Нас трое — врач, пациент и проблема. И победить мы можем только два против одного
Проведение сложных хирургических манипуляций — один из профилей стоматологической сети «Юнидент». Клиника на Чистых прудах имеет собственное отделение со стационаром и возможностью седации или общего наркоза. Это позволяет провести больший объём лечения за один раз и улучшить процесс регенерации. Мы поговорили с главным врачом клиники хирургом-имплантологом Игорем Алексеевичем Аверьяновым о том, за счёт чего врачам удаётся обеспечивать высокий уровень хирургического лечения.
— Что самое важное в современной хирургической стоматологии?
Игорь Алексеевич Аверьянов: В основу я бы поставил навыки и клинический опыт врачей, особенно хирургов, и главное — их желание расти и работать в команде. Часто бывает, что врач, замыкаясь в своей специализации, не хочет развиваться в смежных областях. Но у нас междисциплинарный подход. Это сложно, потому что сотрудники разные, и нужно создать такие условия труда, чтобы люди работали здесь долго.
Командное взаимодействие позволяет грамотно использовать время. А технические возможности — решать любые, в том числе самые сложные, хирургические задачи.
У нас единые стандарты, транслируемые на все клиники сети. Это нужно в первую очередь для того, чтобы не было разночтений, разногласий в применении методик. Мы стремимся к лучшему, и стандартизация нам очень помогает.
Не могу не обратить внимание на важность использования современных диагностических методов в хирургической стоматологии. Это трёхмерная дентальная компьютерная томография, 3D-планирование операций и дальнейшего лечения, в том числе междисциплинарного.
Мы создаем трёхмерную модель не ради красивой картинки для пациентов. У них совсем другое представление о лечении, взятое из рекламы и консультаций в других клиниках. На пальцах невозможно объяснить, почему нужно действовать иначе.
Поэтому мы внедрили методику планирования, которая позволяет использовать трёхмерные шаблоны позиционирования импланта.Во-первых, они облегчают работу врачу и повышают точность. Но главное — они дают возможность наглядно показать пациенту, что мы будем делать, и объяснить, почему план лечения именно такой. Почему именно костная пластика, почему нужна такая методика. Визуализация позволяет настроить пациента на хороший, позитивный лад.
Начинать работу можно только тогда, когда пациент не просто доверяет врачу, а хочет лечиться именно у этого врача. И это не только хирургии касается. Когда я читал курс для стоматологов, говорил, что есть врач, пациент и проблема. Нас трое, и победить мы можем только два против одного.
В сети наших клиник основные составляющие качественного лечения уже есть. Возникают какие-то нюансы, которые в процессе отшлифовываются коллективно и индивидуально, но система уже работает, и за последний год это стало особенно хорошо видно. Конечно, стремиться к лучшему нужно всегда.
— Вы сказали, что пациенты часто представляют себе лечение как-то иначе. Что именно они иначе представляют?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Буквально всё. Пациент идёт в какую-то клинику перед нами, там ему говорят: «Приходи, и мы тебе поставим имплант». Поставить имплант — это просверлить кость, вкрутить «шуруп», всё вроде бы просто. Но есть же анамнез, и даже в простых случаях, когда отсутствует всего один зуб, существует множество нюансов, которые квалифицированный врач должен видеть фактически слёту.
Пациент же не читает медицинскую литературу. Он берёт информацию из интернета, и она достаточно часто искажена. Вот для этого и нужно средство визуализации. Показываешь пациенту трёхмерные проекции и объясняешь, что так, как вам сказали или вы где-то прочитали, сделать не получится, будет нарушена эстетика либо функция.
Есть отдельная категория пациентов, которые никому не верят. Их, конечно, мало, но если совсем сложный случай, надо уметь либо убедить пациента и настроить на совместную работу, либо отказаться от проведения лечения.
Если мы понимаем, что нет контакта при том полном инструменте, который мы используем и который понятен большинству людей, если даже на этапе восприятия и обсуждения плана лечения возникают такие проблемы, то дальше будет только тяжелее.
— Бывают пациенты, которые, наоборот, говорят: «Ничего не говорите, мне страшно, ничего не хочу видеть»?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Есть и такие. Но мы же показываем не кровавые слайды — это примерные картинки, как в мультике. И после я пациентам задаю вопрос: «Вы точно всё поняли, есть ли вопросы?» Если я вижу, что есть недопонимание, ещё раз информацию повторяю. Потому что пациент должен понимать смысл работы: почему это займёт не месяц, как ему обещали, а, например, год.
Я понимаю, что зубы все хотят ещё «вчера». Я говорю: «Сколько вы шли к текущему состоянию зубов? — Лет десять. — Ну! А мы всё вернём за год. В десять раз быстрее, чем вы теряли зубы».
Так мы получаем хорошие результаты, с использованием технологий и запланированные в сотрудничестве с пациентом.
— Вам нравится учить новых специалистов, совсем молодых?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Я большую часть своей рабочей жизни провёл в обучении, читал достаточно серьёзные курсы для опытных врачей. Так как на мне лежит ответственность и право выбора вновь поступающих специалистов во всю сеть, я ещё на этапе резюме понимаю, с кем хочу иметь дело, а с кем нет. Если у человека нет хотя бы базовых знаний, тратить на него время нецелесообразно. Врачи, которые остаются у нас работать, имеют базу знаний, из которой легко лепить профессионала. И этим я, конечно, занимаюсь с удовольствием, потому что это моё, моя стезя.
— Вы сразу пришли в хирургию?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Да, я пришёл в хирургию сразу, но в моё время имплантацией в России занимались всего несколько докторов официально: до 1987 года она была под негласным запретом. Я достаточно быстро переориентировался на эстетическую ортопедию, но и хирургию не бросал. Лет через восемь у меня появился доступ к имплантации — можно сказать, в первых рядах. Совпали время, место и события. Потому так и сложилось, что база и задел у меня очень наполненные. Технологии меняются, но база остаётся.
— Почему имплантация была «запрещена»?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Считалось, что этот метод не работает. На самом деле имплантацией занимались на свой страх и риск. Был в Прибалтике один специалист. То, чем он занимался, дало очень много фундаментальных наработок, и их до сих пор используют. А когда уже стали делать имплантацию повсеместно, мы были одними из первых в стране, и нас было по пальцам рук пересчитать.
— Чем занимается главный специалист по хирургии сети клиник «Юнидент»?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Прежде всего работа заключается во внедрении алгоритмов по протоколу и стандартизации (в хорошем смысле слова). Нужно не только определить обязанности и правила для врача-хирурга, но и вывести всех на один уровень.
Сторонние стоматологи, которые придерживаются принципа «я буду работать как хочу», показывают худшее качество по сравнению с теми, кто принимает наши стандарты. У врача должны быть не только базовые знания — он должен иметь возможность дискуссии с коллегами. Внутри нашей сети некоторые вещи делаются иначе — разумеется, не нарушая самой технологии, не причиняя вреда пациенту и не умаляя качеств врача.Также я занимаюсь продвижением и развитием основного направления — челюстно-лицевой хирургии. На базе нашей клиники на Чистых прудах есть целое отделение с возможностью манипуляций под седацией. И многие врачи сегодня сталкиваются со сложными пациентами по клинической ситуации, по объёмам работ, по общему здоровью, которым без седации просто невозможно качественно и безопасно проводить лечение. Но базовые знания, которые нам дают в институте, содержат мало информации, и это не позволяет массово проводить операции под седацией. Способы общего обезболивания (анестезии) проходят в институте поверхностно.
В некоторых странах седацию предоставляет обычный врач-стоматолог, он не должен быть анестезиологом. А у нас — собственный анестезиолог, и только один этот фактор минимум в два раза ускоряет работу.
Ты не отвлекаешься на состояние пациента, потому что есть специалист, который его контролирует согласно поставленным задачам. Может быть поглубже седация, когда пациент спит, может быть поверхностная, когда он не спит, но не реагирует на вмешательство. И опытный анестезиолог чувствует, знает задачу врача.
— Это снова о командной работе!
Игорь Алексеевич Аверьянов: Конечно. С нашим анестезиологом мы работаем с 2005 года. Если сейчас взять нового анестезиолога, даже очень хорошего, но, например, из общей хирургии, его только полгода переучивать. И если он опытный, будет противиться, потому что он же профессионал, он привык работать именно так и не хочет иначе. Это тоже задача главного специалиста хирургического направления.
— Есть ли у вас какие-нибудь профессиональные приметы?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Каких-то особых нет, но единственное, что я точно не делаю, — никогда не заполняю в истории болезни ход операции, пока не закончил приём пациента и не отпустил его домой. Это касается даже удаления зубов. Иначе точно всё пойдёт наперекосяк.
— А шапочка любимая у вас есть? Многие стоматологи не меняют этот аксессуар годами.
Игорь Алексеевич Аверьянов: Да, раньше была, чёрная. Сам покрасил в чёрный цвет, как джинсы красили. Меня даже из мединститута выгоняли: как это, пришёл в чёрной шапочке?
— Есть пациенты, которые очень боятся седации. Как их переубедить?
Игорь Алексеевич Аверьянов: В большей степени информацию доносит анестезиолог. Я лишь объясняю, что седация — это современный вид общего обезболивания, который позволяет убрать дискомфорт, в том числе позиционный, так как операции бывают длительными. Очень сложно находиться в одной позе в кресле — даже с абсолютно здоровой спиной.
Седация — это введение седативных препаратов, лёгких снотворных. Во многих странах достаточно получить медобразование, чтобы применять эти препараты. Они вводятся в микродозах и не вызывают интоксикации.
Токсичность современных местных анестетиков в несколько раз меньше, чем токсичность новокаина, который главенствовал в стоматологии буквально 15–20 лет назад. Не аллергичность, а именно токсичность — то, как препарат действует на нашу печень, на организм в целом.
Применение седативных препаратов так меняет метаболизм во время операции, что современные анестетики можно вводить при операционной необходимости в достаточно большом количестве. Период полувыведения препарата — около 23 минут, он не накапливается за время продолжительной операции под седацией и компенсируется введением внутривенных растворов через систему с седативными препаратами.
Достаточно увидеть пациента, чтобы принять решение, что его нужно лечить под седацией. Когда у пациента сложная соматика или он, например, гипертоник, лучше не рисковать. Стресс провоцирует гипертонический криз, а это состояние, угрожающее жизни.
Есть пациенты с сильным рвотным рефлексом. Бывают случаи, когда даже снять слепок или провести лечение дальних зубов без седации невозможно. Если пациент находится в сознании и приходится широко открывать рот, естественный ответ мышц — его закрыть. Челюсть не откроется настолько, чтобы врач смог добраться до нужного места.
Есть пациенты, у которых болевой порог снижен, местная анестезия при сложных удалениях или лечениях не даёт эффекта, и возникает болевой синдром. Этого допускать нельзя: любой болевой синдром, даже небольшой, вызывает ухудшение регенерации, и мы получаем худший результат. Не говоря о критических состояниях, которые он может вызвать.
В общем, мне незачем навязывать седацию. Просто я понимаю, что будет комфортно мне и пациенту, заживление будет проходить на порядок быстрее. Допустим, нужно вылечить десять зубов. Если хорошо подготовиться всей командой (включая и ассистентов врача), под седацией можно всё сделать за один раз.
Седация повышает качество и точность лечения, снижает риск возникновения интраоперационных и постоперационных осложнений. Это совершенно другая стоматологическая высота.
Поэтому я и говорю о доверии. Если врач рекомендует — значит, надо соглашаться. Недорого, безопасно и можно делать многократно, в отличие от наркоза.
Сейчас получить лицензию на седацию практически невозможно. У нас одна из немногих стоматологических клиник, которая не только имеет лицензию на седацию и наркоз, но ещё и на круглосуточный стационар, полноценное челюстно-лицевое отделение.
— Отвлечёмся от медицины. Клиника находится в старинном особняке в Бобровом переулке. Для вас это ценно?
Игорь Алексеевич Аверьянов: Да, я горжусь нашим местом. Это старая Москва, здесь другой совершенно дух, я это чувствую спинным мозгом. В своё время приезжал в Москву на поезде в 5:30 утра и гулял по старым улочкам, чувствовал город, напитывался его энергией. Теперь сам живу в центре Москвы и знаю места, где совершенно другая аура.
Особенно важно, что удалось сохранить здание в таком виде. У нас достаточный объём самой клиники: два этажа, очень комфортное самостоятельное отделение. Здесь очень большой задел для развития, и мы этим занимаемся.
— Сколько лет вы работаете в компании?
Игорь Алексеевич Аверьянов: В 2013 году был небольшой опыт работы здесь врачом-хирургом. В 2020 году мне было предложено вернуться уже в формате главного специалиста, но пандемия помешала. Получилось это осуществить только с ноября 2021 года. Но с коллегами, такими же главными специалистами по остальным направлениям, мы друг друга знаем около 20 лет — пересекались, работали вместе. Даже если бы и не пересекались, мы настолько одних взглядов, что, считайте, одна команда уже давно. И можно говорить про наш совместный опыт, который разделяется в том числе и на каждую из специальностей, следующее: он очень большой.
Я выбрал «Юнидент», потому что здесь огромный ресурс — материально-технический, экономический, человеческий.
И на мой взгляд, он не реализован до конца. Участие в развитии сети мне очень интересно, я вижу для себя новые пути развития. У меня есть желание и возможность предложить для развития компании то, что я знаю и умею.
Конечно, этот процесс непростой, но вектор изменений, которые происходят в компании сегодня, меня очень радует. Последние годы я работал в небольших стоматологических клиниках, которые тоже были всем обеспечены. Но там не было таких масштабов возможностей — как для специалиста в частности, так и для всей клиники в целом. И когда появилась возможность встряхнуть всё то, что во мне застоялось, я с радостью откликнулся. Чувствую, как стал меняться: вместе с компанией идёт и личное развитие.
что стоит за отменой визита в клинику
Что стоит за отменой визита?
Процесс лечения – обоюдный, он дает возможность участникам с одной стороны провести лечение, а участникам с другой – вылечиться. Рамки этого процесса заранее определены, прописаны в договоре, изменение временных параметров приводит к ухудшению результата и для пациента, и для врача, и для клиники. Рассмотрим подробнее – почему?
Пациент
Например, при установке имплантата каждый последующий этап лечения должен проходить по истечении определенного периода после предыдущего. Расписание врача формируется с учетом запланированного полгода назад визита для установки формирователя десны. Чем ближе к тому дню, на который назначен пациент, тем более плотная у врача занятость, перенос визита одного пациента влечет за собой перенос визитов других.
Если не выдержать сроки, ухудшается результат проведенных манипуляций. Если не установить вовремя формирователь десны, а затем временные коронки, то мы обнаружим ухудшение состояния сочленения имплантата с костной тканью. Далее появляется более глубокий костный карман, что, в свою очередь, сокращает время нахождения имплантата в костной ткани.
Конечно, никто не может однозначно утверждать, что через полгода всё пройдет именно таким образом и сроки не сдвинутся, но у каждого врача и пациента ближе к этому сроку есть возможность договориться о более точной дате встречи для лечения. Как пациент может предупредить об изменившихся планах, так и врач. Далее они должны найти более удобное друг для друга время, чтобы в разумные сроки провести все запланированные манипуляции, не ухудшая качество лечения. Когда же пациент отменяет визит «день в день», с одной стороны, мы видим ухудшение ситуации в полости рта, а с другой – проблему простоя врача.
Врач
Нагрузка врача, работающего через день, составляет 13 часов. День рассчитан на прием 12 пациентов, и час отводится на перерыв. Представим, что три пациента отменяют визит, – у врача образуется три часа вынужденного простоя. Это значит, что получили отказ в приеме трое других пациентов, которые, возможно, предпочли бы именно это время, и когда-нибудь на их месте можете оказаться вы. Тот пациент, которому не предложили удобное (и занятое непришедшим человеком) время, поскольку расписание доктора уже сформировано, не получил лечения или просто ушел в другую клинику. Врач при этом не заработал определенную сумму для своей семьи и своей клиники.
Клиника
Каждый час работы доктора имеет определенную стоимость, выраженную в денежных средствах, которые он получает в час, день, неделю, месяц. И у него есть статистические и плановые количественные и качественные показатели, которые должны обязательно выполняться. Когда визит отменяется внезапно, а в очереди у врача много пациентов, ни администраторы, ни сам врач не могут закрыть этот простой и привлечь других пациентов, так как времени на это попросту не остается.
Безусловно, бывают исключительные обстоятельства. Важно, чтобы и пациенты, и врачи, и администраторы клиники проговаривали необходимость обратной связи и возможность заранее предупреждать об изменившихся планах. В данном случае мы говорим не об исключении, а о некой системе, когда порядка 20, 30 и даже 40 визитов были назначены и отменены день в день. Мы не можем обижаться на таких пациентов, но по нормативам работы лечебного учреждения допускается объем простоев в размере 15% рабочего времени, а мы порой получаем 25 и даже 30% простоев врачей. Это наносит вред экономике клиники, которая не развивается и не наращивает свое оснащение, способное принести больше пользы пациентам.
Представьте, что вы купили билет на самолет, а потом раздумали и не полетели. Стоимость билета вам вернут в очень ограниченном размере и в зависимости от тарифа и того времени, которое осталось до полета. Подобная логика позволяет представить, как на самом деле можно оценивать ущерб от заявленной и невостребованной услуги.
Записаться на консультацию:
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой обработки персональных данных
№19 Азбука пациента
Иногда стоматолог использует слова, смысл которых не совсем ясен для пациента.Для того чтобы вы лучше понимали их значение, предлагаем постепенно знакомиться с наиболее часто встречающимися специальными терминами. Некоторые из них использованы в статьях этого номера газеты.
№19 Главный врач: Обзор выпуска
Здравствуйте, дорогие друзья!Вы замечали, что никто из нас не равнодушен к красивым людям?
Пять размышлений о «Трех докторах» Доктора Кто. Комиксы Multiversity
Добро пожаловать в летние каникулы сквозь пространство и время, удобно расположившись на диване перед телевизором. Мы проводим наше лето COVID-19, изучая историю Доктора Кто, уделяя особое внимание одному эпизоду от пребывания каждого Доктора в должности до эпохи Капальди. (Хотите знать, что мы смотрим? Вот расписание!)
Пришло время отправиться в путешествие с Джоном Пертви, Третьим Доктором, и начать десятый сезон (классического) Доктор Кто с воссоединением с Уильямом Хартнеллом и Патриком Тротоном в «Трех докторах». Это транслировалось четырьмя еженедельными выпусками с 30 декабря 1972 года по 20 января 1973 года. Конечно, с момента выхода в эфир прошло много жарких минут, но вот ваше предупреждение: Спойлеры !
1. Раскрась свой мир рядом с домом
В то время как первые два Доктора набрали немало миль для часто летающих пассажиров на ТАРДИС, бюджетные ограничения вернули Доктора на Землю. У нас есть Доктор в изгнании, наказанный за вмешательство в дела других рас, работающий с агентством, которое навсегда станет частью канона сериала: ЮНИТ.
Мы также живем в эпоху, когда сериал передается в цвете (начало которого было в январе 1970 года с «Острия из космоса»). Переход к цвету добавляет совершенно новый опыт ко всему: от начальных титров (с изображением Доктора в голову, который является отличительной чертой титров классического сериала), гардероба (я бы полностью носил пушистое синее пальто Джо, пока это было подделка мех), а каменные существа из того, что мы узнаем позже, представляют собой мир антиматерии, вторгающийся на Землю. На начало 1970-х, все сделано достаточно хорошо, вплоть до передержки и световых трюков для спецэффектов. (Кадр в части 3, показывающий бой в воздухе с Пертви, безусловно, напомнит вам знаменитый Вилли Вонка и шоколадная фабрика Туннель ужаса.)
2. Доктор. Я Третий Доктор.
Качающиеся шестидесятые и Джеймс Бонд определенно показывают свое влияние в «Докторе Пертви». Близкие отношения с ЮНИТ и Джо позволяют ему проявить больше своего интеллекта и обаяния, а также смягчить это грубое эго из прошлых жизней. Это заметное отличие от неряшливого, более детского мировоззрения Патрика Тротона. Изменение эго — это то, что вы ясно видите по сравнению со Вторым Доктором Патрика Тротона, когда они ссорятся и спорят о том, кто выше, а Тротон не отступает.
3. Неловкое воссоединение семьи
Это воссоединение семьи не совсем при счастливых обстоятельствах. Повелители Времени вытащили Первого и Второго Докторов из их соответствующих потоков времени, потому что сами Повелители Времени находятся под атакой черной дыры и так отчаянно нуждаются в помощи, что ради этого нарушат свои собственные законы, поскольку Первый Закон Время говорит, что Доктора не могут пересекать собственные временные потоки.
Из-за ссоры между Двойкой и Третьей Повелители Времени понимают, что это будет проблемой для их кризиса, и посылают еще одного, чтобы держать двух других на задании: Первого Доктора Уильяма Хартнелла. Появляется только на экране ТАРДИС в предварительно записанных сегментах из-за плохого состояния здоровья Хартнелла (он скончался чуть более чем через два года после выхода в эфир последней части, 19 апреля).75), он здесь, чтобы играть миротворца для «денди и клоуна».
Худший. Группа. Проект. Всегда.
А затем то, что напало на Повелителей Времени, также нашло свой путь на Землю, захватив Третьего Доктора и Джо в свои лапы и отправив их в альтернативную вселенную антиматерии.
Из-за сложного сюжета и одновременного существования двух Докторов в этом эпизоде много объяснений и переобъяснений: Джо, ЮНИТ, другим людям, которые случайно оказались во вселенной антиматерии. Сегодняшняя аудитория, привыкшая к более чем одному Доктору в одном временном потоке одновременно, может найти это утомительным, но мы должны помнить, что это было новым явлением в то время, когда оно вышло в эфир.
4. Джо Грант
Здесь у нас есть компаньон, который не проводит половину своего времени как кричащая девица в беде. Интересно то, что, несмотря на то, что они не являются кровными родственниками, как Сьюзан и Первый Доктор, между Доктором Пертви и Джо больше отеческой привязанности. До путешествий Джо Доктор проводил время с интеллектуалом и ученым Лиз Шоу, и это, в сочетании с изгнанием и работой с ЮНИТ, помогло немного смягчить его антагонизм по отношению к людям. Это готовит почву для подобных отношений, которые мы увидим позже, таких как Седьмой Доктор и Эйс и даже Двенадцатый Доктор и Билл.
Продолжение ниже
На самом деле именно Джо предлагает решение, пусть даже временное, чтобы доставить их в безопасное место ТАРДИС: маленькая дверь». Предоставьте женщине поставить бушующее эго на место и научить Докторов (и нас), что решение с двумя головами лучше, чем с одной.
5. Альфа и Омега. . . и Регистратор
Существо, которое привело Третьего Доктора, Джо и нескольких других в мир антиматерии, — это Повелитель Времени Омега, Повелитель Времени. Доктор почитается за свою работу по созданию сверхновой звезды, питающей Повелителей Времени. Эта работа привела к изгнанию Омеги в мир антиматерии (хотя и случайно), и он злится на остальную расу Повелителей Времени, думая, что они оставили его там умирать. Он хочет, чтобы Доктора заняли его место, чтобы он мог отомстить, но есть проблема: мир антиматерии привязал к нему его тело. Поэтому он хочет, чтобы друзья составили ему компанию в изгнании.
Но две головы лучше, чем одна, и Доктора перехитрили Омегу с помощью диктофона Второго Доктора. (Да, тот самый проклятый, на который я жаловался на прошлой неделе.) Награда? У Доктора есть свобода, и теперь он снова может путешествовать в пространстве и времени. Какой замечательный подарок на десятую годовщину.
Интересные факты о ТАРДИС (наш раздел «Последние мысли»)
- Легенда фанатов на протяжении многих лет гласила, что Уильям Хартнелл снимал свою роль из сада на заднем дворе, но BBC подтвердила, что он был в студии. Эта легенда, возможно, возникла в результате рекламных фотографий Хартнелла для этого эпизода, сделанных в его доме в Кенте.
- В «Трех Докторах» Первый и Второй Доктора впервые появились на экране в цвете.
- Это единственная история с участием Уильяма Хартнелла и первая история о Патрике Тротоне, сохранившаяся на оригинальных мастер-видеокассетах, на которых они были записаны.
- Хотя это было предназначено для празднования десятой годовщины Доктора Кто , эта фактическая годовщина (23 ноября 1973 года) произошла в перерыве между 10 и 11 сезонами.
- Готэм 9Фанаты 0006 должны узнать фамилию нашего Третьего Доктора. Вы видели, как его сын, Шон Пертви, верно служил молодому Брюсу Уэйну в течение пяти сезонов в роли Альфреда. Я очень сожалею, что шоу так и не воспользовалось возможностью вставить туда Доктор Кто пасхальное яйцо, чтобы каким-то образом снова свести отца и сына на телевидении.
На следующей неделе пора взяться за Доктора, который, по мнению многих, помог вывести серию в Америку, Четвертого Доктора Тома Бейкера в «Ужасе у Клыка». (Который, как вы обнаружите, также имеет отношение к неразгаданной тайне американского телевидения!) Не стесняйтесь делиться своими мыслями об этом эпизоде в комментариях или в социальных сетях с нашим хэштегом #12Weeks12Doctors.
Если вам нужен более классический сериал «Доктор Кто» , вы можете воспользоваться сервисом потоковой подписки Britbox (доступен в США, Канаде и Великобритании на момент написания этой статьи). Если вы находитесь в США, Латинской Америке, Пуэрто-Рико и Европе, вы также можете получить классическое исправление Who через бесплатный потоковый сервис Pluto TV, у которого есть собственный канал Doctor Who !
«Доктор Кто: Три доктора» (обзор)
Чтобы отпраздновать пятидесятую годовщину самого продолжительного научно-фантастического шоу в мире, я буду еженедельно просматривать некоторые из моих любимых историй и арок, из старых и новых серий, с целью запечатлеть возвышенное, умное и дьявольски странное из 9 передач BBC. 0007 Доктор Кто .
Три доктора впервые вышел в эфир в 1973 году.
Что ж, сержант, разве вы не хотите сказать, что внутри он больше, чем снаружи. Все остальные делают.
Это довольно очевидно, не так ли?
– Доктор и Бентон
Три доктора никогда не кажется полностью уверенным, что это должно быть. Оно знает, чего оно должно достичь. Это была первая серия десятого сезона сериала 9.0007 Доктор Кто , поэтому на сегодняшний день в нем должны быть представлены три версии персонажа. Он также хочет радикально изменить статус-кво серии и позволить Доктору Джона Пертви отправиться в космос. На самом деле это две основные цели The Three Doctors , и сценаристы Боб Бейкер и Дэйв Мартин довольно хорошо с ними справляются.
Проблема в том, что сама история не уверена, какой она хочет быть. Редактор сценариев эпохи Пертви Терренс Дикс был бы намного увереннее, жонглируя The Five Doctors , признавая, что все это было гигантским бессмысленным зрелищем. «Три доктора » кажется почти обычной историей с привитой к ней десятой годовщиной — достаточно легко представить примерный набросок этой истории, который мог бы работать только с Джоном Пертви и без окончания его изгнания.
В результате два сильнейших бита в Три доктора кажутся почти запоздалыми мыслями, привитыми к контуру общего и несколько пресного Доктор Кто приключения.
Почему Доктор ненавидит себя…?
Честно говоря, здесь есть кое-что интересное. Любой предлог, чтобы увидеть Патрика Тротона, хорош, и очень весело наблюдать за тем, как Второй и Третий Доктор играют друг с другом, даже если кажется, что Второй Доктор Тротона уже видел, как большая часть его индивидуальности была размыта народной памятью, замененной более преувеличенные причуды характера. Вот уж очень нахальный озорной Доктор, помешанный на своем диктофоне, несмотря на то, что без упоминания об этом аксессуаре прошли бы целые сериалы.
Пертви и Тротон хорошо играют друг с другом, и есть определенная радость в том, чтобы наблюдать за взаимодействием двух очень разных итераций Доктора. «Три доктора» действительно впервые признает, что каждая регенерация индивидуальна. Дело не в том, что процесс регенерации превратил Первого Доктора во Второго Доктора и в Третьего Доктора; вместо этого три версии — совершенно разные люди, а не один персонаж.
Второй лучший?
Когда пара пытается объяснить, что случилось с Джо, они спорят о том, какая итерация персонажа является «настоящим» Доктором. Когда Джо беспокоится, что Второй Доктор является одним из нападавших, осаждающих ЮНИТ, Третий Доктор пытается ее успокоить. «Ну, не столько один из них, сколько один из нас. Один из меня, если быть точным. Его предшественник возражает. «Видите ли, он один из меня», поправляет Второй Доктор.
Разница может показаться академической, даже если Джо цитирует Я Морж , чтобы имитировать разногласия, но есть ощущение, что это два разных человека, оба заявляющие, что они «Доктор». Их претензии являются взаимоисключающими. Либо Патрик Тротон — Доктор, либо Джон Пертви — Доктор. Оба не могут быть одновременно. Действительно, когда прибывает Первый Доктор, он увещевает обоих как своих «замен» , давая понять, что он видит в них нечто, заметно отличающееся от двух снимков своего будущего «я».
У нас все будет хорошо, пока все сохраняют рассудок…
Стоит отметить, что это первый раз, когда Доктор Кто делает что-то подобное. Шоу все еще излагает основные правила о персонаже и мире, в котором он живет. Процесс «регенерации» не существовал до тех пор, пока производственной группе не понадобилось заменить Уильяма Хартнелла в Десятая планета . Точно так же Повелители Времени не существовали до конца года. Военные игры . В то время как Три доктора изо всех сил пытаются понять, какой именно должна быть история «мульти-Доктор» , следует помнить, что это первый раз, когда в сериале есть что-то подобное.
Шоу никогда раньше не рассказывало о последствиях регенерации. Конечно, Второй Доктор должен был убедить Бена и Полли, что он все еще «Доктор» в Сила далеков , но процесс был настолько расплывчатым, что фанаты долго спорили о том, произошло ли то, что произошло. в конце Военные игры были регенерацией. После возрождения шоу просто продолжает продвигаться вперед, надеясь, что зрители переступят порог нового главного героя одним лишь импульсом повествования.
Настройтесь на следующей неделе, чтобы увидеть, чем это закончится…
«Три доктора» — это первый раз, когда мы действительно сделали паузу, чтобы оглянуться назад и подумать о том, в чем разница между Патриком Тротоном, Джоном Пертви и Уильямом Хартнеллом. Три доктора признает несколько различных подходов к персонажу. Бригадир, например, строго функционален. Ему все равно, как выглядит Доктор, пока он остается «Доктором». Пока персонаж все еще выполняет эту основную функцию, все остальное является второстепенным.
— А как насчет нашего доктора, сэр? — спрашивает Бентон. «Ты не хочешь его вернуть?» У Бригадира ничего этого нет. «Хватит ерунды, Бентон. Я вернул его. Пока он выполняет свою работу, он может носить то лицо, которое ему нравится». The Brigadier выражает особенно традиционалистскую и логическую школу мысли. Если персонаж ходит как Доктор, ведет себя как Доктор и спасает мир, как Доктор… то, скорее всего, он и есть Доктор. В соответствии с характером Бригадира, это очень бесчувственный и утилитарный взгляд на вещи.
Денди и клоун…
Сериал, кажется, не согласен с оценкой Бригадира. Хотя подход Бригадира логичен, мир не обязательно является логичным местом. Одна из повторяющихся тем The Three Doctors заключается в том, что ничто не работает строго логически. Для людей, которые выросли, наблюдая за Патриком Тротоном, он всегда будет «Доктором» , а Джон Пертви всегда будет его отголоском. То же самое относится практически к любой другой эпохе. Люди всегда будут отождествлять себя с одной версией выше других, как с воплощением их идеала персонажа.
Это философия «мой доктор» , представление о том, что у людей будут свои любимые версии персонажа, и Три Доктора , кажется, с иронией осведомлены об этом феномене, несмотря на то, что на выбор есть только три версии; может четыре, если считать Питера Кушинга, но давайте не будем этого делать. Это то, что Десятый Доктор прямо признает в «Крушение времени », обнаружив, что даже версии Доктора имеют свои любимые версии персонажа.
Выслеживание своей добычи…
(Это приводит к самому абстрактному из всех Доктор Кто 9Фанатские игры 0006: какой из Докторов больше всего нравится другим Докторам? Это хороший бессмысленный способ скоротать время, если вы когда-нибудь чувствуете себя на доске. Я считаю, что Одиннадцатый Доктор большой поклонник Второго Доктора, в то время как Девятый Доктор, вероятно, неплохо ладил бы с Третьим. Я подозреваю, что Восьмой особенно полюбил бы Четвертого. Я не могу решить, будет ли Пятый более неравнодушен к Первому или ко Второму. )
Хотя в «Три доктора» Доктор не выбирает себе фаворитов в своей жизни, он признает, что различные итерации персонажа имеют свои претензии на титул – это не имя, которое можно научно или рационально разделить на любое количество частей. Второй и Третий Доктора постоянно соревнуются за свои права на титул, даже если на карту поставлена сама вселенная.
Нелицо врага…
После одной неудачной встречи с Омегой, Третий Доктор протестует: «Говорю вам, я практически переманил его на свою сторону, а потом вы появились, и он начал обращаться со мной как с самозванцем». Второй Доктор отвечает: «Ну, правда, правда?» В то время как паре удается отложить свои ссоры, Три Доктора оставляют вопрос открытым. Это не заканчивается тем, что Второй Доктор признает, что он не что иное, как набор воспоминаний внутри своего преемника. Он не тот парень, который был Доктором, который просто заглянул в гости к настоящему и законному Доктору.
Это хороший способ решить проблему, но это самая интересная часть совместной работы. Такое ощущение, что Три доктора борются с тем, как должна работать подобная история. Бейкер и Мартин, кажется, пытаются рассказать здесь относительно обычную историю, только одну со специальной приглашенной звездой. В отличие от The Five Doctors или The Day of the Doctor , здесь нет смысла играть с форматом. Три доктора транслировались в четырех еженедельных выпусках, а не в виде телефильма, специального выпуска или чего-либо столь же экстравагантного. Даже выбор сценаристов и режиссера кажется довольно общим для того, что должно быть большой девяткой.0005 «событие» история.
Колоритный персонаж…
Прибытие Второго Доктора — не такой уж и важный момент. Это не рассматривается как клиффхэнгер; это даже не закрывает рассматриваемую сцену. Прибывает Второй Доктор, шоу останавливается на достаточно долгую паузу, чтобы объяснить, что происходит, и история продолжается. Точно так же возвращение Первого Доктора в второстепенном качестве рассматривается скорее как договорное обязательство, чем как довольно искусное празднование. Ни одна из этих массивных приглашенных звезд не получает фанфар по прибытии, и их появление не рассматривается как «больших» мгновений.
Наоборот, история как бы продолжает свое дело. Значительная часть The Three Doctors следует довольно стандартной формуле Doctor Who . Доктор работает над решением масштабного кризиса, угрожающего миру, в то время как его компаньон оказывается в центре событий, чтобы показать другую перспективу. За исключением того, что в этом случае Третий Доктор и Джо отправляются в дополнительный сюжет, в то время как Второй Доктор занимается смутно научными вещами, и оба встречаются в конце сериала.
Два одинаковых…
Странная структура сюжета для такого шоу, поскольку она служит для разделения двух Докторов в середине приключения, состоящего из четырех частей. У Пяти Докторов не было собственного лидера, который проводил слишком много времени вместе, но все они сознательно двигались к большому воссоединению. Здесь есть сцена воссоединения, персонажи разделяются и снова воссоединяются в кульминации истории. Очень странная структуризация, но ведь Бейкер и Мартин всегда были достаточно консервативными писателями. Есть ощущение, что они просто возвращаются к традиционному способу написания Доктор Кто .
Тем не менее, здесь есть кое-что интересное, даже если Три Доктора так и не застыли. Омега — персонаж, гораздо более интересный в концепции, чем он когда-либо был на практике. В некотором смысле, Омега призван четко отражать Доктора. Он героическая фигура, которая помогла сформировать вселенную и сделала ее более безопасным местом для жизни, только для того, чтобы быть изгнанным и забытым Повелителями Времени, как только он выполнил свою задачу.
Увидимся на темной стороне Омеги…
В этом отношении может показаться, что Бейкер и Мартин (или Дикс как редактор сценария) могут согласиться с теорией Роберта Холмса о том, что «Второй Доктор всегда работал на Повелителей Времени». Это ретроактивное прочтение эры Тротона предполагает, что Второй Доктор был всегда работающим по велению и милости Повелителей Времени, как ясно заявил Холмс в Два Доктора . Хотя это интересная идея, она не обязательно подтверждается эпизодами, которые транслировались. Все это стало чем-то вроде минного поля непрерывности, и некоторые фанаты даже предлагают «секрет» отсутствующий сезон Тротона ( «сезон 6B» ) между Военными играми и Острие из космоса .
Три доктора также, кажется, предвещают некоторые другие идеи, с которыми Холмс действительно будет работать в ближайшие годы. Мы снова видим Повелителей Времени в The Three Doctors , и они заметно отличаются от тех, что появились в The War Games или Terror of the Autons . Здесь шоу открыто высмеивает силу Повелителей Времени, которые когда-то были в состоянии разрушить историю вокруг себя. В Три Доктора , они скорее бессильны, чем всемогущи.
Не хотелось бы указывать на это, но…
В инверсии Военные игры они вынуждены обратиться за помощью к самому Доктору. Сценарий неоднократно обращает внимание на их слабость здесь, особенно в отличие от версии Повелителей Времени, представленной в «Военных играх ». По мере того, как дела идут все хуже и хуже, Бригадир предлагает: « В таком случае вам лучше обратиться за советом к своему всемогущему начальству». Второй Доктор отвечает: «О, я не думаю, что это поможет. На данный момент они далеко не всесильны». Гораздо проще связать изображение общества Повелителей Времени в «Три доктора » с «Смертельный убийца », чем с «Военные игры ».
Тем не менее, сценарий намекает на Омегу как на зеркало Доктора. Вес вселенной лежит на его плечах, и он заперт в изгнании в каменоломне. «Все эти вещи существуют, потому что я хочу, чтобы они существовали. Без меня и непрекращающегося давления моей воли тысячелетняя работа рухнула бы в хаос за микросекунды. Я, если хотите, Атлас моего мира. Не обращая внимания на довольно странное использование человеческой метафоры из Повелителя Времени, это делает Омегу почти симпатичным монстром, несмотря на пережевывание декораций от Стивена Торна.
Альфа-самец и Омега…
Учитывая, что Три Доктора — это история, которая окончательно заканчивает изгнание Доктора на Землю, использование Омеги кажется довольно точным. Омега — Повелитель Времени в изгнании, покинутый своим народом и запертый в каком-то далеком мире, где о нем можно забыть. Он живет в черной дыре, где на него давит буквальный вес вселенной. Весь его потенциал растрачивается, и все, чем он был, медленно разрушается. Три Доктора приводят веские доводы в пользу того, чтобы позволить Доктору снова бродить по звездам, бродить на свободе.
Проблема в том, что скрипт никогда толком не развивает Омегу. Эти элементы подразумеваются и предполагаются, но они никогда не высказываются прямо. На самом деле изгнание Доктора на Землю вообще не поднимается и не подчеркивается перед финальной сценой. Единственный реальный намек на это происходит, когда Третий Доктор пытается управлять своей ТАРДИС, чтобы выманить энергетических существ из ЮНИТ, но это никогда не обсуждается в контексте эпизода. Действительно, конец изгнания Доктора — довольно сдержанное событие, в значительной степени разыгрываемое только в финальной сцене эпизода, сцену, которую можно было бы аккуратно вырезать, если бы съемочная группа передумала в последнюю минуту.
Сила дерева…
Итак, Омега — очень тонкий противник, и это позор. Это очень похоже на проблемы с персонажем при его возвращении в Arc of Infinity . Там Питер Дэвисон может проявить к персонажу некоторую долю сочувствия, но он остается типичным омницидным маньяком. Учитывая потенциал персонажа как средства для изучения темной стороны Доктора и проблемных отношений Доктора с Повелителями Времени, жаль, что он не используется лучше в ходе шоу. Тем не менее, у классической серии были проблемы со всеми «Темное зеркало Доктора» подкатегория злодеев, от Мастера до Вальярда.
Интересно, что Бейкер и Мартин определяют Омегу как существо воли. Очевидно, его способность контролировать вселенную проистекает не из его навыков в науке или технике, а из чистой силы его силы воли. «Вы существуете только потому, что ваша воля настаивает на том, что вы существуете», — объясняет Третий Доктор, что является интригующей центральной идеей. Это делает Омегу решительно метафизической угрозой — врагом, который существует не по какой-то внешней логике или правилам, а благодаря собственной силе воли.
Разговор с людьми из Галлифрея…
Самый захватывающий аспект The Three Doctors — это то, как он, кажется, полностью отвергает идею о том, что Doctor Who работает над чем-либо, приближающимся к науке. Есть второстепенный персонаж-ученый, который существует, чтобы попытаться разобраться во всем, но постоянно и с треском терпит неудачу. «E равно MC в квадрате», настаивает он. «В этом нет никаких сомнений. Но если вы приравниваете гравитацию к ускорению, я должен был двигаться быстрее скорости света. Это невозможно. По определению, свет здесь должен идти назад, но я все еще могу видеть».
Конечно, это все чепуха и чепуха, но это пример того, что происходит, когда вы пытаетесь подогнать подлинные научные концепции к тому, как работает Доктор Кто . Три Доктора ясно дают понять, что вселенная, которую мы наблюдаем, не может следовать законам физики, какими мы их знаем. «Доктор, это все еще не имеет смысла», настаивает Тайлер. «Мы — материя, а вы говорите, что это место — антиматерия». Тайлер уточняет, «Значит, сам факт нашего присутствия здесь должен вызвать колоссальный взрыв».
Зеркальные изображения…
Доктор развеивает свои опасения с помощью логики сюжета, которая позволяет избежать основной проблемы. «Да ну, наши тела переделаны, переработаны кое-как, чтобы мы могли здесь существовать», предлагает он. Джо поясняет, «Точно так же, как этот организм мог существовать в нашем мире?» В контексте этого эпизода вполне логично, что Доктор может существовать во вселенной антиматерии, если существа из антиматерии могут выжить в обычной вселенной; это сюжетная логика. Но это не объясняет основную проблему Тайлера.
— Я просто не верю в это, — настаивает Тайлер. «Это материя. Я вижу его. Я чувствую это. Доктор игриво отвечает: «Но все не всегда так, как кажется, знаете ли, доктор Тайлер». Затем Доктор проделывает небольшой фокус, который аккуратно резюмирует логику Доктора Кто . Тайлер протестует, — Ага, это все очень хорошо, но это просто фокус. Естественно, в этом вся суть. «Да, это именно то место, научный фокус очень высокого порядка», Доктор предлагает.
Как дела, док?
Мир Доктора Кто не управляется такими людьми, как Тайлер, со своими правилами и законами. Им управляют такие существа, как Доктор и Омега, существа, способные на «колдовских трюков очень высокого порядка». Если Омега — существо, способное обеспечить свое существование одной лишь силой воли, что делает Доктор? Учитывая, что Первый Доктор называет своих преемников «денди и клоун» , а Третий Доктор отвергает своего предшественника как «неисправимо легкомысленного» , кажется, что Доктор является скорее существом чистого воображения, чем необузданной силы воли.
Прекрасный самородок идеи, лежащий в основе довольно мягкого юбилейного выпуска. Если бы Бейкер и Мартин выдвинули эту идею на первый план, или если бы Три доктора более решительно придерживались этих основных метафизических тем, это могло бы быть гораздо более захватывающим, чем эпизод, который в конечном итоге попал на экран. Вместо этого такого рода высокие концепции и озарения теряются в мешанине довольно обычной истории о огромной угрозе, которую может устранить только Доктор. Только на этот раз их трое.
Вас могут заинтересовать наши обзоры десятого сезона классического телешоу:
- Три доктора
- Карнавал монстров
- Границы космоса
- Планета далеков
- Зеленая смерть
Нравится:
Нравится Загрузка…
Рубрики: Телевидение | Tagged: Art, BBC, Benton, Brigadier, доктор, DoctorWho, художественная литература, Джо Грант, Джон Пертви, Патрик Тротон, Рассел Т.