Содержание истины (объективное и субъективное в истине, абсолютное и относительное)
Классическое определение истины не раскрывает ее содержание, а содержательно истина представляет собой истина есть единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного.
Истина это гносеологическая категория. Это значит, что она характеризует не сам предмет, а знания о нем.
Реальный предмет рассматривается как истинный или не истинный лишь объективными идеалистами. Эти философы считают, что нечто тогда будет истинным, когда оно соответствует своей идее. Если истину понимать классически, то есть как соответствие знания об объекте реальному объекту, то нельзя сам предмет считать истинным или не истинным. Объект существует сам по себе и он совершенно безразличен к истине.
Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания, а потому она представляет собой единства субъективного и объективного.
Объективность истины обусловлена реально существующим объектом, адекватное отражение которого определяет объективные знания о нем.
Объективная истина или объективность знания – это содержание знаний которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания.
Например, суждение:» Земля есть планета солнечно системы». По содержанию это суждение является объективно истинным, т.к. оно выражает явление независящее от субъекта.
Признавать объективную реальность означает одновременно признавать объективную истину.
Вместе с тем по форме и способу существования истина субъективна. Как характеристика знания она не существует вне человеческого сознания. В приведенном примере суждение содержит объективное знание, но само суждение это форма мышления, которая существует в человеческом сознании. Кроме этого в содержании знания неизбежно привносится субъективный момент, который связан с особенностями познающего субъекта, с уровнем знаний, с применяемыми познавательными процедурами. Т.о. истина содержит в себе оба момента и объективная и субъективная и представляет собой их единство.
Абсолютное и относительное в истине. Релятивисты утверждают относительность человеческих знаний и отрицают абсолютное содержание в истине. Философская позиция, противоположная релятивизму, напрочь отрицает существование относительных истина, на том основании, что относительные знания вообще нельзя считать знанием истин. «истинной – может быть только абсолютное знание» — утверждают они. Такая философская позиция называется догматизмом.
Та и другая позиция являются односторонней, основанной на противопоставлении абсолютного и относительного знания.
Проблема понимания абсолютного и относительного в истине, основана на понимании истины как процесса.
Гегель, обращаясь к проблеме истины, писал: «Истина не является отчеканенной монетой, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман».
Относительная истина или точнее относительное в истинном знании – это правильное в своей основе положение, которое является неполным, не точным, и которое со временем углубляется и уточняется в ходе развития познания.
Например, так развивалось человеческое знание о строении материи.
Представление первых атомистов является примером относительной истины, которое со временем углублялось и уточнялось.
Сомневаться в существовании относительных истин не приходится. Но тут возникает вопрос, не являются ли знания человека относительными? То есть, существует ли истина абсолютная?
Абсолютная истина или абсолютное в истинном знании – это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.
К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта, с точки зрения его констатации, таковы например, точно установленные даты конкретного события.
Абсолютными можно считать истины, которые содержат знания определенных сторон, свойств закономерностей действительности, выражающих вечное и не приходящее. Например, такими знаниями являются мировые физические константы. Эти и подобные им истины называют вечными – они являются абсолютными.
А как же соотносятся между собой относительные и абсолютные истины.
При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина это две стороны истины объективной. Относительные знания содержат в себе момент знания абсолютного, абсолютное знание складывается из суммы относительных истин.
Достижима ли абсолютная истина, как полное исчерпывающее окончательное знание?
Дело в том, что природа человека и природа мира, в нашей проблематике природа объекта и субъекта, делают невозможным полное окончательное и исчерпывающее познание мира в целом.
Человек как субъект познания может расширять границы познания, может углублять познания о мире и тем самым он приближается к абсолютной истине, постигая ее в истинах относительных.
Относительное и абсолютное в истине находится в противоречивом единстве и характеризует познание как процесс, направленный на постижение объективной истины.
Истина и ее критерии — понятие, свойства, признаки
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
115. 5K
Философы до сих пор ведут беседы на тему истины. Некоторые утверждают, что у такого понятия не может быть критериев, но такой подход не поможет сдать ЕГЭ по обществознанию. Поэтому давайте узнаем, что считается основным критерием истины.
Понятие истины
Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.
Истина — это объективное знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.
Есть и другие определения истины:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- польза полученных знаний для практики.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Виды истины
Истина едина, но в ней можно выделить абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Критерии истины
Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.
Критериями истины являются:
Соответствие логическим законам.
Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
Простота, общедоступность формулировки.
Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
Парадоксальность.
Практика.
Главным критерием истины является практика. Поговорим о ней подробнее.
Бесплатные занятия по английскому с носителем
Занимайтесь по 15 минут в день. Осваивайте английскую грамматику и лексику. Сделайте язык частью жизни.
Практика — главный критерий истины
Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, которая преобразует реальную действительность и осуществляется в определенном социокультурном контексте.
У практики есть определенные формы существования:
Научно-экспериментальная форма — направлена на преобразование природы и общества.
Материально-производственная форма — направлена на преобразование только природы.
Общественно-политическая форма — направлена на преобразование общества в целом.
Характерные черты практики:
- Источник познания: науки, которые появились благодаря практическим потребностям людей.
- Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
- Цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
- Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, оно останется всего лишь гипотезой, то есть предположением.
Истина субъективна или объективна? Вот что говорит наука
6 минут чтения
Согласно Стэнфордской философской энциклопедии, научная истина объективна, подтверждается доказательствами и является — или, по крайней мере, в идеале должна быть таковой.
Согласно Стэнфордской энциклопедии философии, научная истина объективна, подтверждается доказательствами и является — или, по крайней мере, в идеале должна быть — общепризнанной. Субъективная истина, с другой стороны, зависит от мнения и точки зрения — вот где все становится сложнее, особенно для брендов, которые пытаются контролировать факты вокруг своей компании в Интернете.
Допустим, вы подвернули колено во время прогулки. В центре неотложной помощи вам показывают шкалу боли и просят оценить вашу боль от 1 до 10, от терпимой до невыносимой.
То, как вы оцениваете свою боль, будет полностью определяться вашей системой отсчета, основанной на предыдущем опыте. Если вы никогда не растягивали лодыжку, вы можете описать свою боль в колене на 10 баллов. стоит где-то ниже по шкале. Оба ответа могут быть верными — все зависит от вашей точки зрения. Боль — это личное. Страдание субъективно.
Так как же определить, когда правда объективна, а когда нет? И что говорит наука?
Вы можете верить в то, что видите, но другие могут видеть это по-другому — и вы оба можете быть правы.
Допустим, ваша коллега приходит на встречу, и вы делаете комплимент ее оранжевой куртке. «Апельсин?» — спрашивает она. — Эта куртка красная!
Ни один из вас не ошибся насчет цвета куртки. Удивительно, но цвет субъективен, по крайней мере, так утверждает большинство исследователей. Два ученых, один из Массачусетского технологического института, а другой из Иллинойского университета в Чикаго, исследовали цветовой реализм и пришли к выводу, что физические объекты действительно цветные. Однако они отмечают, что их точки зрения придерживается меньшинство ученых. Большинство экспертов придерживаются другой точки зрения: «Это ничто не окрашено — по крайней мере, физические объекты в окружении воспринимающего» (скажем, помидоры или куртка коллеги). важно то, что говорят вам ваши глаза, и ваша субъективная интерпретация того, что видят эти глаза. * субъективен. И объективный факт того, какого цвета куртка, будет представлять большой интерес для бренда, который ее производит, поскольку они хотели бы, чтобы люди могли точно ее искать. Они также хотели бы знать различные цвета ( и слова, используемые для описания оттенков цвета), которые потребители используют для поиска этой куртки. Незнание этого факта в Интернете вполне может привести к потере продаж. И объективный факт — официальный цвет куртки по определению бренда — в котором так много субъективного его вариаций, для бренда важно иметь возможность слушать и анализировать поисковые запросы, ищущие эту куртку.
«Лучшее» субъективно
Дебаты в философии науки часто связаны с объективностью научных рассуждений. Индивидуальные и социальные рассуждения, не так много. Множество ресторанов и кафе заявляют, что подают «лучший в мире кофе», но мы все можем согласиться с тем, что это суждение о великолепном кофе полностью субъективно. Питс? Старбакс? Joe’s Bar & Grill, местный бар прямо за углом? Это все вопрос личных предпочтений.
Исторически компании и бренды продавали вас их правда. «Купите наш продукт и будет вам счастье». Правда потребителя может быть — и, скорее всего, — иной. Но сегодня это понятие оказывает глубокое влияние на онлайн-поиск, поведение, которое изменилось с годами, поскольку потребители стали зависеть от способностей обработки естественного языка (NLP) Alexa, Siri и других форм ИИ. Эти возможности позволяют потребителям задавать вопросы точно так же, как другу, сидящему по другую сторону дивана (…или в наши дни забору или экрану FaceTime), и получать соответствующий ответ.
Потребители задают всевозможные субъективные вопросы, но есть * типы поисковых запросов, связанных с брендом, которые зависят от объективной, основанной на фактах информации. Поиск «лучшая чашка кофе в городе» будет иметь субъективный ответ, основанный на отзывах и оценках других людей. Сравните это с поиском «кофейня открыта сейчас». В этом случае будет определенное количество кофеен, *объективно открытых в то время, когда потребитель ищет — и это ответы, которыми должны владеть бренды. Бизнес не может контролировать, считают ли его потребители «лучшими», но он может контролировать, могут ли пользователи найти их местоположение, часы работы, предложения и другую информацию, основанную на фактах.
Данные абсолютны… или нет?
Так как же компании адаптируют свою SEO-оптимизацию к множеству субъективных «правд» о своем продукте, бренде или репутации? Скорее всего, они полагаются на данные.
Писатель по коммуникационным технологиям Калев Литару рассмотрел концепцию субъективной и объективной правды в данных в статье 2019 года для Forbes . Он утверждает, что ученые стремились осмыслить мир, используя данные, математику и человеческое творчество. Напротив, говорит он, общественность меньше интересуется идеей «правды».
«От науки о данных до проверки фактов мы говорим сегодня о стремлении к объективной и неоспоримой «истине», — пишет Литару. «Будь то упорная работа специалистов по проверке фактов, отслеживающих ссылки и анализирующих доказательства для борьбы с ложью в социальных сетях, или алгоритмов, которыми владеют специалисты по данным, превращающие петабайты данных в одиночные ответы, наш современный мир основан на идее о том, что существует «истина», которая может быть найдено путем достаточного анализа данных.Тем не менее, поскольку наука о данных все чаще заново вводит человеческое суждение об алгоритмической чистоте и поскольку цифровая экосистема возвращается от своего краткого объективного эксперимента обратно к своему субъективному прошлому, не пора ли признать, что не существует такой вещи, как объективная правда?»
Литару приходит к выводу, что любой набор данных можно достаточно отфильтровать, чтобы получить любой ответ. А это значит, что истины как таковой нет — есть только выбор.
Даже правда субъективна
Научный писатель Джош Храла приводит примеры субъективности истины в своей статье Science Alert 2016 года «Вот почему правда субъективна». «Факты здравого смысла создают сильное ощущение познавательной легкости», — пишет он. «Например, утверждение «огонь горячо» не заставляет ваш мозг плавиться, потому что вы знаете, что это фундаментальная истина, что огонь горяч. Но если вы никогда не касались открытого пламени (пожалуйста, не трогайте), Возможно ли, что все, говорящие «огонь горяч», просто заставили вас в это поверить? Короче говоря, да».
Далее он говорит, что чем лучше мы знакомы со стимулом, тем легче мы себя чувствуем, и тем больше вероятность того, что мы поверим в то, что что-то верно, даже если это не так. Например, он пишет: «Люди, которым снова и снова повторяют только фразу «температура тела цыпленка», с большей вероятностью сочтут верным утверждение «температура тела цыпленка 34 градуса по Цельсию». (На самом деле это не так, температура тела курицы примерно 41 градус Цельсия.)
Храла приводит рекламу как яркий пример «эксплуатации когнитивной простоты». Маркетологи запускают повторяющиеся объявления на всех платформах. В результате их видят достаточно часто, и люди знакомятся с ними, что может привести к покупке продукта. (Однако их потребность в указанном продукте субъективна.)
Истина как тренд
У каждого из нас есть своя личная правда. Твой апельсин — мой персик. Мой сносный твой ужасный . Миллионы киберграждан горячо верят в свою субъективную правду. Идея цифровой лжи теряет смысл, когда многое из того, что мы называем «правдой», определяется нашим субъективным мировоззрением.
Чтобы перейти к более объективному подходу, вам нужно действовать как ученый и экспериментировать. Для брендов это включает в себя такие действия, как отслеживание того, какие вопросы задают ваши клиенты в Интернете, наблюдение за тем, на что они нажимают, и отслеживание того, что, по-видимому, влияет на их восприятие, чтобы вы могли лучше понять, что заставляет их тикать (или нажимать). При этом вы можете узнать о своем продукте или компании больше, чем ожидаете. Тогда вы сможете принимать решения, принимая во внимание множество субъективных элементов вашей реальности.
Похожие сообщения
Загрузка…
Просмотреть библиотеку материалов
Будьте первыми, кто узнает о следующих важных событиях в поиске
Подписаться
Четыре истины
3
Четыре истины помогут вам понять различные точки зрения, влияющие на индивидуальные и групповые действия. Когда вы узнаете и обдумаете возможные перспективы в любой ситуации, вы сможете лучше ориентироваться в различиях, которые ограничивают открытый диалог и свободу действий. Четыре истины как модель и метод дают вам возможность рассмотреть несколько точек зрения, а затем определить ту, которая лучше всего соответствует вашей цели.
В любой ситуации может быть столько описаний события, сколько людей его пережило. «Четыре истины» как модель помогают вам понять такое явление, потому что они описывают четыре способа, которыми люди видят свою собственную правду в мире.
- Объективная Истина есть то, что существует и может быть доказано в этой телесности. (Солнце движется по небу каждый день.)
- Нормативная истина — это то, что мы, как группа, считаем истинным. (Носители английского языка согласились использовать слово day для обозначения того времени, когда небо освещено солнцем.)
- Субъективная истина — это то, как человек видит или воспринимает мир. (Сегодня у меня хороший день.)
- Комплексная истина признает обоснованность всех этих истин и позволяет вам сосредоточиться на той, которая наиболее полезна в любой момент времени. (Солнце взошло, день ясный. Сегодня хороший день для МАМЫ, так что давайте воспользуемся этим и попросим мороженого на ужин.)
Мы используем эту модель, чтобы помочь нам понять различные точки зрения в нашей работе с отдельными лицами, группами, командами и организациями.
В качестве модели Четыре истины представляют различные точки зрения или способы, которыми мы заявляем об истине. В качестве метода он становится основой для исследования и опроса, поскольку отдельные лица и группы стремятся:
- Выявить их сходства и различия
- Найти точки соприкосновения для решения проблем и принятия решений
- Понимать точки зрения и действия других
Будьте внимательны в моменты разногласий или сильных эмоций.
- Ищите подсказки о том, как люди видят и делятся своими мыслями о том, что происходит.
- Поделитесь своими наблюдениями, чтобы помочь другим разобраться в ситуации.
- Используйте то, что вы видите вместе, чтобы определить и предпринять следующее мудрое действие.
- Выберите тип доказательства, который соответствует потребностям
- Данные для объективной истины
- Истории для субъективной правды
- Соглашения и диалог для нормативной истины
- Адаптивное действие для сложной правды
Загружаемый ресурс
Видео «Четыре истины»
Гуран Дхаван Лал исследует основы HSD в интервью с Глендой Эоян.