Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Основные задачи психологии: Цели и задачи психологии как науки

Основные задачи психологии | Студент-Сервис

Формулирование задач науки является делом непростым и длительным, так как есть задачи общие и частные, концептуально-теоретические и практические, широкие и узкие, непреходящие и ситуативные и т.д. Однако существует основная задача, точнее, цель науки — это систематическое исследование своего предмета применительно к тем или иным конкретным условиям или реально поставленным задачам. Поэтому перечислим основные задачи психологии в контексте классического науковедения и следуя в логическом направлении от простого к сложному, хотя для реального научного исследования такая логика не всегда будет совпадать с фактической хронологией.

  1. Вначале необходимо обнаружить факты, т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты — это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты существуют объективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачас­тую для установления и подтверждения фактов нужны напряженные и длительные изыскания.
    Но факты сами по себе науку не делают. Факты, как известно, вещь «упрямая» и бывают разными. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие представляются по началу менее важными, случайными, но со временем, по мере накопления они требуют упорядочения и истолкования.
  2. Вследствие знания фактов логически вытекает более сложная задача — установление закономерностей или законов обнаруженных явлений. Это означает переход от описания, даже красочного и исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных отношений. Потому установленные закономерные феномены могут быть воспроизведены, про­верены другими исследователями. Возникает возможность предсказания того или иного факта, события, если наукой доказаны меры воздействия на это событие соответствующих условий, выделены факторы, детерминирующие конечный результат.
  3. Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научного знания, становится выявление механизмов реализации установленного закона. Найти механизм — значит понять, смоделировать некое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, движущую силу, связи явлений и сущности, закономерного и случайного. Знание законов и механизмов — это уже законченная научная концепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругу явлений изучаемого мира. Применительно к психологии задача выявления механизмов представляется довольно сложной. Психическое многомерно и многофакторно, поэтому всегда есть соблазн объяснить его какими-то более разработанными моделями, типа упоминаемых выше редукционистских трактовок. Можно и нужно говорить, например, о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют собственно психологические закономерности памяти человека. Или другой пример: психическое развитие невозможно понять вне учета обществен­ных воздействий, но социальные механизмы не дают убедительного толкования, индивидуально-психологическим различиям людей. Обнаружение собственно психологического механизма — это всегда важный и не столь уж частый шаг в направлении  познания психологией своего предмета.
  4. Завершающей, прагматически важнейшей (а зачастую и самой сложной) задачей науки является практическое использование, грамотное внедрение ее знаний и результатов в реальную жизнь. При этом поднимается большое количество сопутствующих вопросов: социальных, организационных, экономических, методических.

Кроме того, психолог практически всегда соприкасается с проблемами особой сложности, которые носят этический, моральный, нравственный характер. Положим, ученый доказал свое умение сформировать у ребенка то или иное психологическое качество, считавшееся ранее невозможным. Есть ли уверенность, что такое формирование следует производить обязательно у всех детей? Как это скажется сейчас и в отдаленном будущем на психике и личности, на всей жизни человека? Расхожие термины «формирование», «коррекция» несут в себе некую назидательную уверенность в не­обходимости внешнего вмешательства в психическую сферу человека. Но ведь действительная безвредность, значимость такого вмешательства далеко не всегда научно обоснованы.

Современная мировая психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой, но выделяются в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее выраженный аспект, в каких конкретных условиях. Поэтому классификация разделов психологии является очень условной, пересекающейся, меняющейся.

Предыдущая статья Основные виды речи и психология ее понимания Следующая статья Основные особенности психики и поведения человека

Статьи по теме

    • Эмоциональность как свойство личности
    • Основные виды и качества эмоций
    • Сущность и функции эмоций
    • Основные виды речи и психология ее понимания
    • Компоненты содержания речи
    • Психологические функции речи
    • Креативность как свойство личности
    • Виды, функции и процессы воображения
    • Виды и операции мышления

Полезные статьи

  • Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
  • Оформление ВКР по ГОСТу
  • Как составить бизнес-план своими силами
  • Оформление эссе по ГОСТу
  • Оформление презентации по ГОСТу
  • Оформление статьи по ГОСТу
  • Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
  • Оформление курсовой работы по ГОСТу
  • Оформление контрольной работы по ГОСТу

Узнайте цену услуг:

  • Цена ВКР
  • Цена дипломной работы
  • Цена диссертации
  • Цена контрольной работы
  • Цена курсовой работы
  • Цена практики
  • Цена реферата
  • Цена статьи
  • Цена эссе

Поможем с написанием:

  • Дипломная работа
  • ВКР
  • Практика
  • Курсовая работа
  • Реферат
  • Контрольная работа
  • Эссе
  • Решение задач
  • Презентация
  • Статья

Узнай цену работы

«Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)

Предмет, объект, задачи и методы психологии

22. 05.2012

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

  • душа  как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;
  • в XVIII в. место души заняли явления сознания,  т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
  • в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;
  • согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения,  по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
  • процессы переработки информации  и результаты этих процессов  как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
  • личный опыт человека  предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

  • изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
  • изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
  • использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя.

В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы:

  1. объективные методы психологии;
  2. методы описания и понимания психологии человека;
  3. методы психологической практики.

Ключевые слова: Наука

Источник: Луковцева А. К., Психология и педагогика

Материалы по теме

Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака

Монина Г.Б., Психология семьи

Предмет и структура социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Научное и ненаучное знание. Критерии научности

Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018

Теории эволюции

Белик А.А., Культурная (социальная) антропология

Система педагогических наук

Луковцева А.К., Психология и педагогика

Предмет и методы истории психологии

Р.В. Петрунникова, И. И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Основные принципы психологической науки

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Социальная и культурно-историческая психология

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Обязанности и ответственность клинического психолога

Содержание этой страницы предназначено только для информационных целей и не предназначено, прямо или косвенно, в качестве гарантии трудоустройства или заработной платы, которые варьируются в зависимости от многих факторов, включая, помимо прочего, образование , полномочия и опыт. Alliant International University явно не делает заявлений и не гарантирует точность информации, предоставленной любым потенциальным работодателем или любым другим веб-сайтом. Информация о зарплате, доступная в Интернете, может не отражать типичный опыт выпускников Alliant. Alliant не гарантирует, что какой-либо выпускник будет трудоустроен у конкретного работодателя или на какую-либо конкретную должность.

Обязанности клинического психолога сложны. Однако, говоря проще, клинических психологов обучают изучать психические и поведенческие проблемы и расстройства людей с целью содействия изменениям. Эти медицинские психологи диагностируют и лечат людей, страдающих психическими расстройствами и другими психическими расстройствами. Применение этого типа трансформации охватывает несколько различных техник и методов психологической терапии. Он исследует помощь людям из всех слоев общества в любых ситуациях. Это может быть в больнице или клиническом учреждении, но также может применяться в рамках исследований и программ психического здоровья.

Основные обязанности психологических служб включают в себя предоставление оценок и оценок отдельных лиц, интеграцию психологических тестов и методов лечения, а также предоставление последующего ухода и ресурсов. В зависимости от конкретного описания работы должности клинического психолога это может включать вмешательство, клиническое консультирование, профилактическую помощь или помощь кому-то в изменении жизни, если не все вышеперечисленное.

Общие обязанности клинических психологов на рабочем месте могут включать:

  • Выявление психологических, эмоциональных или поведенческих проблем
  • Диагностика психологических, эмоциональных или поведенческих расстройств
  • Разработка и внедрение планов лечения и терапевтических процессов
  • Помощь клиентам в определении целей и планировании действий для достижения личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации
  • Отслеживайте прогресс клиента посредством регулярных встреч или сеансов
  • Преподавание в классах
  • Провести исследование
  • Публикация результатов исследований в отраслевых журналах

Хотя клинические психологи могут сталкиваться с подобными случаями на протяжении всей своей многолетней практики, каждый из них уникален и основан на биографии человека, текущей системе поддержки и других факторах, которые способствуют или препятствуют прогрессу. Для клинического психолога важно иметь разностороннее образование и опыт, чтобы применять правильный вид лечения и методы, подходящие для ситуации и человека.

Должностная инструкция клинического психолога требует исследований, курсовой работы и полевой подготовки в области профессиональной психологии. Это также требует решимости, страсти и желания ежедневно помогать людям преодолевать их проблемы с психическим здоровьем. Обязанности клинического психолога сложны, но работа может быть полезной.

стать клиническим психологом сегодня

Требования к клиническому психологу

Чтобы продолжить карьеру клинического психолога, требуется докторская степень по аккредитованной программе. В Alliant мы предлагаем как программу PhD по клинической психологии, так и степень PsyD по клинической психологии, каждая из которых аккредитована Американской ассоциацией психологов (APA). Студенты, которые поступают на любую из этих программ, могут выбрать специализированный маршрут, который включает в себя среди других вариантов акцент на семейно-детских парах, поликультурной общественной клинической психологии, травмах, стрессе, устойчивости, психологии здоровья и интегративной психологии.

Каждая программа клинической психологии сочетает в себе курсовую работу с практическими занятиями, чтобы подготовить студентов к реальным ситуациям, когда они идут по этому профессиональному пути и приобретают опыт в области профессиональной психологии. Alliant поддерживает партнерские отношения с тысячами центров практики. Это позволяет учащимся получать обучение на месте в консультационных центрах колледжей, организациях психического здоровья, больницах, а также в других средах, которые необходимы для образовательного и профессионального роста студента.

Подготавливая студентов к выполнению требований штата Калифорния для работы клиническим психологом, программа также назначает стажировки и фокусируется на наставничестве и создании сети для поддержки студентов. Докторанты должны закончить обучение, проработав не менее 1500 часов стажировки под наблюдением и дополнительно 1500 часов после докторантуры, чтобы соответствовать лицензионным требованиям Калифорнийского совета по психологии.

Для получения степени клинического психолога требуется определенный период времени. Как минимум, требуется пять академических лет, стажировок и практических занятий для выполнения учебной программы и требований, установленных каждым штатом. Каждый учащийся должен продемонстрировать компетентность в следующих областях: 

  • Исследования
  • Этические и правовые стандарты
  • Индивидуальное и культурное разнообразие
  • Профессиональные ценности и отношения
  • Навыки общения и межличностного общения
  • Оценка
  • Вмешательство
  • Надзор
  • Консультации и межпрофессиональные/междисциплинарные навыки

Студенты также могут стать частью исследовательской группы с наставничеством в определенной области, такой как расстройства психики и тела, аутизм, травматический стресс и ряд других тем исследовательской группы. Ключевым курсом, обязательным для всех программ клинической психологии, является обучение мультикультурным компетенциям.

Это влечет за собой сосредоточение внимания на расширении мультикультурных знаний и знакомства посредством исследований и клинического применения. Он дает возможность взаимодействовать с преподавателями и студентами из разных культур и учит студентов, как интегрировать мультикультурные перспективы в работу клинического психолога.

Важно оценивать прогресс на этом пути, чтобы убедиться, что опыт обучения соответствует уровню навыков учащегося и его профессиональным целям, а также обеспечивает широкий спектр опыта и обучения. Каждая область обучения основывается на предыдущей, чтобы подготовить студентов к клинической практике в качестве будущих психологов-консультантов.

Ценность карьеры в области клинической психологии

Многие люди чувствуют врожденную потребность помогать другим. Это основополагающая предпосылка клинической психологии как профессиональной практики. Это желание подпитывает изучение методов лечения, изучение результатов исследований и получение важнейших компетенций, необходимых для того, чтобы стать профессионалом в этой области.

Роль клинического психолога была и будет считаться важной. Клинические психологи обучены консультировать людей в их самых трудных жизненных ситуациях и закладывать основу для исцеления, улучшения и психологических изменений. Человек, ищущий эту карьеру в области клинического консультирования, должен иметь возможность адаптироваться. Также должна быть готовность продолжать непрерывное образование по мере того, как происходят изменения в поведении и обществе, о чем свидетельствует растущий спрос на телемедицину и более широкий доступ к психиатрической помощи для недостаточно представленных сообществ.

Должностная инструкция клинического психолога широка, но обязанности кажутся безграничными и постоянно меняются в зависимости от изменений в обществе. Это важная, приносящая удовлетворение работа, которая ведет к ценному жизненному опыту работы в различных сообществах людей, связанных центральной потребностью в психологической поддержке.

продвижение по карьерной лестнице в области клинической психологии


Источники

  • https://www. apa.org/action/science/clinical/
  • https://work.chron.com/role-clinical-psychologist-psychiatrists-11889…
  • https://www.psychology.ca.gov/

Психолог Образец должностной инструкции | Monster.com

[Вводный абзац] Должностная инструкция вашего психолога должна начинаться с нескольких вступительных заявлений о компании. Дайте потенциальным кандидатам заглянуть в культуру, чтобы они поняли, что уникального в организации; надеюсь, это заставит их захотеть присоединиться к команде.

Психолог Должностные обязанности:

  • Беседует с людьми и способствует их положительному психическому здоровью и личностному росту.
  • Оценивает потребности пациентов и соответствующим образом их удовлетворяет.
  • Изучает факторы, влияющие на поведение человека.
  • Разрабатывает планы лечения.
  • Проводит психологические тесты и определяет результаты.
  • Консультации: консультирует в рамках групповых или индивидуальных занятий.
  • Поведенческие: исследует изменения в поведенческих моделях на протяжении жизни человека, исследует социальные тенденции и пытается исправить нарушения, вызванные неправильным развитием.
  • Судебно-медицинский эксперт: работает с сотрудниками правоохранительных органов и выступает в качестве экспертов в различных судебных делах, оценивает компетентность, работает со свидетелями и проводит психологическую оценку.
  • Клинические: занимается профилактикой, диагностикой и лечением психических расстройств, а также работает с врачами над определением наилучшего курса лечения пациентов.

[Часы работы и льготы] Размещение здесь информации о рабочих часах и льготах помогает поддерживать интерес аудитории. Соискатель хочет иметь четкое представление о том, что повлечет за собой его типичный рабочий день. Упомяните конкретную информацию об условиях работы или требованиях; это будет варьироваться в зависимости от специальности. Например, психологу, работающему в больнице, возможно, придется работать допоздна, в отличие от того, кто работает в школе, исследовательской или деловой среде. Кроме того, важно обсудить любые льготы или специальные привилегии, которые предоставляет ваша организация, которых нет у других работодателей.

Психолог Квалификация/навыки:

  • Знание психологической теории и практики
  • Превосходные коммуникативные навыки
  • Навыки исследования
  • Интерес к тому, как люди думают и обрабатывают информацию Навыки слушания
  • Способность справляться со стрессовыми и возможными нестабильными ситуациями

Образование и опыт Требования:

  • Степень бакалавра в области психологии
  • Высшая степень (магистр или докторантура), которую часто требуют или предпочитают работодатели
  • Часто требуется государственная лицензия
  • Доступны сертификаты в различных областях специализации
  • Могут применяться дополнительные требования, в зависимости от специальности

[Призыв к действию] Завершите должностную инструкцию психолога призывом к действию .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *