Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Он меня боится меня тоже: Парень меня боится.Помогите! — 75 ответов на форуме Woman.ru

Содержание

Родитель — тоже человек: обидные слова ребенка и как на них реагировать

Психолог центра «Архитектура будущего» Александра Чернышева рассказывает родителям, откуда берутся обидные слова ребенка и как на них реагировать. 

— Часто во время ссоры люди произносят неприятные слова, которые впоследствии отрицают. Мы действительно говорим не то, что думаем, или в этом состоянии всплывает именно то, что мы так долго мы держали в себе?

— Встречаются оба варианта. Очень часто в запале ссоры произносятся те слова, которые изначально человек не намеревался произносить. Безусловно, об этих словах человек думает и держит их в голове. Однако это совсем не значит, что вне конфликтной ситуации он бы это высказал. В подростковом возрасте ссоры часто сопровождаются выплеском эмоций. Когда недовольство друг другом накапливается, в порыве ссоры, на эмоциях каждый может высказать то, что беспокоит его и раздражает в грубой форме.

Возрастные кризисы у ребенка: как не сойти с ума родителю?

— Что делать, если ребенок произнес обидную болезненную фразу, после которой кажется, что вернуться к прошлым отношениям не удастся?

-Во-первых, вспомните о так называемых «Я-высказываниях». Суть метода заключается в том, что мы говорим  про себя и свои эмоции: не «Ты меня обидел», «Ты меня расстроил», «Ты меня разозлил», а «Я обиделся», «Я расстроился» и «Я разозлился». Тем самым начните с признания существования своих эмоций.

Каждый человек знает болезненные точки родных и близких и может в ссорах неосознанно на них надавить. Ребенок, произнося обидную для вас фразу, делает именно это.

Во-вторых, необходимо помнить о том, что в отношениях между родителем и ребенком главная роль отводится родителю. Если вам кажется, что после произнесенных ребенком обидных слов к прежним отношениям не вернуться, значит, вы относитесь к ребенку как к равному, что неправильно. Главный – родитель, и его задача объяснить ребенку, какие последствия бывают из-за неприятных слов и выражений. В случае, если мы обижаемся и глубоко погружаемся в  обиду, мы оказываемся за рамками детско-родительских отношений, что вредно для обеих сторон.

— Давайте разберем наиболее часто встречающиеся фразы. Что означает, если ребенок говорит: «Ты меня не любишь»?

-Чаще всего – это запрос на внимание. Наиболее правильной реакцией родителя будет не отвечать: «Нет же, я тебя люблю», — а попытаться понять, чего ребенку не хватает. Нужно расспросить ребенка, почему ему кажется, что его не любят; как он вообще понимает, что любим близкими, то есть в каких действиях для него проявляется любовь.

Кстати, это полезно проанализировать и самим родителям: как вы понимаете, что вас любят. Другой вполне распространенный вариант – это попытка манипулирования: «Я хочу ту игрушку, тот гаджет» и т.п. Если вы понимаете, что сейчас именно такой случай, имеет смысл проговорить с ребенком о взаимосвязи любви и финансовых операций. Если родитель до этого легко шел на покупки и траты по первому желанию ребенка, то в понимании последнего на родителя накладываются некие обязательства в аналогичных ситуациях. Это своеобразный маячок о том, что не будет лишним поговорить с ребенком про финансовые отношения в семье.

— Если ребенок говорит «Ты меня не понимаешь»?

— Это наиболее часто встречающаяся фраза в период подросткового возраста, когда ребенку кажется, что его эмоции уникальны, и такого, как с ним, не было никогда и ни с кем. Здорово, если родитель сможет вспомнить себя в подростковом возрасте, чего ему хотелось от своих родителей. Возможно, в спокойной обстановке не будет лишним поделиться с ребенком этими воспоминаниями.

— Как можно трактовать слова «Лучше бы я умер» или «Вот умру, ты все поймешь»?

— Обычно за такими словами стоит сильная эмоциональная реакция со стороны ребенка. В то же время детям обычно сложно сформулировать сильные эмоции: малыши топают ногами и кричат: «Я тебя не люблю, ты плохой». Дети постарше могут сказать: «Вот я умру, тогда посмотришь».

Важно встать на место ребенка, попытаться понять, что он в этот момент испытывает. Немаловажно задавать ему вопросы: «Тебе сейчас больно, грустно?», «Ты сейчас злишься, правильно?». Помогайте осознать саму эмоцию и подобрать ей правильное название. Если совместно с ребенком все обсудить, скорее всего, выяснится, что умирать он не собирается.

В крайнем случае, если ребенок часто так говорит, то это может уходить в манипулирование, точно так же, как и с любой другой фразой. Здесь важно иметь в виду, что дети часто высказывают то, чего взрослые боятся. Это бывает как со словами, так и с поведением. Когда ребенок лезет на окно в процессе ссоры, он осознает, что родитель боится этого. Если вы реагируете на это со страхом и паникой, то, с одной стороны, закрепляете у ребенка такое поведение, с другой, не переходите на уровень взаимодействия и прояснения его эмоций.

— Если родитель слышит в свой адрес: «Ты плохая мать», «Ты плохой отец»?

— Идея, что мы плохие родители, существует в нашем сознании с момента появления ребенка. Кроме того, родителю об этом активно напоминают близкие, знакомые, врачи, воспитатели и прочие люди, которые его окружают. Это самая простая вещь, которой родителя можно вывести из себя и заставить его чувствовать вину. Далее родитель либо начинает переживать и стараться для своего ребенка лучше, либо начинает сильнее злиться, так что ссора накаляется еще больше.

Эта фраза – попытка вывести на эмоцию и избавиться от своих эмоциональных переживаний. «Мне плохо, мне грустно, ты плохая мать!» — и вот мы скинули эмоциональное напряжение. Ребенок, тонко чувствуя, цепляет наши эмоции. Иногда это просто обида и манипуляции, а иногда это попытка достучаться и показать, что есть что-то конкретное, что ему не нравится. В последнем случае это вычисляется простым вопросом: «Что тебя не устраивает?». После него вы сможете перейти на конструктивный уровень решения проблем. Главное справьтесь с эмоциями и не переходите с ребенком на взаимные обвинения.

— Что кроется за фразой «Я тебя ненавижу»?

— В этой ситуации я бы прислушалась к тому, что чувствует родитель в этот момент. В нашем обществе табуированы проявления сильных негативных эмоций. Если мы вспоминаем о семье как понятии, то в ней традиционно ребенок не должен возмущаться, громко плакать на людях, злиться, а должен соответствовать образу хорошего ребенка. Поэтому он говорит «я тебя ненавижу», когда накопилось очень много эмоций и недовольств, настолько сильных, что случается взрыв.

— Если мы слышим от ребенка «Я ухожу из дома»?

— Опять же, разделяем на 2 пласта. Первый пласт – манипулирование. Если родитель среагировал правильно (продемонстрировал спокойствие и твердость позиции), то подобного в следующий раз не случится. Если мы этого боимся, то ребенок в каждом новом споре будет идти по этому пути. С другой стороны, если в отношениях все действительно хорошо, в семье взаимопонимание, обычно такой проблемы не возникает. Таким образом, это может быть пусть и манипулятивный, но все-таки сигнал о том, что ребенок чем-то обеспокоен.

— Как реагировать на «Ты испортила мою жизнь»?

— Эта фраза работает в обе стороны: ее можно услышать как от подростков в адрес родителей, так и наоборот.

Первое, что стоит сделать родителю, — это вспомнить, не говорил ли он сам таких слов ребенку. Если нет, возвращаемся к проговариванию собственных эмоций и обратно к «Я-высказываниям».

Если знаете, что говорили ребенку такое, важно осознать и понять, что проблема может быть глубже. Ребенок, привыкший к тому, что родитель обвиняет его в собственных жизненных неудачах, считает подобные фразы нормой. Соответственно, первым шагом к исправлению ситуации будет отказ родителя от подобного аргумента в ссорах и признание своей неправоты. Важно помнить, что ребенок, считающий себя виноватым в несчастье родителей, несет этот груз постоянно, что отражается на его самооценке и поведении.

— Как понимать фразу «Отстань от меня»?

— Ребенок произносит это, если его личные границы нарушаются. Например, родительского внимания слишком много, и его чрезмерно опекают или оно не такое, какое нужно ребенку, и к ребенку относятся по-детски. «Отстань от меня» вполне может быть сигналом о том, что родителя слишком много в жизни ребенка, причем не в формате старшего партнера, а в формате контролирующего полицейского.

«Какие оценки, что в школе, почему в комнате не убрался, почему бардак?»  — в рамках таких вопросов контакт с ребенком формальный, нежели дружеский, партнерский.

— Что делать, если ребенок заявляет «Ты ничего не понимаешь»? «Я взрослый, я умный, а ты старый»?

— Стоит подумать о том, почему ребенку кажется, что ваш опыт не может ничего ему дать. Возможно, пора переходить на более партнерские отношения с меньшим количеством нравоучений.

— Что необходимо сделать родителю, чтобы в будущем ребенок не облекал  негативные эмоции в форму обидных слов?

— Важно проговаривать ребенку собственные эмоции, которые возникают у вас в ответ на его слова. Если мы не будем этого делать, то в какой-то момент наши собственные эмоции могут выйти из-под контроля, приводя к эмоциональной буре, сильному и никому не нужному скандалу. Да и самому ребенку полезно понимать, что детско-родительские отношения все-таки иерархичны, так что в пылу самой сильной ссоры имеет смысл «выбирать выражения».

А это легче всего достигается через спокойное объяснение родителями своих эмоций.

Как родителю позаботиться о себе?

— Какие общие рекомендации можете дать для родителей, сталкивающихся с подобными высказываниями?

— Данные фразы являются маркером того, что у ребенка много сильных эмоций, которые он длительное время держал в себе, в результате чего их стало сложно объяснить нормальными необидными словами. После разбора конкретных ситуаций поговорите с ребенком о том, что злиться – это нормально, но нужно осознавать свои эмоции и их подоплеку. Такой вариант действий подойдет для детей доподросткового возраста.

Если говорить о подростковом возрасте, масштаб эмоций увеличивается в несколько раз. Ведь эмоциональная буря, сопровождающая процесс полового созревания, усиливает все реакции. Важно не забывать, что ребенок меняется, растет, ему важно получать от родителя не только защиту и контроль, но внимание и, по крайней мере, совещательное право голоса. Если вы хотите сохранить близкие отношения с ребенком, то помните, что даже самый маленький ребенок – это отдельная личность со своими чувствами, желаниями и потребностями. В таком случае коммуникация будет гораздо более успешной.

Биографическая справка:

Александра Чернышева

Александра Чернышева – психолог-консультант, закончила факультет психологии СПбГУ кафедру Кризисных и экстремальных ситуаций.

С 2007 Александра ведет индивидуальные, групповые консультации и тренинги с детьми и подростками, а также координирует работу лагеря «Архитектура будущего». К сфере ее научных и практических интересов относятся следующие темы:

  • «Уверенность в себе»,
  • «Интеллектуальная успешность»,
  • «Эффективность в общении».

Вы можете бесплатно забронировать путевку в лагерь «Архитектура будущего», в котором работает Александра:

0

0

0

0

0

Опубликовано Автор Елена РыженковаРубрики Психология и здоровье

что ждет жертв буллинга в российских школах?: Общество: Россия: Lenta.ru

По статистике, более половины детей (55 процентов) сталкивались с различными видами буллинга в школе. При этом 39 процентов становились и жертвами травли в соцсетях, но боятся об этом рассказать. Корреспондент Дарья Новичкова поговорила с теми, кто сам пережил насилие, а также с родителями детей, ставших жертвами бойкотов и издевательств. Как устроен мир буллинга в обычных российских школах и как помочь детям — в материале «Ленты.ру».

«Подкараулили и сломали два ребра»

Евгения, пережила травлю в младшей и средней школе:

У меня было несколько школ. Мы переехали в небольшой город, очень неблагополучный. Там большие проблемы с наркотиками, дети тоже соответствующие. Учитывая, что я и мой брат были новенькими, нас частенько поджидали после школы. Могли поднять вверх ногами, трясти и пытаться найти деньги или дозу. Поколачивали частенько, в дальнейшем я пошла на бокс. Потом меня дразнили из-за походки — для девушки она нетипичная. Я по сей день хожу, как медведь. Говорили, что я страшная, тупая, несмотря на то, что училась я очень хорошо. Это было с первого по четвертый класс. Учителя ничего не делали.

Однажды меня подкараулили возле библиотеки и предложили «на слабо» залезть на дерево около здания. Мол, они перестанут тогда меня дергать. Я залезла, а когда пыталась спуститься, дерево стали трясти, и я навернулась. Сломала запястье, выбила коренной передний зуб. С тех пор хожу с протезом.

В пятом классе я перешла в новую школу и на тот момент еще не сделала себе протез переднего зуба. Меня называли беззубиком. В следующей школе я уже стала более-менее говорить о себе в мужском роде. Мне так было привычнее. Была одноклассница, которая решила втереться в доверие, мы стали дружить. Я ей все о себе рассказывала, это была ошибка. Она потом пересказала все одноклассникам, после школы меня подкараулили и сломали два ребра. Потом девчонки как-то не очень хорошо сделали — утащили мою форму и рюкзак в мужскую раздевалку и закинули все в мужской унитаз

Было такое, что пропадали вещи, потом я находила их около школы на деревьях или за школой.

У нас семья неполная, но многодетная, нас четверо. Мама работала на нескольких работах, ей было некогда полноценно нами заниматься. Дома практически не бывала.

В какой-то момент стала курить. Резала себя. Все время думала, что меня где-нибудь да побьют. Но со временем стала проще относиться к таким людям — если они агрессивно себя ведут, значит, у них есть какие-то проблемы в жизни.

Благодаря занятиям спортом сейчас могу постоять за себя. Учителям пыталась что-то сказать, но в основном без результата. Искала проблему в себе.

В одной из школ была хорошая психолог, я ходила к ней достаточно часто. Лишь бы не появляться на уроках. Она меня прикрывала временами. Это была очень хорошая женщина. Я могла рассказать ей о проблеме селфхарма, она давала какие-то советы. Поила меня ромашковым чаем. Жалко, что она работала у нас всего семь месяцев.

Начала ходить по школе в наушниках, но музыку не включала, чтобы в случае чего услышать, если меня хотят подождать около школы или разбить телефон. Как правило, они не скрывали такие намерения.

Зачинщиков было двое, потом уже подхватывали все остальные. Одного парня до сих пор помню, он даже, кажется, отмотал срок в тюрьме за серьезное избиение на рынке. Его там обсчитали. У него тоже были свои проблемы, жил без родителей на попечении тетушки.

Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ

Если я остро реагировала на издевки или разбрасывание вещей, то в следующий раз одноклассники уже с большим энтузиазмом набрасывались на меня. Если же реагировала абсолютно спокойно, то реакции было меньше.

В интернете тоже пытались как-то оскорблять с анонимных страничек. В один момент я поняла, кто это делает, так как этот человек ставил слишком много пробелов. Пришлось создавать другие страницы. Друзей в интернете у меня было намного больше, чем реальных. Одноклассники писали порой гневные комментарии к фотографиям. Достаточно много было проблем и помимо школы, травля лишь добавлялась ко всему этому.

Однажды меня совсем заколебали, я в тот момент занималась боксом и много тренировалась. И я побила одноклассника головой об землю. Земля после дождя была довольно мягкая. Его родители потом написали заявление и перевели его в другую школу. До перевода он даже боялся в школу приходить, думал, что над ним начнут издеваться так же, как издевались надо мной. На какое-то время меня даже оставили в покое. Впоследствии никто из них ни разу не подошел ко мне, чтобы извиниться

«Достала туфли и выбросила их в мусорное ведро»

Галина, мать ребенка, который столкнулся с издевательствами в начальной школе :

Я рано стала заниматься с детьми, у меня была такая возможность. Мы довольно быстро взяли ножницы в руки, стали клеить. Когда дети пошли в садик, то уже умели делать все. [Дочка] Наташа столкнулась с непонятным поведением детей, возможно, завистью. Как это обычно проявляется, избегание: давай не будем дружить с Наташей, давай не будем делиться игрушкой, играть в дочки-матери. Были пинки и толчки. Дочь я учила, как и меня учили, и мою маму, что нельзя никого обижать, толкать и обзывать.

Я была матерью-одиночкой и не могла ребенку купить что-то красивое и современное в плане одежды и обуви. Это стало поводом для травли уже в школе. Во втором классе начались плевки, переворачивание тарелок с едой. Ребенок приходил домой грязным, молчал сначала, потом все же признавался, что в школе обидели.

Проблемы усугубились из-за классного руководителя. Несмотря на то что у нее был большой стаж, женщину увольняли из нескольких школ. На собраниях она просила жаловаться на драки и плевки, а потом говорила детям не ябедничать. Однажды я не обратила внимания, что ребенку стали малы туфли. Как-то во время урока она их сняла и поставила на них ноги. Учительница проходила мимо и увидела это. Тогда она залезла под стол, достала туфли, пошла через весь класс и выбросила их в мусорное ведро. Конечно же, все дети смеялись

Фото: Shutterstock

Когда прозвенел звонок, Наташа в колготках доставала из ведра свои туфли, лежащие среди огрызков и жвачек.

Если ребенок что-то не понимал, преподавательница могла ткнуть на уроке головой в тетрадь. Это непозволительно, когда учитель так делает, — он показывает всем детям сразу, что они могут сделать так же.

В том же классе училась племянница. Но она перевелась как раз из-за классного руководителя. Девочке было шесть лет, когда она пошла в школу. Она довольно крупная, и пришлось отдать ее на год позже. Племянница немного отставала, на ней делали акцент, дети тоже подключались с насмешками.

Дети стали обращаться друг с другом так, как и преподаватель с ними. Пошли оскорбления, тычки. Многие родители жаловались на мальчиков, которых нужно было поставить на учет. Обыденной вещью было то, что девочки спускаются с лестницы, а их толкают или подставляют подножки.

В третьем классе классную руководительницу сменили. Но травить дети стали нового [учителя] — могли спокойно ткнуть карандашом в попу, похихикать или оскорбить. Когда ткнули карандашом, учительница взяла мальчика под мышку и повела к директору. Но класс уже оказался запущен, поздно было что-то делать.

Бывало, что родители тоже не реагировали на то, что происходит. На предложение обсудить ситуацию отвечали в духе: «Мы тоже дрались в детстве, пусть дерутся, ничего такого в этом нет». А то, что можно в процессе такой драки получить серьезные последствия, об этом никто не думал.

В классе был мальчик Костя. Он мог обозвать, толкнуть или подраться. И все время доставал Наташу, еще и выше намного, да и весом раза в два больше. Бугай, одним словом. Однажды дочь прислала мне сообщение: «Мама, он меня удушил, я не могу дышать». Я в этот момент была на реабилитации с другим ребенком-инвалидом. Учительница рисования вышла из класса к директору, мальчик набросился на нее сзади. Самой невозможно было выбраться, там была сильная хватка. Мать мальчика отказалась выходить на связь, сказала, что будет разговаривать только после педсовета. Сложилось впечатление, что в их семье разговаривают только матом. Не только я на него жаловалась

До этого случая Наташа заступилась за другого мальчика. Его закрыли в темном шкафу, он кричал и пытался выбраться. Она сняла это на видео и показала классному руководителю. После этого ей досталось от того же Кости. Взял за шиворот и сильно щипал. Этот Костя пытался взять власть в свои руки.

Я написала заявление о нападении и решила перевести ребенка в другой класс. Но директор сказала, что места есть только в двух — в нашем классе и в другом таком же неблагополучном. После заявления в полицию директор перезвонила и предложила место в нормальном классе, но я была уже в раздумьях. Крестная, педагог со стажем, сказала, что мы бежим от проблемы, а преступник остается безнаказанным. Костю в итоге поставили на школьный учет. Еще один случай — будут разбираться в полиции. Травля прекратилась, но и учебный год подошел к концу.

«Было больно, ведь я считал ее своей подругой»

Андрей, стал жертвой буллинга в средней школе:

В школу, где начался буллинг, меня отвела бабушка. Это был лицей, считался довольно престижным.

Казалось бы, шикарная школа, большие сборы на обои и занавески, но у нас порой банально не было денег, например, чтобы сделать дома ремонт. Я жил с бабушкой и дедушкой, часто ходил в одной и той же старой одежде. Возможно, из-за этого меня начали дразнить, оскорблять. Стал изгоем, никто не хотел разговаривать. Было такое, что и избивали. Я не мог дать отпор, потому что меня воспитывали женщины. Папа с мамой развелись, дедушка не участвовал в воспитании, он все время был занят. Мама и бабушка не научили меня защищаться, а все время говорили, что лучше все пробовать решать словами. Я не мог ни с кем подраться, мне было стыдно.

Я обращался к преподавателям, но они в большинстве случаев не могли ничего сделать либо делали хуже. Всегда был риск, что обидчики тебя могут заметить и сделать твою жизнь еще хуже. Однажды дед пришел в школу и сказал: «Кто обижает моего мальчика?» Он прямо так и сказал, это был стыд такой. Таким образом он меня не защитил, а сделал только хуже. Меня стали еще больше дразнить, потому что другим это казалось забавным. Мне тоже сначала показалось это смешным, но потом стало очень стыдно

Фото: CDC / Unsplash

В восьмом классе к нам пришла девочка, мы с ней близко подружились, она втерлась в доверие. Мы записывали с ней видео под смешные песни. Одним словом, дурачились. Потом что-то случилось, и она показала записи ребятам, которые не должны были их увидеть. Надо мной стали еще больше смеяться, унижать, обзывать. Было больно, ведь я считал ее своей подругой, а тут что-то вдруг перевернулось. Я тысячу раз спрашивал, почему, но она так и не объяснила свой поступок.

В старшей школе за меня заступилась одноклассница. Она дала отпор обидчикам, осадила их. Я тоже стал худо-бедно что-то предпринимать, даже зарядил одному человеку в рожу. От меня наконец-то отстали. В эту девушку я тогда влюбился, она казалась мне очень крутой. Никто не мог решить проблему, сделать что-то, а тут пришла она и все решила, проблемы больше нет. Я не решался ей признаться в своих чувствах, но она все равно потом узнала и при всех отказала мне во взаимности. Было неприятно и обидно.

«По школе ходили видео, где они долбят его головой об стену»

Любовь, мать ребенка, который столкнулся с буллингом в средней школе:

Мы переехали, дочка пошла в новую школу. Пятый класс. Прошло меньше недели, в чате кучка мальчиков вдруг выложила ее фотографию с неприличной подписью. Школа новая, суперсовременная. Дочка еще не успела ни с кем познакомиться. Это было вечером. Мы сидели дома. И она читала чат класса, а тут такое появилось. Сразу же мне показала.

Я позвонила классной руководительнице, вызвали мам этих мальчиков, но пришла только одна. Ничего на тот момент не решилось. Завуч предложила дать им еще один шанс, через несколько дней мальчик извинился.

Но еще через несколько недель ситуация повторилась. Зачинщиков было двое. Потом появились записки с матерщинными оскорблениями, стали писать гадости, оскорблять дочку. Практически каждый раз ходили в школу разбираться. В итоге там сказали, что мы сами виноваты, но в чем — не сказали. Мальчики могли сесть рядом на физкультуре, тоже начать говорить что-то девочкам. Были спортивные соревнования, они сели рядом со мной и стали матом про дочку говорить мерзкие вещи. Просто даже перестали в какой-то момент это скрывать. Иногда к ним еще два мальчика присоединялись и тоже ее оскорбляли.

Социальный педагог провела исследование, пыталась выяснить конкретный мотив их поступка с фотографией. Было восемь разных версий: что она их назвала так, потом назвала как-то иначе, что якобы обозвала их друга, которого она даже не знает. Но затем педагог уволилась.

Досталось не только моей дочери. На фоне всех политических событий они ходили и орали нацистские песни и лозунги, один из ребят сказал им замолчать. Они его избили. По школе ходило видео, где они его долбят головой об стену. Другой девочке облили штаны хлоркой. Уборщица забыла в классе. Хорошо хоть не в глаза. Преподавательница молоденькая, боится признать проблему. Если признает, то надо будет ее как-то решать

Мама одного из мальчиков стала посылать текстовые и голосовые сообщения якобы от нашего имени. Школа не желает смотреть записи камер и проверять номера, с которых были сделаны эти сообщения. Я их не видела, об этом мне сказала инспектор. Сказала, что там мат и угрозы. Эта мама отказывается встречаться. Придется за клевету подавать в суд. Инспектор обещала, что подтвердит факт таких сообщений, а пока она выписала предписание и маме, и ребенку.

Предлагали перевестись другую школу, но мы отказались. Младшая тоже учится в этой школе, у нее все нормально. Она не поймет такого. Будем обращаться еще к уполномоченному по правам ребенка в регионе.

«Избили учебником до сотрясения мозга»

Мария, мать двоих детей, столкнувшихся с травлей в средней и начальной школе:

У меня шестеро детей. Старший школу уже окончил, младшая еще не пошла. Четверо учатся в ближайшей школе по месту жительства — в четвертом, пятом и шестом классах. Старший ребенок был «путешественником» — часто меняли школы, так как переезжали.

В первой начались проблемы. Возможно, из-за нашего материального положения. Но вопрос решился быстро. Отец взял шокер, пришел в школу, щелкнул им перед детьми и сказал: «Еще раз такое повторится — пеняйте на себя». Больше они себя так не вели.

Затем мы переехали в другой город. Ребенок снова не вписался в коллектив. На тот момент нам было очень тяжело, доход был низким. Я собирала вещи, которые люди выбрасывали. Кому-то было бы зазорно так делать, но мне приходилось выходить из положения. Детей много, денег почти не было.

Сына дразнили, говорили, что от него пахнет. К тому же мальчик он добрый, с мягким характером. Однажды на уроке, когда учитель вышел из класса, его избили. Били учебником, до сотрясения мозга, сыну пришлось лечь в больницу. Через несколько дней после того как он вышел с больничного, толкнули с лестницы, и ребенок упал на спину. Пришлось перевести в другую школу. Там таких проблем больше не возникало. Но заявление в полицию я написала

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Еще один ребенок у нас с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). У него органическое поражение легкой степени, восприятие информации дается в три-четыре раза сложнее, но он старается. У него способности к языкам, великолепно запоминает стихи. Издевки были с самого начала, на уроках все смеялись. Звонила каждому из родителей, пыталась объяснить ситуацию, на какое-то время помогло, потом началось все сначала.

Большую роль сыграло и материальное положение. Дети говорили, что от сына воняет. Учительница тоже в этом участвовала. Подходила ко мне и говорила, что от Андрея якобы пахнет. Девочку, которая стала зачинщицей травли, посадили за одну парту с моим сыном, она, видимо, ни разу не сталкивалась с людьми с заболеваниями, из-за которых может появляться запах.

Но в отличие от старшего, этот ребенок может за себя постоять и, если кто-то задирает, ударить в ответ. И за словом в карман не полезет при всех своих ограниченных возможностях.

«Бывает, что инициатором травли выступает педагог»

О том, как распознать травлю в школе и справиться с ней, «Ленте.ру» рассказала клинический психолог и эксперт программы «Травли.NET» АНО БО «Журавлик» Мария Афонина.

«Лента.ру»: В какой школьной среде развивается буллинг?

Афонина: Чаще всего буллинг возникает в двух случаях. Первый — это когда коллектив сформировался стихийно и в нем нет общей цели, объединяющей всех участников. Это происходит потому, что у подростков существует потребность в сплоченности и принадлежности к группе, при этом их навыки коммуникации и выстраивания взаимодействия в коллективе часто развиты недостаточно. Если на этом фоне взрослый не помогает выстроить коммуникацию, а общая конструктивная цель у группы отсутствует, группа начинает сплачиваться вокруг травли одного или нескольких ее участников.

Бывает, что инициатором травли выступает педагог: сознательно или неосознанно. Сознательно — так как считает, что коллективом, где есть травля и жесткая иерархия, легче управлять. Неосознанно — если постоянно поощряет одних детей и наказывает других. Чем младше дети, тем более выражена роль педагога и тем с большей вероятностью класс копирует и поддерживает его инициативу.

Травля наиболее распространена в младшем подростковом возрасте (11-13 лет). Далее ее частота и интенсивность обычно снижается.

Какие виды травли существуют?

Самый распространенный — это вербальный буллинг: унизительные комментарии, оскорбления, неприличные жесты.

За ним идет социальный буллинг — исключение ребенка из группы, игнорирование, бойкот, распространение слухов и сплетен. Если с ребенком никто не хочет садиться за одну парту, его сторонятся, не зовут участвовать в проектах, не приглашают на праздники, исключают из школьных чатов — он, скорее всего, подвергается именно социальному буллингу.

Физический буллинг выражается в физическом насилии, порче вещей. Если вы замечаете у ребенка ссадины, пропажу вещей, испорченную одежду, вероятно, он стал жертвой физической травли

Однако очень важно отличать буллинг от обычного конфликта. Конфликт — это разовая акция, его целью является решение проблемы, силы участников примерно равны, а негативных последствий для психологического здоровья участников чаще всего не наступает.

В то время как травля — это систематическое явление, целью которого является причинение боли и страданий жертве, а один ребенок противостоит целому классу. К тому же затянувшаяся травля приводит к социальной тревожности, депрессии, суицидальному поведению жертвы и другим проблемам. Конфликт можно решить, травлю же — только прекратить.

Фото: Данила Егоров / Коммерсантъ

Последний вид — кибербуллинг, иными словами травля в интернете. Если ребенок или подросток начал по-другому вести себя в соцсетях — меньше общается, удаляет аккаунт или, наоборот, начинает отвечать поздно ночью, на его телефон приходит огромное количество сообщений в совокупности с изменениями эмоционального состояния — вероятно, он стал жертвой кибербуллинга. Опасность этого вида травли заключается в том, что он продолжается бесконечно, а обидчики сохраняют свою анонимность.

Как можно справиться с буллингом?

Буллинг — это коллективное явление и проблема всего класса. Соответственно, и работать нужно с ним как с коллективным явлением. Ответственность за решение проблемы должен взять на себя взрослый (классный руководитель, школьный психолог, завуч). Важное исключение: если инициатором травли являлся какой-либо учитель, лучше, чтобы ответственным взрослым был не он, а кто-то другой.

Самое главное — признать, что есть проблема, обозначить факт травли. Не в категории «у Саши не ладится с одноклассниками», а в категории «в нашем классе травля — и это проблема». Далее необходимо дать однозначную оценку происходящему: буллинг недопустим ни при каких обстоятельствах. Важно не разбираться, кто прав, кто виноват

Следующее, что можно сделать, — помочь детям сформулировать моральный выбор. Для этого можно предложить всему классу оценить свой вклад в болезнь коллектива под названием «травля»: 1 — я никогда в этом не участвую, 2 — иногда это делаю, но потом сожалею, 3 — травил и буду продолжать. Обычно редко кто из детей ставит себе 3 балла. После этого упражнения необходимо сформулировать новые правила жизни в коллективе и постоянно поддерживать эти позитивные изменения. Важно, чтобы взрослые отмечали положительную динамику, включали в процесс психологические игры на общение и вырабатывали единую цель.

Какие психологические последствия могут быть для жертв и зачинщиков травли?

Есть исследования, которые показывают, что к последствиям травли у жертв относятся нарушения социальной адаптации, высокий уровень тревоги, депрессии, суицидальное поведение, чувство одиночества и изоляции, трудности построения доверительных отношений, снижение успеваемости из-за ухудшения внимания и отказов посещать школу.

Зачинщики травли со значительно большей вероятностью нарушают закон во взрослом возрасте, злоупотребляют психоактивными веществами, совершают асоциальные поступки. Им сложнее построить партнерские отношения. Интересно, что те же особенности, как и у агрессоров, наблюдаются также у так называемых агрессивных жертв (те, кто был жертвой травли и начал агрессивно защищать себя).

Есть ли какие-то слова-маркеры, которые указывают на травлю?

Дети обычно говорят что-то вроде: «Мы просто играем», «Он шуток не понимает», «Слабаков надо учить».

Перевод ребенка в новую школу — выход?

Иногда смена школы — это неплохое решение. Есть большая вероятность, что при смене коллектива ребенок перестанет быть в роли жертвы. Вместе с тем важно понимать, что даже при переходе в новую школу ребенку может понадобиться помощь психолога для работы с последствиями травли. Также важно делать травлю видимой и начинать с ней работать как можно раньше, возможно, тогда менять школу не придется.

Как родитель может поддержать своего ребенка, который стал жертвой травли?

Родителям очень важно сначала обратить внимание на свое эмоциональное состояние и стабилизировать его: только из спокойного и ресурсного состояния мы можем быть опорой для своего ребенка. Далее важно внимательно выслушать ребенка, показать ему, что он не один на один со своей проблемой, а вы рядом и вместе.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Обязательно сказать, что ситуация ненормальная, так быть не должно, а проблема заключается не в ребенке, а в тех, кто травит. Не стоит предпринимать действий по борьбе с травлей за спиной ребенка, лучше вместе согласовывать план.

Как распознать, что твоего или чужого ребенка травят или что ребенок сам принимает участие в травле?

Самая верная рекомендация — это быть в контакте со своим ребенком, спрашивать о том, как проходит день, с кем он дружит в классе, кто в классе считается главным, есть ли разделение на маленькие группки и какие они, насколько комфортно в коллективе в целом. Стоит внимательно относиться к любым изменениям настроения ребенка и уточнять у него причину этих изменений. Если ребенок приходит из школы расстроенный или злой, отказывается идти в школу день за днем, старается не ездить на внешкольные мероприятия, не зовет в гости одноклассников, если его нет в школьном чате, если прошло уже полгода, а друзей все нет — это те признаки, которые могут насторожить

О том, что ребенок сам кого-то травит, узнать косвенно несколько сложнее. Вероятно, дома он не будет афишировать такое поведение. Поэтому стоит быть внимательным к жалобам других родителей и спокойно прояснять, что происходит, когда поступают жалобы.

Подробную информацию о том, как противостоять травле, можно найти на ресурсе программы «Травли NET».

Психологи горячей линии психологической поддержки отвечают на вопросы о школьной травле по телефону: 8 800 500 44 14 (пн-пт, 10:00-20:00).

Так мужчины боятся после #MeToo? Подумайте о том, каково это женщинам | Джессика Валенти

Американские мужчины боятся. Они беспокоятся о том, что могут обнять коллегу из лучших побуждений, и это не будет истолковано как развратное, обеспокоены тем, что увольнение множества влиятельных людей является признаком полномасштабной «сексуальной паники», и что эпоха #MeToo — это «криминализация ухаживания».

Как выразились женщины из шоу «Субботним вечером в прямом эфире»: «Добро пожаловать в ад, теперь вы в нашей лодке».

Вы можете понять, почему во время национальной расплаты по поводу изнасилований и домогательств женщинам было трудно проявить сочувствие к мужчинам, горестным из-за объятий и ритуалов свиданий. Мы всю жизнь боимся, но через несколько месяцев мужчины не могут вести себя сексистски безнаказанно, и это «охота на ведьм».

Если вы думаете, что #MeToo изменит все, спросите свою мать, думала ли она так же об обвинениях Аниты Хилл в 1990-х годах

Из средств массовой информации мы слышим от мужчин и женщин о предполагаемых последствиях момента #MeToo . Маша Гессен из New Yorker говорит, что новый акцент на утвердительном согласии может «криминализировать плохой секс». Джеральдо Ривера отреагировал на увольнение Мэтта Лауэра, заявив, что общество «криминализирует ухаживания». А Бари Вайс из New York Times, ссылаясь на своего отстраненного коллегу Гленна Траша, пишет, что мы «криминализируем поведение, которое раньше считали самонадеянным и хамским».

Еще никто не попал в тюрьму. Никто не был арестован. На самом деле ни одно поведение не было «криминализировано», даже если кажется, что оно действительно было преступным. Харви Вайнштейна обвиняют в жестоком обращении на протяжении десятилетий, в том числе в изнасиловании, которое он отрицает, и он улетел в Европу. Лауэр, обвиненный в сексуальном насилии, зарабатывал 20 миллионов долларов в год. Луи С.К. разоблачал себя перед женщинами, однако ему не было предъявлено никаких уголовных обвинений.

Но, как выразилась Ребекка Трейстер: «Влиятельный белый человек, потерявший работу, — это смерть». То, что мы видим сейчас, — это национальные похороны.

Примечательно, что немногие, выражающие опасения в данный момент, оплакивают рухнувшие карьеры или разбитые устремления бесчисленных женщин, которые оставили свои рабочие места и предприятия из-за преследований. Нет, настоящий потерянный талант — это мужской, ушедший на то же печальное кладбище вместе с заветной мужской способностью прикасаться к подчиненным женщинам без разрешения или последствий.

Если я звучу раздраженно, это может быть потому, что я всю жизнь смотрел мне в спину, и это сделало меня немного вспыльчивым. Как и большинство американок, я узнала — часто на собственном опыте — что я не в безопасности. Женщины знают, что они в опасности, будь то на улице, на работе или дома. Вскоре мне придется передать это знание моей дочери, научив ее следовать линии безопасности, стараясь при этом оставаться неутомимой. (Ведь нас называют наивными, если мы не предохраняемся, но если повседневные меры предосторожности нас слишком злят, мы истерики.)

Возможно, проблема в том, что могущественные белые люди недостаточно напуганы. Может быть, невероятное чувство права, позволяющее мужчинам так ужасно обращаться с женщинами без каких-либо последствий, можно убить — или, по крайней мере, прихрамывать — с помощью хорошей дозы страха. И, возможно, этот страх, пусть и временный, даст женщинам столь необходимую передышку. В конце концов, мы даже не знаем, кто мы, без этой тревоги, нависшей над нашими головами; было бы неплохо мельком увидеть беззаботную женщину, которой нам так и не суждено было стать.

Несмотря на панику в ответ, что флирт на рабочем месте и обычные повседневные взаимодействия внезапно станут запрещенными, большинство из нас знает лучше. Вуди Аллен все еще снимает фильмы, поскольку его дочь спрашивает, почему никого не волнует, что она обвинила его в растлении ее, когда ей было семь лет (что он категорически отрицает). Мужчины, обеспокоенные тем, что обвинения могут разрушить их карьеру, могут обратиться к президенту Соединенных Штатов и понять, что это неправда. И если вы думаете, что #MeToo все изменит, спросите своих матерей, думали ли они так же об обвинениях Аниты Хилл в 1990-е.

Если мужчины хотят помочь женщинам в данный момент, они могут начать с того, что сидят с любым дискомфортом и страхом, которые у них есть, какими бы неуместными они ни были. Они могли понять, что то, что они чувствуют, является частью того, с чем имеют дело женщины. И вместо того, чтобы паниковать или слишком остро реагировать, они могли слушать. (О, и не показывайте нам свои члены, если вас не попросят. )

В эпоху #MeToo 60% мужчин-менеджеров говорят, что они боятся оставаться наедине с женщинами на работе

Комментарии

Дениз Дадли, бизнес-консультант из Сан-Луис-Обиспо, Калифорния, много путешествовала в течение своей карьеры за последние четыре десятилетия. Она совершала командировки, которые длились неделями, многие из которых сопровождались старшими коллегами-мужчинами. В те первые дни она многому научилась как у своих коллег-мужчин, так и у женщин. Она помнит имена тех, кто ее наставлял, и, к сожалению, помнит также имена и поведение тех коллег-мужчин, которые вели себя неподобающим образом.

«В наши дни даже хорошие парни боятся оставаться наедине с женщинами».

Вот лишь некоторые из комментариев, которые она слышала от потенциальных наставников, достаточных, чтобы вы больше никогда не захотели отправиться в командировку в этот или любой другой город. Они включают двусмысленные намеки («Хо-хо, нам нужно перестать так встречаться!»), семейную жизнь («Моя жена меня просто не понимает»), комментарии о внешности («Ты очень красиво выглядишь с распущенными волосами ») и предложения помочь ориентироваться в коридорах отеля ночью («Позвольте мне помочь вам найти вашу комнату и убедиться, что она удобна»).

Не пропустите: После #MeToo отношения с коллегами стали еще более рискованными

В наши дни даже хорошие парни боятся оставаться наедине с женщинами. Все больше мужчин говорят, что они боятся работать с коллегами-женщинами в эпоху #MeToo: 60% руководителей-мужчин говорят, что им некомфортно наставничество, общение или даже работа в одиночку с женщинами на рабочем месте, по сравнению с 46% год назад. Согласно опросу, опубликованному в пятницу сайтом по расширению прав и возможностей женщин LeanIn.Org, детищем Facebook. США: ФБ Главный операционный директор Шерил Сандберг.

«Никогда не говорите: «Ты очень красиво выглядишь с распущенными волосами».

Эти истории, а также каскад разоблачений десятков влиятельных мужчин, жестоко обращающихся с женщинами, вызвали общенациональную дискуссию о том, что представляет собой надлежащее поведение на рабочем месте. «Если больше мужчин будут наставлять женщин, это в конечном итоге приведет к более сильным и безопасным рабочим местам для всех. Когда на руководящих должностях находится больше женщин, организации предлагают сотрудникам более щедрую политику и добиваются лучших результатов в бизнесе», — говорится в опросе «Lean In».

Дадли, автор книги «Работай! Попади, заметь, продвинься по службе», — сказал, что в эпоху #MeToo на рабочем месте стоят две большие проблемы: как работницы распознают, когда коллега-мужчина переходит профессиональные границы, и как помочь коллегам-мужчинам и руководителям справиться с этими проблемами. безопасно. Если мужчина делает что-то странное, но не переходит черту, это может быть одной ошибкой суждения. Если он почти переступит эту черту дважды или трижды, это может начать выглядеть как домогательство.

Дениз Дадли: «Придерживайтесь рукопожатия, чтобы прикоснуться к подопечным».
Киви Эшби

«Я думаю, именно это сейчас происходит с Джо Байденом, — говорит она. «Я серьезно сомневаюсь, что он развратный, но, возможно, он просто слишком много прикасается к женщинам, а это накопительная проблема». Байден, один из многих кандидатов в президенты от Демократической партии 2020 года, был вызван несколькими женщинами за то, что они чувствовали себя некомфортно, касаясь своих плеч, шеи и/или спины; со своей стороны, Байден сказал, что адаптируется к тому, что он описывает как новую эру того, как мужчины должны вести себя с женщинами.

«Женщины получают меньше наставничества и спонсорства, которые открывают двери».

Мужчины, особенно те, кто занимает высокие посты, явно бьются над этим вопросом больше, чем когда-либо. В опросе LeanIn, проведенном в партнерстве с Survey Monkey, приняли участие более 5000 взрослых в США. Он показал, что мужчины, занимающие руководящие должности, в 12 раз чаще не решаются встретиться с женщиной, чем с мужчиной; в девять раз больше шансов не захотеть поехать в командировку с коллегой-женщиной; и в шесть раз чаще избегают рабочих обедов с женщинами.

«Женщины получают меньше наставничества и спонсорства, которые открывают двери. Происходит ли это из-за сексизма или потому, что мужчины (возможно, бессознательно) тяготеют к помощи другим мужчинам, в результате женщины упускают эту возможность», — отмечается в исследовании. По поводу движения #MeToo также есть принципиальная разница во мнениях: 50% мужчин говорят, что последствия сексуальных домогательств больше вредят домогателям, а не жертвам; 64% женщин говорят, что жертвам есть что терять.

Новое исследование показало, что 60% руководителей-мужчин говорят, что им некомфортно заниматься наставничеством или общаться с женщинами на работе.
Гетти Изображений/iStockphoto

Вот несколько советов от Дадли о том, чего следует избегать мужчинам при тесном сотрудничестве с коллегой-женщиной, особенно с непосредственным подчиненным или лицом, стоящим ниже по служебной лестнице:

1. Не отпускайте неприличные шутки. «Я просто пошутил» — это то, что учителя в старших классах могут услышать от учеников, но это не будет хорошо воспринято во время словесной жалобы на сексуальные домогательства. Человеческие ресурсы примут ваши слова за чистую монету. Так и вы.

2. Не дыши ей в затылок. Дадли рекомендует соблюдать дистанцию ​​между людьми примерно от 2 до 3 футов. Никто не хочет лично знакомиться с вашим одеколоном или тем, что вы ели на завтрак. Если они чувствуют ваше дыхание, значит, вы слишком близко.

«Придерживайтесь рукопожатия как способа прикоснуться к подопечным».

3. Не пытайтесь обнять. «Придерживайтесь рукопожатия как способа прикоснуться к подопечным, если только вам не ясно, что другой человек любит обниматься — и все же это может быть рискованно. Не гладьте, не гладьте и не тыкайте самку». Если сомневаетесь, пропустите. Обнимайте своих детей, а не коллег.

4. Не подмигивай и не корчи рожи. «Избегайте подмигивания, поднятия бровей вверх и вниз, облизывания губ или любого другого «нестандартного» выражения лица», — добавляет Дадли. «Их можно было принять за провокацию. Сохраняйте искреннюю улыбку». В командировках или в нерабочее время не злоупотребляйте алкоголем.

5 . Не думайте, что вы всегда знаете лучше всех. Вскоре вы поймете, насколько удобно вашей подопечной ваше присутствие и нужно ли вам изменить способ взаимодействия с ней. Спросите ее, что вы можете сделать лучше. Быть наставником — это профессиональные отношения, и все учатся.

6. Не рассказывай ей обо всех своих семейных проблемах или проблемах с отношениями. «Не сообщайте информацию о своей романтической жизни, то есть: «Моя девушка говорит…» или «Я в настоящее время не женат, вы знаете кого-нибудь, кто мог бы меня подставить?» или «Я отправляюсь в свидание, как я выгляжу?»

7 . Не веди себя так, как будто ты дома на диване . «Не чеши себе подмышки, не играй с волосами на руках и — не дай Бог — поправляйся «там внизу», даже незаметно», — говорит Дадли. «Я видел, как это происходит! Вы не хотите предоставлять какие-либо «визуальные сигналы», которые подразумевают сексуальность или даже личную чувственность».

«57% работающих женщин признаются, что подвергались сексуальным домогательствам».

8. Не говорите ей, что вам нравятся ее духи. «Лучше придерживаться профессиональных комплиментов («Ваш отчет был просто блестящим» или «Вы отлично справились с сегодняшней презентацией»), пока вы не наладите отношения и не завоюете доверие, — говорит она. Даже в этом случае действуйте осторожно.

9. Не отнимай у нее все время до позднего вечера. То, что вам нравится работать допоздна, не означает, что ваш подчиненный должен оставаться допоздна за ночью без каких-либо четких указаний, когда можно уйти. Помните о своем старшинстве и уважайте их время.

10. Не проводите собрания дома или в гостиничных номерах. Это само собой разумеется. После обвинений в сексуальных домогательствах и нападении на киномагната Харви Вайнштейна в 2017 году, которые якобы имели место в гостиничных номерах и которые он отрицает, никогда не проводите встречи дома или в гостиничном номере.

См. также: Как мужчины могут быть частью решения в эпоху #MeToo

Есть веская причина держать эти советы в заднем кармане. #MeToo побудил женщин на рабочем месте выступить против сексуальных домогательств, но проблема по-прежнему актуальна. Большинство женщин на рабочем месте (57%) сообщают, что они подвергались той или иной форме сексуальных домогательств на работе, будь то сексистские шутки или неуместные прикосновения, а 24% женщин говорят, что домогательства продолжают расти. опрос нашел.

Эта потеря взаимодействия становится вредной для женского роста на работе. Согласно опросу, женщины на 24% реже, чем мужчины, получают советы от руководителей высшего звена, что может помешать им подняться по служебной лестнице в своих компаниях, поскольку большинство менеджеров и руководителей высшего звена — мужчины. Женщины составляют всего 6,6% генеральных директоров в компаниях из списка Fortune 500, поэтому в некоторых случаях поддержка со стороны мужчин на работе может быть необходимой для женщин, чтобы подняться по корпоративной лестнице.

Хорошие новости: достигнут определенный прогресс в борьбе с плохим поведением. Согласно отдельному опросу юридической фирмы Littler Mendelson из Сан-Франциско, опубликованному в этом месяце, в этом году на рабочих местах было на 63% больше шансов провести дополнительное обучение, чтобы уменьшить количество случаев сексуальных домогательств на работе, по сравнению с 55% в 2018 году. В этом году 51 % работодателей обновили кадровую политику и руководства по сравнению с 38 % в 2018 году9.0003

«Я не хочу жить в мире, где мужчины и женщины не могут быть добрыми и любящими друг друга, — говорит Дадли, — но я определенно не хочу жить в мире, где женщины маргинализированы и становятся жертвами своих коллег-мужчин».

Сколько вам нужно зарабатывать, чтобы позволить себе дом за 500 000 долларов? Вот ответ.

Для человека со средним доходом владение жильем становится все более недосягаемым.

  • Студенческий кредит «поезд крушение»: по мере того, как вырисовывается возврат регулярных платежей, у обслуживающих компаний меньше сотрудников, чтобы справиться с ожидаемым потоком звонков
  • Выбор: Этот банк теперь предлагает бонус в размере 3500 долларов (да, вы правильно прочитали) за открытие там счета. Вот подвох.
  • Когда работники являются приоритетом №1 для работодателя, акционеры тоже выигрывают
  • «Плачь мне реку, да?»: я продал нашу аренду за 325 000 долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *