Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Состояние аффекта примеры: Что такое аффекты и как они выражаются? Приведите примеры аффектов.

Содержание

Что такое аффекты и как они выражаются? Приведите примеры аффектов.

Марина Смесева

Психология

  • Петр Леонидович

    Психология

    Латинское слово, дословный перевод «страсть». Это состояние сильного стресса, которое возникает во время какой-либо критической или опасной ситуации. Проявление аффекта приводит к торможению всех остальных психических процессов, «отключает» сознание, ограничивает волю. Длится такое состояние недолгои носит взрывной характер. После аффективной реакции наступает физическая слабость и эмоциональное истощение. Человек часто не помнит свои действия в аффективном состоянии.

  • Юлия Михайловна

    Психология

    Это состояние своеобразной невменяемости. Пример состояния аффекта: маленький и худой человек, без какой-либо подготовки, испытав страх и панику, может избить в состоянии аффекта нескольких спортивных и подготовленных боксеров.

    Еще пример: убегая от смертельной опасности, например, от убийцы или насильника, хрупкая женщина может одним ударом выбить крепкую дубовую дверь или нанести обидчику несколько смертельных ранений голыми руками.

  • Владимир Сергеевич

    Психология

    Аффект аккумулирует все силы организма. Реальность после аффективной реакции воспринимается человеком фрагментарно. Происходят физические изменения: повышается кровяное давление, сердце работает быстрее, выделяется адреналин, мышцы становятся сильнее, даже меняется цвет кожи. Человек способен на импульсивные и возбужденные действия, которые реализуются с необычайной силой и выносливостью. В постаффективном состоянии человеку становится физически плохо и у него обостряются хронические заболевания.

Убийство в состоянии аффекта: примеры судебной практики

Среди всех существующих преступлений именно убийство человека принято считать наиболее тяжким. Смягчить его может только признание судом того факта, что преступник совершил убийство в состоянии аффекта. Выброс сильных эмоций, которые невозможно контролировать, оказывает на субъект негативное воздействие и признается судом как своего рода отдельный вид преступления, отграниченный от смежных составов.

Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.

Содержание

  • Что такое аффект?
  • Что УК РФ говорит об убийстве в состоянии аффекта
  • Признаки убийства в состоянии аффекта
  • Квалификация убийств в СА
  • В чем разница с убийством по неосторожности или при невменяемости
  • Состав преступления в СА
  • Как доказать, что убийство было в состоянии аффекта
  • Примеры из судебной практики
  • Наказание за убийство в СА
  • Снятие ответственности за преступление

Что такое аффект?

Понятие аффекта в уголовной практике подразумевает сужение сознания человека с последующим нанесением вреда состоянию здоровья потерпевшего разной степени тяжести, вплоть до убийства. Оно вызывает полную прострацию и потерю связи со своими поступками на фоне внезапных сильных эмоциональных нагрузок на психику, в результате которых возникает стресс, невыносимая боль, перевозбуждение.

В ситуации проявления этого состояния, причиной, вызывающей его, не является какое-либо психическое заболевание. По мнению медиков, оно не может характеризоваться как один из критериев невменяемости. Его яркое внешнее проявление дает понимание уровня нестабильности нервной системы в момент совершения преступления.

Три степени состояния аффекта:

  • Кумулятивная, провоцируемая употреблением алкоголя, наркотиков или других препаратов с аналогичным воздействием на организм человека;
  • Патологическая, возникающая в результате имеющихся заболеваний психики и подразумевает абсолютную потерю контроля осуществляемых действий;
  • Физиологическая, проявляющаяся как ответная реакция организма на внешние раздражители, но с сохранением понимания совершаемых поступков.

Описанные разновидности различаются между собой временным промежутком, который разделяет момент воздействия раздражителя и следующую в обратном направлении ответную реакцию. В среднем его продолжительность составляет несколько минут.

Что УК РФ говорит об убийстве в состоянии аффекта

В УК РФ имеется статья 107, которая описывает состояние убийцы, называемое аффектом. В ее составе две части.

  1. В первой сказано об убийстве, совершенном в момент сильного потрясения, которое спровоцировано стрессом. Описываются степень насилия относительно виновного и аморальные действия пострадавшего в его адрес. В подобной ситуации наказанием является, как лишение свободы на период до 3 лет, так и выполнение исправительных работ на аналогичный срок.
  2. Вторая часть статьи описывает убийство двух и более лиц, также совершенное в состоянии аффекта. Наказание подразумевает выполнение исправительных работ сроком пять лет или лишение свободы на такой же период.

Признаки убийства в состоянии аффекта

Наблюдая за человеком, можно отметить внезапную потерю способности мыслить и трезво оценивать ситуацию. Движения становятся активными, напряженными. Речь сбивается, повышается до крика или неразборчивого вопля, наблюдается судорожное глотание частей предложения, и потеря хода мысли.

В момент апогея можно заметить полнейшую потерю самоконтроля.

Каждое убийство, совершенное в состоянии аффекта, влечет за собой смягчение ответственности, по причине присутствия при его совершении, двух обстоятельств:

  • недопустимые безнравственные или провокационные действия убитого;
  • сильнейшее психическое перенапряжение подсудимого, спровоцированное аморальным поведением пострадавшего.

В моменты затруднений, когда суд не может самостоятельно определить степень психологической травмы преступника, в принудительном порядке назначается проведение независимой комплексной экспертизы. С ее помощью можно определить степень вменяемости нарушителя.

Не менее важным моментом является анализ степени неадекватности поступков жертвы, которые способствовали стрессовому состоянию подсудимого. К ним можно отнести, отмеченные в законодательстве, тяжкие оскорбления, регулярные аморальные действия, насилие как физическое, так и моральное продолжающиеся в течение длительного времени.

Квалификация убийств в СА

Неправомерные действия, осуществляемые под воздействием данного состояния, имеют специфическую характеристику. Их особенностью считается тот факт, что они ограничены временем воздействия на организм нестабильного состояния, спровоцированного стрессом.

Немаловажным признаком для квалификации является неожиданное, для самого преступника, резко появившееся ощущение агрессии. Оно не должно иметь временных промежутков с проявлением раздражителя.

Для признания судом наличия аффекта в момент совершения преступления, виновный должен подтвердить свою временную неспособность трезво мыслить, представив неопровержимые доказательства. Эти факты будут иметь решающее значение в момент вынесения приговора. Они, вместе с причинами, спровоцировавшими потерю контроля, влияют на степень наказания.

В случае их отсутствия, дело останавливают до момента выяснения квалифицирующих признаков. Кроме перечисленных причин, учитываются дополнительные сведения, имевшие место в период совершения преступления:

  • количество полных лет подсудимого;
  • периодичность и интенсивность возникновения раздражающих ситуаций в общении с пострадавшим;
  • продолжительность токсического воздействия на обвиняемого;
  • тяжесть причины, вызвавшей нарушение восприятия ситуации;
  • скорость ответной реакции.

Помимо перечисленных причин, вызвать в человеке способность к противозаконным действиям могут шантаж, надругательство, клевета, психологическое давление, превышение полномочий, публичное унижение.

В чем разница с убийством по неосторожности или при невменяемости

В момент совершения преступления в состоянии аффекта, субъект сохраняет частичную способность оценивать свои поступки, за исключением случаев патологической степени этого состояния. Именно в этом заключается различие этого типа убийства и преступления, совершенного невменяемыми подсудимыми.

Находясь в состоянии неадекватного восприятия ситуации, по причине болезни психики, человек совершающий преступление не отдает себе отчет в совершаемых действиях и их последствиях. Убийство по неосторожности, в отличие от предыдущих двух вариантов, подразумевает определенное не умышленное действие, или бездействие, в результате которого произошла смерть другого человека.

Состав преступления в СА

Факт совершения подобного преступления подразумевает наличие смягчающих обстоятельств.

Сложность заключается в возможности подтверждения присутствия аффекта. Для определения состава преступления, в момент рассмотрения дел подобных подсудимых, уделяют внимание следующим характеристикам:

  • жизненная ситуация погибшего;
  • обстоятельства жизни подсудимого;
  • возраст и здоровье конфликтующих сторон;
  • продолжительность негативного воздействия на подсудимого;
  • сложность ситуации, способствовавшей преступлению;
  • противоправность действий пострадавшего и их серьезность.

Эта информация помогает разобраться в сложившейся ситуации и гораздо глубже увидеть причину, вызвавшую совершение преступных действий.

Как доказать, что убийство было в состоянии аффекта

Судебная практика полна ситуаций, когда в последствие длительного периода переживаемой агрессии и издевательств, человек попадал в стрессовую ситуацию, которая оказывалась финальной каплей.

После совершения неправомерных действий лицо было признано невиновным. Как можно доказать, что убийство было совершено именно в состоянии аффекта?

  1. Длительный период сложных отношений между людьми. Присутствующие скандалы, ссоры, унижения, оскорбления способствуют возникновению депрессивного состояния и угрозы жизни. Бывают случаи, когда и сам преступник получает тяжелые травмы после конфликта с пострадавшим.
  2. Спутанное внимание в состоянии стресса напрямую указывает на наличие состояния аффекта. В этот момент все эмоции и агрессия сконцентрированы только на одном объекте – раздражителе. Это провоцирует оторванность от происходящего и неверная трактовка ситуации.
  3. Проявление спутанности сознания и произношения, потеря самообладания, чувства времени и реальности.
  4. Обязательным фактором перенесенного состояния чрезмерного стресса, является упадок сил, потеря энергии и тремор конечностей. Бледные кожные покровы указывают на отток крови от тканей вследствие спазма сосудов.
  5. Зачастую к проявлению таких действий склонны люди, которые в обычном состоянии терпеливы, вежливы и не склонны к истерии.

В качестве подтверждения полученной информации адвокаты могут подготавливать соответствующую документацию о вызове в суд свидетелей, которые смогут прояснить ситуации, вызывающие затруднение.

Примеры из судебной практики

Судебная практика насчитывает множество ситуаций, в которых состояние аффекта проявлялось вследствие как моментальной психологической реакции на раздражитель, так и накопительной. От общей массы, такие дела составляют не менее 15%.

  1. Распространены случаи, когда после начала конфликта и возникновения ситуации, бывает необходимо оказать противодействие для осуществления самообороны (ч.1 ст. 114). С постепенным увеличением уровня агрессии, наступает превышение допустимых пределов, и провокатор погибает вследствие совершения против него преступных действий в состоянии аффекта. Нарушение, в такой ситуации определяется по ст. 107. Объясняется это тем, что убийство произошло после возникновения соответствующего состояния и оценивается по окончательным действиям нарушителя.
  2. В процессе передвижения по общежитию, гражданин М получил несколько ударов по голове бутылкой от гражданина Ч. После рассечения головы и появления крови, М начал оказывать активное сопротивление и поддавшись панике избил его до получения травм не совместимых с жизнью. Гражданину М экспертами была выдана справка о том, что его действия были вызваны агрессией, возникшей в состоянии аффекта. На основании ст 107, лицу, оказавшему сопротивление, было бы определено наказание, но в данной ситуации рассматривается вердикт, на осуществление самообороны в результате нападения в момент внезапного проявления состояния аффекта.
  3. В результате мошеннических действий и воздействия на психическое состояние жены обвиняемого, человек убил гадалку, к которой обратился несколькими годами ранее. Она требовала денег и постоянно вмешивалась в семейные дела подсудимого. В течение данного периода он подвергался шантажу и давлению со стороны погибшей. Описанный случай показывает ситуацию проявления продолжительного периода негативного воздействия.
  4. В ходе семейной ссоры младший брат, после избиения матери, был убит старшим. Смерть наступила в результате удара ножа. В этой ситуации имело место внезапное проявление состояние аффекта у старшего брата в ответ на непозволительное злодеяние младшего. Подобный случай рассматривается как аморальное поведение, недопустимое применимо к людям.

Наказание за убийство в СА

На основании полученного морального давления, преступник, совершивший убийство, по ст. 107, в зависимости от степени тяжести, может быть наказан следующим образом:

  • исправительные работы на период до 2 лет;
  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительные работы до 3 или 5 лет;
  • заключение до 3 или 5 лет.

Такая мера считается более лояльной, чем при совершении обычного убийства, когда наказание устанавливается в виде лишения свободы на 15 лет.

Снятие ответственности за преступление

Помимо сроков наказания, в комментариях к ст. 107 указано, что совершившего убийство под влиянием сильного волнения можно оправдать и полностью снять обвинения, если он совершил его в момент самообороны.

Такие ситуации очень сложно квалифицировать, т.к. при малейшем сомнении в существовании достаточного уровня стрессовой ситуации, подсудимого могут привлечь по ст. 108, за превышение степени самообороны. Поэтому только отзыв эксперта и решение суда помогут человеку, попавшему в подобную ситуацию избежать наказания и быть оправданным.

Мнение эксперта

Александр Сергеевич

Доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук

Консультация эксперта

В современном уголовном праве рассматривается временное вынужденное расстройство психики, которое провоцирует даже скромных и не конфликтных людей на совершение тяжких преступлений. Называется оно состоянием аффекта и существует целый ряд признаков, помогающих определить его наличие.

Следует понимать, что подобные ситуации не возникают на ровном месте и могут быть следствием многолетних атак и психологического давления на преступника. Понимание терминологии, законов и помощь медицинских и судебных экспертов могут помочь доказать невиновность всем попавшим в подобную ситуацию.

Предыдущая

НОВОСТИКак правильно подать ходатайство об УДО самостоятельно и не получить отказ

Следующая

НОВОСТИКакие виды и формы умысла предусмотрены уголовным кодексом РФ и как они трактуются

Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (800) 333-88-93 ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ. Бесплатный звонок для всей России.

Темпераменты: определение, примеры и типы

Темпераменты: определение, примеры и типы

Эсер Йылмаз, MS, Ph.D.
Отзыв предоставлен Чики Дэвис, магистром искусств, доктором философии.

Что такое темпераменты? Откройте для себя значение и происхождение этой концепции и изучите ее значение для развития ребенка и нашего поведения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Мы, люди, бывают разных форм и размеров, как физических, так и психологических. Некоторые из нас быстро раздражаются, а других ничто не может беспокоить. Некоторые из нас ищут возможность поболтать с незнакомцем, сидящим рядом с нами во время долгого перелета. Тем не менее, некоторые из нас притворяются спящими, чтобы не разговаривать с соседями. Все, что вы считаете естественным поведением, может показаться совершенно странным или неприятным для кого-то другого.

Как правило, наши поведенческие и эмоциональные наклонности проявляются даже в младенчестве. Возможно, вы замечали это явление у самых маленьких в своей жизни или слышали, как другие называют своих детей, братьев и сестер или других молодых родственников застенчивыми, чувствительными, легкими или трудными. Эти ярлыки — всего лишь несколько примеров темпераментов. В этой статье мы дадим определение темпераментам, обсудим их развитие и исследуем различные типы темпераментов.

Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе  Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое темперамент? (Определение)

Темперамент — один из многих факторов, влияющих на наше поведение. Грубо говоря, мы можем определить темперамент как совокупность наших поведенческих тенденций, определяющих наши эмоциональные и поведенческие реакции на то, что происходит вокруг нас. Короче говоря, темперамент — это уникальный склад характера человека.

Итак, что мы подразумеваем под совокупностью тенденций или диспозиционным составом? Наши темпераменты многомерны, состоят из нескольких самостоятельных поведенческих черт, таких как общительность, эмоциональность, реактивность, внимание, настойчивость. У всех нас есть различные склонности к каждой черте, и общая комбинация наших склонностей составляет наш уникальный темперамент.

Возьмем, к примеру, общительность и эмоциональность. Человек может быть застенчивым или общительным, что не зависит от того, чувствительный он или бесстрастный. Как вы понимаете, застенчивый и чувствительный человек может воспринимать ситуацию и реагировать на нее иначе, чем ее застенчивый и бесчувственный друг или общительный и чувствительный кузен. Таким образом, уникальные комбинации наших личностных черт обеспечивают нюансы наших эмоциональных и поведенческих реакций.

Четыре темперамента

В концепции темпераментов нет ничего нового. Фактически, это было впервые предложено отцом медицины Гиппократом в четвертом веке до нашей эры, предполагая, что человеческие поведенческие тенденции и настроения связаны с четырьмя юморами. Конечно, в этом контексте не было ничего смешного в «гуморах», которые для Гиппократа просто обозначали четыре различных типа телесных жидкостей: кровь, желтую желчь, черную желчь и флегму (Меренда, 1987).

Вера Гиппократа в то, что изменения в телесных жидкостях вызывают наше настроение и предрасположенность, может показаться вам смешным. Однако его попытка физиологического объяснения поведенческих различий была шагом в правильном направлении, когда все остальные думали, что наши психические состояния, креативность и неверные решения контролируются или вызываются олимпийскими богами, музами и злыми духами.

Хотя Гиппократ был первым, кто догадался о связи между телесными жидкостями и поведением, именно врач по имени Гален из Пергама во втором веке нашей эры развил и популяризировал концепцию темпераментов. Согласно Галену, оптимальные пропорции этих четырех телесных жидкостей приводят к сбалансированному характеру и внешнему виду (Меренда, 1987). Ведь слово темперамент происходит от латинского слова Temperamentum, что означает смесь правильных пропорций элементов. Тем не менее, Гален считал, что любой дисбаланс этих жидкостей является основной причиной различных эмоций, настроений, поведения и конкретных физических характеристик (Меренда, 19).87). Следовательно, на основе предполагаемого избытка каждой телесной жидкости он развил четыре классических темперамента. Давайте обсудим их.

Темперамент 1: Сангвиник
Сангвиник означает кровь на латыни. Таким образом, как вы уже догадались, сангвинический темперамент был связан с избытком крови. Гален описал людей с сангвиническим темпераментом как оптимистичных, общительных и живых (Dammeyer & Zettler, 2018). Другими словами, люди с сангвиническим темпераментом, как правило, разговорчивы, дружелюбны и беззаботны. Люди также приписывают склонность к творчеству и творческое воображение сангвиническому темпераменту, а также склонность к неорганизованности и склонности к скуке.

Темперамент 2: Флегматик
Флегматичный темперамент ассоциируется, ну, с мокротой — вроде липкой слизи, которую вы кашляете при простуде. Тем не менее, в отличие от того, насколько напряженными и беспокойными вы можете себя чувствовать, когда ваши легкие покрыты мокротой, флегматический темперамент символизирует удовлетворенность, миролюбие и расслабленность (Dammeyer & Zettler, 2018). А поскольку мокрота относительно густая, медленная и липкая, люди думали, что флегматики медленно адаптируются к социальным ситуациям, склонны придерживаться своего распорядка и не желают приветствовать радикальные изменения в своем образе жизни.

Темперамент 3: Холерик
Слово холерик происходит от греческого holerikos, что означает желчь или желтовато-зеленая желчь. Таким образом, холерический темперамент связан с этой блестящей жидкостью, менее плотной, чем кровь. Что это означало для мыслителей древности? По их мнению, люди с холерическим темпераментом были вспыльчивы, раздражительны и быстро реагировали (Dammeyer & Zettler, 2018). Более того, холерики также считались возбудимыми и импульсивными деятелями, которые были более амбициозны, чем другие.

Темперамент 4: Меланхолик
Даже если вы никогда не слышали о трех темпераментах, которые мы обсуждали до сих пор, вы можете быть знакомы с названием четвертого. На самом деле, многие люди используют слова «меланхолик» или «меланхолик», когда говорят о чувстве грусти или мрачности. Тем не менее, меланхоличный темперамент не ограничивается тем, чтобы тихо сидеть в углу и лелеять свои печали.

Меланхолик происходит от греческих слов melan (черный) и khole (желчь), что означает просто черная желчь. В древности люди называли темную и вязкую жидкость, находящуюся в почках и селезенке, черной желчью. Учитывая, что эти органы богаты кровью, они, вероятно, наблюдали темный осадок крови в этих органах после их извлечения из тела животного. Несмотря на это, мыслители того времени приписывали этой неуловимой телесной жидкости такие черты, как сдержанность, тишина, осторожность и аналитический склад ума.

Темпераменты в современной психологии

Мы по-прежнему используем темпераменты для описания поведенческих и эмоциональных склонностей людей. Тем не менее, наше понимание темпераментов прошло долгий путь со времен античности. Психологи определяют темпераменты как «психологические тенденции с внутренними путями развития», которые отражают черты личности пятифакторной модели (McCrae et al., 2000).

Итак, если темпераменты отражают черты «большой пятерки черт личности» или других моделей личности, то взаимозаменяемы ли тогда понятия личность и темперамент? Хотя некоторые отождествляют их или считают темперамент элементом личности, другие признают эти два термина связанными (но разными) понятиями (Strelau, 19).87).

Проще говоря, темперамент — это наши врожденные склонности или наши естественные способы чувствовать и вести себя. Другими словами, темперамент — это совокупность черт, с которыми мы рождаемся. Поэтому мы мало что можем сделать, чтобы изменить свой темперамент. Личность, однако, включает в себя характерные модели поведения и мышления человека, которые могут быть сформированы и сформированы нашими социальными взаимодействиями, образованием, экономическим статусом и другими обстоятельствами и основными событиями на протяжении всей нашей жизни. Следовательно, можно думать, что темперамент отражает «природное» происхождение нашего поведения, тогда как личность включает «воспитание» в то, как мы действуем и думаем. Вот короткое видео, которое объясняет темперамент и личность.

Видео: Темперамент и личность ​

Является ли темперамент генетическим?

Теперь, когда мы упомянули, что темперамент — это наши врожденные поведенческие качества, вам может быть интересно, существует ли генетическая основа нашего поведения. Действительно, я довольно часто задавал себе этот вопрос, когда рос. Я был одним из тех застенчивых детей, которых обычно называли «тихими, как мышь», в то время как мой брат был энергичным, общительным и популярным ребенком. Хотя мы были братьями и сестрами, наши темпераменты были полностью противоположны друг другу во всех аспектах. Однако мой стоический характер в сочетании с медлительностью движений часто глубоко расстраивал мою мать, которая была взрослой версией моего брата. — Ты прямо как твоя бабушка! говорила она мне в те минуты гнева и досады, имея в виду свою свекровь.

Как вы могли догадаться, размышления о различиях темпераментов между мной и моим братом заставили меня поверить в то, что наши поведенческие тенденции не могут быть генетическими. Потому что, если бы они были, у нас были бы схожие характеры, я бы сказал. Итак, я пытался подражать действиям моего брата, чтобы быть больше похожим на него, и в конечном итоге чувствовал себя истощенным и перевозбужденным. Затем я смотрел на сходство между моей матерью и братом и размышлял, действительно ли я похож на свою бабушку. На этот раз я убедился, что темпераменты должны передаваться по наследству. Наконец, став взрослым, я лучше понимаю.

Некоторые ученые утверждают, что генетика отвечает за до 60 процентов наших темпераментных черт, например, в модели личности Большой пятерки. Например, исследования, сравнивающие поведение близнецов, показали, что от 40 до 60 процентов их поведенческих черт были общими (Power & Pluess, 2015). Однако до недавнего времени лежащая в основе генетическая архитектура оставалась в основном неуловимой. Это связано с тем, что гены содержат наследственную информацию о белках (и других физических структурах) в наших клетках и тканях, и связать определенную поведенческую тенденцию с функцией одного или двух белков — непростая задача. Тем не менее, это начало меняться.

Любознательность и открытость опыту — черты, биологическая подоплека которых заинтересовала группу исследователей. Таким образом, они предположили, что за это могут быть ответственны гены, экспрессирующиеся в префронтальной коре — центре когнитивного контроля в мозге. Неотъемлемой частью сигнального пути для правильного функционирования этой области мозга является дофаминовый путь, также известный как схема мотивации. Проанализировав генетические вариации более чем 800 человек, они определили два гена, участвующих в передаче сигналов дофамина: дофаминовый рецептор типа 4 (DDR4) и фермент, расщепляющий дофамин, известный как COMT. Определенные вариации этих генов были связаны с исследовательскими тенденциями и открытостью опыту (DeYoung et al., 2011).

Аналогичные исследования были проведены для характеристики генетических вариаций, лежащих в основе других поведенческих черт, таких как интроверсия и агрессия (Godar et al., 2016). Тем не менее, биологическая основа темперамента не ограничивается наличием уникальных вариантов генов. Биологи уже давно знают, что влияние окружающей среды (например, недоедание, жестокое обращение с детьми, превосходное воспитание и т. д.) может действовать как выключатели света, которые могут включать или выключать определенные гены. Если эти изменения сохраняются в жизни человека, они могут вызывать полупостоянные изменения состояний активации этих генов, которые мы называем эпигенетическими модификациями. Другими словами, факторы окружающей среды также могут оказывать длительное влияние на черты темперамента. Действительно, были выявлены эпигенетические модификации склонности к риску (Kaminsky et al., 2008).

Если вы хотите узнать немного больше об этой теме, вам может понравиться это видео.

Видео: темперамент, наследственность и гены

Темперамент в развитии ребенка

Если вы уже узнали что-то из этой статьи, возможно, темперамент — это поведенческие черты, с которыми мы рождаемся. Это означает, что мы должны уметь различать разные темпераменты даже у самых молодых людей. На самом деле, если бы вы посетили любой детский сад и какое-то время наблюдали за младенцами и малышами, вы, вероятно, заметили бы разнообразие темпераментов. Некоторые малыши подползут к вам и начнут тыкать вам в ноги, а некоторые будут улыбаться и радостно махать руками с того места, где они сидят, некоторые будут плакать и прятаться за своими воспитателями, как только вы войдете в комнату, а некоторые будут игнорировать ваше присутствие, как будто вы невидимы. Но что означают темпераменты в развитии ребенка?

Каждый ребенок обладает уникальным темпераментом, состоящим из определенной комбинации поведенческих черт. Поэтому у каждого ребенка свой способ взаимодействия с другими людьми и реакция на события и обстоятельства в их окружении. Понимание темперамента ребенка может помочь родителям, учителям и другим опекунам понять сильные и слабые стороны ребенка и его особые потребности, а также позволить взрослым оказать ему соответствующую поддержку. Более того, знание темперамента ребенка также позволяет вам установить реалистичные поведенческие ожидания. Например, если ваш малыш сдержан и медленно привыкает к незнакомцам, он может не захотеть сесть на колени Санты или обнять невестку вашей тети, а принуждение его к другим действиям может вызвать стресс у вас обоих.

Темперамент в развитии ребенка находится в центре внимания исследований с середины двадцатого века. Классическое исследование, проведенное психологами Томасом и Чессом, исследовало несколько качеств темперамента младенцев и наблюдало влияние этих качеств на протяжении многих лет (Thomas & Chess, 1986). В результате они придумали девять основных черт темперамента, которыми до сих пор пользуются детские психологи и педагоги. Давайте обсудим эти девять черт темперамента на примерах.

Примеры темпераментов

  1. Уровень активности: Этот темперамент показывает, насколько человек активен. Например, некоторые люди испытывают потребность постоянно двигаться. Эти высокоактивные люди склонны переходить от одной физической активности к другой. В детстве им может быть трудно усидеть на месте в классе и ерзать с карандашами. Напротив, люди с низкой активностью, как правило, наслаждаются более спокойной деятельностью.
  2. Биологические ритмы: Этот темперамент связан с регулярностью удовлетворения биологических потребностей, таких как прием пищи и сон. Люди с регулярными ритмами, как правило, придерживаются рутины и имеют предсказуемый распорядок дня. С другой стороны, люди с нерегулярным ритмом могут забыть поесть, почувствовать сонливость в течение дня или не чувствовать сонливости после отхода ко сну.
  3. Чувствительность: Чувствительность относится к интенсивности восприятия определенных раздражителей. Например, высокочувствительных людей могут беспокоить многие звуки, текстуры и яркий свет, которые другие даже не замечают.
  4. Интенсивность реакции: Этот темперамент связан с тем, насколько сильно человек реагирует на что-либо. Люди с высокой интенсивностью, как правило, сильно реагируют даже на малейшие ситуации и создают драму. Напротив, люди с низкой интенсивностью реагируют даже на важное событие так, как будто оно не имеет большого значения.
  5. Адаптивность: Адаптивность показывает, может ли человек легко приспособиться к изменениям в своей среде. Легко приспосабливаемые люди легко справляются с неожиданными изменениями. Однако медленно адаптирующимся людям может потребоваться дополнительное время, чтобы почувствовать себя комфортно при тех же изменениях.
  6. Приближение/отстранение: Подобно приспособляемости, этот темперамент относится к тому, как люди склонны относиться к новым ситуациям или изменениям. Люди с подходящим стилем могут легко знакомиться с новыми людьми или пробовать новые вещи. Тем не менее, отстраняющиеся люди могут оставаться в стороне, наблюдать и оценивать новую ситуацию или людей, прежде чем присоединиться к ней или начать действовать.
  7. Настойчивость: Эта черта показывает, как долго кто-то готов пытаться выполнять задачу. Настойчивые люди склонны делать все возможное, чтобы добраться до финиша. Люди с низкой настойчивостью могут быть ошеломлены малейшим вызовом и легко сдаются.
  8. Отвлекаемость: Эта черта указывает на то, легко ли человек отвлекается. Люди с высокой отвлекаемостью испытывают трудности с концентрацией внимания на задаче в течение длительного времени. Им также может быть сложно сосредоточиться на задаче, когда вокруг есть отвлекающие факторы. С другой стороны, люди с низкой отвлекаемостью могут быть поглощены тем, что они делают, даже в самых шумных местах.
  9. Настроение: Настроение указывает направление наших чувств. Люди с позитивным настроением, как правило, видят вещи с более яркой точки зрения и в целом кажутся жизнерадостными. Напротив, люди с плохим настроением могут иметь более мрачное отношение.​

Статьи о темпераменте​

Книги о темпераменте

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Нарушения темперамента и поведения у детей
  • Пол и темперамент: в трех первобытных обществах
  • Личность не постоянна: освободитесь от самоограничивающих убеждений и перепишите свою историю
  • 5 моделей личности: руководство по пониманию себя и других и развитию эмоциональной зрелости

Заключительные мысли о темпераменте

Темперамент — это важная поведенческая характеристика, которая делает нас такими, какие мы есть. Поскольку темпераменты — это поведенческие наклонности, с которыми мы рождаемся, мы мало что можем сделать, чтобы изменить их. Тем не менее, знание своего темперамента может помочь нам лучше понять свои сильные и слабые стороны. Точно так же понимание темпераментов наших близких может помочь нам установить реалистичные поведенческие ожидания.

Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки

  • Даммейер, Дж., и Зеттлер, И. (2018). Краткий исторический обзор связей между личностью и здоровьем. В личности и болезни (стр. 1-16). Академическая пресса.
  • ДеЯнг, К.Г., Чиккетти, Д., Рогош, Ф.А., Грей, Дж.Р., Истман, М., и Григоренко, Е.Л. (2011). Источники когнитивного исследования: генетическая изменчивость префронтальной дофаминовой системы предсказывает открытость/интеллектуальность. Журнал исследований личности, 45(4)
  • Годар, С.К., Файт, П. Дж., Макфарлин, К.М., и Бортолато, М. (2016). Роль моноаминоксидазы А в агрессии: текущие трансляционные разработки и будущие проблемы. Прогресс в нейропсихофармакологии и биологической психиатрии, 69, 90–100.
  • Каминский З., Петронис А., Ван С. К., Левин Б., Гаффар О., Флоден Д. и Файнштейн А. (2008). Эпигенетика личностных черт: иллюстративное исследование однояйцевых близнецов, диссонирующих по рискованному поведению. Исследование близнецов и генетика человека, 11(1), 1-11.
  • Маккрей, Р. Р., Коста, П. Т., младший, Остендорф, Ф., Англайтнер, А., Хржебичкова, М., Авиа, доктор медицины, Санс, Дж., Санчес-Бернардос, М. Л., Кусдил, М. Э., Вудфилд, Р. ., Сондерс, П.Р., и Смит, П.Б. (2000). Природа важнее воспитания: развитие темперамента, личности и продолжительности жизни. Журнал личности и социальной психологии, 78 (1), 173–186.
  • Меренда, П.Ф. (1987). К четырехфакторной теории темперамента и/или личности. Журнал оценки личности, 51(3), 367-374.
  • Пауэр, Р. А., и Плюсс, М. (2015). Оценки наследуемости черт личности Большой пятерки на основе распространенных генетических вариантов. Трансляционная психиатрия, 5(7), e604-e604.
  • Стрелау, Дж. (1987). Понятие темперамента в исследованиях личности. Европейский журнал личности, 1(2), 107-117.
  • Томас А. и Чесс С. (1986). Продольное исследование: от младенчества до ранней взрослой жизни. Изучение темперамента: изменения, преемственность и вызовы, 39.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье
  • Благосостояние
  • Эмоции
  • Управление стрессом
  • Самонаральность
  • . :

    • Пропуск All-Access
    • Пакеты контента PLR
    • Курсы PLR​

помочь каждому ребенку найти подходящую форму

Это первая неделя в школе для третьеклассников Тимми, Кевина и Эндрю. Все три мальчика сообразительны и хорошо учатся, но они поразительно различаются по своим личным стилям и темпераментам:

  • Тимми — общительный, дружелюбный ребенок, который хорошо ладит со взрослыми и другими детьми. Он любит новые впечатления, хорошо приспосабливается к распорядку в классе и редко расстраивается или злится; он с нетерпением ждет начала занятий в своем новом классе.
  • Кевин тихий и застенчивый, и ему нужно время, чтобы почувствовать себя комфортно перед лицом новых людей, новых мест и новых впечатлений. Первые дни в школе для него неудобны, даже страшны. Он не хочет начинать новый учебный год в новом классе.
  • Эндрю очень активен, быстро реагирует и интенсивен. Ему трудно усидеть на месте и сосредоточиться в школе, и он часто слишком остро реагирует на своих учителей и одноклассников. Он помнит стрессы последнего учебного года и мечтает просто остаться дома.

Эти различия в темпераментах будут способствовать адаптации и успехам мальчиков в новом классе, в некоторых случаях делая год счастливым и успешным, а в других добавляя стресса и проблем.

Что такое темперамент?

Темперамент описывает индивидуальные стили или «как» поведения. Эти личностные характеристики можно увидеть, когда дети играют с друзьями, выполняют математическое задание или смотрят телевизор. Все мы отличаем детей, которые всегда в движении, в отличие от других, которые двигаются медленно и осознанно. Мы также знаем детей, которые чрезмерно напряжены, вспыльчивы, легко раздражаются и расстраиваются. Третьи дети застенчивы, беспокойны в новых ситуациях и с новыми людьми. Эти индивидуальные различия в темпераменте таковы:

  • биологически обусловленный
  • проявляющийся в раннем возрасте
  • характерный для людей с течением времени и в различных ситуациях

Как обсуждалось в первой статье этой серии, различия в темпераменте влияют на то, как дети ладят со своими семьями дома. Они также влияют на то, как они ладят в школе. Особенно важно распознавать индивидуальные различия в темпераменте, когда у ребенка есть проблемы с обучением или вниманием, потому что родителям и учителям необходимо выяснить причины поведения ребенка.

Параметры темперамента Томаса и Чесса

Психиатры Александр Томас и Стелла Чесс (1977) определили девять параметров темперамента, которые способствуют взаимодействию между детьми и их родителями. Восемь из этих аспектов имеют непосредственное отношение к взаимодействию между учениками и учителями и способствуют адаптации учащихся в школе. Восемь измерений:

Реклама

  • Сенсорный порог
  • Уровень активности
  • Интенсивность
  • Адаптивность
  • Настроение
  • Приближение/удаление
  • Настойчивость
  • Отвлекаемость

и «трудный». С точки зрения темперамента:

  • Легкие дети , похожи на Тимми, легко адаптируются, позитивно настроены и заинтересованы в новых впечатлениях; они хорошо ладят с другими, общительны и дружелюбны.
  • Дети с медленным согреванием , , как и Кевин, обычно замкнуты и настроены негативно, когда сталкиваются с новыми ситуациями и новыми людьми; изначально они медленно адаптируются к изменениям, но со временем они хорошо адаптируются.
  • Трудные дети , , такие как Эндрю, склонны к напряженности, низкой адаптивности и негативному настроению, а также негативной реакции на новизну.

Как темперамент влияет на школьный опыт ребенка

Успеваемость в школе, очевидно, связана со способностями ребенка, его мотивацией, его опытом и качеством обучения, которое он получает. Достижения также связаны с темпераментом. Подумайте, как ребенок должен адаптироваться к заданию по чтению или математике, особенно если задание длинное и сложное. Ребенок должен «успокоиться», сосредоточить энергию и внимание, приспособиться к новым направлениям, не отвлекаться и упорствовать, даже если задание может быть скучным или трудным. В нашем исследовании в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе мы определили параметры темперамента и факторы, влияющие на успехи ребенка в учебе в школе (Keogh, 2003). Наиболее важной была ориентация на задачу, которая связана с такими параметрами темперамента, как уровень активности, отвлекаемость и настойчивость.

Наши результаты, как и результаты других исследователей, подтвердили, что ребенок, достигший высоких результатов, способен соответствующим образом умерить физическую активность, свести к минимуму отвлекающие факторы, сосредоточиться на задаче и проявить настойчивость. Учителям нравятся ученики с такими характеристиками темперамента, и им легко обучать. Дети с менее позитивным темпераментом часто рассматриваются учителями как менее способные к обучению, требующие больше времени учителя, управления и обучения.

Важно отметить, что учительница, как и каждый ее ученик, привносит в класс свой темперамент. Некоторые учителя активны, быстро реагируют и настойчивы. Другие преднамеренны, сдержанны и рефлексивны. Эти различия проявляются в классе. Классы различаются по темпу обучения, по характеру личных взаимодействий и по эмоциональному тону в классе.

К счастью, во многих случаях ученик и учитель подходят друг другу хорошо, так что обоим комфортно и жизнь в классе идет позитивно. Однако в некоторых случаях соответствие темпераментов учителя и ребенка не столь позитивно, и и ученик, и учитель разочарованы и несчастны. Представьте себе Кевина, медленно разминающегося мальчика, в быстро развивающемся, часто меняющемся классе, где энергичный учитель быстр, настойчив и ожидает быстрой реакции от учеников. Представьте Эндрю в медленном классе, где учитель делает упор на порядок и тишину, а задания длинные. Высокая активность, отвлекаемость и низкая настойчивость Андрея повышают вероятность возникновения проблем.

Как понимание темперамента помогает вашему ребенку в школе

В школьном возрасте дети проводят много часов бодрствования вдали от дома и родителей. В школе они должны приспосабливаться к новым требованиям, к новым взрослым и к множеству разных детей. Они должны научиться следовать сложным правилам в классе и на игровой площадке, и они должны усвоить, что их личные желания и потребности не всегда являются приоритетными. Для некоторых детей переход из дома в школу проходит легко, и они процветают. Для других переход не прост, и им трудно приспособиться. Для такого медленно согревающегося ребенка, как Кевин, первые недели часто полны беспокойства, и он может казаться замкнутым и немотивированным. Для Эндрю новые требования могут привести к чрезмерной реакции, увеличив его интенсивность и активность.

Темперамент и дети с LD

Как и все дети, ребенок с LD может иметь легкий, трудный или медленный темперамент. Важно разобраться, какое поведение связано с темпераментом, а какое является признаком неспособности к обучению или проблем с вниманием. Поскольку причины поведения каждого ребенка могут быть разными — LD, AD/HD или темперамент — реакция на поведение каждого ребенка должна быть разной. Когда проблема с обучением вызвана неспособностью к обучению, такой как дислексия, со временем требуются специализированные и интенсивные стратегии обучения. Однако многие проблемы с достижениями и адаптацией в школе являются результатом плохого соответствия между темпераментом ребенка и его школьной ситуацией, и такие проблемы часто реагируют на относительно простые изменения в учебной программе и классе. Например, медленно согревающемуся ребенку может потребоваться дополнительное время и помощь, когда он начинает новый проект. Ребенку с высокой активностью может потребоваться регулярная рутина, которая поможет ему остыть после перемены или обеденного перерыва.

Возможная путаница может возникнуть при попытке выяснить, является ли проблемное поведение результатом темперамента или синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Характерными поведениями при СДВГ являются высокая активность, импульсивность и отвлекаемость, то же самое поведение, которое может быть выражением темперамента. Очевидно, что поведение, отражающее темперамент ребенка, и поведение, возникающее в результате СДВГ, могут частично совпадать. Если такое поведение является чрезмерным и экстремальным и относительно не подвержено влиянию изменений в окружающей среде, то оно, вероятно, не основано на темпераменте и, следовательно, может потребовать конкретных, более глубоких вмешательств. Однако не все дети с трудным темпераментом имеют СДВГ, и среди детей с СДВГ существуют различия в темпераменте. Поскольку последствия для лечения различаются, важно распознать основную основу поведения.

Как вы можете помочь своему ребенку в школе

Как родитель вы лучше всех знаете своего ребенка. Есть несколько способов, которыми вы можете помочь своему ребенку в школе. Признание и помощь ребенку в понимании его собственного темперамента — это то, с чего стоит начать. С годами вы узнали, как ваш ребенок реагирует на вызовы, на новый опыт, на рутину и на повседневное взаимодействие с другими людьми. Вы также узнали, как реагировать на его индивидуальный стиль поведения. Самосознание — это первый шаг к изменению поведения, поэтому используйте свой опыт, чтобы поговорить с ребенком о его темпераменте в контексте школы. Помогите ему понять, чем похожи ожидания от его поведения в школе и дома и чем они отличаются. Помогите ему понять, как его собственный темперамент влияет на его чувства и поведение, а также какое влияние это оказывает на других.

Поговорите со своим энергичным, активным и отвлекаемым ребенком о ситуациях в школе, которые в прошлом приводили к проблемам. Часто ли ваш высокоактивный ребенок устраивал перестрелки с другими мальчиками, стоя в очереди на перемену? Были ли у него проблемы с установкой на работу утром или после того, как он пришел с игровой площадки? Обсудите другие способы, которыми он мог бы справиться со стрессовыми или трудными ситуациями. Совместное определение того, когда и где возникают проблемы, может помочь вашему ребенку предвидеть и избегать конфронтации.

Первые недели в школе могут быть особенно напряженными для медленно согревающихся детей, поскольку они сталкиваются с новыми людьми и новыми требованиями. Вы можете помочь своему ребенку, познакомив его с распорядком и ожиданиями школьной жизни. Если есть возможность, сходите с ребенком в школу перед первым днем, чтобы встретиться с учителем и посмотреть класс. Это может помочь ему или ей познакомиться с учителем, посмотреть комнату, посетить столовую, узнать, как найти уборную, другими словами, освоиться в этой новой ситуации. Проверьте, есть ли у вашего ребенка друг, который учится в том же классе. Было показано, что наличие приятеля очень полезно, когда дети идут в новую школу или класс.

Работа с учителем вашего ребенка

Знание индивидуальных различий темперамента детей важно для учителей при управлении классом. Поговорите с учителем о темпераменте вашего ребенка. Честно признайте, что он застенчив и медленно разминается, или же он энергичен и напорист и склонен слишком остро реагировать. Поговорите о том, как ваш ребенок живет в семье и какие реакции на его поведение оказались эффективными. Дайте понять учителю, что вы готовы и готовы работать с ребенком дома. Принимайте участие в совместной деятельности.

И родители, и учителя часто ошибочно связывают поведение ребенка с его мотивацией и по понятным причинам расстраиваются и злятся, когда считают плохое поведение целенаправленным или чем-то, что ребенок мог бы изменить, если бы «он только старался больше». Когда взрослые осознают, что поведение отражает индивидуальные различия в темпераменте, а не мотивацию, это помогает им переосмыслить поведение, подумать о соответствии ребенка ситуации и внести необходимые коррективы. Например, чтобы избежать проблем, энергичным детям могут потребоваться частые возможности для допустимых перерывов в деятельности, таких как выполнение поручений учителя или уборка доски. Интенсивным детям может понадобиться напоминание, чтобы они говорили нормальным голосом, а не кричали, или считали до десяти, прежде чем реагировать на другого ребенка. Детям, которые медленно разогреваются, может понадобиться время и помощь, когда они начинают новое задание, и им могут понадобиться напоминания, когда в распорядке дня произойдут изменения.

Осознание индивидуальных различий в темпераменте приводит к более тщательному рассмотрению контекста или ситуации, в которой происходит плохое поведение. Спросите у учителя, что он думает о проблемах, и попросите ее определить, в какое время суток возникают проблемы, в каких ситуациях, например, на уроках математики, на игровой площадке или в столовой. Поощряйте учителя быть конкретным в описании проблемного поведения. Поделитесь своим домашним опытом с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *