Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальный конфликт виды и примеры: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Содержание

Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль — Обществознание

Обществознание ЕГЭ, занятие 6

Занятие 16. Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль

Социальные конфликты

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

Социальный конфликт – открытое противоборство, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия (индивидов, социальных групп, социальных институтов), причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов

Структура конфликта

    • Субъекты – оппоненты (участники конфликта).

    • Объект конфликта – ценность, за обладание которой идёт борьба.

    • Предмет конфликта – проблема, противоречие, ради разрешения которых оппоненты вступают в конфликт.

    • Конфликтная ситуация – возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов.

    • Инцидент – действия участников конфликта, направленные на овладение объектом (повод для начала открытой стадии конфликта).

    • Среда конфликта – совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт.

Стратегии поведения в конфликте

В урегулировании конфликта может участвовать посредник (медиатор) или третейский судья (арбитраж).

Виды социальных конфликтов

    • По количеству участников: межличностные, групповые, личности и группы, внутриличностные (ролевые).

    • По направленности: вертикальные, горизонтальные, смешанные.

    • По длительности протекания: кратковременные, затяжные.

    • По используемым средствам: насильственные, ненасильственные.

    • По характеру развития: преднамеренные, спонтанные.

    • По внутреннему содержанию: рациональные, эмоциональные.

    • По объёму: личные, групповые, локальные, региональные, глобальные.

    • По сферам общественной деятельности: политические, социально-экономические национально-этнические, социально-бытовые.

    • По функциям: конструктивные, деструктивные.

Социальные нормы

Социальная норма (от лат. norma – правило, образец, мерило) – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм:

Функции социальных норм:

Виды норм:

    • Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

    • Традиции – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.

    • Нормы морали – правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, долге и совести.

    • Правовые нормы – формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

    • Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

    • Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.

    • Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

    • Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Моральные и правовые нормы: общее и различия

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

Социальный контроль

Социальная контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Санкция (от лат. sanctio – ненарушимое постановление) – любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных людей, общества в целом.

Виды санкций:

Формы социального контроля:

    • внутренний – самоконтроль: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами;

    • внешний: совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов:

      • общественное мнение, средства массовой информации, общественные организации;

      • специальные органы для осуществления социального контроля: суд, полиция, прокуратура, Счётная палата РФ, ФСБ, органы финансового контроля, депутаты разных уровней…

Надзор – детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п.

Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

Методы социального контроля:

Решение заданий

1.

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.

2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.

3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях сторон.

4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными

и субъективными и т. д.

2.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и

несправедливом, называют моральными нормами.

5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

3.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите слово (словосочетание).

1) поощрение; 2) наказание; 3) социальный контроль; 4) самоконтроль; 5) социальная норма.

4.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) этикет; 2) норма; 3) санкция; 4) неравенство; 5) мобильность; 6) правило.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5.

Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

Потренируйтесь в решении заданий 2 части ЕГЭ

Задание 21 – 24

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

21. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

22. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

23. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

24. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.

Задание 26

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Задание 27

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями».

Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали в системе социальных норм».

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА

%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 6 0 obj /CreationDate (D:20171009162728+03’00’) /Creator (Adobe Acrobat 11.0.2) /ModDate (D:20171009163124+03’00’) /Producer (Adobe Acrobat Pro 11.0.2 Paper Capture Plug-in) /Title >> endobj 2 0 obj > stream 2017-10-09T16:31:24+03:002017-10-09T16:27:28+03:002017-10-09T16:31:24+03:00Adobe Acrobat 11.0.2application/pdf

  • СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА
  • Чулюкин Илья Львович
  • uuid:c910229b-ee5d-4823-aca0-33c6553070b9uuid:cb15fa6e-b809-47fe-aac1-6ad907326b23Adobe Acrobat Pro 11. 0.2 Paper Capture Plug-in endstream endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page /Annots [70 0 R] >> endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj > endobj 22 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 23 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 24 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 25 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 26 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 27 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 28 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 29 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 30 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 31 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 32 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 33 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 34 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 35 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 38 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 39 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 40 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 41 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 42 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 43 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 44 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 45 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 46 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 47 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 48 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 49 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 50 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 51 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 52 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 53 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB] /XObject > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 54 0 obj > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 55 0 obj > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 56 0 obj > >> /Rotate 0 /Type /Page >> endobj 57 0 obj > endobj 58 0 obj > stream 2017-10-09T16:27:10+03:002017-10-09T16:27:10+03:002017-10-09T16:27:10+03:00Adobe Acrobat 11.
    0.2application/pdf
  • uuid:13ead4a8-7068-4d03-a8ba-73f3eca227a7uuid:36a45df3-f09e-4d6a-aabe-d5f5bc45676fAdobe Acrobat 11.0.2 Image Conversion Plug-in endstream endobj 59 0 obj > stream HWn#G+fD@91@NH

    7 типов конфликтов в литературе (и как их применять)

    В литературе конфликт — это любая борьба, которую персонажи должны преодолеть для достижения своей цели. Это может быть препятствие или антагонист «реального мира» (внешний конфликт) или какая-то внутренняя суматоха, с которой наши герои должны столкнуться, прежде чем получить то, что они хотят или в чем нуждаются (внутренний конфликт).

    Как мы упоминали в предыдущем разделе, все хорошие истории основаны на конфликте. Поняв, что стоит между персонажами и их целями, мы можем начать понимать, о чем их истории. Семь наиболее распространенных типов конфликтов в литературе: 

    • 1. Персонаж против персонажа(ей)
    • 2. Характер против общества
    • 3.
      Характер против природы
    • 4. Характер против технологии
    • 5. Персонаж против Сверхъестественного
    • 6. Персонаж против Судьбы
    • 7. Персонаж против себя

    В этом посте мы проанализируем эти типы конфликтов и приведем примеры из мира популярной фантастики.

    Прежде чем мы перейдем к более абстрактным типам, давайте сначала посмотрим, что думает большинство читателей, когда они представляют себе «конфликт».

    1. Персонажи против персонажей

    Надоедливые люди: они создают проблемы, куда бы они ни пошли! В этом суть такого типа внешнего конфликта, который вы найдете во многих, если не в большинстве историй. «Персонаж против персонажа» может означать как черно-белую борьбу (полицейские против грабителя, герой против злодея и т. д.), так и более тонкие виды личных столкновений: например, романтические запутывания и семейные споры.

    Конфликт персонажа с персонажем обычно изображается как традиционная установка «главный герой против антагониста», где эти два центральных персонажа обычно имеют диаметрально противоположные цели. Например, главный герой может быть грабителем кошек, который хочет украсть бесценную картину, а антагонист — коррумпированный владелец галереи — хочет только остановить их.

    Примеры конфликта между персонажами

    Отверженные: Бывший заключенный Жан Вальжан начинает новую жизнь с новой личностью, стремясь создать более справедливое общество для низших классов. Его обнаруживает и преследует инспектор Жавер, чья фанатичная преданность закону ослепила его от фактической несправедливости, совершаемой системой.

    Больше похоже на характер, а не на мелодию, amirite? (изображение: Universal Pictures)

    Великий Гэтсби: Сделавший себя миллионером Джей Гэтсби не хочет ничего, кроме как завоевать любовь своего детства, Дейзи Бьюкенен. На пути к цели Гэтсби стоит муж Дейзи, Том Бьюкенен, старый денежный хам с подлой полосой длиной в милю.

    Не знаете, как сплести двух замечательных персонажей в сильное повествование? Ознакомьтесь с нашим бесплатным курсом по написанию романов.

    БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

    Как написать роман

    Автор бестселлеров Бен Гэлли проведет вас от первой страницы до финишной черты.

    2. Персонаж против общества

    Этот тип внешней борьбы, особенно распространенный в наши дни в художественной литературе, противопоставляет личность коллективу. В этом случае «коллектив» может принимать форму чего-то вроде:

    • репрессивное правительство,
    • взрослых (с точки зрения подростка), или
    • системная коррупция.

    В этом типе конфликта общество будет оказывать давление на наш характер, чтобы он изменился и пришел в порядок. С другой стороны, наш главный герой будет сопротивляться этим изменениям и, в крайних случаях, попытается подчинить общество их видению . Как и в истории о Давиде и Голиафе, нашему герою предстоит тяжелая битва, но читатель питает надежду, что «маленький парень» сможет преодолеть, казалось бы, невыполнимое испытание.

    Примеры конфликта характера и общества

    The Hate U Give: Когда полицейский застрелил ее подругу, афроамериканский подросток Старр ищет справедливости, но сталкивается с системой структурного расизма, которая простирается от полиции и СМИ до нее самой. частная школа и внутренний расизм.

    «Я боролся с законом, и закон победил.» (изображение: Fox)

    Дьявол носит Prada : Идеалистичная выпускница университета Андреа «Энди» Сакс переезжает в Нью-Йорк и вскоре получает очень желанную должность младшего помощника Миранды Пристли, деспотичного редактора модного журнала. журнал. Как рыба в воде, Энди попадает в мир, прямо противоречащий ее принципам, но вынуждена подчиняться беспощадному миру модной журналистики, чтобы ускорить свою карьеру.

    3. Характер против природы

    Как вы оцениваете свои шансы в борьбе с Матерью-Землей? В этом типе конфликта именно с этим сталкиваются наши главные герои. Будь то дикая природа ( Челюсти ), стихийные бедствия ( Послезавтра ), погода ( Идеальный шторм ) или постапокалиптический ландшафт ( Дорога ), антагонисты в этом типе конфликта нельзя аргументировать.

    Истории, в которых присутствует конфликт «персонаж против природы», обычно сосредоточены на выживании персонажа. В отсутствие человеческого антагониста наши герои часто обнаруживают, что конфликт «персонаж против себя» (которого мы коснемся позже) лежит в основе их повествовательной дуги.

    Примеры конфликта характера и природы

    Марсианин: Оказавшись на Красной планете, астронавт Марк Уотни должен преодолеть неумолимые условия и выжить достаточно долго, чтобы его спасли. Используя свою находчивость, он должен преодолеть препятствия, которые создает Марс, выращивая пищу, и найти способ общаться с Землей.

    Человек против Марса (изображение: Фокс)

    Моби Дик: Ахав, капитан корабля Pequod, , отправляется в путешествие на поиски белого кита, который ранее отнял у него ногу. Экипаж сталкивается со многими естественными проблемами в этом злополучном путешествии, в том числе со штормами, суровыми водами и титулованным китом Моби Диком.

    Конфликты против больших сил лучше всего описываются показом, а не рассказом. Пройдите наш курс ниже, чтобы освоить это фундаментальное правило письма.

    БЕСПЛАТНЫЙ КУРС

    Покажи, не говори

    Овладейте золотым правилом письма за 10 пятиминутных уроков.

    4. Характер против технологии

    С самого начала индустриальной эпохи у человечества были бурные отношения с технологиями. Некоторые видят в научном прогрессе вызов Богу и природе, в то время как другие используют его, чтобы поставить под сомнение пределы нашей морали, терпения и жадности. В то время как идея «персонаж против технологии» может вызвать образ апокалипсиса роботов, подобного Терминатору, этот тип конфликта также может быть таким же скромным, как кто-то, пытающийся научить свою бабушку Милли, как использовать смайлики!

    Примеры персонажей и технологий

    Франкенштейн : Ученый оживляет существо, сделанное из запасных человеческих частей. Этот «монстр» быстро становится разумным и превосходит самые смелые ожидания своего создателя, что приводит к гибели доктора Франкенштейна в тундре. В подзаголовке своей книги «Современный Прометей» Мэри Шелли сравнила своего героя с мифическим греческим персонажем, похитившим огонь у Зевса, подчеркнув идею о том, что люди осмеливаются играть в Бога.

    «Оно живо!» (Изображение: Universal Pictures)

    Мечтают ли андроиды об электрических овцах?: В далеком 1999 году охотнику за головами Рику Декарду поручают уволить (читай: убить) группу андроидов, недавно сбежавших с Марса. колония. Единственная проблема? Эти синтетические существа практически неотличимы от настоящих людей. Когда Декард влюбляется в одного из этих андроидов, он начинает сомневаться в самой природе человечества.

    5. Персонаж против сверхъестественного

    Когда ваш герой сталкивается с чем-то, что не может быть объяснено ни логикой, ни наукой, вероятно, он вступает в конфликт со сверхъестественными силами! В то время как некоторые писатели используют этот тип конфликта, чтобы рассказывать душераздирающие истории, сверхъестественные истории могут также исследовать человеческие страхи и необъяснимые повседневные события.

    На практике в конфликтах между персонажами и сверхъестественными силами главный герой часто сталкивается лицом к лицу с силами судьбы, религии, призраков, богов, демонов или инопланетян.

    Примеры противопоставления характера и сверхъестественного

    Охотники за привидениями: Три опальных ученых (и парень, которого они нашли на Craigslist) открыли магазин в качестве сверхъестественных борцов с вредителями, избавляя Нью-Йорк от голодных призраков и призрачных библиотекарей. Но когда прибывает шумерский бог, стремящийся поработить мир, наши четыре героя должны ответить на извечный вопрос: приносит ли им удовольствие от разорения?

    Вас беспокоят странные звуки посреди ночи? (изображение: Колумбия)

    Странная история доктора Джекила и мистера Хайда: Врач из викторианского Лондона создает сыворотку, благодаря которой он становится своим злым альтер-эго, Эдвардом Хайдом. Вдохновленный реальным случаем дьякона Броуди, честного гражданина Эдинбурга днем ​​и грабителя ночью, автор Роберт Луи Стивенсон использует эту сверхъестественную историю, чтобы изобразить борьбу одного человека со своими внутренними демонами.

    Борьба со сверхъестественным может потребовать подробного построения мира, о котором вы можете узнать в нашем окончательном руководстве ниже.

    БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС

    Окончательный шаблон построения мира

    130 вопросов, которые помогут читателям создать мир, в который хочется возвращаться снова и снова.

    6. Персонаж против Судьбы

    Как и «персонаж против сверхъестественного», этот конфликт заслуживает отдельного описания — хотя бы из-за его исторической значимости. «Характер против судьбы» может включать в себя отношения с Богом или богами и их пророчествами, где наши главные герои отчаянно пытаются отстаивать свою свободную волю. Это обычный образ в греческих трагедиях, где персонажи ничего не могут делать, кроме как терпеть выпавшие на их долю судьбы.

    Примеры характера и сверхъестественного

    Макбет: В «Шотландской пьесе» Шекспира тан Гламиса получает пророчество от трех ведьм, которое предсказывает его восхождение на трон Шотландии. Однако ведьмы также сообщают, что его приятель Банко станет отцом линии королей, что очень беспокоит Макбета. В борьбе с этой судьбой Макбет идет на крайние меры, которые его губят.

    Тоширо Мифунэ в Throne of Blood , самурайская экранизация «Макбета» (изображение: Toho Studios)

    Царь Эдип: Мальчик встречает оракула. Оракул говорит мальчику, что он женится на своей матери и убьет своего отца. Пытаясь бросить вызов пророчеству, мальчик убивает незнакомца (который оказывается его биологическим отцом) и женится на женщине (которая оказывается его биологической матерью). Мальчик вырывает глаза в порыве разочарования. Это сказка стара как мир.

    Если эти истории нас чему-то и учат, так это тому, что трагедии почти всегда происходят сами по себе!

    До сих пор в подобных конфликтах наши герои сталкивались с внешними силами. Для нашей последней записи в этом списке давайте рассмотрим, пожалуй, самый важный конфликт из всех.

    7.

    Персонаж против себя

    Писатель Максвелл Андерсон однажды сказал, что «история должна быть конфликтом, и, в частности, конфликтом между силами добра и зла внутри одного человека». Хотя это может быть чрезмерным упрощением, каждая интересная история действительно в какой-то момент связана с внутренней дилеммой персонажа. Это потому, что, как отмечает Джеймс Н. Фрей в Как написать чертовски хороший роман , читатель испытывает наибольшее сочувствие к персонажу, когда этот персонаж находится в центре интенсивной внутренней борьбы.

    Внутренние раздоры происходят из споров внутри персонажа. Оно может исходить из любой комбинации ожиданий, желаний, обязанностей и страхов персонажа. Чтобы получить то, что они хотят, они должны сделать выбор, который угрожает изменить саму структуру их личности.

    Примеры персонажа против себя

    Голодные игры : Добросердечная девочка-подросток Китнисс Эвердин выбрана участницей смертоносного реалити-шоу, организованного тоталитарным правительством. По правилам игры в итоге может быть только одно — чтобы выжить, похоже, Китнисс должна преодолеть свое нежелание убивать. Будет ли она придерживаться своих принципов, даже если это в конечном итоге приведет к ее смерти?

    Огонь, который горит внутри… (изображение: Lionsgate)

    Большое ожидание : Пип, мальчик бедного кузнеца, вырывается из безвестности таинственным благодетелем и позволяет ему стать лондонским джентльменом. Видя в этом свой единственный шанс «сделать себя лучше» и завоевать сердце своей детской любви, Пип разрывается между получением всего, чего он когда-либо хотел, и защитой своих идеалов. Посвятит ли он себя тому, чтобы стать бессердечным членом верхушки среднего слоя, или останется верным своей семье и подлинному себе?


    Теперь, когда вы увидели множество граней конфликта в рассказе, остается только один вопрос: как писатель использует это знание для пользы своего собственного письма? В последнем разделе этого руководства мы ответим именно на этот вопрос, показав вам, как определить и подчеркнуть конфликт в истории.

    Как их использовать (с примерами)

    «Ничто не движется вперед в истории, кроме как через конфликт».

    Это то, что Роберт Макки, автор книги История: содержание, структура, стиль и принципы написания сценариев , называет Законом конфликта, и повествование управляется им.

    Более мелкие детали, такие как место действия, характер и сюжетные события, дают читателю контекст и понимание, но конфликт , по словам Макки, является «душой» истории. Это требуется для любого вида рассказа, любого жанра — романа, рассказа, научной фантастики, мелодрамы, мистики, истории, романов для подростков и т. д.

    В своей книге « Написание художественной литературы » Джанет Берроуэй говорит, что в литературе «интересны только неприятности ». Немного иронично, что в реальной жизни мы сопротивляемся неприятностям; мы избегаем конфликтов. И все же читатели жаждут этого в художественной литературе.

    Авторы-новички часто расстраиваются, когда их персонажи вступают в конфликт. Точно так же, как они хотят избежать конфликтов в своей жизни, они не хотят помещать своих персонажей в неудобные, конфликтные ситуации. Они сосредоточатся на красноречивом описании обстановки или сложном развитии персонажа, но затем не дадут главному герою разрешения конфликта. Не делайте этой ошибки.

    Почему конфликт является ключевым

    Проще говоря, конфликт делает вашу историю интересной. Конфликт – это противостояние – внутреннее или внешнее (об этом ниже). Конфликт — это то, что возникает из-за проблем, которые ваш главный герой должен решить или решить на пути к достижению своей цели. Он предлагает дразнящий пряник неуверенности в том, достигнет ли ваш главный герой этой цели, удерживая ваших читателей и переворачивая страницы, чтобы узнать, разрешен (или нет) конфликт.

    А это то, чего хочет каждый автор, верно? Пронести читателя до самого КОНЦА?

    Без конфликта ваш главный герой просто переживает серию неинтересных жизненных моментов. Без конфликта нет истории.

    7 типов конфликтов в художественной литературе

    Существует два основных вида конфликта: внешний и внутренний, которые с течением времени были далее классифицированы и систематизированы множеством различных способов. Вот семь различных типов для рассмотрения.

    Внешние конфликты

    Внешний конфликт противопоставляет персонажа какой-то внешней силе или мировоззрению и происходит вне тела персонажа. Пять из семи типов конфликтов относятся к внешнему типу.

    1. Человек против человека

    Также называется человек против человека и главный герой против антагониста , это наиболее распространенный тип внешнего конфликта. Она понятна и общепонятна как история добра и зла, в которой главному герою противостоит недвусмысленный претендент.

    В центре истории этого типа два персонажа с противоположными взглядами, мнениями или целями. История станет богаче, когда оба персонажа будут считать себя правыми или когда между их различиями не будет ясного правильного или неправильного.

    • В Голодные игры Китнисс Эвердин должна выжить против других участников – она против них
    • В Волшебник страны Оз Дороти противостоит Злой Ведьме
    • Загадки убийства со следователем против убийцы также являются историями человека против человека

    2. Человек против природы

    Этот тип конфликта противостоит персонажу какой-либо силе природы, например, животному или погоде.

    • Классический пример — « Старик и море» Эрнеста Хемингуэя
    • В Жизнь Пи главный герой должен встретиться с тигром, пойманным в ловушку вместе с ним в лодке
    • Засуха — грозная оппозиция в романе Джона Стейнбека Гроздья гнева , как и сеттинг в фильме Кормака Маккарти «Дорога» (подробнее об использовании сеттинга читайте здесь)

    3. Человек против общества

    Когда в романе персонаж противостоит традиции, институту, закону или какой-либо другой социальной конструкции, это история «Человек против общества».

    • Аттикус Финч выступил против своего расистского сообщества в фильме Харпер Ли «, чтобы убить пересмешника»
    • Уилбур борется за свое выживание против общества, которое ест свиней в Паутина Шарлотты
    • В « Рассказе служанки» Маргарет Этвуд общество обращается с женщинами как с собственностью государства; Этвуд делает историю еще более интересной, наслаивая экологические катастрофы (Человек против природы), чтобы усилить конфликт
    • .

    4. Человек против технологии

    Когда наука выходит из-под контроля человека, возникают конфликты между Человеком и Технологией. Истории в этом типе конфликта включают:

    • 2001: Космическая одиссея
    • Мэри Шелли Франкенштейн
    • I, Робот
    • Аполлон 13

    Гуру грамматики, редактор стиля и наставник в одном пакете.
    Попробуйте бесплатно!

    5. Человек против сверхъестественного

    Вампиры, оборотни, инопланетяне и призраки — любые обычно невероятные, сверхъестественные или необъяснимые явления — обеспечивают конфликты «Человек против сверхъестественного». Примеры таких историй:

    • Сияние , Стивен Кинг
    • Призраки дома на холме , Ширли Джексон
    • Война миров , Герберт Уэллс
    • Экзорцист
    • Серия Southern Reach Джеффа Вандермеера
    • Почти все, Эдгар Аллан По

    Внутренние конфликты

    Два оставшихся типа конфликтов являются внутренними — те, которые происходят внутри разума или сердца персонажа. Когда у вашего главного героя возникают внутренние потрясения, вызывающие эмоциональную боль, это увеличивает напряжение истории.

    6. Человек против себя

    Персонаж, сражающийся с внутренними демонами, тот, у кого есть внутренний моральный конфликт (например, Гамлет ), или просто стремящийся стать лучше, находится в конфликте Личность против Я.

    • Китнисс Эвердин в Голодные игры (снова!) должна примирить свою потребность выжить на боевой арене с желанием не убивать других людей
    • Рассказ Дэниела Скотта Киза Цветы для Элджернона 9В 0037 главный герой борется с потерей интеллекта из-за врожденной умственной отсталости, при этом основное внимание уделяется чувствам персонажа по поводу его обстоятельств: конфликт между его интеллектом и эмоциями занимает центральное место

    7.

    Человек против Судьбы (Судьба/Удача/Бог)

    Это неоднозначный тип конфликта. Иногда его аспекты разделяются и анализируются среди других категорий. Например, поскольку принятие судьбы можно рассматривать как внутреннюю личную борьбу, некоторые вместо этого определяют ее как Личность против Я. Или кто-то мог бы переформулировать Личность против Бога как противопоставление личности религии и, следовательно, поместить его во внешний тип конфликта Личность против общества. Категории на самом деле не имеют значения, если вы понимаете концепцию.

    Примеры конфликтов этого типа включают Звездные войны , Одиссея и Властелин колец .

    • Хотя «Звездные войны » содержит множество внешних конфликтов, основная часть сюжетной линии — судьба Люка стать мастером-джедаем
    • В Одиссея Одиссей сталкивается со всевозможными мистическими существами
    • Судьба сделала Фродо хранителем колец в Властелин колец

    Как создать конфликт в романе

    Когда у персонажа есть желание или цель, и он сталкивается с препятствием, результатом становится конфликт. С препятствием должен столкнуться персонаж, который волнует читателей. Кроме того, препятствие должно противостоять желанию или цели, значимой для этого персонажа. Результат? Конфликт.

    Конфликт может различаться по степени или интенсивности, но каждый конфликт должен иметь несколько ключевых характеристик.

    • Конфликт должен быть четким, конкретным и актуальным для персонажа; это не должно быть абстрактной или тривиальной проблемой ни для персонажа, ни для читателя
    • Он должен существовать в царстве персонажа, а не отдельно или далеко от его мира
    • Конфликт не должен разрешаться слишком легко
    • Наконец, конфликт должен случиться с персонажем (персонажами), который небезразличен читателю (не обязательно «любит», но к которому испытывает некоторое сочувствие)

    Таким образом, конфликт возникает, когда достойный сострадания персонаж, который сильно чего-то хочет, сталкивается со значительным препятствием. Добавьте соответствующие действия, и у вас будет история.

    Многоуровневый конфликт делает захватывающую фантастику

    В каждом романе должен быть крупный конфликт. Более сложные истории имеют несколько конфликтов, как отмечалось выше для Этвуда «Рассказ служанки» , в котором есть конфликты между Человеком и обществом и Человеком и природой. Кроме того, историю, содержащую внешний конфликт, можно сделать более сложной, многослойной и интересной, включив персонажей, у которых также есть внутренний конфликт (см. «Голодные игры» в приведенных выше примерах).

    Джеймс Скотт Белл, в Искусство войны для писателей , проводит различие между внутренним конфликтом и внутренней борьбой:

    внутренний конфликт сюжетоцентричен; это внутреннее препятствие, вызванное или как-то напрямую связанное с историей — сюжетом. В то время как внутренняя борьба — это то, что играет против сильных сторон персонажа; это то, что персонаж переносит с на сюжет, обычно из своего прошлого, либо давно, либо недавнего прошлого (но до первой страницы). Сюжет поставит главную героиню в ситуации, когда ей придется иметь дело с этой внутренней борьбой, и она будет нести эту борьбу с собой на протяжении всей истории. Если персонаж находится в сериале, он будет проходить на протяжении всей книжной серии.

    Для иллюстрации предположим, что вы хотите, чтобы главная героиня была напористой . Два качества, которые могут бороться с напористостью, это застенчивость и нерешительность . Затем подумайте, что в биографии главной героини может быть причиной ее борьбы между напористостью и застенчивостью или нерешительностью . Может быть, кто-то важный в ее жизни сказал ей, что она никогда ничего не добьется. Может быть, у нее было трудное, бедное детство, из которого она отчаянно хотела вырваться, но в детстве она видела, как слишком много взрослых вокруг нее терпели неудачу в каждой попытке сделать это самостоятельно. Вы поняли идею?

    Лауреат Пулитцеровской премии писатель Роберт Олен Батлер говорит, что внутренний конфликт является определяющим признаком литературного произведения.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *