Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Основные ошибки межличностного восприятия: Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия. — Студопедия

Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия. — Студопедия

Контрольные вопросы и задания

 

Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции профессионального общения.

     Перцептивная функция — это межличностное восприятие. Необходимо отметить, что восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» в традиционном общепсихологическом смысле является не совсем точным. К таким чертам относится восприятие не только внешних характеристик объекта, но и его поведенческих и психологических характеристик: целей, мотивов, мыслей, способностей, эмоций и т. д. Кажется, вполне оправданным в качестве синонима «восприятие другого человека» использовать выражение «познание другого человека»

Специфика межличностного восприятия при коммуникации включает следующие моменты:

— сообщения воспринимаются и оцениваются в свете актуальных потребностей адресата;

— всегда неизбежно искажение смысла сообщения в силу различий в опыте адресанта и адресата;

— информация, не находящаяся в области опыта адресата, воспринимается медленнее, чем информация, ему знакомая;

— в незнакомой ситуации работники склонны ориентироваться на те решения, которые уже были ими опробованы в похожих ситуациях;

— решить проблему точности интерпретации сообщения с помощью одних лишь языковых средств невозможно.

Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, а также отношений близости, привязанности или дружбы. Таким образом, можно сказать, что восприятие адресата означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию его поступков на этой основе. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

 

 

Какова роль первого впечатления в профессиональном общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатления?

Первое впечатление – это оценочное восприятие образа человека в первые секунды знакомства. Роль первого впечатления трудно переоценить, ведь говорят: «Требуются считанные секунды, чтобы произвести первое впечатление, и вся оставшаяся жизнь, чтобы его исправить».

Человеческому мозгу требуются доли секунды, чтобы составить мнение о характере и способностях незнакомого человека. В результате сканирования головного мозга установлено, что возникновение симпатии или антипатии к незнакомому человеку при первом впечатлении происходит практически без участия интеллекта. В этом процессе задействован отдел мозга, отвечающий за ощущение страха, – мозжечковая миндалина.

Психологии выделяют три основных фактора возникновения первого впечатления: фактор привлекательности , фактор превосходства и фактор отношения . Эти факторы действуют в тесной взаимосвязи.

Фактор привлекательности означает, насколько приятен и симпатичен нам объект знакомства. По отношению к внешне привлекательному человеку люди склонны переносить приятные внешние данные на внутренний мир и черты характера; хотя известно, что связь между чертами лица и особенностями характера может быть минимальной или отсутствовать вообще.

Фактор превосходства означает подсознательное сравнение себя с новым объектом знакомства. Если этот объект превосходит воспринимающего по какому-либо параметру, то значительно выше оцениваются и другие его качества. Иными словами, происходит общая завышенная личностная оценка.

Фактор отношения означает реакцию человека па отношение к нему объекта знакомства. Людей, которые проявили при первой встрече искреннее внимание, доброжелательность, человек склонен воспринимать лучше, чем они есть на самом деле. И наоборот, проявленные с первых секунд невнимание, заносчивость, грубость создают отрицательное впечатление об объекте знакомства.

Какие существуют механизмы взаимопонимания в профессиональном общении?

Механизмы восприятия взаимопонимания между людьми выглядят следующим образом:

Идентификация – буквально означает отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Эмпатия — определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: присутствует умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии.

 Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.

· Предрассудки и предубеждения (в основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях, очень устойчивы)

· «Эффект ореола» (тенденция переносить благоприятное (и нет) впечатление об одном качестве на все другие его качества, ярко проявляется при формировании первого впечатления, мешает видеть действительные черты)

· Эффект первичности (проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше)

· Эффект новизны (действует в ситуациях восприятия знакомого человека и более новая информация оказывается наиболее значимой)

· Фактор превосходства (большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству; имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности; оценивается человек по внешним атрибутам и манере поведения)

· Фактор статуса (во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса)

· Фактор «отношение к нам» (зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо; чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека, и наоборот, чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными)

· Проекция (неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой; также мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно)

· Фактор привлекательности (так называемый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо)

· Эффект снисходительности (заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности)

· Эффект «фаворитизма» (те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз»; фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их возможности из-за высокой уверенности в себе)

· Казуальная атрибуция (приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует; осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в

прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации; существует целая система способов атрибуции)

Типичные ошибки.

Слушая собеседника НИКОГДА:

  1. не принимайте молчание за внимание. В идеале нужно уметь переходить от высказывания к слушанию легко и естественно;

  2. не притворяйтесь, что слушаете. Лучше признаться, что вы не слушаете и сослаться, например на занятость;

  3. не перебивайте без надобности. Если уж это произошло, помогите восстановить прерванный разговор;

  4. не делайте поспешных выводов. Помните всевозможные оценки – барьер содержательного общения;

  5. не задавайте слишком много вопросов. Закрытые вопросы следует сводить до минимума. Чрезмерно большое количество и открытых вопросов в известной степени подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию;

  6. никогда не говорите собеседнику «я хорошо понимаю ваши чувства»;

  7. не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Это может помешать понять смысл сообщения. Собственные чувства могут блокировать понимание того, что вам действительно необходимо узнать;

  8. не давайте совета, пока не просят. Если же его просят, применяйте техники рефлексивного слушания, чтобы узнать, что на самом деле хочет собеседник;

  9. не прикрывайтесь слушанием как убежищем, думая при этом о «своём».

Вопросы для самопроверки:

    1. Назовите основные подходы к изучению эффективности в общении.

    2. Назовите, какие психологические сигналы при вступлении в контакт мы используем?

    3. Какие коммуникативные техники позволяют «разговорить» партнера по общению?

    4. Перечислите техники активного слушания.

    5. Назовите техники, способствующие снижению эмоционального напряжения во взаимодействии.

    6. Назовите техники, повышающие эмоциональное напряжение во взаимодействии.

    7. Перечислите основные трудности эффективного слушания.

Трудности общения, в отличие от коммуникативных барьеров, о которых уже шла речь в нашем пособии, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются:

  1. по степени нервно-психического напряжения,

  2. по типу ситуаций

  3. по степени влияния на успешность общения.

В.Н. Куницыной предложена общая классификация трудностей межличностного общения:

    • Субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнёра. К ним относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт;

    • «Объективные», т. е. обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность процесса общения и удовлетворённость его протеканием. Это трудности коммуникативного характера, связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами общения и коммуникабельного характера: владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения.

    Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого общения, чаще при социальном неравенстве, обнаружена её связь с социальным интеллектом.

    Робостьповеденческая и характерологическая черта, обуславливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.

    Застенчивостьэто свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определённых ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

    По причине обусловленности (в рамках психической нормы) трудности делятся на: Первичные; Вторичные.

    Первичные трудности зависят от природных свойств человека. Их отличает более жёсткая предопределённость и неизбежность возникновения.

    Вторичные трудности могут быть психогенными и социогенными. Первые являются следствием психологических травм, стрессов, фрустраций, неадекватной самооценки, результатом является, прежде всего, негативные изменения в доверительном общении. Социогенные трудности являются следствием внешних барьеров (коммуникативных, смысловых, лингвистических, ситуативных), неудачного опыта социальных и эмоциональных контактов, ошибок воспитания, определённых условий развития личности человека.

    В ходе исследования, проведённого В.Н. Куницыной в 1991 году (было опрошено около 500 петербургских школьников юношеского возраста) выявлено, что самой распространённой трудностью является застенчивость (25-35%), отчуждённость (18%), глубокая интровертированность (16%).

    Застенчивые люди обладают не только меньшей экстравертированностью, но и слабее контролируют своё поведение в ситуациях социального взаимодействия, а также более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости (Зимбардо Ф., 1987).

    У мужчин такая личностная особенность часто коррелирует с нейротизмом.

    Застенчивость особенно проявляется в юности. Застенчивым людям, как правило, легче контактировать с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. Застенчивый человек скорее слушает, чем говорит сам. Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе, и это в свою очередь нередко ведёт к одиночеству, невозможности создать семью.

    Негативные последствия крайней степени застенчивости:

    1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) поддержки.

    2. Человек оказывается уязвимым в стрессовых ситуациях из-за неразвитости навыков социального взаимодействия.

    3. Не имея опыта искреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе как об ущербных, не подозревая, что другие также могут испытывать смущение. В результате у них складывается неправильное представление о социальном поведении.

    4. Застенчивость не позволяет другим людям положительно оценить достоинства человека, которому она свойственна. Иногда смущение расценивается как замкнутость, отчуждённость, высокомерие, зазнайство, скрытность.

    5. Застенчивость удерживает человека от того, чтобы выражать своё мнение и отстаивать свои права.

    6. Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии, она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и совеем поведении.

    Вместе с тем, исследователи выделяют в противоположность застенчивым людям – беззастенчивых. Это чрезмерно свободные в общении, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди. В.Н. Куницына выделяет 5 типов (групп) беззастенчивых.

      • Очень темпераментные люди, импульсивные, у которых отсутствует контроль над словами.

      • Плохо воспитанные люди, а также те, кто ориентирован на самоутверждение.

      • Возбудимые психопаты, истероидные личности, эгоцентричные, бесцеремонные.

      • Люди морально ущербные, карьеристы, беззастенчивые в самом худшем смысле этого слова. Самовлюблённые и наглые, хотя внешне вежливые.

      • Неадекватно адаптированные застенчивые; те, кто, пытаясь преодолеть свою застенчивость, впадают в другую крайность (Ильин. Е.П.).

      4 Основные проблемы межличностного общения

      Межличностное общение относится к общению между людьми.

      Люди обычно обмениваются между собой своими мыслями, убеждениями, взглядами, чувствами и т. д. посредством такого общения, главным образом в форме беседы лицом к лицу.

      Но часто наблюдается, что межличностному общению в организации препятствует ряд причин.

      Таким образом, для эффективного межличностного общения необходимо выявить и устранить мешающие факторы.

      Для выявления этих мешающих факторов ниже представлена ​​модель межличностного общения

      Из вышеприведенной модели мы можем вывести следующие предположения о межличностном общении

      • Межличностный мотив всегда присущ сознанию отправителя любого межличностного общения процесс. Этот мотив не всегда может быть выражен; оно может остаться в подсознании отправителя.
      • Многие получатели сознательно или бессознательно могут угадывать врожденные межличностные мотивы отправителя. Это предположение получателя известно как межличностное восприятие.
      • Это межличностное восприятие получателя создает реакцию или чувство в уме получателя.
      • Чувство получателя снова влияет на его мотивы межличностного общения.

      Здесь важно указать, что для установления эффективного общения как отправитель, так и получатель должны осознавать и внимательно относиться к своим внутриличностным и межличностным элементам.

      Теперь, исследуя модель межличностного общения, мы можем обнаружить следующие области, в которых затруднены как внутриличностные, так и межличностные коммуникации;

      1. Бессознательное в отношении мотива общения

        Если лица не осознают мотивы своего общения, их общение с окружающими будет неэффективным.

        Связанный:  4s общения

      2. Проблема кодирования мотива

        Когда мотивы отправителей не кодируются ими правильно, это также создает проблемы в установлении эффективной коммуникации с другими.

        Связанный:  7 правил делового общения

      3. Неточное межличностное восприятие

        Неточное межличностное восприятие получателя также может создавать помехи в общении. Эта проблема может возникнуть во время декодирования сообщения, если получатель имеет неправильное восприятие (стереотипное отношение) к сообщению.

      4. Нераспознавание эмоции

        Поскольку эмоция является врожденным фактором человека, она рассматривается как внутриличностный элемент общения. Если эмоции обеих сторон не будут должным образом идентифицированы во время общения, общение не удастся.

      Межличностное общение относится к общению между людьми. Межличностное общение может быть затруднено из-за отсутствия коммуникативных навыков.

      3.2 Барьеры для точного социального восприятия — организационное поведение

      1. Как менеджеры и организации могут минимизировать негативное влияние стереотипов и других барьеров для точного социального восприятия в межличностных отношениях?

      В процессе восприятия можно выделить несколько барьеров, препятствующих точности нашего восприятия. Этими барьерами являются (1) стереотипы, (2) избирательное восприятие и (3) перцептивная защита.

      Каждое из них будет кратко рассмотрено в связи с социальным восприятием в рабочих ситуациях (см.0077 Таблица 3.2 ).

      Барьеры для точного восприятия других
      Барьер Определение
      Стереотипы Тенденция присваивать людям атрибуты исключительно на основе их класса или категории
      Избирательное восприятие Процесс, посредством которого мы систематически отсеиваем или дискредитируем информацию, которую не хотим слышать, и вместо этого сосредотачиваемся на более значимой информации
      Перцептивная защита Тенденция искажать или игнорировать информацию, которая либо угрожает личному, либо культурно неприемлема

      Стол 3.2 (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4. 0)

      Стереотипы

      Одним из наиболее распространенных барьеров в восприятии других на работе являются стереотипы. Стереотип – это широко распространенное обобщение о группе людей. Стереотипирование — это процесс, при котором атрибуты присваиваются людям исключительно на основе их класса или категории. Это особенно вероятно, когда человек знакомится с новыми людьми, так как в то время о них очень мало известно. На основе нескольких выдающихся характеристик, таких как пол, раса или возраст, мы склонны распределять людей по нескольким общим категориям. Мы приписываем им ряд черт, основанных на атрибутах категории, в которую мы их поместили. Мы предполагаем, что пожилые люди старомодны, консервативны, упрямы и, возможно, дряхлы. Мы считаем профессоров рассеянными, непрактичными, идеалистическими или эксцентричными.

      Одно из объяснений существования стереотипов было предложено Джайном, Триандисом и Вейком. 14 Они утверждают, что стереотипы могут быть в некоторой степени основаны на фактах. Люди склонны сравнивать другие группы со своей группой, подчеркивая незначительные различия между группами, чтобы сформировать стереотип. Например, пожилые люди как группа действительно могут быть более консервативными или более старомодными. Затем эти черты подчеркиваются и приписываются конкретным пожилым людям.

      В организациях можно найти по крайней мере три типа стереотипов: те, что касаются возраста, расы и пола. Возрастные стереотипы можно найти во всех организациях. Недавнее исследование фон Хиппеля и соавт. 15 обнаружил, что до сих пор существуют четкие стереотипы о пожилых сотрудниках. Считается, что они (1) более устойчивы к организационным изменениям, (2) менее креативны, (3) менее склонны идти на просчитанный риск, (4) обладают меньшими физическими возможностями, (5) менее заинтересованы в изучении новых методов и ( 6) менее способны к изучению новых методов. Когда студентов-бизнесменов просили принимать кадровые решения в отношении пожилых людей, они обычно следовали нескольким тенденциям. Во-первых, они уделяли меньше внимания пожилым людям при принятии решений о продвижении по службе. Пожилые люди также получали меньше внимания и меньше ресурсов для обучения и развития. Наконец, пожилых людей, как правило, переводили в другие отделы вместо того, чтобы противостоять их начальству, когда возникала проблема с их производительностью.

      Подобные проблемы возникают у людей разного расового или культурного происхождения, а также у людей разного пола. Особой проблемой многих компаний сегодня является отношение к женщинам как к менеджерам или руководителям. Хотя добиться успеха на руководящей должности всегда сложно, работа становится еще тяжелее, если ваши коллеги, начальство или подчиненные не поддерживают вас.

      Расширение по всему миру

      Увидеть себя такими, какими нас видят другие

      При рассмотрении стереотипов в организациях может быть интересно изучить, как люди в разных странах и культурах видят других людей по всему миру. В частности, следует отметить, что «иностранцы» часто придерживаются определенных стереотипов о том, как выглядит и ведет себя «типичный» американец. Посмотрите, например, на Таблица 3.3 . В этой таблице показано, как люди в семи странах мира относятся к типичному американцу. Обратите внимание на значительные различия в восприятии.

      Зарубежные наблюдения американцев
      Ниже приведены цитаты иностранных посетителей в Соединенных Штатах:
      Индия: «Кажется, американцы постоянно спешат. Просто посмотрите, как они идут по улице. Они никогда не позволяют себе досуга, чтобы наслаждаться жизнью; слишком много дел».
      Кения: «Американцы кажутся нам довольно далекими. На самом деле они не так близки с другими людьми — даже с соотечественниками — как это обычно изображают американцы за границей. Это как если бы американец сказал: «Я не позволю тебе подойти ко мне слишком близко». Это все равно, что строить стену».
      Турция: «Однажды мы были в сельской местности в глуши и увидели, как американец подошел к знаку «Стоп». Хотя он мог видеть в обоих направлениях на многие мили и машин не было, он все же остановился!»
      Колумбия: «Склонность в Соединенных Штатах думать, что жизнь — это только работа, бьет по лицу. Работа кажется единственным типом мотивации».
      Индонезия: «В Соединенных Штатах обо всем нужно говорить и анализировать. Даже самая мелочь должна быть «Почему, почему, почему?» У меня голова болит от таких настойчивых вопросов».
      Эфиопия: «Американец очень откровенен; он хочет «да» или «нет». Если кто-то пытается говорить фигурально, американец сбит с толку».
      Иран: «В первый раз. . . мой [американский] профессор сказал мне: «Я не знаю ответа, мне придется его поискать», я был в шоке. Я спросил себя: «Почему он учит меня?» В моей стране профессор скорее даст неправильный ответ, чем признает свое невежество».
      Источник: Дж. Фейг и Г. Блэр, Есть разница, 2-е изд. (Вашингтон: Meridian House International). Meridian House International — это организация, которая проводит межкультурное обучение для приезжающих в США и американцев, выезжающих за границу.

      Стол 3.3 (С указанием авторских прав: Университет Райса, OpenStax, лицензия CC BY-NC-SA 4.0)

      При изучении этих комментариев подумайте, насколько, по вашему мнению, эти представления и стереотипы точны или неточны. Почему люди в разных странах формируют такие разные мнения о нашей стране? Как их восприятие влияет на поведение и эффективность американских менеджеров, работающих за границей? На основе этой оценки вы, возможно, захотите пересмотреть свои собственные стереотипы о людях в разных странах. Как вы думаете, насколько точны ваши собственные стереотипы?

      Избирательное восприятие

      Избирательное восприятие — это процесс, посредством которого мы систематически отсеиваем информацию, которую не хотим слышать, вместо этого сосредотачиваясь на более значимой информации. Важность здесь, очевидно, является функцией нашего собственного опыта, потребностей и ориентаций. Пример исследования менеджеров, проведенного Дирборном и Саймоном ( 16 ), описанный выше, дает прекрасное представление об избирательном восприятии. Руководители производства сосредоточились на производственных проблемах, исключив другие проблемы. Бухгалтеры, специалисты по персоналу и менеджеры по продажам также были исключены. Каждый считал свою специальность более важной в компании, чем другие специальности.

      Еще один пример избирательного восприятия в группах и организациях приводит Майнер. 17 Шахтер подводит итог серии экспериментов, в которых участвовали группы, соревнующиеся в упражнениях по решению задач. Соответственно, группы склонны оценивать свои собственные решения как лучшие, чем решения, предложенные другими. Такие результаты напоминают синдром, обнаруженный во многих исследовательских организациях. Ученые часто склонны рассматривать идеи или продукты, созданные за пределами их организации или отдела, как второстепенные, а других исследователей — как менее компетентных и творческих, чем они сами. Это часто называют синдромом «изобретено не здесь». Подобные модели поведения можно найти среди менеджеров, работников сферы обслуживания и секретарей.

      Защита восприятия

      Последним барьером для социального восприятия является перцептивная защита. 18 Перцептивная защита основана на трех взаимосвязанных принципах:

      1. Эмоционально тревожные или угрожающие стимулы имеют более высокий порог распознавания, чем нейтральные стимулы.
      2. Такие стимулы, вероятно, вызовут замещающее восприятие, которое радикально изменится, чтобы предотвратить распознавание предъявляемых стимулов.
      3. Эти критические стимулы вызывают эмоциональные реакции, даже если стимулы не распознаются.

      Другими словами, с помощью перцептивной защиты мы склонны искажать или игнорировать информацию, которая либо угрожает личному, либо культурно неприемлема. Поскольку эмоционально тревожные стимулы имеют более высокий порог распознавания, люди с меньшей вероятностью полностью противостоят угрозе или признают ее. Вместо этого они могут видеть совершенно другие или даже ошибочные стимулы, которые являются более безопасными. Тем не менее, наличие критического стимула часто приводит к усилению эмоций, несмотря на отсутствие признания. Например, предположим, что во время переговоров по контракту на сборочный завод просочилась информация о том, что из-за снижения прибыли заводу, возможно, придется навсегда закрыться. Обеспокоенные работники могут проигнорировать это сообщение и вместо этого предпочесть поверить, что руководство компании только распространяет ложные слухи, чтобы усилить свое влияние на переговорах о заработной плате. Даже если заявление о левередже принимается работниками за правду, можно ожидать сильной эмоциональной реакции против компании.

      Одним из эффектов перцептивной защиты является спасение нас от прямого столкновения с событиями, с которыми мы либо не хотим, либо не в состоянии справиться. Мы рассеиваем наши эмоции, направляя свое внимание на другие (замещающие) объекты, и надеемся, что исходное событие, которое нас огорчило, в конце концов исчезнет.

      Перцептивная защита особенно выражена, когда люди сталкиваются с ситуацией, которая противоречит их давним убеждениям и установкам. В классическом исследовании перцептивной защиты у студентов колледжей Хейр и Грюнес представили студентам описания фабричных рабочих. В этих описаниях было слово умный . Поскольку это слово противоречило представлениям студентов о фабричных рабочих, они решили отвергнуть это описание, используя защитные механизмы восприятия. 19 Можно выделить четыре таких защитных механизма: 20

      1. Отказ . Некоторые испытуемые отрицали наличие интеллекта у фабричных рабочих.
      2. Модификация и искажение . Это была одна из самых частых форм защиты. Схема заключалась в том, чтобы объяснить перцептивный конфликт, объединив интеллект с некоторыми другими характеристиками — например, «Он умен, но не обладает инициативой, чтобы подняться над своей группой».
      3. Изменение восприятия . Многие студенты изменили свое представление о работнике из-за характеристики интеллекта. Однако большая часть изменений была очень тонкой — например, «крутые шутки» стали «остроумными».
      4. Признание, но отказ в изменении . Очень немногие студенты явно осознали конфликт между их восприятием рабочего и характеристикой, с которой они столкнулись. Например, один испытуемый заявил: «Кажется, эта черта противоречива. . . большинство фабричных рабочих, о которых я слышал, не слишком умны».

      Перцептивная защита усложняет любую ситуацию, в которой может возникнуть конфликт.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *