Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Основным признаком толпы не является: Признаки толпы

6.2. Психология толпы

Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы), К ним относятся следующие:

  • стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

  • общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

  • массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),

  • политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),

  • места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.

Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.

6.2.1. Основные признаки толпы

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

  • многочисленность — как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;

  • высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;

  • эмоциональная возбужденность— типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;

  • неорганизованность (стихийность) — эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;

  • неустойчивость цели— наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как еецельность—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставнымии т. п. (поэтому когда говорится обесцельноститолпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).

Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).

6.2.2. Виды толп

Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют, а каким нет, или какие новые специфические признаки у них появляются.

По уровню (или степени) своей активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивные(спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения.

В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например: встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала и г. п.), либо хаотично к относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например: плотно скопившиеся люди рассматривают на какой-то плошали исторические и культурные памятники или отдельные так называемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами и т. д.)

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная зараженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д.

При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующиетолпы, т.

е. активные и внутренне, и внешне.

В агрессивнойтолпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает.

Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др. Чтобы толпа перешла из состояния просто активного в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающи и общее возмущение, негодование.

И все же главная особенность агрессивной толпы — это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных (футбольных, хоккейных и пр.) болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям во дворцах спорта, на стадионах, улицах.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.

У них много общих характеристик:

  • сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;

  • низкий уровень осознания своих действий;

  • некритичное отношение по отношению к обстановке и т. д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т.п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т.п.). Однако между ними есть и различия.

Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит намеханические, автоматическисовершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.

Спасающиесятолпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легкодоступными в результате каких-то стихийных бедствий, например: брошенные дома, полуразрушенные магазины и склады при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техногенных катастрофах и т. п.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни.

Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости о г этого приобретать или утрачивать признаки толпы, например: различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе и т. п.

Жизненная практика показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем, легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой — могут вызвать, не желая этого, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами люден целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

Помощь с дистанционным обучением: тесты, экзамены, сессия


Скачать 0,7 Mb.

страница1/326
Дата28.02.2021
Размер0,7 Mb.
#100431
ТипТесты

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   326

Работа выполнена авторами сайта ДЦО.

РФ

Помощь с дистанционным обучением:
тесты, экзамены, сессия.

Почта для заявок: INFO@ДЦО.РФ


ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в профессию


  1. Особенности психологического знания и определяемые ими требования к психологу-профессионалу. Беглое рассмотрение структуры психологического знания позволяет не только собственно систематизировать его, но и сделать ряд выводов относительно его характера и строения. В структуре этого знания можно выделить компоненты, являющиеся стандартными составляющими любого научного знания и служащие «каркасом» системы познания в любой науке. Вместе с тем в психологии и строение этого каркаса, и некоторые его элементы обладают определенной спецификой. Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны. Психологическое знание достаточно бессистемно. Выстроить какую-либо единую «пирамиду» этого знания не представляется возможным.
    В принципе, можно построить несколько таких «пирамид» — на идейно-методологических основаниях бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа и др., каждая из которых будет стоять особняком. Но любая из подобных «локальных пирамид», скорее всего, окажется очень неустойчивой, ибо даже знание, накопленное в рамках одной идейно-методологической ориентации, трудно уложить в единую систему. А некоторые элементы психологического знания, например инструментальные технологии, могут вообще остаться за пределами таких конструкций. Психологическое знание релятивно, причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности. Во- первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. Во-вторых, оно неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микро-) среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. В-третьих, психологическое знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта. Все вышесказанное не означает, что психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук. Психологическое знание — это тоже Знание (да простит читатель такую тавтологию), но, во-первых, знание плохо организованное, во-вторых, знание «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. В то же время неорганизованность, релятивность и бессистемность психологического знания не следует абсолютизировать.

На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами. Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу. В общем виде можно составить следующую профессиограмму (перечень качеств необходимых специалисту в данной области для продуктивной работы и оптимальных результатов, а значит, и для формирования профессионализма), включающую в себя качества, которыми, по мнению большинства людей, должен обладать психолог: Внимательность, стремление понять позицию других, Дружелюбие, общительность Способность стать лидером, Вежливость, обходительность, Руководство здравым смыслом, следование предписаниям, Жизнерадостность, Терпеливость, упорство, Большое чувство ответственности, Способность выполнять работу, полную разнообразия, Энтузиазм в трудовой деятельности, Тщательность действий, Схватывание новых идей, самостоятельность суждений, Аккуратность и последовательность в работе, Способность к планированию своего будущего, Способность к устным высказываниям, Хорошая память, Способность обучать других, Умение заботиться о больных, Умение заботиться о посторонних.
  1. Каталог: wp-content -> uploads -> 2019
    2019 -> Примерная основная образовательная программа основного общего образования
    2019 -> Прохождение педагогическими работниками обучения повышения квалификации (стажировки)
    2019 -> Пояснительная записка как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить
    2019 -> О методических рекомендациях
    2019 -> Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области
    2019 -> Сны у коллинских ворот
    2019 -> «Стрелок» на 2019 — 2022 годы


    Скачать 0,7 Mb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   326


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

7 основных характеристик поведения толпы

Автор статьи:

РЕКЛАМА:

Вот семь основных характеристик поведения толпы: 1. Анонимность 2. Внушаемость 3. Заразительность 4. Эмоциональность 5. Слабая структура 6. Непредсказуемость 7. Безличность!

Каждая толпа представляет собой уникальное кратковременное явление. У него нет прошлого, а значит, нет ни чувств, ни традиций, ни будущего. У него есть начало, период развития и организации и этап упадка и распада.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Из-за своей уникальности трудно делать общие выводы о природе толпы.

Поскольку она сильно различается, социологи все же пытались выделить следующие общие характеристики поведения толпы:

1. Анонимность:

Толпы анонимны, потому что они большие и временные. Обычно члены толпы ведут себя так, как будто не знают друг друга. Анонимность коллектива дает каждому человеку в толпе ощущение непобедимой силы, которая позволяет ему поддаться инстинкту.

Во время беспорядков эта характеристика анонимности членов толпы облегчает людям возможность грабить, убивать и воровать. В толпе линчевателей жестокие и жестокие действия могут совершаться без чувства стыда и ответственности.

2. Внушаемость:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Участники толпы становятся очень внушаемыми, как если бы они были загипнотизированы. Люди становятся очень отзывчивыми на предложения других, особенно лидера толпы, и поэтому их поведение часто становится непредсказуемым. Склонность отдельных лиц идти вместе с толпой резко усиливается.

3. Заражение:

Зараза распространяется по толпе, как вирус, передающийся от одного человека к другому. Тернер (1978) определяет этот аспект поведения толпы как «интерактивное усиление». По мере взаимодействия людей реакция участников толпы на общее событие или ситуацию становится все более интенсивной. Если некоторые люди в толпе начнут бросать камни в полицию или кого-то еще, их поведение, скорее всего, побудит других сделать то же самое.

4. Эмоциональность:

Поведение в толпе эмоционально и по большей части импульсивно. Участники толпы становятся очень эмоциональными. Анонимность, внушаемость и заразительность, как правило, вызывают эмоции. В ситуации толпы запреты забываются, и люди становятся «заряженными» на действие. Члены толпы не знают, что они делают. Невозможно предсказать, что он может сделать в любой момент.

5. Слабоструктурированные:

Хотя толпа и является неорганизованной группой, она не лишена структуры. Индивидуумы собираются вместе не намеренно, но бывает, что есть какой-то объект внимания, который привлекает каждого индивидуума. Этот фокус внимания в дальнейшем помогает в появлении какой-то структуры.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Даже во время беспорядков участники подчиняются определенным социальным нормам и демонстрируют определенные модели поведения. Когда люди говорят: «Давайте отвезем раненого в больницу и сообщим его людям дома», толпа превращается в организованную группу.

6. Непредсказуемый:

Очень сложно предсказать поведение людей, особенно в действующей толпе. Толпа в действии может быть ужасной вещью. В таких толпах поведение членов наиболее близко к стаям и стадам низших животных. Некритичное действие члена толпы на внушения как таковое делает его поведение совершенно непредсказуемым.

7. Безличность:

В толпе практически отсутствует ощущение индивидуальности. Люди не ведут себя как отдельные члены. Индивид теряет свои личные ограничения и чувство личной ответственности. Подытоживая идею толпы, можно сказать, что толпа — это временное группирование.

В нем нет ни правил, ни традиций, ни формального контроля, и поэтому он неструктурирован. Поведение толпы, как правило, иррационально и безудержно, оно спонтанно и совершенно непредсказуемо и не имеет установленных моделей, которым участники должны следовать.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Вышеуказанные характеристики можно увидеть в любой толпе, но их интенсивность может быть разной. Некоторые толпы допускают большую анонимность (из-за большого размера), чем другие, некоторые имеют более высокий уровень внушаемости, заразительности и организованности, и все же одна или несколько из вышеперечисленных характеристик могут вообще не проявляться. Сочетание упомянутых выше характеристик делает поведение чрезвычайно изменчивым, а иногда и пугающим.

Поведение

5 наиболее важных теорий поведения толпы

Публика: значение, природа и характеристики

Толпа | Общие характеристики | Примечания к чтению

С психологической точки зрения, группы людей недостаточно, чтобы создать толпу, но она должна иметь определенные характеристики. В частности, люди в толпе перестают мыслить и действовать как личности, а становятся частью объединенной группы. Они отказываются от своей идентичности и индивидуальных мотивов и становятся послушными членами стада, чьей основной мотивацией в данный момент является поддержка или подражание мотивам других членов стада, не считая себя личностями.

Размер толпы бывает разным: она может состоять из полудюжины человек (банда) или целой нации (на первый взгляд). Толпа может существовать как толпа в течение короткого или длительного периода времени, и может даже рассеяться и преобразоваться. Он может состоять из меньших толп, которые объединяются и разъединяются по своей конкретной цели.

Толпа чаще всего собирается случайно, хотя бывают случаи, когда толпа может быть собрана — люди целенаправленно идут, чтобы присоединиться к толпе, или люди призывают других присоединиться к толпе. Толпа может быть собрана для «героических или преступных» целей, но не всегда преследует цель, ради которой она была собрана. Толпа принимает решения и руководит своим поведением, а намерения любого организатора второстепенны.

(RU: Эта проблема существует в психологии толпы здесь и в других местах. Я видел различие, проводимое между «толпой» и «организацией», чтобы отличить толпу, имеющую четкую цель и структуру, от толпы, у которой нет.)

В любом городе вы можете ходить по улицам с десятками, сотнями или тысячами людей, каждый из которых движется к своему месту назначения и в значительной степени не замечает других, за исключением движущихся объектов в своем окружении, следуя различным соглашениям, чтобы не толкать друг друга или мешать друг другу. Это не толпа, а просто масса людей без общей цели.

Ле Бон кратко упоминает, что существуют разные виды толп, и обещает рассмотреть их классификацию в книге в измененном виде, предлагая вместо этого рассмотреть их в общих чертах в первых главах и исследовать различия между их видами в последующих главах.

Толпы, как и люди, очень своеобразны, и даже определенная толпа может изменить свои характеристики. Более того, характер толпы может быть совершенно иным, чем характер людей, ее составляющих. Часто наблюдается, что участниками бунта являются безобидные люди, которые в нормальных условиях являются вполне послушными и законопослушными гражданами.

Это несоответствие между группой и отдельными людьми, которые ее составляют, является общей характеристикой толпы. Представление о том, что толпа — это «средний удар между ее элементами», совершенно ошибочно — точно так же, как в химии комбинация элементов приводит к соединению, обладающему свойствами, совершенно отличными от составляющих его элементов.

Психологически толпа не является продуктом сознательного разума. Те, кто находится в толпе, действуют не потому, что они руководствуются разумом и логикой — они просто реагируют друг на друга в очень инстинктивной и животной манере. Можно заметить, что толпа людей ведет себя немного иначе, чем один из низших приматов.

Можно даже заметить, что в толпе индивидуальные различия приглушаются. Ученый профессор и простой рабочий ведут себя почти одинаково, когда их вместе загоняет в толпу. Это не столько коллективный разум, сколько все умы, сведенные к наинизшему общему знаменателю человеческого поведения.

Именно этот факт является причиной того, что ни одна толпа никогда не совершала действий, требующих высокого уровня интеллекта. Толпа — это скопление глупости и эмоций. (RU: То же самое часто наблюдается в отношении таких групп, как комитеты и рабочие группы. Термин «групповое мышление» был придуман для описания явления, с помощью которого группа разумных людей может принять менее разумное решение, чем любой из них мог бы принять на свои)

Опрометчивость и самоуверенность — важный фактор. Зрелый и опытный человек склонен сомневаться в своих рассуждениях, что приводит к его нежеланию. Но в толпе большое количество людей, которые кажутся согласными, подкрепляют полоумные идеи друг друга, и от одного их количества возникает ощущение непобедимой силы, которая дает им смелость действовать. Толпа никогда не задается вопросом, хороша ли идея — того, что она популярна, достаточно, чтобы побудить ее действовать в соответствии с ней.

Заражение — еще одна характеристика толпы, которую не так-то просто объяснить. Некоторые голоса в толпе игнорируются, но другие дико разносятся, а остальные следуют за ними в гипнотической манере. Для отдельного человека идея принимается или предложение следует потому, что оно имеет смысл, тогда как в толпе разум играет незначительную роль, и не совсем ясно, что заставляет повторять утверждение до такой степени, что все его повторяют. .

(RU: Опираясь на современную психологию, предполагается, что люди более уверенно следуют идеям других, чем предлагают свои собственные. В случае противоречия меньше риска для эго — вина ложится на человека, который высказал это первым , а не тот, кто это повторил. А в толпе может быть невозможно узнать, откуда что-то возникло.)

Он идет дальше, рассматривая сходство между психологией толпы и гипнозом: люди говорят и действуют, не думая, следуя примеру других, не задумываясь о цели или даже прозорливости своих действий. Как только человек отдается на волю толпы, он уже не действует в состоянии полного сознания. Это своего рода конформизм, при котором один человек делает то, что делают другие, просто потому, что так делают другие.

В самом буквальном смысле человек в толпе «уже не сам, а стал автоматом, который перестал руководствоваться собственной волей». Он может быть цивилизованным человеком, но становится как варвар, действующий инстинктивно со спонтанностью, бесстрашием и свирепостью.

Мы видим то же самое даже в организованных толпах, которые, как предполагается, имеют цель, и которые якобы собираются для того, чтобы разум многих людей мог быть применен к проблеме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *