Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

О милосердии и сострадании: Милосердие и сострадание.

Милосердие и сострадание

Милосердие в моем понимании —

Это ласка, любовь, сострадание.
Это — маме усталой помочь
Это — бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел — простить.
Это — птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Виктор Павлов

(1-й слайд. Приложение 1)

Цель урока — развивать представление о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности.

Задачи урока:

  • Обучающая: разъяснить лексическое значение слов «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»; научить понимать христианское значение этих слов; формировать знания о том, как религия учит милосердию, состраданию и помощи людям;
  • Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; формировать понимание, какими должны быть моральные и духовные ценности настоящего человека в современном обществе.
  • Воспитывающая: сопоставить нравственные нормы поведения человека с нормами религиозной культуры; воспитывать сострадание, доброжелательность, понимание, отзывчивость.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • Познавательные: получат возможность оценивать нравственное содержание прочитанного текста, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, правильно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;
  • Коммуникативные: получат возможность излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.

Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Основные термины и понятия урока: любовь, милосердие, долг, добрый самарянин, ближний, ответственность, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс / А.В.Кураев; толковый словарь русского языка, карточки для групповой работы, доска, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

— Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами! Улыбнёмся друг другу! У нас прекрасное настроение. Вы готовы к работе?

II. Самоопределение к деятельности

— Начать урок хочу с чтения небольшого рассказа замечательного педагога, писателя и человека Василия Александровича Сухомлинского.

(2- й слайд. Приложение 1. Портрет Сухомлинского В.)

Брошенный кoтенoк

Маленького серого котенка выгнали из дома. Сидит котенок на дороге, мяукает: хочет домой, к маме. Мимо проходят люди, смотрят на котенка. Oдни грустно качают головой, другие смеются. Кто-то жалеет: бедный котенок. Но, жалея — ничем не помогает.

Наступил вечер. Страшно стало котенку. Прижался он к кусту и сидит — дрожит.

Возвращалась из школы маленькая девочка Наталочка. Слышит — мяукает котенок. Она не сказала ни слова, а взяла котенка и понесла домой. Прижался котенок к девочке. Замурлыкал. Рад-радешенек.

— Ребята, какие чувства вызвала в вашей душе эта история?

— Что можно сказать о девочке Наталочке?

— Почему она не прошла мимо котенка?

— А почему другие люди проходили мимо и даже некоторые смеялись?

— А что было бы с котенком, если его не взяла Наталочка? (Ответы детей)

— В своих ответах, чаще всего произносите слова: сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость.

Это самые правильные слова, которые раскрывают то, что вы неравнодушные и можете сопереживать.

(3-й слайд. Приложение 1. Слова: сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)

— Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость. Вслушайтесь в эти слова. Они раскрывают внутренний мир человека. Слово «сoстрадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие.

(4-й слайд. Приложение 1. Слово: милосердие)

— Можем ли мы сказать, что Наталочка была милосердна к котёнку?

— А как вы понимаете значение этого слова?

— Давайте обратимся к словарю Ожегова С.И. и там прочтем точное лексическое значение этого слова. ( Ученик зачитывает определение)

— Да, ребята, милосердие — это милое сердце. Сердце, которое милует, любит и жалеет. Наталочка была милосердна к котенку, потому что она сострадала его беде. (

Ответы детей)

— Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой? (Ответы детей)

— Вы сами определили тему и цели сегодняшнего урока.

(5-й слайд. Приложение 1. Тема урока «Милосердие и сострадание».

Цели:

  • научиться понимать христианское значение слов милосердие и сострадание
  • осознать суть христианского отношения к « ближнему»
  • будем учиться быть доброжелательными и отзывчивыми

III. Первичное восприятие учебного материала

— Сегодня поговорим с вами о том, как христианство помогает понять, что такое милосердие и сострадание.

Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наoбoрoт, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, oобращен к Богу.

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Oн сказал: «Важнее всего любовь к Бoгу и к челoвеку. Люби ближнего, как самогo себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мoй ближний?». Христос же на заданный ему вопрoс ответил притчей о добром самарянине.

Работа с учебником:

— Откройте учебник на стр.61 и прочтем вслух Притчу о добром самарянине.

Притча о добром самарянине

«Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе долг»».

— Кто из этих троих, на твой взгляд, был ближний избитому?

(6-й слайд. Приложение 1. Притча)

Беседа:

— Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний — тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

— Ребята, вам не раз приходилось произносить слово: «Милая, милый…» Милый тот, кто мил нашему сердцу. А кому мы так говорим, кто же это может быть?

Ученики:

— Мы так говорим о маме, потому что это самый родной человек.

— Мы говорим так о домашних питомцах.

Учитель:

— А можем ли мы о Наталочке, из рассказа Сухомлинского, сказать, что она милая?

(ответы детей)

— Да, милый — это тот, кто милует.

— Ребята, а есть ли ещё словa с корнем «мил»? Назовите их.

(Ответ детей: Милость, милостыня)

(7-й слайд. Приложение 1. Милость. Милостыня)

— А что вы думаете, о значении этих слов?

— Давайте вновь обратимся к словарю Ожегова И.С., и зачитаем точное лексическое значение этих слов. (Ученик читает)

— Назовите синонимы к слову « милость». (Ответы детей: Помощь. Забота. Жалость.)

— Значит ли это, что Наталочка, проявила милость к котёнку?

Учитель:

— Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя — дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека — это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Oт этого его душа стала светлее.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова пoлoжила бoльше всех, пoтoму что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете пожертвовать вы?

Ученики:

— Я могу навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему;

— А я могу помочь маме.

— Можно уделить внимание пожилому человеку: расспросить, как он себя чувствует, какое у него сегодня настроение.

— Можно улыбнуться и пожелать здоровья соседям или незнакомому человеку.

Учитель:

— Да, ребята, милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам надо закалять свою душу.

— Давайте продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие. Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? (Ответы детей)

— А как мы должны относиться к попавшим в беду людям? (Ответы детей)

— А можем ли мы сказать, что Наталочка проявила милосердие к бездомному котёнку? (Ответы детей)

IV. Закрепление

Работа в группах:

— А сейчас мы с вами поработаем в группах, и будем выполнять творческое задание.

Задания для групп:

1. Вспомните добрые дела, которые вы совершали. Расскажите о них.

2. В каких литературных произведениях вы встречали милосердие? Кто герои этих произведений?

(Обсуждение творческих работ)

Работа с пословицами:

— Давайте вспомним народную мудрость, собранную в пословицах о милосердии.

(8-й слайд. Приложение 1. Пословицы)

  • Доброе сердце о чужой беде болит.
  • Милосердие — это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
  • Милосердие никогда не пропадет зря.
  • Милосердие начинается дома.

Как вы думаете, какая пословица точнее определяет тему нашего урока? (Ответы детей)

— Молодцы.

Учитель:

— Ребята, вы наверное обратили внимание, что на слайдах презентации присутствует цветок ромашка? Это не случайно.

Белая ромашка более 100 лет назад стала символом добра и милосердия. По решению Николая II с весны 1911 года в империи стали проводить благотворительный праздник-акцию «День белого цветка», целью которого первоначально был сбор средств в помощь больным туберкулезом. Добровольцы раздавали букеты ромашек на улицах многих городов, а взамен принимали пожертвования любой величины, даже самой мизерной. В конце 1990-х годов ромашковая благотворительная акция начала возрождаться и постепенно снова стала распространяться по России. Один из организаторов этого события и продолжатель старой традиции — Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная сестрой последней российской императрицы великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.

Так же, традиции милосердного служения людям продолжают благотворительные фонды:

  • Фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой;
  • Фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой;
  • Фонд Хабенского направлен на спасение детей с заболеваниями головного и спинного мозга.

Международный Благотворительный Фонд помощи детям при катастрофах и войнах, который возглавляет Леонид Михайлович Рошаль — российский педиатр и хирург.

Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.

V. Рефлексия

Работа у доски. Синквейн

— Ребята, предлагаю вам совместно составить синквейн на тему «Милосердие».

(Ученики записывают синквейн на доске)

  • Милосердие
  • Добрый, сострадающий
  • Переживать, поддерживать, любить
  • Возлюби ближнего, как самого себя….
  • Бескорыстие

VI. Итог урока

— Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор. Я надеюсь, что вы изменили свое отношение к своим поступкам и поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Если делаешь доброе дело, то ты не должен кричать о том, не должен афишировать свою помощь.

Будьте внимательнее к людям, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.

— Ребята, эпиграфом нашего урока было стихотворение Виктора Павлова.

Давайте ещё раз прочтем его.

(9-й слайд. Приложение 1)

Милосердие в моем понимании-
Это ласка, любовь, сострадание.
Это — маме усталой помочь
Это — бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел — простить.
Это — птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Виктор Павлов

— Как вы думаете, это стихотворение отражает всё то, о чём мы с вами беседовали на уроке?

— Да, ребята, я с вами согласна.

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.» (Л.Толстой)

(10-й слайд. Приложение 1.)

— Сегодня вы замечательно работали, я вами очень довольна. Вы молодцы!

Я желаю всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12)

(11-й слайд. Приложение 1)

Спасибо всем за урок!

(12-й слайд. Приложение 1)

VII. Домашнее задание

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: с.61-66 читать, отвечать на вопросы.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу Василия Сухомлинского «Брошенный котёнок»

Источники информации

    «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ А.В.Кураев.-5-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2018.-144 с.: ил.
  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
  2. Шевченко Л.Л. (автор-составитель). Диалоги. Вечные вопросы жизни глазами юных современников. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2019. 152 с., ил.
  3. https://n-shkola.ru/ Зачем творить добро? О.В.Бобкова, учитель начальных классов, школа № 10, г. Россошь, Воронежская область.
  4. https://pravoslavie.ru/48912.html
  5. https://www.kakprosto.ru/kak-953208-kak-belyy-cvetok-romashki-stal-simvolom-dobroty-i-miloserdiya#ixzz6lnpoKSS3
  6. infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-milose…e-klass-3883759.html
  7. www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki
  8. https://www.miloliza.com/sukhomlinskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej

в чем сходство и отличие?

🙂 Приветствую новых и постоянных читателей! Чтобы соответствовать высокому званию Человек, надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.

Есть два понимания слова «человек»:

  1. Человек — как биологический вид, представитель отряда млекопитающих.
  2. Человек — существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами и словесною речью. Именно наши чувства делают нас людьми.

Contents

  • 1 Что такое милосердие
    • 1.1 Сестры милосердия
    • 1.2 Люди без сострадания
    • 1.3 Как развить в себе милосердие

Милосердие напрямую связано с понятием сострадание. Это готовность человека оказать помощь из сострадания к какому-либо существу и при этом не просить ничего взамен.

Что такое сострадание? Ответ в самом слове «со-страдание»- совместное страдание, принятие чужого горя и последующее желание помочь. Это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. Это гуманность, жалость, сочувствие.

Как видите, разницы между этими двумя понятиями почти нет. Одно слово является синонимом другого.

Императрица и княжны Романовы

Сестры милосердия

На фото сестры милосердия Романовы. Великая Княжна Татьяна Николаевна и Императрица Александра Федоровна — сидят, Великая Княжна Ольга Николаевна — стоит.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину милосердия. Поль впервые предложил словосочетание «сестра милосердия». Он указал, что община должна состоять из вдов и девиц. Они не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов.

К середине XIX в. в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тысяч сестер милосердия.

Ярким примером может служить Мать Тереза. Всю свою жизнь она посвятила бедным и больным, добивалась строительства школ и поликлиник. В 2016 году Мать Тереза Калькуттская была причислена к лику святых римско-католической церкви

Люди без сострадания

В мире все больше людей живут как эгоисты, делают только те вещи, которые выгодны им. Они забывают о беспомощных стариках и беззащитных животных. Отсутствие сострадания порождает равнодушие и жестокость.

Фотография, на которую страшно смотреть, но это делает человек! За что?

Растет число издевательств над меньшими братьями, истребления бездомных животных.  Поставлен на поток меховой бизнес — выращивание на убой милых пушных зверьков. Животные невиновны в том, что Бог дал им шубки в защиту от холода.

Идет разгул обмана, мошенничества, наживы, коррупции, насилия и жестокости. Женщины делают аборты, оставляют рожденных детей в роддомах или в контейнерах для мусора. Не находя сострадания окружающих и выхода из проблемной жизненной ситуации, люди приходятк самоубийству.

Как развить в себе милосердие

  • чтение духовной литературы. Чем более духовно богат человек, тем легче он проявляет сострадание к окружающим;
  • благотворительность. Участвуя в благотворительных акциях, каждый из нас воспитывает в себе умение сочувствовать;
  • волонтерство. Люди по зову сердца помогающие слабым, немощным, старикам, детям-сиротам, беззащитным животным;
  • интерес и внимательность к людям. Будучи внимательным, проявляя искренний интерес к окружающим людям;
  • военные действия. Умение видеть в солдатах неприятеля не только врагов, но и людей;
  • образ мыслей. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, люди учатся милосердию.

Дорогой читатель, конечно, весь мир не изменить. Увы, будут существовать бесчеловечие и эгоизм. Но каждый может изменить себя. Оставайтесь Человеком в любой ситуации. Проявляйте гуманность, сочувствие и не просите ничего взамен.

Оставляйте ваши отзывы по теме: Милосердие и сострадание. Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях. Подписывайтесь на рассылку статей к себе на почту. Заполните форму подписки на главной странице сайта, указав имя и email.

Ветхозаветный Бог Сострадания и Милосердия, Майлз Ван Пелт

1 декабря 2010 г.

ТеологияБогПознание Бога

Майлз Ван Пелт

6 Мин. Чтение

Ветхий Завет как книга, наполненная гневом и судом, гибелью и мраком, злодеяниями и несправедливостью. Что еще хуже, Новый Завет оказался продуктом движения хиппи 1970-х годов, пропагандирующего мир, милосердие и братскую любовь. Такая дихотомия, однако, не может быть дальше от истины. Ветхий и Новый Заветы едины в своем утверждении, что Бог Библии — милосердный и сострадательный Бог. На самом деле было бы уместно охарактеризовать всю Библию как книгу, в которой записаны Божья милость и сострадание.

В Ветхом Завете милосердие или его английский синоним сострадание составляет фундаментальный атрибут божественного характера, реальность, подчеркнутая в Исходе 32–34 и рассказе о золотом тельце. Народ Израиля был чудесным образом избавлен от египетского рабства. Вскоре они расположились лагерем у подножия горы Синай. Там они своими ушами слышали слова Божьи, гремевшие с дымящейся горы (Исх. 20:22). Центральное место в заветном общении Бога с Израилем в то время было то, что им было абсолютно запрещено представлять Его изображениями из золота или серебра (Исх. 20:4, 23). Поэтому почти шокирует то, что через сорок дней Израиль делает именно то, что Бог запретил (Исх. 32:1–6). Этот единичный акт непослушания представляет собой нарушение Синайского завета, наказанием за которое является смерть (Исх. 32:10).

Однако повествование продолжается. Моисей ходатайствует за Израиль, и Бог отказывается поглотить этот народ (Исх. 32:11–14). Моисей также обеспечивает продолжение Божьего руководящего присутствия с Израилем в пустыне (Исх. 33:12–26). Затем, в этот момент, Моисей делает поразительную просьбу, чтобы Бог показал ему Свою славу (Исх. 33:18). Еще более поразительно то, что Бог соглашается сделать это (Исх. 33:19). Остальная часть счета хорошо известна. Бог скрывает Моисея в скале, заставляет Свою славу пройти, показывает Моисею эту божественную славу, а затем провозглашает Свое имя. Именно эту последнюю черту мы хотим рассмотреть далее, провозглашение имени Божия в Исходе 34:6–7: «И прошел Господь пред Ним и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, медленный для гнев, и преисполненный непоколебимой любви и верности, сохраняющий непоколебимую любовь к тысячам, прощающий вину, и преступление, и грех. . . .’»

Погребенные глубоко в книге Исход, эти два стиха содержат одно из центральных парадигматических изложений атрибутов Бога в Библии. Глубину этого толкования имени Божия добавляет его источник, Сам Бог во славе перед Моисеем.

Экспозиция состоит из двух основных частей: Первая часть в стихе 6 содержит пять атрибутов: милостивый, милосердный, медленный на гнев, исполненный непоколебимой любви и верности. Вторая часть объяснения в стихе 7 описывает, как эти качества проявляются в отношениях Бога со Своим народом, в частности, «прощение беззакония, преступления и греха».

Подумайте теперь о непостижимости Бога — Его безграничном превосходстве, Его неизмеримой силе и Его полном совершенстве. Теперь подумайте, что Бог от вечности решил открыть часть Своего непостижимого и неизмеримого существа. Поэтому поистине удивительно обнаружить, что первое, что Бог решил открыть нам о Своем имени (или характере), было то, что Он милостив. Из всех вещей Он сострадателен. Творец неба и земли милостив. Сострадателен Тот, Кто призвал Авраама и вывел Израиля из Египта.

Первоначальный контекст этого божественного заявления помогает нам понять природу Божьего милосердия. Израиль согрешил против Бога и нарушил Его завет с ними. Они заслужили смерть, но Бог смилостивился. Примером милости Бога в этом контексте является Его «прощание вины, и преступления, и греха» (Исх. 34:7). Но это не просто разовое мероприятие, чтобы изобразить одно из «более слабых» качеств Бога. Скорее, этот конкретный атрибут является центральным в движении истории завета, изображенной в Ветхом Завете (Пс. 78:38; 86:15; 103:7–14), и обеспечивает мотивацию для истинного и искреннего покаяния (Иоиль 2: 12–13; 2 Паралипоменон 30:9).

Но милость Божия не ограничивается Израилем в Ветхом Завете. Скорее, оно распространяется на все творение. Подумайте, как Псалом 145:8 повторяет божественные качества, впервые записанные в Исход 34:7, а затем добавляет: «Благ Господь ко всем, и милость Его ко всему, что Он создал» (Пс. 145:9). Библейское свидетельство противостоит узконаправленной концепции Божьей милости. Скорее, это вездесущая сила, которая формирует всю реальность, всепроникающий импульс надежды.

Милостивый и сострадательный характер Бога не должен оставаться на сухих и пыльных страницах учебника. Как мы рассмотрели выше, милостивый характер Бога превращается в надежду для грешников, и это, без сомнения, является самым важным применением сострадательного характера Бога. Но Библия также учит, что Божья милость и сострадание распространяются на повседневную жизнь, особенно на тех, кто нуждается и не имеет помощи.

Бог милостив к бедным. Милость Божия не только сдерживает гнев по отношению к грешнику, но и движет Его состраданием к бедным. Значение Божьей заботы о бедных выражено во многих израильских заветных законах. При выдаче кредита с бедных не могут взиматься проценты (Исх. 22:25). При вынесении приговора не следует делать различия между богатыми и бедными (Исх. 23:3; Лев. 19:5). Когда дело доходит до жертвоприношения, бедный может приносить в соответствии со своими средствами (Лев. 14:21). Текст Второзакония 15:7–11 дает точное описание того, как Бог желает, чтобы обращались с бедными. Он заключает: «Ибо никогда не перестанут быть бедными на земле. Поэтому я повелеваю тебе: «Отверзай руку твою брату твоему, бедному и бедному в земле твоей» (ст. 11).

Книга Притчей учит, что забота о бедных мудра (Притчи 14:21; 17:15; 22:9, 16; 28:27). Пророки осуждают тех, кто пренебрегал бедными или угнетал их (Ис. 3:14–15; 10:2; Иер. 5:28; Иез. 22:29; Амос 5:12). Книга Псалмов превозносит заботу Господа о бедных (Пс. 68:10; 72:13; 112:9; 113:7; 140:12). В Ветхом Завете нет ни одного раздела, в котором каким-то образом не учитывалась бы Божья забота о бедных, нуждающихся, голодных или угнетенных.

Помимо общей заботы Бога о бедных, особое внимание уделяется вдовам, сиротам и пришельцам. Конечно, вдова — это женщина, потерявшая мужа до смерти и не вышедшая замуж повторно. В Ветхом Завете сирота — это ребенок, потерявший отца. Приравнивание сироты к ребенку-сироте часто выражается английскими переводчиками Библии как «безотцовщина» (например, ESV), хотя в некоторых переводах используется более общее обозначение «сирота» (NASB). Странник — это иностранец или иностранец, постоянно проживающий в чужой стране, кто-то, кто бежал из своей страны по политическим или экономическим причинам. Брахам был пришельцем в Хеврон (Быт. 23:4), а Моисей был пришельцем в Мадиам. Фактически, Моисей назвал сына, родившегося у него в Мадиаме, «Гирсом», что переводится с еврейского на английский как «странник там» (Исх 2:22). Даже Израиль считался пришельцем в Земле обетованной (Лев. 25:23).

Что же объединяет вдову, сироту и пришельца как особый средоточие милостивого внимания Божия? Ответ на этот вопрос — уязвимость. Эти группы людей разделяют политическую, социальную и экономическую уязвимость. Они часто были бедны и обычно угнетались, подвергались насилию или находились в неблагоприятном положении. Из-за этого Бог выступал за их заботу, когда другие люди или системы социальной защиты терпели неудачу. Написано, что Бог «творит суд сироте и вдове» и что Он «любит пришельца, давая ему пищу и одежду» (Втор. 10:18). По этой причине заветный закон Бога запрещал жестокое обращение с ними (Исх. 22:22; Втор. 24:17), создавал возможности для пищи (Втор. 24:19)., 21; 26:12), обеспечивал их участие в ежегодных празднествах (Втор. 16:11, 14) и защищал их права в гражданской администрации (Втор. 24:17). И наоборот, те, кто отказывали в правосудии вдове, сироте или пришельцу, считались проклятыми (Втор. 27:19). Тяжесть этого преступления приравнивалась пророком Малахией к лжи, чародейству и прелюбодеянию (Мал. 3:5).

Поэтому неудивительно, что псалмопевец восхваляет Бога как «Отца сирот и Заступника вдов» (Пс. 68:5). Но Бог милосердия и сострадания также призывает Свой народ проявлять эти качества в своей жизни. Так как Бог был милостив к нам, мы несем миру образ этой милости. Мы призваны «воздать справедливость слабым и сиротам; [чтобы] сохранить права страждущих и обездоленных. Спасайте слабых и нуждающихся; [и] избавить их от руки нечестивых» (Пс. 81:3–4).

Милосердие и сострадание коренятся в самом характере Бога. Его закон повелевает. Мудрость этому учит. Пророки предписывают это, и псалмы приветствуют это. Конечно, наиболее полное выражение милости Божьей можно найти в личности и делах Иисуса Христа, в сострадании воплощенного Бога. Но Новый Завет представляет собой не отход от Ветхого Завета в этот момент, а скорее приход его самого полного ожидания.

Милосердие и Сострадание Христа – Моменты с Книгой

Поскольку Христос является воплощенным проявлением богатства Божьих милостей, неудивительно, что Его жизнь на земле была щедрым проявлением милости ко всем людям. Любая нужда и боль были затронуты милостями Иисуса в Его несколько лет на земле.

Сострадание к отверженным

Когда слепой нищий воскликнул: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня», многие смутились и возмутились. Но «Иисус сказал ему: прозри; вера твоя спасла тебя» (Луки 18:38,42).

Прокаженных боялись из-за их отвратительного вида и возможности заражения. Но когда они закричали: «Иисус, Учитель, помилуй нас», Он остановился, сжалился над ними и сказал: «Идите, покажитесь священникам. И было так, что, идя, очистились» (Луки 17:13–14). Еще более примечательно то, что Марк вспоминает случай, когда другой страшный прокаженный упал на колени, умоляя Иисуса очистить его, и Иисус не только говорил с ним, но и прикасался к нему: «Иисус, движимый состраданием, простер Свою руку и прикоснулся к нему и сказал ему: хочу; будь чист. И как только Он сказал, тотчас сошла с него проказа, и он очистился» (Марка 1:41–42).

Сострадание к страждущим

Когда Иисус увидел вдову, которая потеряла не только мужа, но и единственного сына, Лука говорит нам: «[Иисус] сжалился над ней и сказал ей: не плачь. (Луки 7:13). Затем он воскресил ее сына из мертвых. И в данном случае о ее вере не было сказано ни слова. Это был свободный и щедрый избыток божественной милости, еще до веры.

Милосердие также влекло Иисуса к тем, кого бесы сделали несчастными. Один человек после долгих лет печали привел к Иисусу своего одержимого бесами сына. Мальчик не мог говорить, и злой дух часто бросал мальчика в огонь. Отец умолял Иисуса: «Сжалься над нами и помоги нам». И хотя у скорбящего отца оставалось лишь горчичное зерно веры: «Верю; помоги моему неверию» — Иисус ответил на вопль о жалости, запретил духу и изгнал его вон (Марк 9: 17–27).

Сострадание к грешникам

Милосердие Иисуса воспламенилось не только страданиями, но и грехом. Когда Иисус ел с «мытарями и грешниками», фарисеи и книжники критиковали Его. Но Иисус рассказал три притчи, чтобы объяснить, что Он делал. Одной из них была притча о блудном сыне. Кульминация этой притчи изображает Бога, исполненного сострадания к Своему пропитанному грехом, возвращающемуся домой ребенку: «Увидев Его, отец его сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Луки 15:20). Другими словами, Иисус ел вместе с мытарями и грешниками, потому что Он был воплощенным проявлением нежного сострадания Отца к грешникам.

Сострадание к множеству людей

Иисус проявлял это сострадание не только к отдельным людям, которые грешат и страдают, но и ко всем толпам. Он не смотрел на массы с презрением или безличным равнодушием. Однажды, когда за Ним последовало великое множество людей, которые не приготовили себе пищи, Иисус, взглянув на них, сказал: «Жалко Мне народа, потому что уже три дня они со Мною, и им нечего есть» (Марка 8). :2). В другом случае не их голод, а их духовная потребность в истине наполнили Его состраданием к толпам: «Иисус… видел много народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; Он начал учить их многому» (Марка 6:34).

Сострадание и Закон

Одно из самых широких утверждений о Божьем милосердии, когда-либо сделанных Иисусом, взято из Осии 6:6. Это был способ, которым Иисус поставил весь ветхозаветный церемониальный закон под знаменем милосердия, а не дотошных правил. Когда Его упрекали за то, что он ходил обедать в дом Матфея с нечистыми мытарями, Он отвернулся от критики и сказал: «Пойдите, узнайте, что это значит: помилую, а не жертву [Осия 6:6]: ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9). :13). И когда фарисеи укоряли Его учеников за то, что они собирали зерно и ели его в субботу, Иисус сказал: «Но если бы вы знали, что это значит, то милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невинных» (Ис. Матфея 12:7). Другими словами, все служение Иисуса было сформировано пониманием того, что милосердие является высшим значением Божьего закона. И поскольку Иисус пришел не отменить, а исполнить этот закон (Матфея 5:17), Он был воплощением и проявлением богатства милости Божьей.

Сострадание к нам

То же самое относится и к Иисусу сегодня. В этом отношении «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Вот почему Бог, называемый «Отцом милосердия» (2 Коринфянам 1:3), зовет нас дерзновенно подойти к Своему престолу через Иисуса Христа, Который может сострадать нашим немощам (Евреям 4:15). Иисус — наш безгрешный, самодостаточный Первосвященник. Он предложил Себя вместо нас в совершенном послушании и совершенной жертве. Все милости Отца принадлежат тем, кто приходит к Богу через веру в Иисуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *