Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями: Вариант 4. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о социальных конфликтах

Вариант 4. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о социальных конфликтах

Вариант 4. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о социальных конфликтах – Рамблер/класс

Интересные вопросы

Школа

Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?

Новости

Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?

Школа

Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?

Школа

Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?

Новости

Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?

Вузы

Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите

цифры, под которыми они указаны.
 
1)     Объективные противоречия социальных конфликтов обуслов-
лены явлениями и процессами, зависящими от воли и созна-
ния людей.
2)     Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к
компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный кон-
фликт внутрь.
3)     Одним из условий возникновения социального конфликта мо-
гут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
4)     Социальный конфликт — это высшая стадия развития проти-
воречий в системе отношений людей, социальных групп, соци-
альных институтов, обществе в целом.
5)     Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной
системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.
 

ответы

ваш ответ

Можно ввести 4000 cимволов

отправить

дежурный

Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия  пользовательского соглашения

похожие темы

ГИА

ОГЭ

Юмор

Олимпиады

похожие вопросы 5

ЕГЭ Математика 11 класс. Ященко И. В. Тренировочная работа 7 Вопрос 9 Найдите значение выражения.

Привет…Не могу справиться с ответом на такой вопрос…может кто поможет, а?
Найдите значение выражения 3-15 : 48-17 ∙ 16-16. (Подробнее…)

ЕГЭМатематикаЯщенко И.В.Семенов А.В.11 класс

ЕГЭ Математика 11 класс. Ященко И. В. Тренировочная работа 7 Вопрос 10 Найдите значение выражения.

Найдите значение выражения  (Подробнее…)

ЕГЭМатематикаЯщенко И.В.11 классСеменов А.В.

Вариант 1. С-51. № 1. ГДЗ Алгебра 7 класс Звавич. помогите найти значения алгебраических дробей

 Найдите значения алгебраических дробей   при соответствующих значениях х и заполните таблицу: (Подробнее…)

ГДЗАлгебра7 классЗвавич Л.И.

Помогите найти юридические факты. Вариант 1. Часть 1. Задание 18. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова.

 Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые
являются событиями. Запишите цифры, под которыми они (Подробнее…)

ГДЗОбществознаниеЕГЭ11 классКоролькова Е.С.

Вариант 2. Часть 1. Задание 11. ЕГЭ 5 вариантов ответов по Обществознанию 11 класс Королькова. Выберите верные суждения о гендере

 Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
 
1)     Понятие «гендер» не связано с (Подробнее…)

ГДЗОбществознаниеЕГЭ11 классКоролькова Е.С.

Социальный конфликт — презентация онлайн

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

1.

Социальный конфликт

2. Социальный конфликт

— тип социального взаимодействия, субъектами
которого являются общности, организации и
отдельные личности с реально или
предположительно несовместимыми целями
• Конфликтное поведение сторон состоит из
противоположно направленных действий
оппонентов..

3. Консенсус

— это согласие значимого большинства
представителей некоторого сообщества
относительно важных аспектов его
функционирования, выраженное в оценках и
действиях.

4. Виды

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые,
затяжные и повторяющиеся;
б) по источнику возникновения: объективные, субъективные
и ложные;
в) по форме: внутренние и внешние;
г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
д) по объему: глобальные, локальные, региональные,
групповые и личные;
е) по используемым средствам: насильственные и
ненасильственные;
ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и
регрессивные;
з) по сферам общественной жизни: экономические (или
производственные), политические, этнические, семейнобытовые.

5. Негативные последствия

• дестабилизация организации, порождение
хаотических и анархических процессов,
снижение управляемости;
• отвлечение персонала от реальных проблем и
целей организации;
• неудовлетворенность участников конфликта
пребыванием в организации;
• враждебность и агрессивность поведения,
недоверия к руководству и окружающим;
• ослабление возможностей общения и
сотрудничества с оппонентами в будущем;

6. Позитивные последствия конфликта

• инициирование изменений, обновления,
прогресса;
• артикуляция, четкая формулировка и
выражение интересов;
• мобилизация внимания, интереса и ресурсов для
решения проблем;
• формирование у участников конфликта чувства
сопричастности к принятому в его результате
решению, что облегчает его реализацию;
• стимулирование более продуманных и
обоснованных действий для того, чтобы доказать
свою правоту;

7. Задания

1. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и
сознания людей.
2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность
к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный
конфликт внутрь.
3) Одним из условий возникновения социального конфликта
могут стать различия в ценностях противоборствующих
сторон.
4) Социальный конфликт — это высшая стадия развития
противоречий в системе отношений людей, социальных
групп, социальных институтов, обществе в целом.
5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам —
инновациям.
2. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты могут протекать только в
форме гражданских войн.
2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами.
5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства.
3. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть
только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе
только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия
индивидов, общностей, социальных институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является
скрытая стадия, на которой противоречия между
участниками конфликта ещё не осознаются.
4. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Социальные конфликты происходят только в
социальной сфере общественной жизни.

2) Социальный конфликт отражает противоречие
интересов различных социальных групп.
3) Государство может выступить в роли арбитра для
сторон социального конфликта.
4) Социальные конфликты могут быть
спровоцированы политикой государства.
5) Все социальные конфликты протекают в явной
форме.
5. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Причины социальных конфликтов связаны с
противоречием интересов разных социальных групп.
2) Одним из путей разрешения социального конфликта
является продолжение конфронтации.
3) Социальный конфликт всегда порождён
экономическими причинами.
4) Основой социального конфликта всегда являются
неприязненные личные отношения конкретных
индивидов.
5) Социальный конфликт может охватывать разные
стороны общественных отношений.
6. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты могут быть скрытыми или
явными.
2) В основе социальных конфликтов всегда лежит
отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
3) Социальные конфликты охватывают всю совокупность
социальных отношений только в политической сфере
общества.
4) Социальный конфликт предполагает противоборство
сторон, то есть действия субъектов, направленные друг
против друга.
5) Субъектами и участниками социального конфликта
выступают большие и малые социальные группы,
организации.
7. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Социальные конфликты складываются только в
экономической сфере общества.
2) Социальный конфликт предполагает
противоборство сторон.
3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать
незначительный повод.
4) Сторонами социального конфликта могут быть
большие социальные группы.
5) Причина социального конфликта связана с
интересами противоборствующих сторон.
8. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Причины социальных конфликтов связаны с
противоречием интересов разных социальных групп.
2) Одним из путей разрешения социального конфликта
является продолжение конфронтации.
3) Социальный конфликт всегда порождён
экономическими причинами.
4) Основой социального конфликта всегда являются
неприязненные личные отношения конкретных
индивидов.
5) Социальный конфликт может охватывать разные
стороны общественных отношений.
9. Выберите верные суждения о социальном
конфликте и запишите цифры, под которыми они
указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В основе социального конфликта лежат
противоречия между социальными группами.
2) Социальные конфликты существуют в любом
обществе.
3) Предметом социального конфликта являются
объективные обстоятельства, при которых возникает
конфликт.
4) Социальные конфликты выполняют как
позитивные, так и негативные функции.
5) Социальные конфликты всегда ведут к разрушению
социальной системы.
10. Выберите верные суждения о социальном конфликте и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Противоречия между субъектами конфликта могут
существовать довольно длительный период времени и
всегда перерастают в конфликт.
2) Социальный конфликт представляет собой открытое
противоборство, столкновение двух и более субъектов
(сторон) социального взаимодействия.
3) Форма столкновений – насильственная или
ненасильственная – зависит от множества факторов, в том
числе и от того, имеются ли реальные условия и
возможности (механизмы) ненасильственного разрешения
конфликта.
4) Причиной конфликта всегда является спор по поводу
материальных ресурсов.
5) По учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные
действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

English     Русский Правила

Конфликт как социальное явление

Аннотация

В данной статье рассматривается одна из самых острых проблем в обществе — социальный конфликт. Этот тип конфликта развивается как на уровне взаимодействия двух субъектов, так и больших или малых групп. Социальные конфликты могут существовать в силу культурных и индивидуальных различий социальных групп, социальных, природных, экономических, политических, исторических, этнических и конфессиональных факторов. Задачами научного исследования являются выявление ключевых причин социальных конфликтов; рассмотреть факторы их возникновения. Методологическим приемом исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих конфликт как социальное явление, охватывающее и влияющее на все сферы современного общества. Социальный конфликт — это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание у индивидов правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами. Используются общенаучные методы — анализ, синтез, сравнение, обобщение в ходе исследовательского процесса.

Ключевые слова: Социальные группы, виды конфликтов, функции, причины

Введение

Конфликты всегда будут сопровождать человечество, так как люди и социальные группы постоянно взаимодействуют друг с другом, и многие споры не решаются мирным путем. Поэтому для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций необходимо изучение конфликтогенных факторов, причин и методов управления конфликтами.

Несмотря на многочисленные исследования социальных конфликтов, многие локальные и межэтнические конфликты продолжаются, хотя предпринимались многочисленные попытки положить конец конфликту. Изучение социального конфликта должно, прежде всего, начинаться с выяснения содержания этой категории. Для этого можно рассмотреть несколько определений социального конфликта.

Конфликт – это социальный разрыв между социальными объектами; основным признаком конфликта является возмущение, возникающее с одной или обеих сторон в результате нарушения императивных норм (Прошанов, 2007).

Социальный конфликт — это борьба социальных общностей с противоположными интересами за господствующие социальные статусы в социальной системе, построенной по иерархическому принципу (Здравомыслов, 1995).

Социальный конфликт – это процесс сильного противостояния социальных субъектов, направленный на разрешение конфликта в их интересах и целях. Главным соображением при анализе социальных конфликтов является их неизбежность в социальных отношениях в обществе. Основными составляющими социального конфликта являются: наличие двух и более сторон, антагонизм сторон, оценка противостояния внешним наблюдателем (Нагайцев, 2010).

Социальный конфликт — это социальное противоречие на стадии его реального разрешения вовлеченными в него акторами (Осипов, 2014).

Основные черты социального конфликта заключаются в том, что он характерен для всех социальных групп. Социальный конфликт обусловлен статусно-ролевым положением индивидов и групп в системе политических, экономических и социокультурных отношений в обществе. Социальный конфликт является результатом поведения, общения и деятельности социального взаимодействия личности и социальных групп, а также социальных структур и организаций (Соломатина, 2011; Сорокин, 2006).

Проанализировав эти определения, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время предложены различные определения социального конфликта, что свидетельствует об отсутствии единого мнения по данному вопросу в академическом сообществе. За основу исследования можно взять следующую трактовку — социальный конфликт — это борьба за свои идеи и интересы, результатом которой является разрешение конфликта мирными или насильственными средствами.

Постановка проблемы

Теорию конфликта изучали зарубежные исследователи Coser (2000), Dahrendorf (1994), Huntigton (2007), Ritzer (2002), Zimmel (1994). Большое внимание они уделяли развитию социологии конфликта.

Прошанов (2007) разделил историю социологии конфликта в России на четыре этапа. Первый (ранний) этап связан с именами Юделевского, Сорокина и Звоницкой.

Они создали теоретические основы социальных конфликтов. Впервые обоснована социальная природа конфликтного взаимодействия, разработаны основные принципы социологии конфликта, рассмотрены черты, признаки и характеристики социальных конфликтов в отечественной социологии.

Второй этап отечественной социологии конфликта характеризовался тем, что конститутивной теорией конфликта стала теория классовой борьбы К. Маркса. В эти годы отрицательное отношение к научному дореволюционному наследию, нетерпимость к инакомыслию, изгнание интеллигенции из страны в эмиграцию привели к забвению многих достижений в области социальных конфликтов, а исследования социальных конфликтов были запрещены.

В 1961, а в начале 90-х годов ХХ века были разработаны основы науки о конфликтном взаимодействии социальных агентов. Исследователи научно обосновали и предложили свои рекомендации по предупреждению и разрешению различных конфликтов: производственных (трудовых) и межличностных.

Четвертый этап конфликта начался в становлении отечественной социологии в начале 90-х годов ХХ века. В то время в стране проводились глубокие реформы, поэтому возникла острая необходимость изучения конфликта и возможностей управления им.

В настоящее время активно развиваются социология политического и экономического конфликта, социология педагогического конфликта, социология межэтнических конфликтов и другие. Основной задачей отраслевой социологии конфликта является разработка рекомендаций, которые помогут разрешить конфликты и управлять ими (Прошанов, 2007).

Нагайцев (2010), Осипов (2014), Шейнов (2014), Зайцев (2001), Зеркин (1998), Зинчин (2008) и др. внес большой вклад в изучение социальных конфликтов. Они исследовали типы и функции конфликтов, причины конфликтов и предложили методы диагностики и управления конфликтами.

Изучив работы зарубежных исследователей по данной теме, можно выделить следующие современные научные направления: межэтнические и этноконфессиональные конфликты, диагностика и управление социальными конфликтами в различных отраслях, межгрупповые конфликты и стратегии разрешения конфликтов. В творчестве Гадирова предложен нарративный подход к решению межэтнических конфликтов (Гарагозов, Гадирова, 2019). Он включал в себя набор действий, которые могли уменьшить негативные эмоции и гармонизировать враждебные стороны.

Цель исследования Смагулова и соавт. (цит. по: Отпенов и др., 2019) заключалась в анализе особенностей этноконфессиональных конфликтов в Республике Казахстан. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что религия и этничность являются социальными явлениями и находятся в непростых отношениях друг с другом. Характер их взаимоотношений зависел от конкретных исторических условий. Эти отношения могли быть как фактором интеграции, так и дезинтеграции этноса, а религия объединяла этнический процесс. Так как религии могли проявляться только в этнических формах, соответствующих этнической идентичности.

Методы деэскалации конфликтов разрабатываются учеными всего мира. Например, Саенс (2019) предложил свои методики и методы диагностики социальных конфликтов в горнодобывающей промышленности Перу. Saenz (2019) отметил, что, к сожалению, не существует стандартного метода, объединяющего все виды социальных конфликтов и лучшие практики их преодоления.

Исследование межгрупповых конфликтов было проведено Halevy and Cohen (2019). Они отметили распространенность межгрупповых конфликтов. Ученые были уверены, что конфликт такого типа можно разрешить, ответив на следующие вопросы. Каковы были причины враждебности людей во время публичных выступлений? Что сформировало нравственные мотивы и индивидуальное поведение в межгрупповом конфликте? Деструктивное и антиобщественное поведение израильской и палестинской молодежи было проанализировано Gusmann et al. (цитируется по Dubow et al., 2019 г.). Исследователи установили, что физическая агрессия, участие в молодежных демонстрациях были тесно связаны с постоянным воздействием этнического и политического насилия в прошлом.

Проведя обзор по проблеме социальных конфликтов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы. Социальный конфликт – это противоречие, возникающее между двумя или более взаимодействующими субъектами, которое поддается разрешению. К сожалению, необходимо признать, что единого способа разрешения социальных конфликтов не существует, и даже те, которые предлагаются и используются, не всегда эффективны. Возможно, универсального метода решения конфликтов не существует, так как разные типы социальных конфликтов требуют особых подходов. Все это предопределяет актуальность изучения теоретических аспектов социального конфликта.

С учетом изложенного автор поставил следующие задачи: выявить ключевые причины социальных конфликтов; учитывать факторы их возникновения

Исследовательские вопросы

  • Каким образом анализируются социальные конфликты?
  • Каковы основные причины социальных конфликтов?
  • Существуют ли методы решения социальных конфликтов?

Цель исследования

  • Анализировать и синтезировать определение и интерпретацию социального конфликта.
  • Выявление основных причин социальных конфликтов.
  • Рассмотреть некоторые методы решения социальных конфликтов.

Методы исследования

Авторы использовали универсальные методы научного исследования — анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Выводы

Одним из крупнейших представителей отечественной социологии конфликта раннего периода была Звоницкая (1897–1942). Она внесла значительный вклад в разработку основных понятий и категорий социального конфликта. Звоницкая утверждала, что социальные конфликты всегда сопровождали человечество, и все сферы общественной жизни могли быть предметом социальных потрясений. Она выделила различные виды социальных конфликтов: внутриличностные, между двумя личностями, между личностью и обществом, между двумя группами, внутригрупповые. Она настаивала на том, что основной причиной межличностных конфликтов являются индивидуальные различия между двумя социальными личностями. Эти различия могли усиливаться конкретными условиями, в которых развивалась личность. Они влияли на поведение индивида, ведя себя ниже общепринятых норм, принятых в его среде. Такое поведение могло вызвать возмущение, которое могло привести к конфликту (Прошанов, 2007).

Согласно Зеркину (1998), для анализа социальных конфликтов необходимо учитывать интересы больших социальных групп в доступе к материальным и культурным благам и принятии связанных с ними решений. Субъектами социального конфликта могут быть большие социальные общности — классы, нации и народности, общины. Они имели разные социально-демографические и профессиональные характеристики. Зеркин (1998) считал, что конфликт будет социальным, если в борьбе за социальные и значимые цели участвуют большие социальные группы. Масштабы проблемы зависели от типа социальной общности. Поэтому конфликты между государствами можно рассматривать как глобальные, между крупными социальными группами внутри страны — как макроконфликты. Они делились на межклассовые, региональные и национальные. Конфликты между отдельными группами местных обществ назывались локальными. К локальным конфликтам отнесены конфликты между органами местного самоуправления и, например, пенсионерами, многодетными семьями.

Диагностированы социальные конфликты. Процесс диагностики конфликта, по Нагайцеву (2010), включает в себя следующие исследовательские операции: определение состава сторон конфликта и их ролей; определение зоны конфликта; выявление предмета конфликта; поиск конфликтных ресурсов и баланса их сил; определение типа конфликта; указание причины конфликта; изучение интересов и целей сторон конфликта; анализ конфликтных действий и поведения сторон конфликта; описание психологической подоплеки конфликта; выяснение отношения сторон к результату конфликта; оценить стадию развития, динамику и продолжительность конфликта; выбор наиболее приемлемого пути завершения конфликта. Поэтому диагностика социального конфликта предполагает анализ конкретного конфликта по ряду параметров. Ответы на эти вопросы при проведении диагностической процедуры помогут определить проблему и найти пути ее решения.

Одним из самых известных исследователей конфликта был Здравомыслов (1995). Он рассмотрел четыре точки зрения на причины социальных конфликтов, предложенные К. Марксом, А. Гидденсом, П. Сорокиным, Р. Дарендорфом в своей монографии «Социология конфликта».

Здравомыслов указывал, что понятие конфликта чаще всего подпадает под более широкую категорию противоречия. Однако, по его мнению, между конфликтом и противоречием существовала связь. Он писал, что Гидденс считал конфликт борьбой между существующими людьми или группами, независимо от происхождения борьбы, методов и средств, которые использовались сторонами.

Социальные противоречия возникли из-за разного образа жизни, потому что люди принадлежали к разным социальным группам, имели разные возможности для своего развития и достижения целей. Но не все противоречия могли привести к конфликтам. Конфликт мог начаться тогда, когда конфликтующие стороны должны были осознавать противоположные интересы и иметь высокую мотивацию к устранению этих противоречий. Второй причиной было целевое торможение со стороны значительной части населения и невозможность их удовлетворения. Этот подход был представлен Сорокиным (2006).

К основным инстинктам он относил пищеварительный рефлекс, инстинкт самосохранения, собственнический инстинкт массы, потребность в жилище и одежде, интерес к творчеству, потребность в свободе. Таким образом, неудовлетворенность основных инстинктов предлагала средство для анализа причин социальных конфликтов. Сорокин утверждал, что неудовлетворение потребностей и интересов является главным источником революции в обществе. Чтобы предотвратить это, необходимо было провести реформы. Важно было контролировать степень удовлетворения потребностей различных социальных групп и искать средства для удовлетворения этих потребностей.

Обсуждая поведение людей, Сорокин полагал, что большое влияние на них оказывают такие факторы, как наказания и поощрения. Человек совершал любые действия в соответствии со своими представлениями о выгоде или невыгоде, понимая все последующие последствия совершаемых поступков. Если какой-то поступок давал преимущество, то это воздействовало на психику человека и заставляло его совершать этот поступок. Наоборот, нежелательные последствия поступка заставляли людей отказываться от выполнения тех или иных действий. Наказания и награды были магической силой, влиявшей на психику человека, изменяя нравы, поведение, привычки и жизнь.

Теория Сорокина об основных формах социального поведения и нравственности позволяет понять межличностные и межгрупповые взаимодействия и доказывает, что люди могут влиять на этот процесс. Сорокин считал, что чем культурнее человек, тем большую роль в его поведении играет целенаправленная мотивация. У него была возможность заглянуть в будущее и подумать о последствиях тех или иных действий. Причиной социальных конфликтов являются социальные претензии людей, которые определяются путем сравнения себя с другими. Наиболее важными являются потребности сами по себе, средства их удовлетворения и доступ к определенным видам деятельности.

Опыт советского общества показал, что стремление к всеобщему равенству приводило к паритету и не вызывало стимулов к дальнейшему развитию как в творческом, так и в профессиональном плане. Здравомыслов (1995) считал возможным, что неравенство может иметь и положительные стороны, поскольку оно является источником конкурентоспособности и вырабатывает жизненную энергию человека. Но, если рассматривать неравенство как социальный конфликт, то оно приводит к мобилизации сил для социальных изменений в обществе, следовательно, в природу социальных конфликтов входят ресурсы, являющиеся средствами для достижения целей.

Ресурсы сосредоточены в руках властей, которые их контролируют. Таким образом, возникает конфликт между теми социальными группами, которые имеют их, и теми, кто не имеет к ним доступа. Четвертый подход, рассматривающий причину социальных конфликтов, является нормативно-ценностным подходом. Его сторонники Дюркгейм и Парсонс определяли конфликт как несовпадение целей и интересов людей и социальных групп. Крисберг писал, что социальный конфликт существует, если две или более стороны убеждены, что их цели противоположны (Зинчин, 2008).

Изучив основные причины социальных конфликтов, Здравомыслов (1995) пришел к выводу, что в основе всех теорий лежит интерес и способ реализации субъектов. Поэтому при анализе конфликта важно было учитывать интересы как движущие силы социальных действий. Иная точка зрения на причины конфликтов представлена ​​в теории академика Осипова (2014).

Осипов (2014) считал, что конфликты присущи человеческому обществу и способствуют его развитию. Но общество не могло развиваться только на основе конфликтов. Исследователь твердо полагал, что все конфликты являются результатом действий людей, поэтому для предотвращения конфликтов необходимо изучение мотивов, целей и ценностных ориентаций, а также социальных установок тех групп, которые создавали конфликтные ситуации.

Необходимо учитывать тот факт, что ситуации должны развиваться в интересах человека и общества. Осипов (2014) придерживался мнения, что все конфликты и конфликтные ситуации существуют не как нечто данное обществу свыше, а как результат деятельности человека, властных структур, принимавших общественно значимые решения.

Заключение

Изучив проблему конфликта, автор данной статьи пришел к выводу.

Социальный конфликт – это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание людьми правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами.

Конфликты являются результатом действий людей, создающих ту или иную ситуацию не только в стране, но и в мире. Изменить сложившуюся ситуацию возможно в результате деятельности людей, опирающихся на научные знания. Для этого необходимо изучить причины и тенденции конфликтов к изменению социальной реальности.

Острые социальные, национальные и межэтнические конфликты характеризуют современную социальную реальность, сложившуюся в нашей стране и в мире. В результате этих конфликтов важно изменить управление обществом и социальными процессами для устранения конфликтов. В противном случае они могут уничтожить не только национальное общество, но и всю современную цивилизацию.

Ссылки

  • Козер, Л. (2000). Функции социального конфликта. Идея-Пресс.

  • Дарендорф, Р. (1994). Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования, 5, 145-147.

  • Дубоу Э., Гусманн Л., Боксер П., Смит К. и Шикаки К. (2019). Серьезное насильственное поведение и антиобщественные последствия как последствия воздействия этнополитического конфликта и насилия среди израильской и палестинской молодежи. Агрессивное поведение, 45(3), 287–29.9.

  • Гарагозов Р. и Гадирова Р. (2019). Нарративное вмешательство в межэтнический конфликт. Политическая психология, 40(3), 449-465.

  • Халеви, Н., и Коэн, Т. (2019). Межгрупповой конфликт. Исследование переговоров и управления конфликтами, 12(2), 161-173.

  • Хантигтон, С. (2007). Столкновение цивилизаций. Издательство АСТ.

  • Нагайцев В.В. (2010). Методология диагностического исследования социальных конфликтов. Известия Алтайского государственного университета, 1(2), 195-198.

  • Осипов Г.В. (2014). Конфликтолог — профессия XXI века. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

  • Отпенов Н. , Смагулов К.Н., Альмухаметов Али Р. и Анарбаев Н. (2019). Этноконфессиональный конфликт как деструктивный способ разрешения противоречий в социальных и религиозных отношениях. Европейский журнал науки и теологии, 15(12), 179–189.

  • Прошанов С. (2007). Социальный конфликт в работах российских социологов начала ХХ века. Социологические исследования, 12, 115-120.

  • Ритцер, Дж. (2002). Современные социологические теории. Питер.

  • Саенс, К. (2019). Инструмент диагностики социальных конфликтов для применения в горнодобывающей промышленности: тематическое исследование в Перу. Корпоративная социальная ответственность и экологический менеджмент, 26. DOI:

    .

    Академия Google

    Перекрёстная ссылка

  • Шейнов В. П. (2014). Управление конфликтами. Питер.

  • Соломатина Е. Н. (2011). Становление и развитие социологии конфликта в России. Вестник МГУ, 18(2), 207-221.

  • Сорокин П. А. (2006). Преступление и наказание, подвиг и награда: социологическое исследование основных форм общественного поведения и нравственности. Астрел.

  • Зайцев А.К. (2001). Социальный конфликт. Академия.

  • Здравомыслов, А. Г. (1995). Социология конфликта: Россия на пути выхода из кризиса: Учебное пособие для аспирантов. Аспект Пресс.

  • Зеркин Д. П. (1998). Основы конфликтологии. Феникс.

  • Зиммель, Г. (1994). Человек как враг. Социологические исследования 2, 114-119.

  • Зинчин А.Б. (2008). Хрестоматия по конфликтологии. Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, Харьков.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

1.2 Социологические взгляды на социальные проблемы

Цели обучения

  1. Дайте определение социологическому воображению.
  2. Объясните, что подразумевается под убеждением об обвинении жертвы.
  3. Обобщите наиболее важные убеждения и предположения функционализма и теории конфликта.
  4. Обобщите наиболее важные убеждения и предположения символического интеракционизма и теории обмена.

Социологическое понимание социальных проблем в значительной степени опирается на концепцию социологического воображения . Мы обсудим эту концепцию более подробно, прежде чем обратиться к различным теоретическим взглядам, которые обеспечивают дополнительный контекст для понимания социальных проблем.

Социологическое воображение

Многие люди лично сталкиваются с одной или несколькими социальными проблемами. Например, многие люди бедны и безработны, у многих слабое здоровье, у многих проблемы в семье, они злоупотребляют алкоголем или совершают преступления. Когда мы слышим об этих людях, легко подумать, что их проблемы принадлежат только им и что они и другие люди с такими же проблемами полностью виноваты в своих трудностях.

Социология придерживается другого подхода, подчеркивая, что индивидуальные проблемы часто коренятся в проблемах, вытекающих из аспектов самого общества. Это ключевое понимание помогло К. Райту Миллсу (1959) (Mills, 1959) провести классическое различие между личными проблемами и общественными проблемами. Личные проблемы относятся к проблемам, затрагивающим людей, в которых пострадавший человек, а также другие члены общества обычно винят собственные личные и моральные недостатки человека. Примеры включают такие различные проблемы, как расстройства пищевого поведения, развод и безработица. Общественные проблемы , источником которых является социальная структура и культура общества, относятся к социальным проблемам, затрагивающим многих людей. Таким образом, проблемы в обществе помогают объяснить проблемы, с которыми сталкиваются люди. Миллс считал, что многие проблемы, обычно считающиеся личными проблемами, лучше всего понимать как общественные проблемы, и он ввел термин социологическое воображение для обозначения способности оценивать структурную основу индивидуальных проблем.

Чтобы проиллюстрировать точку зрения Миллса, давайте воспользуемся нашим социологическим воображением, чтобы понять некоторые современные социальные проблемы. Начнем с безработицы, которую обсуждал сам Миллс. Если бы безработными были лишь несколько человек, писал Миллс, мы могли бы разумно объяснить их безработицу тем, что они были ленивы, не имели хороших рабочих привычек и так далее. Если это так, то их безработица будет их личной проблемой. Но когда миллионы людей не имеют работы, безработица лучше всего понимается как общественная проблема, потому что, как отмечает Миллс (Mills, 1959), «сама структура возможностей рухнула. И правильная постановка проблемы, и круг возможных решений требуют от нас рассмотрения экономических и политических институтов общества, а не только личного положения и характера отдельных лиц».

Когда всего несколько человек остались без работы, справедливо будет сказать, что их безработица — это их личная проблема. Однако, когда миллионы людей не имеют работы, как это было с начала экономического спада в 2008 году, эту массовую безработицу правильнее рассматривать как общественную проблему. Таким образом, его причины кроются не в безработных, а в экономических и социальных системах нашего общества.

Высокий уровень безработицы в США, вызванный серьезным экономическим спадом, начавшимся в 2008 году, служит наглядным примером того, что делал Миллс. Миллионы людей потеряли работу не по своей вине. Хотя некоторые люди, несомненно, являются безработными из-за лени или отсутствия хороших рабочих привычек, необходимо более структурное объяснение, сосредоточенное на отсутствии возможностей, чтобы объяснить, почему так много людей остались без работы. Если это так, то безработицу лучше всего понимать как общественную проблему, а не личную проблему.

Еще одной социальной проблемой являются расстройства пищевого поведения. Обычно мы рассматриваем расстройство пищевого поведения человека как личную проблему, которая возникает из-за отсутствия контроля, низкой самооценки или другой личной проблемы. Это объяснение может быть правильным, но оно не помогает нам понять, почему так много людей имеют личные проблемы, которые приводят к расстройствам пищевого поведения. Возможно, более важно то, что эта вера также игнорирует более крупные социальные и культурные силы, которые помогают объяснить такие расстройства. Например, большинство американцев с расстройствами пищевого поведения — женщины, а не мужчины. Это гендерное различие заставляет нас задаться вопросом, что такого в том, чтобы быть женщиной в американском обществе, расстройство пищевого поведения встречается гораздо чаще. Чтобы начать отвечать на этот вопрос, нам нужно обратиться к эталону женской красоты, подчеркивающему стройное тело (Boyd, et. al., 2011). Если бы этого культурного стандарта не существовало, гораздо меньше американских женщин страдали бы расстройствами пищевого поведения, чем сейчас. Поскольку он существует, даже если вылечить каждую девушку и женщину с расстройством пищевого поведения, их место займут другие, если мы не сможем каким-то образом изменить этот стандарт. С этой точки зрения расстройства пищевого поведения лучше всего рассматривать как общественную проблему, а не только как личную проблему.

Подхватывая идеи Миллса, Уильям Райан (1976) (Ryan, 1976) указал, что американцы обычно думают, что социальные проблемы, такие как бедность и безработица, возникают из-за личных недостатков людей, испытывающих эти проблемы, а не из-за структурных проблем в более широком смысле. общество. Пользуясь терминологией Миллса, американцы склонны думать о социальных проблемах как о личных, а не общественных проблемах. Как выразился Райан, они склонны обвинять жертву, а не систему.

Чтобы помочь нам понять идеологию возложения вины на жертву, давайте рассмотрим, почему бедные дети в городских районах часто очень мало учатся в своих школах. По словам Райана, подход с обвинением жертвы будет означать, что родители детей не заботятся об их учебе, не могут научить их хорошим привычкам в учебе и не поощряют их серьезно относиться к школе. Он писал, что такое объяснение может быть применимо к некоторым родителям, но оно игнорирует гораздо более важную причину: печальное состояние городских школ Америки, которые, по его словам, переполнены, ветхие здания со старыми учебниками и устаревшими учебниками. оборудование. Чтобы улучшить школьное образование детей в городских районах, писал он, мы должны улучшить сами школы, а не просто пытаться «улучшить» родителей.

Как следует из этого примера, подход с обвинением жертвы указывает на решения социальных проблем, таких как бедность и неграмотность, которые сильно отличаются от тех, которые предлагает более структурный подход, обвиняющий систему. Если мы будем обвинять жертву, мы потратим наши ограниченные деньги на устранение личных недостатков людей, страдающих от бедности, неграмотности, плохого здоровья, расстройств пищевого поведения и других трудностей. Если вместо этого мы обвиняем систему, мы сосредоточим внимание на различных социальных условиях (ветхие школы, культурные стандарты женской красоты и т. п.), которые объясняют эти трудности. Социологическое понимание предполагает, что последний подход в конечном счете необходим, чтобы помочь нам успешно справляться с социальными проблемами, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Теоретические перспективы

Социологическое мышление по социальным проблемам направляют три теоретические точки зрения: функционалистская теория, конфликтная теория и символическая интеракционистская теория. Эти точки зрения рассматривают одни и те же социальные проблемы, но делают это по-разному. Их взгляды, взятые вместе, предлагают более полное понимание социальных проблем, чем любой из взглядов в отдельности. Таблица 1.1 «Снимок теории» суммирует три точки зрения.

Таблица 1.1 Теория Снимок

Теоретическая перспектива Основные предположения Взгляды на социальные проблемы
Функционализм Социальная стабильность необходима для сильного общества, а адекватная социализация и социальная интеграция необходимы для социальной стабильности. Социальные институты общества выполняют важные функции по обеспечению социальной стабильности. Медленные социальные изменения желательны, но быстрые социальные изменения угрожают общественному порядку. Социальные проблемы ослабляют стабильность общества, но не отражают фундаментальные недостатки в том, как общество устроено. Решение социальных проблем должно принимать форму постепенной социальной реформы, а не внезапных и далеко идущих перемен. Несмотря на их негативные последствия, социальные проблемы часто также выполняют важные функции для общества.
Теория конфликта Общество характеризуется повсеместным неравенством, основанным на социальном классе, расе, поле и других факторах. Необходимы далеко идущие социальные изменения, чтобы уменьшить или устранить социальное неравенство и создать эгалитарное общество. Социальные проблемы возникают из-за фундаментальных недостатков в структуре общества и одновременно отражают и усиливают неравенство, основанное на социальном классе, расе, поле и других аспектах. Успешное решение социальных проблем должно включать далеко идущие изменения в структуре общества.
Символический интеракционизм Люди создают свои роли во время взаимодействия; они не просто усваивают роли, которые общество определило для них. Когда происходит это взаимодействие, люди согласовывают свои определения ситуаций, в которых они оказываются, и социально конструируют реальность этих ситуаций. При этом они в значительной степени полагаются на символы, такие как слова и жесты, чтобы достичь общего понимания своего взаимодействия. Социальные проблемы возникают в результате взаимодействия людей. Люди, практикующие социально проблемное поведение, часто учатся такому поведению от других людей. Люди также учатся своему восприятию социальных проблем от других людей.

Функционализм

Функционализм, также известный как функционалистская теория или перспектива, возник в результате двух великих революций восемнадцатого и девятнадцатого веков. Первой была Французская революция 1789 года., чье интенсивное насилие и кровавый террор потрясли Европу до основания. Аристократия по всей Европе опасалась, что революция распространится на их собственные земли, а интеллектуалы опасались, что общественный порядок рушится.

Промышленная революция девятнадцатого века усилила эти опасения. Начавшись сначала в Европе, а затем в Соединенных Штатах, промышленная революция привела ко многим изменениям, в том числе к подъему и росту городов, поскольку люди покидали свои фермы, чтобы жить рядом с фабриками. По мере роста городов люди жили во все более бедных, скученных и дряхлых условиях, а преступность свирепствовала. Это было дополнительным свидетельством, если оно было нужно европейским интеллектуалам, разрушения общественного порядка.

В ответ интеллектуалы начали писать, что сильное общество, примером которого являются прочные социальные связи и правила и эффективная социализация, необходимо для предотвращения распада общественного порядка. Они предупреждали, что без сильного общества и эффективной социализации общественный порядок рушится, что приводит к насилию и другим признакам социального беспорядка.

Эта общая схема воплотилась в трудах Эмиля Дюркгейма (1858–1917), французского ученого, в значительной степени ответственного за социологическую перспективу, какой мы ее знаем сейчас. Принимая точку зрения консервативных интеллектуалов о необходимости сильного общества, Дюркгейм считал, что у людей есть желания, которые приводят к хаосу, если только общество не ограничивает их (Durkheim, 19). 52). Это происходит, писал он, посредством двух взаимосвязанных социальных механизмов: социализации и социальной интеграции. Социализация помогает нам усвоить правила общества и необходимость сотрудничества, поскольку люди в конечном итоге обычно соглашаются с важными нормами и ценностями, в то время как социальная интеграция или наши связи с другими людьми и социальными институтами, такими как религия и семья, помогает нам социализироваться и интегрироваться. нас в общество и укрепить наше уважение к его правилам.

Сегодняшняя функционалистская точка зрения восходит к работам Дюркгейма и других консервативных интеллектуалов девятнадцатого века. Он использует человеческое тело как модель для понимания общества. В человеческом теле наши различные органы и другие части тела выполняют важные функции.0232 выполняет функции для поддержания здоровья и стабильности нашего организма. Наши глаза помогают нам видеть, наши уши помогают нам слышать, наше сердце обеспечивает циркуляцию нашей крови и так далее. Точно так же, как мы можем понять тело, описывая и понимая функции, которые его части выполняют для его здоровья и стабильности, мы можем понять и общество, описывая и понимая функции, которые его части — или, точнее, его социальные институты — выполняют для жизни. постоянное здоровье и стабильность общества. Таким образом, функционализм подчеркивает важность социальных институтов, таких как семья, религия и образование, для создания стабильного общества.

Эмиль Дюркгейм был основателем социологии, и ему в значительной степени приписывают разработку функционалистской точки зрения.

Подобно взглядам консервативных интеллектуалов, из которых он вырос, функционализм скептически относится к быстрым социальным изменениям и другим крупным социальным потрясениям. Аналогия с человеческим телом помогает нам понять этот скептицизм. В нашем организме любое внезапное, быстрое изменение является признаком опасности для нашего здоровья. Если мы сломаем кость в одной из наших ног, нам будет трудно ходить; если мы потеряем зрение обоими глазами, мы больше не сможем видеть. Медленные изменения, такие как рост наших волос и ногтей, прекрасны и даже нормальны, но внезапные изменения, подобные только что описанным, явно неприятны. По аналогии, внезапные и быстрые изменения в обществе и его социальных институтах неприятны с точки зрения функционализма. Если человеческое тело эволюционировало до своей нынешней формы и функций, потому что это имело смысл с эволюционной точки зрения, то и общество эволюционировало до своей нынешней формы и функций, потому что это имело смысл. Таким образом, любые внезапные изменения в обществе угрожают его стабильности и будущему.

Как можно предположить из этих комментариев, функционализм рассматривает социальные проблемы как результат естественной эволюции общества. Когда социальная проблема действительно возникает, она может угрожать стабильности общества, но это не означает, что в обществе существуют фундаментальные недостатки. Соответственно, постепенная социальная реформа должна быть всем, что необходимо для решения социальной проблемы.

Функционализм даже предполагает, что социальные проблемы должны быть в некотором смысле функциональными для общества, потому что в противном случае эти проблемы не будут продолжаться. Это, конечно, спорное предположение, но верно то, что многие социальные проблемы действительно выполняют важные функции для нашего общества. Например, преступность является серьезной социальной проблемой, но она также полезна для экономики, поскольку создает сотни тысяч рабочих мест в правоохранительных органах, судах и исправительных учреждениях, в сфере безопасности дома и в других секторах экономики, основная роль которых заключается в борьбе с преступностью. преступление. Если бы преступность исчезла, многие люди остались бы без работы! Точно так же бедность также является серьезной социальной проблемой, но одна из функций, которую выполняет бедность, заключается в том, что бедные люди выполняют работу, которая в противном случае могла бы не выполняться, потому что другие люди не захотели бы ее выполнять (Gans, 19). 72). Как и преступность, бедность также обеспечивает работой людей по всей стране, например, тех, кто работает в социальных службах, помогающих бедным.

Теория конфликтов

Во многих отношениях теория конфликтов противоположна функционализму, но по иронии судьбы также выросла из промышленной революции, во многом благодаря Карлу Марксу (1818–1883) и его сотруднику Фридриху Энгельсу (1820–1895). В то время как консервативные интеллектуалы опасались массового насилия в результате индустриализации, Маркс и Энгельс сожалели об условиях, которые, по их мнению, были ответственны за массовое насилие, и о капиталистическом обществе, которое, по их мнению, было ответственно за эти условия. Вместо того, чтобы опасаться разрушения общественного порядка, которое представляло собой массовое насилие, они считали, что революционное насилие необходимо для устранения капитализма и нищеты и страданий, которые они считали его неизбежными результатами (Маркс, 19).06; Маркс и Энгельс, 1962).

Согласно Марксу и Энгельсу, каждое общество делится на два класса по признаку собственности на средства производства (орудия труда, фабрики и т.п.). В капиталистическом обществе буржуазия , или господствующий класс, владеет средствами производства, а пролетариат , или рабочий класс, не владеет средствами производства, а угнетается и эксплуатируется буржуазией. Это различие создает автоматический конфликт интересов между двумя группами. Проще говоря, буржуазия заинтересована в сохранении своего положения наверху общества, в то время как интерес пролетариата состоит в том, чтобы подняться снизу и свергнуть буржуазию для создания эгалитарного общества.

В капиталистическом обществе, писали Маркс и Энгельс, революция неизбежна из-за структурных противоречий, вытекающих из самой природы капитализма. Поскольку прибыль является главной целью капитализма, интерес буржуазии заключается в максимизации прибыли. Для этого капиталисты стараются удерживать заработную плату как можно ниже и тратить как можно меньше денег на условия труда. Этот центральный факт капитализма, говорили Маркс и Энгельс, в конечном счете вызывает рост классового сознания или осознание причин своего угнетения среди рабочих. Их классовое сознание, в свою очередь, приводит их к восстанию против буржуазии, чтобы уничтожить угнетение и эксплуатацию, от которых они страдают.

Взгляд Маркса и Энгельса на конфликт, возникающий из-за неравных позиций, занимаемых членами общества, лежит в основе современной теории конфликта. Эта теория подчеркивает, что разные группы в обществе имеют разные интересы, вытекающие из их разного социального положения. Эти разные интересы, в свою очередь, приводят к разным взглядам на важные социальные вопросы. Некоторые версии теории укореняют конфликт в разделениях по признаку расы и этнической принадлежности, пола и других подобных различий, в то время как другие версии следуют Марксу и Энгельсу, рассматривая конфликт, возникающий из-за различных позиций в экономической структуре. Однако в целом теория конфликта подчеркивает, что различные части общества вносят свой вклад в продолжающееся неравенство, тогда как функционалистская теория, как мы видели, подчеркивает, что они способствуют постоянной стабильности общества. Таким образом, в то время как функционалистская теория подчеркивает преимущества различных частей общества для постоянной социальной стабильности, теория конфликта отдает предпочтение социальным изменениям для уменьшения неравенства.

Карл Маркс и его соратник Фридрих Энгельс были яростными критиками капитализма. Их работа вдохновила более позднее развитие теории конфликта в социологии.

Феминистская теория развивалась в социологии и других дисциплинах с 1970-х годов и для наших целей будет рассматриваться как особое приложение теории конфликта. В данном случае конфликт касается гендерного неравенства, а не классового неравенства, подчеркиваемого Марксом и Энгельсом. Хотя существует множество вариаций феминистской теории, все они подчеркивают, что общество наполнено гендерным неравенством, так что женщины являются подчиненным полом во многих измерениях социальной, политической и экономической жизни (Lorber, 2010). Либеральные феминистки рассматривают гендерное неравенство как результат гендерных различий в социализации, в то время как марксистские феминистки говорят, что это неравенство является результатом подъема капитализма, который сделал женщин зависимыми от мужчин в плане экономической поддержки. С другой стороны, радикальные феминистки считают, что гендерное неравенство присутствует во всех обществах, а не только в капиталистических. Несколько глав этой книги посвящены взглядам феминистских социологов и других социологов.

Теория конфликта в ее различных формах рассматривает социальные проблемы как возникающие из присущего обществу неравенства. В зависимости от того, какая версия теории конфликта рассматривается, неравенство, способствующее возникновению социальных проблем, основывается на социальном классе, расе и этнической принадлежности, поле или каком-либо другом измерении общественной иерархии. Поскольку любое из этих неравенств представляет собой фундаментальный недостаток общества, теория конфликтов исходит из того, что для решения многих социальных проблем общества необходимы фундаментальные социальные изменения.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм фокусируется на взаимодействии людей и на том, как они интерпретируют свое взаимодействие. Его корни лежат в работах американских социологов, социальных психологов и философов начала 1900-х годов, которые интересовались человеческим сознанием и действиями. Герберт Блумер (1969) (Blumer, 1969), социолог из Чикагского университета, опирался на их труды, чтобы развить символический интеракционизм, термин, который он придумал. Опираясь на работу Блюмера, сторонники символического интеракционизма считают, что люди не просто усваивают роли, которые им отведено обществом; вместо этого они создают эти роли по мере взаимодействия. По мере взаимодействия они согласовывают свои определения ситуаций, в которых они оказываются, и социально конструируют реальность этих ситуаций. При этом они в значительной степени полагаются на символы, такие как слова и жесты, чтобы достичь общего понимания своего взаимодействия.

Символический интеракционизм фокусируется на отдельных личностях, таких как люди, разговаривающие здесь. Социологи, поддерживающие этот подход, исследуют, как и почему люди взаимодействуют, и интерпретируют значения их взаимодействия.

Примером является знакомый символ рукопожатия. В Соединенных Штатах и ​​многих других странах рукопожатие является символом приветствия и дружбы. Это простое действие указывает на то, что вы хороший, вежливый человек, с которым кому-то должно быть комфортно. Чтобы усилить важность этого символа для понимания взаимодействия, рассмотрим ситуацию, когда кто-то отказывается пожать руку. Это действие обычно задумано как знак неприязни или как оскорбление, и другой человек интерпретирует его как таковое. Их понимание ситуации и последующее взаимодействие будут сильно отличаться от тех, которые возникают при более типичном рукопожатии. Как подразумевает термин символический интеракционизм , их понимание этой встречи возникает из того, что они делают, когда взаимодействуют, а также из их использования и интерпретации различных символов, включенных в их взаимодействие. Согласно символическим интеракционистам, социальный порядок возможен, потому что люди узнают, что означают различные символы (например, рукопожатие), и применяют эти значения к разным ситуациям. Если бы вы побывали в обществе, где протягивание правой руки для приветствия интерпретировалось как угрожающий жест, вы бы быстро поняли ценность общего понимания символов.

Символический интеракционизм рассматривает социальные проблемы как возникающие в результате взаимодействия людей. Это взаимодействие важно в двух важных отношениях. Во-первых, социально проблематичное поведение, такое как преступность и употребление наркотиков, часто усваивается из нашего взаимодействия с людьми, которые практикуют такое поведение; мы принимаем их установки, оправдывающие такое поведение, и мы изучаем любые специальные приемы, которые могут потребоваться для совершения такого поведения. Во-вторых, мы также учимся нашему восприятию социальной проблемы из нашего взаимодействия с другими людьми, чье восприятие и убеждения влияют на наше собственное восприятие и убеждения.

Поскольку символический интеракционизм делает акцент на восприятии социальных проблем, он тесно связан с рассмотренным выше социальным конструкционистским взглядом. Обе точки зрения подчеркивают субъективный характер социальных проблем. Тем самым они напоминают нам, что восприятие часто имеет не меньшее значение, чем объективная реальность, при определении того, поднимается ли данное состояние или поведение до уровня социальной проблемы, и в типах возможных решений, которые различные стороны могут предпочесть для конкретной социальной ситуации. проблема.

Применение трех точек зрения

Чтобы объяснить вооруженное ограбление, символические интеракционисты сосредотачиваются на том, как вооруженные грабители решают, когда и где ограбить жертву, и на том, как их взаимодействие с другими преступниками усиливает их собственные преступные наклонности.

Чтобы помочь вам лучше понять различные взгляды этих трех теоретических точек зрения, давайте посмотрим, что они, вероятно, скажут о вооруженном ограблении , очень серьезной форме преступления, признав при этом, что эти три точки зрения вместе дают более полное понимание вооруженного грабежом, чем любая перспектива обеспечивает сама по себе.

Функционалистский подход может предположить, что вооруженное ограбление на самом деле выполняет положительные функции для общества, такие как упомянутая ранее функция создания рабочих мест для преступности в целом. Он по-прежнему считал бы, что необходимо прилагать усилия для сокращения вооруженного грабежа, но также предполагал бы, что далеко идущие изменения в нашем обществе не являются ни разумными, ни необходимыми в рамках усилий по сокращению преступности.

Теория конфликта использует совершенно другой подход к пониманию вооруженного ограбления. Можно отметить, что большинство уличных преступников бедны, и таким образом подчеркнуть, что вооруженное ограбление является результатом отчаяния и разочарования от жизни в бедности и отсутствия работы и других возможностей для экономического и социального успеха. Таким образом, с точки зрения теории конфликта, корни уличной преступности лежат в обществе не меньше, чем в людях, совершающих такие преступления. Чтобы уменьшить количество вооруженных грабежей и других уличных преступлений, теория конфликта будет отстаивать далеко идущие изменения в экономической структуре общества.

Со своей стороны, символический интеракционизм сосредоточится на том, как вооруженные грабители принимают такие решения, как когда и где кого-то грабить, и на том, как их взаимодействие с другими преступниками усиливает их собственные преступные наклонности. Он также расследует, как жертвы вооруженного ограбления ведут себя при столкновении с грабителем. Чтобы сократить количество вооруженных ограблений, организация будет выступать за программы, которые сокращают возможности взаимодействия между потенциальными преступниками, например внешкольные программы, которые заставляют молодых людей из групп риска заниматься «обычными» видами деятельности, чтобы у них оставалось меньше времени на общение с молодыми людьми, которые может помочь им попасть в беду.

Ключевые выводы

  • Согласно Ч. ​​Райту Миллсу, социологическое воображение включает в себя способность признать, что личные проблемы коренятся в общественных проблемах и структурных проблемах.
  • Функционализм подчеркивает важность социальных институтов для социальной стабильности и подразумевает, что далеко идущие социальные изменения будут социально вредными.
  • Теория конфликта подчеркивает социальное неравенство и предполагает, что для построения справедливого общества необходимы далеко идущие социальные изменения.
  • Символический интеракционизм подчеркивает социальные значения и понимание, которые люди извлекают из своего социального взаимодействия.

Ссылки

Blumer, H. (1969). Символический интеракционизм: перспектива и метод . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Бойд, Э. М., Рейнольдс, Дж. Р., Тиллман, К. Х., и Мартин, П. Я. (2011). Расовый/этнический статус девочек-подростков, их идентичность и стремление к худобе. Социальные исследования, 40 (2), 667–684.

Дюркгейм, Э. (1952). Самоубийство (Дж. Сполдинг и Г. Симпсон, пер.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. (Оригинальная работа опубликована в 1897 г.).

Ганс, Х. Дж. (1972). Положительные функции бедности. Американский журнал социологии, 78 , 275–289.

Лорбер, Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *