Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Одаренность это в психологии: Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий

Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Одаренность – наличие способностей, которые могут обеспечить достижение успеха в определенной области.

Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.

При этом важно подчеркнуть, что одаренность, не подкрепленная соответствующими знаниями и навыками, никак не влияет на улучшение потенциала. Например, ребенок, имеющий музыкальную одаренность, но не обладающий по крайней мере базовыми знаниями игры на инструменте, скорее всего, не сможет стать талантливым исполнителем.

По этой причине детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обращать внимание на способности ребенка с ранних лет – с тем, чтобы не упустить возможность дать ему соответствующие навыки.

Также стоит отметить, что одаренность может быть специальной (предрасположенность к одному определенному виду деятельности) или общей (ориентированность сразу на несколько сфер). Общей одаренностью обладают, к примеру, композиторы, которые, помимо написания музыки, прекрасно рисуют или пишут стихи. Еще один уровень оценки способностей – гениальность, которая значительно превосходит другие уровни. Одаренных и талантливых людей достаточно много, но действительно гениальных – единицы.

< Объективность

Одержимость >

Популярные термины

    Одаренность

    Как развить свой талант

    Чтобы достичь успеха, надо развивать свои природные способности. Талантом наделен каждый из нас, просто не все знают, как его обнаружить и развить. Вот несколько рекомендаций от психолога по развитию творческого потенциала.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Меня мучают мысли о смерти. Боюсь потерять ребенка»
    • Лекарство от болезни Альцгеймера: при чем тут гормон любви — объясняют ученые
    • «Как пережить менопаузу? Она доведет меня или до развода, или до депрессии»
    • 3 главных секрета брака — узнайте, как сохранить любовь в длительных отношениях
    • Календарь с австралийскими пожарными — 2023: галерея и мнение психолога
    • Когда жизнь — трагическая постановка: почему мы так любим драматизировать
    • Коридор затмений предвещает беду: 5 главных мифов об астрономическом явлении
    • Как ухаживать за кожей в период менопаузы: советы женщинам

    Сегодня читают

    • «Из-за сексуальных фантазий мужа наши отношения вот-вот разрушатся»
    • 8 запретных тем для разговора
    • «Муж ушел к беженке из Украины, которая младше его на 20 лет»
    • Ни в горе, ни в радости: 5 признаков, что семья на грани развода
    • 8 неочевидных причин депрессии

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    «Одаренность – это способность к творчеству» – Новости – Институт образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    Представляем итоги круглого стола «Детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»

    Терминология: одаренные дети, детская одаренность и успешность

    Существует проблема соотношения понятий успешности, детской одаренности и одаренных детей. Например, большинство специалистов, педагогов и психологов интересуется теми детьми, которым удалось достичь высоких результатов в учебе, показать свою академическую успешность. Для них создаются специализированные школы: средние физико-математические школы при университетах, средние музыкальные школы при ведущих консерваториях, средние художественные школы и другие образовательные проекты. Успех воспринимается как грань одаренности, при этом вынуждает рассматривать ее под социально-политическим углом.

    Доля одаренных детей на сегодняшний день по разным оценкам составляет 2-5%, и основной интерес к ним проявляет лишь узкая группа психологов. Детская одаренность же означает интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее распространенная концепция одаренности по модели американского психолога Дж. Рензулли включает в себя три фактора – интеллект, креативность и мотивация. 

    Александр Ильич Савенков,
    член-корреспондент РАО, д.психол. н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ

    Презентация Савенкова А. И. (PPTX, 932 Кб) 

    Одаренность – высокий творческий потенциал, единая и целостная характеристика ребенка в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых и других личностных свойств и социокультурного окружения, составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. 

    Елена Игоревна Щебланова,
    заведующая лабораторией одаренности Психологического института РАО, д.псих.н.

    Презентация Щеблановой Е. И. (PPTX, 1.82 Мб)  

    Прогнозирование развития одаренности

    Предсказательная сила показателей одаренности снижается по мере взросления. Если ребенок в определенном возрасте опережает сверстников по показателям школьной успеваемости или демонстрирует высокие результаты IQ-тестов, это не значит, что он сможет сохранить это преимущество через 15-20 лет.

     

    Наталья Борисовна Шумакова,
    проф., д.псих.н. научный руководитель ГБОУ Школа №1569 «Созвездие»
     

    Презентация Шумаковой Н. Б. (PPTX, 2.63  Мб)

    Творчество и интеллект 

    Одаренность – это способность к творчеству. Если мотивом является успешность, то никакого развития не будет, важна именно способность развития деятельности по своей инициативе, доминирование познавательной мотивации

    Традиционное тестирование по тестам IQ не способно выделить творческих людей. 

    Понимание одаренности как уровня умственных способностей не включает оценку способности человека к творчеству. Для решения проблемы исследования креативности американский ученый Дж. Гилфорд ставил перед собой задачу по построению структуры интеллекта. Им был дополнительно внедрен в диагностические исследования, помимо уровня интеллекта, коэффициент творчества или креативности, а термин «творческая одаренность» получил широкое распространение. 

    В России во второй половине ХХ века сформировалась школа мышления Рубинштейна.

    Разработанный им принцип творческой самодеятельности или принцип метода креативного поля заключается в том, что творчество проявляет себя там, где субъект развивает свою деятельность по собственной инициативе. 

    Диана Борисовна Богоявленская,
    почетный член РАО, д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ

     
    Измерение интеллектуальной одаренности

    Необходимые факторы для оценки интеллектуальной одаренности: 

    • Учет комплекса признаков для определения психологического содержания интеллекта: показателей когнитивных, креативных, понятийных, метакогнитивных и эмоциональных способностей;
    • Проявление интеллектуальной одаренности в динамике – лонгитюдное измерение индивидуальных способностей;
    • Исследование в специфичной среде конкретной предметной области. 

    Интеллект – сложная, многомерная система, но однозначно – не линейная. Очевидно, что в случае, если к диагностике, анализу и прогнозу нелинейной системы применяются линейные методы, вероятность ошибки оценки – крайне велика.  

    Полная версия семинара

    Что такое талант? | Psychology Today

    Источник: geralt/Pixabay

    Талант — это часто употребляемое слово, и когда его вспоминают, мы часто киваем, соглашаясь, что знаем, что кто-то имеет в виду. Во многих случаях это может быть синонимом «интеллект» или в других областях это может означать «атлетизм». Вы можете обойтись без точного определения таланта, если только вы не ученый, пытающийся объяснить производительность. Тогда вы хотите знать, что именно отличает спортсмена мирового класса, гроссмейстера по шахматам или кого-либо еще на вершине своей области.

    Недавно я услышал превосходное определение таланта, данное Анжелой Дакворт из Пенсильванского университета:

    «Талант — когда я использую это слово, я имею в виду скорость, с которой вы становитесь лучше, прилагая усилия. Скорость, с которой вы становитесь лучше в футболе, и есть ваш футбольный талант. Скорость, с которой вы становитесь лучше в математике, и есть ваш математический талант. Вы знаете, учитывая, что вы прилагаете определенные усилия. И я абсолютно уверен — и не все так считают, но думаю, что большинство — что между нами есть различия в талантах: что мы не все одинаково талантливы» (Duckworth, 2016).

    Что мне нравится в этом определении таланта, так это то, что оно позволяет нам видеть усовершенствование как результат как врожденных качеств, так и усилий. Мы можем улучшаться медленнее, но мы все еще можем улучшаться, прилагая усилия.

    Это определение таланта также помогает нам упорствовать. Например, если мы пытаемся совершенствоваться в какой-то области и возлагаем большие надежды, мы постоянно достигаем предела наших текущих навыков. Всякий раз, когда мы чувствуем, что находимся на этом «крае», и о нашей работе судят по сравнению с другими, мы можем интерпретировать относительную обратную связь как свидетельство отсутствия таланта или вместо этого думать о таланте как о степени нашего совершенствования.

    Последняя интерпретация помогает нам упорствовать, но при этом допускает различия в талантах. Это классическая история о черепахе и зайце: другие могут гоняться за кроликами в наших владениях, но, учитывая наше стремление к совершенству, мы можем тащиться вперед, как черепахи, в конце концов достигая своих целей целенаправленными усилиями.

    Это история многочисленных экспертов из книги Андерса Эрикссона « Пик: секреты новой науки экспертизы ». В области за областью Эрикссон, когнитивный психолог из Университета штата Флорида, обнаружил, что те, кто упорно практиковал, в конечном итоге достигли вершины в своей области.

    Для Эрикссон практика и усилия стоят на первом месте. Как он резюмирует: «В долгосрочной перспективе побеждают те, кто больше практикуется, а не те, кто изначально обладал некоторым преимуществом в интеллекте или каком-либо другом таланте». идея «правила 10 000» (т. е. что для того, чтобы стать экспертом, требуется 10 000 часов практики)* говорит о том, что мы более равны, чем думаем. Эрикссон отвергает талант любого человека, даже Эйнштейна. Он описывает, как нейробиологи обнаружили, что у Эйнштейна была «значительно большая, чем в среднем, нижняя теменная долька», которая, как считается, играет роль в математическом мышлении. В ответ Эрикссон спрашивает:

    «Может ли быть так, что люди, подобные Эйнштейну, просто рождаются с более массивными, чем обычно, нижними теменными дольками и, следовательно, имеют врожденную способность к математическому мышлению? Вы можете так подумать, но исследователи, изучавшие размер этой части мозга у математиков и нематематиков, обнаружили, что чем дольше кто-то работал математиком, тем больше у него серого вещества в правой нижней теменной области. долька, что предполагает, что увеличенный размер был продуктом расширенного математического мышления, а не чем-то, с чем человек родился».0003

    Однако по мере того, как книга продолжается, экстремизм начинает смягчаться, и Эрикссон начинает учитывать аспекты врожденных различий, но только как вторую скрипку на практике. Как он резюмирует:

    «Я подозреваю, что такие генетические различия — если они существуют — скорее всего, проявятся через необходимую практику и усилия, направленные на развитие навыка. Возможно, например, некоторые дети рождаются с набором генов, которые заставляют их получать больше удовольствия от рисования или создания музыки».0003

    Твердая позиция Эрикссон в отношении ценности практики стала результатом работы по точному выявлению различий между элитными и средними исполнителями, при этом в большинстве областей объяснения врожденных различий неуловимы. Однако с определением таланта, предложенным Даквортом, нам не нужно выбирать между врожденностью или усилием — и то, и другое важно, — и, если судить по бесчисленным исследованиям элитных экспертов, проведенным Эрикссоном, усилие важнее, чем мы часто предполагаем.

    * Отличный обзор того, почему это не совсем «правило», а также множество предостережений, необходимых после его популяризации Малкольмом Гладуэллом в его книге Outliers , см. Ericsson & Poole, 2016, стр. 109-114.

    Talent Psychology Consulting Ltd. » Что такое Talent Psychology?

    Психология талантов – это комбинированное исследование высокого потенциала и лидерства с целью применения этой новой совокупности знаний к управлению талантами, организационному развитию, динамике рабочего места и карьерному росту. Многие считают доктора Мэри Якобсен ведущим международным экспертом по одаренным/талантливым взрослым.98. В частности, она исследует взаимосвязь между высокими способностями и эффективным руководством. С самого начала она столкнулась с тревожным противоречием между тем, что верно в отношении людей с высокими способностями, и преобладающим организационным мышлением и процедурами. Этот разрыв лежит в основе многих невидимых проблем в выявлении, приобретении, управлении и удержании талантов, а также является катализатором усилий доктора Якобсена по продвижению новой интегрированной области, психологии талантов .

    Талантливые люди и высокая организационная эффективность неразрывно связаны. Однако до сих пор почти не существовало способа согласовать подлинные потребности высококвалифицированных людей с потребностями организаций. В психологии талантов заложено предположение, что мы можем установить, как личностные и когнитивные процессы работают вместе, чтобы отличить лучших талантов от обычных и исключительных способностей от средних.

    Все организации «управляют» своими лучшими талантами независимо от того, существует ли у них формальный процесс. И у всех организаций есть точки зрения и убеждения, которые формируют их подходы к управлению талантами. Когда лежащие в основе убеждения о таланте грубо ошибочны, хороших решений не может последовать. Прежде всего, чтобы избежать серьезных и дорогостоящих организационных ловушек, обязательным условием является четкое понимание высокого потенциала, основанного на надежных исследованиях, а не на мифах и мнениях. Это важно, потому что вековые стереотипы о людях с высокими способностями пронизывают умонастроения подавляющего большинства людей, будь то в бизнес-среде или где-либо еще. Только когда у тех, кто занимается управлением талантами, особенно у линейных менеджеров, будут инструменты для того, чтобы подвергать сомнению и исправлять предвзятые представления, мы можем надеяться увидеть конец укоренившимся предположениям и предотвратимым организационным решениям в отношении талантов

    Вопреки широко распространенным стереотипам, люди с высокими способностями/высоким потенциалом обладают:

    • интеллектом значительно выше среднего
    • сильная потребность в вызове и умственной стимуляции
    • способность учиться и применять сложную информацию быстрее и лучше, чем другие
    • склонность рассматривать вещи с разных точек зрения
    • ненасытное любопытство; пытливый ум
    • тенденция подвергать сомнению статус-кво
    • исключительные способности восприятия и проницательности
    • сложное и всеобъемлющее мышление
    • замечательный комфорт с неопределенностью и двусмысленностью
    • исключительная адаптивность; способность служить катализатором перемен
    • дополнительная находчивость, стойкость, здравый смысл и эмоциональная устойчивость
    • способность предвидеть тенденции, выявлять проблемы и разрабатывать эффективные решения раньше, чем другие

    Интересно, что эти черты почти всегда соответствуют характеристикам эффективных лидеров, что крайне важно для организаций в сегодняшней глобальной «войне за таланты».

    Преимущество психологии талантов нельзя недооценивать. Правильно понимая людей с высокими способностями — их черты, то, как они учатся, как они работают лучше всего, их мотивацию и потребности, — мы прошли долгий путь к планам развития, которые действительно подходят. Те, кто отвечает за управление талантами и их привлечение, гораздо лучше подготовлены, чтобы помочь согласовать высокий потенциал с важными организационными целями и предложить эффективные стратегии развития и удержания. Более того, количество догадок о планировании преемственности часто может уменьшиться, если мы признаем мощную взаимосвязь между высокими способностями и эффективным лидерством.

    Немногие люди, которые не являются индивидуалистами, могут изменить мир или привести нас в будущее. Кроме того, талант — это не товар. Скорее, это то редкое нечто, которым обладает небольшая часть людей, которые могут иметь решающее значение. Ведь именно для них и существуют программы развития талантов! Но когда программы развития не соответствуют индивидуальным потребностям и целям, проигрывают все.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *