Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов
Библиографическое описание:Степанова, Н. А. Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов / Н. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14110/ (дата обращения: 06.11.2022).
Умение читать приобретается чтением книг, но гораздо более необходимое умение — познание мира — можно приобрести, только читая человека и изучая самые разные его издания.
Честерфилд. Письма к сыну
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной, эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют манеры, жесты, эмоции. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20–40- % информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождает желание овладеть искусством толкования этого особого языка.
«Что такое невербальное общение?» — порою многие слышали это фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.
Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Как подчеркивают исследователи, невербальная коммуникация порой дает нам гораздо больше сведений, чем слова. А известный французский писатель Ф. Ларошфуко, живший в 17 веке, утверждал: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».
В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией.
Ученые подчеркивают, что вербальные и невербальные средства являются важными интегральными частями единой коммуникативной системы.
Общение — это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы.
Невербальный язык гораздо более неустойчив и вариативен по сравнению с языковыми средствами. Изучением языка тела и его частей занимается наука, получившая название «кинесика». Ее создателем считают известного американского антрополога Р. Бирдвистелла. Временами с помощью невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) — 38 %, мимики, жестов, позы (невербальное общение) — 55 %.
Следовательно, можно прийти к выводу, что важно не что говориться, а как это говорится.
Начиная с античных времен, языку телодвижений всегда уделялось много внимания. Большую роль в социальных отношениях язык тела играл в средние века. Неслучайно, культуру средневековья иногда называют культурой жеста, или жестовой культурой.
И в настоящее время жесты играют важное значение в общественно-политической, деловой и частной жизни. «Как показывают некоторые события современной истории, — пишет Г. Е. Крейдлин, — часто бывает достаточным исполнения таких символических жестов, как протянутая для рукопожатия рука или доброжелательная улыбка, поза склонить голову или снять шляпу перед могилой, чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам».
К кинетическим средствам относятся самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуй, поглаживания, объятия и т. д.
Самое распространенное деловое прикосновение — рукопожатие. По свидетельству Эразма Роттердамского, рукопожатие было введено в конце 17 века. Данный жест был задуман как приветствие равных по статусу, так как жесты кланяться или снимать шляпу имели нежелательную окраску неравенства жестикулирующего и адресата.
Значимую информацию о состоянии человека, о его взаимоотношениях с собеседником содержит поза. Специалисты называют около 1000 различных поз.
Этикетные нормы использования разных поз, как и жестов, во многом определяются культурными традициями народов.
Разное отношение наблюдается к такой позе, как глубокий поклон. Например, у европейцев и американцев эта поза расценивается как знак униженности и раболепия. А во Вьетнаме — это знак уважения и смирения. Не поклониться означает проявить невежливость и неучтивость, нарушить этические нормы поведения.
Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики.
Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо притягивает наш взгляд, а выражение лица дает обратную связь.
Поскольку лицо — это своеобразный перекресток, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.
«Лицо — носитель богатейшего коммуникативного потенциала. Это инструмент передачи эмоциональных состояний, оно отражает межличностные отношения, оно обеспечивает невербальную обратную связь с действиями окружающих, некоторые ученые называют его главным после речи источником информации».
По мнению А. Пиза, проблема с ложью заключается именно в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты могут выдать нас, когда мы лжем. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах.
Основным звуковым средством устной речи является голос. Он передает информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека, степени его воспитанности и образованности. Человеческий голос имеет огромное количество оттенков.
В речи, едва заметное изменение в технике произнесения, может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. Голос материализует интонацию, которая считается обязательной характеристикой звучащей речи. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: безразличие, удивление, радость и т. п.
Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Так приняв от вьетнамца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите вьетнамцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность вьетнамцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений. Например, женщина в России может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Женщины во Вьетнаме более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины в России обладают также врожденной способностью замечать невербальные сигналы, поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам.
Во Вьетнаме большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Так происходит как в России, так и во Вьетнаме.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами или просто коллегами, вам необходимо ознакомиться и овладеть культурой страны, обычаями и привычками.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Научившись «читать» жестикуляцию других людей, вы можете распознать, искренни они или лживы, относятся к вам дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением.
Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом.
Человек, находящийся на вершине социальной лестницы, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.
Сочетание двух основных каналов общения, как вербального, так и невербального является залогом к успешному взаимодействию партнеров и просто собеседников.
Литература:
- Павлова Л. Г. Основы делового общения. — Ростов н/д.: Феникс, — 2008. — 311 с.
- Дерябо С., Ясвин В.
— Гроссмейстер общения — Смысл, 2000
- Нэпп М, Холл Д. Невербальное общение. — Учебник 6-е международное издание — Спб., 2004
- Лабуновская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов: Издательство 1986
- Пиз Аллан. Язык телодвижений М.: Эксмо, — 2006
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник.- 2-е изд. — М: Инфра — М, 2003. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вьетнам, жест, невербальное общение, женщина, поза, Россия, невербальная коммуникация, невербальный язык, словарный запас, эмоциональное состояние человека.
CS5-Гузикова_Межкультурная коммуникация.indd
%PDF-1.3 % 1 0 obj >]/Pages 3 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences>>> endobj 2 0 obj >stream 2015-07-09T09:11:23+06:002015-07-09T09:11:29+06:002015-07-09T09:11:29+06:00Adobe InDesign CS5 (7.0.4)












коммуникативных концепций. | Aplmed Academy
Общение очень важно при общении с другими людьми. То, как вы общаетесь, влияет на чувства и поведение других людей, что, в свою очередь, может усложнить или облегчить вашу работу. Изучение того, как происходит общение, и некоторых основных методов позволят вам лучше заботиться о своем клиенте. Коммуникация – это процесс отправки и получения сообщения. Он состоит из вербальной и невербальной коммуникации. Вербальное общение связано со словами, независимо от того, написаны они, прочитаны или произнесены вслух. Слова должны быть простыми и понятными, чтобы люди правильно поняли. Помните, что слова могут иметь разное значение для разных людей. Невербальное общение, чаще называемое «языком тела», также посылает сообщение. Мы отправляем сообщения выражением лица, тоном голоса, жестами, позой, зрительным контактом и прикосновением. Коммуникация неправильно понимается, когда вербальные и невербальные (язык тела) сообщения различаются. Если вы говорите одно, а ваше тело посылает другое, люди путаются. Большинство людей, получив противоречивые сообщения, поверят тому, что видят. Вы, наверное, слышали фразу «действия говорят громче слов». Это действительно применимо в этой ситуации. Вы должны осознавать свой собственный язык тела, а также язык других».
Принципы позитивного общения.
Типы общения
Общение включает обмен мыслями, мнениями или информацией между людьми посредством речи, письма или жестов. Люди общаются по-разному. Насколько эффективен ваш стиль общения? Вы выдаете мысли, которых не хотели?
Вербальная
Вербальная коммуникация предполагает использование слов для передачи предполагаемого сообщения. Две основные формы вербального общения включают письменное и устное общение.
Письменное общение включает традиционные письма и документы, написанные ручкой и бумагой, печатные электронные документы, электронные письма, текстовые чаты, SMS и все остальное, передаваемое с помощью письменных символов, таких как язык. Этот тип связи незаменим для официальных деловых коммуникаций и выдачи юридических инструкций.
Формы коммуникации, в которых преимущественно используется письменное общение, включают справочники, брошюры, контракты, служебные записки, пресс-релизы, официальные деловые предложения и тому подобное. Эффективность письменного общения зависит от стиля письма, грамматики, словарного запаса и ясности
Устное/вербальное общение
Другой формой вербального общения является устная речь, либо лицом к лицу, либо посредством телефона, голосового чата, видеоконференцсвязи или любого другого средства. Различные формы неформального общения, такие как виноградная лоза или неформальная мельница слухов, и формальные сообщения, такие как лекции, конференции, являются формами устного общения. Устное общение находит применение в дискуссиях, а также в повседневных и неформальных беседах. Эффективность устных разговоров зависит от ясности речи, модуляции голоса, высоты тона, громкости, скорости и даже невербальных коммуникаций, таких как язык тела и визуальные сигналы.
Вербальное общение упрощает и ускоряет процесс передачи мыслей и остается наиболее успешной формой общения. А ведь это всего лишь семь процентов всего человеческого общения!
Невербальная коммуникация
Невербальная коммуникация предполагает общение путем отправки и получения бессловесных сообщений. Эти сообщения обычно подкрепляют вербальное общение, но они также могут передавать мысли и чувства сами по себе.
Физическая невербальная коммуникация, или язык тела, включает выражение лица, зрительный контакт, позу тела, жесты, такие как взмах, указательный палец и т. п., общие движения тела, тон голоса, прикосновения и другие.
Выражения лица являются наиболее распространенными среди всех невербальных коммуникаций. Например, улыбка или хмурый взгляд выражают определенные эмоции, которые трудно выразить посредством вербального общения. По оценкам исследований, язык тела, включая выражение лица, составляет 55 процентов всего общения.
Параязык
То, как что-то сказано, а не то, что сказано на самом деле, является важным компонентом невербальной коммуникации. Это включает в себя качество голоса, интонацию, высоту тона, ударение, эмоции, тон и стиль речи, а также сообщает об одобрении, интересе или его отсутствии. По оценкам исследований, на тон голоса приходится 38 процентов всех сообщений.
Другие формы невербального общения обычно сообщают о личности человека. К ним относятся:
- Эстетическое общение или творческое самовыражение, такое как танцы, рисование и т.п.
- Внешний вид или манера одеваться и ухаживать за собой, отражающая индивидуальность человека.
- Космический язык , такой как картины и пейзажи, сообщает о социальном статусе и вкусе.
- Символы , такие как религиозные, статусные или эгоистические символы.
Визуальная коммуникация
Третий тип коммуникации – это визуальная коммуникация с помощью визуальных средств, таких как вывески, типографика, рисунок, графический дизайн, иллюстрация, цвет и другие электронные ресурсы.
Визуальное общение с помощью графиков и диаграмм обычно подкрепляет письменное общение и во многих случаях может полностью заменить письменное общение. Как говорится, «картинка стоит тысячи слов»; такая визуальная коммуникация во многих случаях более эффективна, чем вербальная и невербальная коммуникация. Технологические разработки сделали визуальную коммуникацию намного проще, чем раньше.
Хорошее понимание различных типов общения и стилей общения может помочь вам лучше узнать людей и общаться с ними, устранить недоразумения и заблуждения и внести свой вклад в успех предприятия.
Устное и письменное общение | Профессиональное общение
Письменное слово часто заменяет устное. Люди часто говорят «было приятно услышать от вас», когда они получают электронное письмо или письмо, хотя на самом деле они не слышали сообщение, читали его. Тем не менее, если они хорошо вас знают, они могут мысленно «услышать» ваш голос в написанных вами словах. Написать сообщение друзьям или коллегам может быть так же естественно, как и поговорить с ними. Тем не менее, когда нас просят что-то написать, мы часто чувствуем тревогу и рассматриваем написание как более трудоемкий и требовательный процесс, чем разговор.
Устные и письменные формы общения во многом схожи. Оба они опираются на базовый процесс коммуникации, который состоит из восьми основных элементов: источник, получатель, сообщение, канал, получатель, обратная связь, среда, контекст и помехи. В таблице 9.1 «Восемь основных элементов общения» приведены эти элементы и приведены примеры того, как каждый элемент может применяться в устной и письменной коммуникации.
Таблица 9.1 Восемь основных элементов коммуникации
Элемент связи | Определение | Устное заявление | Письменное заявление |
---|---|---|---|
1. Источник | Источник создает и передает сообщение.![]() | Джей звонит Хизер. | Джей пишет электронное письмо Хизер. |
2. Ресивер | Получатель получает сообщение от источника. | Хизер слушает Джея. | Хизер читает электронную почту Джея. |
3. Сообщение | Сообщение — это стимул или значение, создаваемое источником для получателя. | Джей просит Хизер принять участие в телефонной конференции в 3:15. | Электронное письмо Джея просит Хизер принять участие в телефонной конференции в 3:15. |
4. Канал | Канал — это способ передачи сообщения между источником и получателем. | Канал телефонный. | Канал электронной почты. |
5. Обратная связь | Обратная связь — это сообщение, которое получатель отправляет в ответ на источник. | Хизер говорит да. | Хизер отвечает по электронной почте, что да. |
6. Окружающая среда | Окружающая среда — это физическая атмосфера, в которой происходит общение.![]() | Хизер едет на поезде в командировку, когда ей звонит Джей. | Хизер сидит за своим столом, когда получает электронное письмо от Джея. |
7. Контекст | Контекст включает в себя психологические ожидания источника и получателя. | Хизер ожидает, что Джей отправит электронное письмо с информацией о звонке. Джей ожидает этого и делает. | Хизер ожидает, что Джей наберет и подключит вызов. Джей ожидает, что Хизер проверит свою электронную почту на наличие информации о звонке, чтобы она могла присоединиться к звонку. |
8. Помехи | Помехи, также известные как шум, — это все, что блокирует или искажает процесс связи. | Хизер звонит в 3:15, но пропустила звонок, потому что забыла, что находится в другом часовом поясе, чем Джей. | Хизер ждет телефонного звонка от Джея в 3:15, но он не звонит. |
Как видно из приложений в этом примере, по крайней мере два различных вида помех могут испортить конференц-связь, и помехи могут существовать независимо от того, является ли общение для планирования звонка устным или письменным. Попробуйте переключить примеры «Контекст» и «Вмешательство» с «Устно» на «Письмо», и вы увидите, что несоответствие ожиданий и путаница с часовыми поясами могут произойти по телефону или по электронной почте. Хотя этот пример имеет неблагоприятный исход, он указывает на сходство процессов устного и письменного общения.
Еще одно сходство устных и письменных форм общения заключается в том, что их можно разделить на вербальные и невербальные категории. Вербальное общение включает в себя слова, которые вы произносите, а невербальное общение — то, как вы их произносите: тон голоса, выражение лица, язык тела и так далее. Письменное общение также включает в себя вербальные и невербальные измерения. Слова, которые вы выбираете, являются вербальным измерением. То, как вы изображаете или отображаете их, является невербальным измерением, которое может включать в себя средство (электронная почта или печатный документ), шрифт или вид вашей подписи на письме. В этом смысле устная и письменная коммуникация сходны по своему подходу, даже если они совершенно разные по своему применению.
Письменное слово обеспечивает динамический процесс связи между источником и получателем, но часто асинхронный, т. е. происходит в разное время. Когда мы общаемся лицом к лицу, мы получаем немедленную обратную связь, но наши письменные слова заменяют это межличностное взаимодействие, и нам не хватает этой немедленной реакции. Поскольку мы часто физически не присутствуем, когда кто-то читает то, что мы написали, важно, чтобы мы предвидели потребности читателя, интерпретацию и вероятную реакцию на наши письменные сообщения.
Предположим, вас попросили написать сообщение, рассказывающее клиентам о новом продукте или услуге, которые собирается предложить ваша компания. Если бы вы разговаривали с одним из них в непринужденной обстановке за чашечкой кофе, что бы вы сказали? Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать продукт или услугу и как они могут удовлетворить потребности клиента? Как деловой коммуникатор, вы должны сосредоточиться на словах, которые вы используете, и на том, как вы их используете.