, будучи представленными, усиливают реакции; негативные подкрепления — это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устраненными.

Определения сторонников медиаторного подхода несколько шире. С их точки зрения, подкрепление приводит к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях.

Формы подкреплений могут варьировать от пищи и воды до элементов социального взаимодействия (например, одобрение словом). Последнее особенно характерно для представителей медиаторного подхода. Подкрепление эффективно постольку, поскольку оно сокращает уровень напряжения, создаваемого действием первичных и вторичных драйвов.Приведенными понятиями, конечно, не исчерпывается весь набор понятий, характерный для бихевиоризма, однако они позволяют представить не только суть данного подхода, но и основные направления его социально-психологического приложения. Именно посредством этих относительно немногих концептов представители бихевиоризма пытаются описать приобретение и модификацию всех возможных типов поведения. Вместо того чтобы искать причины поведения в обращении к эмпирически ненаблюдаемым конструктам (например, в психоанализе это эго, суперэго), бихевиористы всецело усматривают их в истории подкреплений индивида и в его наличном окружении.

Обозначая круг социально-психологических теорий, разработанных в ключе необихевиористской ориентации, следует назвать прежде всего теорию агрессивного поведения, теорию подражания, связанные в первую очередь с именами Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, теорию межличностного взаимодействия, представленную в работах Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманса.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Необихевиоризм. Основные понятия, теории, представители и проблематика их работ.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Необихевиоризм. Основные понятия, теории, представители и проблематика их работ.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Необихевиоризм. Основные понятия, теории, представители и проблематика их работ.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Необихевиоризм и его практическое применение

Курсовая работа

  • формат doc
  • размер 39,36 КБ
  • добавлен 13 декабря 2010 г.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность и особенности не-обихевиористской ориентации в социальной психологии. Для достижения поставленной цели в работе решен ряд задач: раскрыта роль необихевиориз-ма как одной из ведущих школ в американской психологии XX века; названы виднейшие исследователи необихевиористской ориентации в области соци-альной психологии, определен предмет и задачи их исследований; проанали-зированы основные социально-психологические теории, разработанные в ключе необихевиоризма: теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, теория ожидания Д. Мида, теории агрессии и подражания Д. Долларда и Н. Миллера, социобихевиористская теория А. Бандуры. В заключительной части работы раскрыты некоторые пути практического применения социаль-но-психологических теорий необихевиоризма – бихевиоральный подход в психотерапии и психологическом консультировании, а также особенности программированного обучения. В приложении к курсовой работе дана харак-теристика технологии программированного обучения в том ее виде, в кото-ром она применяется в процессе преподавания некоторых учебных дисциплин в ряде школ Российской Федерации.

Содержание:
Введение.
Необихевиористская ориентация: теория и история.
Необихевиоризм в психологии XX века.
Необихевиористская ориентация в социальной психологии: виднейшие исследователи.
Основные социально-психологические теории, разработанные в ключе необихевиористской ориентации.
Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера.
Теория ожидания Д. Мида.
Теории агрессии и подражания Д. Долларда и Н. Миллера.
Социобихевиоризм А. Бандуры.
Необихевиоральный подход: практическое применение.
Бихевиоральный подход в психотерапии и психологическом консультировании.
Программированное обучение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Технология программированного обучения.
Приложение.
Технологические схемы программированного обучения.
Работа написана без использования интернета, только по источникам указанным в списке литературы.
Сноски на источники подстраничные.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Вітакультурний млин
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Наукові студії із соціальної та політичної психології
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психологія і суспільство
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Современная социальная психология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Социальная психология и общество
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Соціальна психологія
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Ученые записки СПбГИПСР
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Психология адаптации
  4. Социально-психологическая адаптация
  1. Академическая и специальная литература
  2. Социологические дисциплины

Необихевиоризм, бихевиоризм и психоанализ | Пример бесплатного эссе

Влияние необихевиоризма Школа

Необихевиоризм возник, когда бихевиоризм соединился с идеями логического позитивизма. Представители последних считали, что научные утверждения о мире должны исходить из физических наблюдений; в противном случае они не были бы научными (Hergenhahn & Henley, 2014).

Наши специалисты могут предоставить индивидуальное эссе
по вашим инструкциям
всего за $13,00 $11,05/страница

308 квалифицированных специалистов онлайн

Узнать больше

Подобно бихевиористам, необихевиористы полагали, что стимулы, исходящие из окружающей среды, ответственны за поведение человека; однако, в отличие от своих предшественников, необихевиористы пытались сформулировать и формализовать законы, которые, по их мнению, управляют человеческим поведением. Этот новый принцип формализации таких законов был привнесен в психологию этой школой мысли. Представление о том, что психика и познание являются наблюдаемыми характеристиками поведения человека, также было новым для психологии и вышло даже за пределы предпосылок так называемых радикальных бихевиористов.

Практика использования животных для изучения человеческого поведения, напротив, не была новой для психологии. Однако необихевиористы предложили несколько новых причин, по которым в таких исследованиях следует использовать животных; они считали, что единственная разница между людьми и животными, когда речь идет о восприятии и обучении, заключается только в степени, поэтому экспериментальные результаты, полученные на животных, следует распространить на людей; и, поскольку легче контролировать важные переменные при работе с животными, такие методы должны быть очень эффективными (Hergenhahn & Henley, 2014, стр. 407-408).

Несмотря на то, что школа прекратила свое существование, методы экспериментального и прикладного анализа поведения по-прежнему используются для поиска ответов на различные вопросы, возникающие в таких областях, как развитие ребенка, образование, бизнес и наркомания (DeGrandpré & Buskist, 2000, p. 393).

Бихевиоризм против психоанализа

Принципы

Бихевиористы считали, что у людей нет свободы воли и что любое поведение является реакцией на стимулы, исходящие из окружающей среды; до получения каких-либо раздражителей человек представляет собой tabula rasa. Наоборот, психоаналитики считали, что характер, поведение и т. д. людей в значительной степени происходят из их внутреннего, бессознательного, на которое сильно влияют события раннего детства человека (Gabbard, Litowitz, & Williams, 2012).

Ценности

Бихевиористы хотели предсказать человеческое поведение и объяснить его с точки зрения стимулов, используя научные методы; эти объяснения должны были дополнять физиологию. Психоаналитики хотели использовать свои методы, чтобы лучше понять, как бессознательное влияет на личность человека и, в частности, какие проблемы оно может вызвать. Полученные знания часто использовались в клинической практике (психотерапия).

Предмет изучения

Бихевиористы считали, что психология должна изучать наблюдаемое поведение и что это поведение можно использовать для «индексации когнитивных или психологических событий», происходящих в человеке (Hergenhahn & Henley, 2014, стр. 39).5). Психоаналитики изучали сны и воспоминания людей, чтобы понять конфликты, существующие в их подсознании.

Своевременная доставка! Получите ваш 100% персонализированный документ
готово за
всего за 3 часа

Давайте начнем

Исследовательские подходы

Бихевиористы собирали информацию, тщательно измеряя наблюдаемое поведение и делая выводы о том, какое поведение провоцирует стимулы. Некоторые из них (радикальные бихевиористы) даже утверждали, что никакое поведение нельзя объяснить с помощью (ненаблюдаемых) ментальных событий (Hergenhahn & Henley, 2014, стр. 39).5). Психоаналитики, напротив, просили своих испытуемых рассказывать им о своих мыслях и воспоминаниях во время контролируемого процесса, чтобы лучше понять подсознательные движущие факторы. Многие такие факторы (например, либидо, Эдипов комплекс и различные защитные механизмы, используемые для самообмана) были важны для психоаналитиков при объяснении человеческого поведения (Wertheimer, 2012, стр. 195).

Прикладные методы

Бихевиористы часто использовали лабораторные эксперименты на животных (исходя из предположения, что, поскольку люди являются животными, животные должны реагировать на стимулы аналогичным образом и, таким образом, могут использоваться для изучения человеческого поведения). Психоаналитики анализировали и интерпретировали личные события и сны, наблюдали за свободными ассоциациями человека и т. д., чтобы сделать выводы о внутреннем душевном состоянии человека.

Ссылки

ДеГрандпре, Р. Дж., и Бускист, В. (2000). Бихевиоризм и необихевиоризм. В А. Е. Каздин (ред.), Энциклопедия психологии (Том 1, стр. 388-392). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Габбард, Г. О., Литовиц, Б. Е., и Уильямс, П. (ред.). (2012). Учебник психоанализа . Вашингтон, округ Колумбия: Американское психиатрическое издательство.

Хергенхан, Б. Р., и Хенли, Т. Б. (2014). Введение в историю психологии (7-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Вертхаймер, М. (2012). Краткая история психологии (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press, Taylor & Francis Group.

Статья о необихевиоризме из «Свободного словаря»

Следующая статья взята из Большой советской энциклопедии (1979). Он может быть устаревшим или идеологически предвзятым.

 

собирательный термин для ряда направлений в американской психологии.

Необихевиоризм зародился в 1930-х гг. в работах Ч. Халла и Э. Толмена. В то время стало очевидно, что традиционный бихевиоризм несостоятелен. По мнению необихевиористов, поведение нельзя полностью понять просто с точки зрения наблюдаемых стимулов и реакций: необходим также анализ некоторых центральных механизмов регуляции. Необихевиоризм ввел в бихевиористскую схему стимул-реакция опосредующие переменные. Эти переменные понимаются как совокупность когнитивных и стимулирующих факторов. Помимо использования концепции опосредующих переменных, необихевиоризм принимает общие принципы классического бихевиоризма, включая позитивистскую ориентацию и бихевиористскую тенденцию чрезмерно подчеркивать биологический взгляд на человеческую психику.

ЛИТЕРАТУРА

Основные направления исследования психологии мышления в капиталистических странах. Москва, 1966.
Ярошевский М. Г. Психология в ХХ столетии. Москва, 1974.
Халл, К. Л. Принципы поведения: Введение в теорию поведения. New York-London, 1943.

Н. Г. А ЛЕКСЕЕВ

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Упоминается в ?

  • социальная психология
  • стимул

Ссылки в архиве периодических изданий ?

Другими словами, Стивенсон признал необихевиоризм Спенса дуалистическим (Lichtenstein, 1959, 2006; о приверженности Стефенсона монизму, бихевиоризму и интербихевиоризму см., например, Brown, 2006; Smith, 2001a, b, pp.

Stephenson’s Subjectivity как натуралистический и понятый с научной точки зрения

Литература по медицинскому образованию предлагает множество подходов, с помощью которых можно решить эту проблему, при этом теории бихевиоризма, необихевиоризма, гештальтизма, когнитивизма и гуманизма предлагают некоторые соответствующие рекомендации.

ЭФФЕКТИВНОЕ ЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ: ЗАИМСТВОВАНИЕ ИЗ ТЕОРИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

РОСС: Он объяснял обучение как взаимозаменяемую связь между гуманизмом, ориентацией на личную ответственность, бихевиоризмом, необихевиоризмом, критическими перспективами и конструктивизмом».

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В НАШЕЙ СИСТЕМЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Классический бихевиоризм, или респондентное обусловливание, дал объяснение, отличное от необихевиоризма или оперантного обусловливания.

Защитное обучение и барьер TOEFL: тематическое исследование

Синтез психоанализа, социальной психологии и необихевиоризма Долларда и Миллера был творческим в том смысле, что он открыл дверь для обсуждения среди военных условий, глубоко укоренившихся в человеческой природе. как страх.

Институт человеческих отношений и гражданской войны в Испании Йельского университета: исследование Доллардом и Миллером страха и мужества в боевых условиях

44 чтения организованы в разделы о философских и физиологических корнях современной психологии, Вильгельме научная психология, происхождение научной психологии в Америке, структурализм и функционализм, рождение новой прикладной психологии, психоанализ, бихевиоризм и необихевиоризм, новая профессия психолога, раса и пол, психология социальных изменений и когнитивная психология.

История психологии; первоисточники и современные исследования, 3-е изд.

Бихевиоризм и необихевиоризм. В энциклопедии психологии А.Е.Каздина (ред.) (том

Теоретическая обоснованность, доказанная эффективность и достоверность реализации программы языковых искусств HOSTS среди детей из группы риска в городских начальных школах

Спенс (ред.), очерки в необихевиоризме: Мемориальный том Кеннету В.

Защита от вымирания на фоне одновременного представления экситадора или расширенного экстенсивного истребления ЕС

необихевиоризм и когнитивизм в теории обучения: исторические и современные перспективы.

El estudio del countere entre incentivos: la contribucion de Abram Amsel

Тем не менее, следуя витгенштейнианскому необихевиоризму, используя термин Галена Стросона, (13) фантазия вовсе не является действием.

Философская слепота: между аргументами и пониманием

Исследования этих людей привели ко многим теоретическим подходам к SDL, включая следующие: гуманизм; ориентация на личную ответственность; бихевиоризм; необихевиоризм; критические взгляды; и конструктивизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *