Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм: Отклоняющееся поведение и его типы / Справочник :: Бингоскул

Отклоняющееся поведение личности | Студент-Сервис

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов.

Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

Отклоняющееся поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».

Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом — девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение).

Далее мы будем использовать оба термина — «отклоняющееся», «девиантное» — в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.

Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях.

В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии.

В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии.

В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфически особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека.

Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.

Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер.

В качестве примера можно привести различное, в зависимости от эпохи и страны, отношение к курению.

Следовательно, девиантное поведение — это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения.

Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности — навешивание на нее ярлыка. Например, хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.) формирует девиантную идентичность (самоощущение).

Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья.

В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление «тяжелых» наркотиков.

Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным.

На наш взгляд, не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность.

Несмотря на то что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны.

Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями.

Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм. Перечисленные феномены могут сочетаться. Например, поведение подростков нередко отражает все три тенденции. Подросток, экспериментирующий с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием, не может быть однозначно отнесен к группе девиантов.

Но тот же подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни. Таким образом, отклоняющееся поведение деструктивно по своей сути.

Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

Так, если ребенок семи лет один раз взял без спросу небольшую сумму денег у родителей на сладости, без последующих эксцессов, определение данного поведения как отклоняющегося будет недостаточно корректным.

Напротив, систематическое осознанное воровство денег подростком будет являться одной из форм отклоняющегося поведения. Другой распространенный пример: эпизодическое употребление спиртного в ряде случаев признается вполне допустимым или даже полезным.

Данное правило имеет исключения. Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.

Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.

При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними.

В случае психического расстройства имеет место патологическое поведение психически больного человека. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует первостепенного медицинского вмешательства и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психически больных.

Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия существенно снижается.

В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание — алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь».

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме.

Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности.

Например, форма девиации и степень ее выраженности являются наиболее очевидными характеристиками отклоняющегося поведения личности. Они могут варьировать от вполне безобидных проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности личности.

Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение — как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу.

Возрастные и половые различия девиантного поведения не являются предметом нашего изучения, хотя и учитываются при рассмотрении основных тем. Следует заметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — после 9 лет.

Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9—10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам.

Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Данное определение носит скорее дескриптивный (описательный) характер и прежде всего ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. (Концептуально-объяснительные модели данного явления будут рассмотрены в последующих разделах пособия.)

Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней.

Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов.

Рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков.

Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить.

Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы.

Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение — это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно.

Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.

На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.

Следовательно, на личностно м уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.

Девиантное поведение | Тест по обществознанию (7 класс):

Рабочий лист по обществознанию

1. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.

2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.

3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.

4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.

5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».

 1) правонарушение

 2) отклонение

 3) социальный статус

 4) проступок

 5) мобильность

 6) преступление

         Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

3. Верны ли следующие суждения о девиантном поведении?

А. Девиантное поведение всегда содержит определенный вызов обществу, устоявшейся в нем системе отношений.

Б. Позитивная девиация может быть связана с особой одаренностью, талантом личности, нетривиальностью самореализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример.

1) адаптивного поведения

2) конформистского поведения

3) делинквентного поведения

4) девиантного поведения

5.Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

 2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

 3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

 4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.

 5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.

6. Установите соответствие между видами отклоняющегося поведения и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ                                                              

A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров

Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей

B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника

Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили драку на своём рабочем месте

Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала выступать в местном театре

Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1)Позитивное; 2)Негативное

7. Верны ли следующие суждения о влиянии группы на человека?

 А. Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы.

Б. Отношения, складывающиеся в группе, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верны оба суждения

 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

 А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

 Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верны оба суждения

 4) оба суждения неверны

9.Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

 А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

 Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки противоборствующих сторон.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верны оба суждения

 4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Любая социальная группа — это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.

Б. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верны оба суждения

 4) оба суждения неверны

11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

 А. Моральные нормы обязательно фиксируются в письменных источниках.

 Б. Порядок применения правовых норм отличается от порядка применения норм морали.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верны оба суждения

 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие высказывания о стратификации общества?

 А.  В рамках конкретного исторического этапа социальная стратификация отличается определённой стабильностью.

 Б. Выделяют четыре исторических типа стратификации: рабство, кастовая, сословная, классовая.

 1) верно только А

 2) верно только Б

 3) верны оба суждения

 4) оба суждения неверны

13.Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема социальной стратификации». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной

темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

 

Девиация и контроль | Введение в социологию

Результаты обучения

  • Объяснение девиантности и природы девиантного поведения
  • Различие между видами санкций

Рисунок 1. Являются ли финансовые преступления девиантными? Почему мы считаем их менее опасными, чем другие виды преступлений, хотя они могут затронуть гораздо больше жертв? (Фото: Джастин Ракман/flickr)

Генеральный директор Wells Fargo Джон Стампф был вынужден уйти в отставку после того, как его компания привлекла клиентов к ненужным программам автострахования, а также мошенническим образом создала банковские счета без согласия клиента. Оба эти действия запрещены рядом законов и правил. С более чем миллиона потерпевших были выставлены неправомерные взносы или завышена стоимость страховки; у некоторых снизился кредитный рейтинг, и, по оценкам, у 25 000 человек были незаконно изъяты автомобили. Несмотря на то, что эти действия были признаны преступными, никто из Wells Fargo не был приговорен к тюремному заключению, как это часто бывает в случае финансовых преступлений. Девиантность не всегда связана с наказанием, и представления о ее влиянии сильно различаются.

Что такое девиация? И какова связь между девиантностью и преступностью? По словам социолога Уильяма Грэма Самнера, отклонение является нарушением установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон (1906). Проще говоря, девиантность – это нарушение нормы.

На самом деле, с точки зрения структурного функционализма, одним из положительных вкладов девиантности является то, что она способствует социальным изменениям. Например, во время Движения за гражданские права в США Роза Паркс нарушила социальные нормы, когда отказалась переехать в «черную часть» автобуса, а Литл-Рокская девятка нарушила обычаи сегрегации, чтобы посещать государственную школу Арканзаса.

«Что такое девиантное поведение?» нельзя ответить однозначно. Называется ли действие девиантным или нет, зависит от многих факторов, включая местоположение, аудиторию и человека, совершающего действие. По словам социолога Говарда Беккера, девиантность относительна, и «девиант — это тот, к кому этот ярлык был успешно применен; девиантное поведение — это поведение, которое люди так обозначают» (Беккер, 1963). Прослушивание музыки на телефоне по дороге на урок считается приемлемым поведением. Прослушивание музыки в 14:00. Лекция по социологии считается грубостью и может быть встречена неодобрительным взглядом и/или просьбой убрать телефон. Прослушивание музыки на телефоне во время дачи свидетельских показаний перед судьей может привести к тому, что вы будете обвинены в неуважении к суду и, как следствие, оштрафованы или заключены в тюрьму. В этом примере мы видим, что отдельный актер остается постоянным, в то время как место действия и аудитория меняются, с каждым разом все больше расходясь с установленными нормами.

Поскольку нормы различаются в зависимости от культуры и времени, логично, что представления об отклонениях также меняются. Пятьдесят лет назад в государственных школах США существовал строгий дресс-код, который, среди прочего, часто запрещал женщинам носить брюки на занятиях. Сегодня социально приемлемо для женщин носить брюки, но менее приемлемо для мужчин носить юбки. Во время войны действия, обычно считающиеся предосудительными с моральной точки зрения, такие как лишение жизни другого человека, на самом деле могут быть вознаграждены. Является ли действие девиантным или нет, зависит от реакции общества на это действие.

Почему я вожу катафалк

Когда социолог Тодд Шопфлин столкнулся со своим другом детства Биллом, он был потрясен, увидев, что тот водит катафалк вместо обычной машины. Профессионально подготовленный исследователь, Шёпфлин задавался вопросом, какое влияние вождение катафалка оказало на его друга и какое влияние оно могло оказать на других участников дорожного движения. Будет ли использование такого транспортного средства для повседневных дел большинством людей считать отклонением от нормы?

Рис. 2. Катафалк с номерным знаком «ЛАСТРИД». Как бы вы отнеслись к владельцу этой машины? (Фото предоставлено Брайаном Тойчем/flickr)

Шопфлин взял интервью у Билла, которому сначала было любопытно узнать, почему он водил такую ​​нетрадиционную машину. Билл просто искал надежную зимнюю машину; с ограниченным бюджетом он искал объявления о подержанных автомобилях и наткнулся на катафалк. Машина работала хорошо, и цена была подходящей, поэтому он купил ее.

Билл признал, что реакция окружающих на машину была неоднозначной. Его родители были потрясены, и он получил странные взгляды от своих коллег. Механик однажды отказался работать над ним, заявив, что это «машина для мертвецов». Однако в целом Билл получил в основном положительные отзывы. Незнакомцы поднимали ему вверх большие пальцы на шоссе и останавливали на парковках, чтобы поболтать о его машине. Его девушке это нравилось, его друзья хотели взять его с собой, и люди предлагали купить его. Может быть, вождение катафалка не так уж и ненормально?

Шёпфлин предположил, что, хотя вождение катафалка рассматривается как выход за рамки общепринятых норм, это настолько легкая форма отклонения, что фактически становится знаком отличия. Конформисты находят выбор транспортного средства интригующим или привлекательным, в то время как нонконформисты видят чудака, с которым они могут общаться. Как заметил один из друзей Билла: «Каждый парень хочет владеть такой уникальной машиной, и , ты, , безусловно, справишься». Такие анекдоты напоминают нам о том, что, хотя девиантность часто рассматривается как нарушение норм, она не всегда рассматривается в негативном свете (Schoepflin 2011).

Попробуйте

Девиантность, преступность и общество

Девиантность — это более широкий термин, чем преступление, означающий, что он включает в себя ряд действий, некоторые из которых являются преступлениями, а некоторые — нет. Социологи могут с одинаковым интересом изучать и то, и другое, но в целом общество считает преступность гораздо более значимой. Преступность занимает несколько уровней правительства и вызывает беспокойство у семей и сообществ.

Отклонение может считаться относительным: поведение может считаться отклоняющимся в основном на основании обстоятельств, в которых оно имело место; эти обстоятельства могут стимулировать восприятие отклонения больше, чем само поведение. Относительно незначительные акты отклонения могут иметь долгосрочные последствия для человека и окружающих его людей. Например, если взрослый, который должен «знать лучше», громко говорил или шутил на похоронах, его могут отчитать и навсегда заклеймить как неуважительного или необычного. Но во многих культурах за похоронами следуют общественные собрания, некоторые из которых приобретают атмосферу вечеринки, поэтому такое же веселое поведение было бы вполне приемлемым и даже поощряемым всего через час.

Как обсуждалось ранее, мы обычно усваиваем эти социальные нормы в детстве и развиваем их с опытом. Но относительность девиантности может иметь значительные социальные последствия, включая восприятие и преследование преступлений. Они часто могут быть основаны на расовых, этнических или связанных с ними предрассудках. Когда 15-летняя Элизабет Экфорд из Little Rock Nine попыталась поступить в свою законно десегрегированную среднюю школу, она соблюдала закон; но толпа белых людей, которая преследовала и оскорбляла ее, считала ее девиантной. (Эти события более подробно обсуждаются в главе «Образование».

)

Рассмотрим упомянутый выше пример легализации марихуаны. Почему марихуана была запрещена в первую очередь? На самом деле это не так. Люди открыто употребляли каннабис в своих обществах на протяжении тысячелетий. Хотя это вещество не было широко используемым в Соединенных Штатах, оно было принято в качестве лекарственного и рекреационного средства, и до начала 1900-х годов оно не было ни запрещено, ни существенно регламентировано. Что изменилось?

В начале 1900-х годов в страну начал прибывать иммигрант из Мексики. Эти пришельцы поселились в белых общинах, говорили на другом языке и начали конкурировать за рабочие места и ресурсы. Они употребляли марихуану чаще, чем большинство американцев. Полиция и другие лица начали распространять слухи о связи этого вещества с насилием и безнравственностью. Газеты и законодатели говорили об «угрозе марихуаны» и «зловещем сорняке», а статьи и изображения начали изображать его как развращающую силу для американской молодежи. Начиная с 1916 сентября штат за штатом начали принимать законы, запрещающие употребление марихуаны, а в 1937 году Конгресс принял федеральный закон, запрещающий ее (White 2012).

Штрафы за его использование со временем увеличивались, достигнув пика во время Войны с наркотиками, с применением расовых и этнических различий. Но совсем недавно, как обсуждалось во введении, марихуана снова стала рассматриваться как важное лекарство и приемлемое занятие для отдыха. Что изменилось на этот раз?

Восприятие и провозглашение отклонений долгое время были средством угнетения людей, клеймя их личное поведение как преступное. До 19В 70-х и 1980-х однополые отношения были запрещены законами штатов. Быть геем или лесбиянкой было незаконно, и ограничения распространялись на простые проявления, такие как держание за руки. Другие законы запрещали одежду, которая считалась «неподходящей» для биологического пола. В результате военнослужащих и даже ветеранов войны увольняли с позором (лишали всех льгот), если обнаруживали, что они геи. Полиция преследовала и унижала представителей ЛГБТК и регулярно совершала набеги на гей-бары. А уличное насилие или преступления на почве ненависти, направленные против ЛГБТК, молчаливо разрешались, потому что они редко преследовались по закону и часто легко наказывались.

В то время как большинство штатов отменили свои анти-ЛГБТК-законы к тому времени, когда Верховный суд отменил их в 2003 году, в 14 штатах все еще действовала какая-то их версия.

Для дальнейшего изучения относительности девиантности и ее связи с восприятием преступности рассмотрим азартные игры. Чрезмерные азартные игры или азартные игры с высоким риском обычно рассматриваются как девиантные, но обычно принимаются более умеренные азартные игры. Тем не менее, азартные игры уже давно ограничены на большей части территории Соединенных Штатов, что делает преступлением участие в определенных видах азартных игр или участие в них за пределами определенных мест. Например, в штате могут быть разрешены ставки на скачки, но не на спорт. Изменения в эти законы вносятся, но на протяжении десятилетий в целом недевиантное поведение считалось преступлением: когда законопослушные люди решали участвовать в играх с низкими ставками и без чрезмерных ставок, они нарушали закон. Социологи могут изучить основной вопрос, возникающий в этой ситуации: являются ли эти игроки девиантными, нарушая закон, даже если их фактическое поведение обычно не считается девиантным?

Социальный контроль

Что происходит, когда человек нарушает социальную норму? Водитель, уличенный в превышении скорости, может получить штраф за превышение скорости. Студент, который ходит на занятия в халате, получает предупреждение от профессора. Громкой отрыжки у взрослых избегают. Все общества практикуют

социальный контроль , регулирование и соблюдение норм. Основной целью социального контроля является поддержание социального порядка , набора практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь. Думайте о социальном порядке как о руководстве для сотрудников, а о социальном контроле — как о менеджере. Когда работник нарушает правила рабочего места, менеджер вмешивается, чтобы обеспечить соблюдение правил; когда сотрудник делает исключительно хорошую работу по соблюдению правил, менеджер может похвалить или повысить сотрудника.

Средства обеспечения соблюдения правил известны как санкции . Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные санкции — это награды за соблюдение норм. Повышение на работе – это положительная санкция за упорный труд.

Негативные санкции – это наказания за нарушение норм. Арест является наказанием за магазинную кражу. Оба типа санкций играют роль в социальном контроле.

Социологи также классифицируют санкции как формальные и неформальные. Хотя магазинные кражи, форма социального отклонения, могут быть незаконными, не существует законов, предписывающих, как правильно чесать нос. Это не означает, что ковыряние в носу на публике не будет наказано; вместо этого вы встретите неформальные санкции . Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Например, поход в оперу в шлепанцах или громкая ругань в церкви могут вызвать неодобрительные взгляды или даже словесные выговоры, тогда как поведение, воспринимаемое как положительное, например, помощь старику переносить сумки с продуктами через улицу, может вызвать положительную неформальную реакцию. например, улыбка или похлопывание по спине.

Формальные санкции , с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Например, если студент нарушает кодекс поведения своего колледжа, его могут исключить. Кто-то, кто говорит с боссом неподобающим образом, может быть уволен. Тот, кто совершает преступление, может быть арестован или заключен в тюрьму. С положительной стороны, солдат, спасший жизнь, может получить официальную благодарность.

В таблице ниже показано соотношение между различными типами санкций.

Таблица 1. Неофициальные/официальные санкции. Формальные и неформальные санкции могут быть положительными или отрицательными. Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях, тогда как формальные санкции официально обеспечивают соблюдение норм.
Неофициальный Официальный
Положительный Выражение благодарности Повышение на работе
Отрицательный Гневный комментарий Штраф за парковку

Дальнейшие исследования

Хотя мы редко думаем об этом таким образом, девиантность может оказывать положительное влияние на общество. Ознакомьтесь с инициативой Positive Deviance Initiative, программой, инициированной Университетом Тафтса для продвижения социальных движений по всему миру, которые стремятся улучшить жизнь людей, на positivedeviance.org.

Смотреть

Посмотрите выбранный фрагмент из этого видео, чтобы узнать больше о том, как выглядит девиантное поведение и как социальный контроль регулирует социальные нормы.

Подумайте об этом

  • Если бы у вас был выбор, купили бы вы необычный автомобиль, например катафалк, для повседневного использования? Как отреагируют на это ваши друзья, семья или близкие люди? Поскольку девиантность определяется культурой, большинство решений, которые мы принимаем, зависят от реакции других. Есть ли что-то, что люди в вашей жизни побуждают вас делать, чего вы не делаете? Почему нет?
  • Вспомните недавний случай, когда вы применяли неформальные негативные санкции. На какой девиантный акт вы реагировали? Как ваши действия повлияли на девиантного человека или людей? Как ваша реакция помогла сохранить социальный контроль?

Попробуйте

Глоссарий

отклонение:
нарушение контекстуальных, культурных или социальных норм
официальные санкции:
санкции, официально признанные и применяемые
неофициальные санкции:
90 143 санкции, возникающие при личном общении 90 144
негативные санкции:
наказания за нарушение норм
положительных санкций:
награды за соответствие нормам
санкции:
средства обеспечения соблюдения правил
социальный контроль:
регулирование и обеспечение соблюдения норм
социальный заказ:
набор практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Reading: Deviance and Control | Introductory Sociology


В значительной степени привлекательность зрелищных выступлений артистов в переодевании проистекает из юмора, присущего наблюдению за нарушением повседневных норм. (Фото предоставлено Cassiopeija/Wikimedia Commons)

Что такое девиантность? И какова связь между девиантностью и преступностью? По словам социолога Уильяма Грэма Самнера, девиация является нарушением установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон (19).06). Это может быть как незначительное, как ковыряние в носу на публике, так и серьезное, как совершение убийства. Хотя слово «девиантность» в повседневном языке имеет негативный оттенок, социологи признают, что девиантность не обязательно плоха (Schoepflin 2011). На самом деле, с точки зрения структурного функционализма, одним из положительных вкладов девиантности является то, что она способствует социальным изменениям. Например, во время движения за гражданские права в США Роза Паркс нарушила социальные нормы, когда отказалась переехать в «черную секцию» автобуса, а девятка из Литл-Рока нарушила обычаи сегрегации, чтобы посещать государственную школу Арканзаса.

«Что такое девиантное поведение?» нельзя ответить однозначно. Называется ли действие девиантным или нет, зависит от многих факторов, включая местоположение, аудиторию и человека, совершающего действие (Becker 1963). Прослушивание вашего iPod по дороге на занятия считается приемлемым поведением. Прослушивание вашего iPod в 14:00. Лекция по социологии считается грубой. Прослушивание вашего iPod во время дачи свидетельских показаний перед судьей может привести к тому, что вы будете обвинены в неуважении к суду и, следовательно, оштрафованы или заключены в тюрьму.

Поскольку нормы различаются в зависимости от культуры и времени, логично, что представления об отклонениях также меняются. Пятьдесят лет назад в государственных школах США существовал строгий дресс-код, который, среди прочего, часто запрещал женщинам носить брюки на занятиях. Сегодня социально приемлемо для женщин носить брюки, но менее приемлемо для мужчин носить юбки. Во время войны действия, обычно считающиеся предосудительными с моральной точки зрения, такие как лишение жизни другого человека, на самом деле могут быть вознаграждены. Является ли действие девиантным или нет, зависит от реакции общества на это действие.

Почему я вожу катафалк

Когда социолог Тодд Шопфлин столкнулся со своим другом детства Биллом, он был потрясен, увидев, что тот водит катафалк вместо обычной машины. Профессионально подготовленный исследователь, Шёпфлин задавался вопросом, какое влияние вождение катафалка оказало на его друга и какое влияние оно могло оказать на других участников дорожного движения. Будет ли использование такого транспортного средства для повседневных дел большинством людей считать отклонением от нормы?

Шопфлин взял интервью у Билла, которому сначала было любопытно узнать, почему он водил такую ​​нетрадиционную машину. Билл просто искал надежную зимнюю машину; с ограниченным бюджетом он искал объявления о подержанных автомобилях и наткнулся на катафалк. Машина работала хорошо, и цена была подходящей, поэтому он купил ее.

Билл признался, что реакция окружающих на машину была неоднозначной. Его родители были потрясены, и он получил странные взгляды от своих коллег. Механик однажды отказался работать над ним, заявив, что это «машина для мертвецов». Однако в целом Билл получил в основном положительные отзывы. Незнакомцы поднимали ему вверх большие пальцы на шоссе и останавливали на парковках, чтобы поболтать о его машине. Его девушке это нравилось, его друзья хотели взять его с собой, и люди предлагали купить его. Может быть, вождение катафалка не так уж и ненормально?

Шёпфлин предположил, что, хотя вождение катафалка рассматривается как выход за рамки общепринятых норм, это настолько легкая форма отклонения, что фактически становится знаком отличия. Конформисты находят выбор транспортного средства интригующим или привлекательным, в то время как нонконформисты видят чудака, с которым они могут общаться. Как заметил один из друзей Билла: «Каждый парень хочет владеть такой уникальной машиной, и , ты, , безусловно, справишься». Такие анекдоты напоминают нам о том, что, хотя девиантность часто рассматривается как нарушение норм, она не всегда рассматривается в негативном свете (Schoepflin 2011).

Катафалк с номерным знаком «ЛАСТРИД». Как бы вы отнеслись к владельцу этой машины? (Фото предоставлено Брайаном Тойчем/flickr)

Видео: Важность девиантов

Посмотрите это видео, чтобы понять удивительную роль, которую девианты играют в объединении общества.

Социальный контроль

Что происходит, когда человек нарушает социальную норму? Водитель, уличенный в превышении скорости, может получить штраф за превышение скорости. Студент, который ходит на занятия в халате, получает предупреждение от профессора. Громкой отрыжки у взрослых избегают. Все общества практикуют социальный контроль , регулирование и обеспечение соблюдения норм. Основной целью социального контроля является поддержание социального порядка , набора практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь. Думайте о социальном порядке как о руководстве для сотрудников, а о социальном контроле — как о менеджере. Когда работник нарушает правила рабочего места, менеджер вмешивается, чтобы обеспечить соблюдение правил; когда сотрудник делает исключительно хорошую работу по соблюдению правил, менеджер может похвалить или повысить сотрудника.

Средства обеспечения соблюдения правил известны как санкции . Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные санкции — это награды за соблюдение норм. Повышение на работе – это положительная санкция за упорный труд. Негативные санкции – это наказания за нарушение норм. Арест является наказанием за магазинную кражу. Оба типа санкций играют роль в социальном контроле.

Социологи также классифицируют санкции как формальные и неформальные. Хотя магазинные кражи, форма социального отклонения, могут быть незаконными, не существует законов, предписывающих, как правильно чесать нос. Это не означает, что ковыряние в носу на публике не будет наказано; вместо этого вы встретите неформальные санкции . Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Например, поход в оперу в шлепанцах или громкая ругань в церкви могут вызвать неодобрительные взгляды или даже словесные выговоры, тогда как поведение, воспринимаемое как положительное, например, помощь старику переносить сумки с продуктами через улицу, может вызвать положительную неформальную реакцию. например, улыбка или похлопывание по спине.

Формальные санкции , с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Например, если студент нарушает кодекс поведения своего колледжа, его могут исключить. Кто-то, кто говорит с боссом неподобающим образом, может быть уволен. Тот, кто совершает преступление, может быть арестован или заключен в тюрьму. С положительной стороны, солдат, спасший жизнь, может получить официальную благодарность.

В таблице ниже показано соотношение между различными типами санкций.

Неофициальные/официальные санкции. Формальные и неформальные санкции могут быть положительными или отрицательными. Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях, тогда как формальные санкции официально обеспечивают соблюдение норм.
Неофициальный Официальный
Положительный Выражение благодарности Повышение на работе
Отрицательный Гневный комментарий Штраф за парковку

Дальнейшие исследования

Хотя мы редко думаем об этом таким образом, девиантность может оказывать положительное влияние на общество. Ознакомьтесь с инициативой Positive Deviance Initiative, программой, инициированной Университетом Тафтса для продвижения социальных движений по всему миру, которые стремятся улучшить жизнь людей, на positivedeviance.org.

Подумайте об этом

  1. Если бы у вас был выбор, купили бы вы необычный автомобиль, например катафалк, для повседневного использования? Как отреагируют на это ваши друзья, семья или близкие люди? Поскольку девиантность определяется культурой, большинство решений, которые мы принимаем, зависят от реакции других. Есть ли что-то, что люди в вашей жизни побуждают вас делать, чего вы не делаете? Почему нет?
  2. Вспомните недавний случай, когда вы применяли неформальные негативные санкции. На какой девиантный акт вы реагировали? Как ваши действия повлияли на девиантного человека или людей? Как ваша реакция помогла сохранить социальный контроль?

Практика

1. Что из следующего лучше всего описывает, как определяется отклонение?

  1. Отклонение определяется федеральными законами, законами штата и местными законами.
  2. Определение девиантности определяется религией.
  3. Отклонение происходит всякий раз, когда действие причиняет вред кому-то другому.
  4. Девиантность определяется обществом.

Показать ответ

2. Во время движения за гражданские права Роза Паркс и другие чернокожие протестующие выступили против сегрегации, отказавшись сидеть в конце автобуса. Это пример ________.

  1. Акт социального контроля
  2. Акт отклонения
  3. Социальная норма
  4. Криминальные нравы

Показать ответ

3. Ученица имеет привычку разговаривать по мобильному телефону во время занятий. Однажды профессор останавливает свою лекцию и просит ее уважать других студентов в классе, отключив ее телефон. В этой ситуации профессор использовал __________ для поддержания социального контроля.

  1. Неформальные негативные санкции
  2. Неформальные позитивные санкции
  3. Формальные негативные санкции
  4. Формальные позитивные санкции

Показать ответ

4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *