Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Феминистка это кто женщина: Кто такая феминистка?

Кто такие феминистки простыми словами, чего хотят феминистки в России | НГС24

Феминистки периодически проводят акции против запрета абортов, насилия и патриархата 

Поделиться

Российский феминизм существует больше 150 лет — чуть меньше, чем брюки клёш, и намного больше, чем мобильная связь. Это слово знают все, но что оно означает, понимают немногие. Возможно, поэтому феминистка ассоциируется у коллективного разума с недовольной девочкой, которая, как и родительский комитет, жаждет запретить всё, что неудобно упирается в ее картину мира.

В Международный женский день, когда принято не только дарить цветы и конфеты, но и напоминать о том, что у женщин есть права, мы решили разобраться в феномене российского феминизма. Нам помогают в этом психолог, социолог и феминистка.

Для начала немного истории (пропустите ее, если и так в курсе).

В нашей стране феминизм появился еще в середине позапрошлого века, когда женщины организовались и потребовали доступное образование, оплачиваемую работу и право голоса. Последнее слабому полу даровали в 1917 году. Первое время большевики и участницы фемдвижения двигались в одном направлении — сказалась дружба феминисток и радикальной интеллигенции на закате царской России, однако со становлением советской власти теплые отношения кончились. Аборты сначала разрешили, потом запретили. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и страна вернулась к традиционной гендерной иерархии.

Следующие полвека феминистки практически провели в подполье. Изредка им удавалось участвовать в делах государства, но эти подвижки сложно назвать успешными: например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку на них устанавливали не участницы организаций, а члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») тоже были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ.

Открытым фемдвижение стало после перестройки. Оно поделилось на десятки течений, участницы которых выступают и за равноправие, и за радикальную смену образов, есть даже культурный и экофеминизм. Российское законодательство, на первый взгляд, тоже подстроилось под активных женщин: аборты разрешены, развестись — просто, да и возглавить отдел или целое предприятие сегодня можно.

То, что женская борьба в России не прекращалась никогда, отмечает психолог Игорь Лях, он же подчеркивает, что эта борьба сменила вектор: теперь женщин на протест толкают не явный недостаток прав и свобод, а другие женщины. Например, спор внутри гендера: одни — сторонницы естественной красоты, а другие выступают за депиляцию. В итоге спор из-за бритых подмышек перерастает в настоящий конфликт.

Женщины спорят с женщинами о коротких юбках, депиляции и откровенных фото в соцсетях — и это новый вектор феминизма, считает эксперт-психолог

Поделиться

— Унизительно ли то, что женщина снимает себя красивую и размещает на аватарку в социальных сетях? Одни феминистки скажут, что она позорит женский род, зазывая своим телом мужчин, другие — что она так себя видит, а потому имеет право. Внутри сообщества исчезает однородность, — рассуждает Лях. — Человек — сам по себе существо агрессивное, и там, где есть возможность проявить агрессию, он будет это делать независимо от пола. А то, что русские женщины агрессивны, отмечал еще Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»

По другую сторону забора — та самая женская солидарность. Порой она доводит до того, что феминистку внутри себя растит замужняя женщина, ведь в этом деле главное — вовремя заручиться поддержкой. А в социальных сетях сегодня её предостаточно.

По данным Ляха, сегодня открыты феминистскому движению 10% россиянок, еще 60% поддерживают направление скрыто. Можно представить, что скоро феминистками станут все женщины, но нет. Хотя бы из-за того, что феминизм не ставит перед собой задачу кому-то что-то навязывать. Это история о том, что у людей должны быть равные права независимо от того, мужчина ты или женщина, говорит феминистка Арина Танцырева.

— Бытует мнение, что феминизм — это удел некрасивых женщин с неудавшейся личной жизнью, баб со стальными яйцами, а также идеи про конкуренцию и ненависть к мужчинам. На деле же феминизм — про равные права людей вне зависимости от формы гениталий. Про то, что женщины не обязаны носить розовое, варить борщи, стремиться замуж и плевать на свою карьеру. Могут, но не обязаны. Про то, что мужчины не должны быть кому-то каменной стеной, зарабатывать миллиарды, выглядеть чуть лучше примата и никогда не поддаваться эмоциям. Могут, но снова не обязаны, — говорит Арина. — Равенство между полами наступает тогда, когда дискуссия о том, кто лучше, прекращается и приходит к выводу, что люди по сути своей разные. Это нужно уважать и принимать.

Феминистка Арина Танцырева считает, что споры о том, кто лучше, бесполезны

Поделиться

Напороться на «баб со стальными яйцами» вполне себе легко даже в самом безобидном паблике — такая история произошла с нашей читательницей Александрой, которая после развода сёрфила группы в «ВКонтакте», чтобы посмотреть, что вообще происходит в жизни других женщин.

— В группе «Щастьебытьженщиной» пользователи делились историями из жизни, и в основном это было нытье и обвинения в адрес мужчин — их называли абьюзами, — вспоминает Александра. — Одна авторка написала пост о том, что у нее классный муж, но одна беда — он не моет посуду, поэтому она должна всё это терпеть. Я предположила, что такую ситуацию паре стоит обсуждать вдвоем, может, муж вообще не в курсе того, что проблема существует. За это меня обвинили в том, что я защищаю абьюза, и забанили за нарушение правила сообщества «Не защищать мужчин и не осуждать женщин».

Подсчитать направления феминизма так же сложно, как и составить средний портрет участниц этих сообществ: в России можно найти последователей либерального феминизма (наследство от суфражисток, главная цель — обеспечить женщин и мужчин равными правами), постмодернистского феминизма (размывает гендерные границы, выступает против бинарной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (кратко: мужчины подавляют женщин, отношения с ними не нужны). Есть даже интерсекциональный феминизм — в нем борьба за права женщин неотделима от борьбы за права сексуальных меньшинств.

Фактически феминистами могут быть и мужчины, если они разделяют идею «что хочет женщина, то хочет и бог». Для них даже придумали особый термин — «профеминист». В реальной многослойной России профеминист — существо краснокнижное, гораздо легче найти среди мужчин тех, кто не понимает феминисток и ведет себя агрессивно. Это естественная реакция, объясняет сексолог Ирина Бочарова: они начинают бояться, когда женщина играет на их поле.

— Эмансипированная (свободная) женщина и феминистка — это два разных понятия. Но когда женщина начинает проявлять себя, выполнять наравне с мужчинами социальные функции, так же работать, столько же получать — это пугает мужчин. Соревнование с мужчиной — уже повод, чтобы назвать ее феминисткой, хотя таковой она может и не быть, — говорит сексолог. — Эти соревнования влияют и на отношения отдельных людей, и на общество в целом, ведь патриархальная система в России сохраняется. Как бы ни росло число семей, где мужчина сидит в декрете, а женщина делает бизнес просто потому, что у нее это выходит лучше, у нас по-прежнему к этому относятся плохо.

Сексолог Ирина Бочарова уверена: в России феминисткой назовут любую, кто хоть немного сильная и независимая

Поделиться

— Наше общество зачастую озабочено не рефлексией, а добычей денег. Просто денег, чтобы жить. Ты знаешь, что отечество кинет тебя и твою семью, не задумываясь. Социальных гарантий нет, а, учитывая тот факт, что даже работодатель считает себя вправе определять, кто в твоей семье должен зарабатывать больше («Мы поднимем Василию зарплату, ему семью кормить надо, а тебе муж помогает» — знакомая фраза?), получается ситуация искусственно нагнетаемого конфликта между полами, — рассуждает феминистка Арина Танцырева. — Вместо того, чтобы сесть и разработать вместе с партнером план совместной жизни, мы сталкиваемся со стереотипами, предписывающими нам строго определенные роли. А проблема-то в том, что все люди разные и одни и те же схемы могут нам не подходить.

Для большинства в России феминизм — это неприятно и больно, а быть феминисткой — всё равно что быть героиней анекдота про мышей и кактус: «плачут, колются, но продолжают есть». Удар по поясу наносят двойные стандарты: например, в Трудовом кодексе написано, что гендерной дискриминации в России нет, однако страна в лидерах по числу ограничений для трудовой деятельности женщин. Им запрещено заниматься 456 видами работ, в том числе водить сельхозтехнику или управлять поездами.

Доказывать и рассказывать о себе — дело хоть и приятное, но не всегда благодарное. Вовремя уйти из таких диалогов — оптимальное решение, отмечают сами феминистки.

— Я с удовольствием рассказываю о фемценностях людям, которым интересно послушать и подискутировать на эти темы. Иногда бываю услышана, иногда мы договариваемся, что каждый остается в своем дискурсе, и тогда наши дорожки расходятся, — говорит Арина Танцырева. — Это нормально. Но я не готова идти на баррикады и заставлять слушать тех, кто этого не хочет. Там их жизнь, здесь моя жизнь, и было бы славно не трепать друг другу нервы.

Феминистки — это… | 59.ru

Разбираемся с мифами про феминизм

Поделиться

Феминистскому движению больше века — за это время женщины стали полноценным членом общества. Они могут голосовать, избираться, работать кем захотят, выбирать, рожать им или нет, и одеваться, как им хочется (не считая особенностей различных религий). При этом само слово «феминизм» как будто бы поменяло значение — если судить по тому, какую реакцию оно вызывает. Часто их заочно осуждают за их идеи, но в чем именно они заключаются, уточнить не могут. Кто же такие феминистки сегодня? Чем они занимаются, за что борются?

Мы решили задать пермякам простейшие вопросы про феминизм и феминисток, а сами представительницы этого движения прокомментировали эти суждения: мифы это или правда.

Для начала — ответы пермяков на улице на несколько вопросов:

  1. Кто такие феминистки?
  2. За что они борются?
  3. Вольные рассуждения пермяков о феминистках.

Смотрим!

Анализируя ответы пермяков, мы собрали самые часто встречающиеся тезисы-мнения о феминистках и вообще движении. Вот они:

  1. Феминистки не любят мужчин.
  2. Феминистки хотят равноправия с мужчинами во всём.
  3. Феминистки не хотят помощи от мужчин, и они им вообще не интересны.
  4. Феминистки очень агрессивны и провокационны.
  5. Феминистки оголяют части тела, чтобы привлечь к себе внимание.

Эти суждения разберут три эксперта: Вероника Шалагинова, активистка, феминистка, создательница сообщества fem prm, организатор праздника «Истлевшая, превратившаяся в прах»; Алиса Клоц, сотрудница Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор Питтсбургского университета; Ольга Важенина, соведущая киноклуба «Сёстры по кадру».

Вероника Шалагинова:

— Все феминистки — разные. Нельзя сказать за всех, так как каждая отдельно взятая феминистка относится к мужчинам по-разному. Конечно, есть те, кто относятся к мужчинам не с явной симпатией, но это опять же индивидуально. Так что это определённо миф.

Алиса Клоц:

— Феминистки выступают за равенство мужчин и женщин. Если вы поддерживаете идею равенства, например, равенства людей разных национальностей, это не значит, что вы не любите какую-то из сторон. Другое дело, что если стоит вопрос о равенстве, то значит, что какая-то из сторон находится в привилегированном положении. Естественно, если вы хотите равенства, вы выступаете против привилегий. Феминистки выступают против привилегированного положения мужчин в обществе. Поэтому создается иллюзия, что феминистки не любят мужчин. На самом деле феминистки не любят неравенство.

Ольга Важенина:

— Феминизм — не про любовь или ненависть (или равнодушие) к мужчинам. Он вообще не про мужчин. Конечно, то, что мы видим вокруг себя и то, о чем читаем в новостях, влияет на отношение к конкретным людям и мужчинам в целом. Заставляет быть, например, осторожнее или учит активнее проявлять свою позицию. Что-то вызывает гнев. Но не меньшие эмоции могут вызывать и женщины, которые активно поддерживают патриархальные установки и «топят» и обвиняют других женщин. Так что мизандрия (нелюбовь к мужчинам. — Прим. ред.) — совершенно не обязательный атрибут феминизма.

Вероника Шалагинова:

— Феминистки борются за свои права, права женщин. Например, за право распоряжаться своим телом: право на бесплатные, легальные и безопасные аборты.

Алиса Клоц:

— Феминистки действительно хотят равенства с мужчинами «во всем», но это не значит, что они не видят физиологических различий между мужчинами и женщинами. Феминистки выступают за то, чтобы общество не наказывало женщин за их физиологические особенности. Например, никто не спорит, что именно женщины рожают детей и кормят их грудным молоком. Поэтому феминистки выступают за меры по поддержке матерей. Другое дело, что среди феминисток нет консенсуса по поводу того, как сделать это наиболее эффективно: гарантировать продолжительный декретный отпуск, создать сеть дошкольных учреждений, вовлекать мужчин в уход за детьми или разработать программу, которая бы включала все три подхода.

Ольга Важенина:

Тут важно уточнить: не формального, а фактического равноправия. Не только равенства прав разнополых людей «на бумажке» (у нас его нет, достаточно вспомнить список запрещенных для женщин профессий), но и возможностей для реализации этих прав.

Вероника Шалагинова:

— Не совсем понимаю, что вы понимаете под «помощью от мужчин». Если вопрос касается активизма — лично я считаю, что только женщины могут заниматься феминистским активизмом. По той причине, что только женщины понимают в полной мере, какие права необходимы женщинам. И мужчины не включены в феминистскую повестку. Так что в вопросах феминизма мужчины действительно не рассматриваются.

Вероника уверена: то, что все феминистки не любят мужчин, — миф

Поделиться

Алиса Клоц:

— Есть женщины, которые не хотят помощи от мужчин, они им не интересны. Некоторые из них — феминистки, но значительная часть феминистками себя не считает. Среди феминисток есть те, кто критически относятся к мужчинам и считают, что победа над патриархатом возможна только при создании объединений без мужчин, но это только одно из направлений феминизма.

Ольга Важенина:

— Помощь — это прекрасно, когда она действительно нужна, и это не зависит от пола ни помогающего, ни той или того, кому требуется помощь. Часто под помощью понимают галантность: я открыл перед ней дверь, отодвинул стул в ресторане, а она не оценила и оскорбилась. Возможно, дело в том, что с вашей стороны это была не реальная помощь (девушка всё это может сама сделать), а желание показать свою заинтересованность в ней как в сексуальной партнерше. Представьте две ситуации: вы подаете пальто привлекательной женщине и старушке в поликлинике. Наверняка мотивы этих поступков будут разными. Много ли мужчин, «помогающих» девушкам надеть пальто, занесут тяжелую коляску в автобус? Так что помощь хороша тогда, когда человек в ней правда нуждается. А если не уверены, нужно ли ваше участие, просто спросите.

Вероника Шалагинова:

— В агрессии могут обвинить даже девушку, которая просто скажет, что женщины имеют право не брить ноги (и другие части своего тела). И хочется добавить, что нас могут обвинять в агрессии потому, что мы транслируем взгляды, отличные от тех, которые в нас закладывает социум. У всех разные степени психологических защит. Феминистки могут быть провокационны (например, на своих акциях), конечно. Но, опять же, все — разные. Каждая отдельно взятая феминистка для себя решает сама, как ей бороться за свои права.

Алиса Клоц:

— Некоторые люди агрессивны и провокационны, особенно в интернете. Агрессия и провокации часто используются различными группами для достижения каких-то политических целей. В этом смысле феминистки ничем не отличаются. Однако в популярном сознании происходит фиксация на агрессии со стороны именно феминисток, потому что «агрессия» — это что-то не женское. Кроме того, проявление эмоций мужчинами и женщинами по-разному оцениваются окружающими. Одни и те же слова могут восприниматься как оправданная попытка отстоять свою позицию, если они произнесены мужчиной, или как агрессия, если они произнесены женщиной.

Алиса Клоц: «Агрессия и провокации часто используются различными группами для достижения каких-то политических целей. В этом смысле феминистки ничем не отличаются»

Поделиться

Ольга Важенина:

— Право злиться есть у всех людей независимо от возраста и пола. Но, если для мужчин проявлять гнев считается нормальным и чуть ли не доказывает их маскулинность, то женщинам общество предлагает быть милыми и добрыми. В итоге чувства всё равно проявляются, но в завуалированной форме. Феминизм для меня — про осознанность: когда ты понимаешь, что рамки твоего поведения как женщины выстроены искусственно, ты разрешаешь себе проявлять агрессию. Говоришь себе: «Да, я живой человек, и конкретно эта ситуация меня злит / раздражает / сердит». И перестаешь быть «милой» всегда и для всех. Что касается провокаций — чаще всего замечают только тех, кто провоцирует (тут все любят вспоминать мифическое сожжение бюстгальтеров и так далее). Те, кто просто живут обычной жизнью и не занимаются акционизмом, не попадают в фокус внимания общества, и потому кажется, что феминизм — это только провокация.

Вероника Шалагинова:

— Я думаю, что самообъективация — это не лучший способ продвижения феминистской повестки. Но я уверена, что девушки, которые оголяют себя на акциях, не хотят привлечь внимание конкретно к себе, они хотят привлечь внимание к проблеме, которую они освещают.

Алиса Клоц:

— Обнаженное тело — часть современного политического и художественного языка, и феминистки им пользуются, как и люди, не имеющие отношения к феминизму. Возможно, феминистки используют его чаще остальных, но лишь потому, что в основе дискриминации женщин лежат представления о том, что телесные различия оправдывают социальное неравенство. Патриархальное общество низводит женщину до «тела»: женщина — объект сексуального желания мужчин, сосуд для вынашивания детей. Обнажаясь в рамках протеста, женщина возвращает себе право на свое тело.

Ольга Важенина:

— Запоминается только то, что больше всего шокировало. Речь здесь, скорее всего, об активистках движения Femen, хотя оно не считает себя феминистским и выступает по разным поводам: за свободу слова, однополые браки, против педофилии, проституции и даже поддерживают жертв стихийных бедствий. Часть этих проблем входит в феминистскую повестку, плюс говорящее название — вот и готов миф.

Мы задали нашим экспертам и вопросы, на которые в нашем стрит-токе на улице не смог ответить никто.

Вероника Шалагинова:

— В России, на мой взгляд, наиболее распространены два течения феминизма: радикальный и интерсекциональный. Конечно, существует ещё социалистический феминизм, марксистский феминизм, либеральный феминизм и так далее. Каждое из течений феминизма по-разному видит причину угнетения женщин и пути по преодолению этого угнетения (сексизма).

Алиса Клоц:

— Мне никогда не приходило в голову посчитать направления феминизма. Важно, что феминизм — не «Единая Россия», где все единогласно поддерживают указания руководства. В рамках феминизма, как и в рамках любой другой политической идеологии, существует спектр позиций. Но есть и общая повестка — равенство между мужчинами и женщинами.

Ольга Важенина:

— Как и в любом крупном движении, в феминизме есть свои течения, и при желании можно насчитать определенное их количество. Но я не сторонница разделения на виды, типы, направления и себя не отношу к какой-то определенной группе. Я знаю о случаях, когда из-за разности во взглядах и без того немногочисленные феминистки в небольшом городе переставали общаться и делать совместные проекты, и это печально.

Ольга Важенина (слева): «Помощь — это прекрасно, когда она действительно нужна»

Поделиться

Вероника Шалагинова:

— Нет, мужчины не могут быть феминистами. Они могут придерживаться феминистских взглядов, но феминистами они быть не могут.

Алиса Клоц:

— По этому вопросу среди феминисток есть разные мнения. Кто-то считает, что могут, так как феминизм — это идеология равенства и каждый может ее разделять. Несколько лет назад была даже кампания This is what a feminist looks like («Так выглядит феминист(ка)»), в которой снялись многие известные люди, в том числе и мужчины, например, актер Бенедикт Камбербэтч. Другие считают, что, хотя мужчины могут разделять взгляды феминисток, «феминистами» они быть не могут. Поэтому таких мужчин стоит называть «профеминистами» или «союзниками». Ну и есть группы феминисток, которые считают, что мужчины не могут понимать и принимать феминизм, потому что не могут отказаться от своих привилегий.

Ольга Важенина:

— Я считаю, что мужчина не может быть феминистом так же, как, например, и консультантом по грудному вскармливанию. Потому что у мужчин не может быть по определению соответствующего опыта. Существует понятие мужской и женской гендерной социализации, и мы все воспитаны в ней: в мальчиках поощряют одни качества, в девочках — другие, мальчикам разрешается проявлять ту же самую агрессию, а девочка должна улыбаться, и так далее. Если мужчина разделяет идеи феминизма и старается замечать сексизм в своей жизни и бороться с ним, его обычно называют профеминистом.

Вероника Шалагинова:

— Феминизм сейчас — это о правах женщин. Защита от мужчин, конечно, нужна (чего только стоит статистика по домашнему насилию, домогательствам, изнасилованиям и убийствам женщин), но сам феминизм, повторюсь, концентрируется на женщинах и их правах.

Алиса Клоц:

— Изначально феминизм возник как движение за права женщин, и часть феминисток считают, что он им и остается. Однако со временем многие феминистки стали задумываться о влиянии патриархата как системы, в основе которой лежат нормативные представления о гендерных ролях, и на мужчин. Так, например, от мужчины ожидается, что он будет сильным, смелым, предприимчивым, любое проявление слабости считается «бабским». Понимание того, что все эти представления не имеют никакого отношения к «природе», позволит мужчинам освободиться от диктата стереотипов и реализовывать себя в зависимости от индивидуальных желаний. В этом смысле феминизм предлагает освобождение как женщинам, так и мужчинам.

Ольга Важенина:

— Это интересный вопрос, потому что в какой-то степени, как мне кажется, верны оба утверждения. Например, регулярно всплывающая тема о праве женщины на аборт: формально оно в нашей стране есть, но его реализация уже окружена массой сложностей: сходи к психологу, чуть ли не к священнику, тридцать три раза всё всем объясни. Лоббируют такие трудности и обосновывают их чаще всего мужчины, не стесняются об этом говорить в СМИ. Недавняя история с губернатором Пензенской области довольно ярко это иллюстрирует: там чиновник открыто заявляет, что женщину должны всячески отговаривать сделать аборт, «биться за каждого ребенка», а если показатели будут плохими, пригрозил увольнениями. Что это, если не репродуктивное давление? В этом смысле можно говорить и о защите прав женщин от мужчин.

А напоследок — бонус. Ни одна (почти) женщина в нашем опросе не назвала себя феминисткой. Поэтому заодно мы спросили о том, что же всё-таки должна делать женщина, потому что она женщина. Каково её предназначение?

Ранее мы рассказывали, что в Перми 8 марта пройдёт фестиваль «Не виновата» в поддержку женщин, переживших домашнее насилие. Благотворительный концерт пройдёт в «Доме трубадура».

37 известных феминисток – вдохновляющих женщин феминистского движения

Каждый продукт на этой странице был выбран редактором Harper’s BAZAAR. Мы можем получать комиссию за некоторые товары, которые вы решите купить.

Отметьте этих исторических новаторов в честь Месяца женской истории.

По Лорен Алексис Фишер и Челси Санчес

Getty Images

В честь Месяца женской истории мы чествуем женщин, оказавших огромное влияние на феминистское движение. Несмотря на все заблуждения, феминизм по своей сути направлен на борьбу за равенство женщин. И есть женщины, которые уже несколько десятилетий являются первопроходцами в этой борьбе. От смелых суфражисток, которые боролись за право женщин голосовать, до Тараны Берк, запустившей движение #MeToo, до Вайноны ЛаДьюк, возглавляющей борьбу с изменением климата, — это женщины 20-го и 21-го веков, которые прокладывают путь к гендерному равенству.

реальное определение феминизма.

Getty Images

1 из 37

Суфражистки

Суфражистки яростно боролись за права женщин, особенно за право голоса. Их движения и протесты, как мирные, так и радикальные, обеспечили женщинам общенациональное право голоса в 1920 году. Кто из наиболее заметных женщин в движении? Мэри Уолстонкрафт, Сьюзан Б. Энтони, Элис Стоун Блэквелл, Элизабет Кэди Стэнтон, Эммелин Панкхерст, Соджорнер Трут.

Getty Images

2 из 37

Симона де Бовуар

Активный политический деятель, писатель и социальный теоретик, в 1949 году де Бовуар написала Второй пол, опередившую свое время книгу, которой приписывают создание путь современного феминизма. В влиятельной (и в то время чрезвычайно противоречивой) книге де Бовуар критикует патриархат и социальные устои, с которыми сталкиваются женщины.

Второй пол был запрещен Ватиканом и даже считался некоторыми «порнографией» — бесстрашное начало борьбы за феминизм.

Getty Images

3 из 37

Элеонора Рузвельт

Рузвельт стала первой первой леди, взявшей на себя обязанности, выходящие за рамки простого приема гостей и приема гостей в Белом доме. До своего пребывания на посту первой леди она уже открыто высказывалась и занималась женскими проблемами, работая с Лигой женских профсоюзов и Международным конгрессом работающих женщин. С 1935 по 1962 год Рузвельт вел «Мой день» — газетную колонку, посвященную женскому труду, равенству и правам еще до того, как появилось слово «феминизм» — социальные вопросы в то время считались «спорными», особенно для первая леди, чтобы говорить о. После того, как она стала первой леди, она стала первым делегатом США в Организации Объединенных Наций, занимала пост первого председателя Комиссии ООН по правам человека, а также возглавляла Комиссию президента Джона Кеннеди по положению женщин, чтобы продвигать равенство и консультировать по женским вопросам.

Getty Images

4 из 37

Марлен Дитрих

Хотя ее усилия не боролись напрямую за права женщин, Дитрих внесла свой вклад в феминизм через моду. Голливудская актриса носила брюки и мужские костюмы в то время, когда это считалось крайне скандальным и табуированным; как на экране, так и в частном порядке, однажды его чуть не арестовали за публичное ношение штанов в 1930-х годах. Известно, что она сказала: «Я одеваюсь для имиджа. Не для себя, не для публики, не для моды, не для мужчин». Стиль одежды Дитрих продолжал влиять на поколения женщин после нее, придавая многим уверенности и власти носить костюм.

Getty Images

5 из 37

Betty Friedan

Американская писательница и активистка написала книгу The Feminine Mystique в 1963 году, которую часто приписывают тому, что она вызвала вторую волну феминизма, которая началась в 60-х и 70-х годах. Фридан провела свою жизнь, работая над установлением равенства женщин, помогая создать Национальную женскую политическую группу, а также организовав в 1970 году Женскую забастовку за равенство, которая популяризировала феминистское движение по всей Америке.

Getty Images

6 из 37

Глория Стайнем

Глория Стайнем, которую справедливо называют «Матерью феминизма», возглавляла женское освободительное движение на протяжении 60-х и 70-х годов — и продолжает делать это сегодня.

Соучредитель феминистской тематики Ms. Magazine и нескольких женских групп, которые изменили облик феминизма, включая Альянс действий женщин, Национальное женское политическое собрание, Женский медиа-центр и другие. Все ее усилия привели к тому, что в 1919 году ее включили в Национальный зал женской славы.93 года, а в 2013 году награждена Президентской медалью Свободы. Стайнем продолжает оставаться первопроходцем в области феминизма сегодня, совсем недавно с ее сериями Viceland , WOMAN, и поствыборной акцией для молодых девушек и женщин.

Getty Images

7 из 37

Анджела Дэвис

Первопроходец для чернокожих женщин, Дэвис сыграла решающую роль в движении за гражданские права. Политическая активистка была ключевым лидером движения Black Power, и хотя некоторые из ее более радикальных позиций и роль в политических протестах были сочтены спорными, она неустанно боролась за продвижение прав женщин на протяжении более шести десятилетий.

В последний раз она была почетным сопредседателем Женского марша в Вашингтоне в 2017 году9.0003

Getty Images

8 из 37

Белл Хукс

Американская писательница была известна своей социальной активностью, которая часто отражалась в ее произведениях о притеснении, правах женщин и расе. Некоторые из самых известных работ Белл Хукс включают Ain’t I A Woman? Черные женщины и феминизм и Феминистская теория , в которой она заявила: «Феминизм — это движение за прекращение сексизма, сексистской эксплуатации и угнетения».

Getty Images

9из 37

Барбара Уолтерс

Мало того, что Уолтерс стала первой женщиной-соведущей новостного шоу (хотя в то время она зарабатывала только половину своих коллег-мужчин), она также стала первой женщиной-со-ведущей выпуск вечерних новостей для ABC News. С 70-х годов и по сегодняшний день Уолтерс проложила путь не только женщинам в журналистике, но и женщинам во всей рабочей силе.

Getty Images

10 из 37

Коретта Скотт Кинг

Хотя Коретта Скотт Кинг наиболее известна своим браком с Мартином Лютером Кингом-младшим и работой в организации Civil Rights, она посвятила большую часть своей жизни равенству женщин. Она помогла основать NOW (Национальную организацию женщин) в 19 лет.66 и сыграл ключевую роль в развитии организации. В своих усилиях по защите прав женщин Кинг также была, в частности, первой женщиной, выступившей с речью в день занятий в Гарварде.

Getty Images

11 из 37

Майя Энджелоу

Благодаря своей литературе, публичным выступлениям и сильным письмам Майя Энджелоу вдохновила как женщин, так и афроамериканцев на преодоление гендерной и расовой дискриминации. В 2011 году Анжелу была награждена Президентской медалью свободы за свои работы, насчитывающие более 50 лет, включая 36 книг, семь автобиографий и более 50 почетных степеней.

Getty Images

12 из 37

Одре Лорд

Одре Лорд направила свой мощный голос через письмо и поэзию, исследуя женскую идентичность и жизнь чернокожей лесбиянки и рассказывая о проблемах, которые затрагивали женщин по всей стране в период расцвета гражданских прав. движение. Вся ее работа была основана на ее «теории различий», которую мы сегодня называем «интерсекциональностью». Как известно, она сказала: «Нас разделяют не наши различия. Это наша неспособность признать, принять и отпраздновать эти различия».

Getty Images

13 из 37. . Два года спустя она стала соучредителем Проекта по правам женщин в Американском союзе гражданских свобод (ACLU), еще раз убедившись, что голоса женщин были услышаны в законе. Назначенная президентом Биллом Клинтоном в 1993 году, Бадер Гинзбург стала второй женщиной-судьей Верховного суда за всю историю. Эту должность она занимает до сих пор и использует для защиты прав женщин.

Getty Images

14 из 37

Йоко Оно

Наиболее известная своими мирными протестами против Джона Леннона, Оно также на протяжении многих лет выступала за гендерное равенство. Ее эссе 1972 года «Феминизация общества» помогло отметить женскую революцию 70-х годов.

Getty Images

15 из 37

Элис Уокер

Критический голос чернокожих женщин в феминистском движении, Уокер сыграла важную роль в ее усилиях для женщин и, особенно, для цветных женщин.

Писатель и активист участвовал в Движении за гражданские права вместе с доктором Мартином Лютером Кингом, прежде чем присоединиться к Глории Стайнем в качестве редактора в 9 лет.0033 Мисс Журнал . Самая известная работа Уокера, The Color Purple , сыграла важную роль в рассказе истории чернокожих женщин и позже была адаптирована как для фильма, так и для бродвейского мюзикла. Через два года после публикации Уокер стала соучредителем феминистского издательства Wild Tree Press. Вклад Уокер в феминистское движение жизненно важен для ее усилий, направленных на то, чтобы голоса чернокожих женщин были учтены и услышаны. В 1983 году она первой ввела термин «женственность», который стремился включить чернокожих женщин в феминизм.

Getty Images

16 из 37

Хиллари Клинтон

Клинтон — единственная первая леди, когда-либо баллотировавшаяся на государственные должности, первая в истории женщина-сенатор от Нью-Йорка, государственный секретарь при президенте Обаме и, конечно же, как первая женщина-кандидат на президентских выборах 2016 года. С 1970-х годов Клинтон способствовала улучшению положения женщин благодаря своей разнообразной работе: от того, чтобы стать первой женщиной-председателем Корпорации юридических услуг в 1978 году, до произнесения своей знаменитой речи «Права женщин — это права человека» в 1919 году.95 лет за проведение вдохновляющей президентской кампании, на которую должны равняться девочки в 2016 году. Несмотря на то, что Клинтон столкнулась с бесчисленным сексизмом на протяжении президентских выборов, она до самого конца шла по прямому пути, памятно говоря: «Всем маленьким девочкам, которые смотрят… никогда сомневаюсь в том, что вы ценны и могущественны и заслуживаете всех шансов и возможностей в мире», — в ее концессионной речи в 2016 году.

Getty Images

17 из 37

Опра Уинфри

Вдохновленная неравной оплатой, которую она получала в начале своей карьеры на телевидении, Опра решила начать собственное телешоу и на этом основании построила империю, помогающую женщинам расти , развиваться и процветать. «Я никогда не считала и не называла себя феминисткой, но я не думаю, что можно действительно быть женщиной в этом мире и не быть ею». С тех пор она разработала Академию лидерства Опры Уинфри для девочек, Сеть Опры Уинфри и была награждена Президентской медалью свободы в 2013 году.0003

Getty Images

18 из 37

Диана фон Фюрстенберг

DVF построила всю свою карьеру в мире моды на концепции расширения прав и возможностей женщин. «Почувствуй себя женщиной, надень платье» и «Горжусь быть женщиной!» — это всего лишь две мантры дизайнера, воплощенные в ее бренде. Она не только использует моду для расширения прав и возможностей женщин, но и с тех пор учредила премию DVF Awards, которая присуждается невероятным женщинам, которые оказали положительное влияние на мир благодаря лидерству, благотворительности и упорному труду.

Getty Images

19 из 37

Мадонна

Королева поп-музыки построила всю свою карьеру на том, чтобы раздвигать границы женщин и сексуальности с помощью своих песен и музыкальных клипов, беззастенчиво ломая гендерные стереотипы. Своей публичной персоной Мадонна поощряла женщин беззастенчиво брать на себя ответственность за свою сексуальность и жизнь. Совсем недавно она стала активно выступать против сексизма и эйджизма, которым женщины подвергаются сегодня, продолжая одеваться так сексуально, как она хочет, в 58 лет.

Getty Images

20 из 37

Шерил Сандберг

Главный операционный директор Facebook является пионером движения «Lean In» со своей книгой 2013 года, призывающей женщин преуспеть в рабочей силе. Благодаря своей видной должности в Facebook, работе с Фондом Lean In и Международным советом «Женщины для женщин» Сандберг откровенно говорит о неудачах и неравенстве, с которыми сталкиваются женщины на рынке труда. Она также объединилась с Глорией Стайнем, чтобы расширить возможности молодых девушек после президентских выборов 2016 года.

Getty Images

21 из 37

Малала Юсуфзай

Мужественный подросток прославился благодаря своим мемуарам «Я — Малала, », в которых рассказывается о ее бесстрашном путешествии молодой студентки, борющейся за доступ к образованию в Пакистане. С тех пор Малала путешествует по миру, выступая за права женщин и детей на образование через свой фонд The ​​Malala Fund.

Getty Images

22 из 37

Анджелина Джоли

Помимо своей обширной работы в качестве дипломата ООН, актрисы и филантропа, в 2013 году, когда Анджелина Джоли решила поделиться своей историей о двойной мастэктомии, она изменила лицо груди. осознание рака. В личном эссе Джоли рассказала, как решение о здоровье расширило ее возможности как женщины, а также побудило других женщин поделиться своими историями о раке груди.

Getty Images

23 из 37

Чимаманда Нгози Адичи

Наиболее известна своим выступлением на TED Talk «Мы все должны быть феминистками», сэмплы которого были взяты из одноименного альбома Бейонсе. Адичи стала жизненно важным автором современной феминистки. движение. Некоторые из ее самых известных работ, Americanah, We Should All Be Feminists и Дорогая Иджеавеле, или Феминистский манифест в пятнадцати предложениях , сыграли важную роль в защите прав женщин и представлении африканской культуры.

Getty Images

24 из 37

Бейонсе

В конечном счете привнеся феминистское движение в современную поп-культуру, Бейонсе, возможно, колебалась, не стать ли феминисткой в ​​прошлом, но с выпуском ее одноименного альбома в 2013 году она, казалось, полностью приняла свою позицию. В треке «Flawless» она засемплировала мотивационное выступление автора Чимаманды Нгози Адичи на TED «Мы все должны быть феминистками». С выпуском ее следующего альбома Lemonade Королева Бей превзошла себя в короткометражном фильме, который стал прекрасной одой чернокожим женщинам.

Getty Images

25 из 37

Роксана Гей

Плохая феминистка автор совсем не такой. Решающий голос современных женщин, произведения Гей затрагивают такие вопросы, как раса, гендерная идентичность, сексуальная идентичность, сексуальное насилие и инвалидность. Наряду со своими романами, эссе и рассказами Гей также поделилась своей мудростью в качестве профессора Университета Пердью и во многих публичных выступлениях, включая вдохновляющее выступление на TED Talk.

Getty Images

26 из 37

Джанет Мок

Являясь новаторским голосом для трансгендерных женщин, Мок использовала свою журналистскую карьеру для защиты прав трансгендеров. Наряду со своими личными мемуарами, Переосмысление реальности: мой путь к женственности, идентичности, любви и многому другому и Превосходя уверенность, Мок поделилась историями транс-женщин с помощью различных средств, включая фильм HBO The Trans. Lis t, которую она выпускала.

Getty Images

27 из 37

Эмма Уотсон

Одна из самых молодых представительниц феминизма, актриса привлекла всеобщее внимание своей трогательной речью перед Организацией Объединенных Наций, которая выступила с новой инициативой по обеспечению гендерного равенства. Работа Уотсон в ООН напомнила всем нам, что феминизм — это борьба не только за женщин, к ней должны присоединиться и мужчины. С тех пор она запустила движение #HeForShe, свой собственный феминистский книжный клуб и много говорит о том, что значит быть феминисткой сегодня.

Getty Images

28 из 37

Патрис Каллорс

Соучредитель Black Lives Matter, Каллорс был одной из самых влиятельных сил десятилетия в борьбе против черного расизма. Под влиянием убийства Трейвона Мартина в 2012 году Каллорс положил начало одному из крупнейших движений за гражданские права с 1960-х и 1970-х годов. Кроме того, она является активным защитником прав чернокожих и гомосексуальных женщин, с тех пор она была удостоена Сиднейской премии мира и была названа создателем истории NAACP.

Getty Images

29 из 37

Тарана Берк

Открывая новую волну феминизма, Тарана Берк начала движение #MeToo еще в 2006 году, более чем за десять лет до того, как о нем услышали во всем мире. Вдохновляющий лидер для жертв сексуальных посягательств и домогательств, работа Берк позволила сотням тысяч женщин по всему миру рассказать о своем собственном опыте сексуальных посягательств и помогла открыть шлюзы голливудскому движению Time’s Up. Концепция Берка «Я тоже» создала безопасное пространство для женщин, чтобы они могли высказаться и дать отпор сексуальным домогательствам, и ознаменовала собой новую главу в будущем феминизма.

Белый домGetty Images

30 из 37

Мишель Обама

В 2009 году, когда муж Барак Обама стал первым чернокожим президентом Соединенных Штатов, Мишель Обама также вошла в историю, став первой чернокожей первой леди страны и единственной Первая леди, поступившая в университет Лиги плюща (Принстон) для получения степени бакалавра. Она оставила свой след в Белом доме своей инициативой «Пусть девочки учатся», которая позволила девочкам во всем мире получить лучший доступ к образованию. Даже после того, как ее муж стал президентом, она продолжает отстаивать дело через Альянс возможностей девочек, программу в рамках Фонда Обамы, которая поддерживает местных лидеров, работающих над образованием девочек.

Величайшие модные моменты принцессы Маргарет

Лорен Алексис Фишер Лорен Алексис Фишер — внештатный модный редактор и писатель из Нью-Йорка.

Челси Санчес Цифровой помощник редактора Челси Санчес — помощник редактора HarpersBAZAAR.com, где она освещает поп-культуру, политику и социальные движения.

феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты

Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины: с оговорками по политическим и моральным вопросам»

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн Лена Данэм
Похожие темы:
философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое феминизм?

По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.

Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?

В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины » стала основополагающим произведением англоязычной феминистской философии. Феминизм в Соединенных Штатах имел ряд видных активистов в середине-конце 19 века. Среди известных основных активистов были Лукреция Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзан Б. Энтони. Менее распространенные, но столь же важные взгляды исходили от Соджорнер Трут, бывшей порабощенной чернокожей женщины, и Эммы Гольдман, ведущей анархистки страны в конце 19 века.

Что такое интерсекциональный феминизм?

Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к усугублению эффектов и напряженности. В ее статье на эту тему утверждалось, что дискриминация конкретно чернокожих женщин отличается от общей дискриминации женщин или античерного расизма. Вместо этого он включает в себя уникальный сложный опыт как сексизма, так и расизма. Первоначально использовавшаяся в контексте закона о дискриминации, эта концепция возродилась в 21 веке среди левых активистов, которые расширили интерсекциональность, включив в нее такие категории, как класс и сексуальная ориентация.

Как феминистская политика изменила мир?

Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения о беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм зародился в основном на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.

На протяжении большей части западной истории женщины были ограничены домашней сферой, в то время как общественная жизнь была зарезервирована для мужчин. В средневековой Европе женщинам было отказано в праве владеть имуществом, учиться или участвовать в общественной жизни. В конце 1910 века во Франции все еще заставляли прилюдно покрывать голову, а в некоторых частях Германии муж все еще имел право продать свою жену. Даже в начале 20 века женщины не могли ни голосовать, ни занимать выборные должности в Европе и большей части Соединенных Штатов (где несколько территорий и штатов предоставили женщинам избирательное право задолго до того, как это сделало федеральное правительство). Женщинам запрещалось вести бизнес без представителя-мужчины, будь то отец, брат, муж, законный представитель или даже сын. Замужние женщины не могли осуществлять контроль над своими детьми без разрешения своих мужей. Более того, женщины практически не имели доступа к образованию и были лишены доступа к большинству профессий. В некоторых частях мира такие ограничения для женщин сохраняются и сегодня.

История феминизма

Древний мир

Свидетельств раннего организованного протеста против такого ограниченного статуса немного. В 3 веке до нашей эры римские женщины заполнили Капитолийский холм и заблокировали все входы на Форум, когда консул Маркус Порций Катон сопротивлялся попыткам отменить законы, ограничивающие использование женщинами дорогих товаров. «Если они победят сейчас, чего они не предпримут?» Катон заплакал. «Как только они станут равными вам, они станут выше вас».

Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая Epistolae familyes 9. 0016 (1488; «Личные письма»; англ. пер. Собрание писем феминистки эпохи Возрождения ), том писем, посвященных множеству женских жалоб, от отказа в образовании и семейного угнетения до легкомыслия женской одежды.

Защита женщин стала литературным поджанром к концу 16 века, когда был опубликован Il Merito delle donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.

Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомнике предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Голоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.

Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными созданиями, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.

Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), объявляющая женщину не только равной мужчине, но и его партнершей. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.

Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к шуму социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.

В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работах Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитировавшего его изречение о том, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый». А после того, как парижские феминистки начали издавать ежедневную газету под названием La Voix des femmes («Голос женщин») в 1848 году, немецкая писательница Луиза Диттмар последовала их примеру год спустя со своим журналом 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *