Что такое нирвана? | 07.10.2022, ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Понятие нирваны занимает особое место в мировоззрении буддистов. Не только потому, что это завершение буддийского пути, и не потому, что она представляет собой наиприятнейшее из возможных мест. Нирвана отражает две стороны буддизма. Освобождение себя от перерождений может показаться бессмысленным для тех, кто в них не верит. Однако достижение нирваны — это еще и глубокая психологическая цель.
Роберт Райт (Robert Wright)
Понятие нирваны занимает особое место в мировоззрении буддистов. Не только потому, что это завершение буддийского пути, и не потому, что она представляет собой наиприятнейшее из возможных мест. Нирвана отражает две стороны буддизма.
С одной стороны, существует естественный буддизм, описывающий идеи, которые можно легко уместить в университетский курс психологии или философии: о природе разума, о причинах человеческих страданий и о том, как мы должны прожить жизнь, осознавая эти идеи.
И есть более экзотичный буддизм, описывающий сверхъестественные или невероятно сложные для восприятия метафизические идеи — различные космические царства и божества. Однако самым известным является понятие реинкарнации, или, как его обычно называют буддисты, перерождения.
Конечно же, у нирваны есть свои экзотические особенности. Согласно традиционному учению буддистов, ее достижение дарует освобождение от бесконечного цикла перерождений. Но история о нирване — о том, как именно найти спасительный выход из бесконечного цикла жизней — плавно подводит к ее естественному пониманию, то есть к работе механизма страданий и удовольствий.
В древних текстах нирвану часто определяют через слово, которое обычно переводят как «безусловный». Многие годы я слышал этот странный термин и не мог понять, что же он значит. Но тогда я думал, что без самого достижения нирваны это, скорее всего, невозможно, да и для моих целей не так уж и важно. Как оказалось, я был неправ в обоих предположениях. У вопроса «Что значит безусловный?» есть довольно четкий и крайне важный ответ, который соединяет экзотическую метафизическую сущность буддизма и естественную.
Один из очевидных подходов к расшифровке понятия «безусловный» заключается в том, что мы отбрасываем приставку «без» и спрашиваем, что значит «условный». В рамках буддийской терминологии «условный» можно считать синонимом «причинному». Логика в этом есть. В конце концов, когда мы говорим об условиях, которые приводят к чему-либо — например, которые заставляют воду кипеть, дождь идти, а уровень преступности расти — мы обычно рассматриваем их как часть причинно-следственной цепочки, которая к этому чему-то приводит. То, что в буддизме называется «условным», считается подчиненным причинам.
Получается, что если нирвана «безусловна», то подразумевается своего рода побег от «причинного». Если вы рассудили так, то вы абсолютно правы! Но что это значит?
Ответ на поставленный вопрос включает в себя один из важнейших терминов буддизма — пратитья-самутпада. У него множество применений и множество переводов. Для цели прояснить сущность нирваны верным переводом может считаться «обусловленное возникновение».
В самом общем смысле обусловленное возникновение соотносится с основной идеей причинности: в силу одних условий возникают некоторые следствия; в силу других условий возникают другие следствия. Однако термин соотносится и с особой последовательностью причинных связей — цепью из 12 звеньев-условий, в которой каждое звено обусловливает последующее. Считается, что эта цепь порабощает человека в бесконечном цикле перерождений, и именно ее необходимо разорвать с помощью нирваны.
Далее, в следующем звене, из ощущений возникает тришна, «жажда»: мы жаждем приятных ощущений и с такой же силой жаждем избегать неприятных.
Давайте остановимся поподробнее. Вот как Бхикку Бодхи, американский буддийский монах, который перевел огромное количество древних буддийских текстов на английский, объясняет это в серии своих лекций, записанных в 1981 году:
Здесь, в этом пространстве между ощущением и жаждой, состоится битва, которая определит, продолжится ли бесконечная неволя или же на ее место придут просветление и освобождение. Ведь если вместо подчинения страстному желанию, вечной жажде удовольствий человек с осознанностью и вниманием будет созерцать природу ощущений и понимать эти ощущения такими, каковы они есть, тогда он сможет остановить происхождение и укрепление страстных желаний.
Именно здесь начинается переход от экзотического к естественному. Освобождение, о котором говорит Бхикку Бодхи — это в первую очередь освобождение от бесконечных перерождений, которое ворвется в конце этого жизненного цикла. Однако это также освобождение здесь и сейчас от страданий, которые приносит тришна: освобождение от жажды испытывать приятные ощущения и избегать неприятных, от неугасающего желания того, чтобы вещи были не такими, каковы они есть.
Эти два смысла освобождения — от перерождения и от страданий — отражены в буддийской идее о том, что существует два вида нирваны. Как только вы освободились здесь и сейчас, вы входите в нирвану, которой сможете наслаждаться до конца жизни. Затем, после смерти, — которая будет вашей последней смертью, так как вы освободились от цикла перерождений — в игру вступает второй вид нирваны.
К сожалению, я не могу описать первый вид нирваны исходя из собственного опыта. Впрочем, как и второй вид. Однако основная мысль заключается в том, что, какой бы нирваны вы не хотели достичь, медитация осознанности напрямую помогает преодолеть препятствия на пути к ней. Осознанность, кроме всего прочего, включает в себя развитие осознания собственных ощущений, которое в корне меняет ваше отношение к ним. При постоянных практиках медитация позволяет испытать ощущение своего рода бесстрастия или «непривязанности»: вы не пытаетесь в тревоге убежать от «плохих» ощущений и не цепляетесь напрасно и отчаянно за «хорошие».
© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкФестиваль свободного творчества «Пустые холмы» в Калужской области
© РИА Новости Алексей Куденко
Перейти в фотобанк
Таким образом, вне зависимости от того, насколько необычны или практичны ваши стремления, верите ли вы в цикл перерождений и хотите ли его избежать, желаете ли достичь полного освобождения здесь и сейчас или, если уж на то пошло, надеетесь найти хотя бы частичное освобождение — ключ от двери, ведущей к этому, остается прежним.
Следовательно, и некоторые базовые термины остаются неизменными. Даже если вы не пытаетесь избежать вечного повторения 12 следующих друг за другом условий, даже если вы лишь хотите, чтобы ваша единственная жизнь стала лучше, вы все равно ищете освобождения от условий, от причинно-следственной цепи, которая вас сковывает. Ваше окружение — образы, звуки, запахи, люди, новости, видео — нажимают на ваши внутренние рычаги, активируют ощущения, которые незаметно запускают мысли и реакции, управляющие вашим поведением, иногда не самым удачным образом. И они продолжат это делать, пока вы не станете более осознанным, пока не начнете обращать внимание на то, что происходит, и отвечать разумно, а не на эмоциях.
Все это указывает на то, что древняя буддийская оценка человеческих условий довольно современна по своему духу. Человеческий мозг — это устройство, созданное естественным отбором для разумной реакции на поступающие чувственные сигналы. Оно в некотором смысле сделано так, чтобы подчиняться этим сигналам. А главная шестеренка в машине контроля — это ощущения, которые возникают как реакция на сигнал. Пончик вкусно пахнет, поэтому мы его возьмем. Постоянный голод — это плохо, поэтому мы попытаемся его избежать, съев пончик. Наличие высокого социального статуса — это хорошо, а насмешки — плохо, поэтому мы стремимся к одному и бежим от другого.
Если вы будете взаимодействовать с подобными ощущениями через тришну, то есть через природную жажду приятных ощущений и отвращение к неприятным, то так и останетесь под контролем окружающего мира. Однако если вы будете наблюдать за этими ощущениями осознанно, а не просто реагировать на них, то в некоторой степени вам удастся избежать контроля. Причинам, которые обычно определяют ваше поведение, можно будет противостоять, а вы подберетесь ближе к безусловному.
В буддизме не прекращаются споры о том, как достичь нирваны и безусловного. Есть ли что-то вроде трансцендентного метафизического «пространства», в котором вы оказываетесь, когда полностью освобождаетесь? Или же это нечто более приземленное, просто свобода от бессмысленного беспокойства из-за независящих от вас обстоятельств, которые в ином случае контролировали бы вас? Сторонники натуралистического буддизма, не верящие в перерождение, склонны придерживаться более скромной интерпретации. И в самом деле, некоторым из них не нравится термин «безусловный», потому что он слишком радикален. Стивен Бэчелор, давний сторонник секулярного буддизма и автор книги «Буддизм без веры» (1997), писал: «Нет такого понятия, как безусловное. Есть только возможность не зависеть от обстоятельств».
Лично я не стал бы препятствовать тому, чтобы даже секулярные буддисты использовали термин «безусловный». Метафорическое, если не метафизическое понятие погружения в зону полного освобождения здесь и сейчас может быть полезно. И полезным оно будет независимо от того, считаете ли вы зону достижимой или нет.
Я лично могу подтвердить, что нечто похожее на такую «зону» действительно существует. Когда я позвонил жене после моего первого недельного курса медитации, она сказала, что я говорю как совершенно другой человек, прежде чем я успел что-либо рассказать о курсе. По ее словам, даже мой голос стал совершенно иным, и он пришелся ей по нраву.
Сравнивая с тем, как было раньше, я вспоминаю один случай. Несколько лет назад, пытаясь сформулировать, что ей нравилось в моем брате, она взглянула на меня и сказала: «Он похож на более добрую версию тебя». (Она засмеялась, и я принял это как хороший знак.) Во всяком случае, теперь я могу быть уверен, что эта перемена действительно произошла.
Мир заиграл для меня новыми красками. Я отпустил обычную зацикленность на себе и смог наслаждаться тем, что меня окружает. Я стал более открытым, неожиданно склонным заводить разговоры с незнакомцами. Мир преобразился в более яркий и насыщенный.
В этом, однако, есть что-то противоречивое. Наука, в ее полном несовпадении с религиозным мировоззрением, как иногда говорят, лишила мир магии и принесла только разочарование. Логично было бы предположить, что медитация, которая в каком-то смысле ограничивает влияние чувств на восприятие и способствует формированию реалистичной картины, только подстегнет эту тенденцию. Однако Бэчелор утверждает, что медитативная практика может привести к «переосмыслению» мира, и я знаю, что он имеет в виду. После первого курса медитации я почувствовал, будто живу в мире чудес и сверхъестественной красоты.
Однако медитация — это не вхождение в особую магическую зону, в которой отсутствуют причинно-следственные связи. Я все еще реагировал на различные события (по крайней мере, на уровне рефлексов). Думаю, одним из источников очарования было то, что я тратил меньше времени на ответную реакцию и больше времени на наблюдение, что, в свою очередь, помогало лучше продумать собственные действия. Находиться в «безусловном» состоянии, конечно, здорово, но жить в меньшей зависимости от обстоятельств тоже может быть очень и очень неплохо.
Если взять фундаментальные понятия буддизма и рассмотреть их с точки зрения понимания безусловного, можно увидеть, что философия буддизма действительно серьезно воспринимает идею причинности.
© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкРитуал очищения «Дугжууба» в преддверии буддийскго Нового года
© РИА Новости Алексей Даничев
Перейти в фотобанк
Рассмотрим радикальную и пока не совсем ясную концепцию «не-я» — идею о том, что нашего «я» на самом деле не существует. Одна из формулировок данной идеи гласит, что «я» находится в таком постоянном причинно-следственном взаимодействии с окружающей средой, настолько подвержено влиянию мира, что возникают сомнения в четкости границы этого «я». В своем основополагающем «дискурсе о не-я» Будда неоднократно вопрошал, действительно ли под нашим контролем находятся различные явления, которые мы рассматриваем как части чувств, мыслей, даже тел. И если они не находятся под нашим контролем, тогда как мы можем называть их частями «я»?
Почему они не находятся под нашим контролем? Одно из объяснений звучит так: пока мы не освободимся, они находятся под контролем внешних сил, то есть являются зависимыми.
В этом дискурсе Будда также подчеркивает непостоянство вещей, которые мы считаем частью себя. Постоянное возникновение и исчезновение мыслей, эмоций, отношений — все это является следствием постоянно меняющихся сил, которые действуют на нас и вызывают цепные реакции. То, что внутри нас, зависит от причин, условий, и именно судьба всех обусловленных вещей меняется, когда меняются условия. А условия меняются почти все время.
Можно заметить, что прогресс в серьезной осознанной медитации заключается в том, что вы осознаете, как обстоятельства влияют на вас и манипулируют вами, а также то, что ключевое звено в этой манипуляции лежит в пространстве, где чувства восходят к тришне. В нем осознанность имеет решающее значение.
Пожалуй, стоит пояснить, что я имел в виду под словом «осознавать» в предыдущем абзаце. Я не говорю об абстрактном, академическом понимании причинно-следственных связей. Я говорю о тщательно продуманном эмпирическом понимании, осознанности, которая дает возможность разорвать или, по крайней мере, ослабить цепи. Она включает в себя осознание чувств, вызванных восприятием и мыслями, и те чувства, что направляют мысль, могут быть усилены до удивительной степени посредством медитации.
Абстрактное понимание, наряду с эмпирическим, также является неотъемлемой частью философии буддизма. Достижение реального прогресса в осознанной медитации почти всегда означает две вещи. Во-первых, осознание механики, которая формирует ваши чувства, мысли и поведение, если оставить их на произвол судьбы. Во-вторых, понимание обстоятельств, которые эти чувства активизируют. Просветление в буддизме имеет что-то общее с Просвещением в западном научном смысле: оно включает в себя осознание причинно-следственных связей.
Стереотипы переворачивают все с ног на голову. Осознанная медитация часто считается процедурой сомнительной, туманной и в некотором смысле нерациональной. Говорят, что речь идет и том, чтобы «прислушаться к чувствам» и «не осуждать». Медитация действительно связана с этими вещами. Она позволит вам испытать те же чувства — гнев, любовь, печаль, радость — на новом уровне, видя и чувствуя их, как никогда раньше. Это происходит как раз потому, что вы не судите себя, то есть не делите свои чувства на плохие и хорошие, не убегаете от них и не погружаетесь в них с головой. Вы будто становитесь сторонним наблюдателем, находясь достаточно близко, но не теряясь в них. Это открывает возможность прочувствовать все так, как оно есть на самом деле.
Тем не менее вы делаете это не для того, чтобы отказаться от своих рациональных способностей, а скорее для того, чтобы разумно задействовать их, подвергать свои чувства своего рода аналитическому анализу, который позволит вам разумно решить, каким из них следует доверять. «Отказ от суждений» в конечном счете означает, что ваши эмоции не будут судить за вас. Вы освободитесь от их влияния и сможете трезво и непредвзято смотреть на мир.
В основе лежит очень прозрачная концепция того, как работает наш разум. Идея состоит в том, чтобы понять механизм работы человеческого сознания, а затем использовать это понимание, чтобы «перепрограммировать» его, радикально изменить его реакцию на обстоятельства, влияющие на нее. Эти действия не позволяют нам прийти к «безусловному» в строгом смысле этого слова и буквально разорвать причинно-следственные связи. Опять же, самолеты не отрицают наличие гравитации, однако все равно летают.
Это эссе — отредактированный отрывок из «Why Buddhism Is True» (2017) Роберта Райта, издательство Simon & Schuster.
Перевод Newочём
Что такое нирвана в буддизме и каковы этапы ее достижения?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.
Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.
Содержание:
Понятие в буддизме
Этапы достижения
Чем отличается нирвана в индуистской религии
Заключение
Понятие в буддизме
Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.
Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.
Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:
- «нир» – буквально означает частицу «не», отрицание;
- «вана» – переход, перетекание из жизни в жизнь.
Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.
Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.
На языке пали «нирвана» звучит как «ниббана».
Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:
- освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
- прекращение череды перерождений;
- состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
- главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.
Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.
Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.
Тема нирваны, без сомнения, затрагивается в священных писаниях. Так, Палийский канон содержит «Махапаринибатта сутта», что значит «сутра о великом переходе в состояние ниббаны». Здесь ее называют не иначе как «блаженная», «лишенная привязанностей», «свободная».
Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.
Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.
Этапы достижения
Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.
Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.
Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.
Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.
Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:
- Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
- Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
- Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.
Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:
- Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
- Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
- Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.
Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.
А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.
Чем отличается нирвана в индуистской религии
Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.
Как и в буддийских представлениях, индусы считают, что нирвана влечет за собой разрыв череды перевоплощений, прекращение кармических последствий, конец собственного эго – это явление носит название «мокша». Но для индуистов нирвана – воссоединение с Брахманом, верховным Господом.
Об этом говорится в священных писаниях Махабхарате и Бхагават-Гите, где используется интересное слово «Брахманирвана». Вернуться к Богу, почувствовать единство с ним – величайшее счастье, ведь, согласно представлениям индуизма, в каждом из нас живет частичка Всевышнего.
Заключение
В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы будем благодарны, если вы поддержите блог, нажав на одну из кнопочек ниже)
Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
До скорых встреч!
Значение буддизма — Атлантика
Сохраненные истории
Учение, основанное Буддой, известно на английском языке как буддизм. Могут спросить, кто такой Будда? Будда — это тот, кто достиг Бодхи; а под Бодхи понимается мудрость, идеальное состояние интеллектуального и этического совершенства, которое может быть достигнуто человеком чисто человеческими средствами. Термин Будда буквально означает просветленный, знающий. Буддисты верят, что Будда рождается в каждом эоне времени, и наш Будда — мудрец Готама, достигший просветления под деревом бо в Буддх Гайе в Индии — был седьмым в последовательности.
Готама родился в семье индийского царя на границе современного Непала за 623 года до нашей эры. Мудрецы царства предвидели, что он станет либо императором, либо буддой, и отец его, желая, чтобы он был императором, держал его в полном уединении от всех неприятных вещей, чтобы он не стал мудрым, видя жизнь. Но боги знали, что Готама должен стать Буддой, и поэтому они посещали землю в различных формах, чтобы он мог их увидеть. Три дня подряд по пути в королевский парк Готама видел старика, больного и труп и таким образом узнал, что люди — все люди — должны страдать и умирать. На четвертый день он увидел монаха; отсюда он понял, что для того, чтобы научиться преодолевать вселенскую скорбь человека, он должен отказаться от мирских удовольствий. Соответственно, на двадцать девятом году жизни он отрекся от своего царства и стал аскетом.
Готама бродил по сельской местности в поисках истины и мира. Он обращался ко многим выдающимся учителям своего времени, но никто не мог дать ему то, что он искал. Он усердно практиковал все суровые аскезы монашеской жизни, надеясь достичь Нирваны. В конце концов его хрупкое тело превратилось почти в скелет. Но чем больше он терзал свое тело, тем дальше удалялся от своей цели. Осознав тщетность самоуничижения, он в конце концов решил пойти другим путем, избегая крайностей боли и потворства своим слабостям.
Новым путем, который он открыл, был Срединный Путь, Восьмеричный Путь, который впоследствии стал частью его учения. Следуя этому пути, его мудрость достигла своей наивысшей силы, и он стал Буддой.
Будучи человеком, принц Готама своей собственной волей, любовью и мудростью достиг состояния будды — наивысшего возможного состояния совершенства — и научил своих последователей верить, что они могут сделать то же самое. Любой человек внутри себя обладает силой сделать себя хорошим, мудрым и счастливым.
Все учения Будды можно выразить одним словом: Дхамма. Это означает истину, то, что есть на самом деле. Это также означает закон, закон, который существует в сердце и разуме человека. Это принцип праведности. Поэтому Будда призывает человека быть благородным, чистым и милосердным не для того, чтобы угодить какому-либо Верховному Божеству, а для того, чтобы быть верным высшему в себе самом.
Дхамма, этот закон праведности, существует не только в сердце и разуме человека, но и во вселенной. Вся вселенная есть воплощение и откровение Дхаммы. Когда луна восходит и заходит, идут дожди, растут урожаи, сменяются времена года, это происходит благодаря Дхамме, ибо Дхамма — это закон вселенной, который заставляет материю действовать способами, открытыми нашими исследованиями естественных наук.
Если человек будет жить Дхаммой, он избежит страданий и придет к Нирване, окончательному освобождению от всех страданий. Никакой молитвой, никакими церемониями, никаким обращением к Богу человек не откроет Дхамму, которая приведет его к цели. Он обнаружит его только одним путем — развивая свой собственный характер. Это развитие происходит только через контроль ума и очищение эмоций. Пока человек не утихомирит бурю в своем сердце, пока он не распространит свою любящую доброту на все существа, он не сможет сделать и первого шага к своей цели.
Таким образом, буддизм вовсе не является религией в обычном понимании этого слова. Это не система веры или поклонения. В буддизме нет такой вещи, как вера в совокупность догм, которые нужно принимать на веру, например, вера в Высшее Существо, создателя вселенной, реальность бессмертной души, личного спасителя или архангелов, которые должны исполнять волю Верховного Божества. Буддизм начинается с поиска истины. Будда учил, что мы должны верить только в то, что верно в свете нашего собственного опыта, в то, что соответствует разуму и ведет к высшему благу и благополучию всех существ. Мужчины должны полагаться на себя. Даже если он может «найти прибежище в Будде» — выражение, используемое, когда человек клянется жить праведной жизнью, он не должен становиться жертвой слепой веры в то, что Будда может спасти его. Будда может указать путь, но он не может пройти его за нас.
Истина, которую видит буддист, когда смотрит вокруг себя, — это истина причины и следствия. Каждое действие, каким бы незначительным оно ни было, производит эффект; каждое следствие, в свою очередь, становится причиной и производит дальнейшие следствия. Бессмысленно искать Первопричину. Первопричина непостижима; скорее, причина и следствие цикличны, и эта вселенная, когда она умрет и развалится, даст начало другой вселенной, точно так же, как эта была сформирована из рассеянной материи предыдущей вселенной. Происхождение вселенной, как и каждого отдельного человека или предмета в ней, зависит от цепочки предшествующих причин, которая продолжается и продолжается в бесконечном цикле рождения, смерти и возрождения. Это принцип зависимого происхождения.
Что с душой? Будда учил, что души или «я» не существует, и использовал метафору телеги. Если вы уберете колеса и оси, половицы и борта, оси и все остальные части телеги, что останется? Не что иное, как концепция тележки, которая будет такой же, когда будет построена новая тележка. Так из жизни в жизнь движется непрерывный процесс психофизических явлений. Каждая жизнь мгновенно переходит в смерть в новую жизнь, а новая жизнь есть следствие причин старой жизни. Пламя свечи в этот момент отличается от пламени, которое горело мгновение назад, но это пламя непрерывно.
Таким образом, в цепи взаимозависимой причинности все феноменальное существование постоянно изменяется. Элементы объединяются и воссоединяются без какой-либо основной субстанции или души, что придает им постоянство. Это Колесо Жизни. Главной причиной беспокойства, страданий, которые являются уделом существ, вращающихся на Колесе Жизни, является страстное или эгоистичное желание существования, и именно это желание приводит в движение жизненную силу. Желание проявляется в действии. Это действие в действительности есть воля или сила воли, ответственная за создание бытия. На санскрите это называется кармой, но на языке пали, на котором говорил Будда и на котором были написаны все буддийские писания, она смягчена до каммы.
В этой вселенной, где нет ничего постоянного, все изменения управляются каммой или каммической силой. Камма означает действие. В общем смысле камма означает все хорошие и плохие действия. Камма относится ко всем видам преднамеренных действий, умственных, словесных или физических, то есть ко всем мыслям, словам и поступкам. В своем конечном смысле камма означает все нравственные и безнравственные намерения.
Камма, хотя и активирует цепь причин и следствий, не является детерминизмом и не является оправданием фатализма. Прошлое влияет на настоящее, но не доминирует над ним. Прошлое — это фон, на котором жизнь течет от момента к моменту; прошлое и настоящее влияют на будущее. Существует только настоящий момент, и ответственность за использование настоящего момента во благо или во зло лежит на каждом человеке.
Каждое действие производит эффект; сначала причина, а потом следствие. Поэтому мы говорим о камме как о «законе причины и следствия». Если вы бросите камень в пруд, рябь распространится на берег, но это еще не все, поскольку рябь возвращается внутрь, пока снова не коснется камня. Последствия наших действий возвращаются к нам, и пока наши действия совершаются со злым умыслом, волны следствий будут возвращаться к нам как зло Но если мы добры и сохраняем миролюбие, возвратные волны неприятностей слабеют, пока не утихнут, и наша хорошая камма вернется к нам в благословении.0005
В окружающем нас мире много неравенства в судьбах людей — одни богаты, другие бедны, одни живут полной жизнью, другие умирают молодыми и т. д. Согласно буддизму, существующее неравенство в той или иной степени обусловлено , к окружающей среде, которая сама формируется причиной и следствием, и в большей степени к причинам, то есть камме, которые находятся в настоящем, непосредственном прошлом и отдаленном прошлом. Человек сам несет ответственность за свое счастье и несчастье. Таким образом, камма — это не судьба, не предназначение и не слепой детерминизм. У человека есть определенная доля свободы воли; он может изменить свои действия и повлиять на свое будущее. Каждое действие, умственное или физическое, имеет тенденцию производить подобное. Если человек совершает доброе дело или думает о хорошем, это повлияет на него, усилив в нем склонность к добру.
Понимание каммы дает нам силу. Чем больше мы делаем учение о камме частью нашей жизни, тем больше мы обретаем силы не только для управления нашим будущим, но и для более эффективной помощи нашим ближним. Практика хорошей каммы, когда она полностью развита, позволит нам преодолеть зло и даже преодолеть саму камму, тем самым приведя нас к нашей цели, Нирване.
Принцип зависимого возникновения и закон каммы обеспечивают основу для понимания природы перерождения. Согласно буддизму, смерть — это «временный конец временного явления». Это не полное уничтожение существа, ибо, хотя органическая жизнь прекратилась, каммическая сила, которая до сих пор приводила ее в действие, не уничтожена. Наши физические формы — лишь внешние проявления невидимой каммической силы. Когда нынешняя форма погибает, ее место занимает другая форма в зависимости от хорошего или плохого волевого импульса — каммы, которая была самой могущественной — в момент перед смертью.
При смерти каммическая сила остается совершенно нетронутой распадом физического тела, и уход нынешнего сознания создает условия для возникновения нового тела в другом рождении. Поток сознания течет, как река, состоящая из притоков и разливающая воду по местности, через которую она проходит. Непрерывность течения в момент смерти не прерывается во времени; в потоке сознания нет разрыва, и поэтому нет места для какой-либо промежуточной стадии между этой жизнью и следующей. Возрождение происходит мгновенно.
Настоящее бытие, настоящее существование обусловлено тем, как человек сталкивался с обстоятельствами в прошлом и во всех прошлых существованиях. Нынешний характер и обстоятельства человека являются результатом всего того, чем он был до настоящего времени, но то, каким он будет в будущем, зависит от того, что он делает сейчас в настоящем. Истинный буддист рассматривает смерть как мгновенный инцидент между одной жизнью и ее преемником и спокойно смотрит на ее приближение. Его заботит только то, чтобы его будущее было таким, чтобы условия этой жизни давали ему лучшие возможности для самосовершенствования.
Буддизм учит, что с помощью практики медитации и концентрации можно тренировать память. С помощью медитации и культуры ума можно обрести способность видеть свое перерождение как звено или последовательность звеньев в цепи рождений; можно также обрести способность оглядываться на свои предыдущие жизни. Не только это, но и буддизм учит, что с достижением Нирваны в самой этой жизни, через просветление и истинную мудрость можно достичь конца этой цепи перерождений.
Нирвана, состояние, к которому стремятся все буддисты, есть прекращение желания и, следовательно, конец страдания. Нирвана на санскрите означает «выдувание». Оно понимается как угасание пламени личного желания, угашение огня жизни. Среди жителей Запада Нирвана часто рассматривается как негативное состояние, своего рода «ничто». Но в буддийских писаниях это всегда описывается в положительном ключе; высшее прибежище, безопасность, освобождение, мир и тому подобное. Нирвана — это свобода, но не свобода от обстоятельств; это свобода от оков, которыми мы связали себя с обстоятельствами. Свободен тот человек, который достаточно силен, чтобы сказать: «Все, что приходит, я принимаю как лучшее».
Нирвана — это умирание каммической силы. Буддист восходит к Нирване через многие этапы Срединного пути, пути мудрости, нравственности и контроля. Здесь недостаточно места даже для упоминания этих фаз или различных аспектов режима, рекомендованного Буддой в его обширных писаниях; но можно считать само собой разумеющимся, что жизнь добросовестного буддиста полна и богата. Через цикл перерождений он восходит, он совершенствует себя, он побеждает свои страсти мудростью и любовью. Медленно каммическая сила угасает, пламя угасает.
Корень проблем человека лежит в его изначальном состоянии невежества. Из невежества возникает желание, которое приводит в движение каммическую силу. Следовательно, путь к Нирване лежит через знание, и мы снова возвращаемся к Дхамме, учению Будды. Ибо в Дхамме, как истине, заключается освобождение от невежества, желания и вечного изменения, и Будда показал нам путь к истине.
В чем тогда смысл буддизма? В конечном счете, буддизм, хотя и не является, строго говоря, религией, представляет собой систематическое упражнение в духовности, безусловно, одно из величайших из когда-либо задуманных. Он предлагает индивидууму средство, с помощью которого он может реализовать себя через понимание, достигнув, в конечном счете, плана сверхличности, на котором ни самопознание, ни самопознание уже бесполезны. Мейстер Экхарт, великий христианский мистик, сказал: «Царство Божие принадлежит только полностью мертвым». Буддист согласился бы, хотя он, вероятно, предпочел бы менее мрачную форму высказывания. Нирвана в жизни, покой, который «превосходит всякое понимание», есть завоевание жизни, открытие постоянного в ее потоке психофизических случайностей и обстоятельств. Буддист верит, что с помощью медитации и хороших размышлений он может следовать за Буддой через последовательные стадии просветления и достичь, наконец, совершенной мудрости, которая преодолевает все нужды.
Но далеко не все буддисты являются монахами или адептами. Что означает буддизм для обычного человека, занимающегося своей работой в мире? На протяжении всего учения Будды упор делается на уверенность в себе и решимость. Буддизм ставит человека на ноги, пробуждает в нем уверенность в себе и энергию. Будда снова и снова напоминал своим последователям, что нет никого ни на небе, ни на земле, кто мог бы помочь им или освободить их от результатов их прошлых злых дел. Буддист знает, что сил его собственного ума и духа достаточно, чтобы вести его в настоящем, формировать его будущее и в конце концов привести его к истине. Он знает, что обладает силой, которая в конечном счете непревзойденна.
Кроме того, буддизм недвусмысленно указывает на нравственный аспект повседневной жизни. Хотя Нирвана аморальна в том смысле, что окончательный мир превосходит конфликт добра и зла, путь к мудрости определенно является нравственным путем. Это логически следует из учения о камме. Каждое действие должно производить эффект, и собственные действия человека производят эффект в его собственной жизни. Таким образом, каммическая сила, которая неизбежно ведет нас вперед, может быть только силой добра, то есть силой нашей абсолютной мудрости, если каждое действие является добрым действием.
Эта доктрина находит свое высшее выражение в метте , буддийской цели универсальной и всеобъемлющей любви. Метта означает гораздо больше, чем братское чувство или доброту, хотя они и являются его частью. Это активная благотворительность, любовь, которая выражается и осуществляется в активном служении для возвышения ближних. Метта идет рука об руку с готовностью помочь и готовностью поступиться личными интересами, чтобы способствовать благополучию и счастью человечества. это метта , которая в буддизме является основой социального прогресса. Метта — это, наконец, самая широкая и самая интенсивная мыслимая степень симпатии, выражающаяся в муках страдания и перемен. Истинный буддист делает все возможное, чтобы применять метту по отношению к каждому живому существу и отождествляет себя со всеми, не делая никаких различий в отношении касты, цвета кожи, класса или пола.
Вдобавок, конечно, учения Будды являются главной культурной силой восточной жизни, точно так же, как Библия является главным источником многих западных произведений искусства и мысли. Однако буддийские писания больше и детальнее, чем христианская Библия, и в переводе они заняли бы дюжину томов. На пали, языке священных писаний, учения Будды называются Трипитака , что означает «Три корзины».
Виная-питака , «Корзина дисциплины», состоит из пяти книг, в которых излагаются правила монашеской жизни . Сутта-питака , «Корзина рассуждений», представляет собой сборник рассуждений, рассказов, стихов и пословиц, написанных простым языком и передающих все заповеди практического буддизма. Третья корзина, Абхидхамма Питака , или «Корзина Абсолютных Вещей», касается эпистемологических, метафизических и психологических вопросов и представляет интерес в основном для подготовленных философов.
Таким образом, Трипитака предлагает связное руководство на всех уровнях интеллектуальной, этической и духовной деятельности. Слово Будды — свет, светильник для Бирмы — и для всех.
Буддийская нирвана — Как работает нирвана
Термин «нирвана» ассоциируется как с индуизмом , древнейшей религией в мире, так и с буддизмом , его самым известным ответвлением. И в индуизме, и в буддизме это слово относится к более высокому состоянию бытия, но две религии рассматривают это состояние совершенно по-разному. Как оказалось, изучение различий между концепциями нирваны — отличный способ понять некоторые основные различия между двумя религиями.
Нирвана в основном связана с буддизмом, который родился из индуизма в Азии еще в 5 веке до н.э. Оно началось как движение в индуизме, основанное на философии и жизни человека по имени Сиддхартха Гаутама , и в конце концов разошлось, образовав собственный путь.
Реклама
Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой («Пробужденный»), родился в богатой правящей семье около 563 г. до н.э. на территории современного Непала. Согласно буддийской легенде, он вел защищенную, изнеженную жизнь все свое детство и до двадцати лет.
В молодости он начал сомневаться в духовной ценности этой роскошной жизни и решил отказаться от всего своего имущества и эмоциональных привязанностей, включая жену и маленького сына. Он хотел понять истинную природу жизни и рассматривал все свои привязанности как отвлечение, в соответствии с индуистской мыслью.
Он стал шраманом , странствующим бездомным аскетом, посвятившим себя медитации. Он надеялся обрести просветление, полностью оторвавшись от мира, вернувшись к полной противоположности своей прежней жизни. Со временем он удалялся все дальше и дальше от земного мира, вплоть до того, что был близок к голодной смерти. Но он все еще не достиг просветления.
Он решил, что если продолжит идти по этому пути, то умрет, так и не достигнув понимания, поэтому он отказался от аскетической жизни и принял пищу от незнакомца. Он решил выбрать среднюю дорогу , жизнь между роскошью, которую он знал, и бедностью, которую он знал.
Согласно легенде, вскоре после того, как Сиддхартха встал на этот путь, он наконец достиг просветления. Медитируя под деревом, он увидел все свои прошлые жизни, а затем и прошлые жизни других людей. В конце концов он получил совершенное, всеведущее знание этого мира и мира за его пределами.
«» Самый известный буддийский деятель современности, Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама: Его последователи считают его живым буддой, воплощением Будды Сострадания .В буддизме это состояние, которое Будда не мог выразить словами, называется нирваной . Это слово на санскрите означает «гасить». В данном случае это означает погасить невежество, ненависть и земные страдания. Этот термин наиболее тесно связан с буддизмом, хотя он применяется к аналогичному понятию в индуизме (как мы увидим позже).
Достигнув нирваны, вы можете избежать сансары , цикла реинкарнаций , характерного как для индуизма, так и для буддизма. В каждой жизни душа наказывается или вознаграждается в зависимости от ее прошлых действий, или кармы , из текущей жизни, а также из предыдущих жизней (которые также включают в себя жизни животных).