Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Нравственные представления это: Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет

Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет

Актуальность обращения к данному вопросу вызвана, в первую очередь, нарастающими в обществе ситуациями безнравственного поведения, засильем  в детской и подростковой среде агрессии, жестокого обращения к сверстникам и более слабым людям.  Современные дети и подростки стесняются выражать гуманные чувства, проявлять доброту и заботу по отношению к близким и незнакомым людям. А ведь именно в детском возрасте и формируется привычка нравственного поведения, закладывается система представлений о нравственности и морали.

Решением данной проблемы видится реализация положений Стратегии воспитания до 2025 года, Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования, его концептуальных основ в виде Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [11].

Определение сущности и содержания понятия «нравственные представления у младшего школьника» требует обращения к философской, психолого-педагогической литературе за уточнением понятий «нравственность», «представления».

В философском словаре понятие «нравственность» синонимично понятию «мораль», что отражает человеческое поведение в соответствии с нормами, принципами, правилами, регулирующими отношения людей друг с на основе общечеловеческих ценностей: Добро, Милосердие, Истина. По В.И. Далю, нравственность – это значит духовный, противоположность телесному [4, с. 558]. В Толковом словаре русского языка рассматриваемое явление трактуется как внутреннее, духовное качество, которым руководствуются люди.

Нравственность, согласно С.И. Ожегову, выражается в соблюдении этических норм, правил поведения [8, с. 414]. Вопросы нравственности волновали представителей философской мысли в разных странах, к примеру, Аристотель называл нравственным человека, наделенного такими качествами, как справедливость, мужественность, благоразумность [1]. У Ф. Ницше находим, что нравственный тот, кто повинуется издревле установленным законам и обычаям» [5]. Нравственность, как указывает Э.В. Ильенков, выражается в реальном способе отношений людей друг к другу и самому себе, проявляясь  в осознанном следовании принципам нравственности и нравственном поведении.

Можно сделать вывод, что нравственность составляют принципы нравственного поведения и нравственное мышление. Также нравственность определяет наличие совести, сопереживании, являющимися сердцевиной нравственности.

Педагоги всегда уделяли вопросам нравственного воспитания важное значение. Например, Л.Н. Толстой, сущность нравственности представлял как путь к самосовершенствованию [6]. По К.Д. Ушинскому, нравственный человек должен стремиться к выражению доброй воли, бороться со злом [10]. Идея П.Ф. Лесгафта о нравственном воспитании заключена в том, что  необходимо формировать уже в детском возрасте нравственные идеалы, чтобы потом руководствоваться ими в жизни. В.А. Сухомлинский, говоря о нравственном воспитании, имел в виду формирование у детей чувства сопереживания к другому человек. И чем раньше начнется нравственное воспитание, тем сильнее станут нравственные убеждения, яснее будут усвоены представления о добре и зле, чести и бесчестье, справедливости и несправедливости [9, с. 170]. У А.С. Макаренко находим определение нравственности, которая характеризуется как результат умственного развития, выраженного в способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки. Также нравственность – это результат эмоционального развития, то есть способность к сопереживанию. В нравственность включены   накопленный личный опыт, самостоятельные моральные поступки и последующая их самооценка. Педагог отмечает важность влияния примеров нравственного и безнравственного поведения, которые раскрывает социальная среда. Б.Т. Лихачев указывал, что воспитывать детей нужно в духе принятых нравственных законов как формы сознания всего общества, духовного продукта, суммы правил, требований норм по которым строится взаимодействие людей. Ю.К. Бабанский указывал на необходимость овладения уже в младшем школьном возрасте простыми нормами нравственности, при этом нравственные представления должны быть представлены в виде научных знаний, которые школьники получают, изучая учебные предметы. Педагог указывает на важность нравственных знаний, что они имеют такое же важное значение для развития школьника, что и знания по конкретным учебным предметам [3, с.352].

Нравственность, считает В.А. Сластенин — это характеристика личности, в совокупности качеств и свойств (доброта, порядочность, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм), обусловливающих поведение личности. Этого же мнения придерживается и И.Ф. Харламов, считая, что нравственность — это усвоенные нравственные нормы, правила и требования, выраженные в личностных поведенческих навыках и привычках [12].

Нравственность, как свойство и качество личности, поддается формированию. Этот процесс происходит в ходе нравственного воспитания и в педагогике трактуется как деятельность педагога по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, нравственного поведения [2, 274].

А. О. Лучинина выделяет конкретные чувства и переживания, которые присущи нравственности и являются неотъемлемой чертой нравственной души. Из общего перечня нравственных чувств и переживаний можно выделить следующие базовые, являющиеся наиболее важными и определяющими: 1. чувство совести, 2. чувство стыда, 3. чувство долга, 4. чувство ответственности, 5. чувство справедливости, 6. чувство гармонии, 7. чувство братства, 8. чувство взаимопомощи, 9. чувство любви и т.д. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. При определении способов воздействия на чувства детей необходимо иметь в виду, что формирование чувств протекает главным образом по пути дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед ребёнком цель – испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у дошкольника могут возникнуть те или иные переживания» [6].

 Таким образом, приоритетными задачами нравственного воспитания являются: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Результатом нравственного воспитания, является нравственная воспитанность, характеризующаяся как совокупность сформированных нравственных качеств личности, их содержательно-структурных компонентов, устойчиво проявляющихся в поведении и деятельности и определяющих систему и направленность ее нравственных отношений. Нравственность, как результат нравственного воспитания, проявляется в отношении воспитанников к своим обязанностям, той или иной деятельности и ее результатам, другим людям. При этом учитывается характер таких отношений: доброжелательны они или нет, основаны на сотрудничестве или конкуренции, поддержке или нарушении коллективных решений, равнодушии или заинтересованности в делах товарищей, взаимной помощи или эгоизме.

Нравственные представления также формируются в процессе нравственного воспитания. «Представления» как категория психологии   есть отражение и познание индивидом окружающей действительности. Согласно мнению Б.Г. Ананьева, особенность нравственного представления заключается в соединении образности (наглядности) и в то же время обобщенности нравственных понятий, смыслов, ощущений, восприятий, то есть обобщенный собирательный образ предметов и явлений нравственной реальности. В представлениях отражены, как и отдельные предметы, так и типичные свойства групп, явлений предметов, то есть составляет образ. Нравственные представления есть результат восприятия нравственных явлений, также и овладение результатами нравственной деятельности всего человечества. Поэтому нравственные представления — это не только образ, но познавательный процесс по усвоению реальной действительности.

Изучая сущность нравственных представлений как сферы познания, уточним виды знаний, представленные М.Н. Скаткиным, которые делит их на три группы:

—      основные понятия и термины, без которых невозможно понимание ни одного текста, ни одного элемента знаний;

—      знания о способах деятельности, методах познания;

—      оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе.

Нравственные представления состоят из всех трех групп знаний: в их основе общечеловеческие ценности и знания о качествах нравственного человека; затем следует представления о нравственных чувствах; дополняют две предыдущие группы представления о способах общения. Нравственные представления, построенные на идеалах мира, человеколюбия, предстают как обобщенные аффективные образы нравственного образа жизни. Нравственные представления определяют ценностно-смысловой характер деятельности человека, регулируют механизмы и функции общения, поведения и саморазвития. Нравственные представления отражают внутренний (субъективный) мир, передавая сложившиеся у личности образы реальной действительности, окружающего мира, представления-образы как когнитивная структура переходит в нравственное бытие, выражаясь в нравственных отношениях, нравственных действиях, нравственных поступках, нравственной деятельности.

Ученые (А.В. Зосимовский, Ж. Пиаже, Л. Колберг, И.А. Сикорский, М.М. Манасеина, П.Ф. Каптерев) в ходе исследований доказали влияние на формирование нравственных представлений биологических, физических и социальных факторов. К биологическим факторам относятся генетические предпосылки и психическое развитие. Генетическими параметрами являются возраст ребенка, имеющиеся интеллектуальные и физические свойства, переданные по наследству.

Период дошкольного детства связан с интенсивным развитием человека, временем накопления социально значимого опыта, формированием отношения к окружающему миру. Дошкольники начинают осваивать социальные нормы, моральные требования и образцы поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях, в то же время дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе – детский эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной, так и в моральной сферах. В этом возрасте формирование нравственных представлений может основываться на идеалах, взятых из жизни, сказок, художественных произведений, образов средств массовой информации. В этом возрасте ребенок начинают использовать определения нравственных понятий — добрый, вежливый, заботливый и др.

Дошкольный возраст – сензитивный период для формирования эталонов и нравственных представлений, составляющих основу ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны ориентируют ребенка в общении с окружающими людьми и миром. К 5 годам дошкольник начинает осознавать нравственные эталоны, которые станут в дальнейшем ценностными ориентирами, поэтому необходимо содействовать процессу формирования нравственных представлений.

Нравственная сфера дошкольника 5-6 лет содержит в себе оценочную составляющую аксиологических характеристик поведения. Положительная оценка и поощрение являются необходимыми условиями для формирования нравственных представлений как ориентиров и эталонов в отношениях с людьми и миром, они закрепляются в сознании ребенка в качестве нравственных эталонов, которые имеют значение ориентиров, необходимых при самостоятельной оценке ребенком событий, людей, явлений. Отсюда, формирование нравственных представлений у детей 5-6 лет строится на основе нравственных оценок взрослых, нравственные ориентиры выступают как самостоятельная нравственная потребность, являющаяся не только движущей силой развития нравственного сознания, но позволяющая дошкольнику ориентироваться при самостоятельном нравственном выборе. Благодаря этому у дошкольников 5-6 лет формируется способность различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро–зло», «хорошо–плохо», «можно–нельзя–надо».

Таким образом, нравственные представления – это чувственная форма нравственного знания, выраженного в образах, чувственно воспринимаемые нравственные факты, действия и поступки. На уровень сформированности нравственных представлений влияет глубина социального и личностного осознания значимости нравственных норм, правил и принципов. Формирование нравственных представлений – это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения последними нравственных норм, правил, отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности.

Поволжский православный институт. Гуманитарное образование

27.04.2023 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «БАЛЕТ И ГОРОД»
10 мая 2023 г. в 16.00 в галерее Музейно-выставочного комплекса Поволжской академии Святителя Алексия откроется уникальный художественный проект «Балет и Город». Этот мультимедийный проект существует с 2006 г. и включает в себя серии художественных фоторабот, микрофильмы, авторские рассказы о работе с известными артистами балета, интересные истории о местах, где проходили съемки, частную коллекцию антикварных и современных экспонатов, связанных с искусством балета, картины известных современных художников на тему балета, написанных по заказу В. Чикина.
Автор и создатель проекта Владимир Чикин – основатель Фонда «Чикин-Арт», галерист, коллекционер, эксперт в области антиквариата, фотограф, художник.

27.04.2023 ЖИВАЯ БИБЛИОТЕКА В САМАРЕ


25 апреля студенты Поволжской академии Святителя Алексия предприняли поездку в город Самару! Программа была насыщенной!
Участники проекта «Журналистика» вместе со своим руководителем Натальей Анатольевной Щербаковой отправились на экскурсию в посетили ГТРК «Самара». Экскурсию по обновленным телевизионному дому и радио дому ГТРК провели известные журналисты Даниил Беленин и Алина Башмакова.
Телевизионщики рассказали об истории создания старейшего телевидения губернии, показали студии для записи ток шоу, программ с губернатором и известными людьми, а также студию новостей, режиссерские пункты, радио студии. Алина Башмакова провела мастер-класс.
Участники проекта «Библиотечное дело» и студенты разных направлений подготовки приняли участие в обзорной экскурсии по Самарской областной универсальной научной библиотеке. Гостей встретила Якунина Марина Александровна (заведующая отделом читальных залов).

26.04.2023 ПРИГЛАШАЕМ НА ПРАЗДНИК В ДЕНЬ ЖЕН-МИРОНОСИЦ!
30 апреля в 10.00 после праздничной службы в храме Всех святых в земле Русской Просиявших пройдет праздничный концерт, посвященный празднику жен-мироносиц! Приглашаем всех женщин в храм Православной классической гимназии в воскресенье!

26.04.2023 НА ГТРК «САМАРА»
Студенты Академии Святителя Алексия посетили ГТРК «Самара». Экскурсию по обновленным телевизионному дому и радио дому ГТРК провели известные журналисты Даниил Беленин и Алина Башмакова.
Телевизионщики рассказали об истории создания старейшего телевидения губернии, показали студии для записи ток шоу, программ с губернатором и известными людьми, а также студию новостей, режиссерские пункты, радио студии.

Алина Башмакова провела мастер-класс.
Журналисты нашего «Студблога» остались под большим впечатлением! И конечно сняли материал, который вы увидите в следующем выпуске
Благодарим директора ГТРК «Самара» Елену Леонидовну Крылову за предоставленную возможность увидеть работу областного телевидения изнутри!
Также выражаем благодарность нашему ректору протоиерею Димитрию Лескину и матушке Юлии!

24.04.2023 ХОР ПРАВОСЛАВНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ПАТРИАРШЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
23 апреля 2023 года хор православной классической гимназии «Лик» Тольяттинской епархии принял участие в Патриаршей Божественной литургии в составе сводного детского хора, сопровождавшего богослужение, в который вошли 26 хоров из 22 епархий Русской Православной Церкви.


Особая «детская» Патриаршая Литургия состоялась уже в шестой раз. В качестве молящихся и поющих, служащих и прислуживающих в алтаре участвовали дети отроческого возраста. Группа алтарников была сформирована из 26 воспитанников воскресных школ московских викариатств в возрасте от 9 до 15 лет. За Литургией молились около 4000 детей из воскресных школ и православных гимназий г. Москвы. Также в Храме Христа Спасителя молились учащиеся Таврической духовной семинарии (Симферополь), по благословению Святейшего Патриарха Кирилла совершавшие на Светлой седмице паломническую поездку по храмам и монастырям Москвы и Подмосковья.

24.04.2023 В ТОЛЬЯТТИ ОТМЕТИЛИ ПРАЗДНИК «КРАСНАЯ ГОРКА»
Кра́сная го́рка — народное название первого воскресенья после Пасхи. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. Этот период все незамужние девушки собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы, устраивали разнообразные игры, водили хороводы, плясали на Вечёрке.

И, так как в этот день играли свадьбы и шло активное сватовство, то на игры приходили все девушки до одной. Не принято было сидеть дома.
После праздничной службы в Фомино воскресенье жители города собрались на площади возле венчального храма в честь святых Петра и Февронии Муромских. В русских народных костюмах гостей встречали ведущие и студенты Гуманитарного колледжа и Академии Святителя Алексия.
Открыл праздник фольклорный ансамбль «Благодатное лето» Православной классической гимназии. На сцене выступил также ансамбль Гуманитарного колледжа «Покров».

24.04.2023 КОНЦЕРТ ХОРОВ
22 апреля в зале филармонии Поволжской академии образования и искусств святителя Алексия к 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова состоялся большой концерт «Шедевры русской хоровой музыки 19-20 вв.»

Почётные гости из области — хор студентов «Резонанс» Самарского Гос. Института культуры и искусств, профессор Горбунцова И. А., хормейстеры из Октябрьска, Жигулевска, Тольятти.
Впервые в Тольятти на концерте дебютировал молодёжный сводный хор «Созвучие» (80 человек студентов и учащихся старших классов в составе: хор студентов СГИК «Резонанс», хор студентов Поволжской академии образования и искусств, образцовый хор юношей «Ладья»ДМШ4). Руководители хора — профессор Ирина Горбунцова и заслуженный работник культуры РФ Галина Девяткина. С яркими номерами русской хоровой музыки выступили ОХК вокальный ансамбль «Мелодия», руководитель Заболкина М.А.,конц.Малаева Е.В., ОХК хор мальчиков и юношей «Ладья» Рук. Девяткина Г.Н., конц. Кузьменкова О.В. Ведущая концерта — Алла Долгушева (г.Самара).

22.04.2023 МИТРОПОЛИТ САМАРСКИЙ И НОВОКУБЫШЕВСКИЙ СЕРГИЙ ПОЗДРАВИЛ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ ЛЕСКИНА С 25-ЛЕТИЕМ СЛУЖЕНИЯ
22 апреля 2023 года, в субботу Светлой седмицы, митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий совершил Божественную литургию в храме Трёх Святителей при Академии Святителя Алексия. Ему сослужили епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор, духовенство Самарской митрополии, в числе которых ректор Академии Святителя Алексия протоиерей Димитрий Лескин.
По окончании литургии был совершен праздничный Крестный ход.
В завершении богослужения епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор поблагодарил митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия за праздничное богослужение.

22.04.2023

ПОЗДРАВЛЕНИЯ В АДРЕС ОТЦА ДИМИТРИЯ

22.04.2023 СТУДЕНТЫ АКАДЕМИИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ПОЗДРАВЛЯЮТ ПРОТОИЕРЕЯ ДИМИТРИЯ ЛЕСКИНА С 25-ЛЕТИЕМ СЛУЖЕНИЯ
Студенты нашей Академии подготовили видео поздравление с 25-летием служения ректора отца Димитрия.


‹ 1 2 3 4 5 ›

Этика | Определение, история, примеры, типы, философия и факты

Кодекс Хаммурапи

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Сократ Аристотель Платон Святой Августин Иммануил Кант
Похожие темы:
Проблема с тележкой юридическая этика биоцентризм этический релятивизм оптимизм

Просмотреть весь соответствующий контент →

Самые популярные вопросы

Что такое этика?

Термин этика может относиться к философскому изучению понятий морального добра и зла, морального добра и зла, к любой философской теории того, что является морально правильным и неправильным или морально хорошим и плохим, и к любой системе или кодекс моральных правил, принципов или ценностей. Последние могут быть связаны с той или иной религией, культурой, профессией или практически с любой другой группой, которая хотя бы отчасти характеризуется своим нравственным мировоззрением.

Чем этика отличается от морали?

Традиционно этика относилась к философскому изучению морали, последняя представляет собой более или менее систематический набор убеждений, обычно разделяемых группой, о том, как люди должны жить. Этика также относится к конкретным философским теориям морали. Позже этот термин стал применяться к конкретным (и более узким) моральным кодексам или системам ценностей. Этика и мораль теперь используются почти взаимозаменяемо во многих контекстах, но название философского исследования остается этика .

Почему этика важна?

Этика важна, потому что (1) она является частью того, как многие группы определяют себя и, таким образом, частью идентичности их отдельных членов, (2) ценности, касающиеся других, в большинстве этических систем отражают и способствуют тесным человеческим отношениям и взаимному уважению.

и доверие, и (3) для корыстного человека может быть «рациональным» быть нравственным, потому что его или ее личным интересам, вероятно, лучше всего удовлетворять в долгосрочной перспективе, отвечая взаимностью на моральное поведение других.

Является ли этика социальной наукой?

Нет. Понимаемая как равнозначная морали, этика могла бы изучаться как социально-психологический или исторический феномен, но в этом случае она была бы предметом социально-научного изучения, а не социальной наукой самой по себе. Понимаемая как философское исследование моральных понятий, этика является отраслью философии, а не социальной науки.

этика , также называемая моральной философией , дисциплина, занимающаяся тем, что с моральной точки зрения является хорошим и плохим, а также с моральной точки зрения правильным и неправильным. Этот термин также применяется к любой системе или теории моральных ценностей или принципов.

Как нам жить? Должны ли мы стремиться к счастью или к знанию, добродетели или созданию красивых вещей? Если мы выберем счастье, будет ли это наше собственное счастье или счастье всех? А как насчет более конкретных вопросов, которые стоят перед нами: правильно ли быть нечестным в благом деле? Можем ли мы оправдать жизнь в роскоши, когда в других частях мира люди голодают? Оправдано ли начало войны в тех случаях, когда есть вероятность гибели невинных людей? Разве неправильно клонировать человека или уничтожать человеческие эмбрионы в медицинских исследованиях? Каковы наши обязательства, если таковые имеются, перед поколениями людей, которые придут после нас, и перед нечеловеческими животными, с которыми мы делим планету?

Этика занимается такими вопросами на всех уровнях. Его предмет состоит из фундаментальных вопросов практического принятия решений, а его основные проблемы включают природу конечной ценности и стандарты, по которым человеческие действия могут быть оценены как правильные или неправильные.

Термины этика и мораль тесно связаны между собой. Сейчас принято ссылаться на этические суждения или на этические принципы, тогда как раньше было бы точнее говорить о моральных суждениях или моральных принципах. Эти приложения являются расширением смысла этики. В более раннем использовании этот термин относился не к самой морали, а к области исследования или отрасли исследования, предметом которой является мораль. В этом смысле этика эквивалентна моральной философии.

Хотя этика всегда рассматривалась как раздел философии, ее всеобъемлющий практический характер связывает ее со многими другими областями изучения, включая антропологию, биологию, экономику, историю, политику, социологию и теологию. Тем не менее, этика остается отличной от таких дисциплин, потому что она не является вопросом фактического знания в том смысле, в каком речь идет о науках и других областях исследования. Скорее, это связано с определением природы нормативных теорий и применением этих наборов принципов к практическим моральным проблемам.

В этой статье речь пойдет об этике как области философии, особенно в том виде, в каком она развивалась на Западе. Для освещения религиозных концепций этики и этических систем, связанных с мировыми религиями, см. Буддизм; Христианство; конфуцианство; Индуизм; джайнизм; иудаизм; сикхизм.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Истоки этики

Мифические рассказы

Введение моральных кодексов

Когда зародилась этика и как она возникла? Если иметь в виду собственно этику — т. е. систематическое изучение того, что является морально правильным и неправильным, — становится ясно, что этика могла возникнуть только тогда, когда люди начали размышлять о том, как лучше всего жить. Эта рефлексивная стадия возникла спустя много времени после того, как человеческие общества выработали своего рода мораль, обычно в форме общепринятых стандартов правильного и неправильного поведения. Процесс размышления имел тенденцию возникать из таких обычаев, даже если в конце концов он мог обнаружить, что они отсутствуют. Соответственно, этика началась с введения первых моральных кодексов.

Практически каждое человеческое общество имеет ту или иную форму мифа, объясняющую происхождение морали. В Лувре в Париже есть черная вавилонская колонна с рельефом, изображающим бога солнца Шамаша, преподносящего свод законов Хаммурапи (умер около 1750 г. до н. э.), известный как Кодекс Хаммурапи. Другим примером можно считать еврейскую Библию (Ветхий Завет) о том, как Бог дал Десять Заповедей Моисею (расцвет XIV–XIII веков до н. э.) на горе Синай. В диалоге Протагор Платона (428/427–348/347 до н. э.) существует откровенно мифический рассказ о том, как Зевс сжалился над несчастными людьми, которые физически не могли сравниться с другими зверями. Чтобы компенсировать эти недостатки, Зевс дал людям нравственное чувство и способность к закону и справедливости, чтобы они могли жить в больших сообществах и сотрудничать друг с другом.

В том, что нравственность должна быть наделена всей тайной и силой божественного происхождения, нет ничего удивительного. Ничто другое не могло дать таких веских оснований для принятия нравственного закона. Приписывая нравственности божественное происхождение, жречество стало ее истолкователем и хранителем и тем самым обеспечило себе власть, от которой оно не хотело бы легко отказаться. Эта связь между моралью и религией выкована настолько прочно, что до сих пор иногда утверждают, что без религии не может быть морали. Согласно этой точке зрения, этика — не самостоятельная область исследования, а скорее ветвь богословия (9).0027 см. моральное богословие).

Есть некоторая трудность, уже известная Платону, с точкой зрения, что мораль была создана божественной силой. В своем диалоге Euthyphro Платон рассмотрел предположение о том, что именно божественное одобрение делает действие хорошим. Платон указывал, что если бы это было так, то нельзя было бы сказать, что боги одобряют такие действия, потому что они хороши. Почему же тогда они их одобряют? Является ли их одобрение полностью произвольным? Платон считал это невозможным и поэтому считал, что должны существовать какие-то стандарты добра и зла, не зависящие от симпатий и антипатий богов. Современные философы в целом приняли аргумент Платона, потому что альтернатива подразумевает, что если бы, например, боги одобряли пытки детей и не одобряли помощь ближнему, то пытки были бы благом, а добрососедство — злом.

5 наиболее важных этических теорий

 

У всех нас есть представления о том, что нравственно, а что аморально. Но откуда мы берем эти убеждения и чем они обоснованы? В этой статье мы рассмотрим пять наиболее важных теорий моральной философии.

 

Моральная философия: консеквенциализм
Выбор — лабиринт для принятия решений Филлипса Симкина, 1976 г., через MoMA

 

Ключевое слово в консеквенциализме — «последствие». Консеквенциализм — это общий термин, описывающий моральную философию, в которой наиболее моральным действием является то, что приводит к желаемым последствиям. Согласно «консеквенциализму действий», решения и действия, которые приводят к наиболее желательным последствиям, являются наиболее нравственными (правильными), а те, которые приводят к нежелательным последствиям, являются аморальными (неправильными). Например, ложь вашей второй половинке может повысить их самооценку; в этом случае ложь может быть моральной. Однако мы не всегда можем быть уверены в текущих или будущих последствиях наших нынешних действий. Могут быть случаи, когда правда приводит к лучшим последствиям для вас обоих. Из-за этого консеквенциализм акта зависит от контекста.

 

Вопрос, который мы могли бы задать о консеквенциализме действий, заключается в следующем: как мы можем принимать моральные решения, не зная результатов этих решений? Возможно, мы просто намерены добиться наилучших возможных результатов, и именно это имеет значение.

 

Правило консеквенциализм предполагает, что мы можем оценить, является ли действие моральным или аморальным, исходя из того, соответствует ли решение действовать определенным «правилам», которые обычно приводят к положительным результатам. Ложь, например, имеет тенденцию приводить к негативным результатам. Следовательно, согласно правилу консеквенциализма, правдивое высказывание является моральным актом, даже если оно приводит к нежелательному результату.

 

Планета как фестиваль: этюд для дозатора благовоний, ЛСД, марихуаны, опиума, веселящего газа, проект (Перспектива) Этторе Сотсасса, 1973, через MoMA

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на Бесплатный еженедельный информационный бюллетень

 

До сих пор мы рассматривали два типа консеквенциализма, которые пытаются обеспечить наилучшие возможные результаты. Однако негативный консеквенциализм предполагает, что мы должны минимизировать вред, а не пытаться получить удовольствие или наилучший возможный результат (который, в свою очередь, может быть результатом минимизации вреда). Возможно, самым радикальным негативным консеквенциалистом является Дэвид Пирс, который предлагает устранить все страдания на Земле с помощью технологий и лекарств. В своих мемуарах, опубликованных самостоятельно, он называет эту идею «гедонистическим императивом».

 

Проблемы с консеквенциализмом заключаются в его субъективной природе и сильной зависимости от нашей способности предсказывать, что приведет к положительным последствиям.

 

Либерализм
Раздевание проститутки, Брассай, 1935 г., МоМА

 

Либерализм — это моральная философия, которая ставит во главу угла человеческую свободу. Эту философию резюмировал философ девятнадцатого века Джон Стюарт Милль:

 

«Единственная цель, с которой власть может быть правомерно осуществлена ​​над любым членом цивилизованного общества против его воли, — это предотвратить причинение вреда другим».

 

Либерализм в значительной степени представляет собой политическую моральную философию, целью которой является предотвращение вмешательства правительств в жизнь людей, за исключением случаев, когда действия людей причиняют вред другим. Это связано с гражданским либертарианством, типом политической мысли, продвигающей гражданские свободы (индивидуальные свободы). Табуированные темы, такие как секс-работа и незаконное употребление наркотиков, обычно считаются приемлемыми формами поведения при условии, что они никому не причиняют вреда.

 

Проблема, которую часто поднимают критики, заключается в том, что либерализм может быть недальновидным. Подобно консеквенциализму, мы можем задать вопрос , кому причинили вред, и можем ли мы быть уверены в последствиях наших действий и на том, кого они могут затронуть.

 

Добродетель Этика
«Добродетели», Фрэнсис Элис, 1992 г., через MoMA

 

Этика добродетели получила свое название от акцента на добродетели. Согласно этой моральной философии, поступок является моральным, если он способствует добродетельному характеру человека. Возьмем, к примеру, кражу:

 

  • Случай 1: человек без денег крадет сигареты из табачной лавки, потому что он пристрастился к курению.
  • Случай 2: человек без денег ворует из продуктового магазина, чтобы накормить голодных друзей и соседей.

 

Специалист по этике добродетели может прийти к выводу, что в Случае 1 кража произошла из-за отчаяния и, как таковая, не может способствовать развитию добродетели или характера этого человека. Однако в случае 2 вор ворует ради большего блага, которое состоит в том, чтобы улучшить жизнь своих друзей и соседей. В Случае 2 вор действует добродетельно, тогда как в Случае 1 вор действует только для удовлетворения своих основных инстинктов.

 

Стоицизм — это древняя форма этики добродетели, популярность которой возросла с начала пандемии COVID-19. Он учит приверженцев критически оценивать свои эмоции и свои рефлекторные реакции на события в мире и поддерживать добродетельный характер. Если вы хотите действовать добродетельно, вы должны представить себе, что может сделать добродетельный человек, а затем следовать его примеру. Конечно, этика добродетели может быть потенциально расплывчатой, учитывая сложности человечества и социального контекста, в котором живут люди. 0003

 

Моральный абсолютизм
Первый день книги Эрнста Барлаха «Преображение Бога», 1922 г., через MoMA

 

Если вы считаете, что воровать всегда плохо, независимо от обстоятельств, вы можете быть моральным абсолютистом. Моральный абсолютизм утверждает, что существуют моральные факты, которые никогда не меняются. Десять заповедей являются примером морального абсолютизма, в соответствии с которым такие заповеди, как «не укради», являются примерами того, что философы-моралисты называют «теорией божественных заповедей». Интересно, что именно это отсутствие гибкости может создать проблемы для морального абсолютизма.

 

Возьмем, к примеру, теорию божественного повеления. Если Бог единолично принимает решения о том, что нравственно, а что аморально, может ли Бог передумать? Иными словами, мог ли Бог сделать аморальный поступок нравственным? Мало того, что этот тип вопросов бросает вызов всемогущей (всемогущей) характеристике Бога, он может иметь радикальные последствия независимо от ответа. Ибо если Бог может сделать аморальный поступок нравственным, мы можем спросить: «По какой причине?». Если эта причина заключается в том, что Бог просто передумал, тогда вся мораль исходит из прихоти и не имеет удовлетворительной причины. Однако, если Бог не может сделать аморальный поступок нравственным, он предполагает, что даже Бог должен соблюдать моральные законы. Если это так, то мы можем подумать, нужен ли вообще Бог для морали. Именно такими вопросами философы религии занимались на протяжении столетий.

 

Моральный нигилизм
«Черный квадрат» Казимира Малевича, 1915 г., Wikimedia Commons

 

На противоположном конце спектра находится моральный нигилизм. Моральный нигилизм утверждает, что моральных фактов вообще не существует. Некоторые философы, такие как Иммануил Кант, предположили, что если Бога нет (или даже если нет идея Бога), то не может быть объективной основы морали, хотя некоторые современные атеисты оспаривают это, например Сэм Харрис. Моральный нигилизм часто связывают с моральным разложением и крушением цивилизации. Однако моральный нигилизм так или иначе находит свое отражение и в других моральных теориях.

 

Одним из примеров моральной философии, которая, возможно, является нигилистической, является моральный релятивизм. Проще говоря, моральный релятивизм — это точка зрения, согласно которой мораль определяется социальными условностями и по-разному понимается в разных культурах и временах. Согласно моральным релятивистам, не существует правильного или универсального морального кодекса.

 

«Моральное большинство — отстой», Ричард Серра, 1981 г., MoMA

 

Другой пример морального нигилизма можно найти в моральной философии, называемой нонкогнитивизмом. Моральный некогнитивизм утверждает, что большинство (или все) наших моральных утверждений и убеждений не основаны на разуме. Скорее, они основаны на предпочтениях и личном вкусе. Возьмем, к примеру, комментарии на Youtube. Некогнитивисты, вероятно, предположили бы, что многие подстрекательские замечания, которые люди публикуют о популярных социальных проблемах, являются коленным рефлексом эмоциональных реакций, которые маскируются под моральные суждения. Точно так же, если вы считаете, что X, Y или Z являются нравственными просто потому, что ваши родители или сообщество сказали вам об этом, вы, возможно, попали в ловушку консенсуса, а не сформировали рациональную основу для своих моральных убеждений.

 

Пожалуй, самый уместный вопрос, который мы можем задать о моральном нигилизме, — полезен ли он нам. Помогает ли нам знание того, что моральных фактов не существует? Возможно, здесь возникают два вопроса; 1) есть ли подходящий способ действовать? и 2) существует ли мораль? Моральный нигилизм утверждает, что моральных фактов не существует, но все же могут быть неморальные причины вести себя определенным образом, и нигилистические теории могут помочь объяснить это.

 

Ключевые вопросы моральной философии
Маска философии (фото 92) Жана Арпа, 1952 г. , через MoMA

 

Философия морали в основном существует в двух формах: практическая этика и метаэтика. Практическая этика связана с определением правильного образа действий в реальных жизненных ситуациях. Например, специалисты по биологической этике определяют, как следует обращаться с людьми или животными в научном исследовании или как следует проводить исследование с участием живых существ. С другой стороны, метаэтика — это то, что мы обсуждали в этой статье. Метаэтика стремится найти теоретическую основу для нашей морали — что делает что-то нравственным или аморальным и почему .

 

Каков твой моральный кодекс? Откуда вы черпаете свои моральные убеждения? На каком основании они оправдываются? Вот вопросы, которые мы должны задавать, развивая нашу моральную философию.

Кейси Скотт Магистр философии, диплом бакалавра английского языка и гуманитарных наук, бакалавр (с отличием) профессионального и творческого письма Кейси преподает философию и культурологию в ведущем австралийском университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *