Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Объективные противоречия социальных конфликтов: Тема 7. Социальный конфликт

Историко-философский анализ проблемы сущности и причин социальных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК 101.1:316

Мясоедов Денис Николаевич

соискатель кафедры философии

Липецкого государственного технического университета

denis.mj [email protected]

Denis N. Myasoedov

Applicant of the Department of philosophy

Lipetsk state technical University

denis.mj [email protected]

Историко-философский анализ проблемы сущности и причин социальных конфликтов

Historical and philosophical analysis of the problem of the essence and causes of social conflicts

Аннотация. В данной статье даётся историко-философский анализ определению и причинам социального конфликта. Учёные приходят к выводу, что основными причинами социальных конфликтов являются борьба за власть и ресурсы между различными социальными группами. Конфликты неизбежны в обществе, где есть социальное расслоение и дифференциация. Социальная группа идёт на конфликт ради извлечения сверхприбыли, что даёт ей конкурентное преимущество. Социальные конфликты являются необходимым условием для развития общества.

Ключевые слова: конфликт, общество, власть, противоречие, развитие, эволюция.

Abstract. This article gives the historical and philosophical analysis of the definition and reasons of social conflict. Scientists come to a conclusion that the main causes of social conflict is a struggle for power and resources between different social groups. Conflicts are inevitable in a society where there are social stratification and differentiation. Social group goes to the conflict for the sake of extraction, which gives it a competitive edge. Social conflicts are essential for the development of society.

Keywords: conflict, society, authority, contradiction, development, evolution.

В течение жизни люди так или иначе сталкиваются с конфликтами или становятся их участниками или свидетелями. Многие мыслители задумывались о причинах и природе конфликта. Со времён античности предпринимались попытки ответить на данный вопрос, но проблема по прежнему остаётся актуальной и востребованной. Зная истинные причины социальных конфликтов, можно прогнозировать их появление, и даже предотвращать.

В данной статье рассматривается социальный конфликт как процесс, в котором социальные группы, соперничая друг с другом за ресурсы и власть,

активно изыскивают возможности создать препятствия конкурирующей группе для достижения какой-либо цели. Блокируют функционирование оппозиционной социальной группы, или изменяют его взгляды на нейтральные или противоположные.

Социальные конфликты — это неотъемлемая часть жизни общества. Нет такого человека, который не участвовал бы в социальном конфликте. Античные философы признавали, что социальные конфликты являются естественным состоянием общественных отношений. Так, Гераклит Эфесский писал: «Война-отец всех вещей, а мир — их мать… Всё сущее сложено в гармонию через противообращённость … Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти» [9, с. 200—201]. Таким образом, он предполагал источником конфликта некоторые универсальные свойства мира, в его противоречивой сущности. В свете этих противоречий сущность конфликта носит универсальный характер.

Развитие любого человеческого общества представляет собой процесс, который функционирует на основе зарождения, развёртывания и разрешения объективных противоречий. Противоречие является центральной категорией диалектической логики и имеет универсальный характер. Вместе с тем, противоречие и конфликт не могут рассматриваться как понятия идентичные друг другу, но и не могут противопоставляться. Противоречия и различия — это необходимые условия для конфликта, но недостаточные. Противоречия начинают перерастать в конфликт только тогда, когда начинают взаимодействовать социальные группы или другие силы, которые являются их носителями. Конфликт происходит в момент обострения развития противоречий. Общество постоянно развивается потому, что противоречие имеет всеобщий характер.

Но, несмотря на очевидность неизбежности конфликтности в любом обществе, в разное историческое время многими учёными разрабатывались утопичные идеи о бесконфликтном обществе. Одним из таких учёных был К.Маркс. Он признавал наличие социальных конфликтов на всех уровнях познания общественных процессов: сущностном, всеобщем, конкретно-историческом и политическом, как следствие классовой борьбы и как неизбежное явление общественной жизни. Маркс был убеждён, что противоречия интересов буржуазии и пролетариата могли быть разрешены только с помощью революции, ликвидирующей частную собственность на средства производства [7, с. 7-8]. Революция создаст условия для устранения антагонистических отношений и эксплуататорских классов, которые добровольно не отдадут свою собственность и власть. Как предполагал Маркс, в коммунистическом обществе частную собственность заменит общественная, в связи с чем конфликты и противоречия исчезнут сами собой.

Последователь Маркса В.И.Ленин утверждал, что с построением развитого социализма перерастание неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно невозможным [6, с.139].

На рубеже Х1Х-ХХ веков большое влияние на изучение проблематики конфликта стала оказывать нарождающаяся наука — социология. Разработка

различных теорий конфликтологии осуществлялась в рамках нескольких направлений такими социальными философами, как Георг Зиммель, Питирим Сорокин, Ральф Дарендорф и Льюис Козер. Считается, что Г.Зиммель первым ввёл понятие «социология конфликта». Среди таких устойчивых форм социального взаимодействия, как сотрудничество, дружба, договор, конфликт занял своё особое место.

Г. Зиммель в своих трудах исходил из того, что в обществе существует множество эгоистических групп, которые очень тесно связаны друг с другом. Их связь и пересечения интересов этих групп смягчают остроту конфликтов и служат почвой для стабилизации общества. Конфликт определяет характер конкретных социальных структур, укрепляет их культуру, нормы и принципы, способствует социальной интеграции. Следовательно, Г.Зиммель считал, что конфликты в социальной жизни невозможно устранить. Они принимают устойчивую форму и обладают универсальными свойствами. «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры» [4, с. 61].

Основной постулат теории конфликта Г.Зиммеля заключается в том, что конфликты способны социализировать, объединять враждующие стороны, способствовать стабилизации и развитию общества.

Исходя из этих положений, в середине ХХв. усилиями американского социолога Льюиса Козера и немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, теория конфликта была выделена в качестве самостоятельной области социологии.

Л.Козер в своей работе «Функции социальных конфликтов» подчёркивал, что социальное неравенство неизбежно в любом человеческом обществе. Социальное неравенство будет порождать напряженность в отношениях между индивидами и социальными группами, которая будет разрешаться посредством конфликтов. Л.Козер даёт следующее определение понятию конфликт: «… это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников» [5, с.32].

Л.Козер обосновал позитивную функцию конфликта, проявляющуюся в способности делать социальные системы более устойчивыми. По его мнению, стабильность общества зависит от количества существующих в нём конфликтов, чем их больше, тем более сложным является деление общества на группы, а значит, членов общества труднее разделить на два лагеря. Тем самым, чем больше конфликтов в обществе, тем лучше для его единства. Он пишет: «В нестрого структурированных группах и открытых обществах конфликт, нацеленный на снятие напряжения между противниками, обычно выполняет функции стабилизации и интеграции системы отношений» [5, с.181].

Другим выдающимся социологом начала ХХв., исследовавшим причины социальных конфликтов, был П.А. Сорокин. По его мнению, основной причиной конфликта была неудовлетворённая потребность людей в пище, одежде, жилье, самовыражении, свободе и т.п. Он указывал на зависимость

между конфликтом и удовлетворением потребностей людей. Наряду с потребностями, важны также и средства их удовлетворения, т.е. доступ к различным видам деятельности, который зависит от социальной организации общества. Именно в этой связи П.А. Сорокин поднимает вопрос об уровне благосостояния, равенстве и неравенстве социальных групп, а также о соотношении их жизненных шансов [8, с. 90].

Таким образом, большие социальные группы: политические партии, «группы влияния», крупные корпорации, общественные и религиозные организации являются основными субъектами социального конфликта. Они главные носители социальных интересов и выразители воли большого количества людей. Их цели, потребности, интересы могут реализовываться только через использование власти.

Немецкий учёный Р. Даррендорф в 50-х годах XXв. создал новую теорию социального конфликта. Суть этой теории, которая впоследствии получила название «конфликтная модель общества», заключается в том, что социальные конфликты невозможно устранить. Они — обязательный компонент в жизни любого общества, в котором есть социальное расслоение и социальное неравенство. Социальное расслоение приводит к социальным противоречиям, которые разрешаются конфликтами. Борьба за власть, лидерство, ресурсы делает социальные конфликты неизбежными. Конфликты постоянно создают напряжение в обществе и не дают ему застаиваться. Р.Даррендорф убеждён, что ликвидировать глубинные причины социальных противоречий невозможно, но возможно влиять на развитие самого конфликта. Это даёт возможность обществу развиваться не революционным, а эволюционным путём.

В своём труде «Современный социальный конфликт» Р.Даррендорф предлагает структурную гипотезу общественного конфликта, основанного на праве каждого гражданина на материальные блага. После того, как были ликвидированы причины классовой борьбы, возникает новая схема конфликта вокруг статуса самого гражданина, который обладает правом на материальные блага, но не имеет равной возможности доступа к ним. Он пишет: «Современный же социальный конфликт связан с действием неравенства, ограничивающего полноту гражданского участия людей социальными, экономическими и политическими средствами» [1, с. 55].

Значительная часть социологов, не придерживающаяся марксистских идей, приходит к выводу, что существование общества, в котором нет конфликтов, невозможно. Их взгляды согласуются с взглядами античных философов, согласно которым конфликт выступает неотъемлемой частью бытия и является главным двигателем социальных изменений. Следовательно, конфликт — это необходимая часть социальной жизни общества. Любое общество, в котором есть социальное расслоение и иерархия, в той или иной степени подвержено конфликтам.

В российской науке сложилась традиция объяснения причин социальных конфликтов через объективные противоречия интересов больших социальных групп. Тем не менее, объективные противоречия не следует отождествлять с

конфликтами. Последние возникают только тогда, когда обострённые противоречия осознаются как несовместимость интересов и целей.

Достижением отечественных учёных является выделение различных признаков социального конфликта, представленных многообразными формами борьбы между индивидуумами и социальными группами, направленными на достижение определённых интересов.

А.В. Дмитриев считает, что «под социальным конфликтом понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны» [3, с. 54].

В понимании конфликта принципиальным является выделение понятий: противоречие и интерес. Но далеко не каждое противоречие приводит к конфликту. Переход противоречия в конфликт происходит тогда, когда имеющая соответствующую мотивацию социальная группа осознает противоположность интересов. Конфликт при этом может перейти в открытое противоборство. Противоборство может быть более или менее интенсивным. Как пишет Р.Даррендорф, «интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов» [2, с. 144.].

Учёные рассматривают социальный конфликт как противостояние социальных групп или людей, между которыми возникли противоречия. Но что является причиной противоречий?

На этот вопрос можно дать следующий ответ. Всем живым организмам на земле присущи следующие свойства: рост и развитие. Рост — это количественное изменение, развитие — качественное. Развитие сообществ живых организмов связано с таким понятием, как эволюция. В результате эволюции живые организмы приобретают те или иные навыки, необходимые для выживания. Виду Homo sapiens, как неотъемлемой части живой природы, тоже присуще развитие.

Развиваться (эволюционировать) живым организмам необходимо, для того чтобы быть как можно более приспособленными к конкретной среде обитания, обладать как можно большим количеством ресурсов для выживания и размножения. Для человеческих сообществ жизненно важными ресурсами выступают плодородные земли, залежи полезных ископаемых, транспортные артерии, новейшие технологии, за обладание которыми велись и ведутся непрестанные войны. Обладание теми или иными дефицитными ресурсами даёт возможность социальной группе занять доминирующее над остальными положение. Именно потребность в обладании ресурсами является причиной конфликтов на самых разных уровнях, от бытового до глобального.

Но почему зачастую одна социальная группа пытается решить проблему обеспечения себя ресурсами за счёт применения агрессии по отношению к другой? Ведь в современном мире дефицитный или необходимый ресурс можно приобрести другим способом: купить, обменять в результате

взаимовыгодной сделки. Зачем вступать из-за этого в конфликт, тем более, что конфликт — это ресурсозатратное и дорогое мероприятие?

В мире всегда существовало социальное расслоение и социальная иерархия. Всегда существовали более сильные и богатые социальные группы, которые стремились контролировать те или иные важные ресурсы (например, нефть) и осуществляли для этого экспансию. Контроль над ресурсами даёт социальным группам важное преимущество, они могут влиять на их распределение, подавляя конкурентов и обеспечивать себе стабильность их поставок. Возможно и манипулирование с ценами на ресурсы и извлечение сверхприбыли. Именно сверхприбыль, извлекаемая социальными группами от контроля того или иного ресурса, даёт ей колоссальное конкурентное преимущество над другими и позволяет развиваться более быстрыми темпами, тем самым осуществляется процесс эволюции. Как правило, одна из сторон идёт на конфликт в том случае, если затраты на него окупаются. Поэтому социальные группы всегда будут стремиться прибегнуть к конфликту, как только появится такая возможность.

Социальные конфликты являются необходимым условием для развития человеческого общества. Они неизбежны и периодически возникают в любой социальной структуре. Общество с его сложной иерархией и дифференциацией на различные группы, классы и индивиды является неиссякаемым источником конфликтов. Чем сложнее социальная структура общества, чем более оно дифференцированно, чем больше в нем свободы, тем больше в нём противоречий и взаимоисключающих интересов, а, следовательно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной структуре общества имеется и больше возможностей для успешного расширения конфликтных ситуаций и нахождения консенсуса. Поэтому задача любого общества, состоит в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия конфликта.

Литература

1. Даррендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / пер. с нем. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 288 с.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994. — № 5. — с. 142-147

3. Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пособие для вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 320 с.

4. Зиммель Г. Избранные работы.— К.: Ника-центр, 2006.— 440с.— (Серия «СДВИГПАРАДИГМЫ»; Вып. 4 Конфликт современной культуры.)

5. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс. 2000.—

208 с.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений 5 изд., т. 36, — М. : Политиздат, 1969. — 742 с.

7. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения., 2 изд., т. 13, — М. : Политиздат, 1959. — 772. с.

8. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. Ин-т Социологии. — М. : Наука, 1994 . — 560 с. — (Социологическое наследие).

9. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Серия «Памятники философской мысли»./сост. и пер. Лебедев А.В. —М.: Наука, 1989.— 576с.

Literature

1. Dahrendorf R. Modern social conflict. Essay policy of freedom / translation from German. — M: «Russian political encyclopedia (ROSSPEN), 2002. — 288p.

2. Dahrendorf R. Elements of the theory of social conflict. // Sociological studies, 1994. ‘ — ‘ №5. ‘ — c.142-147

3. Dmitriev A. Century Conflictology: textbook. The manual for high schools. — M: Gardariki, 2000. — 320p.

4. Simmel G. Selected works.- K.: Nika-centre, 2006.- 440p.- (Series «PARADIGM SHIFT», Vol. 4 Conflict of contemporary culture.)

5. Coser L. Functions of social conflict. — M: Idea-Press. 2000.- 208p.

6. V.I. Lenin The complete works 5 ed., so 36 — M : Politizdat, 1969. — 742p.

7. Marx K. and Engels F. Works., 2 ed., so the 13 — M: Politizdat, 1959. — 772p.

8. Sorokin P.A. Public sociology textbook. Articles from different years / by p. A. Sorokin, Institute of Sociology. — M: Nauka, 1994 . — 560p. — (Sociological heritage).

9. Fragments of the earliest Greek philosophers. Part 1. From epic tocosmology before atomistyki. Series «Monuments of philosophical thought. »/comp. and trans. LebedevA.V.-M: Nauka, 1989.- 576p.

Социальный конфликт — презентация онлайн

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

1. Социальный конфликт

2. Социальный конфликт

— тип социального взаимодействия, субъектами
которого являются общности, организации и
отдельные личности с реально или
предположительно несовместимыми целями
• Конфликтное поведение сторон состоит из
противоположно направленных действий
оппонентов..

3. Консенсус

— это согласие значимого большинства
представителей некоторого сообщества
относительно важных аспектов его
функционирования, выраженное в оценках и
действиях.

4. Виды

а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые,
затяжные и повторяющиеся;
б) по источнику возникновения: объективные, субъективные
и ложные;
в) по форме: внутренние и внешние;
г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
д) по объему: глобальные, локальные, региональные,
групповые и личные;
е) по используемым средствам: насильственные и
ненасильственные;
ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и
регрессивные;
з) по сферам общественной жизни: экономические (или
производственные), политические, этнические, семейнобытовые.

5. Негативные последствия

• дестабилизация организации, порождение
хаотических и анархических процессов,
снижение управляемости;
• отвлечение персонала от реальных проблем и
целей организации;
• неудовлетворенность участников конфликта
пребыванием в организации;
• враждебность и агрессивность поведения,
недоверия к руководству и окружающим;
• ослабление возможностей общения и
сотрудничества с оппонентами в будущем;

6.

Позитивные последствия конфликта• инициирование изменений, обновления,
прогресса;
• артикуляция, четкая формулировка и
выражение интересов;
• мобилизация внимания, интереса и ресурсов для
решения проблем;
• формирование у участников конфликта чувства
сопричастности к принятому в его результате
решению, что облегчает его реализацию;
• стимулирование более продуманных и
обоснованных действий для того, чтобы доказать
свою правоту;

7. Задания

1. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и
сознания людей.
2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность
к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный
конфликт внутрь.
3) Одним из условий возникновения социального конфликта
могут стать различия в ценностях противоборствующих
сторон.

4) Социальный конфликт — это высшая стадия развития
противоречий в системе отношений людей, социальных
групп, социальных институтов, обществе в целом.
5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам —
инновациям.
2. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты могут протекать только в
форме гражданских войн.
2) Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
3) Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.
4) Все социальные конфликты вызваны экономическими причинами.
5) Причиной социального конфликта всегда выступают объективные обстоятельства.
3. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последствия социальных конфликтов могут быть
только негативными.
2) Социальные конфликты стали возникать в обществе
только с появлением государства.
3) Основанием для классификации социальных конфликтов может выступать их длительность.
4) Социальные конфликты всегда возникают по экономическим причинам.
5) Социальный конфликт – это способ взаимодействия
индивидов, общностей, социальных институтов.
6) Первой стадией социального конфликта является
скрытая стадия, на которой противоречия между
участниками конфликта ещё не осознаются.
4. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Социальные конфликты происходят только в
социальной сфере общественной жизни.
2) Социальный конфликт отражает противоречие
интересов различных социальных групп.
3) Государство может выступить в роли арбитра для
сторон социального конфликта.
4) Социальные конфликты могут быть
спровоцированы политикой государства.
5) Все социальные конфликты протекают в явной
форме.
5. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Причины социальных конфликтов связаны с
противоречием интересов разных социальных групп.
2) Одним из путей разрешения социального конфликта
является продолжение конфронтации.
3) Социальный конфликт всегда порождён
экономическими причинами.
4) Основой социального конфликта всегда являются
неприязненные личные отношения конкретных
индивидов.
5) Социальный конфликт может охватывать разные
стороны общественных отношений.
6. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты могут быть скрытыми или
явными.
2) В основе социальных конфликтов всегда лежит
отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
3) Социальные конфликты охватывают всю совокупность
социальных отношений только в политической сфере
общества.
4) Социальный конфликт предполагает противоборство
сторон, то есть действия субъектов, направленные друг
против друга.
5) Субъектами и участниками социального конфликта
выступают большие и малые социальные группы,
организации.
7. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Социальные конфликты складываются только в
экономической сфере общества.
2) Социальный конфликт предполагает
противоборство сторон.
3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать
незначительный повод.
4) Сторонами социального конфликта могут быть
большие социальные группы.
5) Причина социального конфликта связана с
интересами противоборствующих сторон.
8. Выберите верные суждения о социальных
конфликтах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Причины социальных конфликтов связаны с
противоречием интересов разных социальных групп.
2) Одним из путей разрешения социального конфликта
является продолжение конфронтации.
3) Социальный конфликт всегда порождён
экономическими причинами.
4) Основой социального конфликта всегда являются
неприязненные личные отношения конкретных
индивидов.
5) Социальный конфликт может охватывать разные
стороны общественных отношений.
9. Выберите верные суждения о социальном
конфликте и запишите цифры, под которыми они
указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В основе социального конфликта лежат
противоречия между социальными группами.
2) Социальные конфликты существуют в любом
обществе.
3) Предметом социального конфликта являются
объективные обстоятельства, при которых возникает
конфликт.
4) Социальные конфликты выполняют как
позитивные, так и негативные функции.
5) Социальные конфликты всегда ведут к разрушению
социальной системы.
10. Выберите верные суждения о социальном конфликте и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Противоречия между субъектами конфликта могут
существовать довольно длительный период времени и
всегда перерастают в конфликт.
2) Социальный конфликт представляет собой открытое
противоборство, столкновение двух и более субъектов
(сторон) социального взаимодействия.
3) Форма столкновений – насильственная или
ненасильственная – зависит от множества факторов, в том
числе и от того, имеются ли реальные условия и
возможности (механизмы) ненасильственного разрешения
конфликта.
4) Причиной конфликта всегда является спор по поводу
материальных ресурсов.
5) По учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные
действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

English     Русский Правила

Конфликт как социальное явление

Аннотация

В данной статье рассматривается одна из самых острых проблем в обществе — социальный конфликт. Этот тип конфликта развивается как на уровне взаимодействия двух субъектов, так и больших или малых групп. Социальные конфликты могут существовать в силу культурных и индивидуальных различий социальных групп, социальных, природных, экономических, политических, исторических, этнических и конфессиональных факторов. Задачами научного исследования являются выявление ключевых причин социальных конфликтов; рассмотреть факторы их возникновения. Методологическим приемом исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих конфликт как социальное явление, охватывающее и влияющее на все сферы современного общества.

Социальный конфликт — это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание у индивидов правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами. Используются общенаучные методы — анализ, синтез, сравнение, обобщение в ходе исследовательского процесса.

Ключевые слова: Социальные группы, виды конфликтов, функции, причины

Введение

Конфликты всегда будут сопровождать человечество, так как люди и социальные группы постоянно взаимодействуют друг с другом, и многие споры не решаются мирным путем. Поэтому для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций необходимо изучение конфликтогенных факторов, причин и методов управления конфликтами.

Несмотря на многочисленные исследования социальных конфликтов, многие локальные и межэтнические конфликты продолжаются, хотя предпринимались многочисленные попытки положить конец конфликту. Изучение социального конфликта должно, прежде всего, начинаться с выяснения содержания этой категории. Для этого можно рассмотреть несколько определений социального конфликта.

Конфликт – это социальный разрыв между социальными объектами; основным признаком конфликта является возмущение, возникающее с одной или обеих сторон в результате нарушения императивных норм (Прошанов, 2007).

Социальный конфликт – это борьба социальных общностей с противоположными интересами за доминирующие социальные статусы в социальной системе, построенной по иерархическому принципу (Здравомыслов, 1995).

Социальный конфликт – это процесс сильного противостояния социальных субъектов, направленный на разрешение конфликта в их интересах и целях. Главным соображением при анализе социальных конфликтов является их неизбежность в социальных отношениях в обществе. Основными составляющими социального конфликта являются: наличие двух и более сторон, антагонизм сторон, оценка противостояния внешним наблюдателем (Нагайцев, 2010).

Социальный конфликт — это социальное противоречие на стадии его реального разрешения вовлеченными в него акторами (Осипов, 2014).

Основные черты социального конфликта заключаются в том, что он характерен для всех социальных групп. Социальный конфликт обусловлен статусно-ролевым положением индивидов и групп в системе политических, экономических и социокультурных отношений в обществе. Социальный конфликт является результатом поведения, общения и деятельности социального взаимодействия личности и социальных групп, а также социальных структур и организаций (Соломатина, 2011; Сорокин, 2006).

Проанализировав эти определения, можно сделать следующие выводы.

В настоящее время предложены различные определения социального конфликта, что свидетельствует об отсутствии единого мнения по этому вопросу в академическом сообществе. За основу исследования можно взять следующую трактовку — социальный конфликт — это борьба за свои идеи и интересы, результатом которой является разрешение конфликта мирными или насильственными средствами.

Постановка проблемы

Теорию конфликта изучали зарубежные исследователи Coser (2000), Dahrendorf (1994), Huntigton (2007), Ritzer (2002), Zimmel (1994). Большое внимание они уделяли развитию социологии конфликта.

Прошанов (2007) разделил историю социологии конфликта в России на четыре этапа. Первый (ранний) этап связан с именами Юделевского, Сорокина и Звоницкой.

Они создали теоретические основы социальных конфликтов. Впервые обоснована социальная природа конфликтного взаимодействия, разработаны основные принципы социологии конфликта, рассмотрены черты, признаки и характеристики социальных конфликтов в отечественной социологии.

Второй этап отечественной социологии конфликта характеризовался тем, что конститутивной теорией конфликта стала теория классовой борьбы К. Маркса. В эти годы отрицательное отношение к научному дореволюционному наследию, нетерпимость к инакомыслию, изгнание интеллигенции из страны в эмиграцию привели к забвению многих достижений в области социальных конфликтов, а исследования социальных конфликтов были запрещены.

В 1961, а в начале 90-х годов ХХ века были разработаны основы науки о конфликтном взаимодействии социальных агентов. Исследователи научно обосновали и предложили свои рекомендации по предупреждению и разрешению различных конфликтов: производственных (трудовых) и межличностных.

Четвертый этап конфликта начался в становлении отечественной социологии в начале 90-х годов ХХ века. В то время в стране проводились глубокие реформы, поэтому возникла острая необходимость изучения конфликта и возможностей управления им.

В настоящее время активно развиваются социология политического и экономического конфликта, социология педагогического конфликта, социология межэтнических конфликтов и другие. Основной задачей отраслевой социологии конфликта является разработка рекомендаций, которые помогут разрешить конфликты и управлять ими (Прошанов, 2007).

Нагайцев (2010), Осипов (2014), Шейнов (2014), Зайцев (2001), Зеркин (1998), Зинчин (2008) и др. внес большой вклад в изучение социальных конфликтов. Они исследовали типы и функции конфликтов, причины конфликтов и предложили методы диагностики и управления конфликтами.

Изучив работы зарубежных исследователей по данной теме, можно выделить следующие современные научные направления: межэтнические и этноконфессиональные конфликты, диагностика и управление социальными конфликтами в различных отраслях, межгрупповые конфликты и стратегии разрешения конфликтов. В творчестве Гадирова предложен нарративный подход к решению межэтнических конфликтов (Гарагозов, Гадирова, 2019). Он включал в себя набор действий, которые могли уменьшить негативные эмоции и гармонизировать враждебные стороны.

Цель исследования Смагулова и соавт. (цит. по: Отпенов и др., 2019) заключалась в анализе особенностей этноконфессиональных конфликтов в Республике Казахстан. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что религия и этничность являются социальными явлениями и находятся в непростых отношениях друг с другом. Характер их взаимоотношений зависел от конкретных исторических условий. Эти отношения могли быть как фактором интеграции, так и дезинтеграции этноса, а религия объединяла этнический процесс. Так как религии могли проявляться только в этнических формах, соответствующих этнической идентичности.

Методы деэскалации конфликтов разрабатываются учеными всего мира. Например, Саенс (2019) предложил свои методики и методы диагностики социальных конфликтов в горнодобывающей промышленности Перу. Saenz (2019) отметил, что, к сожалению, не существует стандартного метода, объединяющего все виды социальных конфликтов и лучшие практики их преодоления.

Исследование межгрупповых конфликтов было проведено Halevy and Cohen (2019). Они отметили распространенность межгрупповых конфликтов. Ученые были уверены, что конфликт такого типа можно разрешить, ответив на следующие вопросы. Каковы были причины враждебности людей во время публичных выступлений? Что сформировало нравственные мотивы и индивидуальное поведение в межгрупповом конфликте? Деструктивное и антиобщественное поведение израильской и палестинской молодежи было проанализировано Gusmann et al. (цитируется по Dubow et al., 2019 г.). Исследователи установили, что физическая агрессия, участие в молодежных демонстрациях были тесно связаны с постоянным воздействием этнического и политического насилия в прошлом.

Проведя обзор по проблеме социальных конфликтов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы. Социальный конфликт – это противоречие, возникающее между двумя или более взаимодействующими субъектами, которое поддается разрешению. К сожалению, необходимо признать, что единого способа разрешения социальных конфликтов не существует, и даже те, которые предлагаются и используются, не всегда эффективны. Возможно, универсального метода решения конфликтов не существует, так как разные типы социальных конфликтов требуют особых подходов. Все это предопределяет актуальность изучения теоретических аспектов социального конфликта.

С учетом изложенного автор поставил следующие задачи: выявить ключевые причины социальных конфликтов; учитывать факторы их возникновения

Исследовательские вопросы

  • Каким образом анализируются социальные конфликты?
  • Каковы основные причины социальных конфликтов?
  • Существуют ли методы решения социальных конфликтов?

Цель исследования

  • Анализировать и синтезировать определение и интерпретацию социального конфликта.
  • Выявление основных причин социальных конфликтов.
  • Рассмотреть некоторые методы решения социальных конфликтов.

Методы исследования

Авторы использовали универсальные методы научного исследования — анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Находки

Одним из крупнейших представителей отечественной социологии конфликта раннего периода была Звоницкая (1897–1942). Она внесла значительный вклад в разработку основных понятий и категорий социального конфликта. Звоницкая утверждала, что социальные конфликты всегда сопровождали человечество, и все сферы общественной жизни могли быть предметом социальных потрясений. Она выделила различные виды социальных конфликтов: внутриличностные, между двумя личностями, между личностью и обществом, между двумя группами, внутригрупповые. Она настаивала на том, что основной причиной межличностных конфликтов являются индивидуальные различия между двумя социальными личностями. Эти различия могли усиливаться конкретными условиями, в которых развивалась личность. Они влияли на поведение индивида, ведя себя ниже общепринятых норм, принятых в его среде. Такое поведение могло вызвать возмущение, которое могло привести к конфликту (Прошанов, 2007).

Согласно Зеркину (1998), для анализа социальных конфликтов необходимо учитывать интересы больших социальных групп в доступе к материальным и культурным благам и принятии связанных с ними решений. Субъектами социального конфликта могут быть большие социальные общности — классы, нации и народности, общины. Они имели разные социально-демографические и профессиональные характеристики. Зеркин (1998) считал, что конфликт будет социальным, если в борьбе за социальные и значимые цели участвуют большие социальные группы. Масштабы проблемы зависели от типа социальной общности. Поэтому конфликты между государствами можно рассматривать как глобальные, между крупными социальными группами внутри страны — как макроконфликты. Они делились на межклассовые, региональные и национальные. Конфликты между отдельными группами местных обществ назывались локальными. К локальным конфликтам отнесены конфликты между органами местного самоуправления и, например, пенсионерами, многодетными семьями.

Диагностированы социальные конфликты. Процесс диагностики конфликта, по Нагайцеву (2010), включает в себя следующие исследовательские операции: определение состава сторон конфликта и их ролей; определение зоны конфликта; выявление предмета конфликта; поиск конфликтных ресурсов и баланса их сил; определение типа конфликта; указание причины конфликта; изучение интересов и целей сторон конфликта; анализ конфликтных действий и поведения сторон конфликта; описание психологической подоплеки конфликта; выяснение отношения сторон к результату конфликта; оценить стадию развития, динамику и продолжительность конфликта; выбор наиболее приемлемого пути завершения конфликта. Поэтому диагностика социального конфликта предполагает анализ конкретного конфликта по ряду параметров. Ответы на эти вопросы при проведении диагностической процедуры помогут определить проблему и найти пути ее решения.

Одним из самых известных исследователей конфликта был Здравомыслов (1995). Он рассмотрел четыре точки зрения на причины социальных конфликтов, предложенные К. Марксом, А. Гидденсом, П. Сорокиным, Р. Дарендорфом в своей монографии «Социология конфликта».

Здравомыслов указывал, что понятие конфликта чаще всего подпадает под более широкую категорию противоречия. Однако, по его мнению, между конфликтом и противоречием существовала связь. Он писал, что Гидденс считал конфликт борьбой между существующими людьми или группами, независимо от происхождения борьбы, методов и средств, которые использовались сторонами.

Социальные противоречия возникли из-за разного образа жизни, потому что люди принадлежали к разным социальным группам, имели разные возможности для своего развития и достижения целей. Но не все противоречия могли привести к конфликтам. Конфликт мог начаться тогда, когда конфликтующие стороны должны были осознавать противоположные интересы и иметь высокую мотивацию к устранению этих противоречий. Второй причиной было целевое торможение со стороны значительной части населения и невозможность их удовлетворения. Этот подход был представлен Сорокиным (2006).

К основным инстинктам он относил пищеварительный рефлекс, инстинкт самосохранения, собственнический инстинкт массы, потребность в жилище и одежде, интерес к творчеству, потребность в свободе. Таким образом, неудовлетворенность основных инстинктов предлагала средство для анализа причин социальных конфликтов. Сорокин утверждал, что неудовлетворение потребностей и интересов является главным источником революции в обществе. Чтобы предотвратить это, необходимо было провести реформы. Важно было контролировать степень удовлетворения потребностей различных социальных групп и искать средства для удовлетворения этих потребностей.

Обсуждая поведение людей, Сорокин полагал, что большое влияние на них оказывают такие факторы, как наказания и поощрения. Человек совершал любые действия в соответствии со своими представлениями о выгоде или невыгоде, понимая все последующие последствия совершаемых поступков. Если какой-то поступок давал преимущество, то это воздействовало на психику человека и заставляло его совершать этот поступок. Наоборот, нежелательные последствия поступка заставляли людей отказываться от выполнения тех или иных действий. Наказания и награды были магической силой, влиявшей на психику человека, изменяя нравы, поведение, привычки и жизнь.

Теория Сорокина об основных формах социального поведения и нравственности позволяет понять межличностные и межгрупповые взаимодействия и доказывает, что люди могут влиять на этот процесс. Сорокин считал, что чем культурнее человек, тем большую роль в его поведении играет целенаправленная мотивация. У него была возможность заглянуть в будущее и подумать о последствиях тех или иных действий. Причиной социальных конфликтов являются социальные претензии людей, которые определяются путем сравнения себя с другими. Наиболее важными являются потребности сами по себе, средства их удовлетворения и доступ к определенным видам деятельности.

Опыт советского общества показал, что стремление к всеобщему равенству приводило к паритету и не вызывало стимулов к дальнейшему развитию как в творческом, так и в профессиональном плане. Здравомыслов (1995) считал возможным, что неравенство может иметь и положительные стороны, поскольку оно является источником конкурентоспособности и вырабатывает жизненную энергию человека. Но, если рассматривать неравенство как социальный конфликт, то оно приводит к мобилизации сил для социальных изменений в обществе, следовательно, в природу социальных конфликтов входят ресурсы, являющиеся средствами для достижения целей.

Ресурсы сосредоточены в руках властей, которые их контролируют. Таким образом, возникает конфликт между теми социальными группами, которые имеют их, и теми, кто не имеет к ним доступа. Четвертый подход, рассматривающий причину социальных конфликтов, является нормативно-ценностным подходом. Его сторонники Дюркгейм и Парсонс определяли конфликт как несовпадение целей и интересов людей и социальных групп. Крисберг писал, что социальный конфликт существует, если две или более стороны убеждены, что их цели противоположны (Зинчин, 2008).

Изучив основные причины социальных конфликтов, Здравомыслов (1995) пришел к выводу, что в основе всех теорий лежит интерес и способ реализации субъектов. Поэтому при анализе конфликта важно было учитывать интересы как движущие силы социальных действий. Иная точка зрения на причины конфликтов представлена ​​в теории академика Осипова (2014).

Осипов (2014) считал, что конфликты присущи человеческому обществу и способствуют его развитию. Но общество не могло развиваться только на основе конфликтов. Исследователь твердо полагал, что все конфликты являются результатом действий людей, поэтому для предотвращения конфликтов необходимо изучать мотивы, цели и ценностные ориентации, а также социальные установки тех групп, которые создавали конфликтные ситуации.

Необходимо учитывать тот факт, что ситуации должны развиваться в интересах человека и общества. Осипов (2014) придерживался мнения, что все конфликты и конфликтные ситуации существуют не как нечто данное обществу свыше, а как результат деятельности человека, властных структур, принимавших общественно значимые решения.

Заключение

Изучив проблему конфликта, автор данной статьи пришел к выводу.

Социальный конфликт – это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание людьми правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами.

Конфликты являются результатом действий людей, создающих ту или иную ситуацию не только в стране, но и в мире. Изменить сложившуюся ситуацию возможно в результате деятельности людей, опирающихся на научные знания. Для этого необходимо изучить причины и тенденции конфликтов к изменению социальной реальности.

Острые социальные, национальные и межэтнические конфликты характеризуют современную социальную реальность, сложившуюся в нашей стране и в мире. В результате этих конфликтов важно изменить управление обществом и социальными процессами для устранения конфликтов. В противном случае они могут уничтожить не только национальное общество, но и всю современную цивилизацию.

Ссылки

  • Козер, Л. (2000). Функции социального конфликта. Идея-Пресс.

  • Дарендорф, Р. (1994). Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования, 5, 145-147.

  • Дубоу Э., Гусманн Л., Боксер П., Смит К. и Шикаки К. (2019). Серьезное насильственное поведение и антиобщественные последствия как последствия воздействия этнополитического конфликта и насилия среди израильской и палестинской молодежи. Агрессивное поведение, 45(3), 287–29.9.

  • Гарагозов Р. и Гадирова Р. (2019). Нарративное вмешательство в межэтнический конфликт. Политическая психология, 40(3), 449-465.

  • Халеви, Н., и Коэн, Т. (2019). Межгрупповой конфликт. Исследование переговоров и управления конфликтами, 12(2), 161-173.

  • Хантигтон, С. (2007). Столкновение цивилизаций. Издательство АСТ.

  • Нагайцев В.В. (2010). Методология диагностического исследования социальных конфликтов. Известия Алтайского государственного университета, 1(2), 195-198.

  • Осипов Г.В. (2014). Конфликтолог — профессия XXI века. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.

  • Отпенов Н. , Смагулов К.Н., Альмухаметов Али Р. и Анарбаев Н. (2019). Этноконфессиональный конфликт как деструктивный способ разрешения противоречий в социальных и религиозных отношениях. Европейский журнал науки и теологии, 15(12), 179–189.

  • Прошанов С. (2007). Социальный конфликт в работах российских социологов начала ХХ века. Социологические исследования, 12, 115-120.

  • Ритцер, Дж. (2002). Современные социологические теории. Питер.

  • Саенс, К. (2019). Инструмент диагностики социальных конфликтов для применения в горнодобывающей промышленности: тематическое исследование в Перу. Корпоративная социальная ответственность и экологический менеджмент, 26. DOI:

    .

    Академия Google

    Перекрёстная ссылка

  • Шейнов В. П. (2014). Управление конфликтами. Питер.

  • Соломатина Е. Н. (2011). Становление и развитие социологии конфликта в России. Вестник МГУ, 18(2), 207-221.

  • Сорокин П. А. (2006). Преступление и наказание, подвиг и награда: социологическое исследование основных форм общественного поведения и нравственности. Астрел.

  • Зайцев А.К. (2001). Социальный конфликт. Академия.

  • Здравомыслов, А. Г. (1995). Социология конфликта: Россия на пути выхода из кризиса: Учебное пособие для аспирантов. Аспект Пресс.

  • Зеркин Д. П. (1998). Основы конфликтологии. Феникс.

  • Зиммель, Г. (1994). Человек как враг. Социологические исследования 2, 114-119.

  • Зинчин А.Б. (2008). Хрестоматия по конфликтологии. Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, Харьков.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Три типа противоречия – ИНИП

Эта запись была опубликована в разделе Противоречие

Текст 5:

Три типа противоречий
Ян Макандал

(14 апреля 2013 г.)

Я рассмотрю три типа противоречий.

1) Противоречие между пролетариатом и буржуазией (в мировом масштабе и внутри отдельных стран):

Мы все еще на этом этапе, хотя, конечно, много моментов и конъюнктур прошло под мостом с его начала. Это универсальное противоречие, которое необходимо применять в каждой конкретной общественной формации, исходя из интересов международного пролетариата, — пролетарского интернационализма. Пролетарским организациям необходимо анализировать свои собственные социальные формации и одновременно выстраивать свою политическую линию на организацию пролетарской революции. Фундаментальная задача структурированной пролетарской организации состоит в том, чтобы организовать революцию в своей социальной формации, как часть международной революции. Это очевидно, если мы поймем, что основное противоречие состоит в том, что пролетариат противостоит буржуазии, а основное противоречие состоит в необходимости сокрушить государственный аппарат класса капиталистов массами под руководством пролетариата. Ясно, что всякое отклонение от этой универсальной линии есть ревизионизм.

Ничто новое не может возникнуть независимо от существующих объективных реальностей или вне их. Так что количественно определить вероятность международной революции (даже больше вероятность одновременной международной пролетарской революции) есть только настоящая абстракция. Исторически никакие тенденции классовой борьбы не вызывали такой динамики, чтобы даже обеспечить какой-либо уровень перцептивного знания о таких возможностях. Фокоизм был одним из самых последних опытов, продемонстрировавших все недостатки создания теорий в поисках подходящей объективной реальности.

Вместо того, чтобы создавать идеи, соответствующие реальности, Пролетарская Теория использует подход построения теории, основанной на интерпретации реальности. Вот что делает пролетарскую теорию (с марксистско-ленинским ядром) наукой. Любая попытка создать теорию даст ошибочные результаты, когда эта теория пытается соответствовать реальности.

Материалистическая теория, диалектический материализм, есть истолкование объективной действительности, основанное на внутренних противоречиях явления. Любая попытка построения теории на основе ее следствий (внешних по отношению к действительности противоречий) также приведет к ошибочным результатам и в конечном счете приведет к консолидации буржуазной теории: метафизики.

Главная и основная задача пролетарского революционера во всякой общественной формации состоит в том, чтобы конкретно организовать одну из основных сторон основного противоречия между капиталом и трудом (труд), чтобы победить первую основную сторону этого основного противоречия (капитал) . Рабочие должны будут развивать различные уровни организации с единственной целью победить капитал.

Лейбористам нужно будет разработать политическую линию. Эта линия будет включать в себя стратегию и тактику. Эти стратегия и тактика должны развиваться в диалектическом отношении друг к другу, в котором стратегия является определяющей. Тактика — это всегда сжатые версии стратегии, определяемые и определяемые ею. Когда тактика функционирует в недиалектической связи со стратегией или не соответствует конечной цели (стратегии), она всегда приводит к оппортунизму, реформизму, народничеству и ревизионизму и служит укреплению господства капитала.

Борьба против расизма, угнетения женщин и за окружающую среду — все это тактическая борьба. Эти противоречия, хотя все они чрезвычайно актуальны и важны, все же являются внешними по отношению к основному противоречию капитализма. Когда они ведутся без устранения основного противоречия между капиталом и трудом, они всегда будут отклоняться и не соответствовать стратегии победы над капиталом. Именно это имеется в виду, когда мы определяем их как «вторичную» борьбу. Это не значит, что они менее важны в моральном смысле. Это значит, что они являются вторичными (внешними) противоречиями по отношению к основному противоречию капитала и труда. Сами по себе они не выдвигают вперед фундаментальное противоречие капитализма. Если они не ведутся по отношению к основному противоречию капитализма, они никогда не смогут повредить или победить капитализм. Они также не могут быть разрешены вне разрешения основного противоречия капитализма. Пролетарская революция на повестке дня.

2) Противоречие между империалистическими странами и их соответствующими правящими классами (борьба конкуренции и передела, порождающая межимпериалистическое соперничество и войну):

Хотя империалистическая война должна быть побеждена, опять-таки ее поражение должно быть рассмотрено из основного противоречия.

Даже территориальные войны, особенно война между Палестиной и Израилем, должны рассматриваться и формулироваться из фундаментального противоречия капитала и труда, даже если временно это фундаментальное противоречие перекрывается другим явлением, таким как оккупация.

Интернациональные радикальные мелкобуржуазные «левые» полностью оттеснили феодализм и капитализм в палестинской борьбе. Это не должно вызывать удивления, так как мелкой буржуазии свойственно притормаживать. Если мы выступаем против политики США, это не означает, что мы автоматически становимся прогрессистами или революционерами. Как хорошо объяснил Мао, ЭТО ВСЕ В НАШЕЙ АВТОНОМНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ. Поддержкой врага нашего врага является грубый механический материализм, а также классовый коллаборационизм. Национализм и феодализм реакционны, даже если они сопротивляются оккупации. Слабость международного пролетарского движения лишила пролетариат возможности выработать сплоченную пролетарскую линию на уровне этого конфликта. Но теперь ясно, что оба ведущих лагеря этого конфликта являются реакционерами, представляющими соответственно феодализм и капитализм.

Но ясно также, что в этом конфликте проявились и некоторые другие тенденции. Были случаи, когда палестинские и израильские рабочие стояли бок о бок на маршах против неолиберализма, в знак протеста против заработной платы. Внутри обеих общественных формаций существуют антагонистические отношения между массами и соответствующими им господствующими классами, даже если эти антагонистические отношения затмеваются реакционным национализмом. Единственный реальный путь к миру — это пролетарская революция в обеих социальных формациях. Когда и израильские, и палестинские массы под руководством своих соответствующих пролетариев победят свои соответствующие господствующие классы, мир станет возможным. После более чем пятидесяти лет этого конфликта мы можем с уверенностью сказать, что ориентация левых радикалов, упрощая национализм господствующих классов, служит лишь обострению этого конфликта в интересах господствующих классов и не приведет к их поражению.

Межимпериалистическая борьба является второстепенным противоречием, которое может быть разрешено только в том случае, если мы будем рассматривать его, исходя из основного противоречия, и путем решения основного противоречия (разгрома капиталистического и господствующего капиталистического государства) под руководством пролетариата, в наши соответствующие социальные образования. Империалистическая война — это не империализм. Империалистическая война есть конъюнктура развития империализма для воспроизводства глобального капитализма. Антивоенное движение не есть объективно антиимпериалистическое движение. Быть против войны вообще не значит быть антиимпериалистическим. Во-первых, почему пролетариат должен не одобрять концепцию, отвечающую его интересам? Почему мы должны быть антивоенными? Мы абсолютно против империалистической войны. Но мы за революционную войну, которая есть высшая стадия политической борьбы за ВЛАСТЬ.

В 70-х и 80-х годах, после того, как в игру вступила ревизионистская теория трех миров, РКП развернула кампанию агитации и пропаганды, чтобы противостоять тому, что, как она утверждала, было неминуемой мировой войной 3. Эта пропаганда и агитация были основаны на теория о том, что советский империализм, новая империалистическая держава в этом блоке, был так же агрессивен, как и США, и что их соперничество неизбежно дойдет до крайней точки. РКП утверждала, что это соперничество было главным противоречием в мире того времени. Эта ориентация была полным провалом, так как войны не было. И снова, как это обычно принято у левых в целом, как только эта ориентация оказалась явно неправильной, от нее просто прагматично отказались, и был найден новый проект, чтобы сохранить их надежду.

3) Противоречие между угнетенными странами и империализмом:

Мы предпочитаем использовать понятие «господство», а не «угнетение», поскольку оно больше соответствует объективным реалиям, в которых находятся эти общественные образования. Понятие «третий мир» есть лишь буржуазно-социологическое понятие, определяющее своего рода постоянство и неизбежность условий этих общественных образований. На самом деле большинство господствующих социальных образований не были рождены «третьим миром». Мы стали «третьим миром» из-за колониализма и империалистического господства. Теория трех миров, разработанная КПК, является ревизионистской теорией, заложившей первоначальный фундамент китайского империализма. Напомним, что эта теория была разработана, когда Мао еще имел влияние в КПК.

В отношении между империализмом и господствующими общественными формациями есть две группы противоречий.

Первый набор состоит из двух компонентов:

А) Противоречия внутри империалистической общественной формации.

Уровень классовой борьбы внутри империалистической общественной формации будет определять и определять формы и типы господства, которые она практикует. В 1900-х годах NAACP сыграла положительную роль в разоблачении американской оккупации Гаити.

На формы и типы присутствия империализма оказало влияние различный уровень борьбы (или ее отсутствия) внутри империалистических общественных формаций. Мы можем видеть это влияние в таких случаях, как студенческая борьба против войны во Вьетнаме, преимущественно реформистская позиция прогрессивного движения против второй оккупации Гаити за возвращение Аристида, разоблачение потогонных предприятий Диснея на Гаити и противоречивое отношение группы левых, на чьей стороне поддерживать на Ближнем Востоке.

Б) Межимпериалистическая борьба за контроль.

Отношения власти между империалистическими государствами внутри социальных формаций, над которыми они господствуют, и постоянная борьба между ними за гегемонию внутри этих социальных формаций оказывают соответствующее влияние на внутренние противоречия социальных формаций, над которыми они господствуют.

Одним из примеров является французский и американский империализм в господстве на Гаити, и их постоянная борьба каждого за то, чтобы изменить это господство в свою пользу, и их «необязывающее соглашение» для гегемонистского контроля над определенными видами концентрации капитала на экономическом уровне и надстройки. до 19В 60 г. французский империализм на Гаити имел гегемонистский контроль над идеологическим полем: образованием, средствами массовой информации, музыкой. Но теперь, с развитием технологий, Франция быстро теряет эту гегемонию. Американский империализм воспользовался землетрясением 2010 года на Гаити, чтобы усилить и расширить свою гегемонистскую власть на Гаити.

Второй комплект:

Противоречия, внутренние для этих доминируемых социальных формаций, и соответствующие последствия, которые империалистическое господство произвело внутри этих доминируемых социальных формаций.

Вообще, за исключением периодов фактической военной оккупации, внутренние противоречия господствующих общественных формаций являются основными противоречиями, определяющими все остальные противоречия. Это внутренняя динамика классовой борьбы внутри этих социальных образований, определяющая форму господства. Поскольку нет общей теории конструкта социальной формации, нет и общей теории частных форм господства (хотя в обоих случаях, исходя из исторического материализма, можно выработать некоторые общие ориентиры).

В качестве общего ориентира понятие «угнетенная нация» лишь частично объясняет и прагматически описывает социальную формацию, рассматривая последствия господства. Но эти ограничения широко открывают двери популизму, облегчая представление о том, что все классы, исторически сложившиеся внутри этих господствующих социальных формаций, в равной степени угнетены. Это далеко от реальности.

Кроме того, теория «угнетенной нации» отрицает необходимость классовой борьбы, если все классы внутри этих социальных формаций одинаково угнетены. Теперь, даже если эти классы все были угнетены, ясно, что они не одинаково угнетены. И если они все будут угнетены, то между этими классами все равно будет проявляться классовая борьба. Классовая борьба существовала между свободными рабами, домашними рабами и рабами. Их соответствующие материальные условия заставили эти разные классы определить свои собственные концепции (идеологию) того, как они представляли себе свободу. В действительности вся общественная формация не только угнетена, но и господствует. Господство является фундаментальным моментом в отношениях между империалистическими общественными формациями и угнетаемыми общественными формациями.

Внутренние условия этих общественных формаций являются основными противоречиями, допускающими господство. Господство должно быть разрешено через внутреннее основное противоречие, которое есть антагонистическое противоречие между трудом и капиталом, — следовательно, пролетарская революция. Любая ориентация или альтернатива, предложенная независимо от этого основного противоречия, неизбежно приведет к воспроизводству капитала. Внутри большинства этих общественных образований существуют классы, для которых противоречия с империализмом вторичны (даже если они и проявляются как антагонистические по своим целям).

Противоречие между империализмом и феодальными классами антагонистично, потому что империализм объективно бросает вызов феодализму как несовместимому с той формой общественных отношений, которая необходима для накопления капитала. Но в то же время феодализм во многом облегчает зависимость этих общественных формаций от империализма.

У нас есть противоречия между империализмом и бюрократической буржуазией. Бюрократическая буржуазия, фракция класса капиталистов, является одним из самых реакционных и паразитических классов силового блока. Бюрократическая буржуазия (ББ) — исторически сложившаяся в государственном аппарате фракция буржуазии. Основной формой его метода первоначального накопления является коррупция. Многие из материальных условий исторической конституции бюрократической буржуазии включают империалистическое господство, неспособность социальной формации поглотить капитал (что позволяет ВВ легко его забрать) и противоречие между феодальным способом производства и капитализмом. (особенно деформированный/зависимый/управляемый капитализм).

Отличающийся, но похожий на крепостника-помещика, ББ выражает известную форму реакционного национализма для воспроизводства своей классовой фракции. Поскольку государственный аппарат является их материальным условием для первоначального накопления, они очень бережно относятся к государственным предприятиям и всегда желают и готовы национализировать частные предприятия. Это всегда сбивает с толку левых радикалов-популистов, которые идентифицируют эту практику как социализм и считают эти правительства прогрессивными.

Поскольку государственный аппарат является основным источником накопления для ВВ, в политическом плане они склонны самодержавно контролировать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ и сильно ограничивать буржуазно-демократические права. Иногда это происходит в союзе с крепостниками-помещиками и обычно предполагает опору на слои масс, основанную на реакционной националистической риторике.

Империализм, особенно империалистическая политика неолиберализма, находится в противоречии с этой частью класса капиталистов. Они нужны империалистам из-за их способности подавлять массы: Дювалье, Норьега, Сомоса, Саддам, Каддафи, а теперь и Асад. Но в то же время империалисты хотели бы обойти их и реализовать неолиберализм. Если мы не усвоим того сложного, противоречивого процесса, с которым империализм сталкивается внутри этих общественных образований, мы никогда не сможем выработать правильную политическую линию, даже на уровне солидарности.

В общем, помимо альтернативы, возглавляемой пролетариями, большая часть этой борьбы объективно закончится тем, что принесет пользу империализму и его политике неолиберализма. Гаити является одним из прекрасных примеров. Восстание 1986 года, свергнувшее Дювалье из-за отсутствия/отсутствия пролетарской альтернативы, в конечном итоге усилило неолиберализм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *