Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социально активный человек: запрос времени? • Дорога к дому

запрос времени? • Дорога к дому

 

Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. Поэтому и ответы могут быть разными — в зависимости от позиции, сферы деятельности, опыта отвечающего.

Первым нашим собеседником стал учитель одной из череповецких школ с двадцатилетним педагогическим стажем (по просьбе нашего собеседника его имя называть не станем).

— Активная жизненная позиция — это то, о чем все говорят, но что трудно сформулировать. Нам бы хотелось, чтобы это была всегда позитивная активность, принимающая форму коллективизма, товарищества, способности дружить и быть верным своим друзьям. Может быть, такая социальная активность — это просто и есть доброта, сострадание, человечность. Значит, это мы и должны все вместе воспитывать у наших детей.

Но говорить о доброте и человечности в рамках школьной программы не так-то просто.

Ведь, как правило, практически единственный традиционный школьный курс, где вопросы нравственности, гуманизма обсуждаются впрямую и в системе, это курс литературы. А вот с ним-то как раз все время и пытаются разделаться реформаторы образования, то норовят все сократить, то упростить…

Еще нужно учесть контекст: телевидение и Интернет, компьютерные игры и социальные сети. Сами по себе они замечательны и полезны. Но ведь не можем же мы всерьез говорить, что именно человечность прививают компьютерные «стрелялки» и  «бродилки»? Мир вокруг предстает жестким, порой жестоким. Готовит ли такой мир к реальным сложностям жизни подростка? Огромный вопрос. Поэтому нам нужны совместные усилия по гуманизации нашего образования, по усилению роли и места тех немногих гуманитарных предметов, которые способны дать образцы поведения или, по крайней мере, заставить задуматься над вечными вопросами добра и зла, ответственности и любви.

Человек, воспринимающий мир сквозь призму этих вопросов, и есть социально активный человек, человек сочувствующий и  сопереживающий.

Что же дальше? За стенами школы для большинства нынешних выпускников — вузовские аудитории. Студент — категория особая, в общественном мнении самая активная. Так ли это, спрашиваем мы у нашего следующего собеседника, директора гуманитарного института ЧГУ профессора Александра Чернова.

— Попробую все же сузить проблему. Вероятно, нас интересует не юношеская физиология, рождающая множество активностей, в том числе социальных… Про нее сказать, в целом, нечего. Кроме пожалуй, одного: есть мнение социологов, согласно которому мы живем в эпоху, когда детство вновь исчезает… Не было до XVIII века детства как такового, и ребенка не было, был маленький взрослый, к которому в разных культурах и разных конфессиях относились по-разному. А детство придумали просветители.

Сегодня детство исчезает в другую сторону — оно не хочет прекращаться, и развивается, с одной стороны, социальный инфантилизм, с другой — целые субкультуры, вроде взрослых людей, которые сознательно не хотят взрослеть.

Есть важнейший фактор. Вся современная глобальная индустрия смыслов и знаков направлена на борьбу с возрастом. Потребительской культуре нужны активные потребители с ненасытностью юности и с плотным кошельком и пластиковыми картами людей возрастных.

Университет — это особое место, где как раз переплетаются самые актуальные тренды и нарождающиеся тенденции. Почему о взрослости и детскости? Потому что, на мой взгляд, активная жизненная позиция имеет только одно надежное основание — самостоятельность  и самостояние. Самостоятельность — всегда ответственность. Готовность к риску и отказ от излишней опеки. Увлеченные творчеством, хобби, первым своим делом, любовью, свободой и отсутствием школьного родительского контроля, чувством взрослости, наконец, готовы ли ребята сами справляться с тем, что они, пользуясь слэнгом, «накосячили»?

Радует то, что тех, кто готов, — все больше и больше. И полученная пара на госэкзамене оборачивается не «потерянным годом», а успешной карьерой в торговой сети и успешной сдачей госа через год. Или увлеченность профессией заставляет начинать и бросать одну за другой программы и специальности. Но через три-четыре «перепоступления» талантливый парень сумел внутренне  дисциплинироваться и успешно совмещать учебу и работу. Это и есть пример позитивной жизненной активности: ответственность за себя, свою судьбу.

А  значит, настоящая взрослость. Молодые люди должны иметь право на некоторые ошибки, на самостоятельные решения, на свой собственный свободный выбор. Это их право, и это нормально.  Можно ли этому научить? Вряд ли. Но вот содействовать формированию социальной нормы, готовить и помогать, на мой взгляд, система образования просто обязана.

А что же о проблеме социальной активности думают профессиональные социологи? За ответом обратимся к авторитетному исследователю социальных проблем региона, заведующей кафедрой социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ Альбине  Меховой.

— Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную  жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию: проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.

Сейчас приветствуется  индивидуальная стилистика жизни. Но эту индивидуальность, внутренний мир необходимо направлять на исправление общества. Необходимы кардинальные изменения: включение молодежи в решение насущных вопросов, не только  собственных, а таких как коммунальные проблемы, проблемы образования, то есть речь идет о том, чем они живут, во что включены.

Еще мне хочется отметить такую вещь: школа должна играть в этом вопросе большую роль не только с точки зрении знания, но и с точки зрения создания той среды, где ребенок видит примеры неравнодушия.

К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не  поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.

 

                                                                                                                             Александр Валентинов

 

Формирование социальной активности подростков средствами музейной педагогики

   

педагог дополнительного образования МКУДО «ГЦФКиПВ «Виктория»

 

ФГОС основного общего образования четко прописывает для педагога, какие цели должны быть им достигнуты к моменту выпуска учащегося из школы, буквально прописывает «Портрет выпускника средней школы», то есть перечень его личностных характеристик [2].

Особая роль в этом стандарте отводится формированию социальной активности учащегося, как одной из важнейших целей обучения. Социальная активность – это характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, заключающаяся в сознательной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств [1]. Как видно из определения, понятие трактуется очень широко, и так же широко рассматривается в учебном процессе.

Почему же так важен именно этот аспект? На мой взгляд, все предельно просто: социально активный человек не мирится с какой-либо неустроенностью в обществе, если ему не нравится, что в микрорайоне, где он живет много аварийных деревьев, он предпримет какие-либо меры по решению этого вопроса. И не важно, какими путями он этого достигнет – сам организует их спил или привлечет кого-то. Социально же неактивный человек, будет ждать, пока кто-нибудь придет и, наконец-то, все решит, все приведет в порядок (в лучшем случает, попробует сам спилить одно-два дерева). А значит, что уровень условий, которые будет создавать для себя и окружающих социально активный человек всегда будет на порядок выше. И задача педагога – создать условия для воспитания именно такого человека.

И очень хорошо помогает в формировании данной личностной характеристики музейная педагогика. В качестве опоры возьмем опыт работы городского центра физической культуры и патриотического воспитания «Виктория», реализующего программу школы «Юный экскурсовод».

В рамках занятий учащиеся получают краеведческие знания, формируют навыки ведения поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельности. Имеют возможность участвовать в мероприятиях различного направления и масштаба. Рассмотрим, какие конкретно формы работы помогают повышать непосредственно социальную активность подростков.

Во-первых, форма проведения занятий. Материал дается таким образом, что ученики с первого же дня имеют возможность не только слушать, а активно включаются в обсуждение. Ведь изучаемые темы очень близки ребятам, будь то виртуальная экскурсия в известный музей (ведь у них в школе тоже есть самый настоящий музей!) или краеведческая урок о родном городе. Они начинают вспоминать о том, что им когда-то рассказывали бабушки и дедушки, соответственно глаза у ребят загораются, появляется мотивация прийти на занятие еще раз.

Во-вторых, часто индивидуальный характер поисковой работы создает чувство ответственности за то, чтобы довести ту работу, которую ученик сам, лично делает до конца, а потом еще и рассказать об этом другим ребятам или даже ученикам. Подросток самостоятельно прорабатывает весь имеющийся материал, ищет что-то дополнительно, а, значит, изучаемая тема надолго останется в его памяти. Но, кроме этого, ученик приобретет дополнительные навыки, в том числе, и социального характера.

В-третьих, как уже отмечалось выше, ученик имеет возможность участвовать в различных конкурсах и конференциях. И чем же интересны данные формы? А вот чем. Готовя сообщение, доклад и т. д. подросток учится ставить цели, определять задачи, которые необходимо выполнить, чтобы поставленная цель была достигнута. А также отвечает на вопросы: «Для чего я это делаю? Почему именно эту тему я считаю важной?» Согласитесь, суметь задать себе такой вопрос в нужный момент иногда бывает очень непросто.

Конкурсы подходят к этой задаче немного с иной стороны. Здесь на первый план выходит возможность для подростка себя реализовать в реальной среде, применив имеющиеся знания и навыки в реальной ситуации. Например, городской конкурс «Экскурсовод школьного музея». Участвуя на различных этапах, подросток учится «подавать себя» с нужной, правильной стороны. Учится говорить так, чтобы его мысли были услышаны правильно; держаться на сцене так, будто он настоящий артист; выступать так, чтобы тем, кто слушает его, хотелось слушать еще. И финалистами конкурса становятся те, кто смогли этого достичь, те, кто выдержали сложнейший отбор в несколько этапов. А кто не прошел в финал получают незабываемый опыт, на примере своих ровесников они видят к чему нужно стремиться, появляется стимул к самосовершенствованию. У ребенка необходимо стимулировать желание развиваться, участвовать в других мероприятиях, жить насыщенной и активной жизнью

Таким образом, музейная педагогика включает в себя широкий спектр возможностей для реализации подростка. Индивидуальный подход позволяет ученику «расти» в той области, которая его заинтересовала. А заинтересованность – это первый шаг к воспитанию социально активного человека. Человека, неравнодушного к тому, что происходит вокруг.

Список использованной литературы

  1. Волович В.И. (ред.) Социологический справочник, 1990 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Количество просмотров: 6401  

10 способов стать более общительным, даже если вы интроверт

Быть более общительным не значит нравиться всем вокруг. Серьезно. Нет ничего плохого в том, чтобы расслабиться дома и посмотреть любимый сериал после долгой недели.

Демонстрация себя может выглядеть по-разному для каждого. Может быть, для вас это возможность пообщаться с некоторыми из ваших самых близких друзей или поболтать с доставщиком пиццы.

Вот 10 советов, которые помогут вам лучше общаться с другими. Если какие-то из этих советов вам не подходят, смело отказывайтесь от них и пробуйте что-то другое. Важно, чтобы вы нашли радость в подключении.

Во-первых, нет правильного способа показать себя. Ничего страшного, если вы не собираетесь ходить в клуб каждую вторую ночь или принимать все эти приглашения на мероприятия Facebook.

Более того, вы не обязаны оправдывать ожидания других людей, в том числе то, как вы проводите свое время.

Заглушить другие голоса

Если вы не знаете, как провести различие между тем, что вы хотите, и тем, что другие говорят вам хотеть, попробуйте задать себе следующие вопросы:

  • Жду ли я возможности провести время с этим человеком или пойти на это мероприятие?
  • Чувствую ли я вину за то, что подвожу людей или что меня считают антиобщественным?
  • Принесет ли встреча радость?

Обратите внимание на свою внутреннюю реакцию. Хотя ощущение близости с другими имеет свои преимущества, важно делать это на наших собственных условиях и так, чтобы это чувствовалось психологически благоприятным для вас.

Итак, вы готовы открыть себя еще немного и завести новых друзей. Может быть, вы хотели бы научиться волшебному искусству «светской беседы» или тому, как завязать разговор на следующей свадьбе, на которую вас пригласили.

Но как, черт возьми, люди это делают?

Во-первых, знайте, что человек рядом с вами, вероятно, чувствует то же, что и вы. По словам профессора Бернардо Кардуччи, руководившего Исследовательским институтом застенчивости в Юго-восточном университете Индианы, около 40 процентов взрослых и подростков считают себя застенчивыми.

Наличие нескольких ледоколов под рукой может стать отличным способом повысить вашу уверенность при общении с другими. К счастью, большинство людей любят говорить о себе, так что это довольно надежная отправная точка.

ледоколы, чтобы попробовать
  • «Какие интересные шоу вы недавно посмотрели?»
  • «Смотрю отличное кулинарное шоу на Netflix. Какие ваши самые любимые рестораны вы бы порекомендовали?
  • «Где вы были в последний раз? Что вам понравилось в нем?»

Не забудьте также рассказать что-то подобное о себе, например: «Я из Флориды, я только что переехал из-за более теплой погоды, и мне до сих пор нравится пляж».

Нам всем нравится, когда нас видят и слышат. Один из лучших и недооцененных способов общения с другими — это вдумчиво слушать то, что они говорят.

Вы можете практиковать активное слушание, проявляя любопытство и стремясь понять, что говорит другой человек.

Не перебивайте их в середине рассказа и не перебивайте их, когда они отвечают на вопрос. Вместо этого предложите свое безраздельное внимание и неподдельный интерес.

Старайтесь задавать уточняющие вопросы там, где они кажутся естественными, чтобы показать, что вы внимательно слушаете то, что они говорят.

При прослушивании помните об этих вопросах:

  • Что важно для этого человека?
  • Чем они рады поделиться?
  • Что они ценят?

Если сомневаетесь, скажите что-нибудь доброе. Правильные слова в нужное время могут сделать чей-то день значительно лучше, а также открыть дверь для разговора. Исследования показывают, что, поступая таким образом, мы также повышаем собственную удовлетворенность жизнью.

Сказать коллеге, что вам понравилась его презентация, или сообщить кому-то, насколько вам нравится его рубашка, — отличный способ установить контакт. Но убедитесь, что вы искренни, чтобы не показаться неискренним.

Вот несколько шагов, чтобы сделать кому-то комплимент:

  1. Обратите внимание на то, что вам действительно нравится в человеке, чтобы вы действительно имели в виду то, что говорите.
  2. Не будь очевидным. Обратите внимание на мелочи, которые делают кого-то уникальным, чтобы ваши слова выделялись.
  3. Избегайте банальностей и клише. Не говорите всем одно и то же и не хвалите их внешний вид. Вместо этого сосредоточьтесь на личностных качествах или причудах.

Если вы готовы сделать больший шаг к тому, чтобы проявить себя, подумайте о том, чтобы найти хобби, связанное с общением, например волонтерство в некоммерческой организации. Это также отличный способ вернуть и быть полезным.

Участие в мероприятиях, которые вам нравятся, может помочь смягчить чувство неполноценности при знакомстве с новыми людьми, особенно если вы только что переехали в новое сообщество.

Кроме того, вы уже знаете, по крайней мере, что-то общее, что у вас будет с другими людьми, будь то любовь к садоводству, слабость к животным или страсть к социальной справедливости.

Пригласите друзей и родственников на особый ужин и найдите время, чтобы пообщаться друг с другом. Это интересный способ запланировать качественное время с близкими — даже с двумя или тремя людьми — в благоприятной обстановке, где вы можете смеяться, говорить и вспоминать.

А если вы не очень любите поздний завтрак, устройте обычный званый ужин. Используйте это как возможность пообщаться и попрактиковаться в разговорных навыках.

Если вы больше общаетесь один на один и не очень любите групповые встречи, попробуйте позвонить другу и назначить время для обеда или даже просто видеочата.

А еще лучше пригласите их к себе домой, чтобы вам было удобнее. Помните: вам не нужно делать сложные действия, чтобы тусоваться и наслаждаться обществом друг друга.

Подумайте о ком-то, по кому вы скучаете и с кем хотели бы провести больше времени, затем возьмите телефон и составьте план.

Нет ничего лучше, чем познакомиться с окружающими, чтобы почувствовать себя частью сообщества. С одной стороны, это дает вам чувство принадлежности. Это также дает вам возможность превратить знакомых в более близких друзей.

Начните спонтанную беседу с бариста в следующий раз, когда будете заказывать латте, или спросите соседку, как проходит ее день.

Одно исследование, проведенное в 2014 году, показало, что это может показаться случайным, но ежедневное взаимодействие с большим количеством людей способствует вашему благополучию.

Первый шаг к знакомству с новыми людьми — это знакомство с интересной средой. Выйдите за пределы своей зоны комфорта и найдите доступные занятия, которые вы очень хотели пройти.

Это позволяет вам расширять и тренировать свои социальные навыки. Итак, возьмите урок рисования или кулинарии и заведите разговор, пока ждете начала урока. Вы обнаружите, что часто легче общаться с другими людьми, когда у вас есть общие интересы.

Связь с людьми — важная часть вашего общего благополучия, но это не всегда легко. Имейте в виду, что развитие ваших социальных навыков — это постепенный процесс, который не произойдет за одну ночь. Не осуждайте себя, если вы не добились такого прогресса, как вам хотелось бы.

Это нормально испытывать некоторую нервозность, когда вы выставляете себя напоказ, но если вы чувствуете, что ваша застенчивость мешает вам общаться, возможно, пришло время поговорить с кем-нибудь о потенциальных проблемах психического здоровья, таких как социальная тревожность. агорафобия или генерализованное тревожное расстройство.

Спросите себя:

  • Избегаете ли вы мест, где есть другие люди?
  • Вы боитесь, что почувствуете себя смущенным или что другие осудят вас?
  • Вы чувствуете себя в ловушке или беспомощным?
  • Вы боитесь покидать свой дом на длительное время?
  • Социальные ситуации (или просто мысли о них) вызывают физические реакции, такие как тошнота, головокружение, потливость, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание или дрожь?

Если вы испытываете какие-либо из вышеперечисленных симптомов, подумайте о том, чтобы обратиться к квалифицированному терапевту или другому специалисту в области психического здоровья. Они могут порекомендовать комбинацию когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), групп поддержки и лекарств, если это необходимо.

Даже если у вас нет проблем с психическим здоровьем, терапевт может помочь вам определить, чего вы надеетесь достичь, если станете более общительным, и даст дополнительные советы о том, как этого добиться.

Как это влияет на психическое и физическое здоровье?

Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

Medical News Today показывает только те бренды и продукты, за которые мы поддерживаем.

Наша команда тщательно изучает и оценивает рекомендации, которые мы делаем на нашем сайте. Чтобы установить, что производители продукта соблюдали стандарты безопасности и эффективности, мы:

  • Оценить ингредиенты и состав: Могут ли они причинить вред?
  • Проверьте все заявления о пользе для здоровья: Соответствуют ли они существующим научным данным?
  • Оцените бренд: Работает ли он добросовестно и соответствует ли он лучшим отраслевым практикам?
Мы проводим исследования, чтобы вы могли найти надежные продукты для вашего здоровья и хорошего самочувствия.

Узнайте больше о нашем процессе проверки.

Было ли это полезно?

Люди рождаются в социальных группах и всю свою жизнь живут как часть общества, поэтому социальный элемент не может быть легко удален из эволюции человека. Но как социальные контакты влияют на наше здоровье?

Поделиться на PinterestМы социальные существа, и общение с людьми заложено в нашей природе. Но это также приносит нам пользу на умственном и физическом уровне.

Будучи людьми, мы мечтаем, учимся, растем и работаем как часть общества. Общество, в котором мы родились, и общества, в которых мы живем на протяжении всей жизни, формируют нашу личность.

И на самом деле, мы так стремимся общаться друг с другом — даже за пределами географических ограничений — что мы разработали множество инструментов, которые помогут нам в этом, включая ручку и бумагу, телеграф, телефон и Интернет.

Когда я спросил своих коллег в офисе Medical News Today , какие выгоды они получают от социальных связей, если таковые имеются, большинство из них ответили, что находят некоторое утешение в социальном взаимодействии.

Некоторые коллеги сказали, что им понравился общий опыт, в то время как другие объяснили, что друзья мотивировали их «время от времени заниматься некоторыми полезными для здоровья делами». Другие говорили, что общение с друзьями помогло им «расстроиться и взглянуть на вещи по-новому».

Даже самые замкнутые из нас время от времени жаждут общения. Но почему это так, и приносит ли социальная польза нам какую-либо реальную пользу для здоровья?

В этом обзоре мы исследуем, почему люди преуспевают в обществе и как социальное взаимодействие влияет на наше психическое и физическое благополучие.

Интуитивно можно сказать, что социальность помогла нашему виду не только выжить, но и процветать на протяжении миллионов лет. Но почему это так?

Исследование 2011 года, опубликованное в журнале Nature утверждает, что способность к общению стала ключевой силой приматов-предков человека, когда они перешли от добычи пищи ночью (чтобы они могли использовать темноту в качестве щита) к своей деятельности днем ​​(что сделало их более уязвимы для более широкого круга хищников).

Другое недавнее исследование — также опубликованное в журнале Nature — предполагает, что ранние гоминиды, возможно, развили базовую форму языка, потому что им требовалось более развитое общение для обмена идеями. Это, говорят они, помогло нашим предкам разработать инструменты, которые позволили им жить лучше и развиваться дальше.

Исследователи также предположили, что люди по своей природе сострадательны и что наше сострадание и сочувствие сослужили нам хорошую службу, поскольку способность заботиться и делиться высоко ценится людьми, ищущими себе пару.

В конце концов, чтобы вид выжил, его представители должны не только размножаться, но и уметь оградить свое потомство от вреда и оградить сверстников от травм, чтобы черпать силы в сотрудничестве перед лицом невзгоды.

Чтобы узнать больше о доказательной информации и ресурсах для здорового старения, посетите наш специальный центр.

Было ли это полезно?

Психолог Сьюзен Пинкер утверждает, что непосредственный контакт между людьми активирует части нашей нервной системы, которые выделяют «коктейль» из нейротрансмиттеров, которым поручено регулировать нашу реакцию на стресс и тревогу.

Другими словами, когда мы общаемся с людьми лицом к лицу, это может помочь сделать нас более устойчивыми к факторам стресса в долгосрочной перспективе.

«Личный контакт высвобождает целый каскад нейротрансмиттеров, и, как вакцина, они защищают вас сейчас, в настоящем и в далеком будущем, так что просто […] рукопожатие, высоко- пяти достаточно, чтобы высвободить окситоцин, который повышает уровень доверия и снижает уровень кортизола, а значит, и стресс».

Сьюзен Пинкер

Она добавляет, что в результате социального взаимодействия «вырабатывается [также] дофамин, который дает нам немного эйфории и убивает боль, это похоже на естественный морфин».

Эта идея подтверждается результатами прошлогоднего исследования, охваченного MNT , в котором сделан вывод о том, что прикосновение романтического партнера действительно может помочь облегчить физическую боль.

Другое исследование, проведенное в прошлом году, показало, что те, кто проходит химиотерапию по поводу рака, как правило, чувствуют себя лучше, если у них есть доступ к социальной поддержке и общению, предполагая, что простое пребывание в кругу семьи, друзей или сверстников, переживающих подобный опыт, может укрепить нас как умственно, так и физически.

Исследования показали, что, общаясь с другими людьми, мы действительно тренируем свой мозг. Социальная мотивация и социальные контакты могут помочь улучшить формирование памяти и вспомнить и защитить мозг от нейродегенеративных заболеваний.

Поделиться на Pinterest Когда мы учимся, чтобы поделиться своими знаниями с другими, мы учимся лучше.

Профессор Мэтью Либерман из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе специализируется на механике того, что он называет нашим «социальным мозгом», то есть на нейронной активности, связанной с социальным взаимодействием, и на преимуществах мозга, которые оно дает.

Он видел, например, что «если вы учитесь, чтобы учить кого-то другого, то вы учитесь лучше, чем если вы учитесь, чтобы пройти тест».

Это противоречит широко распространенным представлениям о современных образовательных системах, в которых предпочтение отдается самостоятельному обучению ради накопления знаний и навыков.

Вместо этого, однако, профессор Либерман отмечает, что «когда вы социально мотивированы учиться, социальный мозг может учиться, и он может делать это лучше, чем аналитическая сеть, которую вы обычно активируете, когда пытаетесь запомнить».

Исследование, опубликованное в прошлом году, также показало, что поддержание близких дружеских отношений в более позднем возрасте может помочь предотвратить снижение умственных способностей.

Исследование, проведенное учеными из Центра когнитивной неврологии и болезни Альцгеймера в Медицинской школе Фейнберга Северо-Западного университета в Чикаго, штат Иллинойс, показало, что «суперстарцы», определяемые как люди в возрасте 80 лет и старше, но обладающие умственными способностями гораздо моложе людей, похоже, объединяет одно: близкие друзья.

«Хотя как люди старшего возраста, так и [их сверстники со средними когнитивными способностями] отмечали высокий уровень психологического благополучия, — объясняют авторы, — люди старшего возраста поддерживали более высокий уровень позитивных социальных отношений, чем их сверстники среднего возраста».

Несколько недавних исследований также связывают социальные связи с пользой для физического здоровья, а лучшие привычки — с более здоровым образом жизни. Исследователи из Медицинского центра Маастрихтского университета в Нидерландах обнаружили, что у социально активных людей снижен риск развития диабета 2 типа.

Напротив, у людей, которые не участвовали в общественной деятельности, такой как встречи с друзьями или вступление в клуб, риск развития состояния, называемого «преддиабетом», которое обычно предшествует диабету, был на 60 процентов выше.

Возможно, простое общение с людьми, которые побуждают нас придерживаться здоровых привычек или достигать амбициозных целей в образе жизни, может помочь нам не забывать о еде, физических упражнениях и других привычках, связанных с образом жизни.

Недавнее исследование также показало, что у людей, которые тренировались в группе, а не в одиночку, снизился уровень стресса и улучшилось психическое и физическое самочувствие по окончании 12-недельной фитнес-программы.

Их сверстники, которые занимались фитнесом в одиночку или тренировались только с одним партнером, не добились таких же улучшений.

«Общая польза от того, что мы собираемся вместе с друзьями и коллегами и делаем что-то сложное, поощряя друг друга, приносит дивиденды, помимо занятий в одиночку», — отмечает ведущий автор исследования.

Наконец, тесные социальные связи — с друзьями, партнерами или членами семьи — могут сделать нас счастливыми и повысить общую удовлетворенность жизнью в долгосрочной перспективе.

Поделиться на PinterestАктивная социальная жизнь связана с более сильным чувством благополучия и большей продолжительностью жизни.

Исследования показали, что те, кто поддерживает тесную дружбу в подростковом возрасте, не просто счастливы в подростковом возрасте; они также имеют более низкий уровень депрессии или тревоги в более позднем возрасте.

Аналогичные тенденции наблюдаются и у пожилых людей. Исследование, опубликованное в 2016 году, показало, что пожилые люди, которые «живут социально активной жизнью и отдают приоритет социальным целям, [имеют] более высокое удовлетворение в пожилом возрасте».

Интересно, что исследователи, изучавшие жителей так называемых голубых зон по всему миру — мест с большим числом сверхстарцев, которые доживают до глубокой старости, сохраняя при этом хорошее здоровье и когнитивные функции, — отметили, что в то время как другие элементы, связанные с диета и образ жизни сильно различались, все они, по-видимому, были посвящены высокой социальной активности.

Доктор Арчелл Джорджиу, изучавшая SuperAgers на изолированном острове Икария в Греции, увидела, что они постоянно были окружены семьей, соседями и другими членами своего сообщества, и что все они активно поддерживали друг друга.

Икарианцы, как выяснил доктор Джорджиу, собирались почти каждый вечер, чтобы снять стресс и избавиться от дневного груза беспокойства.

Точно так же авторы книги «Икигай: японский секрет долгой и счастливой жизни» , которые брали интервью у долгожителей деревни Огими в японской префектуре Окинава, увидели, что социальные связи играют ключевую роль в жизни этих людей.

«На Окинаве принято устанавливать тесные связи в местных сообществах. Моаи — это неформальная группа людей с общими интересами, которые заботятся друг о друге. Для многих служение обществу становится частью их икигай [жизненной цели]».

Авторы объясняют, что члены моаи «сохраняют эмоциональную и финансовую стабильность», так как все остальные члены их группы помогают им, если они попадают в беду или переживают трудные времена.

Конечно, быть социально активным — это не обязательно то, чем каждый из нас может заниматься постоянно. Нам просто иногда нужно немного места, и это нормально; Наслаждение собственной компанией помогает нам лучше узнать себя и развить некоторые из наших внутренних сильных сторон.

Тем не менее, хотя бы время от времени общение с людьми — будь то наши близкие друзья или новые знакомые — может позволить нам немного отвлечься от собственных мыслей и по-новому взглянуть на мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *