Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Отношение со сверстниками: Отношения детей со сверстниками: связи с развитием тревоги и депрессии на ранней стадии

Содержание

Отношения детей со сверстниками: связи с развитием тревоги и депрессии на ранней стадии


Роберт дж. Коплан, PhD, Лора Уи, MA
Центр развития человеческого потенциала им. Пикеринга, Факультет психологии, Карлтонский университет, Канада
(Английский язык). Перевод: Июнь 2015

Документ PDF

Введение

Группа ровесников является важным и уникальным условием для развития широкого спектра знаний и навыков в раннем детстве.1 Проще говоря, «играя с друзьями», дети приобретают, а также тренируют социальные (например, разрешение конфликтов), когнитивные (например, взгляд со стороны), эмоциональные (саморегуляция) и коммуникативные навыки, которые закладывают фундамент для дальнейшего развития.

Однако для многих детей группа ровесников может также быть первой обстановкой, где начинают проявляться самые ранние признаки расстройств интернализующего типа (таких как тревога и депрессия). В этих группах дети, охваченные состоянием тревоги, могут испытывать страх, волнение, беспокойство и чувство смущения. В раннем детстве симптомы депрессии могут включать ангедонию (неспособность испытывать удовольствие), чувство непомерной вины, а также перемены в аппетите и уровне активности.2,3,4 Необходимо отметить, что симптомы тревоги и депрессии могут зачастую проявляться одновременно.5,6

Проблематика

Исследования, рассматривающие связь между проблемами интернализующего типа и отношениями со сверстниками в раннем детстве,  обычно  опираются на информацию от родителей и учителей, гораздо реже – на наблюдения в естественных условиях. У родителей и учителей есть преимущество: они могут наблюдать за поведением ребенка на протяжении разных периодов времени и в разных ситуациях.

Однако это может сделать их ответы и реакцию предвзятыми. Наблюдения же потенциально предполагают более объективные данные, но чаще всего они более контекстуально ограничены, являются относительно дорогими и требуют много времени. Особую трудность в определении проблем интернализующего типа представляет их «скрытый» характер. Иначе говоря, многие эмоциональные и когнитивные симптомы тревожности и депрессии могут быть внешне незаметными, к тому же детям бывает особенно трудно выразить своё внутреннее состояние.

Научный контекст

Отношения детей со сверстниками можно исследовать на множестве уровней.1 Например,  на уровне взаимодействия со сверстниками главное внимание уделяется просоциальному (например, соучастие, сопереживание), антисоциальному (например, агрессия) и асоциальному (например, стеснительность и замкнутость) поведению детей со своими сверстниками. Отношения со сверстниками обычно относят к аспектам взаимной дружбы (например, близость, конфликты), тогда как группы ровесников имеют отношение к жизненному опыту ребенка гораздо более широкого социального круга (например, неприятие, исключения и издевательства).

 

Ключевые вопросы

  1. Проявляют ли дети с повышенными уровнями тревоги и депрессии какое-то характерное поведение в общении с ровесниками? Способствует ли поведение сверстников дальнейшему развитию проблем интернализующего типа?
  2. Каким образом сверстники реагируют и ведут себя по отношению к маленьким детям  с признаками тревоги и депрессии?
  3. Какое влияние оказывают отношения с ровесниками на развитие тревоги и депрессии в детстве? Каким образом сверстники могут выступать в виде усугубляющего (делающего хуже) и защитного (улучшающего) фактора для детей, склонных к проблемам интернализующего типа?

Результаты последних исследований 

Типы социального поведения маленьких детей с признаками тревожности и депрессии 

Результаты растущего числа исследований говорят о том, что дети, склонные к интернализующим проблемам, проявляют характерное социально замкнутое поведение среди своих ровесников.7 Другими словами, при любой возможности социального взаимодействия, будь то в детском саду или на детской площадке, дети в состоянии тревоги и депрессии обычно замыкаются в себе, отказываются от общения и лишь изредка сами начинают какой-либо социальный обмен с другими детьми. Кроме того, дети с симптомами тревожности и депрессии демонстрируют дефицит социальных навыков (например, зрительный контакт, попытки начать разговор), что может еще сильнее подорвать их способности участвовать в какой-либо социальной активности со сверстниками.

8,9,10

Несмотря на то, что некоторые дети в состоянии тревоги могут быть заинтересованы в социальном взаимодействии, их желание общаться с другими детьми зачастую сдерживается их социальной замкнутостью и молчаливостью. В результате они проводят большую часть времени, наблюдая (они наблюдают за другими детьми, но не присоединяются) и балансируя на границе социальных групп.8,11 Имеются определенные свидетельства того, что дети в состоянии депрессии также испытывают социальные трудности.12 Например, дети, проявляющие сильные симптомы депрессии, с большей степенью вероятности будут отвергнуты сверстниками.10 Более того, недостатки в навыках общения (например, участие в социальной активности, лидерство) и издевательства со стороны ровесников могут повлечь за собой симптомы депрессии в детстве.

13,14 Лонгитюдные исследования принесли существенные доказательства, указывающие на связь между социальной замкнутостью в детстве и дальнейшим развитием более серьезных внутренних проблем.15,16,17 Так, например, Katz и соавт.18 пронаблюдали за более чем 700-ми детьми с их раннего детства до раннего взрослого периода. Они описали траекторию развития, связывающую социальную замкнутость в возрасте пяти лет с социальными проблемами со сверстниками в возрасте пятнадцати лет, а затем – с диагнозами депрессии в возрасте двадцати лет. 

Ответная реакция сверстников на детей с признаками тревожности и депрессии  

Уже в раннем детстве дети с проявлениями тревожности и депрессии обычно сталкиваются с отрицательной реакцией со стороны ровесников. Например, дети с симптомами интернализующих проблем чаще всего вызывают неприязнь у сверстников и отвергаются ими.10,16 Как тревога, так и депрессия в раннем детстве связаны с виктимизацией со стороны ровесников.

14,19 Также есть свидетельства (в основном относительно детей более старшего возраста) того, что у детей с признаками тревожности и депрессии меньше друзей, а их дружеские отношения обычно менее крепкие.16,20,21,22,23 Кроме того, дети имеют тенденцию заводить друзей с аналогичными симптомами тревожности и депрессии, что может также  усугубить их собственные социальные проблемы.24 Несмотря на то, что, как уже было отмечено, симптомы тревожности и депрессии крайне трудно обнаружить в детстве,25 представляется ясным, что поведение детей с симптомами тревожности и депрессии в группе не остается незамеченным их сверстниками. Вполне вероятно, что поведенческие характеристики детей с признаками тревожности и депрессии, которые вызывают наиболее отрицательную реакцию со стороны сверстников: социальная замкнутость и другие виды социально неприспособленного поведения (независимо от того, возникают эти виды поведения в результате тревожности/депрессии или нет) – все эти поведенческие характеристики являются значимыми предикторами сопутствующих и последующих случаев виктимизации и неприятия со стороны сверстников.
10,15,26,27

Влияние отношений со сверстниками на развитие  тревожности и депрессии

Социальное отвержение, виктимизация и неприятие со стороны сверстников могут иметь долгосрочные отрицательные последствия для детей.1 В особенности опыт постоянного столкновения с виктимизацией со стороны сверстников в раннем детстве может вызвать последующее развитие тревожности и депрессии.14 К сожалению, дети с признаками тревожности и депрессии не только более склонны к проблематичным отношениям с ровесниками, но также оказываются чрезвычайно восприимчивыми к отрицательному воздействию такого рода опыта.

28,29,30 Так, например, Gazelle and Ladd31 обнаружили, что дети дошкольного возраста, проявляющие первые признаки тревожности, которые также были отвергнуты сверстниками, чаще всего остаются в состоянии тревожности, а также приобретают симптомы депрессии вплоть до четвертого класса. С другой стороны, дети с симптомами тревожности, которые не были отвергнуты сверстниками, в меньшей степени рискуют остаться в этом состоянии и приобрести симптомы депрессии. Однако есть определенные свидетельства, что замкнутые дети, дети с симптомами тревожности и депрессии могут извлекать пользу от положительного общения со сверстниками.29,32,33,34 Laursen и коллеги,35 например, сообщили о том, что наличие хотя бы одного близкого друга может уменьшить связь между социальной изоляцией и развитием внутренних проблем в раннем детстве. 

Неисследованные области

Несмотря на повышенное внимание к ранним проявлениям проблем интернализующего типа у детей, на данный момент невелико число исследований, посвященных потенциально важной роли влияния сверстников. В рамках данного весьма ограниченного числа исследований практически ничего неизвестно о связях между симптомами депрессии и опыте общения детей со сверстниками. Для будущих исследований будет также важно тщательнее изучить роль влияния навыков общения и отношений детей со сверстниками относительно определенных «подтипов» интернализующих проблем. Например, существуют свидетельства того, что определенные формы тревожности (например, социальная тревожность) могут быть в больше степени связаны  с недостатком навыков общения, чем другие формы (например, общее тревожное расстройство).

36,37 Кроме того, было проведено мало исследований, подробно рассматривавших роль, которую могли бы сыграть сверстники в программах ранней коррекции для помощи детям с признаками тревожности и депрессии.

Заключение

Сверстники играют важную и уникальную роль в развитии ребенка. Группа ровесников  также является для детей еще и привычной обстановкой, где они проявляют первые признаки интернализующих проблем, таких как тревожность и депрессия. Дети с проявлениями тревожности и депрессии часто испытывают определенные трудности в социальных взаимоотношениях со сверстниками. Прежде всего, дети, склонные к подобным проблемам интернализующего типа, обычно бывают тихими и замкнутыми в компании своих ровесников и могут также демонстрировать слаборазвитые навыки общения. В результате, возможно, дети с проблемами интернализации чаще становятся жертвами виктимизации и неприятия со стороны сверстников. Сам по себе такого рода отрицательный опыт общения со сверстниками влечет за собой повышенный риск появления в дальнейшем ряда социальных и эмоциональных проблем, а также трудностей в учебе. К сожалению, дети, склонные к проблемам интернализации, также чрезвычайно восприимчивы к отрицательному воздействию такого рода опыта, что зачастую усиливает симптомы тревожности и депрессии. Это может создать порочный круг, который обостряет риск отрицательных долгосрочных результатов. Однако существуют предварительные доказательства (в основном у детей более старшего возраста) того, что положительные взаимоотношения со сверстниками (например, близкая дружба) могут помочь в «создании защитной зоны» (оградить) для детей с симптомами тревожности и депрессии от некоторых отрицательных последствий рано проявляющихся проблем интернализации.

Рекомендации

Из данного обзора можно сделать некоторые потенциально важные выводы для родителей, педагогов раннего развития, учителей и врачей. Во-первых, нам необходимо продолжать повышать осведомленность о первых проявлениях тревожности и депрессии у детей, так как симптомы проблем интернализующего типа часто остаются незамеченными другими людьми. Во-вторых, родителям, учителям и другим следует наблюдать за  социальными взаимодействиями детей, так как это предоставляет возможность узнать об их эмоциональном благополучии. Например, ребенок, который часто демонстрирует излишне тихое, молчаливое и социально замкнутое поведение среди сверстников, возможно, требует пристального внимания. Сходным образом, первые признаки таких трудностей в общении со сверстниками, как неприятие и виктимизация, не должны оставаться незамеченными. В связи с этим поведение в группах ровесников может служить потенциальным «указателем» (т.е. первым тревожным признаком) проблем интернализации. Наконец, было показано, что надлежащее раннее вмешательство эффективно снижает симптомы внутренних проблем у детей.38,39,40 Группа ровесников может также послужить важной средой для  проведения такого рода способов раннего вмешательства. Кроме того, развитие навыков общения и стимуляция положительных взаимоотношений могут напрямую помочь детям с симптомами тревожности и депрессии.

Литература

  1. Rubin KH, Bukowski W, Parker J. Peer interactions, relationships, and groups. In: Eisenberg N, Damon W, Lerner RM, eds. Handbook of child psychology: Volume 3, Social, emotional, and personality development (6th ed). New York: Wiley; 2006:571-645.
  2. Côté SM, Boivin M, Liu X, Nagin DS, Zoccolillo M, Tremblay R. Depression and anxiety symptoms: Onset, developmental course and risk factors during early childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry 2009;50(10):1201-1208.
  3. Luby JL. Preschool depression: The importance of identification of depression early in development. Current Directions in Psychological Science 2010;19(2):91-95.
  4. Rao PA, Beidel DC, Turner SM, Ammerman RT, Crosby LE, Sally FR. Social anxiety disorder in childhood and adolescence: Descriptive psychopathology. Behaviour Research and Therapy 2007;45:1181–1191.
  5. Beesdo K, Bittner A, Pine D, et al. Incidence of social anxiety disorder and the consistent risk for secondary depression in the first three decades of life. Archives of General Psychiatry 2007;64(8):903-912.
  6. Brady EU, Kendall PC. Comorbidity of anxiety and depression in children and adolescents. Personality and Social Psychology Bulletin 1992;111:244–255.
  7. Rubin KH, Coplan RJ, Bowker JC. Social withdrawal in childhood. The Annual Review of Psychology 2009;60:141-171.
  8. Coplan RJ, Arbeau KA, Armer M. Don’t fret, be supportive! Maternal characteristics linking child shyness to psychosocial and school adjustment in kindergarten. Journal of Abnormal Child Psychology 2008;36:359-371.
  9. Duchesne S, Larose S. Vitaro F, Tremblay RE. Trajectories of anxiety in a population sample of children: Clarifying the role of children’s behavioral characteristics and maternal parenting. Development and Psychopathology 2010;22(2):361-373.
  10. Harrist AW, Zaia AF, Bates JE, Dodge KA, Pettit GS. Subtypes of social withdrawal in early childhood: Sociometric status and social-cognitive differences across four years. Child Development 1997;68(2):278-294.
  11. Coplan RJ, Prakash K, O’Neil K, Armer M. Do you “want” to play? Distinguishing between conflicted shyness and social disinterest in early childhood. Developmental Psychology 2004; 40:244-258.
  12. Luby JL, Heffelfinger AK, Mrakotsky C, Hessler MJ, Brown KM, Hildebrand T. Preschool major depressive disorder: Preliminary validation for developmentally modified DSM-IV criteria. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 2002;41(8):928-937.
  13. Gullone E, Ollendick TH, King NJ. The role of attachment representation in the relationship between depressive symptomatology and social withdrawal in middle childhood. Journal of Child and Family Studies 2006;15(3):263-277.
  14. Perren S, Alsaker FD. Depressive symptoms from kindergarten to early school age: Longitudinal associations with social skills deficits and peer victimization. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health 2009;3(28):1-10.
  15. Ladd GW. Peer rejection, aggressive or withdrawn behavior, and psychological maladjustment from ages 5 to 12: An examination of four predictive models. Child Development 2006;77(4):822-846.
  16. Pedersen S, Vitaro F, Barker ED, Borge AI. The timing of middle-childhood peer rejection and friendship: Linking early behavior to early adolescent adjustment. Child Development 2007;78(4):1037-1051.
  17. Rubin KH, Chen X, McDougall P, Bowker A, McKinnon J. The Waterloo Longitudinal Project:  Predicting adolescent internalizing and externalizing problems from early and mid-childhood. Development and Psychopathology 1995;7:751-764.
  18. Katz SJ, Conway CC, Hammen CL, Brennan PA, Najman JM. Childhood social withdrawal, interpersonal impairment, and young adult depression: A mediate model. Journal of Abnormal Child Psychology 2011;39(8):1227-1238.
  19. Rapee RM, Schniering CA, Hudson JL. Anxiety disorders during childhood and adolescence: Origins and treatment. Annual Review of Clinical Psychology 2009;5:311-341.
  20. Chan A,  Poulin F. Monthly instability in early adolescent friendship networks and depressive symptoms. Social Development 2009;18(1):1-23.
  21. Festa CC, Ginsburg GS. Parental and peer predictors of social anxiety in youth. Child Psychiatry & Human Development 2011;42(3):291-306.
  22. La Greca AM, Harrison HM. Adolescent peer relations, friendships, and romantic relationships: Do they predict social anxiety and depression? Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology 2005;34:49–61.
  23. Rose AJ, Carlson W, Luebbe AM, Schwartz-Mette RA. Predicting difficulties in youth’s friendships: Are anxiety symptoms as damaging as depressive symptoms? Merrill-Palmer Quarterly 2011;57(3): 244-262.
  24. Van Zalk MH, Kerr M, Branje SJ, Stattin H, Meeus WH. It takes three: Selection, influence, and de-selection processes of depression in adolescent friendship networks. Developmental Psychology 2010;46(4):927-938.
  25. Berg-Nielsen TS, Solheim E, Belsky J, Wichstrom L. Preschoolers’ psychosocial problems: In the eyes of the beholder? Adding teacher characteristics as determinants of discrepant parent–teacher reports. Child Psychiatry and Human Development 2012;3:393-413.
  26. Klima T, Repetti RL. Children’s peer relations and their psychological adjustment: Differences between close friendships and the larger peer group. Merrill-Palmer Quarterly 2008;54(2):151-178.
  27. Troop-Gordon W, Ladd GW. Trajectories of peer victimization and perceptions of the self and schoolmates: Precursors to internalizing and externalizing problems. Child Development 2005;76(5):1072-1091.
  28. Bond L, Carlin JB, Thomas L, Rubin K, Patton G. Does bullying cause emotional problems? A prospective study of young teenagers. BMJ 2001;323:480–484
  29. Booth-LaForce C, Oxford ML. Trajectories of social withdrawal from Grades 1 to 6: Prediction from early parenting, attachment, and temperament. Developmental Psychology 2008;4:1298–1313.
  30. Oh W, Rubin KH, Bowker JC, Booth-LaForce C, Rose-Krasnor L, Laursen B. Trajectories of social withdrawal from middle  childhood to early adolescence. Journal of Abnormal Child Psychology 2008;36(4):553-566.
  31. Gazelle H, Ladd GW. Anxious solitude and peer exclusion: A diathesis-stress model of internalizing trajectories in childhood. Child Development 2003;74(1):257-278.
  32. Erath SA, Flanagan KS, Bierman KL. Early adolescent school adjustment: Associations with friendship and peer victimization. Social Development 2008;17(4):853-870.
  33. Greco LA, Morris TL. Factors influencing the link between social anxiety and peer acceptance: Contributions of social skills and close friendships during middle childhood. Behavior Therapy 2005;36:197-205.
  34. Schrepferman LM, Eby J, Snyder J, Stropes J. Early affiliation and social engagement with peers: Prospective risk and protective factors for childhood depressive behaviors. Journal of Emotional and Behavioral Disorders 2006;14(1):50-61.
  35. Laursen B, Bukowsko WM, Aunola K, Nurmi J-E. Friendship moderates prospective associations between social isolation and adjustment problems in young children. Child Development 2007;78(4):1395-1404.
  36. Miers AC, Blöte AW, Westenberg PM. Peer perceptions of social skills in socially anxious and nonanxious adolescents. Journal of Abnormal Child Psychology 2010;38:33-41.
  37. Scharfstein L, Alfano C, Beidel D, Wong N. Children with generalized anxiety disorder do not have peer problems, just fewer friends. Child Psychiatry and Human Development 2011;42:712-723.
  38. Lenze SN, Pautsch J, Luby J. Parent-child interaction therapy emotion development: A novel treatment for depression in preschool children. Depression and Anxiety 2011;28:153-159.
  39. Rapee RM. Group treatment of children with anxiety disorders: Outcome and predictors of treatment response. Australian Journal of Psychology 2000;52(3):125-129.
  40. Rapee RM, Kennedy S, Ingram M, Edwards S, Sweeney L. Altering the trajectory of anxiety in at-risk young children. The American Journal of Psychiatry 2010;167(12):1518-1525.

Для цитирования:

Коплан РДж, Уи Л. Отношения детей со сверстниками: связи с развитием тревоги и депрессии на ранней стадии. В: Тремблей РЭ, Буаван М, Петерс РДеВ, ред. Рапи РМ, ред. темы. Энциклопедия раннего детского развития [онлайн]. https://www.encyclopedia-deti.com/trevozhnost-i-depressiya/ot-ekspertov/otnosheniya-detey-so-sverstnikami-svyazi-s-razvitiem-trevogi-i. Опубликовано: март 2013 r. (английский). Дата просмотра 29 апреля 2023 r.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Этапы и типы отношений школьника со сверстниками

Ни для кого не секрет, что школьные годы – это основной этап социализации ребёнка. Школа – это не только место, где дети получают образование, но также они учатся самому главному – умению взаимодействовать с людьми. Так как дети на протяжении всего процесса обучения находятся в коллективе, им нужно как-то сосуществовать вместе. При этом, поскольку все люди разные, и дети далеко не исключение, сосуществовать в гармонии получается не всегда.

В школе дети получают опыт различных взаимоотношений, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на всех участников этих отношений. Так как же проходит процесс становления отношений школьников в коллективе и какие типы таких отношений существуют? Обратимся за помощью к специалистам.


Рассмотрим эти вопросы вместе с преподавателем белорусского языка и литературы, чешского языка, Юлией Сныткиной.

Первым этапом является первичное знакомство. На этом этапе дети узнают друг о друге базовую информацию (имя, фамилия, возраст), присматриваются друг к другу. При знакомстве может возникнуть поверхностная симпатия или антипатия, как это происходит у взрослых.

Вероятно, вы могли замечать за собой, что вы быстрее вступаете в контакт с человеком, который чем-то похож на вас. Вы обращаете внимание на то, как человек выглядит, как говорит и ведет себя в обществе. То же можно сказать и о детях. В детстве мы активно познаем мир, поэтому дети очень наблюдательны, иногда даже больше, чем взрослые. Однако здесь следует заметить, что дети младшего школьного возраста, как правило, на этапе знакомства сохраняют нейтралитет, поскольку не имеют достаточного опыта. Чем старше ребенок, тем больше вероятность возникновения симпатии / антипатии в самом начале зарождения отношений.

Второй этап – вторичное знакомство. Здесь дети знакомятся друг с другом ближе: узнают о интересах, хобби, особенностях характера и поведения. Во время общения между собой у них складывается общее впечатление о собеседниках: комфортно ли им вместе, есть ли точки соприкосновения. На этом этапе можно говорить об уверенной симпатии или антипатии.

Вторичное знакомство – это стадия формирования приятельских отношений. Также данный этап может обернуться и неприязнью или вовсе никак не сдвинуть отношения с места. Здесь можно говорить о начале формирования отдельных «групп по интересам» внутри одного коллектива.

Третий этап можно назвать «пробой пера» в отношениях. На этом этапе дети пробуют себя в совместной деятельности внутри сложившихся на предыдущем этапе групп, сталкиваются с необходимостью взаимопомощи, ответственности друг перед другом за свои действия (как пример можно привести выполнение проекта по интересам, творческого задания).

Переживая этот опыт, дети испытывают чувство комфорта или дискомфорта от взаимодействия друг с другом, удовлетворения или неудовлетворения от совместной деятельности, делают выводы о ее продуктивности. Таким образом, на данном этапе из приятельских формируются товарищеские отношения. Тем не менее, если дети не удовлетворены опытом вышеописанного взаимодействия, группа может расформироваться, а отношения останутся на уровне приятельских.

Четвертый и последний этап – зарождение дружбы. Данный этап характеризуется наличием существенных общих интересов, сходством взглядом, взаимной привязанностью, доверием, готовностью помочь и поддержать.

На этом этапе дети ощущают взаимную потребность друг в друге не только в школе, но и за ее пределами, могут доверить друг другу свои секреты и хранить тайны друзей. Следует отметить, что друзьями могут стать как все члены сформировавшейся группы, так и лишь некоторые их них.

Исходя из этапов формирования взаимоотношений между школьниками в коллективе, можно выделить следующие типы этих отношений.

Просто одноклассники. Общение между просто одноклассниками, т.е. детьми, обучающимися в одном классе и только, ограничивается уровнем «привет-пока» и обсуждением вопросов, связанных с учебой (тема урока, домашнее задание, контрольные работы и под.).

Приятели. Для этого типа отношений характерно минимальное обсуждение интересов, новостей, общих тем, касающихся учебы и других сфер.

Неприятели. В таких отношениях имеют место злые шутки, подколы и другие пакости, однако также возможно и полное отсутствие всякого общения, даже минимального «привет-пока».

Товарищи. Товарищам присуща взаимная заинтересованность в совместной деятельности, в близком общении. Для таких отношений характерно не только активное обсуждение интересов. Дети хотят проводить время вместе за занятиями, которые доставляют им удовольствие, с радостью помогают друг другу в процессе. В товарищеских отношениях всегда присутствует лидер. При этом, если лидеров в группе два или более, группа рано или поздно распадается, так как каждый из них будет «тянуть одеяло на себя».

Друзья. Для дружбы характерно желание быть вместе как можно больше. Друзья, как правило, сидят за одной партой, делают вместе домашнее задание, ходят гулять. Друзьям свойственно принятие друг друга со всеми недостатками, понимание, беспрекословная поддержка в любой ситуации. Друзья защищают друг друга от нападок неприятелей и остаются вместе, когда от одного из них вдруг отворачиваются остальные. Конечно, бывают исключения из правил, но тогда дружба рушится.

Также следует отметить, что в дружбе, как и в товариществе, чаще всего встречаются отношения «ведущий-ведомый», при этом у пары «ведомый-ведомый» больше шансов построить и сохранить крепкую дружбу, чем у пары «лидер-лидер».

Материал подготовлен сайтом Redsale.by

положительных отношений со сверстниками | Высшее благо в образовании

Перейти к основному содержанию

Что это такое?

Большинство людей согласится с тем, что мало что повлияло на их школьную жизнь так сильно, как их отношения со сверстниками — друзьями, знакомыми или кем-то еще. Отношения со сверстниками играют важную роль в школьной жизни детей, и отношения со сверстниками становятся еще более влиятельными, когда дети достигают подросткового возраста.

Исследования позитивных отношений со сверстниками часто различают дружба и признание сверстников . Качественная дружба подразумевает не только товарищеские отношения, но и заботу, одобрение и поддержку. Помимо совместной игры, хорошие друзья чувствуют себя комфортно, открываясь друг другу, и мотивированы на разрешение возникающих конфликтов.

Принятие сверстников, иногда называемое исследователями популярностью, фокусируется на том, насколько учащимся нравится или нравится играть со своими одноклассниками, и было обнаружено, что это влияет на чувство принадлежности учащихся к школе и их успеваемость.

Учительница математики в 5-м классе прочитала исследование, которое показало, что оценки учеников по математике улучшаются, когда они проявляют самообладание и когда они чувствуют, что их принимают другие ученики в классе. В результате она заставляет учеников практиковать внимательность каждое утро, чтобы помочь развить их навыки внимания, и создает безопасный и гостеприимный класс с помощью совместных групп по решению проблем и регулярных классных собраний, чтобы ученики чувствовали, что они принадлежат друг другу и связаны друг с другом.

Почему они важны?

Исследования показывают, что позитивные отношения со сверстниками приносят учащимся множество преимуществ в школе и в жизни.

 

Для детей важно как количество, так и качество отношений.
  • Исследования показали, что маленькие дети с большим количеством друзей менее склонны к одиночеству и с большей вероятностью будут любить школу и заниматься ею.
  • В среднем детстве принятие сверстников, дружба и качество дружбы имеют значение с точки зрения снижения вероятности одиночества ребенка.
  • Позитивные отношения со сверстниками делают детей более стойкими, даже когда они сталкиваются с трудностями дома.

 

Одного хорошего друга может быть достаточно.
  • Одного близкого друга может быть достаточно, чтобы защитить детей от негативных последствий плохого обращения со стороны сверстников.
  • Точно так же исследования показывают, что подростки, у которых есть хотя бы одна взаимная дружба, имеют более высокую самооценку, чем те, у кого ее нет; с другой стороны, наличие большего количества друзей, по-видимому, не способствует дальнейшему повышению самооценки.

 

Особенно для подростков позитивные отношения со сверстниками имеют большое значение в других сферах жизни.
  • Принятие сверстников положительно влияет на средний балл в средней школе; Фактически, исследования показывают, что положительные отношения со сверстниками могут объяснить до 40% академических достижений подростков.
  • Положительная поддержка сверстников также предсказывает здоровье и благополучие подростков (в разных культурах), а также их эмоциональную и поведенческую вовлеченность в школу, и этот эффект со временем усиливается.
  • Точно так же подростки, чьи близкие друзья просоциальны, с гораздо большей вероятностью будут ставить просоциальные цели и вести себя просоциально в будущем.

Сборник практик

Практики

Уровень

Выберите уровеньPreK/Младший начальный уровеньСтарший начальный уровеньСредняя школаСредняя школаКолледжВзрослый

Продолжительность

Выберите продолжительность≤ 15 минут≤ 30 минут≤ 1 час≤ 2 часаНесколько сеансов

Сортировать по

По алфавитуСамые последниеНаивысший рейтинг

Очистить

Веселый и быстрый способ завязать дружеские отношения между учащимися

Средняя школа

Несколько занятий

Студенты учатся успокаивать себя в стрессовые моменты.

Средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся рисуют и пишут о том, как они проявляли доброту по отношению к другим.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Учащиеся определяют, как они могут практиковать «случайные добрые дела».

Средняя школа

≤ 1 часа

Поддерживайте позитивные отношения, доброжелательно отзываясь о ком-то «за его спиной».

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Метод совместного обучения, привлекающий всех учащихся посредством движения, обсуждения и обмена идеями.

Старшая начальная, средняя школа, средняя школа, колледж

≤ 1 часа

Используйте процесс «Круг», чтобы побудить учащихся безопасно и уважительно делиться своим уровнем понимания академической темы.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Используйте процесс «Круг», чтобы создать ощущение связи между учащимися и сотрудниками, делясь настроениями, чувствами и моментами радости и боли.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 30 минут

Учащиеся медленно читают текст и размышляют над его личным значением для них.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Празднование каждого ученика в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого учащегося в вашем классе

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Празднование каждого ученика в вашем классе

Средняя школа

≤ 15 минут

Мероприятие для каждого ученика в вашем классе

Старшая начальная школа

≤ 15 минут

Игра, основанная на балансе и командной работе, которая помогает укрепить доверие.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся вносят свой вклад в изменения, которые могут быть внесены в класс, чтобы тонко намекнуть на хорошее поведение.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Учащиеся участвуют в просоциальных (добрых, полезных) действиях в течение десяти дней и размышляют о влиянии своих действий на себя и других.

Средняя школа, старшая школа, колледж

Несколько занятий

Учителя и ученики создают безопасное пространство для развития крепких отношений.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся вспоминают время, когда они чувствовали себя рядом с кем-то, чтобы развить чувство принадлежности и благополучия.

Средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 15 минут

В этом круговом упражнении учащиеся практикуют осознанную речь и внимательное слушание.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Список вопросов для обсуждения, которые помогут развить у учащихся эмпатию.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 30 минут

Список вопросов для обсуждения, которые помогут развить у учащихся эмпатию.

Средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Стратегия интерактивного обучения, которая помогает учащимся прояснить свои собственные идеи и услышать другие точки зрения, поднимая их со своих мест.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа, колледж

≤ 30 минут

Учащиеся думают о факторах, которые побуждают и мешают людям действовать, когда они сталкиваются со страданиями или несправедливостью.

Средняя школа, колледж

≤ 1 часа

Учащиеся отрабатывают свои социальные навыки друг с другом, изучая новое танцевальное движение

PreK/младшая начальная, старшая, средняя, ​​старшая школа

≤ 30 минут

Стратегии поощрения и помощи учащимся в практике честности

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 15 минут

Узнавайте лица всех в классе или на собрании, чтобы усилить чувство групповой связи.

Средняя школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Создание произведений искусства о доброте вдохновляет учеников быть заботливыми и щедрыми.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 15 минут

Ученики находят тайного приятеля, которому они могут помочь в течение недели.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Используйте истории, чтобы поощрять смелое поведение учащихся в школе и дома

PreK/младшая начальная школа

≤ 1 часа

Воспитывать у приемных учащихся чувство взаимосвязи через благоговение

Средняя школа, колледж

≤ 30 минут

Учащиеся мысленно посылают добрые пожелания тому, кто важен для них.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 15 минут

Учащиеся устанавливают и укрепляют дружеские отношения с одноклассниками безопасным способом.

Средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся используют фотографию или рисунок, чтобы исследовать цель и смысл своей жизни.

Средняя школа, старшая школа, колледж

Несколько занятий

Вместе сочиняйте музыку, чтобы поощрять щедрость и помогать маленьким детям.

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Просматривайте и пополняйте свою классную или школьную библиотеку книгами, посвященными разным темам.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 30 минут

Создайте классное сообщество путем мозгового штурма, чтобы перестать унижать.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Учащиеся проявляют доброту, чтобы стать счастливее

Проведите короткую практику чтения хором, которая способствует развитию сообщества и связи.

Средняя школа, колледж, взрослый

≤ 15 минут

Учащиеся обсуждают навыки SEL, затронутые во время занятия, в котором они только что участвовали.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа

≤ 15 минут

Учащиеся изучают, как наши представления о различиях влияют на то, как мы видим и выбираем способы взаимодействия друг с другом.

Средняя школа

≤ 1 часа

Используйте язык, чтобы помочь ученикам настроиться на сотрудничество.

PreK/младшая начальная школа

≤ 15 минут

Учащиеся ищут в других хорошее, признавая сильные стороны друг друга. (Благодарность подросткам и подросткам, урок 3)

Средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Используйте процесс Круга, чтобы поощрять заботу о себе среди сотрудников и студентов во всех измерениях.

Средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

≤ 30 минут

Учащиеся изучают примеры из реальной жизни, чтобы найти мирные способы реагирования на дискриминацию.

Старшая школа

Несколько сеансов

Учащиеся укрепляют доверие и вовлеченность с помощью быстрой и веселой игры, раскрывающей их общие черты.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа, средняя школа

≤ 15 минут

Обсуждение побуждает учителей к размышлениям и совместной работе над эффективной реализацией SEL.

Взрослый

≤ 30 минут

Инструмент для создания благоприятной и равноправной среды в классе и школе, а также для продвижения SEL.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа, средняя школа, старшая школа, колледж, взрослый

Учащиеся определяют и практикуют «здравый смысл» или волю и умение поступать правильно.

Старшая школа

Несколько сеансов

Ученики выявляют предположения других о себе, а затем описывают, кто они на самом деле внутри.

PreK/младшая начальная школа, старшая начальная школа

≤ 1 часа

Учащиеся узнают, как доброта и благодарность укрепляют дружбу, благодаря коту Сплату.

PreK/младшая начальная школа

≤ 30 минут

Учащиеся узнают, как наше разное происхождение дает нам разные точки зрения.

Старшая начальная, средняя школа, старшая школа

≤ 1 часа

Учащиеся исследуют, как они сталкиваются с повседневными моральными дилеммами, и рассматривают, кто и что влияет на их реакцию, когда возникают конфликты.

Старшая начальная, средняя школа

≤ 1 часа

С помощью рассказов, обсуждений и творческих презентаций о настоящих героях учащиеся воспитывают в себе сострадание к другим и рассматривают смелое участие в общественной жизни как достойный восхищения героический образ жизни.

PreK/младшая начальная, старшая начальная, средняя школа, старшая школа

Несколько занятий

«Ты был моим другом, — ответила Шарлотта. «Это само по себе потрясающая вещь».

–Э. Б. Уайт, Паутина Шарлотты

Важность построения отношений с коллегами

Признайтесь: иногда мысль о работе в одиночку кажется привлекательной.

Вам не придется сидеть на непродуктивных совещаниях. Вы можете сосредоточиться на своем списке дел без непрекращающихся пингов мгновенных сообщений и электронных писем. Вы будете контролировать получение того, что вам нужно, когда вам это нужно.

Оторвись от мечтаний на минуту. Конечно, хотя командная работа и сотрудничество имеют свои проблемы, многое можно сказать о важности отношений с коллегами на работе.

Почему важны отношения с коллегами на работе?

70 % сотрудников говорят, что наличие друзей на работе является наиболее важным элементом счастливой трудовой жизни. Когда их попросили выбрать две эмоции, которые они испытывают, когда их исключают на работе, 40% респондентов разных поколений и полов ответили, что они, скорее всего, будут чувствовать себя проигнорированными.

Очевидно, вы не хотите, чтобы кто-то из членов вашей команды чувствовал себя изолированным и неуслышанным. Но почему еще вы должны сосредоточиться на общении с коллегами по работе? Как оказалось, он предлагает ряд преимуществ — не только для отдельных лиц, но и для всей организации.

1. Отношения с коллегами повышают продуктивность и производительность

Исследование Gallup показало, что 30% сотрудников говорят, что у них есть лучший друг на работе. Сообщается, что этот процент работников в семь раз больше занимается своей работой и выполняет работу более высокого качества.

Кроме того, тесные отношения с коллегами по работе могут повысить уровень счастья сотрудников, что вдохновляет их делать больше. Исследование Оксфордского университета показало, что работники на 13% более продуктивны, когда они счастливы.

2. Отношения с коллегами способствуют удержанию сотрудников

Вы хотите, чтобы ваши лучшие сотрудники оставались с вами надолго. Хотя существует множество факторов, влияющих на удержание (от возможностей развития до управления), рабочие отношения — это большая часть головоломки.

Исследование, проведенное Workforce, показало, что 62% сотрудников, у которых на работе было от одного до пяти близких друзей, заявили, что отклонят другое предложение о работе. Это число увеличивается до 70% для сотрудников, у которых есть от 6 до 25 близких друзей по работе.

3. Отношения с коллегами улучшают командный дух

Отношения на работе поддерживают дух вашей команды. Исследования показали, что дружба на качественной работе неразрывно связана с удовлетворением от работы и счастьем.

Логично. Когда люди ладят, знают, что их поддерживают, и чувствуют связь друг с другом, они с большей вероятностью будут получать удовольствие от сотрудничества.

4. Признание сверстников мотивирует

Обычно мы воспринимаем давление сверстников как негативное влияние, но на самом деле ваши сверстники могут действовать как положительная мотивационная сила на работе. Согласно отчету «Вовлеченность сотрудников и организационная культура», коллеги и дух товарищества являются основными причинами, по которым сотрудники делают все возможное, а не деньги. 44% всех работников будут органично и последовательно признавать друг друга, когда им предоставляется такая возможность.

(Источник: Брук Кейгл через Unsplash)

Советы по построению отношений со сверстниками

Доказательства убедительны. Итак, как вы на самом деле устанавливаете настоящие связи с людьми, с которыми работаете? Вот несколько советов, которые помогут вам заложить основу.

1. Выполняйте свои обещания

Все тонкости в мире не приведут к прочным отношениям, если вы не начнете с основ. Самый большой? Делать то, что ты сказал, что собирался сделать.

Доверие — основа любых отношений (будь то личные или профессиональные), поэтому вам нужно начать с того, чтобы сдержать свое слово. Уложиться в сроки. Выполняйте свои задачи. Не оставляйте людей в подвешенном состоянии.

Помните, люди, как правило, не хотят устанавливать тесные связи с людьми, которым они не могут доверять.

2. Подключайтесь не только к своему списку задач

Если вы спрашиваете о статусе проекта или сравниваете расписание предстоящей встречи, у вас всегда есть темы для обсуждения, связанные с работой.

Однако, если вы хотите установить связь на более глубоком уровне, убедитесь, что вы лично проверяете, что происходит с вашими коллегами — даже если это что-то столь же простое, как то, что они сделали в те выходные.

Вам решать, что вам удобно обсуждать с коллегами. Тем не менее, исследование Университета Оливет Назарян показало, что некоторые люди не боятся переходить на личности (многие обсуждают свою личную жизнь и даже проблемы со здоровьем).

3. Предложите похвалу и признание

Комплименты имеют большую силу. Фактически, исследования показали, что похвала активирует ту же часть нашего мозга, что и денежное вознаграждение. Кроме того, нам, естественно, нравятся люди, которые делают нам комплименты. Тем не менее, 40% сотрудников говорят, что их недостаточно узнают на работе.

Итак, поаплодируйте вашему коллеге за впечатляющую презентацию, которую он представил на недавней встрече. Поблагодарите их за вклад в ваш проект. Это, казалось бы, небольшое усилие, которое может иметь большое значение в ваших отношениях.

4. Не забудьте прослушать

Нет ничего более неприятного, чем ощущение того, что тебя не слышат. Ваши усилия установить связь с коллегами на более глубоком уровне не окупятся, если вы не будете их слушать.

Положите телефон. Закройте все вкладки для этой видеоконференции. Старайтесь изо всех сил сохранять информацию, которой члены вашей команды делятся с вами. Если вы не сделаете этого дополнительного шага, ваши попытки построить крепкие отношения будут казаться пустыми и нерешительными.

5. Избегать осуждения

Как часто вы позволяли себе раздражаться из-за коллеги, которого вы считали «слишком сильным»: слишком властным, слишком сдержанным, слишком громким? Это раздражение проникает в каждое ваше взаимодействие с ними, создавая дистанцию ​​между вами, что не является идеальной средой для сотрудничества. Подобные суждения мешают вам узнать членов вашей команды такими, какие они есть на самом деле. Отпустите свои предвзятые представления и постарайтесь как следует их узнать. Чаще всего ваши первоначальные впечатления оказываются ошибочными.

Как улучшить отношения на рабочем месте удаленно 

Выстраивание отношений с коллегами по работе всегда требует определенных размышлений и сознательных усилий, но это особенно верно, когда вы работаете удаленно.

Вы не сотрудничаете бок о бок, что может способствовать ощущению оторванности и изоляции. Отчет Buffer о состоянии удаленной работы за 2020 год показал, что одиночество — одна из самых больших проблем при удаленной работе.

Итак, как вы можете построить позитивные отношения на рабочем месте, даже если ваша команда рассредоточена? Вот несколько полезных стратегий для построения команды удаленной работы.

1. Найдите время для светской беседы

В обычной офисной среде светская беседа происходит естественным образом. Люди болтают за чашечкой кофе в комнате отдыха или направляются в конференц-зал для еженедельной командной встречи.

Когда вам нужно встретиться удаленно, это легко пропустить. Все присоединяются к видеозвонку, и вы сразу переходите к делу.

Вместо этого выделите несколько минут в начале или в конце каждой встречи, чтобы проверить, как люди себя чувствуют. Что они делали в эти выходные? Что с ними происходит? Откройте слово для всех, чтобы поучаствовать в дружеской беседе. Это важнее, чем вы думаете.

2. Продолжайте веселые традиции

Командную культуру сложно поддерживать, когда вы работаете удаленно. Вы больше не проводите ежемесячные счастливые часы или тематические конкурсы по украшению стола.

Но это не значит, что с удаленной командой нельзя делать ничего интересного. Может быть, вы захотите попробовать себя в виртуальных командных играх, например, в обычном конкурсе викторин с помощью видео для всех, кто заинтересован. Или, возможно, вы начнете еженедельную ветку обмена фотографиями в Slack. Возможно, вы даже создадите корпоративный книжный клуб.

Проявите творческий подход и спросите членов вашей команды, что бы им понравилось. Вы найдете множество беззаботных и дружелюбных возможностей для общения людей друг с другом.

3. Предложите поддержку и ресурсы 

Если ваша команда перешла на удаленную работу во время пандемии, вы знаете, что сейчас у всех много дел. Один из лучших способов наладить более прочные связи — предложить свою поддержку. Будьте уверены, это не должно быть чем-то сложным. Вы нашли расширение для браузера, которое значительно упростило удаленную работу? Задействуйте свою команду. Нашли ли вы способ занять своих детей, оставаясь дома? Поделитесь ею со своими коллегами, которые также являются родителями.

Вы докажете, что по-прежнему заботитесь о членах своей команды, даже если вы не работаете в одном и том же физическом пространстве.

4. Личные встречи

Если это возможно, планируйте личные встречи несколько раз в год. Перевод ваших обсуждений в автономный режим — это верный способ стимулировать более содержательный разговор, который, в свою очередь, даст информацию о том, как все сотрудничают удаленно. Убедитесь, что ваши встречи не связаны исключительно с работой — организуйте веселые мероприятия, которые вы обычно не проводите вместе.

Ваши отношения на работе имеют значение

Отношения с коллегами на работе не лишены недостатков и проблем. Однако крепкие связи с коллегами могут иметь множество преимуществ.

Укрепите отношения с коллегами с помощью решения для управления работой, которое улучшает прозрачность, упрощает совместную работу и повышает подотчетность. Wrike делает все это и многое другое. Персонализированные информационные панели обеспечивают прозрачность рабочей нагрузки команды и статуса проекта, а наши удобные @упоминания выводят разговоры из длинных потоков электронной почты. Вы можете сотрудничать в режиме реального времени, ускорить обратную связь и сделать свою тяжелую работу видимой с помощью мощных инструментов отчетности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *