Расстройства ощущений и восприятия
Расстройства ощущений.
Под ощущениями принято понимать такую функцию психической деятельности человека, которая позволяет оценить отдельные свойства предметов и явление окружающего его мира и собственного организма. Физиологической основой ощущение являются анализаторы органов чувств, позволяющие распознать такие стороны как твердое или мягкое, теплое или холодное, громкое или тихое, прозрачное или мутное, красное или синие, большое или маленькое и пр.
Экстероцептивные рецепторы (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые) дают человеку сведения об окружающем мире,
интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем, проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений.
Для определения нарушений ощущения используются термины: анестезия, гипестезии, гиперестезия, сенестопатия и парестезия.
Анестезия – отсутствие каках-либо ощущений.
Гипестезия – ослабление ощущений, при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые, яркий свет как тусклый, сильный звук как слабый, резкий запах как слабоощутимый и т.д.
Гиперестезия – усиление ощущений, при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления. При гиперестезии, например, больные защищаются от «яркого» света темными очками, жалуются на неприятные болезненные ощущения от мягкого нижнего белья,
раздражаются от любого прикосновения и пр.
Парестезии – появление неприятных ощущений с поверхностных частей тела при отсутствии реальных раздражителей. Это могут быть жалобы на жжение, покалывание, переживание прохождения электрического тока через отдельные участки кожи, чувство отморожения кончиков пальцев и др. Локализация парестезий непостоянна, изменчива, разной интенсивности и продолжительности.
Сенестопатии — неприятно переживаемые ощущения разной интенсивности и длительности со стороны внутренних органов при отсутствии установленной соматической патологии. Они, как и парестезии, трудно вербализуемы больными, и при их описании последние чаще всего используют сравнения. Например: как будто шевелится кишечник, воздух продувает мозг, печень увеличилась в размерах и давит на мочевой пузырь и др.
Чаще всего патология ощущений встречается при астенических расстройствах различной этиологии, но могут наблюдаться и при психотических вариантах заболеваний. Длительно существующие парестезии или сенестопатии могут быть основанием для формирования ипохондрического бреда, бреда воздействия.
Расстройства восприятия.
Восприятие, в отличие от ощущений, дает полное представление о предмете или явлении. Его физиологической основой являются органы чувств. Конечный продуктом восприятия — образное, чувственное представление о конкретном объекте.
Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями: агнозиями, иллюзиями, галлюцинациями и психосенсорными расстройствами.
Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета Зрительные, слуховые и другие агнозии подобно рассматриваются и изучаются в курсе нервных болезней. В психиатрии отдельный интерес представляют анозогнозии (неузнавание своей болезни) встречающиеся при многих психических и соматических заболеваниях (истерических расстройствах, алкоголизме, опухолях, туберкулезе и др.) и носящие разный патогенетический характер.
Иллюзии
Иллюзии – такое нарушение восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как совершенно иной (например, блестящий предмет на дороге похожий на монету при ближайшем рассмотрении оказывается кусочком стекла, висящий в темном углу халат – за фигуру притаившегося человека).
Различают иллюзии физические, физиологические и психические.
Физические иллюзии обусловлены особенностями среды, в которых находится воспринимаемый объект. Например, горный массив воспринимается окрашенным в разные цвета в лучах заходящего солнца, как мы это видим на картинных Р.Рериха. Предмет, находящийся в прозрачном сосуде наполовину заполненный жидкостью, кажется изломанным в месте границы жидкости и воздуха.
Физиологические иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. Холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой, легкий груз после длительного физического напряжения – тяжелым.
Психические иллюзии, чаще их называют аффективными в связи с эмоциональным состоянием страха, тревоги, ожидания. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя Находящийся в состоянии алкогольной абстиненции в пятнах на стене видит различные лица или фигуры.
Парейдолические иллюзии относятся к психическим, представляют из себя разновидность зрительных с меняющимся содержанием ошибочных образов. Они нередко возникают в инициальном периоде психотических состояний, в частности алкогольного делирия. Больные в рисунках обоев, ковров видят меняющиеся лица, движущиеся фигуры людей, даже картины боя.
Остальные иллюзии зачастую не являются симптомом психического заболевания, нередко встречаются у психически здоровых лиц в указанных выше условиях.
Другая существующая классификация иллюзий основывается на их разграничении по анализаторам: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Чаще всего встречаются две первые разновидности, а две последние вызывают большие трудности в разграничении с галлюцинациями обоняния и вкуса.
Галлюцинации.
Галлюцинациями называется такое нарушение восприятия, при котором воспринимается несуществующий в данное время и в данном месте предмет или явление при полном отсутствии критического отношения к ним.. Галлюцинирующие пациенты воспринимают их как действительно существующее, а не воображаемое нечто. Поэтому всякие разумные доводы собеседника о том, что переживаемые ими ощущения есть только проявления болезни отрицаются и могут вызвать только раздражение пациента.
Все галлюцинаторные переживания рубрифицируются по ряду признаков: сложности, содержанию, времени возникновения, заинтересованности того или иного анализатора, и некоторым другим.
По сложности галлюцинации делятся на элементарные, простые и сложные. К первым относятся фотопсии (лишенные конкретной формы в виде пятен, контуров, бликов зрительные образы), акоазмы (оклики, неясные шумы) и другие простейшие феномены. В формировании простых галлюцинаций участвует только какой либо один анализатор. При появлении сложных галлюцинаций участвует несколько анализаторовТак, больной может не только видеть мнимого человека, но и слышать его голос, чувствовать его прикосновение, ощущать запах его одеколона и пр.
Чаще всего в клинической практике встречаются зрительные или слуховые галлюцинации.
Зрительные галлюцинации могут быть представлены единичными или множественными образами, ранее встречаемыми или мифическими существами, движущимися и неподвижными фигурами, безопасными или нападающими на пациента, с натуральной или неестественной окраской.
Если зрительный образ воспринимается не в обычном поле зрения, а где-то сбоку или сзади, то такие галлюцинации называются экстракампинными. Переживание видения своих двойников названо аутоскопическими галлюцинациями.
Слуховые галлюцинации могут переживаться больными как шум ветра, завывание зверей, жужжание насекомых и пр., но чаще всего в виде вербальных галлюцинаций. Это могут быть голоса знакомых или незнакомых людей, одного человека или группы людей (полифонические галлюцинации), находящихся рядом или на далеком расстоянии.
По содержанию «голоса» могут быть нейтральными, безразличными для больного или угрожающего, оскорбляющего характера. Они могут обращаться к больному с вопросами, сообщениями, награждать его орденами или снимать с должности, комментировать его действия (комментирующие галлюцинации) давать советы. Иногда «голоса» ведут разговоры о больном, не обращаясь к нему, при этом одни бранят его, угрожают карами, другие защищают, предлагают дать ему время на исправление (антагонистические галлюцинации).
Наибольшую опасность для больного и его окружения носят императивные галлюцинации, которые носят форму приказов выполнить то или иное действие. Эти приказы могут носить безобидный характер (приготовить еду, переодеться, пойти в гости и т.д.), но нередко приводящий к тяжелым последствиям (самоповреждениям или самоубийству, нанесение повреждений или убийству знакомого лица или случайного прохожего).
Как правило, больной не может противиться этим приказам, выполняет их, в лучшем случае просит как-либо ограничить его в действиях, чтобы не натворить беды.
Тактильные галлюцинации представлены чаще всего чувством ползания по коже или под ней различного рода насекомых. При этом даже если чувство ползания не подтверждается зрительными галлюцинациями, пациент может рассказать об их размерах, количестве, направлении движения, окраске и пр.
Обонятельные и вкусовые галлюцинации встречаются редко. Обонятельные заключаются в ощущении несуществующих приятных, чаще неприятных запахов (сероводорода, гнили, нечистот и др.) Вкусовые – переживанием какого-то вкуса во рту независимо от характера принятой пищи.
При висцеральных галлюцинациях больные утверждают, что в их теле находятся какие-то существа (черви, лягушки, змеи и др.), которые причиняют им боль, поедают принятую пищу, нарушают сон и т.д.).
Висцеральные галлюцинации, в отличие от сенестопатий, имеют вид образа с соответствующими характеристиками размеров, цвета. особенностей движения.
Отдельно от других рассматриваются функциональные, доминантные, гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации.
Функциональные галлюцинации возникают на фоне действия внешнего раздражителя, и воспринимается одновременно с ним, а, не сливаясь как это имеет место при иллюзиях. Например, в шуме дождя, тиканий часов больной начинает слышать голоса людей.
Доминантные галлюцинации отражают содержание психической травмы, ставшей причиной заболевания. Например, потерявший близкого родственника слышит его голос или видит его фигуру.
Гипнагогические галлюцинации любого характера возникают в состоянии перехода от бодрствования ко сну, гипнопампические – при пробуждении.
Особое значение для диагностики психического расстройства имеет деление галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).
Для истинных галлюцинаций характерна проекция в окружающую среду, они естественным образом вписываются в нее, носят такие же признаки реальности, как и окружающие предметы. Больные убеждены, что окружающие испытывают те же переживания, но по непонятным причинам скрывают это. Истинные обманы восприятия обычно влияют на поведение больного, которое становится соответствующим содержанию галлюцинаторных образов. Истинные галлюцинации чаще встречаются при экзогенных психозах.
Псевдогаллюцинации имеют целый ряд отличительных от истинных свойств:
Они лишены признаков реальности, не вписываются в окружающую среду, воспринимаются как нечто инородное, странное, отличное от прежних ощущений. Сквозь сидящего на стуле человека видна спинка стула, находящийся неподалеку тигр с оскалом зубов, по данным В.Х.Кандинского, не вызывает чувства страха, а скорее любопытства.
Проецирование галлюцинаций внутри тела. Больной слышит голоса не ухом, а внутри головы, видит образы, расположенные в животе или грудной клетке.
Переживание чувства сделанности галлюцинаций. Пациент не сам видит образ, а ему его показывают, он слышит голос внутри головы потому, что кто-то так сделал, возможно, вставив в голову микрофон. Если зрительная галлюцинация проецируется во вне, но обладает выше перечисленными признаками, она может быть отнесена к псевдогаллюцинации.
Нередко псевдогаллюцинации, если они не носят императивный характер, не отражаются на поведении пациента. Даже близкие родственники месяцами могут не догадываться, что рядом с ними находится галлюцинирующий человек.
Псевдогаллюцинации чаще встречаются при эндогенных расстройствах, а именно при шизофрении, входят в синдром Кандинского-Клерамбо.
О наличии галлюцинаторных переживаний можно узнать не только со слов пациента и его родственников, но и по объективным признакам галлюцинаций, которые отражаются в поведении больного.
Галлюцинации относятся к психотичесому уровню расстройств, их лечение лучше проводить в стационарных условиях, а императивные галлюцинации являются обязательным условием недобровольной госпитализации.
Галлюцинации составляют основу галлюцинаторного синдрома. Длительно существующие, не прекращающиеся галлюцинации, чаще всего вербальные, обозначаются термином галлюциноз.
Психосенсорные расстройства.
(нарушения сенсорного синтеза)
Нарушениями сенсорного синтеза называют такое расстройство восприятия, при котором реально существующий (в отличие от галлюцинаций) воспринимаемый объект узнается правильно (в отличие от иллюзий), но в измененной, искаженной форме.
Различают две группы психосенсорных расстройств – дереализацию и деперсонализацию.
Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Она в высказываниях больных может носить неопределенный, трудно вербализируемый характер. Переживается чувство измененности окружающего мира, он стал каким-то иным, не таким как прежде. Не так стоят дома, не так передвигаются люди, город выглядит камуфляжным и т.д. Для больных, находящихся в депрессии свойственны высказывания, что мир потерял краски, стал тусклым, размытым, нежизненным.
В других случаях переживания дереализации выражаются вполне определенными понятиями. Это касается, прежде всего, искажения формы, размеров, веса и цвета воспринимаемого объекта.
Микропсия – восприятия предмета в уменьшенных размерах, макропсия – в увеличенном размере, метаморфопсия — в искаженной форме (ломаным, наклонившимся, деформированным и пр.) Один из больных периодически с громким криком «пожар» выбегал из палаты, так как воспринимал все окружающее его в ярко красном цвете.
Дереализаци может также проявляться феноменами déjà vu, eprouve vu , entendu vu, а так же jamais vu, jamais eprouve vu, jamais entendu. В первом случае речь идет о том, что индивид переживает возникшую ситуацию как уже когда-то виденную, слышанную или пережитую. Во втором уже ранее известную — как никогда не виденную, не слышанную и не пережитую.
К дереализации относится также нарушение восприятия времени и пространства.
Больные в маниакальном состоянии воспринимают время более быстрым, чем в реальности, в депрессивном – как замедленное.
Находящиеся в состоянии интоксикации в результате курения анаши испытывают чувство, что рядом находящиеся предметы находятся на расстоянии десятков метров от них.
Дереализация чаще встречается при психических расстройствах экзогенной этиологии.
Симптомы деперсонализации могут быть представлены в дух вариантах: соматопсихической и аутопсихической.
Соматопсихическая деперсонализация, или нарушение схемы тела, представлена переживаниями изменения размеров тела или его частей, веса и конфигурации. Больные могут заявлять, что они настолько выросли, что не умещаются в своей постели, голову из-за утяжеления невозможно оторвать от подушки и т. д. Эти расстройства также чаще встречаются при экзогениях.
Аутопсихическая деперсонализация выражается в переживании чувства измененности своего «Я». В таких случаях больные заявляют, что изменились их личностные свойства, что они стали хуже, чем ранее, перестали тепло относиться к родственникам и друзьям и пр. (в состоянии депрессии). Аутопсихическая деперсонализация более свойственна больным с эндогенными заболеваниями.
Деперсонализационно-дереализационный синдром может усложняться бредом, депрессией, психическими автоматизмами и другими расстройствами психической деятельности.
2.1.1. Расстройства восприятия
Восприятие — это целостное отражение тех предметов или явлений окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств (человек воспринимает цветок в целом, видит его цвет и форму, чувствует запах, тонкость его лепестков). Восприятие — сложный акт, в котором присутствуют и взаимодействуют такие слагаемые психического процесса, как память и мышление. Восприятие начинается с ощущения. Ощущение — такой вид психической деятельности, с помощью которого мы отражаем качества предметов и явлений, отдельные их свойства: величину, форму тела, массу, цвет и т.д. Ощущение является самым элементарным актом познавательного процесса.
Одним из свойств восприятия является представление, с помощью которого удается удерживать информацию на непосредственном уровне. Представление — это результат оживления образов, воспринимаемых ранее, в прошлом.
Ощущения, восприятия и представления относят к чувственному познанию.
Появление расстройств восприятия при психических заболеваниях означает искажение информации о внешнем мире. В результате у человека нарушаются ориентировка в мире, поведение. Патология может касаться как ощущений, так и целостного восприятия мира.
Изменения ощущений в патологии могут быть количественными и качественными.
Количественные изменения свидетельствуют об изменении порога раздражения — его понижении или повышении. Понижение чувствительности к раздражителям — гипостезия — достигает иногда степени полного бесчувствия — анестезии. При гипостезии все окружающее кажется тусклым, без ярких красок, звуки доходят как через стену. Такого рода состояния бывают при некоторых психических расстройствах, однако встречаются и у здоровых людей в состоянии крайнего утомления. При гиперстезии обычные звуки могут казаться непереносимо громкими, свет — необычно ярким, запахи — нетерпимо резкими.
Среди качественных изменений ощущений следует выделить сенестопатии. Сенестопатии — разнообразные неприятные, тягостные и просто мучительные ощущения (стягивания, натяжения, переливания, жжения, щекотания, боли и т.д.), возникающие в различных поверхностных частях тела или во внутренних органах, нередко без определенной локализации и трудно поддающиеся четкому описанию. Эти ощущения практически не встречаются у здоровых людей и характерны для психических расстройств. Так, некоторые больные шизофренией испытывают ощущения «пересыхания мозгов», «бульканья в голове», «шевеления в животе» и др. По своей сути сенестопатии являются иллюзиями и галлюцинациями общего чувства (тактильными и интероцептивными).
Качественными нарушениями, патологическими изменениями содержания восприятия являются обманы чувств — иллюзии и галлюцинации.
Иллюзии — ошибочное восприятие, преимущественно зрением или слухом, реально существующих предметов или явлений. Иллюзорное восприятие может иметь место на фоне полного психического здоровья, когда искаженная перцепция связана с недостатком того или иного органа чувств или с проявлением законов физики. Например, ложка в стакане чая кажется преломленной, о чем еще Р. Декарт сказал: «Мой глаз ее преломляет, а мой разум — выпрямляет». Пример физиологических иллюзий — известные рисунки «двойного значения».
Одним из условий возникновения большинства иллюзий является недостаточная информация, поступающая от органов чувств. В темноте легче обознаться, принять одно за другое. Представления возникают в этих случаях не произвольно любые, а определенные, доминирующие в данный момент в сознании. Так, человек, испытывающий страх, может в темноте принять куст за притаившегося злоумышленника и т.
д.По этим же закономерностям сходные иллюзии появляются и в патологии. Некоторые психозы (белая горячка, обострение шизофрении) начинаются со страха, с ощущения надвигающейся беды. Больной с тревогой вслушивается, всматривается в окружающее, пытается «расслышать» то, что созвучно его настроению. Это так называемые аффективные иллюзии. Вербальные иллюзии выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо доброжелательной речи больной слышит угрозы, ругательства, относящиеся к нему. При другом типе иллюзий — парэйдолических иллюзиях — действительно существующие образы воспринимаются измененно, обычно в причудливо-фантастическом виде.
Галлюцинации — одна из форм нарушения чувственного познания, при которой восприятия возникают без реального раздражителя, реального объекта. Галлюцинации являются признаком психического расстройства, когда человек относится к ним как к действительности.
К галлюцинациям нельзя относить миражи — явления, основанные на законах физики.
Галлюцинации различают по органам чувств, выделяя слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные, телесные.
Слуховые галлюцинации проявляются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров, отдельных звуков, шумов, которые его пугают. Наиболее опасны галлюцинации, носящие императивный характер (повелительный), например, больной слышит приказание молчать, ударить или избить кого-то.
Зрительные галлюцинации могут быть либо элементарными (в виде зигзагов, искр, пламени), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей, предметы, части тела человека и т.д. Такие зрительные обманы обычно характерны для острых психозов, в частности алкогольных.
Обонятельные галлюцинации заключаются в том, что больной ощущает отвратительные, мерзкие запахи. Нередко больные с обонятельными галлюцинациями отказываются от еды, так как уверены, что «пища их отравлена» или «их кормят гнилым человеческим мясом».
Тактильные галлюцинации заключаются в появлении ощущения прикосновения к телу, холода, жжения, ощущения хватания, появления на теле какой-то жидкости и др. Больному может казаться, что его хватают, щекочут, царапают.
Многие галлюцинации сочетаются между собой. Они носят название комплексных. Так, страшные звери могут разговаривать с больным, царапаться. Участие больного в разворачивающихся галлюцинациях бывает разным: он может пассивно слушать или активно участвовать в галлюцинаторных событиях.
Описанные выше типы галлюцинаций относят к истинным. Они появляются в поле действия того или иного органа чувств. Их видят, слышат извне, со стороны, как реальные образы и ощущения. Истинные галлюцинации не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, они воспринимаются больным даже более ярко, чем действительно существующие предметы и явления.
Псевдогаллюцинации отличаются от истинных главным образом тем, что больные осознают их как нечто субъективное, необычное, отличающееся от реальных образов. Проецируются псевдогаллюцинаторные образы в субъективном пространстве: внутри головы, в теле больного. У больного имеется чувство сделанности, искусственности этих образов. Такие больные жалуются на возникновение внутри них «чужих голосов», таинственных сигналов, символов, различных видений. Больные обычно находят фантастические или иррациональные объяснения этим явлениям: «голоса» исходят из космоса, от представителей внеземных цивилизаций; это результат воздействия таинственных аппаратов, лазерных лучей и т.д.
Психосенсорные расстройства — одна из разновидностей нарушения восприятия. Это понятие было введено М.О.Гуревичем для ряда сложных искажений восприятия внешнего мира и собственного тела, при которых расстраиваются не ощущения, а их сенсорный синтез.
Психосенсорные расстройства следует отличать от иллюзий. При иллюзиях одно принимается за другое; при психосенсорных расстройствах узнавание предметов не нарушено, но целостное восприятие оказывается искаженным.
К психосенсорным расстройствам относят нарушения восприятия схемы тела, метаморфопсии, нарушения восприятия времени, дереализацию, деперсонализацию.
Расстройства схемы тела — искаженное ощущение формы, величины и положения в пространстве тела или отдельных его частей. Больному начинает казаться, что его тело или отдельные части увеличены: голова становится круглой как шар, раздувается, вот-вот лопнет. При зрительной проверке этого ощущения больной убеждается, что никаких изменений в его теле не наблюдается.
Метаморфопсии — искаженное восприятие величины, формы, пространственного расположения реально существующих предметов. Больной видит неестественно уменьшенные или увеличенные предметы, иногда меняется их форма: дома искривлены, улица бесконечно длинна. Больной пытается поставить стакан на стол, но, не рассчитав расстояния, промахивается; стакан падает на пол.
Земля, пол кажутся бугристыми, больной то очень высоко поднимает ногу при ходьбе, то неожиданно для себя наталкивается ногой на землю.Эти нарушения обычно являются признаком психического заболевания, но могут проявляться и при психических нарушениях, связанных с тяжелыми соматическими заболеваниями.
Нарушение восприятия времени, изменчивости окружающего часто сопутствует эмоциональным расстройствам и изменениям сознания. Кажется, будто время тянется мучительно долго или наоборот: дни мелькают с невероятной быстротой.
Дереализация — расстройство восприятия реальности и действительности окружающего, которое кажется отдаленным, безжизненным, неподвижным, застывшим, неотчетливым, бесцветным. Дереализация обнаруживается при нарушениях сознания и самосознания.
Деперсонализация — расстройство самосознания (самовосприятия своего «Я») с характером изменения или отчуждения своих психических или физических свойств. Признаки деперсонализации разной степени выраженности можно обнаружить при всех психозах.
Мозг и неправильное восприятие – искусство мозга
Иллюзии – это удивительные явления, с которыми почти каждый, вероятно, сталкивался в тот или иной момент своей жизни, оставляя их в полном недоумении и недоумении от того, как кажущиеся нереальными эффекты или ситуации вдруг становятся очень настоящий. На самом деле, даже исследователи, которые посвящают себя изучению различных аспектов этих явлений, остаются в замешательстве и имеют гораздо больше вопросов, чем получили ответов. Иллюзии по-прежнему являются относительно малоизученной и противоречивой областью интересов из-за различных факторов, которые могут играть роль в каждой иллюзии, различных типов существующих иллюзий и сложности изучения чего-то, что технически не существует. Тем не менее, эти причины делают его главной темой для тщательного изучения психологами, неврологами и биологами из-за сложного и взаимосвязанного характера предмета.
Как упоминалось выше, иллюзии — невероятно известная концепция и полная загадка в нашем мире. Все знают, что они существуют, но очень немногие полностью понимают, как и почему они существуют. Почему мы видим определенные образы и объекты определенным образом в одних условиях, а не в других? Что заставляет одного человека видеть иллюзию иначе, чем другого человека? Есть ли ошибки в наших сенсорных входах или вместо этого есть ошибки в восприятии и понимании этих чувств нашим мозгом? Все эти загадки оставляют людей во всем мире в замешательстве, но все мы, кажется, обожаем, когда нас обманывают таким образом.
От вирусных фотографий печально известного «платья» до звуковых байтов «Янни против Лорел» до более приземленных повседневных эффектов, таких как просмотр произведения 3D-стрит-арта или наблюдение луны как безумно большой по сравнению с ее реальным размером, иллюзии проявили себя столькими уникальными и интересными способами в нашей жизни. Все это создало интригу и мистику вокруг этих причудливо типичных событий, которые меня завораживают и которые я жаждал исследовать глубже с самого детства.
Чтобы как можно лучше понять иллюзии, мы должны сначала понять, как мы можем их воспринимать. Однако это уже оказывается сложной задачей, учитывая разнообразие иллюзий, которые могут иметь место, что приводит к разнообразному набору стимулирующих триггеров для мозга, чтобы затем начать воспринимать. Он получает 11 миллиардов битов сенсорной информации от всех органов чувств в мозг, когда он может обрабатывать не более 50 битов в секунду (Грегори, 1997). В результате этого избытка информации мозгу необходимо вносить коррективы и сокращать пути, чтобы собрать наиболее важную и актуальную информацию за как можно меньшее время: таким образом, войти в иллюзии.
Например, с точки зрения оптических иллюзий, когда мы впервые видим объект, глаза получают сенсорную информацию в виде фотонов, когда свет проходит через сетчатку глаза. Специализированные клетки, известные как ганглиозные клетки, затем преобразуют сенсорный вход (фотоны) в электрический сигнал, который может проходить по зрительному нерву, пока, наконец, не достигнет зрительной коры головного мозга. Как только эта информация получена, она должна быть воспринята . Мозг выполняет эту задачу, отправляя визуальные данные из зрительной коры в другие части мозга по двум отдельным путям (дорсальный и вентральный пути) для дальнейшего анализа определенного набора наблюдаемых характеристик, включая ЧТО, ГДЕ и КАК. объекта (Григорий, 1997).
Даже в этом случае процесс восприятия не завершен, поскольку мозг должен организовать всю информацию, которую он воспринял, в разумные и сжатые фрагменты (Грегори, 1997). Способность мозга быстро и эффективно воспринимать зрительные ощущения путем идентификации групп, распознавания закономерностей и т. д. объясняется гештальт-теорией восприятия, в которой изложены 7 конкретных принципов того, как наш мозг организует воспринимаемую информацию (Грегори, 1997). Наконец, оптические иллюзии вступают в игру, когда возникают ошибки или несоответствия между физическим, реальным объектом или экземпляром, который мы видим, и воспринимаемым воссозданием образа, который создает наш мозг из-за «кратчайших путей» в организации, которые наш мозг использует, чтобы что-то увидеть.
Процесс восприятия в видении, вероятно, является причиной того, что оптические иллюзии являются наиболее распространенными иллюзиями среди людей, состоящими из известных иллюзий, таких как невозможный треугольник и иллюзия стены кафе. Эти типы иллюзий даже стали популяризированы благодаря известным произведениям искусства, таким как «Все суета» или «Водопад» (изображенные ниже).
Описанный выше процесс представляет собой сжатую версию невероятно сложного процесса восприятия, который постоянно происходит в нашем мозгу. Если это не было достаточно сложно, есть и другие процессы, через которые постоянно проходит мозг, чтобы воспринимать информацию от всех наших других органов чувств. Это означает, что да, мы действительно можем испытывать иллюзии во всех наших чувствах, а не только оптические иллюзии.
Оптические иллюзии, пожалуй, самые известные из иллюзий, однако иллюзии слуха, вкуса, осязания и обоняния также присутствуют. По словам Лерера (2007), в исследовании, проведенном Фредериком Броше в 2001 году, были проведены два теста с участием 57 профессиональных дегустаторов, которым было представлено одно и то же вино. В одном тесте одно из вин было окрашено в красный цвет пищевым красителем. Дегустаторов обманом заставили попробовать фруктовые и яркие ароматы в красном вине по сравнению с обычным вином, хотя они были одним и тем же. Это показывает, что наше чувство вкуса также может быть скомпрометировано иллюзиями.
Слуховые иллюзии также возможны и даже в некоторой степени распространены. Самый популярный пример слуховой иллюзии — упомянутая ранее иллюзия «Янни/Лорел», в которой два звука накладываются друг на друга одновременно, создавая иллюзию присутствия другого слова. Этот эффект известен как «фантомное слово» и был обнаружен Дайан Дойч.
Обонятельные (или обонятельные иллюзии) менее распространены и в основном состоят из присутствия запаха, которого не существует, потому что разум создал его в отсутствие его источника (например, в мечтах или воображении).
Наконец, тактильные иллюзии, связанные с осязанием, по-видимому, зависят как от зрительной коры, так и от теменной доли, отвечающей за осязание. Согласно Робертсону (1902), когда участникам предъявляли оптические иллюзии и просили «пощупать их», участники в целом сообщали о результатах, соответствующих оптической иллюзии. Например, иллюзия Мюллера-Лайера (изображенная ниже) обычно представляет собой оптическую иллюзию, в которой зритель видит одну линию больше другой, основываясь на форме стрелок на каждом конце, тогда как на самом деле все линии абсолютно одинаковы. длина. Когда участникам этого исследования представили эту иллюзию, им было предложено физически почувствовать длину каждой линии и решить, какая из них, по их мнению, длиннее. Участники сообщили, что линия со стрелками, обращенными наружу (b), была не только больше, но и значительно больше, чем линия со стрелками, обращенными внутрь (a). Те же результаты согласовывались с другими иллюзорными эффектами, отображающими глубину, и показали, что восприятие мозгом зрения может обманывать и другие чувства, особенно тактильные в значительной степени. Тем не менее, до сих пор не совсем понятно, почему происходит этот обмен обманом между органами чувств.
Как я уже подробно описал, иллюзии — это очень сложная и относительно неизвестная концепция, которая включает в себя весь мозг и его функциональные возможности. В результате множество загадок, стоящих за иллюзиями, оставляют многое для воображения с точки зрения того, как и почему с нами происходят определенные случаи. Большинство иллюзий можно объяснить тем, как мы воспринимаем свет, цвет, перспективу, форму и т. д., однако мир иллюзий настолько огромен и неизведан, что нам, обществу, есть над чем задуматься. И хотя это, безусловно, увлекательный мир, в который я хотел бы погрузиться еще больше, я доволен тем, что с благоговением смотрю на чудесные творения, которые наш мозг создает для нас тем временем.
Иллюзии очень крутые, и я настоятельно рекомендую вам проверить их в свободное время для развлечения!
Ссылки
Грегори Р.Л. (2015). Глаз и мозг: психология зрения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Лерер, Дж. (2008). Пруст был нейробиологом . ХМХ.
Робертсон, А. (1902). Исследования психологической лаборатории Калифорнийского университета
. VI. Геометро-оптическая иллюзия на ощупь. Psychological Review , 9 (6), 549.
Восприятие и неправильное восприятие движения
Общая концепция визуального восприятия и неправильного восприятия движения в сценах аналогична восприятию и неправильному восприятию неподвижных изображений (см. предыдущий пост). Глаза зрителя воспринимают ограниченный объем информации (ограниченный точкой зрения, оптическими возможностями и т. д.) и физиологически/мысленно переводят информацию в восприятие. Человек использует свой сложный ментальный шаблон, чтобы сделать окончательное восприятие или суждение о том, что происходит. Шаблон был сформирован опытом, знаниями, генетическими тенденциями, физиологическими способностями (ваш зрительный шаблон буквально слеп к ультрафиолетовому свету, который видят птицы, и инфракрасному свету, который видят змеи), личными предубеждениями, эстетикой и т. д. Часто окончательная интерпретация или восприятие, является правильным представлением того, что просматривается. Иногда восприятие сбивается.
За исключением более экстремальных ситуаций (очень медленное движение, очень маленькие объекты), человеческие глаза/разум хорошо обнаруживают наличие движения в своем поле зрения. Неправильное восприятие чаще всего происходит в интерпретации движения. Люди могут правильно определять наличие движения, но неверно интерпретировать скорость, направление и даже то, что движется. Человек может думать, что движется объект А, когда движется объект Б (см. «Шалость на парковке» ниже).
Как и в случае с неподвижными изображениями, зрители часто сталкиваются с неоднозначными ситуациями. Просматриваемая информация может восприниматься по-разному, часто противоположно. Двусмысленность может быть связана с тем, что у нас ограниченное представление о сцене. Ограниченный обзор может быть вызван нашей точкой зрения (смотрим слева или справа, близко или далеко), потому что обзор частично закрыт, или возможности нашего зрения растянуты (объект слишком далеко или становится темно) . Даже для неподвижных изображений такие типы ограничений могут создавать иллюзии.
Имея неоднозначную информацию с множественным выбором, человек использует свой шаблон, чтобы выбрать правильный вариант. Часто выбор шаблона правильный, а иногда выбор неправильный.
Ниже приведены примеры получения неоднозначной информации и неправильного выбора происходящего.
Розыгрыш на парковке
Возможно, вы слышали о розыгрыше, когда два шутника паркуют свои две машины, по одной с каждой стороны парковочного места. Некоторое время спустя ничего не подозревающая жертва паркует свою машину на этом месте. Когда ничего не подозревающая жертва возится со своими ключами, или проверяет содержимое своего кошелька, или заглядывает в бардачок, шутники внезапно двигаются вперед или назад в унисон. У жертвы возникает мгновенное ощущение, что это движется его машина, и он впадает в панику. Вскоре он понимает, что происходит, и смущается. Это пример, когда человек правильно определяет наличие движения, но неверно истолковывает, что движется. Также обратите внимание, что его неправильное восприятие было инстинктивным и вскоре исправилось, когда он понял, что произошло («Чертовы дети»).
Изменение скорости подачи в бейсболе. В бейсболе питчеры используют так называемую смену подачи, чтобы обмануть отбивающего. Changeup призван напоминать фастбол, но медленнее. Смену обычно бросают после фастбола, часто после фастбола. Затем, увидев идентичное движение руки и тела фастбола у питчера, отбивающий полагает, что мяч снова летит быстро, и соответственно качается. Когда смена работает для питчера, неожиданная скорость приводит к тому, что нападающий делает слабый контакт с мячом или вообще не касается его. Отбивающий может выглядеть дураком, изо всех сил раскачивающимся на медленной подаче.
В этом случае отбивающий правильно воспринимает движение бейсбольного мяча, но неправильно угадывает его скорость. Также обратите внимание, что восприятие отбивающим скорости основывалось не на самом движении мяча, а на ожиданиях отбивающего, ожиданиях, основанных на прошлом опыте.
знаменитый сменный питчер Грег Мэддакс
* * * *
Обратите внимание, что неправильный выбор не всегда означает, что он был плохим. Если вам кажется, что кто-то собирается бросить в вас кирпич, будет разумным шагом отреагировать так, будто он это сделает, даже если он не собирался этого делать. Когда на вас движется автомобиль, неплохо было бы переоценить его скорость. Эти и другие варианты восприятия больше связаны с самосохранением, чем со статистической точностью. Также не так много случаев, например, с розыгрышем на парковке, человек должен мгновенно реагировать на неоднозначную информацию. Люди не продержались бы долго на этой земле, если бы они не были способны реагировать на движение автоматически, инстинктивно, пусть иногда и неправильно.
Также обратите внимание, что многие заблуждения были исправлены со временем и знаниями. И прохожий на парковке, и бейсбольный игрок исправили свои заблуждения. Люди не всеведущие свенгалы. Наши представления оттачиваются, корректируются и наполняются знаниями, опытом, новыми точками зрения.
* * * *
Как мы судим о движении на неподвижных изображениях
Оценка и восприятие движения на неподвижных изображениях показывает, как мы судим о движении, используя другие вещи, а не само движение. Мы используем общую сцену, наш опыт и ожидания относительно того, что происходит. Обсуждение движения в неподвижных образах (что, конечно, оксюморично) раскрывает аспекты нашего шаблона — какие неподвижные состояния и качества указывают на движение в нашем уме.
Несмотря на то, что они неподвижны, мы видим бегущих собак. Размытая земля, поле, открытые рты и свисающие языки, приподнятые назад уши — все это вызывает ощущение движения.
Движение и направление определяются по размытости шара и фона и даже по тому, как кадрировано изображение.
Мы воспринимаем не только ветер, но ветер, движущийся слева направо
Дерево в момент съемки было неподвижно, но у нас есть история о прошлом и будущем движении дерева. Мы предполагаем, что молния повалила дерево во время грозы. Мы также можем представить, как дерево рубят и увозят.
Неоднозначное движение: Иллюзия шеста парикмахера
Бывают случаи, когда из-за ограниченной, в том числе затененной точки зрения, невозможно определить направление движения. Стандартный пример — полосатый парикмахерский шест.
Столб парикмахера имеет диагональные полосы и поворачивается влево или вправо. Если смотреть под определенным углом, может показаться, что полосы движутся прямо вверх или вниз (в зависимости от направления вращения). Столкнувшись с различными возможными вариантами (движение вверх или вращение), люди бессознательно выбирают один из них. Выбор может быть или не быть правильным.
…..
Стробоскопический эффект и неоднозначное движение
В то время как люди воспринимают реалистичное движение в быстром мелькании неподвижных изображений, которые являются фильмом, они иногда замечают странное, нереалистичное движение. В старых вестернах колеса движущегося фургона иногда кажутся неподвижными, вращающимися медленнее, чем должны, или даже вращающимися назад. Это происходит, когда скорость вращения спиц не синхронизирована со скоростью пленки.
На трех нижеприведенных неподвижных изображениях колеса повозки показано, что колесо находится в одном и том же положении, но они показывают колесо с разным вращением. Среднее изображение повернуто на 90 градусов относительно левого изображения, а правое повернуто еще на 90 градусов. То, что каждая спица имеет форму и цвет, идентичные другим, существенно для иллюзии. Если бы это были кадры из фильма, вращающееся колесо казалось бы неподвижным. Если бы это были кадры из фильма, но поворот был бы 80 градусов вместо 90, кажется, что колеса едут назад.
Иллюзия колеса телеги в кино является примером стробоскопического эффекта. В темноте стробоскоп испускает прерывистые вспышки света. Зритель видит движущийся объект в виде коротких прерывистых снимков, а не непрерывного просмотра. Это может привести к неправильному восприятию движения, например, с колесом телеги в кино.
Допустим, вы наблюдаете за качающимся маятником при стробоскопическом освещении. Если стробоскоп мигает быстрой вспышкой света каждую секунду, а маятнику требуется ровно одна секунда, чтобы качнуться вперед и назад, маятник будет казаться неподвижным. Каждая вспышка фиксирует маятник в одном и том же положении, поскольку маятник довольно много двигался в темноте. Если вспышки поймают маятник в его крайнем правом положении, будет казаться, что маятник тянет или дует вправо.
Это пример того, как человек создает восприятие бритвы Оккама из ограниченной информации. Информация неоднозначна, возможны разные объяснения того, что вы видите, и зритель выбирает самое простое объяснение, которое кажется наиболее логичным. Если бы вы и другие не видели движения объекта, было бы странно, если бы вы заявили, что объект движется. Однако это странное утверждение было бы правильным с маятником. Это должно дать некоторое представление об ограничениях бритвы Оккама (см. предыдущую запись в блоге). Иногда самое простое объяснение неверно, потому что оно сформировано на основе ограниченной информации.
Восприятие человеком мерцающих неподвижных изображений, в том числе фильмов и стробоскопов, поднимает интересные вопросы о том, как человек воспринимает и о нашем понимании очень быстрых объектов.
На приведенных выше снимках маятник движется или неподвижен? Не могу сказать.
Анимированные рекламные вывески, в которых используется сетка мигающих огней, дают пример того, как люди интерпретируют изменяющуюся информацию. Если вы посмотрите на это выше, то вскоре обнаружите, что это одна желтая точка, которая движется по кругу. Однако это множество точек, меняющих цвет (эквивалент включения и выключения света). Вывески банков и табло спортивных стадионов используют эту технику для создания явно анимированных слов и символов. Когда человек не знает, что происходит (со светом и на нем), информацию можно интерпретировать по-разному, но обычно она воспринимается как движение одного света. Даже когда человек знает, что происходит, это все равно воспринимается как единый движущийся свет. Это явление обычно называют феноменом Фи.
Существует другое, но родственное явление феномена Фи, называемое бета-феноменом. Примером этого является ситуация, когда два разных, но одинаково выглядящих изображения шаров, точек или чего-то еще мелькают на экране одно за другим. Несмотря на то, что это два разных изображения, люди обычно воспринимают их как движущееся одно целое. Независимо от того, мигают ли два изображения быстро друг за другом или с большей задержкой, восприятие движения одного объекта одинаково.
Фильмы в виде квазистробоскопических изображений
При просмотре фильма люди или лошади на экране кажутся реалистично движущимися, но представляют собой стробоскопические вспышки неподвижных изображений. На наш взгляд, эта быстрая последовательность неподвижных изображений лошади наиболее точно соответствует реальному движению.