в поисках социальной утопии – Статьи
Нигилизм как философское учение появился в XII веке, его авторство обычно приписывается ученому-схоласту Петру Ломбардскому. Первой доктриной средневековой модификации этого течения стало сомнение в человеческой природе Христа. Мотив отрицания и несогласия не только повлиял на название учения (от латинского nihil — ничто), но и стал краеугольным камнем всей последующей эволюции нигилизма сквозь века. Это учение быстро расценили как еретическое, а потому уже в 1179 году папа Александр III предал его анафеме. Период расцвета нигилизма пришелся на XIX век, когда многие мыслители начали остро ощущать несправедливость общественного устройства, в котором вера в авторитеты и традиционные моральные устои подвергалась жесткой критике. Это привело к «кризису в христианском мировоззрении», по мысли Серена Кьеркегора, или даже к «закату Европы», который пророчил Освальд Шпенглер. В России второй половины XIX века нигилизм стал не только философией, но и образом жизни.
Николай Ярошенко, «Студент», 1881. (wikimedia.org)
Если следовать хронологии, предложенной Н. О. Лосским в «Истории русской философии», русский нигилизм принято связывать с рядом представителей общественной мысли 1860-х годов — материалистами и позитивистами. К числу нигилистов разные авторы причисляют философа М. А. Бакунина, литературного критика и теоретика Д. И. Писарева, публициста Н. А. Добролюбова и писателя Н. Г. Чернышевского. Нигилизм в целом весьма разнородное явление, включающее в себя представителей самого широкого спектра политических взглядов и идеологий, от реформистских до крайне радикальных. Однако, связующим звеном всех этих разрозненных концепций стало отрицание общепринятых ценностей и традиционных норм, будь то в сфере морали, эстетики, культуры, права, политики или экономики. Самым действенным способом обновления социума считалось его разрушение, в той или иной степени. Так, Бакунин провозгласил идеалы свободы духа, говоря о том, что отрицательное является непременным условием и дополнением положительного, а потому необходимо довериться «вечному духу, ломающему и разрушающему», а затем хаос приведет к новому порядку.
Писарев, вслед за Бакуниным, также проповедовал разрушение: «Что может быть сломано, должно быть сломано. Стоит любить только то, что выдержит удар. Что разбивается вдребезги, то хлам».Дмитрий Писарев, «Портрет по оригиналу Крамского». (ru.bidspirit.com)
Правда, в сознании обывателей и в культурной рефлексии той эпохи нигилизм оформился скорее не как философское учение, а как вид мировоззрения, определяющий не только суждения, но и поступки человека. Во многом благодаря эталонному образу русского нигилиста, созданному в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева, это явление приобрело и явные внешние атрибуты, выражающиеся в манере одеваться, держать себя в обществе, выражать свое мнение. Важнейшим элементом публичной «роли» нигилиста является нарочитая, демонстративная грубость манер, пренебрежение социальными нормами и предрассудками, стремление вывести собеседника на чистую воду и после презрительно прекратить отношения. Нигилизм тесным образом связан с материалистическими и позитивистскими взглядами, а потому идеальный нигилист часто предстает как ученый-естествоиспытатель или хирург, обладающий изрядной долей хладнокровия и рассудочности, чтобы для нового мира «место расчистить».
Наиболее интересный аспект системы взглядов нигилистов — это взаимоотношения полов. Женщина глазами нигилиста, прежде всего, «товарищ, а не кисейная барышня», а потому неудивительно, что в короткие сроки ряды революционно настроенных и неравнодушных активистов стали пополнять молодые девушки. Нигилизм в этом преломлении трактовался как волевое освобождение женщины от традиционной модели общественного поведения, от всех занятий, которые считались в быту и повседневной практике сугубо женскими.
Николай Ярошенко, «Курсистка». (artmuseum.kaluga.ru)
После поражения в Крымской войне критические настроения и призывы к поискам социальной утопии были подхвачены самыми разными слоями населения, а на первый план в этом движении вышли разночинцы. Их бедность, неблагородное происхождение и отсутствие стабильного заработка, которые раньше считались унизительными, теперь превратились в неотъемлемые достоинства, с лихвой заменявшие формальный титул дворянина. Тем более что престиж этого сословия пошатнулся, а потому роскошь и элитарность аристократии сменилась модой на аскетичный и простой образ жизни разночинцев, эдакого варианта русских пуритан. Чтобы преодолеть свою маргинальность, разночинцы стремились к получению хорошего образования, активно занимались саморазвитием.
Важную роль в системе взглядов нигилиста играют этические нормы и незыблемые поведенческие установки. Активно противопоставляя себя высшему дворянскому сословию, разночинцы старались придерживаться весьма практичных ценностей.
Первостепенной становилась проблема переустройства общества на новых над-моральных основах, где основным мерилом будет вопрос общественной пользы. Как у Базарова, который в своих действиях руководствовался исключительно представлением о том, что полезно в данный момент. Кстати, принадлежность к разночинцам как к «неподатному» сословию давала некоторую личную независимость, какой не обладало ни купечество, ни мещанство, ни, естественно, крестьянство. Речь идет, в первую очередь, о свободе передвижения и проживания в любом месте империи, с правом поступления на государственную службу. Разночинцы имели постоянные паспорта и должны были обязательно давать образование своим детям. Вероятно, фактор образованности сыграл немаловажную роль в том, что многие молодые люди, выходцы из разночинцев, быстро радикализировались, отчаянно, пожалуй, даже фанатично веря в идеи переустройства общества на началах справедливости и братства. «Наши юноши — революционеры не в силу своих знаний, а в силу своего социального положения… Среда их вырастившая состоит либо из бедняков, в поте лица добывающих свой хлеб, либо живет на хлебах у государства; на каждом шагу она чувствует экономическое бессилие, свою зависимость.Сборник: Емельян Пугачёв
Предводитель Крестьянской войны 1773-1775 гг. был выдан царским властям своими бывшими соратниками. Его казнили на Болотной площади.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII век
Емельян Пугачёв
Емельян Пугачёв
«Пугачёв бежал, но бегство его казалось нашествием», – писал Александр Пушкин. Действительно, предводитель бунта казаков и крестьян неоднократно терпел поражения, но это не мешало ему собирать вокруг себя всё новых сторонников. Пройди тест и проверь свои знания о самозванце, выдававшем себя за Петра. ..
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Следствие и суд над Емельяном Пугачевым и его сообщниками
Следствие и суд над Емельяном Пугачевым и его сообщниками
Его привезли в Яицкий городок к начальнику секретной комиссии. Так начался первый этап следствия над предводителем Крестьянской войны 1773-1775 годов.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Главный полковник» Пугачева
«Главный полковник» Пугачева
Одним из ближайших сподвижников Емельяна Пугачева стал купец Иван Грязнов.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Варвар Пугачев явил опыт лютости и тиранства»
«Варвар Пугачев явил опыт лютости и тиранства»
В течение всего XVIII века казаки теряли привилегии. Они объединились под знаменами Пугачева — предводителя крестьянского восстания, или Крестьянской войны.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Екатерининские репрессии: как покарали пугачевцев
Екатерининские репрессии: как покарали пугачевцев
Екатерина Вторая желала быть просвещенной монархиней. Но восстание Емельяна Пугачева невозможно было усмирить окончательно без крутых мер.
- Статьи
- Европа
- XX век
Восстание Пугачева
Восстание Пугачева
Основной движущей силой Крестьянской войны 1773-1775 гг. были казаки, крестьяне, работные люди, народы Урала и Поволжья.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII век
Емельян Пугачёв
«Пугачёв бежал, но бегство его казалось нашествием», – писал Александр Пушкин. Действительно, предводитель бунта казаков и крестьян неоднократно терпел поражения, но это не мешало ему собирать вокруг себя всё новых сторонников. Пройди тест и проверь свои знания о самозванце, выдававшем себя за Петра…
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Следствие и суд над Емельяном Пугачевым и его сообщниками
Его привезли в Яицкий городок к начальнику секретной комиссии. Так начался первый этап следствия над предводителем Крестьянской войны 1773-1775 годов.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Главный полковник» Пугачева
Одним из ближайших сподвижников Емельяна Пугачева стал купец Иван Грязнов.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Варвар Пугачев явил опыт лютости и тиранства»
В течение всего XVIII века казаки теряли привилегии. Они объединились под знаменами Пугачева — предводителя крестьянского восстания, или Крестьянской войны.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Екатерининские репрессии: как покарали пугачевцев
Екатерина Вторая желала быть просвещенной монархиней. Но восстание Емельяна Пугачева невозможно было усмирить окончательно без крутых мер.
- Статьи
- Европа
- XX век
Восстание Пугачева
Основной движущей силой Крестьянской войны 1773-1775 гг. были казаки, крестьяне, работные люди, народы Урала и Поволжья.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Статьи
- Европа
- XX век
Венгерское восстание: Жуков против контрреволюционеров
- Статьи
- Европа
- XVI век
История любви: Генрих VIII и Анна Болейн
- Статьи
- Европа
- XX век
Убийство Кирова
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Балетный роман
- Статьи
- Европа
- XIV-XV вв.
Как сходят с ума короли: Карл VI
- Статьи
- Европа
- XIX век
Храм Христа Спасителя: история возведения
- Статьи
- Европа
- XV век
Влад Цепеш: граф Дракула или кровавый патриот?
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Тесты
- Европа
- XVII век
«Три мушкетёра»
- Статьи
- Европа
- XIX век
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Казнь Емельяна Пугачёва
- Статьи
- Европа
- XX век
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- Статьи
- Азия
- XX век
Тува — республика, поглощённая Россией
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 265697
- 📚 Статьи
- 👀 260463
- 📚 Статьи
- 👀 221138
- 📚 Статьи
- 👀 152558
- 📚 Статьи
- 👀 146498
- 📚 Статьи
- 👀 115682
- 📚 Статьи
- 👀 82679
- 📚 Статьи
- 👀 43146
- 📚 Статьи
- 👀 40727
- 📚 Статьи
- 👀 38443
- 📚 Статьи
- 👀 686446
- 📚 Статьи
- 👀 274944
- 📚 Статьи
- 👀 265697
- 📚 Статьи
- 👀 260463
- 📚 Статьи
- 👀 221138
- 📚 Тесты
- 👀 216168
- 📚 Статьи
- 👀 200640
- 📚 Статьи
- 👀 187542
- 📚 Статьи
- 👀 184050
- 📚 Статьи
- 👀 176580
Эпоха русского нигилизма.
Версия 1.0 — Андрей ТесляАндрей Тесля, 27 декабря 2018, 19:53 — REGNUM Исследование В.И. Щербакова о Писареве заслуживает внимания уже в силу одного того, что ее автор — одна из ключевых фигур в издании Полного собрания сочинений критика и составитель первого объемного сборника воспоминаний о нём. Прежде всего необходимо остановиться на концепции книги — это серия очерков, затрагивающих разные аспекты литературы, философии и литературной критики «эпохи нигилизма», сфокусированных на фигуре Писарева — своего рода книжный вариант комментария к собранию сочинений, от краткого анализа художественных текстов эпохи 1860-х годов до привычных для академических работ статей на сопоставление/влияние/связь — таких, как «Писарев и Герцен», «Писарев и Чернышевский». Материал книги сгруппирован в четыре объемных главы:
Иван Шилов © ИА REGNUM
(1) «Отрицательные идеи» в русской литературе сороковых — шестидесятых годов XIX века»;
(2) «Писарев как «популяризатор отрицательных доктрин»;
(3) «Писарев и традиции «реальной критики» и
(4) «Писарев и Толстой: два феномена негативизма 1860-х годов».
Обращает на себя внимание трактовка «эпохи нигилизма», примыкающая к интерпретациям, намеченным, в частности, Н.Н. Страховым, — формирование комплекса представлений и поведенческих моделей, которые в начале 1860-х будут, благодаря Тургеневу, поименованы «нигилизмом», восходит к 1840-м годам. При этом Щербаков решительно отталкивается от распространенной в традиционных обличениях «нигилизма» генеалогии явления — связывающей его с влиянием западных идей (и тем самым объявляющей наносным и т.п.). Нам представляется, что само это противопоставление — непродуктивно, связано с идеологическими баталиями 1860-х годов. Ведь если сам Щербаков отсылает, например, к работам Пустарнакова и рассматривает русские 1860-е как своего рода «русское просвещение» (имея в виду аналогию с французскими просветителями, в первую очередь, 1750-х — 1770-х годов), то рассматривать в высшей степени значимые для самых разных авторов натуралистические и материалистические представления, склонность сводить к «гигиене и физиологии» — видя в этом трезвость взгляда, — как собственно российские явления не получится. Более того, нам представляется, что здесь — фундаментальное затруднение, порождаемое иногда продуктивным, но по крайней мере столь же часто вредным противопоставлением «России» и «Европы», изъятием первой из общего культурного контекста и попытках интерпретировать развитие русской культуры, в частности — литературы или философии, — в рамках интериорной объяснительной модели. Разумеется, у целого ряда отечественных культурных феноменов будет преобладать «внутренняя» логика развития — но количество подобных феноменов, применительно к XIX веку и к области «высокой» культуры, будет достаточно ограничено — обращаясь к хрестоматийному, «пушкинская» или «гоголевская» линии литературы имеют право на существование, но для осмысления, например, «Князя Серебряного» большее значение будет иметь не столько даже традиция исторического романа, сколько стремление дать законченный, классический его образец, а генеалогия «Войны и мира» решительно выводит нас за пределы дихотомии внутреннего / внешнего в культурных влияниях.
Впрочем, при любом варианте рассмотрения — отстаиваемое Щербаковым удлинение «эпохи нигилизма» представляется весьма продуктивным, возвращая истолкование спора «отцов и детей» именно как внутреннего, придающего ему ту остроту, которой он лишается уже десятилетие спустя, чтобы в дальнейшем смениться совершенно иными линиями размежевания — в том числе и поколенческими, но уже не отсылающими к противостоянию в рамках семьи.
В понимании автора Писарев интересен в первую очередь как «симптом», выразитель идей — принадлежащих не ему, но которым он придает радикализм и экспрессивность выражения. Так, Щербаков отмечает: «Как всегда, Писарев выражал типичные умонастроения своего круга» (стр. 189) — причем не столько круга реальных знакомств и связей (такового у него почти не было, да и добрую половину всей своей публицистической жизни он провел в одиночной камере Петропавловской крепости), сколько персонально неопределенного круга читателей — близких по возрасту, по умонастроению — для мыслей и, в первую очередь, чувств которых находил выразительные формулировки.
Исследователи часто выбирают темы и сюжеты, исходя из созвучия, внутренней близости — и не менее редко в процессе исследования проникаются если не взглядами, то усваивают способы мыслить, рассуждать — адаптируя их к своему времени и окружению. И отнюдь не всегда этот процесс оказывается отрефлексирован. В этой книге есть странная живость — от горячего спора с давно прошедшим: где именно и отчего Чернышевский был не прав в своей эстетике, доказательств, что Толстой был не прав в своей философии истории, изложенной в «Войне и мире», и где фактически погрешил против исторической точности. И своей наивностью (в шиллеровском смысле) этот спор одушевляет прошлые концепции — совсем иначе, чем это делает вдумчивая реконструкция, постоянно помнящая о дистанции от предмета рассмотрения. Чернышевский, Писарев и даже Ткачев внезапно оказываются почти современниками — возникает анахронизм «наоборот», не через привнесение в прошлое современности, а в восприятии стародавних споров как всё еще идущих, без всякой поправки на время — вопреки любым методологическим презумпциям и научениям.
Этот анахронизм работает — независимо от намерений автора, на уровне интонации, экспрессии, подобно текстам самого Писарева — как другой способ «сдуть пыль» или «отдернуть занавеску» с картин прошлого. Возмущая воспитанного в историзме читателя — и в то же время восхищая мало кому доступной в наш рефлексивный век непосредственностью.
Нигилизм | Определение и история
Иван Тургенев
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- философия
Просмотреть весь связанный контент →
нигилизм , (от латинского nihil, «ничто»), изначально философия морального и эпистемологического скептицизма, возникшая в России XIX века в первые годы царствования царя Александра II. Этот термин широко использовался Фридрихом Ницше для описания распада традиционной морали в западном обществе. В XX веке нигилизм охватывал множество философских и эстетических установок, которые в том или ином смысле отрицали существование подлинных нравственных истин или ценностей, отрицали возможность познания или общения, утверждали предельную бессмысленность или бесцельность жизни или жизни. Вселенной.
Этот старый термин применялся к некоторым еретикам в Средние века. В русской литературе нигилизм , вероятно, впервые употребил Н.И. Надеждин в статье 1829 года в «Вестнике Европы» , в которой он применил его к Александру Пушкину. Надеждин, как и В.В. Берви в 1858 году приравнял нигилизм к скептицизму. Михаил Никифорович Катков, известный консервативный журналист, трактовавший нигилизм как синоним революции, представил его как социальную угрозу из-за отрицания им всех нравственных принципов.
Именно Иван Тургенев в своем знаменитом романе « Отцы и дети » (1862 г.) популяризировал этот термин через образ Базарова-нигилиста. В конце концов, нигилисты 1860-х и 1870-х годов стали рассматриваться как растрепанные, неопрятные, неуправляемые, оборванные люди, восставшие против традиций и общественного порядка. Затем философия нигилизма стала ошибочно ассоциироваться с цареубийством Александра II (1881 г.) и политическим террором, который применяли активисты в то время в подпольных организациях, выступавших против абсолютизма.
Если для консервативных элементов нигилисты были проклятием времени, то для либералов, таких как Н.Г. Чернышевского, они представляли собой лишь преходящий фактор в развитии национальной мысли, этап борьбы за индивидуальную свободу и подлинный дух бунтарского молодого поколения. В своем романе Что делать? (1863) Чернышевский стремился обнаружить в нигилистической философии положительные стороны. Точно так же в своих « мемуарах», князь Петр Кропоткин, ведущий русский анархист, определил нигилизм как символ борьбы против всех форм тирании, лицемерия и искусственности и за личную свободу.
По существу, нигилизм XIX века представлял собой философию отрицания всех форм эстетизма; он выступал за утилитаризм и научный рационализм. Классические философские системы были полностью отвергнуты. Нигилизм представлял собой грубую форму позитивизма и материализма, бунт против установленного общественного порядка; оно отрицало всякую власть государства, церкви или семьи. Он основывал свою веру только на научной истине; наука была бы решением всех социальных проблем. Нигилисты считали, что все зло происходит из одного источника — невежества, которое может победить только наука.
На мышление нигилистов XIX века оказали глубокое влияние такие философы, ученые и историки, как Людвиг Фейербах, Чарльз Дарвин, Генри Бакл и Герберт Спенсер. Поскольку нигилисты отрицали двойственность человека как соединения тела и души, духовной и материальной субстанции, они вступили в ожесточенный конфликт с церковными властями. Поскольку нигилисты поставили под сомнение доктрину божественного права королей, они вступили в аналогичный конфликт со светскими властями. Так как они пренебрегали всеми общественными связями и семейным авторитетом, конфликт между родителями и детьми стал столь же имманентным, и именно эта тема лучше всего отражена в романе Тургенева.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Адамом Августином.
WHKMLA: Нигилизм в России
WHKMLA: Нигилизм в РоссииНигилизм в России
1860-1881
Корейская академия лидерства МинджокМеждународная программа
Ча, Сован
Курсовая работа, Класс европейской истории AP, март 2007 г.
I. Введение
II. Историческая справка России XIX века
III. Фундаментальный нигилизм
IV. Революционный нигилизм
V. Последний акт русских нигилистов
VI. Нигилизм и русская литература
VII. Заключение
VIII. Библиография
I. Введение
Нигилизм происходит от латинского слова «nihil», что означает «ничто». объективное значение, цель, постижимая истина или существенная ценность. Хотя о нигилизме часто думают как о философская концепция, это было крупное политическое движение, особенно ответ России на условия царской реформы и репрессии 1860-х гг. Вместо простого самоанализа или личных эмоций это движение политического нигилизма в России имел дело с властью и социальными структурами и ставил под сомнение обоснованность всех существующих моральных ценностей и институтов, с государственной целью свержения деспотической власти царя. Такие характеристики нигилистов (по-русски нигилист) представлены в романе Отцы и дети русского писателя Ивана Тургенева, главный герой которого, Базаров — нигилист. В книге сказано: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какой властью и не признает любой принцип на вере», потому что «условия в социальной организации настолько плохи, что делают желательным ее разрушение». ради, независимо от какой-либо конструктивной программы или возможности». конец девятнадцатого века.
II. Историческая справка России XIX века
Россия в начале и середине девятнадцатого века была местом нарастания напряженности и драматизма в политической, экономической, и социальные изменения. Индустриализация создала большое неравенство в богатстве и создала совершенно новые классы людей, такие как старые аристократы. система власти превратилась в плутократическую. Города быстро росли, а традиционный аграрный образ жизни был уничтожен. Более того, после русской кампании по подчинению Наполеона западные идеи, четко артикулировавшие стремление к конституции защиту прав человека, представительное правительство и демократию. Итак, когда царь Александр I умер в 1825 году, полк солдат отказался присягнуть новой короне, желая вместо этого установления русской конституция. И хотя «декабристы», как их называли, были окончательно подавлены, оставалась возможность социальные изменения на протяжении столетия.
Все эти изменения подготовили почву для нигилизма. Русские монархи поняли, что их система крепостничества и общественного устройства не устойчивым и закончится кровавым восстанием. Проблема заключалась в проведении реформ, которые были и эффективными, и политически реалистичными. Но к середине XIX века силы государственных репрессий вкупе с долголетием проблем уже создавали такая невыносимая ситуация, что исправить систему путем реформы было почти невозможно. Единственный разумный ответ на такого рода положением был нигилизм. Более того, неудача в Крымской войне поставила Россию в тяжелое положение, когда она была вынуждена проводить реформы, и это сделал движение нигилизма более актуальным. В конце концов, даже жестокое и насильственное полицейское государство оказалось не в состоянии предотвратить нигилистов и других преданных революционеров, и движение нигилизма начало распространяться в России.
III. Основополагающий нигилизм
Русский нигилизм можно разделить на два периода. Одним из них является «основополагающий период» (1860-1869 гг.), когда движение нигилизма началось, и контркультурные аспекты нигилизма стали возмущать Россию. Другой период — революционный период. (1870-1881), в котором Катехизис революционера вдохновил ожидающее движение на движение с зубами с десятками акций против Российского государства. Революционный период заканчивается убийством царя Александра II. (13 марта 1881 г.).
В период становления русского нигилизма был организован первый «Земля и воля ». Он замышлял поддержать движение за независимость Польши и агитировать крестьян, обремененных долгами в результате непосильных выкупных платежей. потребовалось освобождением крепостных крестьян в 1861 году. 1863 г., и таким образом начался первый период нигилистических тайных обществ. Организация основала школу в московских трущобах, чтобы обучать революционеров. Кроме того, у них была секретная подгруппа под названием Ад , целью которой был политический терроризм. убийство царя как конечная цель. Это привело к неудавшейся попытке Дмитрия Каракозова 4 апреля 1866 г. и лидер Организации Николай Ишутин были казнены. Так закончилась Организация и началась Белая Террор остальных 1860-х гг. Белый террор начался с того, что царь поставил графа Михаила Муравьева руководить подавлением восстания. Нигилисты. Два ведущих радикальных журнала, Современник и Русское Слово , были запрещены, либеральные реформы была сведена к минимуму, а система образования была реформирована, чтобы задушить революционный дух. Эта акция российского государства положила конец основополагающий период нигилизма.
Образ жизни нигилистов, или новых людей, заслуживает внимания. Нигилисты вели утилитарный и аскетический образ жизни. В моде тоже был случай в точку: стиль одежды стремился к функциональности и полезности, а не к легкомысленной моде. И в своей книге Женское освободительное движение в России Ричард Стайтс говорит о «бунте в одежде» нигилистки, русское слово, обозначающее женщину-нигилистку: «Отбрасывая кисею, ленты, перья, зонтики и цветы русской дамы, архетипической девушки нигилистского толка 1860-х годов, носившей простое темное платье. шерстяное платье, прямое и свободное от талии, с белыми манжетами и воротничком в качестве единственных украшений. Волосы были коротко острижены и носили прямо, и владелец часто надевал темные очки».0075 Еще одной примечательной чертой нигилистов был их интерес к женскому полу. эмансипация. Поскольку женский паспорт (который использовался для обычных поездок, а не только для поездок за границу) юридически контролировался мужчинами в в то время отец или муж полностью контролировали жизнь женщины. Нигилисты решили эту проблему фиктивными браками и допускала эмансипацию женщин де-юре, но не де-факто. Это привело к тому, что женщины получили свободу передвижения для выполнения некоторых академические занятия и некоторые предприятия.
IV. Революционный нигилизм
Появление Сергея Нечаева символизирует переход от фундаментального периода к революционному периоду русского нигилиста. движение. Нечаев утверждал, что так же, как европейские монархии и католические иезуиты были безжалостно аморальны в своем стремлении к тотальному управления, не было действий, которые нельзя было бы использовать во имя народной революции. Образ Нечаева во многом является результатом Катехизис революционера (1869) как любые действия, которые он действительно совершал в жизни. Катехизис является важным документом, поскольку он установил явный разрыв между формированием нигилизма как политической философии и тем, чем он стал как практика революционного действия. А также В тезисе 23 Катехизиса революционера говорится: Под «революцией» наша Организация не подразумевает регламентированного образца в классическом, западном смысле, движение, которое всегда останавливается и преклоняется перед правами частной собственности и перед традициями общественного порядка и так называемая цивилизация и мораль, которые до сих пор ограничивались ниспровержением одной политической формы, чтобы заменить ее другой, пытался создать так называемое революционное государство. Единственной революцией, которая могла бы принести пользу народу, была бы та революция, которая разрушил в корне все элементы государства и истребил бы все государственные традиции, общественный строй и классы в России». Он оказал большое влияние на русский нигилизм: он сформировал тайную ячеистую организацию, Народная месть , и поддерживается отношение к народной воле. Но он был отвергнут Бакуниным и окончательно умер в своей камере в 1882 году. Петр Лавров и бакунисты. В центре внимания обеих групп была организация крестьян, и это было в значительной степени вдохновлено верой в то, что Российский институт сельской общины, органа самоуправления, который управлял сельскими делами и принимал решения коллегиально, был Кратчайший путь к русскому социализму. Эта попытка, однако, в конце концов не удалась, потому что крестьяне часто сдавали нигилистов полиции и, кроме того, концепция сельского восстания не была утверждена для крестьян, поскольку они не имели возможности осмысленно вооружиться и фактически не имели традиции успешного восстания. В 1877 году произошло неудавшееся сельское восстание, названное тремя революционерами «делом Чигрина». Стефановича, Дейча и Бохановского, результатом чего стал арест сотен крестьян и трех нигилистов.
Кроме того, в то время женщины играли определенную роль в нигилистических организациях. В то время как, учитывая незначительные социальные достижения при Александре II, женщин было труднее убедить присоединиться к проекту демонтажа общества, после участия они были более привержены действию и насилия, чем их коллеги-мужчины. Лучше всего это иллюстрируется непосредственным взятием в руки оружия в начале революционного периода. с участием одной женщины, Веры Засулич. Женщины принимали немалое участие в тайных обществах. И учет в «Народная воля », самые известные тайные общества нигилистов, заявили, что от 1/4 до 1/3 организации составляют женщины. И более того, почти половину исполнительного комитета составляли женщины. В то время как социальные нравы культуры в то время не были полностью нарушены и существовали по-прежнему оставалась «женской работой», у многих женщин были равноправные отношения с мужчинами.
В революционный период возникло множество тайных обществ. И двое из них, троглодитов и Революционно-народническая группа Севера в конечном итоге сформировала вторую Земля и свобода в 1876 году. Эта группа столь же твердо утвердился в бакунистском лагере в ответ на неудачи сельских кампаний прошлых лет. Яркие события семидесятых возникла в результате этой реакции. В декабре 1876 года на площади Казанской иконы Божией Матери в Петербурге прошла политическая демонстрация. митинг был разогнан полицией, многие люди, в том числе революционер Боголюбов, были арестованы. Этот парень, в необъяснимый акт непримиримости, отказался снять фуражку перед генералом Треповым, посещавшим тюрьму, которую Боголюбов поделился с политзаключенными. Разъяренный генерал избил его, потребовал выпороть на следующий день, что и было сделано с такой силы, что Боголюбов сошел с ума, и это вылилось в конце концов в тюремный бунт.
Тем временем Вера Засулич сама совершила действие. Она добивалась аудиенции у генерала в приемной русских чиновников, где после этого она вытащила револьвер и выстрелила, убив его. Неожиданным ходом власти разрешили судить Засулич присяжным, полагая, что результат был гарантирован, потому что она созналась в содеянном и были свидетели. Вместо этого присяжные оправдали ее и разрешили уйти. в здание суда, где ее ждала полиция для дополнительного ареста, и произошел небольшой бунт, в результате которого ее увезли ее товарищи. Этот поступок и сопровождавший его скандал положили начало многолетней волне действий нигилистов против агентов государство, и попытки, в основном неудачные, репрессий со стороны государства.
23 февраля нигилист с юга Валериан Осинский дважды выстрелил в прокурора Киева. 25 мая Григорий Попко зарезал капитана киевской жандармерии Гейкинга. Михаил Фроленко, южный нигилист, стал сотрудником Киевского острога, быстро дослужился до обер-надзирателя и 27 мая освободил Стефановича, Дойча и Бохановского от Чигиринского дела. И северные нигилисты вскоре начали догонять подвиги южан с августа.
9 февраля 1879 года был расстрелян Григорием Гольденбергом генерал-губернатора Дмитрия Кропоткина в Харькове. Также в феврале того года — смерть еще одного милицейского диверсанта и еще одна перестрелка с полицией в Киеве. А 2 апреля была неудачная попытка убить царя Александром Соловьевым, который, наконец, был повешен 28 мая. Репрессии в течение следующих 8 месяцев были жестокими, с 16 Нигилистов вешают по всей России. Но нигилисты не прекратили своих действий; 20 февраля 1880 года нигилист Миодецкий принял выстрел в одного из двух генерал-губернаторов, руководивших репрессиями, генерал-губернатора Лорис-Меликова. Он снова промахнулся и был казнен через два дня.
Репрессии государства подняли вопрос о том, насколько эффективной была текущая стратегия Земля и свобода . В июне 1879 г. была проведена конференция для оценки методов насилия, используемых группой, что привело к роспуску Земля и свобода и создание Black Repartition , в котором утверждалось, что воинственная пропаганда является подходящим методом для продвижения вперед, и Народная воля , приговорившая царя к смерти.
V. Последний акт русских нигилистов
После роспуска «Земля и воля» «Народная воля» посвятили себя убийству царя. Они сделали не иметь инфраструктуры, социального решения или желания взять на себя власть; для них разрушение стоило само по себе, а не по гуманитарным, политическим или социальным причинам. Оценив неудачи снайперов-нигилистов, было принято решение атаковать Царь со сносами. В ноябре 1879 г., нигилисты попытались заминировать железнодорожный маршрут, по которому царь должен был ехать из Ливадии в Санкт-Петербург. Санкт-Петербург в трех разных точках. Первый был организован под Одессой, организован Верой Фигнер, и включал попытку внедрить нигилистический на должность железнодорожного сторожа, но когда царь выбрал другой маршрут, от этого плана отказались. Второй представлял собой сложный план Андрея Желябова (1850-1881) изображать запуск кожевенного дела днем и закладку динамита ночью. Когда поезд с царем прошел, однако взрывчатка не сработала. Финальную точку организовал Александр Михайлов возле Москва. Он включал в себя аренду квартиры в 50 ярдах от железной дороги, рытье туннеля от квартиры до линии и установление платы на линии поезда. Но земля, по которой пролегал туннель, была песчаной и легко затапливалась, что приводило к совершенно жалкому состоянию. опыта, и, наконец, поезд с царем не сошел с рельсов взрывом.
Поскольку ни один из нигилистов не был пойман, а взрыв был на волосок от взрыва, все пришли к выводу, что это был правильный подход. Следующий покушение было совершено на царский Зимний дворец 5 февраля 1880 года. В нем участвовал нигилист, устроившийся на работу во дворце, количество динамита в подвал и поджечь эту взрывчатку в нужное время. И снова время действия было сбито: запланированное прибытие царя было отложено, и взрывчатка взорвалась до прибытия Александра. Следующая попытка была связана с затопление взрывчатых веществ под Каменным мостом на Екатерининском канале, но оно было сорвано опозданием одного из заговорщиков. Еще одна попытка началась с амбициозного минирования дороги, по которой царь должен был пройти от гавани к поезду в Одессе. планы поездки изменились, усилия были заброшены.
В оставшуюся часть 1880-х годов нигилисты были заняты отслеживанием поездок царя; они обнаружили, что воскресенье было лучшим днем для забастовку, так как царь обычно следовал единственным маршрутом к военным смотровым площадкам и обратно. Это было на углу Невского проспекта и Малая Садовая улица, где должны были нанести удар нигилисты. Это включало в себя аренду квартиры, рытье туннеля и попытки вести себя как прилично. граждане. Но их неспособность убедить соседей сорвала план, и Желябов, организатор операции, был арестован 27-го числа. февраля.
Наконец, после нескольких покушений, Александр II был убит в марте 1881 года, в тот самый день, когда им было одобрено предложение о вызове представителя собрание для рассмотрения новых реформ. И пять участников заговора с целью убийства царя, в том числе Андрей Желябов, Николай Рысаков, Софья Перовского, Николая Кибальчича и Тимофея Михайлова 3 апреля торжественно повесили с плакатом «Цареубийство». Таким образом период русского нигилизма закончился. Наследник российского престола Александр III (1884-189 гг.4) был самодержцем в старом стиле, жестоко подавляемым любые оставшиеся нигилисты, посмевшие проявить себя после падения царя. Он верил в управление империей с помощью «национализма, восточного православия». и самодержавие», и добился успеха до самой смерти.
VI. Нигилизм и русская литература
Стоит отметить роль литературы в русской культуре, потому что литература была уважаемой формой социального комментария. Этот стиль литературы стал известный как реализм из-за его непоколебимого изображения современной жизни, и такие литературные произведения показывают нам, что происходило в русской культуре в 1860-х годах движение нигилизма. К таким реалистическим романам, отражающим движение нигилизма, относятся Записки из подполья , Преступление и наказание и Бесы Достоевского; Отцы и дети Ивана Тургенева; Война и мир Толстой; Что делать? Чернышевского; Корни революции Вентури; Русская революционная интеллигенция от Помпера. Особенно выраженное Базаровым напряжение между поколениями в «Отцах и детях » как отказ от романтического и идеалистические позы гарантировали ему положение иконы нигилистического движения, а движение нигилизма даже обязано своим названием этому роману. И издание Чернышевского Что делать? стал путеводной звездой для движения: на его страницах было видение социалистические ценности нигилиста, изложение того, как жить с неизменными радикальными ценностями и как практиковать нигилистическую немоногамию. Итак Русский роман был вознесен на новые религиозно-философские высоты тем, что впитал в себя нигилистическое чувство культурного кризиса и жажды нового, абсолютные значения. Кроме того, поскольку многие русские литературные произведения того времени находились под влиянием социальных условий России, литература также сильно повлияли на российское общество и культуру. Например, освобождение крестьян Александром отчасти объяснялось его реакцией на Коллекция Ивана Тургенева из Зарисовки спортсмена , на которых изображена жизнь крестьян.
Обычно нигилизм становился более связной позицией в запрещенных текстах, контрабандой ввозимых в Россию эмигрантами. Один из самых плодовитых эмигрантов был Александр Герцен (1812-1870), который основал Свободную русскую прессу в Лондоне. Пресса была хорошо известна своими публикациями радикальных литература, которая варьировалась от до молодого поколения (1861 г.), в которой приводились доводы в пользу замены царя государственным служащим, к журналам Полярная звезда и Голоса из России . Его самым известным журналом был The Bell , который был ввезен контрабандой. в Россию, где он был довольно популярен в период фундаментального нигилистизма среди тех, кто желал социальных реформ.
VII. Заключение
В г. Реакция в Германии г. Михаил Бакунин (1814-1876) предвосхитил и спровоцировал идеи нигилистов, сказав: «Поэтому доверимся вечному Духу, который разрушает и уничтожает только потому, что он непостижимый и вечный источник всю жизнь. Страсть к разрушению есть страсть творческая».0075 Как это показывает, движение русского нигилизма было крупным политическим движением. которая отвергла все религиозные и политические авторитеты, социальные традиции и традиционную мораль с целью свержения деспотической власти царя, полагая, что разрушение желательно для социального преобразования.
Кроме того, помимо нигилистического подхода к социальным изменениям, который явно оказал влияние далеко за пределы социалистической традиции, способ, которым нигилисты пытались расширить свои идеи за пределы своей политики. Учитывая репрессивную среду, в которой их идеи процветала, размах русских нигилистов продолжал приносить плоды преданных своему делу личностей, преодолевающих разрыв между теорией и упражняться. Одним словом, нигилизм в России был не только движением, имевшим большое политическое влияние в русском обществе, но и движением что действительно имело значение, выходящее за рамки политики.