Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Память кратковременная это: Кратковременная память: функции, средний объем и виды

Кратковременная память: функции, средний объем и виды

Содержание

  1. Кратковременная память. Принцип работы
  2. Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти
  3. Другие виды памяти
  4. Рекомендации по улучшению кратковременной памяти
  5. Упражнения на развитие кратковременной памяти

Если вы когда-либо готовились к экзамену за одну-две ночи, то знаете, как много информации может вместить человеческий мозг, и как быстро забывается запомненное впоследствии. Так работает один из видов нашей памяти — кратковременная память.

Кратковременная память — это промежуточное “хранилище” данных, в котором поступающая в мозг информация находится до того как перейдет на долговременное хранение, либо забудется окончательно.

Кратковременная память. Принцип работы

Как понятно из названия, здесь воспоминания находятся довольно недолго — от нескольких секунд до нескольких дней. Происходит это так:

Мозг обрабатывает сигналы, поступающие к нему из различных источников и хранит до тех пор, пока они необходимы для какой-либо задачи. Основным механизмом сохранения информации на данном этапе является простое повторение. Прекращая повторение, человек, как правило, начинает забывать запомненное, освобождая таким образом место для хранения новых данных, которые кажутся ему более актуальными.

Объем кратковременной памяти тоже невелик. В среднем это 7 +-2 единицы информации — число Миллера, выявленное экспериментальным путём.

Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти

Поскольку кратковременная память тесно связана с выполнением какой-либо задачи — например, выучить билет к экзамену, либо запомнить список покупок, за которыми нужно отправиться в ближайшее время, она тесно связана с оперативной (рабочей) памятью.

При этом оперативная память позволяет работать с данными, поступившими в кратковременную память — подскажет цифры телефонного номера, чтобы вы успели их записать, либо напомнит, зачем вы вышли в другую комнату — а затем сотрет ненужную более информацию.

Но почему же мы до сих пор помним, что 2*2=4, что день рождения любимой бабушки в Июне, или то, что Архимед кричал “Эврика!”? Дело в том, что эти и другие подобные факты перешли в долговременную память. Именно там хранятся те данные, которые мы повторили достаточное количество раз, чтобы убедить мозг в их важности и актуальности.

Таким образом, кратковременная память — это та самая золотая середина, которая лежит между оперативной и долговременной видами памяти и “отфильтровывает” нужные воспоминания от ненужных, сохраняя первые и стирая вторые.

Другие виды памяти

Разумеется, существуют и другие виды памяти. Например:

  1. Cенсорная

    Сюда поступают сигналы от органов чувств, мимолётные ощущения, чтобы впоследствии трансформироваться в материал для кратковременной памяти.

  2. Механическая память

    Она позволяет телу двигаться, функционировать и принимать нужное положение, в автоматическом режиме. Именно благодаря ей мы не забываем, как нужно ходить или, скажем сидеть на стуле.

  3. Эмоциональная память

    Она специализируется на пережитых ранее чувствах и эмоциях.

  4. Логическая память

    Запоминание данных блоками. Например: не просто продовольственный рынок, а где находится, что там продается, какие цены, у какого продавца лучше покупать товар …

Прочитайте о различных видах памяти подробнее.

Однако эти виды памяти больше связаны с источниками воспоминаний или с механизмами восприятия, говоря же о сроках хранения, деление памяти на оперативную, кратковременную и долговременную более целесообразно.

Рекомендации по улучшению кратковременной памяти

Кратковременную память можно и даже необходимо развивать. Это поможет не только научиться сохранять нужные воспоминания, но и избежать всевозможных расстройств памяти в старости. Существует несколько простых способов, благодаря которым можно изменить гибкость ума и скорость мышления.

  1. Тренировка внимания
  2. Использование мнемотехники
  3. Правильное питание и физическая активность

Рассмотрим каждый из этих советов подробнее.

  1. Тренировка внимания

    Оперативная и кратковременная память требуют полной включенности в выполняемый процесс. Произвольное внимание, направленное на объект, связанный с запоминанием, помогает лучше запомнить материал, а затем — перенести его в долгосрочную память. Именно поэтому упражнения, направленные на развитие внимания, благотворно повлияют и на память.

  2. Использование мнемотехники

    Мнемонические приёмы рекомендовано использовать тем, кто имеет ярко выраженные проблемы с кратковременной памятью. Они также помогают переводить информацию в долговременную память, оказывая положительное влияние на скорость и качество запоминания. Действуют такие приёмы так: незнакомые и/или абстрактные понятия необходимо превратить в конкретные и понятные образы-ассоциации. Таким образом незнакомые данные прочно связываются с теми, которые уже хранятся в памяти, и информация максимально быстро закрепляется и не забывается.

  3. Правильное питание и физическая активность.

    Правильное с точки зрения потребностей мозга. Известно, что на улучшение памяти — как кратковременной, так и долговременной — положительно влияет употребление определённых продуктов:

    • содержащие витамины группы В (в особенности В6, В9, В12): зелёные овощи, белковые продукты, мёд.
    • витамины С, Е и бета-каротин. Они содержатся в ягодах и свежевыжатых соках.
    • жирные кислоты и Омега-3. Их источником являются морская рыба и грецкие орехи.

    Необходимо помнить, что недостаточно съесть горсть орехов, чтобы моментально улучшить память. Только ежедневное систематическое потребление необходимых продуктов даст хороший эффект в долгосрочной перспективе.

    Что касается физической активности, то несложные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе обеспечивают мозг кислородом и питательными веществами, что благотворно сказывается на его работе в целом и на способностях к запоминанию в частности.

Упражнения на развитие кратковременной памяти

Чтобы развить кратковременную память, необходимо регулярно ее тренировать с помощью специальных упражнений, направленных и на укрепление памяти, и на внимание.

Упражнения на внимание

  • Устный счет Решайте простые математические примеры на скорость в течение 3-5 минут. Это поможет научиться вспоминать ответы быстро и не отвлекаться.
  • Корректурные пробы Тренируйтесь находить определенные буквы или символы в поле с похожими знаками на скорость.
  • Найди отличия Тренируйтесь находить различия между картинками. Это научит вас быть внимательным к деталям.

Упражнения для развития памяти

  • Пары слов

    Запоминайте пары несвязанных между собой существительных, представляя их в одних обстоятельствах:

    Сумка — Дерево (Сумка зацепилась ручками за ветки раскидистого Дерева)
    Блокнот — Бегемот (Бегемот с упоением листает блокнот)

    Проверьте, легко ли вспомнить пару к одному из слов. Это упражнение тренирует скорость запоминания и наращивает объем запоминаемой информации.

  • Последовательности

    Запоминание последовательностей из чисел или из слов обладает схожим эффектом. Правда, для того, чтобы их запомнить придется соединить не два образа, а целую цепочку-историю, включающую в себя нужные элементы. Так, чтобы запомнить такую последовательность:

    Бабочка
    Стол
    Самолет
    Корзинка
    Книга

    Нужно представить бабочку, которая приклеилась лапками к столу, в стол на всём ходу врезается самолет, а по его трапу спускается корзина, полная книг.

  • Скрытые предметы

    Попросите друга, коллег или любого, кто оказался с вами в одной комнате, убрать, например, со стола любой предмет. Разумеется, таким образом, чтобы вы этот предмет не видели. Затем постарайтесь вычислить, какой предмет пропал. Так вы натренируете и память, и внимание.

Важное условие для выполнения всех подобных упражнений и рекомендаций — регулярность.

Иными словами, если вы не хотите через несколько лет обнаружить пробелы в памяти, начать работать над её развитием и укреплением нужно как можно скорее и чаще.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Скопировать ссылку на эту статью

Память кратковременная, или буферная память . Что такое «Память кратковременная, или буферная память «? Понятие и определение термина «Память кратковременная, или буферная память » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Память кратковременная, или буферная память – один из уровней иерархической системы преобразования входной информации. Основной процесс, который происходит в кратковременной памяти – выделение в видимом (ощущаемом, слышимом…) объекте информативных признаков в связи с выдвинутыми гипотезами.

После происходит интерпретация поступившей информации и перевод этой информации на язык оперативных единиц восприятия, которыми владеет наблюдатель. Начинает осуществляться оценка и отбор полезной информации, которая различается по цели деятельности, ожиданиям, установками субъекта.

Вместимость кратковременной памяти, прежде всего, зависит от содержания информации. Например, для букв она составляет 10-12 единиц, а вот для образной информации она не ограничена. Главная функция и одновременно особенность кратковременной памяти заключается в том, что она способна сохранять обобщенный образ воспринятой информации и ее наиболее существенные элементы в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд).

Самая важная характеристика кратковременной памяти – избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз.

Мы используем кратковременную память для запоминания самой важной и нужной информации в один конкретный момент времени. Самый простой пример – конспектирование лекции, по которой потом надо будет сдавать экзамен. Наш мозг фильтрует информацию, выбирая самое важное и существенное, в результате чего мы можем воспроизвести суть полуторачасовой лекции за пять минут.

< Память когнитивная

Память мгновенная, или иконическая память >

Популярные термины

    Память кратковременная, или буферная память

    Как мы забываем: пять особенностей нашей памяти

    Почему мы помним до мельчайших подробностей некоторые события из детства, но забываем, куда только что положили ключи?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Что (не) помогло мне после расставания: история читательницы и мнение психолога
    • Почему в России так популярны фильмы Marvel — мнение психолога
    • «Уволилась, чтобы заниматься любимым делом, но не получается. Как привлечь удачу?»
    • 7 неочевидных признаков депрессии, которые вы могли пропустить, — проверьте себя и близких
    • Как распознать токсичного начальника: 5 признаков — и как его обезвредить
    • «Все мы уникальны и важны»: как осознать безусловную ценность — мнение психолога
    • «Как перестать думать, что со мной что-то случится, если я не совершу определенный ритуал?»
    • «Меня что, прокляли? Не могу прервать цикл неудач в отношениях»

    Сегодня читают

    • «После рождения ребенка воспринимаю свекровь как врага. Как изменить свое отношение?»
    • Безопасность в любви: как помочь дочери избежать абьюзивных отношений — 7 советов родителям
    • Как понять, что партнер вам лжет: 6 основных признаков
    • В чем секрет мужского долголетия? Спойлер: дело не в еде и не в спорте
    • «Акула» против «плюшевого мишки»: как ссорятся разные типы людей — проверьте свою пару
    • «Убила детей, чтобы отомстить мужчине»: Медея — как менялась интерпретация древнегреческого мифа

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Кратковременная память | Факты, типы, продолжительность и емкость

    Кратковременная память (STM) является вторым этапом модели памяти с несколькими хранилищами, предложенной Аткинсоном-Шиффрином. Продолжительность STM составляет от 15 до 30 секунд, а вместимость — около семи элементов.

    Кратковременная память имеет три ключевых аспекта:

    1. ограниченная емкость (одновременно можно хранить только около 7 элементов)
    2. ограниченная продолжительность (хранение очень хрупкое, и информация может быть потеряна, если отвлечься или с течением времени)
    3. кодирование (в первую очередь акустическое, даже перевод визуальной информации в звуки).

    Эмпирические данные для STM

    Существует два способа проверки пропускной способности: один — диапазон, а другой — эффект недавности.

    Магическое число 7 (плюс-минус два) свидетельствует о возможностях кратковременной памяти. Большинство взрослых могут хранить от 5 до 9 элементов в своей кратковременной памяти.

    Эта идея была выдвинута Миллером (Miller, 1956) и он назвал ее магическим числом 7. Он думал, что кратковременная память может хранить 7 (плюс-минус 2 элемента), потому что она имеет только определенное количество «слотов» в памяти. какие предметы можно хранить.

    Однако Миллер не указал объем информации, который может храниться в каждом слоте. В самом деле, если мы можем «собирать» информацию по кусочкам, мы можем хранить гораздо больше информации в нашей кратковременной памяти.

    Теория Миллера подтверждается данными различных исследований, таких как Jacobs (1887). Он использовал тест диапазона цифр с каждой буквой алфавита и цифрами, кроме «w» и «7», потому что они состоят из двух слогов. Он обнаружил, что людям легче запоминать цифры, чем буквы. Средний размах букв составил 7,3, а цифр — 9..3.

    Согласно Аткинсону и Шиффрину (1971), продолжительность кратковременной памяти составляет от 15 до 30 секунд. Элементы можно сохранять в кратковременной памяти, повторяя их словесно (акустическое кодирование) — процесс, известный как репетиция.

    Использование метода, называемого методом Брауна-Петерсона, который предотвращает возможность поиска, заставляя участников считать в обратном порядке по 3 секунды.

    Петерсон и Петерсон (1959) показали, что чем дольше задержка, тем меньше информации вспоминается. Быстрая потеря информации из памяти при предотвращении репетиции рассматривается как указание на кратковременную память, имеющую ограниченную продолжительность.

    Baddeley и Hitch (1974) разработали альтернативную модель кратковременной памяти, которую они назвали рабочей памятью.

    Ссылки

    Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1971). Процессы управления кратковременной памятью . Институт математических исследований в области социальных наук Стэнфордского университета.

    Баддели, А.Д., и Хитч, Г. (1974). Рабочая память. В Г.Х. Bower (Ed.), Психология обучения и мотивации: достижения в исследованиях и теории (Том 8, стр. 47–89). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Миллер, Г. (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор , 63, 81-97.

    Петерсон, Л. Р., и Петерсон, М. Дж. (1959). Кратковременное запоминание отдельных словесных единиц. Журнал экспериментальной психологии , 58(3), 193-198.

    Кратковременная память | психология | Британника

    Похожие темы:
    память

    Просмотреть весь связанный контент →

    кратковременная память , в психологии понятие, включающее чрезвычайно ограниченное количество элементов, которые люди способны удерживать в памяти одновременно. Неоспоримое значение имеет долговременное понятие «кратковременная память» — одна из наиболее изучаемых тем в когнитивной науке. Почти каждый акт познания — рассуждение, планирование, решение проблем — зависит от способности человека хранить информацию и манипулировать ею.

    Революцию в изучении кратковременной памяти произвели эксперименты британского психолога Алана Д. Баддели и его коллег в 1970-х и 80-х годах. Согласно их модели, кратковременная или «рабочая память» состоит как минимум из двух буферов хранения: одного для зрительно-пространственной информации и другого для вербальной информации. Уникальным аспектом их модели было включение в нее «центрального исполнительного органа» (также называемого «руководящим вниманием»), который координирует действия буферов хранения и манипулирует информацией. Эту новую концепцию рабочей памяти можно сравнить с умственным рабочим пространством, а не с простым запоминающим устройством или каналом в «долговременную память». Переключение терминологии между кратковременной памятью и рабочей памятью отражает это убеждение в важности использования этого механизма для выполнения умственной работы.

    Многие недавние исследования краткосрочной памяти были сосредоточены на трех вопросах: (1) Существуют ли действительно отдельные хранилища для различных типов информации? (2) Какова природа центральной исполнительной власти? (3) Объясняют ли индивидуальные различия в способностях кратковременной памяти разные уровни способности читать, планировать и решать задачи?

    Хранение

    Исследования показывают, что существует как минимум два отдельных буфера хранения: один для вербальной информации, а другой для зрительно-пространственной информации. Большая часть свидетельств этого различия исходит из логики двойной диссоциации. Согласно этой логике, два когнитивных механизма (например, вербальная и пространственная кратковременная память) являются отдельными, если на выполнение задачи по-разному влияют две разные переменные. Например, выполнение задач на вербальную рабочую память (например, запоминание набора букв), но не задач на пространственную рабочую память (например, запоминание набора мест на экране компьютера), ухудшается из-за необходимости повторять слог или слово. (например, «the, the, the») во время задержки памяти. Предположительно, это связано с тем, что необходимость повторять слово или слог не позволяет людям молча репетировать буквы, которые нужно запомнить, — обычная тактика, известная как подвокальная репетиция. И наоборот, необходимость нажимать набор компьютерных клавиш в пространственном образце влияет на память на набор местоположений в пространстве, но не на память на набор букв. Взятые вместе, эти результаты показывают, что вербальная и пространственная кратковременная память зависят от разных пулов когнитивных ресурсов.

    Психологи Патрисия А. Ройтер-Лоренц и Андреа С. Миллер использовали логику двойной диссоциации, чтобы определить, зависят ли вербальная и пространственная кратковременная память от различных нейронных механизмов, путем тестирования пациента, перенесшего процедуру каллозотомии (расщепление мозга). Они обнаружили, что, когда вербальный вариант задачи предъявлялся левому полушарию, производительность была заметно лучше, чем когда вербальная задача предъявлялась правому полушарию. Обратное было, когда пространственная задача предъявлялась правому полушарию. Эти результаты были подкреплены данными нейровизуализации и исследованиями пациентов о разделении между вербальной и пространственной информацией, которые показали, что вербальные задачи в значительной степени опосредованы нейронными областями левого полушария, тогда как пространственные задачи относительно в значительной степени латерализованы справа.

    Центральный исполнительный

    В исходной модели рабочей памяти Баддели и Грэма Хитча центральный исполнительный орган был наименее развитым компонентом, что вызвало большой интерес к попытке охарактеризовать этот механизм. Некоторые исследователи предполагают, что он координирует и контролирует различные части системы. Такая концептуализация согласуется с рядом различных вычислительных моделей, поскольку многие основные архитектуры содержат механизм, который определяет, достигаются ли цели и подцели, и стратегически планирует инициирование различных процессов. Другие концептуализировали исполнительную функцию как совокупность процессов, которые служат для манипулирования содержимым рабочей памяти, включая торможение, внимание и временную упорядоченность.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Индивидуальные различия и развитие

    Одна вещь, которая, по-видимому, отличает более ранние представления о кратковременной памяти от рабочей памяти, заключается в том, что выполнение задач, связанных только с кратковременным хранением информации, не предсказывает, насколько хорошо люди будут выполнять навыки рассуждения более высокого порядка, в то время как выполнение задач включая одновременное хранение и обработку информации в памяти, предсказывает множество когнитивных навыков. Например, было показано, что объем рабочей памяти, определяемый способностью одновременно хранить и обрабатывать информацию, предсказывает навык понимания прочитанного. Объем рабочей памяти также позволяет предсказать, насколько хорошо люди справятся с задачами по решению проблем, такими как задачи условного мышления. Таким образом, оказывается, что объем рабочей памяти может объяснять многие навыки, составляющие интеллект.

    С точки зрения развития рабочая память имеет решающее значение, поскольку она может играть роль в изучении языка, особенно в приобретении словарного запаса. Кроме того, подобно тому, как объем рабочей памяти может предсказать выполнение когнитивных задач более высокого порядка, было высказано предположение, что способность рабочей памяти играет роль в различных детских и взрослых заболеваниях, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, математические нарушения и нарушения чтения. Кроме того, дети школьного возраста в культурах, в которых время артикуляции цифр или букв короче (например, китайцы по сравнению с немцами), демонстрируют больший объем памяти на более ранних этапах развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *