СодержаниеВведение……………………………………………………………………..31. Характеристика психологического метода наблюдения……………….42. Особенности научного наблюдения……………………………………..7 3. Виды наблюдения………………………………………………………..12Заключение………………………………………………………………….14Литература…………………………………………………………………..15Введение Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов. Наблюдение — старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или не известны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. В нашей стране (в 20-е гг. XX в.) наблюдение широко использовалось в работах М. Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания умения проводить наблюдения у педагогов-психологов. По мнению Б. М. Теплова, методика психологических наблюдений М. Я. Басова была единственной в мировой литературе научной разработкой этого метода. Эта оценка до сих пор остается справедливой. Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. 1. Характеристика психологического метода наблюдения Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется «универсальностью», то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости «поле охвата» изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе используется термин » техники наблюдения» как синоним приведенного здесь понимания методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный). Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. М. Я. Басов проводит резкую грань между обычными наблюдениями педагога за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к разряду научных. По его мнению, в первом случае педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а потому нередко поверхностны. Владея же научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется:
Другими словами, наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений . Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода цель М. Я. Басов называет вообще наблюдать, наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы. Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. При исследующем наблюдении способ записи существенно отличается от рассмотренного выше. Если в поисковом наблюдении список признаков, единиц поведения открыт и туда могут добавляться все новые и новые признаки, то в исследующем наблюдении часто уже заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя. Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего несколько разных единиц наблюдения относятся к одной категории.В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения является запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения, математические знаки и сочетания двух последних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы. Здесь уже не предусматривается содержательного описания единиц поведения, а сразу эти единицы подводятся под ту или иную категорию и фиксируются в протоколе наблюдения. При наблюдении можно пользоваться как качественным описанием событий, так и количественным. Анализ результатов также может быть качественным и количественным. Для того чтобы в какой-то мере уменьшить субъективизм наблюдателя при описании и обработке результатов, широко используется психологическое шкалирование. Оно направлено на оценку степени выраженности наблюдаемых признаков. Шкалирование осуществляется в основном с помощью балльных оценок. Степень выраженности признака растет пропорционально количеству баллов в шкале. Обычно используются 3-10-балльные шкалы. Такие шкалы называются числовыми. Применяется и графическая форма шкалы, при которой оценка выражается величиной части отрезка прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы. 3. Виды наблюдений Систематическое наблюдение в отличие от случайного характеризуется прежде всего регулярностью проведения наблюдений в течение всего периода исследования. Временные промежутки между отдельными наблюдениями определяются природой изучаемого предмета, внешними условиями,определяющими сроки финансирования, и могут меняться в широких пределах. В литературе, особенно иноязычной, термин «систематическое» часто употребляется в значении «систематизированное», определение которого введено в этом текоте ранее. Вырезано. Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно. ЗаключениеВ заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается: не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом; не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации; стараться быть беспристрастным; Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми. Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в — рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные. Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается. Литература
Каталог: upload Скачать 58.5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Метод наблюдения в социологических исследованиях
Метод наблюдения в социологических исследованиях
Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.
Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.
Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность. Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.
Кроме того, отмечают еще ряд специфических особенностей наблюдения. По мнению авторов «Рабочей книги социолога», таких особенностей три. Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Эта специфика заключается в том, что познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией.
Вторая особенность наблюдения в социологии выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения.
Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.
В процессе применения метода наблюдения социолог сталкивается с рядом трудностей. В первую очередь, это трудности субъективного характера. Дело в том, что наблюдатель может истолковывать наблюдаемые явления и процессы через призму своих взглядов. Среди объективных трудностей необходимо выделить, во-первых, то, что не все социальные факты поддаются научному наблюдению, и, во-вторых, ограниченность всех наблюдаемых фактов во времени.
Практика социологических исследований показывает, что чаще всего наблюдение выступает как вспомогательный метод сбора социологической информации. Это обусловлено тем, что наблюдение применяется тогда, когда необходимо углубить знания о проблеме исследования, когда другими методами собрать информацию достаточно полно невозможно.
Как уже отмечалось выше, характерными чертами научного наблюдения является его целенаправленность и планомерность, что предопределяет необходимость наличия программы наблюдения. Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:
1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.
2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.
3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.
4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.
5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.
Виды наблюдения
Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.
По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.
По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. Включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности, например, занимается физическими упражнениями в наблюдаемой физкультурно-оздоровительной группе. Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны, например, за индивидуальными занятиями с трибуны стадиона.
По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.
В сфере физической культуры в первом случае примером могут быть занятия по месту жительства на дворовой площадке. В другом – занятия в специально оборудованном спортивном зале.
По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений – регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени (на период тренировочного цикла определяется эффективность атакующих действий команды, например, в футболе). При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.
Наблюдение – один из интереснейших методов сбора первичной социологической информации. Его важнейшее преимущество – непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимых на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы.
Преимущества и недостатки метода наблюдения
следующий → ← предыдущая Самый популярный метод сбора данных о многочисленных объектах вокруг нас — это наблюдение и исследование окружающей среды. Вещи разнообразные процессы также должны наблюдаться и контролироваться. Таким образом, наблюдение является основным подходом к сбору информации о чем-либо. Исследователи иногда используют наблюдение для своих различных исследовательских проектов в научной манере, хотя важно помнить, что не все наблюдения являются научными. Что такое метод наблюдения?Мы всегда замечаем и наблюдаем за событиями вокруг нас в нашей повседневной жизни. Такое наблюдение часто приводит к выбору. Например, когда мы идем по улице, мы видим машины и людей, движущихся в разных направлениях. Основываясь на этих выводах, мы могли решить, переходить ли улицу. Мы можем действовать, следуя такому решению. Во время вождения мы также следим за тем, горит зеленый свет или нет, а также за дорожными условиями, другими движущимися транспортными средствами, пешеходами или велосипедистами и т. д., и мы ведем машину соответственно, чтобы предотвратить несчастные случаи, когда кто-то внезапно прыгает перед движущимся транспортным средством. Активный сбор информации из первоисточника называется наблюдением . Наблюдение за живыми существами использует органы чувств. Наблюдение в науке также может относиться к интерпретации и записи данных с использованием научных инструментов. Этот термин может также применяться к любым данным, собранным в ходе научной деятельности. Наблюдения могут быть качественными, что означает, что отмечается только отсутствие или наличие свойства, или количественными, что означает, что наблюдаемому явлению присваивается числовое значение путем его подсчета или измерения. Качественное наблюдение — это метод сбора данных путем наблюдения за субъектами в естественных условиях, после чего данные анализируются. Основой для наблюдения является отношение и убеждения субъекта, поведенческие модели, психологический склад и другие факторы. Подход наблюдения предполагает внимание, ощущение, документирование и наблюдение за действиями, отношениями и чертами вещей, явлений или живых существ. Исследователи используют эту технику, чтобы понять поведение и личность субъекта. С другой стороны, научное наблюдение должно быть систематическим, преднамеренным и определенным, чтобы дать описание, установить отношения между событиями, выявить причины этих отношений и проверить гипотезы. Исследователь может использовать наблюдательный подход для документирования поведения младших школьников. Если дети чувствуют себя в безопасности, делясь своими обеденными коробками в таком раннем возрасте, исследование будет полезным для исследователя. В этом случае исследователь может беспристрастно наблюдать и фиксировать информацию. Поскольку это требует полного согласия участника исследования, подход к сбору данных наблюдения связан с несколькими этическими проблемами. Типы методов наблюдения
Обычно проводятся в лаборатории психологии, контролируемых наблюдений являются систематическими наблюдениями. Многие переменные находятся под контролем исследователя, включая участников, место наблюдения, время исследования, контекст, в котором оно проводилось, и многое другое. Исследователь будет часто разрабатывать коды для представления различных моделей поведения на протяжении всего исследования. Затем они могут классифицировать поведение по нескольким категориям и легче исследовать данные, чем создавать исчерпывающий отчет.
Другой формой метода исследования наблюдения, используемого исследователями рынка, является натуралистическое наблюдение . Исследователи рынка изучают действия участников в естественной обстановке, проводя такого рода наблюдения. Как правило, не существует установленных поведенческих норм. Вместо этого исследователь будет делать подробные записи и кодировать информацию позже. В некоторых научных дисциплинах, включая антропологию, лингвистику, социальные науки и психологию, натуралистическое наблюдение, также известное как полевая работа, представляет собой методологию исследования, при которой данные собираются без вмешательства наблюдателя в том виде, в каком они происходят в природе.
Включенное наблюдение — последний вид техники наблюдения. Поскольку за участниками будут наблюдать в их естественной среде, это наблюдение натуралистично. Отличие состоит в том, что исследователи рынка будут заискивать перед окружением. Одной из форм техники сбора данных, используемой учеными-практиками в качественных исследованиях и этнографии, является включенное наблюдение. С определенной группой людей и их традициями необходимо близко и близко познакомиться посредством интенсивного взаимодействия с людьми в их культурном контексте, как правило, в течение длительного периода времени. Преимущества метода наблюденияДля сбора данных в исследованиях международного рынка используется наблюдение. Он превратился в самую сложную современную исследовательскую методологию. Преимущества метода наблюдения включают следующее:
Самый популярный и простой способ получения данных — это, несомненно, наблюдение. Это требует лишь небольшой технической экспертизы. Хотя научное контролируемое наблюдение требует от исследователя определенных технических знаний, оно все же проще, чем другие подходы. В своей повседневной жизни каждый на этой планете становится свидетелем самых разных вещей. Человек может стать совершенным в наблюдении за своим окружением с небольшой практикой.
Одним из ключевых источников выдвижения гипотез является наблюдение. Исследователь может хорошо познакомиться с явлением, которое он регулярно наблюдает. Он узнал об их обычаях, предпочтениях, проблемах, представлениях, различных занятиях и многом другом. Все это помогает ему в разработке гипотезы о них. Поэтому быть хорошим наблюдателем необходимо любому исследователю.
Данные, полученные путем наблюдения, часто более точны, чем данные, полученные с помощью интервью или анкетирования. Исследователь должен опираться на информацию, предоставленную респондентами, при использовании альтернативных методов, таких как интервью или анкетирование. Таким образом, это косвенные подходы, и следователю нужна помощь в проверке достоверности предоставленной им информации. Однако при наблюдении наблюдатель может сразу же убедиться в правоте наблюдателя. Он может использовать различные инструменты для проверки согласованности их поведения.
Будь то научные или общественные науки, во всех них обычно используется наблюдение. В связи с этим его применение более широкое. Этому довольно просто следовать и принять в качестве регулярной практики.
Единственным вариантом при работе с животными является наблюдение. Наблюдение может иметь дело с такими явлениями, как младенцы или животные, которые не могут вербально выразить свои чувства или действия, не говоря уже о том, чтобы дать вербальную информацию о своем поведении. При исследовании младенцев наблюдение необходимо, потому что они не могут общаться или понимать вопросы исследователя. Наблюдение будет единственной полезной техникой для тех, кто не слышит, имеет серьезные аномалии или сумасшедший, отказывается сотрудничать, слишком застенчив или не говорит на языке исследователя.
Наблюдение не зависит от желания людей предоставить различную информацию о себе. Часто некоторые люди чувствуют себя неловко, говоря о себе с посторонним. Некоторым людям нужно больше времени или опыта, чтобы предоставить исследователю важную информацию. Хотя наблюдение не всегда может решить эти вопросы, тем не менее оно требует менее активного сотрудничества и готовности к ответу. Всегда можно наблюдать за кем-то, не осознавая этого.
Основное преимущество наблюдения в том, что оно простое. Наблюдателю не нужно расспрашивать субъектов об их действиях и отчетах других. Данные могут быть собраны, как это происходит. Им нужно только наблюдать за тем, как люди ведут себя и говорят. Наблюдатель наблюдает за событиями по мере их возникновения, в то время как респонденты опроса могут иметь смутные или устарелые воспоминания о том, что произошло в далеком прошлом.
Каждая информация должна начинаться с опыта или впечатления. Всегда нужно пытаться проводить прямое наблюдение, потому что это самый надежный метод. Его можно использовать как научный инструмент с использованием современных механических и электронных технологий, от самых неформальных до самых формальных. Он удовлетворяет требованиям конкретных обстоятельств. Данные, собранные посредством наблюдения, будут наиболее достоверными из всех собранных данных.
Наблюдение — единственный подходящий метод для несговорчивых людей, которые не решаются поделиться информацией о своем поведении. Информация, которую клиенты не могут или не хотят раскрывать, может быть получена путем наблюдения. Для исследования маленьких детей, неспособных понять наши вопросы или ясно выразить свои мысли, необходимо наблюдение. Недостатки метода наблюденияЕсть некоторые ограничения на наблюдение. Наблюдение обычно стоит слишком много денег и занимает слишком много времени. Точно спланированные лабораторные эксперименты выполнить просто.
Наблюдатель должен четко понимать поведение клиентов. Они должны быть свободны от предвзятости и иметь надежную систему отсчета. Некомпетентность наблюдателя может поставить под угрозу достоверность и надежность наблюдения.
Эти проблемы возникают из-за неопределенности события. Многочисленные общественные мероприятия имеют весьма неоднозначный характер. Определение их времени и местоположения является сложной задачей для исследователя. Инцидент может произойти без присутствия наблюдателя. С другой стороны, этого может не произойти, даже если наблюдатель всегда присутствует. Например, никогда нельзя быть уверенным, что два человека или группы будут спорить или драться. Точная дата мероприятия еще уточняется.
Большинство социальных явлений концептуальны. Например, чувства любви, привязанности и эмоций родителей к своим детям невидимы для наших органов чувств и не могут быть измерены с помощью методов наблюдения. Чтобы изучить эти явления, исследователь может использовать дополнительные методы, такие как тематические исследования, интервью и т. д.
Наблюдатель часто предпочитает сосредоточиться на том, что он хочет увидеть. У людей могут быть разные точки зрения на происходящее, даже если они находятся в одинаковых условиях. Особенности, о которых сообщают разные свидетели, ставшие свидетелями одного и того же инцидента, зависят от их сильных личных интересов, эмоций, мотивов и т. д. Чтобы построить свое наблюдение, наблюдатель должен полагаться на свою память. В таких обстоятельствах он должен немедленно отметить свое наблюдение. Таким образом, неправильная документация сводит на нет основную цель наблюдения.
Быть наблюдаемым мешает самому себе. Сам акт наблюдения несет в себе риск искажения явления. Он вносит смещение, непостижимое с точки зрения его направления и величины. Избавиться от этого искажения сложно. Но можно уменьшить на 9.0006 правильный выбор и размещение наблюдателей правильный выбор наблюдателей и их местонахождение, скрытая запись и другие усилия по доказательству нейтральности наблюдателей.
По данным П.В. Юнга, не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты во время наблюдения для проверки точности явления. Обобщения, сделанные с использованием подхода наблюдения, не очень заслуживают доверия, потому что социальные явления нельзя контролировать или подвергать лабораторным экспериментам. Опять же, сделать осмысленные выводы из наблюдения сложно из-за относительной природы социальных явлений и собственных предубеждений наблюдателя.
Наблюдение требует повышенного уровня технических навыков. Никогда нельзя быть уверенным, что они видят именно то, что, по их мнению, они видят. Одно и то же явление может быть воспринято двумя людьми по-разному. Сценарий может предложить что-то важное и полезное одному человеку, но ничего не предложить другому. Только наблюдатели, обладающие необходимыми техническими знаниями, могут проводить научные наблюдения.
Зритель может иметь свои моральные нормы или определенные предубеждения по поводу происшествия, что делает социологическое исследование объективным.
П.В. Янг прав, когда говорит, что достоверные наблюдения нельзя ускорить и что одно лишь наблюдение не может позволить нам быстро завершить наше исследование. Иногда это может сделать наблюдателя и наблюдаемое менее заинтересованными в продолжении процедуры наблюдения.
Это дорого стоит, занимает много времени и требует много работы. Путешествие, проживание в месте явления и покупка дорогостоящего оборудования — все это необходимо для наблюдения. В результате он считается одним из самых дорогих способов сбора данных.
Полные ответы «не могут быть получены одним наблюдением», согласно П.В. Молодой. В результате несколько человек рекомендовали, чтобы наблюдение было подкреплено дополнительными методами.
Проверка достоверности наблюдения может быть сложной задачей. Многие наблюдаемые явления трудно определить достаточно точно, чтобы можно было сделать полезные обобщения. Валидность и надежность наблюдения, возможно, потребуется улучшить за счет некомпетентности наблюдателя. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков метода наблюдения
Следующая темаПреимущества и недостатки онлайн-платежей ← предыдущая следующий → |
Наблюдение – характеристики, типы, преимущества и недостатки
НаблюдениеСодержание
Наблюдения способствовали некоторым из наиболее значительных научных открытий в истории человечества. В книге «Происхождение видов» Чарльз Дарвин описывает свою теорию эволюции, основанную на наблюдениях за животными и морской жизнью на Галапагосских островах. В качестве основного метода исследования наблюдение используется социологами, естествоиспытателями, инженерами, учеными-компьютерщиками, исследователями в области образования и многими другими. В зависимости от исследуемого предмета можно проводить различные типы наблюдений.
Чтобы определить, какие улучшения необходимо сделать, можно наблюдать за движением транспорта или парковкой на территории кампуса. Человек может наблюдать за облаками, растениями или другими природными явлениями, правда, в последнем случае, возможно, придется спрашивать разрешения, чтобы не нарушать чью-либо личную жизнь. Наблюдение может быть определено как «акт наблюдения за конкретной ситуацией и запись соответствующих событий». В контролируемых и неконтролируемых ситуациях он измеряет открытое поведение человека.
Виды наблюденияНаблюдение может быть следующих видов:
1) Включенное наблюдение:или менее один из членов группы и участвует в некоторых деятельности группы. Наблюдатели могут играть несколько ролей, участвуя в наблюдении, например, быть посетителем, внимательным слушателем, нетерпеливым учеником или участником-наблюдателем.
Часто задаваемые вопросы,
Что из следующего может быть преимуществом исследования с включенным наблюдением? A) Исследователь в значительной степени контролирует условия исследования. |
Сторонний наблюдатель наблюдает с позиции, при которой его/ее присутствие не замечают участники. Он / она может внимательно наблюдать за отдельными лицами и группами на основе их поведения или характеристик. Наблюдатель может видеть объект через односторонний экран, но не может видеть объект. Другие категории наблюдения включают:
a) Естественное наблюдение: Естественное наблюдение включает наблюдение за поведением наблюдаемого в нормальных условиях без каких-либо попыток изменить поведение наблюдаемого. Естественное наблюдение может быть использовано для улучшения сбора информации.
Часто задаваемые вопросы,
Что из следующего не является наблюдением или выводом, на котором основан естественный отбор? A) Среди особей существует наследственная изменчивость |
b) Субъективное и объективное наблюдение: Каждое наблюдение состоит из двух основных компонентов: субъекта и объекта. Субъект — это тот, кто наблюдает за деятельностью, тогда как объект — это то, что наблюдается. Термин «субъективное наблюдение» относится к наблюдениям, сделанным человеком в рамках его непосредственного опыта, тогда как «объективное наблюдение» описывает наблюдения, сделанные отдельной сущностью, независимо от наблюдаемого объекта. Ретроспекция — еще один термин для объективного наблюдения.
c) Прямое и косвенное наблюдение: Используя прямой метод наблюдения, можно увидеть, как наблюдатель физически присутствует, в какой ситуации он/она находится, а затем наблюдать, что происходит. Косвенные методы наблюдения предполагают изучение механических или электронных методов записи. По сравнению с косвенными методами прямое наблюдение относительно просто.
d) Структурированное и неструктурированное наблюдение: Структурированное наблюдение следует плану и включает в себя конкретные сведения о единицах, подлежащих наблюдению, и о данных, которые должны быть зарегистрированы. Наблюдения, которые будут сделаны, и различные аспекты, которые будут отмечены или записаны, определяются заранее. В таких наблюдениях используются специальные инструменты для сбора структурированных данных для сбора данных. С другой стороны, неструктурированное наблюдение диаметрально противоположно структурированному наблюдению. Наблюдатель может записать в таких наблюдениях то, что он/она считает правильным и противоречащим его точке зрения. Исследовательское исследование хорошо подходит для этого типа наблюдательного подхода.
e) Контролируемое и неконтролируемое наблюдение: В контролируемых наблюдениях для воздействия на наблюдение используются некоторые внешние силы. Контролируемые наблюдения редко улучшают точность результатов исследования. Эффективность этих наблюдений во многом будет зависеть от того, используются ли они совместно с механическими синхронизирующими устройствами, кинозаписью и т.п. Неконтролируемые наблюдения производятся в естественной среде и не подвержены влиянию внешних сил, в отличие от контролируемых наблюдений.
Методы записи наблюденияИсследователи могут использовать различные методы для изучения и документирования поведения субъекта. Методы сбора данных точны, но они могут иметь разное применение. Некоторые методы облегчают подробное описание поведения, в то время как другие позволяют быстро фиксировать поведение с минимальным описанием.
а) Анекдотические записи: Анекдотические записи — это наблюдения, записанные в блокноте. Из этих предложений следует, что субъект чем-то занят в определенное время. Анекдотические записи создаются только тогда, когда регистрируются наблюдаемые и исчисляемые поведения.
b) Описательное описание: Описательное описание — это формальный метод наблюдения за поведением, также называемый записью образца или записью бегущего поведения. Согласно этой методике, необходимо непрерывно и как можно точнее записывать, например, когда человек один или когда он взаимодействует с кем-то еще. Используя ту же методологию, что и анекдотические записи, его документация была определенно более тщательной. Исследователь изучает контекст, модели поведения и порядок их появления. Этот метод направлен на получение объективного описания поведения субъекта, свободного от предположений, анализа или оценок.
c) Контрольные списки: Контрольный список обычно представляет собой стандартную форму, в которой перечислены конкретные навыки или модели поведения на основе стандартов или специально составлены исследователем для конкретного исследования.
d) Интервьюирование: В этом методе исследователи выявляют чувства и убеждения испытуемых, которые нельзя обнаружить с помощью простого наблюдения. В процессе интервью все, что говорит испытуемый, должно быть записано именно так, как оно есть. Интервьюер не должен каким-либо образом редактировать индекс интервью.
e) Выборка времени: Этот метод отличается от других двумя способами: он отслеживает и записывает несколько тщательно отобранных образцов поведения субъекта, и делает это только в течение заранее оговоренных периодов времени. В течение указанного периода модели поведения наблюдаются и записываются. Таким образом можно собрать репрезентативные примеры поведения.
f) Подсчет частоты: Исследователям может быть интереснее изучить частоту события или тенденции, например, сколько раз человек начинает разговор с коллегой или как часто потребитель покупает определенный продукт. Исследователь должен отслеживать частоту и продолжительность определенного поведения, чтобы получить эту информацию. Обычно это достигается путем простой отметки события на диаграмме каждый раз, когда возникает поведение.
g) Выборка событий: Используя эту технику, вы будете наблюдать за определенным поведением или событиями в поведении субъекта. Но частота записи или продолжительность записи не учитываются.
Преимущества наблюденияПреимущества наблюдения следующие:
- Совместное наблюдение позволяет наблюдателю участвовать в группе, предоставляя ему доступ к огромному количеству информации.
- В результате наблюдения наблюдателя предоставляется контекст для поведения, демонстрируемого в группе, который намного превосходит информацию, полученную с помощью вопросника и интервью.
- Наблюдая за группой, человек получает представление о том, что члены на самом деле делают, а не о том, что они говорят, что считается более достоверной информацией о поведении членов группы.
- Включенное наблюдение, метод наблюдения, используемый этнографами, требует много времени. Таким образом, исследователь может выявить различные и глубоко укоренившиеся аспекты, связанные с вопросом исследования.
- Наблюдение является гораздо более гибким, чем другие методы сбора данных, потому что оно не основано на заранее заданных вопросах.
- Обладание большей непредубежденностью дает исследователю свободу. Наблюдение имеет следующие недостатки:
- Достоверность наблюдений трудно установить.
- Многие объекты наблюдения не поддаются определению.
- Это связано с проблемой субъективности.
- Наблюдение может переоценить значение аспектов ограниченного значения просто потому, что их легко зафиксировать, они точны и объективны.
- Наблюдатели могут сосредоточиться на разных аспектах ситуации, наблюдая за одним и тем же событием. Наблюдатели не могут контролировать физические обстоятельства.
- Наблюдателям не разрешается наблюдать за определенными ситуациями, и ожидается, что они будут сообщать о точных наблюдениях.
- Классификация событий может оказаться невозможной для всех наблюдаемых событий.
- Процесс наблюдения медленный и трудоемкий.
- Между наблюдателями может не быть особого согласия.
- Данные для наблюдения могут быть слишком большими для обработки.
- Могут возникнуть трудности с поиском компетентных наблюдателей для наблюдения.
- Наблюдение стоит дорого. Это требует больших затрат, связанных с проездом, пребыванием в местах, где происходят события, приобретением сложного оборудования в помощь наблюдателям.