Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Отличие эрудиции от интеллекта: Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

В одной из наших статей («Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее») мы подробно разговаривали о том, почему нужно стремиться быть умным и эрудированным, и что для этого необходимо делать. Впрочем, и без упомянутой статьи многие люди стараются развивать свой интеллект и эрудицию.

Однако в жизни можно найти массу примеров людей, читающих множество книг, наполняющих свой лексикон новыми словами, интересующихся разными вещами, знающих огромное количество любопытной информации. Но, начиная общаться с этими людьми, в глаза бросается интересный факт: уровень когнитивных (познавательных) способностей этих людей оставляет желать лучшего.

Да, найти какую-то информацию, умудриться ее запомнить и затем кому-то рассказать в разговоре особого труда не составляет. Но вот сделать на основе полученной информации свои умозаключения, предварительно ее критически оценив и проанализировав, – это уже принципиально другой уровень.

Это же касается и самостоятельного поиска ответов на всевозможные вопросы, которые не получается почерпнуть из уже имеющегося багажа знаний, например, из прочитанных статей и книг, просмотренных документальных фильмов и передач, прослушанных лекций и посещенных семинаров. Некоторые люди совершенно не в состоянии использовать имеющуюся информацию с практической пользой для себя.

Между тем, может встречаться и другая ситуация: перед нами вполне себе умный человек с высоким интеллектом, но, несмотря на это, из его уст мы слышим какую-что несусветную чушь, а выводы, которые он делает, неверны или вообще абсурдны. Можно было бы списать это на «недалекость» человека, но мы ведь понимаем (и даже знаем наверняка), что он не дурак, у него острый ум, он обладает массой полезных навыков и способностей.

Сталкиваясь с подобными вещами, остается только разводить руками, ведь как же так получается: что либо эрудированный, начитанный и много знающий человек не очень хорошо соображает, либо умный и смекалистый человек несет какую-то ересь? Но если хорошенько пораскинуть мозгами на эту тему, несложно заметить, что противоречий здесь никаких нет.

Причины «противостояния» эрудиции и интеллекта

Мы не ошибемся, если скажем, что разум человека является очень сложной структурой, которая состоит из целого комплекса компонентов, одними из которых как раз-таки и являются интеллект и эрудиция (причем они относятся к категории основных). Охарактеризовать их коротко можно следующим образом:

  • интеллект – это способность человека к обработке информации;
  • эрудиция – это способность человека к усвоению и воспроизведению информации (она выступает продуктом памяти).

При идеальном развитии событий обе эти способности должны быть развиты в одинаковой степени. Но есть ли среди людей хотя бы один идеальный человек? Думаем, что нет. Ко всему прочему, каждый человек – это уникальная личность, которая формируется и развивается в определенных условиях. Именно поэтому и встречаются ситуации, когда у одного человека больше развит интеллект, а у другого – эрудиция.

Стоит заметить, что подобное случается как с умственными способностями человека, так и с физическими.

К примеру, есть люди, способные за считанные секунды пробежать стометровку, но неспособные поднять тяжелый вес, а есть те, кто может поднять 120-килограммовую штангу, но со спринтами им лучше не связываться.

У человека всегда будут активно развиваться лишь те способности, которым он уделяет внимание. Тренируя мышцы, можно добиться колоссальных силовых показателей, а бег и развитие дыхательной системы способны привести к развитию завидной выносливости. Здесь нет ничего хитрого.

Помимо прочего, у каждого человека есть предрасположенность к развитию какой-то конкретной характеристики физического тела или ума. Но все же главное в любом деле – это регулярные и систематические тренировки. Лежа на диване и смотря телевизор, глупо мечтать о чемпионском титуле по боксу или покорении горных вершин. И с умственными способностями ситуация обстоит аналогичным образом.

Люди, обладающие отличной эрудицией и широким кругозором, но отличающиеся слабо развитой способностью к мышлению, довольно часто имеют прекрасную память, но низкий уровень интеллекта.

Случается это, как правило, из-за того, что у них нет высокого IQ или каких-то способностей, и при этом они даже не стремятся их развивать, а просто пользуются тем, что есть, – воспринимают информацию и усваивают ее в уже готовом виде. Получается, что память они тренируют, а об интеллекте забывают.

У тех же людей, которые обладают природной смекалкой и хорошими мыслительными способностями, но при этом знают крайне мало, ситуация обстоит прямо противоположно. Эти люди замечательно думают, способны делать выводы, но, обладая ограниченным количеством информации, не могут объективно анализировать правильность своих доводов и выводов; их умозаключения просто соответствуют тому, что они знают.

При всем вышесказанном кто-то может подумать, мол что такого: люди есть разные, у всех свои способности; у всех свои потребности и желания в конце концов. Так почему же не дать людям быть такими, какие они есть? Мы никого не призываем срочно меняться в ту или иную сторону (каждый волен делать свой выбор сам), но все же хотим отметить: эрудиция без интеллекта, как и интеллект без эрудиции могут играть человеку отнюдь не на руку.

Что плохого в эрудиции без интеллекта

Если составляющие разума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что здесь следует отметить, – это переоценка способностей. Когда человек при помощи своей эрудиции производит о себе впечатление как о некоем мудреце, он ставит себя перед риском не суметь выполнить возложенные на него задачи в случае, если они потребуют от него развитого интеллекта и умения синтезировать информацию, а не простого повторения того, что известно.

Если все в порядке, ситуация стандартная и не требует применения каких-либо новых инструментов, человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом легко осилит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или инструментов, такому человеку неизвестных, возникают серьезные трудности.

С другой стороны, эрудиция без интеллекта довольно часто приводит к дефициту критического подхода. Когда человек впитывает информацию, пренебрегая ее глубоким анализом, он проявляет излишнее доверие к ее источнику, запросто поддается влиянию экспертов и авторитетных лиц.

Безусловно, нечто подобное свойственно каждому из нас (например, ни один ученый не может разбираться абсолютно во всех науках, и когда сталкивается с чем-то выходящим за рамки его компетентности, он будет доверять другим авторитетным ученым), но все же полное отсутствие критического мышления может породить слепую веру. А последняя, как показывает практика, зачастую далека от истинного положения вещей.

Что плохого в интеллекте без эрудиции

Люди, обладающие высоким интеллектом, но небольшим объемом знаний и слабой эрудицией, склонны к заблуждениям. Да, такие личности могут быстро найти решение почти любой нестандартной проблемы, выйти из сложной ситуации, но их выводы во многих случаях оказываются ошибочными.

Когда человек оперирует недостаточным количеством информации по какому-либо вопросу, он сам себе создает преграды на пути объективной оценки. Тот факт, что в его картине мира не присутствуют определенные вещи, приводит к заведомо необъективным умозаключениям, а во многих ситуациях именно они могут играть решающую роль.

Неверные или не совсем корректные выводы заводят в тупик и самого человека, и тех, с кем он взаимодействует, а это может таить в себе опасность. За примерами долго ходить не нужно: можно вспомнить представления людей о плоской Земле, средневековые верования в то, что люди, умеющие исцелять травами, являются приспешниками дьявола, или флогистонную теорию горения, исходя из которой в составе всех веществ присутствует флогистон – вещество, улетучивающееся в процессе сгорания.

Высокоинтеллектуальные, но неэрудированные люди (кстати, советуем почитать нашу статью «Проблемы высокого IQ»), дают начало провальным проектам, открывают обреченные на крах бизнесы, развивают не терпящие никакой критики идеи. А все из-за дефицита имеющихся у них знаний, который не позволяет учесть тонкости и нюансы. При этом чужой помощью такие люди предпочитают не пользоваться, ибо уверены, что и сами все прекрасно знают.

Несложно сделать вывод, что две рассмотренные крайности могут провоцировать самые разные нежелательные изменения во всех сферах жизни человека, начиная с быта и отношений с партнером и заканчивая карьерой и бизнесом. Посмотрите вокруг: жизнь полна примеров, когда «перекосы» в развитии эрудиции и интеллекта привносят в жизнь людей сплошные проблемы и неприятности.

Есть ли выход?

Не станем сгущать краски – эрудиция без интеллекта и интеллект без эрудиции – это не приговор, и выход из ситуации есть. Для начала нужно просто понять, что эти составляющие разума должны находиться в балансе друг с другом. Нужно стараться не допускать, чтобы одно начинало преобладать над другим. Как этого достичь?

При получении любых новых знаний, усваивайте их и обрабатывайте, а затем сопоставляйте с тем, что уже знаете, делайте соответствующие умозаключения и синтезируйте в своей голове новую информацию. Говоря еще проще, мыслите – в самом прямом понимании этого слова; мыслите, думайте, размышляйте.

Также стремитесь не просто получать знания и «складировать» их в хранилище своего ума, не обдумывать в десятый раз то, что и так уже обдумали и что уже знаете. Совмещайте формы интеллектуальной активности.

Узнали нечто новое – ваша задача не запомнить – критически оцените, проведите собственный анализ, задайте несколько вопросов, чтобы уточнить что-то, глубже вникнуть в смысл, осознать причины. И уже вместе с этим придет запоминание, причем оно придет автоматически – чем не еще один плюс?!

Каждый, кто в чем-то из сказанного в статье узнал себя, должен сформировать у себя привычку рассуждать на тему чего-либо. Это означает и поиск уточняющих фактов, и расширение багажа знаний, и тренировку памяти. Плюс к этому, если есть возможность, то, что известно, желательно хотя бы иногда применять на практике. Это позволит углубить свои познания и сделать новые выводы, получить реальную пользу.

Гении существуют, но их единицы. Однако в силах каждого человека существенно расширить свои познания, активизировать новые способности, приобрести интересные навыки и умения, нужные в жизни. Сделать это позволит гармоничное развитие эрудиции и интеллекта, из которого проистекает и гармоничная жизнь, и успех, и достижение целей, и хорошие отношения с окружающими.

И, конечно же, никогда нельзя забывать о развитии мышления (напомним, что об этом мы основательно порассуждали в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), заботиться о сохранении ясного ума и интеллекта, вести образ жизни, позволяющий предупредить деградацию ума.

Надеемся, мотивации быть умным и эрудированным человеком с высоким интеллектом у вас предостаточно. Как известно, наличие желания – это уже полдела, поэтому осталось лишь следовать намеченному пути и стараться с него не сворачивать. Желаем вам успехов и гармоничного всестороннего развития!

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

3. Эрудиция, ум, интеллект — сравним. Бигуди для извилин. Возьми от мозга все!

3. Эрудиция, ум, интеллект — сравним

Я рассказал им, Кто, Когда,

и Почему, и Отчего,

сказал, Откуда и Куда,

и Как, и Где, и Для Чего;

Что было Раньше, что Потом,

и кто Кого, и Что к Чему,

и что подумали о Том,

и если Нет, то Почему?

А. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»

Всего лишь несколько десятков лет тому назад, считалось, что общепринятым индексом интеллекта нечто, что присущее людям, но при этом отсутствует у самых приближенных к человеку по умственному развитию животных — это и есть интеллект.

Люди, которые занимаются этим вопросом, исследователи гораздо взвешеннее и осторожней в своих оценках. Интеллектом они наделяют и животных.

Считается, что интеллект вороны или попугая может быть на уровне малолетних детей, хоть о нем и говорят: «глупая птица». То есть, интеллект есть некая универсалия, присущая не только человеку. Но наши братья меньшие — наше отражение. Наше зеркало. Они же и позволяют нам понять, что есть интеллект, и как его развивать. За последние 20–30 лет наша отечественная наука очень сильно отброшена назад. С болью я смотрел на пустующее гигантское здание Института Нейрокибернетики, в котором я получал образование. Сейчас, все начинает потихоньку оживать, но западные ученые ушли далеко вперед в области нейробиологии.

Хотя есть факты наверстывания упущенного отечественной нейробиологией, взять к примеру работы профессора, член-корреспондент РАН и РАМН Константина Владимировича Анохин, внука академика Петра Кузьмича Анохина.

Исследование интеллекта животных нельзя проводить лишь в сравнительном режиме — кто из них умнее. Например, обезьяна может банан достать с помощью палки, а дельфин нет. Заведомо в неравные условия ставить нельзя. Это пищевые предпочтения, разные среды обитания, разные конечности и так далее. Поэтому профессор Леонид Викторович Крушинский предлагает термин «рассудочная деятельность», позволяющий избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Безусловно, вершиной творчества Леонида Викторовича Крушинского является создание учения об элементарной рассудочной деятельности животных как предыстории интеллекта… По его определению, рассудочная деятельность — это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации. Какое-то животное в экспериментах умнее, какое-то глупее.

Можно сказать: более интеллектуальное, менее интеллектуальное, более развитое, менее развитое. Нам же интереснее всего исследования, объектом которых является внутривидовое разделение.

То, что не содержится — или не может быть быстро найдено — в памяти, можно получить самому, используя механизмы не памяти, а мышления. Коротко говоря, сила мысли может компенсировать недостаток информации или плохую работу памяти. Мышление в принципе способно превзойти эрудицию. Психологи (Ф. Левинсон-Лессинг) даже различают учёных-эрудитов — «ходячие библиотеки» — и творчески продуктивных учёных, не перегруженных стандартными знаниями, зато обладающих высокоразвитой фантазией и способностью быстрой реакции на мгновенно мелькнувшую новую мысль или информацию.

Джордано Бруно сказал: «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять». Эрудиту же может помешать некоторая «захламленность» памяти. Льюис Кэрролл считал, что такие «умы, торопливо пробегающие книгу за книгой, не дожидаясь, пока их содержание будет усвоено или классифицировано», хотя и наполнены всевозможными сведениями, частенько неспособны дать содержательный ответ. Кэрролл пишет: «… несчастный владелец такого ума весьма начитанный человек. О чём его ни спросить, всё знает. Но обратитесь к нему и задайте вопрос, например, из английской истории. Эрудит добродушно улыбается, делает вид, будто ему всё известно, и ныряет в дебри своего разума за ответом. Выныривает он с горстью многообещающих фактов, но при проверке выясняется, что все они относятся не к тому столетию. Он улыбается ещё шире и вновь ныряет…» Ответ опять типа «в огороде бузина, а в Киеве — дядька».

Интеллект и память — функции головного мозга человека. Они просто заложены в организм человека генетически, но ещё развиваются и совершенствуются на протяжении всей его жизни. И от уровня их развития зависит, станет ли человек личностью, способной к творческим свершениям, как использует в жизни эту способность, в конечном счете — будет ли счастлив.

В известном определении: «Интеллект — способность человека к обучению и осмыслению опыта, способность воспринимать и усваивать знания» трудно увидеть различие между интеллектом и эрудицией. Нам представляется, что эти категории всё же различны, а основа отличия — способность получения нового знания, нового, как минимум, для носителя мысли

При решении проблемы можно рассчитывать лишь на ту информацию, которую можно воспринять в данный момент, или на ту, которую сумеешь извлечь из памяти. Есть утверждение: преимущества при решении получает не тот, у кого эрудиция богаче, но тот, кто быстрее извлечёт из памяти нужную информацию. Этот тезис, вообще говоря, представляется спорным, поскольку недостаточно только разложить перед собой все нужные материалы — важнее определить правильный их порядок, последовательность, перебрав различные комбинации. При этом важно как можно скорее отбрасывать те, которые явно не имеют отношения к проблеме, не приближают к выходу из лабиринта, а уводят от него[21]. Время для получения ответа определяется не скоростью извлечения материалов из памяти, а скоростью мышления.

Извлечение необходимых сведений — самостоятельный навык, поддающийся отдельной тренировке. Вот пример. Создадим для изучения какого-то языка две группы, действующие по разным методикам. Одна — куда придётся, очевидно, отобрать людей с хорошей памятью — просто заучивает слова. Скажем, 5–10 тысяч. Заодно, конечно, изучаются и грамматические правила — но тренируется только запоминание и вспоминание отдельных слов. Другая же группа ограничена словарём в 100 самых употребительных слов и выражений — но постоянно упражняется в их применении, построении фраз и целых диалогов. Можно не сомневаться: реальные носители этого языка сочтут знающей язык только вторую группу.

Из этого примера видно: знание делится на динамическое и статическое. Статическое знание — просто эрудиция: накопленные сведения без попыток работы с ними. Конечно, без такого сырья мысль работает вхолостую. Но на одном сырье, без переработки, ничего серьёзного не разовьёшь[22]. Динамическое знание — умение применять накопленные сведения — в какой-то мере опирается на статику. Но только динамика способна порождать новое в человеческой жизни.

Немалая часть конфузов проистекает как раз из путаницы между этими двумя видами знаний. Если тренироваться только в статике — динамика окажется непреодолимым барьером.

Некоторые психологи полагают: экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними — важнейшее условие продуктивного мышления. В качестве примера, с которым трудно не согласиться, приводится резкое упрощение операций арифметики при переходе от римских чисел к арабским. Вообще математика и теоретическая физика в этом аспекте предоставляют огромное множество эффектных примеров — таких, как компактная форма классических уравнений теории гравитации Альберта Эйнштейна[23]: всего лишь одна строка символов имеет огромный информационный объём, суммируя наши знания о природе пространства и времени. Простые на первый взгляд понятия симметрии — инвариантности характеристик системы относительно специальных преобразований её элементов — и калибровки — инвариантности относительно выбора единиц измерения — лежат в основе всех современных взглядов на устройство мира и материи.

Другой вопрос: насколько прост для мышления выход на следующий этаж понимания и осмысления? Чтобы выйти за рамки стандартных и привычных факторов и данных наблюдений, чтобы окинуть взглядом весь горизонт, нужно забраться достаточно высоко по ступеням абстракции. И для этого надо научиться не только использовать ресурсы памяти, но и соединять известные понятия в неожиданных, нестандартных, неизвестных ранее комбинациях. То есть научиться нестандартно творчески мыслить.

Приведём развёрнутую цитату из книги выдающегося английского философа и психолога Майкла Полани «Личностное знание». В этом тексте мы найдём не только прекрасный пример связи между словами и восприятием. Скорее Полани хорошо иллюстрирует процесс «строительства» мышлением нового знания, нового смысла. Так, долго бродя в темноте по незнакомым комнатам, мы внезапно натыкаемся на выключатель и — свет озаряет наш странный и извилистый путь.

Итак, «представим себе студента-медика, посещающего курс рентгеновской диагностики легочных заболеваний. В затемнённой комнате он изучает неясные следы на флуоресцентном экране, расположенном перед грудной клеткой пациента, он слушает профессиональный язык комментария врача-эксперта, объясняющего своим коллегам значение этих теней. На первых порах студент в полном замешательстве. На рентгеновском снимке он видит только тени сердца и рёбер с паутинообразными пятнами между ними. Слова эксперта кажутся плодом его фантазии; студент не видит того, о чём он говорит. В течение нескольких недель он ходит на лекции, внимательно рассматривая каждый новый снимок различных заболеваний, и в какой-то момент к нему приходит понимание; постепенно он забывает о рёбрах и начинает видеть лёгкие. В конечном итоге, при достаточном упорстве перед ним открывается широкая панорама мельчайших деталей: физиологические различия, патологические изменения, рубцы, хроническая инфекция и признаки обострения. Так он открывает новый мир. По-прежнему он видит лишь небольшую часть целого, но снимки и комментарии к ним начинают обретать значение. Он близок к пониманию предмета; это подобно щелчку выключателя. Изучение языка лёгочной рентгеноскопии ведёт к пониманию рентгеновских снимков. Проблема имеет две стороны — непонятный предмет и непонятный текст, его комментирующий. Мы направляем наши усилия на соединение двух половин проблемы; в поисках концепции, заключающей в себе понимание неразрывности слова и предмета, решение приходит внезапно».

Существенная часть концепции Полани — разделение человеческих знаний и механизмов мышления на артикулированные и неартикулированные. Скажем, мысль «Я должен пойти в магазин и купить там хлеба» — артикулированная: вполне выражаемая словами, не содержащая невыразимого остатка. Но есть множество вещей, которые человек знает и умеет, но не может вполне передать словами.

Например, опубликовано несметное множество рецептов узбекского плова. Но ещё никто не приготовил хороший плов только по рецепту. Но если раз десять побудешь подмастерьем у настоящего мастера плова — вдруг начнёшь чувствовать, что, сколько и в какой момент класть, как добавлять воду и регулировать огонь… Значит, в этом искусстве есть, помимо артикулированного рецепта, какой-то остаток, невыразимый словами.

Неартикулируемое знание ценнее артикулируемого. Что можно выразить словами — Можно и формализовать, и в конечном счёте переложить на плечи компьютера. Неартикулируемое — именно то, что человек должен (может) делать сам.

Конечно, формализованная часть любого искусства тоже очень важна. В ней можно применять готовые приёмы, не решая заново, «с нуля». Значит, больше сил остаётся на творческую часть задачи. Правда, неформальным творчеством занимается в основном подсознание — но ведь сознание снабжает его материалом для работы и ставит цель. Поэтому так ценится любой способ формализации — перевода какой-то части знания на артикулированный уровень.

Для эффективной работы нужно сочетать продвижение на обоих полях — и вовремя переходить на то, где очередной этап проходит быстрее. Например, перевод арифметической задачи в алгебраическую форму, позволяющий отвлечься от её содержания и найти формальное решение, как правило, упрощает работу. Например, знаменитое решение Полем Дираком придуманной им задачи о рыбах:

«Три рыбака легли спать, не поделив улова. Проснувшийся ночью первый рыбак решил уйти, взяв свою долю. Но число рыб не делилось на три. Тогда он выбросил одну рыбу, а из числа оставшихся забрал треть. Второй и третий рыбаки поступили аналогично (выбросили по одной рыбе и взяли треть из оставшихся). Спрашивается, какое наименьшее количество рыб может удовлетворить условию задачи»?

Ответ Дирака хорошо известен: минус две рыбы. Думаю, каждый сможет воспроизвести рассуждения Дирака. Впрочем, в решении великому физику, видимо, помогла его особая привязанность к античастицам.

Но каждый из нас не раз сталкивался с задачами, где именно содержательный анализ — кратчайший путь к успеху. В этой книге приведено несколько таких задач — и любой сборник головоломок изобилует ими.

Прекрасно сочетал формальную и содержательную работу гениальный физик Вильгельм Конрад Рентген. Причём не только в науке, но и в живом общении. Рассказывают: однажды он получил почтой просьбу: прислать несколько рентгеновских лучей с инструкцией по использованию. У автора письма не было времени приехать самому, хотя он и мечтал избавиться от застарелой револьверной пули, сидевшей в грудной клетке. Рёнтген, не лишенный юмора, написал в ответ: «Увы, к сожалению, в настоящий момент у меня нет в наличии Х-лучей, к тому же их пересылка — дело очень трудное. Давайте поступим проще: пришлите мне вашу грудную клетку».

Тот же Рёнтген, отвечая позднее на вопрос репортёра: «Что вы подумали, увидев вспышку флуоресцирующего экрана?» — сказал: «Я исследовал, а не думал». Это — пример серьёзности и глубины научной работы. Открытое явление было столь новым, что сведения для плодотворных размышлений могли появиться только после кропотливых экспериментов. Рёнтген сразу понял это и не позволил себе уходить в заведомо бесплодные раздумья. Не слишком ли часто у нас сначала «думают», а исследовать забывают?

Хрестоматийный пример накопления критической массы размышлений на заданную тему, приводящего, в конце концов, к возникновению нового качества (структуризации информации) — периодическая система элементов. Д. И. Менделеев исследовал различия свойств химических элементов, размышляя над возможными закономерностями в этих различиях, около 15 лет. Решение же пришло в течение одной ночи[24]! Когда критическая масса накопилась — процесс развивается взрывными темпами.

Естественно, поиск решения облегчается при использовании для информационных блоков разного типа символических обозначений: развешивание «ярлычков» на «ящички» с различными материалами и сведениями[25] облегчает их анализ и комбинирование. Мозг использует разные типы кодов: зрительно-пространственный, словесный, буквенный, цифровой, акустический и т. д. Интеллектуальная «мощность» мозга в значительной степени определяется его способностью к созданию и применению различных типов кодов на разных уровнях абстракции. Эффективность кодирования зависит и от того, насколько адекватно способ кодирования соответствует форме и содержанию анализируемых данных[26].

Важный вывод: одна из ключевых задач развития интеллекта — именно в том, чтобы определить, какие типы кодирования информации наиболее эффективны для данного человека с учётом особенностей его мышления, а также научить его самостоятельно выбирать формы записи и обработки данных, наиболее продуктивные для конкретной задачи.

Нужно, впрочем, добавить: всё вышесказанное относится к оценке и возможной корректировке работы лишь части мыслительного механизма мозга — сознания. Однако в действительности гигантскую работу проводят системы подсознания. Возможность и умение подключать их к поиску решения, к анализу вопроса могут сыграть решающую роль при развитии интеллекта.

По результатам исследований, проведенных американскими учеными, люди вполне могут жить до 200 лет, но для этого следить за тем, чтобы в организм человека постоянно поступали необходимые ему полезные вещества.

Китайские ученые, как будто подхватив эстафету, доказывают, что потребление продуктов, богатых магнием, таких, как орехи, полезно для мозга и памяти. У большинства населения в странах с развитой промышленностью в организме наблюдается дефицит магния, который с возрастом увеличивается. В результате формируются проблемы с памятью, и предотвратить или уменьшить эффект можно с помощью дополнительного магния. По мнению ученых, увеличение потребления магния может быть способом предотвращения эффектов, которые оказывает на нервную систему старение, в частности, прогрессирующего ухудшения памяти.

Сейчас известны разнообразные методики развития мышления, опирающиеся на известные сведения об устройстве и особенностях функционирования головного мозга. Вот некоторые сведения о таких методиках, предлагаемых известными специалистами в этой области — в частности, психологами Л. Уилсон и А. Спирсом.

Основа так называемого «brain-based learning» (обучения, основанного на мозге) — современные знания о структуре и функциях человеческого мозга в различных его состояниях. Это позволяет применять результаты новейших достижений нейрологии и биологии при формулировке методик обучения эффективному творческому мышлению. При этом оказывается возможным понять и набор реакций, и поведение обучаемого человека.

«Brain-based learning» основано на следующих принципах:

? мозг — своеобразный «параллельный процессор», т. е. может одновременно выполнять различные виды работ;

? в восприятии информации о целостном объекте и его частях участвуют одновременно и весь мозг, как единое целое, и отдельные его части;

? информация хранится в различных структурах мозга и вызывается в «оперативную память» благодаря действию многочисленных нейронных сетей и специальных механизмов памяти;

? обучение затрагивает организм в целом; в его процессе активизируются все системы организма, в том числе органы движения, питания, происходит концентрация внимания;

? поиск человеком смысла — качество, имманентное человеку; поиск смысла происходит путём создания образов; при этом особую роль играют эмоции, сильно влияющие на внимание, осознание и память;

? знание намного важнее просто информации;

? мозг — явление общественное: он лучше развивается в процессе общения с себе подобными;

? весь комплекс обучения тормозится в условиях стресса, улучшается при фокусировке внимания и периферического восприятия;

? каждый мозг имеет индивидуальные особенности.

Так может быть, описанный комплекс принципов поможет вам выбрать стратегию победы и в следующей известной издавна игре? Играют два человека, по очереди выкладывая куриные яйца на квадратную салфетку. Яйцо, уже уложенное на стол, больше нельзя трогать или передвигать — ни тому, кто его положил, ни его противнику. Выкладывают яйца по очереди, пока вся салфетка не будет покрыта яйцами. Выигрывает последний, кому удаётся положить яйцо. Так вот, при правильной стратегии первый игрок всегда может выиграть! Найдите такую стратегию (учтите: яйца — трёхмерные материальные объекты неправильной округлой формы.) Да, и подсказка — иногда эту игру называют «Колумбово яйцо» — поможет вам при выборе стратегии.2

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ИНТЕЛЛЕКТ

ИНТЕЛЛЕКТ Мифы о мозге и восприятии

Глава III Что такое эрудиция?

Глава III Что такое эрудиция? Мы с Эрлом познакомились в 1996 году, во время отбора в команду Университета Бригама Янга по викторинам. Нас обоих взяли, и следующие три года мы катались по всей стране от побережья до побережья, разыгрывая по выходным Кубок по викторинам в

Интеллект

Интеллект В части 1 констатировалось, что роль интеллекта в структуре одаренности и таланта первостепенна. При этом оказывается, что для предсказания профессионального успеха важен именно генеральный фактор, а не интеллектуальные способности, относящиеся к более

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона

Интеллект шимпанзе и интеллект Наполеона На вопрос, возможно ли мышление без языка, затруднительно ответить одной фразой, так, чтобы ответ был убедительным. Поэтому придется начать издалека и сравнить особенности поведения человека и животных. Тогда, вероятно, и

Интеллект

Интеллект Роджерс не отделяет интеллект от других функций; он ценит его как определенного рода орудие, которое может эффективно использоваться в целостном опыте. Он скептически относится к системам образования, которые преувеличивают значение интеллектуальных

38. Интеллект

38. Интеллект При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач,

Интеллект

Интеллект Роджерс называет интеллект тем инструментом, который человек может эффективно использовать для того, чтобы интегрировать собственный опыт. Он скептически относится к образовательным системам, переоценивающим интеллектуальные способности и недооценивающим

Интеллект

Интеллект Под интеллектуальным развитием в йоге понимается не получение новой информации, а уяснение смысла в переживании. В древней Индии ученики изучали священные тексты, медленно вдумываясь в одну и ту же строфу.«Знаменитый гуру Дабру Баллав собирал вокруг себя

Интеллект

Интеллект Изучение буддистских писаний и интеллектуальное понимание буддистского учения являются важными первыми шагами в буддистском обучении, как об этом свидетельствуют комментарии к картинкам «В поисках быка». Однако упование на один лишь интеллект может

Интеллект

Интеллект Описание интеллекта, сделанное Газали, предваряет модели развития Пиаже (Piaget) (Inhelder & Piaget, 1958; Piaget, 1952). Газали выделяет четыре стадии развития. Первая стадия — это стремление к пониманию, то, что в западной психологии называют любознательностью или

Интеллект

Интеллект Если рассматривать интеллект как что-то застывшее, обусловленное влиянием наследственности, то понятно, почему Левин специально не рассматривал этот конструкт. Если же под этим понятием понимать мыслительные операции, процесс решения проблем, то данные

Интеллект

Интеллект Думают ли собаки? «Мышление заключается в способности эффективно использовать прошлый опыт для решения настоящих проблем и предвидения будущих».Различные исследователи высказывали несколько противоречивых заключений по поводу рассудочной деятельности

Эрудиция и интеллект: почему они работают только вместе

В жизни можно найти массу примеров людей, которые читают много книг, пополняют свой словарный запас новыми словами, интересуются разными вещами, знают много любопытной информации . Но, начиная общаться с этими людьми, в глаза бросается волнующий факт: уровень познавательных способностей этих людей оставляет желать лучшего.

Да, несложно найти какую-то информацию, запомнить ее, а потом рассказать кому-нибудь в разговоре. Но делать собственные выводы на основе полученных данных, предварительно их критически оценив и проанализировав, это принципиально другой уровень.

То же самое относится и к самостоятельному поиску ответов на всевозможные вопросы, которые не могут быть получены из имеющихся знаний, таких как прочитанные статьи и книги, просмотренные документальные фильмы и передачи, посещенные лекции и семинары. Некоторые люди совершенно не способны использовать имеющуюся у них информацию с практической пользой для себя.

Между тем может быть и другая ситуация: перед нами вполне интеллигентный человек с высоким интеллектом, но, несмотря на это, из его уст мы слышим какую-то возмутительную чушь, а выводы, которые он делает, неверны или даже абсурдны. Мы могли бы списать это на «некомпетентность» человека, но мы понимаем (и даже знаем наверняка), что он не дурак. У него острый ум и масса ценных навыков и умений.

Сталкиваясь с такими вещами, можно только поднять руки, ведь как же так бывает: либо эрудированный, начитанный и знающий человек плохо соображает, либо умный и остроумный человек говорит какую-то ерунду? Но если подумать, то нетрудно увидеть, что противоречия нет. В этой статье газета помогает компании подробно рассказать о том, почему эрудиция и интеллект работают только вместе.

Причины «противостояния» эрудиции и интеллекта

Мы не ошибемся, если скажем, что человеческий разум представляет собой очень сложную структуру, которая состоит из целого комплекса компонентов, одним из которых является как раз интеллект и эрудиция (а они относятся к разряду первичных). Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:

• интеллект – способность человека обрабатывать информацию;
• эрудиция – способность человека усваивать и воспроизводить данные (продукт памяти).

В идеале обе эти способности должны быть развиты в одинаковой степени. Но есть ли хоть один совершенный человек среди людей? Мы думаем, что нет. Помимо всего прочего, у каждого человека есть уникальная личность, формирующаяся и развивающаяся в определенных условиях. Поэтому бывают ситуации, когда у одного человека более развит интеллект, а у другого – эрудиция.

Стоит отметить, что это происходит как с умственными способностями, так и с физическими. Например, некоторые люди могут пробежать стометровку за несколько секунд, но не могут поднимать тяжелые веса, а некоторые могут поднять 120-килограммовую штангу, но им лучше не совершать спринты.

Человек будет постоянно активно развивать только те способности, на которые он обращает внимание. Тренируя мышцы, можно добиться огромной силы, а бег и развитие дыхательной системы позволяют развить завидную выносливость. Здесь нет ничего сложного.

У каждого есть предрасположенность к развитию определенной характеристики физического тела или ума. Но все же самое главное в любом начинании – это регулярные и систематические тренировки. Лежа на диване и смотря телевизор, глупо мечтать о чемпионском титуле по боксу или о покорении горных вершин. И с умственными способностями ситуация такая же.

Люди, обладающие прекрасной эрудицией и широким кругозором, но отличающиеся слабо развитыми мыслительными способностями, часто обладают прекрасной памятью, но низким уровнем интеллекта. Как правило, это происходит потому, что у них нет высокого IQ или каких-либо других способностей, и они даже не пытаются их развивать, а используют то, что есть: воспринимают информацию и усваивают ее в готовом виде. Получается, что они тренируют память, но забывают об интеллекте.

Ситуация прямо противоположная для тех, у кого есть природный ум и хорошие мыслительные способности, но очень мало знаний. Эти люди прекрасно мыслят и могут делать выводы, но при ограниченной информации они не могут объективно проанализировать правильность своих доводов и выводов. Их выводы соответствуют тому, что они знают.

После всего сказанного некоторые могут подумать: «Что в этом такого: люди разные, у всех разные способности, у всех ведь разные потребности и желания. Так почему бы не позволить людям быть теми, кто они есть? Мы никого не призываем сразу меняться в ту или иную сторону (каждый волен делать свой выбор). Однако все же хотим отметить, что эрудиция без интеллекта и ум без эрудиции могут сыграть человеку на руку.

Что плохого в эрудиции без интеллекта

Если компоненты ума развиты неравномерно, это может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. Первое, что нужно отметить здесь, это переоценка способностей. Когда человек своей эрудицией производит впечатление уверенного в себе, мудрого человека, он подвергает себя риску не справиться с поставленными перед ним задачами, если они требуют от него развитого интеллекта и способности к синтезу информацию, а не просто повторять то, что известно.

Если все хорошо, то ситуация стандартная. Он не требует использования каких-либо новых инструментов. Человек с развитой эрудицией и неразвитым интеллектом качественно выполнит стоящую перед ним работу. Но в случае необходимости использования нестандартного подхода или неизвестных такому человеку инструментов возникают серьезные трудности.

С другой стороны, эрудиция без интеллекта нередко приводит к отсутствию критического подхода. Когда человек усваивает информацию без тщательного ее анализа, он проявляет чрезмерное доверие к ее источнику и легко поддается влиянию экспертов и авторитетов.

Действительно, что-то в этом роде свойственно всем нам (например, ни один ученый не может разбираться во всех науках, а столкнувшись с чем-то, выходящим за рамки его компетенции, он будет доверять другим авторитетным ученым). Тем не менее, полное отсутствие критического мышления может порождать слепую веру. А последнее, как показывает практика, зачастую далеко от действительного положения вещей.

Что плохого в интеллекте без эрудиции?

Люди с высоким интеллектом, но небольшими знаниями и слабой эрудицией склонны к заблуждениям. Да, такие личности могут быстро найти решение практически любой нестандартной проблемы, чтобы выйти из сложной ситуации. Тем не менее их выводы во многих случаях оказываются ошибочными.

Когда человек оперирует недостаточной информацией по какому-либо вопросу, он создает препятствия для объективной оценки. Отсутствие в его картине мира некоторых вещей приводит к заведомо необъективным выводам, и во многих ситуациях именно они могут сыграть решающую роль.

Неверные или неверные выводы заводят в тупик и самого человека и тех, с кем он взаимодействует, что может быть опасно. За примерами далеко ходить не надо: можно вспомнить представления людей о плоской Земле, средневековые поверья в то, что люди, способные лечить травами, являются приспешниками дьявола, или флогистонную теорию горения, утверждающую, что все вещества содержат флогистон, чувство который улетучивается при горении.

Знающие, но необразованные люди (кстати, советуем прочитать нашу статью «Проблемы высокого IQ») дают старт провальным проектам, открывают обреченные на провал дела, развивают идеи, не выдерживающие никакой критики. А все из-за недостатка имеющихся у них знаний, не учитывающих тонкости и нюансы. При этом такие люди предпочитают не пользоваться чужой помощью, потому что уверены, что все знают.

Несложно сделать вывод, что две рассмотренные выше крайности могут вызывать различные нежелательные изменения во всех сферах жизни человека, начиная с домашнего хозяйства и отношений с партнерами, заканчивая карьерой и бизнесом. Оглянитесь вокруг: жизнь полна примеров, когда «перекос» в развитии эрудиции и интеллекта привносит в жизнь людей массу проблем и неприятностей.

Есть ли выход?

Не будем преувеличивать цвета — эрудиция без ума и интеллигентность без эрудиции — это не приговор, а выход из ситуации есть. Для начала нужно понять, что эти составляющие ума должны быть в равновесии друг с другом. Нужно стараться не допустить, чтобы одно начало доминировать над другим. Как этого добиться?

Когда вы получаете новые знания, усваиваете и обрабатываете их, то сравниваете с уже известными, делаете соответствующие выводы и синтезируете в голове дальнейшую информацию. Проще говоря, думать в прямом смысле этого слова – думать, думать, обдумывать.

Также стремитесь не просто получать знания, а «хранить» их в кладовой своего ума, не обдумывать в десятый раз то, что вы уже обдумали и что уже знаете. Комбинируйте формы интеллектуальной деятельности.

Вы узнали что-то новое – ваша задача не запомнить – критически оценить, сделать свой анализ, задать несколько вопросов, чтобы что-то уточнить, глубже понять смысл и понять причины. А вместе с этим придет память, и она придет автоматически – чем не еще один плюс?

Каждый, кто узнает себя в чем-то, упомянутом в статье, должен сформировать привычку рассуждать о чем-то. Это значит находить уточняющие факты, расширять свои знания и тренировать память. Плюс по возможности желательно применять то, что знаешь, хотя бы изредка, на практике. Это позволит вам углубить свои знания и сделать новые выводы, чтобы получить реальную пользу.

Гении есть, но их очень мало. Однако каждый человек может значительно расширить свои знания, активировать новые способности, приобрести интересные умения и навыки, необходимые в жизни. Это позволит гармоничному развитию эрудиции и интеллекта, в результате чего возникает и сбалансированная жизнь, успех, достижение целей и хорошие отношения с окружающими.

И, конечно же, никогда нельзя забывать о развитии мышления (напомним, об этом мы подробно говорили в статье «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), заботиться о сохранении ясного ума и интеллекта, вести образ жизни, позволяющий предотвратить деградацию ума.

Надеемся, у вас достаточно мотивации, чтобы быть умным и эрудированным человеком с высоким интеллектом. Как известно, желание – это полдела, поэтому остается только следовать намеченному пути и стараться не сворачивать с него. Желаем Вам успехов и гармоничного всестороннего развития!

Мудрость против Эрудиции: Мудрость — это путь со многими мастерами


Существует крайняя конфронтация эрудиции с мудростью (но не наоборот). Это было обнаружено в исследовании, проводившемся более 10 лет в области развития талантов. Исследованием руководил Петр Белоглавек.

Мудрость можно определить как способность человека сочетать идеализм и реализм с действиями, добавляющими ценности. Характерной чертой людей, достигших мудрости, является то, что у них было несколько мастеров, которые играли авторитетную роль в их жизни. Эти роли до сих пор в силе и мастерами до сих пор восхищаются.

Восхищение и функциональная зависть — понятия, позволяющие достичь мудрости. Люди, которые восхищаются достижениями и поступками других, имеют возможность обрести мудрость, но только если они преследуют цель повышения ценности окружающей среды. Функциональная зависть побуждает людей к достижению целей.

Люди с конфликтными отношениями с властью никогда не смогут достичь мудрости. Они могут быть чрезвычайно эрудированными, чрезвычайно эффективными работниками, но они никогда не смогут объединить идеализм и реализм с отношением к добавленной стоимости в своем окружении.

Очевидным парадоксом мудрости является потребность в множестве мастеров. Говорят, что ученики — это те ученики, которые побеждают своих учителей. Но мудрость, определяемая как пространство, в котором человек смог интегрировать идеализм и реализм с действиями, добавляющими ценности, не может быть преодолена. В чем разница между Мудростью и Эрудицией?

Мудрость

Мудрость — это состояние, которое требует сосредоточения внимания на определенных аспектах реальности, использования вопросов для понимания их природы и наличия необходимых знаний об окружающей среде для создания ценности.

Мудрость не может быть преодолена, потому что природа некоторых аспектов реальности понята и на нее можно повлиять.

Но следует учитывать, что мудрые люди не соревнуются с другими за место в мире. Они заслужили свое место в мире. Вот почему они остаются мастерами в той области, в которой они мудры.

Эрудиция

Эрудиция — зависимость, побуждающая людей строить параллельную гипотетическую реальность, в которой они считают себя мудрыми. Это частое пристрастие рационально одаренных людей.

Ими движет зависть, которая заставляет их накапливать данные, которые они используют, чтобы судить об их создателях, в то время как они пытаются продемонстрировать другим, что они мудры.

Это позволяет им противостоять другим в их гипотетической реальности и чувствовать, что их суждения делают их мудрыми. Они манипулируют, чтобы гарантировать, что их гипотетическая реальность превалирует над реальными фактами.

Выводы

Конкуренция с авторитетом в области, в которой он/она мудр, является демонстрацией того, что потребность в получении выгоды важнее потребности в добавлении ценности. Существование множества мастеров делает мудрость возможной.

Эрудиция не аналогична мудрости; это ошибочная версия мудрости. Мудрость подразумевает действие, а эрудиция — нет.

Достижение мудрости не может быть целью мудрого человека; мудрость является следствием действия индивидуума, но не является его причиной. Неразумно пытаться достичь мудрости.

Вот почему мудрость — это путь со множеством мастеров. Мастера — обычные или неординарные люди, достигшие мудрости в какой-то области. Ищите их, пока вы продолжаете добавлять ценность.

Чтобы достичь мудрости, вам нужно отказаться от своей скромности и расширить свое смирение. Мудрым людям не нужно быть правыми, они просто должны быть функциональными.

Академический комитет

ПРИМЕЧАНИЕ. Научно-исследовательский институт Unicist был пионером в использовании уницистского логического подхода в научных исследованиях сложности и стал частной глобальной децентрализованной ведущей исследовательской организацией в области адаптивных систем человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *